Описание картины Исаака Левитана «Золотая осень. Исаак Левитан, «Золотая Осень»: осенняя поэзия в пейзаже

На переднем плане картины «Золотая осень», которая принадлежит кисти великого русского художника Исаака Левитана, изображена река тихая и спокойная, с зеркально чистой гладью. Она течет почти бесшумно и едва заметно. Эта небольшая речушка настолько прозрачна, что в ней отражается заглянувший в нее с берега кустик с красными листьями. Слева от реки раскинулась рощица белоствольных берез в своем красно-желтом пылающем одеянии. Под красавицами – березками пожухлая рыжая травка образовала разноцветный ковер. Справа от реки художник изобразил небольшую дубовую рощицу, одетую в светло-коричневый наряд.

Вдалеке, за плотной стеной огненных деревьев, на пригорке, виднеется деревушка – всего несколько маленьких хаток. Перед ней расстилается зеленое поле – это ростки озимых, превратившее его в сочный зеленый коврик. А в вышине в светло-голубом небе плывут гонимые легким ветерком белые облака.

Вся картина «Золотая осень» написана мягкими, светлыми красками и заряжает нас бодростью в этот погожий денек. Это праздник золота и синевы. И немного грустно от того, что кончится праздник, вслед за ним придет увяданье, черно-белый зимний сон. Но глубоко внутри живет радостная уверенность, что впереди снова нас ждет зелень и бесконечная голубизна неба, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна.

Год написания картины: 1895.

Размеры картины: 82 x 126 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Другие картины художника:

Описание картины Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

Описание картины Исаака Левитана «Весна. Последний снег»

Описание картины Исаака Левитана «Вечерний звон»

Описание картины Исаака Левитана «Владимирка»

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

«Золотая осень» - известная картина И. И. Ле­витана, посвящённая красоте русской природы. Осен­ний пейзаж, созданный знаменитым художником в 1895 году, очень яркий, красивый и солнечный. Он вызывает у зрителя особенные чувства и никого не может оставить равнодушным. «Создатель пейзажа настроения», как часто называли И. И. Левитана, искусно передал необыкновенную красоту родного края и смог проникнуть в сердце каждого человека, который любит и ценит прекрасное. «Золотая осень» произвела огромное впечатление на И. Третьякова, который приобрёл её для своей коллекции. В на­стоящее время знаменитый пейзаж И. И. Левитана является достоянием Третьяковской галереи.

На картине И. И. Левитана «Золотая осень» изоб­ражена берёзовая роща в осеннем наряде. На перед­нем плане располагаются две осинки с почти опавши­ми листьями. Берёзки с золотыми вершинами распо­ложены слева. Особое внимание привлекает именно берёзовая роща, завораживающая своим необыкно­венным золотым убранством. Белоснежные стволы одеты в яркие жёлто-оранжевые наряды. Листья бе­рёз трепещут на ветру, переливаются, освещённые солнечными лучами, и блестят, словно золотые укра­шения. Одна из таких красавиц одиноко стоит на правом берегу реки, которая разлилась справа от берёзовой рощи. Водная гладь холодна и неподвижна. В ней, как в зеркале, отражается светлое голубое небо с белыми облаками и красноватые ветви раз­росшегося на берегу реки кустарника. Его нежные оттенки живописно украшают левый берег. Речная гладь дополняет красоту пейзажа, создаёт спокойное умиротворённое настроение.

Справа от реки, раскинув ещё зелёные ветви, расположились ивы. Своим цветом они создают кон­траст красок наступившей осени и уходящего лета. Но в этой незримой битве победа остаётся за осе­нью - зелень ив уже не такая яркая и сочная, какая бывает летом.

Земля покрыта осенней травой, которая ещё со­держит зелёные летние оттенки. Но в этот пёстрый ковёр неотвратимо вплетаются жёлтые краски осени, появляется багряный узор из опавших листьев. Все цвета травы яркие и насыщенные, только местами виднеются чёрные пятна теней деревьев.

На заднем плане картины заметны очертания да­лёких домов, лесов и полей, засеянных озимью. Поля привлекают взгляд яркой сочной зеленью, свойствен­ной весне, и как бы переносят нас в другое время года. Резкий переход к жёлто-коричневой траве, располо­женной справа от поля, напоминает о реальности - в природе царит осень.

Картина И. И. Левитана «Золотая осень» создаёт светлое лирическое настроение, радует яркими крас­ками осенней природы, пробуждает любовь к род­ному краю. От такой красоты невозможно отвести взгляд! Как природа могла сотворить такое чудо, которое восхищает нас, заставляет присмотреться повнимательнее, рассматривая мелкие детали, при­водит в восторг и вместе с тем навевает лирическое поэтическое настроение?! Не случайно именно осень пробуждала стремление мечтать и творить в сердцах знаменитых русских поэтов и писателей разных эпох:

А. С. Пушкина, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, в творчестве которых значительное место отведено теме именно этого времени года. «Золотая осень» И. И. Левитана является своеобразным призывом: «Люди! Не проходите мимо, обратите внимание на ска­зочную красоту, созданную природой, восхищайтесь ею, берегите её и сохраните для потомков!» В наше время технического прогресса и постоянной спешки умение замечать и видеть прекрасное особенно ценно. После просмотра картины И. И. Левитана «Золотая осень» хочется найти такое место на своей малой родине и восхищаться необыкновенными красками этого времени года.

Тема. Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень".

Цели урока. Познакомить учащихся с понятиями (текст, абзац, средства связи) на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист, живопись, живописец, колорит. Активизировать лексику по теме «Осень».

Оборудование урока.

Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень». -Искусствоведческий текст из книги В.Б. Розенвассера «Беседы по искусству» -

Содержание урока.

I. Рассказ учителя о художнике и его картине

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был выдающимся художником – пейзажистом конца 19 века.
Судьба его была нелегкой: выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И.Левитана буквально с самого детства. Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями его были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, В.Д.Поленов.
У А.К. Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы. В.Д. Поленов оказал большое воздействие на И. Левитана как колорист, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах художника, как «Первая зелень», «Березовая роща».
Картина «Золотая осень» (1895) создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени.

II. Беседа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками.
Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю...

Что изображено на картине?

Какие чувства хотел выразить художник?

Почему картина называется «Золотая осень»?

Какие краски (тона) выбрал художник, чтобы показать «золото осени»?

О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?

III. Запись на доске

Учащимся предлагается записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением.
Небо, река, поле, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.
Все эти слова – опорные, это объекты для описания, то, что уже дано нам картиной. А что мы можем сказать «нового» об этом «данном»?

На доске – запись:

Новое:

небо

голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками.

река

неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением.

деревья

желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые.

трава

сухая, желтая, как ковер, бурая.

поле

зеленое, свежее, как бархатный мягкий ковер.

деревушка

маленькая, дальняя.

IV. Беседа с учащимися по содержанию картины

С чего бы вы начали сочинение по картине?

С того, что художник И.И.Левитан изобразил красивую пору – осень.

Что бы вы написали после вступления?

Я бы стал(а) подробно описывать деревья, реку, небо…
-Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?

Я бы обязательно написал(а) бы о том, какая осень красивая пора года, как художник красиво ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась…

А теперь посмотрите, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве» В.Б.Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали только отдельные листы с отпечатанным текстом, и я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист первый и какой последний.
Давайте вместе попробуем разобраться в этом. Прочитайте отрывки. (Учащимся раздаются отпечатанные листы с текстом).

« «Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи».

Соответствует ли содержание текста картине? Являются ли отрывки одним текстом?

Да, являются, потому что во всех них говорится о картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой?
Основная мысль этого текста – это мысль о красоте русской осенней природы.

Правильно. Вы доказали, что все отрывки – один текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы расположили эти отрывки? Какой из них будет первым, (вторым, третьим)?

1.В начале текста я бы поставил(а) отрывок «Простым и привычным…». В этом отрывке описывается картина полностью, в общем.
2.За первым отрывком я бы поместил(а) подробное описание пейзажа и то, как написана картина. Эта часть самая большая по объему, и в ней объясняется то, о чем говорится в первом отрывке…
3.Отрывок «Всматриваясь в картину…» я бы поставил(а) последним, потому что в нем говорится о красоте природы, как будто делается вывод из всего, что сказали раньше.

Итак, мы восстановили с вами текст полностью. Обратите внимание, что каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете?
Наверное, потому, что каждый отрывок описывает картину по-разному. В каждом из них как будто есть своя мысль. Например, в первом отрывке мы сразу видим картину. А во втором мы будто смотрим на пейзаж вместе с автором текста и медленно передвигаем взгляд по картине.

Правильно. Предложения, объединенные одной мыслью (подтемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой? Если связаны, то как?

Да, абзацы связаны между собой. В первом абзаце автор говорит о реке. А второй абзац он начинает с того, что описывает то, что находится слева и справа от реки. Во втором абзаце часто повторяются слова «посмотрите», «присмотритесь», а в третьем абзаце делается вывод: «…всматриваясь в картину И.И.Левитана…».

Вы правильно заметили, что здесь абзацы связаны между собой однокоренными словами. Существуют и другие виды связи, но об этом мы узнаем позже.

Понравился ли вам текст?

Мне текст очень понравился. Автор подробно описал картину «Золотая осень». После чтения этого текста я лучше понял(а) картину И.И.Левитана.

Что нового о картине И.И.Левитана вы узнали из текста?

Я узнала, как художник писал картину, как он накладывал краски, чтобы показать движение воды и лучше изобразить золотую листву берез. -Как описывает автор реку, деревья, поле, небо? Какие слова он употребляет? Дополни те опорные слова, которые мы записали раньше, новыми, из текста.

V. Словарно-стилистическая работа
– Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих терминов:
Живопись – вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления с помощью красок.
Пейзаж – картина, изображающая природу.
Мазки – прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки.
Колорит – соотношение красок в картине по тону.

Образуйте от имен существительных пейзаж, живопись слова, существительные, обозначающие лицо.
(Пейзажист, живописец).

Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины.
(Изумрудно-зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы).
-Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было таким же красочным, выразительным, точным? Давайте попробуем собрать словесную “палитру” для картины И.Левитана.

Метафоры: зеркало реки, теплое золото листвы, панорама озимых полей, ворохи рыжей листвы, праздник красок, царство осени.

Сравнения: словно праздничные сияние, как лоскутное одеяло, будто облитые золотом деревья.

Эпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота, удивительная картина.

Олицетворения: солнце льет последнее тепло, березы танцуют, грустят камыши, природа призадумалась.

Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.

План.

1. Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым.

    Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников.

    И.И.Левитан – певец красоты русской природы.

    Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение.

2. Основная часть самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины.

    Картина И.Левитана “Золотая осень”.

    Общий план картины.

    Деревья на картине Левитана.

    Осенняя река.

    Лазурь небес.

    Задний план картины.

3. Заключение Оно может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым.

    Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?

    Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства.

    Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

Задание на дом: напишите сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Приложение.

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов». «Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что её густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась. И только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки».

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов». «Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что её густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась. И только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки». «Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

Левитана называют «поэтом природы» из-за его тонкого, философского восприятия русского пейзажа, немного грустного, непритязательного, но обладающего непреодолимой притягательностью и скромной, неяркой красотой. Картина, которую в 1895 году написал Исаак Левитан, «Золотая Осень», очень отличается от остальных его работ как раз тем, что она пронизана солнцем, ярка и непринужденна.

Биография художника

Исаак Левитан родился в небогатой еврейской семье из небольшого литовского местечка. Отец Левитана был очень образован, и чтобы улучшить материальное положение семьи, перевез домочадцев в Москву, где его старший сын Авель (Адольф) поступил на обучение в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года по его стопам пошел Исаак, поступивший туда же в 1873 году.

Будучи евреем, Исаак Левитан многократно сталкивался с гонениями и другими проявлениями антисемитских настроений, вплоть до окончания училища без диплома художника. Из-за этого прекрасный и талантливый художник-пейзажист был вынужден давать платные уроки и писать портреты на заказ. В середине 80-х годов финансовое положение Левитана улучшилось, и он смог посвятить себя пейзажной живописи.

Исаак Левитан, «Золотая Осень»: описание картины

Исаак Левитан написал две картины с одинаковым названием с разницей всего лишь в один год. Многие искусствоведы считают, что художник не был удовлетворен первым вариантом, поэтому написал более легкий и «прозрачный» пейзаж, изображающий то же живописное место. Обе картины были созданы в Тверской губернии, в местечке Островно, и изображена на них река Съежа.

На картине проиллюстрировано время года, которое больше всего любил Левитан, - золотая осень, тот период, когда в редкие солнечные дни светом и золотом пропитано все вокруг. Тонкие бело-желтые березки обрамляют берег небольшой речушки, в водах которой смешались все цвета осени. Яркие холмы убегают к горизонту, словно на встречу с прозрачным бело-голубым небом. Яркие оттенки и легкий сюжет создают практически идиллический пейзаж, что на фоне более хмурых и тусклых картин Левитана выделяют «Золотую Осень» в особую категорию.

Анализ картины

Полотно, которое на заре русского импрессионизма начал писать Левитан («Золотая Осень»), одновременно характерно и нехарактерно для пейзажной живописи великого художника. С одной стороны, тонкие, высокие березки являются особенностью пейзажей Левитана, с другой - яркие, мажорные тона и небрежные мазки категорически противоречат традиционной технике живописи, характеризующей ранние картины художника.

«Золотая Осень» - картина Левитана, которая соединяет в себе черты импрессионизма и традиционной академической живописи. Очертания деревьев, берега, реки, холмов и даже небольшой деревеньки на дальнем плане остаются не размытыми пятнами, как в большинстве импрессионистских полотен, а имеют вполне различимый контур. Художник позволил свободным, небрежным импрессионистским мазкам преобразить передний план картины, где золотые листья и пожухлая трава словно оживают на глазах у зрителя.

Сюжет

Пожалуй, лучше всего сюжет картины описывают строки Александра Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

Левитан написал десятки пейзажей, но самый известный — «Золотая осень»

Вдали видны деревенские домики, поля, а надо всем этим — голубое небо в белых облаках. Левитан очень любил писать осень, но обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Видимо, за это ее относят к так называемой оптимистической серии Левитана.

Портрет Левитана. Валентин Серов, 1893

Контекст

Левитан работал над картиной в Тверской области. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. С его женой у Левитана, кстати, закрутилась интрижка, которая ничем хорошим ни для художника, ни для почтенной дамы не закончилась. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.

Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она поехала по стране: Москва (где ее купил Третьяков), Нижний Новгород, Харьков. В последнем картину чуть было не уничтожили: на полотно упал медный козырек настенного калорифера и прорвал холст насквозь. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, вы не найдете «рану» — ее искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.

«Золотую осень» чуть не уничтожили в Харькове

Левитан считал полотно, которое изначально называлось «Осень», грубым. Вскоре художник написал другую картину, которую назвал уже «Золотой осенью». По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.


«Золотая осень», 1896

Судьба художника

Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в которой жила семья, Левитану приходилось нелегко. Московское училище живописи, ваяния и зодчества время от времени оказывало Исааку и его брату, который учился там же, материальную помощь, а затем и вовсе освободило их от оплаты. При этом звание художника по окончании заведения они не получили — только дипломы учителей рисования.


«Над вечным покоем» (1894)

Преподаватели по-снобски смотрели на виды Останкина и Саввинской слободы, исполненные Левитаном. По их мнению, еврейский мальчик не должен был покушаться на темы коренных русских художников. Между тем, именно Левитан ввел моду на Плес, на волжские просторы, леса и поля.

Из-за меланхолии Левитан сымитировал попытку самоубийства

Из поездки во Францию и Италию Левитан вернулся воодушевленный тем, как работали импрессионисты. Он мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. И все же время от времени его мучила сильнейшая меланхолия. Раз он даже сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. Но получилось так неловко, что даже сомнений не возникло — все это был фарс.


«Владимирка», 1892

Исаак Левитан умер совсем молодым, месяца не дожив до 40-летия. В его мастерской остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов.