Неравный брак. История картины "неравный брак"

Публикации раздела Музеи

Печальные невесты в русской живописи

С вадьба - один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русском искусстве. Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания работ трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Разглядываем картины вместе с Софьей Багдасаровой.

«Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это - исследователи спорят до сих пор. Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины - «Двоеженец».

Василий Пукирев. Неравный брак. 1862. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Пукирев. Прерванное венчание. 1877. Азербайджанский государственный музей искусств, Баку

«Прерванное обручение» Адриана Волкова

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский . На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал! По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.

Адриан Волков. Прерванное обручение (эскиз). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Адриан Волков. Прерванное обручение. 1860. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами - фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен - фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, - у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

Владимир Маковский. К венцу (Прощание). 1894. Самарский областной художественный музей, Самара

Владимир Маковский. Выбор приданого. 1897-1898. Харьковский художественный музей, Харьков

«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея , полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними. Второй вариант, из Третьяковской галереи , более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»… В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает.

Фирс Журавлев. Перед венцом. 1874. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Фирс Журавлев. Перед венцом. До 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фирс Журавлев. После венчания. 1874. Тамбовская областная галерея, Тамбов

«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся! Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…

Илларион Прянишников. В ожидании шафера. 1880-е. Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл., Серпухов

Илларион Прянишников. У тихой пристани. 1893. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева

Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными, либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные - боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди»

АФОРИЗМЫ.РУ - Литературный сайт Геннадия Волового
Лучшие авторы современной русской литературы, афоризмы, притчи, анекдоты.
www.aphorisms.ru

НЕРАВНЫЙ БРАК - ЛОЖЬ И ПРАВДА

"Лицемерие - это знание нашего общества.
Лицемерие - это заговор алчных.
Лицемерие - это знамя женщины..."
(Геннадий Воловой)

Картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак» впервые появилась на выставке 1863 года, одновременно с «Тайной вечерей» Н.Н.Ге. Картина Пукирева сразу же привлекла к себе внимание публики, которая с восхищением оценила работу художника. В том же году художник получил звание профессора. И сегодня она привлекает внимание зрителей в Третьяковке, которые с удовольствием смотрят на великолепие красок ушедшей эпохи.

Картина написана с определенным смыслом. И на удивление этот смысл не выявляется ни критиками, ни зрителями. Все вступают в молчаливый заговор сокрытия истины и толкования картины в таком ключе, который бы понравится всем. В результате такого замалчивания уже сложилась дурная традиция говорить не о том, что реально изображенно, а о жестокости общества, принуждающего юную деву идти замуж за омерзительного старика...

Вот перед вами эта картина. Вглядитесь в нее, вдумайтесь, сделайте выводы... Освободите ваш разум от рутины, смотрите прямо в глаза истины и она расскажет вам всю правду о истинном замысле художника...

Что же вы увидели?.. Эгоистичного старика, котрый женится на бедной и несчастной девушке, силой обстоятельств вынужденной связать себя узами брака с нелюбимым? Убитого горем молодого человека, который потерял любимую в угоду косному обществу.. Какая красивая и сладкая ложь!.. Очередной миф, который создает общество, чтобы скрыть свои пороки!

Рассмотрим традиционный взгляд, который утвердился в общественном мнение, и который определяет идеологию картины.

"Сюжет картины - нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают замуж за богатого старика. Внешность невесты очаровательна: у нее еще неоформившиеся, по-детски мягкие черты лица, красивые глаза. Невеста бледна, вероятно, она близка к обмороку. Пожилой жених производит неприятное впечатление: у него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы. Этот человек привык приказывать. Судьбу девушки легко предугадать: она станет игрушкой в доме богатого и властного старика. "(сочинение по картине, интернет)

В воображении зрителя рисуются властные и алчные родители, которые заставили выйти замуж за богатого чиновника. Сразу вспоминается Пушкинский Дубровский... Бедная Маша, которую отлучили от благородного разбойника..

Дряхлый, но еще статный старик, женится на молодой девушке, почти ребенке. Жених важный вельможа, генерал-чиновник. На шее жениха орденский крест Владимира II степени и соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. А невеста, бледная, несчастная, после ночи выплаканых слез едва держится на ногах, и кажется, что она обессиленная сейчас просто лишится чувств или обессиленно сядет прям перед священником.

Налицо вопиющая несправедливость неравного брака!.. О зритель, ужаснись этой картиной несправедливости. Цветущее дитя связывает брачные узы с черствым и высохшим стариком! Священник услужливо склонился перед надменным чиновником и приторно прислуживает ему. Он видит, что молодая девушка не хочет замуж, но он не внимает установкам бога на свободное волеизъявлением, он подчинен тому же духу стяжательства. Примерно так же как Пушкинская Маша в Дубровском, которую буквально внесли в церковь и обвенчали со старым ловеласом, которого Пушкин вознес в благородного героя. Он хорош тем что богат, и тем что смел - стреляет в разбойников, когда те настигают на дороге. Но тем не менее и в этом и другом случае священник нарушает свои прямые обязанности и венчает людей, которые не согласовали свои желания, венчает людей, когда одна из сторон вынуждена соединять узы брака против своей воли...

Священник надевает обручальное кольцо на застывший палец мертвой руки убитой горем девушки, благославляя брак без любви, а иначе говоря по расчету, где все в выигрыше. Священник получит свой барыш, царедворец юную красавицу, родители хороший выкуп за невесту, единственно пострадавшими здесь выступает любовь, которую бросает в жертву злату.

"«Неравный брак» – зрелая и вполне законченная картина Пукирева. Мысль автора, его идея познаются сразу. Здесь все продумано, все взвешено".
Что же имено?.. Молодую девушку заставили против ее воли выйти замуж за старика, разлучив с любимым. Нам жалко девушку, нам жалко несчастного молодого человека, нам жалко, что любовь разрушилась этим жестоким и несправедливым миром, где царствует одна корысть и расчет!.. Занавес закрывается, зритель утирает слезы!..

"Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чужим ей, нелюбимым человеком". (с сайта www.rodon.org)

Примерно так же ждала Маша своего освободителя Дубровского, но вот незадача, он опоздал, вовремя не явился, (не без помощи автора, разумеется) и потому, увы, судьба разлучает их. А вот на картине ситуация другая. Любимый нашей героини стоит рядом и может воспрепятствовать бракосочетанию, сорвать его, а он же напротив выполняет роль шафера... Увы, не разбойник Дубровский, который бы выхватил кинжал и ударил бы им в самое сердце жениха, а то и священника. У нашего "Ромео" нет решительности до конца бороться за любовь. Это задумчивый в своем скорбном размышлении молодой человек, который выполняет роль шафера на свадьбе. Любимый же стоит рядом и ничего поделать не может. Он слишком интелегентен, чтобы драться за свою любимую, как и она слишком безвольная, чтобы отвергнуть сватовство генерала-чиновника и сказать решительное нет священнику.

В. В. Стасов справедливо назвал «Неравный брак» «одной из самых капитальных, но вместе и самых трагичных картин русской живописи». «Что может быть проще взятого тут сюжета? – вопрошал критик. – Продажа и покупка невесты – это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?» .

Красивая история, которую изложили нам, не имеет никакого отношения к реальности изображенной на картине. Торг?.. Да, есть торг, но этот торг должен вызывать не сочувствие к невесте, а отвращение... Перед нами прямой факт, который не хотят осмыслить имено в его прямом значении. Зрители находят оправдание и понимание, находит сочувствие и сопереживания, но не находит здравый смысл, чтобы понять, что же означает сей факт?...

А означает он следующее. Девушка на картине предала любовь. Она предала молодого человека и продала себя за деньги. Не надо искать оправдания в ее поступке, что ее заставили или ее уговорили. Любовь не прощает предательства. Если мы соглашаемся с тем, что девушка не имела выхода, то тогда давайте Шекспира объявим шарлатаном, а Джульетту сумасбродной девицей, которая по откровенному идиотизму покончила жизнь самоубийством, вместо того, чтобы согласиться на брак с представителем своего клана...

Есть две правды. Это правда русской девушки, которая согласилась под давлением родителей выйти замуж за нелюбимого, и правда Джульетты, которая предпочла смерть. Но двух правд не бывает, как не бывает за окном одновременно дня или ночи... Если слушать сладкозвучные суждения отечественных критиков, то получается правда на стороне героини Пукирева. А если следовать суждениям Шекспира, то правда на стороне его героев. Для которых любовь оказалась выше смерти...

Что мешало русской героине бежать из дома?.. Что мешало преодолеть гнет родителей?.. Что мешало погибнуть за любовь?.. Слабость?.. Тагда эта девушка недостойна любви, если она ради любви не готова бороться, то как человек она ничтожна, она слаба, она незрела, она должна быть осуждена.. К чему же сочувствовать человеку, который так предательски слаб, который не хочет бороться за любовь, который не хочет преодолевать препятствия ради того, чтобы быть с любимым... Ничтожный типаж женщины, который может вызывать только брезгливое сочувствие...

У человека есть выбор, был выбор и у героини "неравного брака". Она могла убежать с любимым?.. Могла.. Могла не одеть на себя платье и не пойти в церковь?.. Могла.. Могла бы броситься в воду как Катерина?.. Могла... Но она ничего этого не сделала, она сделала выбор в пользу слабости. В пользу того, что любовь для нее меньше, чем ублажение окружающего мнения, родителей, самой жизни. Любовь для нее ничтожна. И хотя ей тяжело, но она готова преодолеть любовь...

Однако слабость и безвольно сть весьма редкое явление для женских типажей, это скорее исключение, а вот что является правилом, вот в этом надо разобраться. В чем была ошибка тех интерпретаторов, которые оправдывали героиню?.. В том, что они не смотрели в суть факта, хотя он на лицо. Вот он прямо изображен. Вот молодая девушка, вот ее любимый, вот сановный чиновник. Прямой факт говорит, что девушка отказалась от любимого ради сановника. То есть, она предпочла материальные выгоды. Так между двумя выборами материальным или духовным, она выбрала первое. Это грубая, материалистическая, беспощадная правда жизни. Женщина в реальной жизни жертвует любовью во имя меркантильности. Этот факт сложно принять, он вызывает возмущение. Все наше сочувствие идет к несчастной девушке, которая изображена с такой безысходностью и безвольностью. Тем не менее главным мотивом написания "неравного брака" стала эта грубая правда жизни.

А может быть действительно у нашей героине не было выбора? Ведь девушки той эпохи находились в подчинении родителей. А ослушаться их волю значило бы быть проклятым, и даже лишиться наследства. Но даже в те времена у девушки был все-таки выбор, она могла дать отказ нелюбимому и дать согласие любимому. Или же "бежать в темную ночь" с любимым, как это сделала Наталья из повести Карамзина "Наталья, боярская дочь"

«Как? Без ведома отца моего? Без его благословения?» - «Без его ведома, без его благословения, или я погиб!» - «Боже мой!.. Сердце у меня замерло. Уехать тихонько из дому родительского? Что же будет с батюшкою? Он умрет с горя, и на душе моей останется страшный грех. Милый друг! Для чего нам не броситься к ногам его? Он полюбит тебя, благословит и сам отпустит нас в церковь». - «Мы бросимся к ногам его, но через некоторое время. Теперь он не может согласиться на брак наш. Самая жизнь моя будет в опасности, когда меня узнают».

Что же мешало юной деве подобно Наталье с любимым убежать и обвенчаться?.. Только слабость и трусость, только просчет будущей наживы от чиновного мужа. Он и достаток нажил и пенсию в 300 рублей в год заслужил, немалый для того времени деньги... Вот и подалась девица уговорам родителей, вот и переступила через свою душу и сердце. Нелегко дается выбор девушке, но ведь преодолевает себя, идет под венец, отказывается от борьбы, пускает свою судьбу по течению, как челн, который несет река без весел... Наверно так уговорили и Татьяну Ларину, но та хоть была уверена, что не нужна любимому, а тут, вот он рядом стоит, покажи на него рукой и скажи священнику, вот он мой любимый, не хочу я выходить замуж за мерзкого старика, хочу с любимым жить, или венчай меня священник или забери мою жизнь! За любовь все отдам!.. Но нет.. молчит, безмолвствует, следует властной руке судьбы...

Главным источником идеи картины художника стало действительное событие – история несчастной любви друга Пукирева С.М.Варенцова. За год до создания картины состоялось обручение богатого фабриканта, уже достаточно пожилого, с молоденькой девушкой из бедной семьи, некой С.Н. Рыбниковой, возлюбленной Варенцова. По неким причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе". Закончила Рыбникова печально. В богадельне.

" – И я должна сказать, что когда ко мне приходят, все спрашивают, а это правда, что справа этот молодой - это и есть сам художник... На наше счастье, мы недавно купили один рисунок, с надписью, Владимир Сухов, портрет Прасковьи Матвеевны Варенцовой, 1907 год, надпись, Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве в Мазуринской богадельне... Вот ее жизнь, да, она пережила, видимо, своего старика. У Мазуриных было помещение для таких купчих, бывших купеческих жен, примерно на 50 человек, там на Котельнической набережной, собственно, закончилась ее, видимо, жизнь, этой женщины.". (Л. ПОЛОЗОВА. (Эхо Москвы)

Вот она правда жизни. Главная правда заключается в том, что молодые женщины не только готовы выйти замуж за нелюбимых, но и пожертвовать любовью. Эта самое ужасное, что женщина, источник любви и вдохновения так цинично распоряжается собственной судьбой. Для нее ее молодость становится предметом торга. Это она продает себя, а общество лишь способствует. Если проститутка продает свое тело ради обогащения многим мужчинам, то обычная женщина продает не только свое тело, но и свою душу богатому мужчине. Браки по расчету стали столь циничны в российской обществе, что царь вынужден был запретить их. Вот так только запретом и можно было ограничить алчность молодых девиц.

"Отношения это торг - каждый выставляет свою цену и покупатель ищет продавца а продавец покупателя. Слова лишь оболочка для торга в основе которого лежат две вещи - сексуальность и деньги. Сексуальная женщина продается по самой высокой цене. Богатый мужчина покупает себе наиболее сексуальную женщину. В мире где все продается и покупается нет места любви - ведь любовь не купишь ни за какие деньги, а нежность не приобретешь никакими ухищрениями". (Геннадий Воловой)

Интересную ситуацию описал один писатель в своей книге о том, как завоевать женщину, к сожалению не помню ни автора, ни названия книги, поэтому привожу его рассказ по памяти. Автор решил поставить эксперимент, чтобы выявить меркантильность женщин. На заре перестройке, когда только начались появляться первые бизнесмены, расцветал рэкет, а девочки в школе мечтали стали стать валютными проститутками, он дал объявление в газету, где написал. Что "молодой человек, проживающий в общежитии, рабочий на заводе, крепкий, спортивный, без вредных привычек, любит животных и детей, хочет познакомиться с девушкой для создания семьи". Спустя некоторое время к нему пришли три приглашения. От женщины старше сорока лет, от матери трех детей, и от алкоголички.

Тогда спустя месяц он разместил новое объявление в котором изменил свой статус. Он написал. "Бизнесмен, имеющий прочный и солидный бизнес, лысый, маленького роста, с животиком, с непростым, если не сказать тяжелым характером, сорока лет желает познакомиться с целью иметь любовницу, замужество возможно, но не обещаю". На это предложение откликнулись... 400 писем!.. Кого только не было среди них. Совсем молоденькие девушки готовы были бросить к ногам свою невинность. Замужние женщины предлагали стать любовницами. Остальные просто рвались замуж за такого "удачного женишка". Классическая ситуация повторилась как и в сказке про "Цахиса", который был безобразен, но у которого на лысине было три волоска. И девушки влюблялись в него и не видели его уродства. Все закономерно, женщины выбирают злато и предают любовь.

"Если женщина хочет подцепить богатого мужчину с целью заработать деньги ей надо знать что в этой сфере существует жестокая конкуренция так деньги нужны всем. Тут вопрос состоит не в том где найти это не проблема а стоит ли женщина того чтобы ее искали? А для этого надо обладать красотой, веселым характером, стервозностью, умением порабощать мужчину, будить в нем страсть и интерес. Словом женщина должна быть такой чтобы вызывать у богатого мужчины желание покупать ее за деньги и отодвигать в сторону конкурирующую претендентку на кусочек его богатства". (Геннадий Воловой)

Сегодня времена изменились, но не изменились алчные желания женщин. Конечно, сегодня юные девушки уже не мечтают быть валютными проститутками, но страсть к наживе, к внезапному обогащению за счет мужчины ослепляет и манит к заманчивыми горизонтами. И сегодня экскурсовод Людмила Полозова перед картиной "Неравный брак" искушает юных дев каверзными вопросами. И слышит разные ответы от разных возрастных групп. Если это девочки-пятиклассницы, то они хором говорят, что никогда бы не вышли замуж за старика, если это девушки-восьмиклассницы, то они уже начинают сомневаться и не столь категоричны, а если это молодые женщины, то они уже открыто выражают возможность такого своего замужества... Вот, эволюция чистой души девочки, до замутненным корыстью души девушки.

"Демон который закрался в душу женщины нашептывает ей: «Тебе нужен сильный мужчина а сила в деньгах. Ведь мужчина умеющий зарабатывать привлекает к себе даже не самими деньгями а той уверенностью которая исходит от него. Ты должна быть тылом поддержка и опорой для этого мужчины. Тебе нужно думать о твоих детях а их счастье в богатстве». Как только женщина согласится с этими доводами - она предаст любовь". (Геннадий Воловой)

Есть пословица, которая как можно лучше характеризует лучшие качества мужчины и женщины, она своей краткостью проливает свет на подлинных людей и звучит она так. "Мужчину проверяют булатом, женщину - златом". Когда женщина освободиться от "оков" "злата", когда она будет обладать свободной душой и будет выбирать любовь, когда она преодолеет все прептятсвия и соблазны ради любви, только тогда женщина состоится как свободная личность. Вот тогда девушка и сможет выбрать подлинные ценности и обрести лучшую судьбу, которую можно найти в жизни!..

"Если девушка заглянет в глубину души, то она увидит, что ее душа жаждет не любви, а тщеславия. Если женщина заглянет в глубину души, то увидит, что ее душа жаждет не любви, а злато. Если старуха заглянет в глубины души, то увидит, что душа ее хочет только любви. Если бы разум старухи вложить в девушку и женщину, сколько бы ошибок они бы избежали?". (Геннадий Воловой)

И в заключении статьи я предлагаю читателю замечательное восприятие картины "Неравный брак" героем Геннадия Мартынова.(Живописные сны)

"Дрожащая рука священника с золотым колечком тянется к пальчику невесты. А ведь то, что делает этот дед в сверкающем золотом одеянии ничем иным, как богохульством, и назвать нельзя. А он как бы по праву, данному ему от Бога, совершает это противное Богу святотатство. Ведь он обручает молодость, красоту, жизнь с увяданием, дряхлостью и самой смертью. Вряд ли боженька сверху с одобрением смотрит на это противоестественное всей природе человеческой деяние. Неужели и все тесно стоящие позади люди не понимают этого. Любое живой создание – это творение божье. И соединение в нем всего живого предназначено прежде всего, чтобы жизнь не прекращалось. А это значит, что соединение по божественной мысли должно происходить только в том случае, и для того только, чтобы исполнить первый закон всего сущего на земле – продлить жизнь.
Невеста – еще совсем девочка-подросток – стоит вся подавленная тяжестью подневольного ритуального действия, в котором ей отведена главная роль. Зов юной плоти, еще насквозь пронизанный романтическими мечтами, грубо и безжалостно подавляется в этом Божьем доме. Это трогательное юное создание, которое, кажется, только-только отложило в сторону свои любимые куклы и все игры в дочки-матери, уже по выходу из этого наполненного запахом ладана пространства, должна отныне проникаться суровым чувством конца всей поэзии ожидания счастья под бдительным холодным взором старца, которого только что ей нарекли в супруги.
Андрей хорошо запомнил эту картину с самого детства, с того момента, как их третий класс впервые привели на экскурсию в знаменитый музей. Тогда он плохо понимал, кто и почему заставил эту всю в белом одеянии большую девочку с печальным лицом и глазами, из которых вот-вот польются слезы, лишенной сил до такой степени, что легкая свеча валится из ее рук, стоять рядом с этим противным стариканом, похожем на высохшую мумию, и огромной звездой, усыпанной брильянтами, на груди. Он явственно слышал его скрипучий голос. Суровый дед едва слышно наставительно, как школьницу, учит, как ей подобает вести себя в этот момент. В чем же она провинилась, и чем так недоволен дед со звездой? И за что ее сейчас непременно накажут? Он это не понимал. Но девочку ему было до слез жалко".

" – Картина Пукирева «Неравный брак» впервые была показана на академической выставке 1863 г. в Санкт-Петербурге. Сначала она была приобретена известным московским коллекционером Александром Борисовским, он был другом художника Пукирева и дважды финансировал их совместные поездки по Европе. В коллекцию Третьяковской галереи картина «Неравный брак» поступила в 1871 г., Павел Михайлович Третьяков купил ее у Борисовского, он покупал у Борисовского и другие картины. Третьяков заплатил Борисовскому 1 500 руб., по тем временам это достаточно высокая цена. Картина имеет уникальную резную золоченую раму из цельного дерева, которую сделал друг Пукирева Гребенский. В благодарность за такой роскошный подарок Пукирев изобразил одного из персонажей картины с портретными чертами Гребенского. Павлу Михайловичу Третьякову так понравилась эта рама, что впоследствии он стал заказывать Гребенскому рамы и для других своих картин." (Г. ДОЛИНЧУК. Эхо Москвы)

Рецензии

Неточность. Не С.Н.Рыбникова закончила свою жизнь в богадельне, а модель с которой Пукирев писал свою картину - П.М.Варенцова. А Рыбникова жила богато и счастливо в своем доме до конца дней.

"В 2002 году В Третьяковскую галерею поступил портрет,сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве?

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


Вокруг картины Василия Пукирева «Неравный брак» ходило множество слухов и легенд еще во времена ее создания, в 1862 г. Сюжет был настолько хорошо знаком и так понятен публике, что он удивления не вызвал. Вопросы вызвало другое обстоятельство – в образе шафера художник изобразил самого себя. Это заставило говорить о том, что сюжет был автобиографичен и возник из-за личной драмы Пукирева. А позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…



Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму – якобы его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.



Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.



Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением – молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.



Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах. Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание – головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».



Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Можно ли это объяснить магическим влиянием картины? Вряд ли. Скорее всего, ее иронический и обличительный смысл был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя – и отказывались повторять его ошибку.

Картина “Неравный брак”

Оформление: И. Мартынов

Жанр: Бытовой

Эпоха, стиль, направление: Реализм

Материал: Холст

Техника исполнения: Масло

Цвет: Многоцветная

Зубцовка: 12x 12, гребенчатая

Тираж: 6 900 000

Способ печати: офсет с лакированием

Бумага: обычная

Каталоги: ЦФА 5213 и. Ст. коллекция 5213

Место хранения: ФГУК “Государственная Третьяковская галерея”

Размер: 173 x 136,5

Год поступления: 1871

Источник поступления в музей: Приобретено П.М. Третьяковым у А.А. Борисовского

Дата создания: 1862

Место создания: Неизвестно

Характеристика картины, описание, сюжет

В сентябре 1863 года в Петербурге открылась очередная академическая выставка. Она не вызвала особенно оживленных откликов. Но те, кто внимательно следил за ростом молодого, еще не окрепшего реалистического искусства, увидел, что наконец-то оно «пришло». Страстный поборник жизненной правды в искусстве В. В. Стасов так и писал: «Оно, наконец, пришло... и хотя на нынешней выставке появилось не много его представителей, но эти немногие образчики свидетельствуют о росте, о начинающейся силе, о глубоком и действительном развитии». В качестве самого веского доказательства верности своего суждения Стасов указывал на картину «Неравный брак», исполненную молодым художником В. В. Пукиревым. Работа эта привлекла к себе общее внимание и вызвала самые противоречивые суждения.

Неравный брак! Как много горя и жестоких страданий приносили подобные браки своим жертвам! Сколько глубоких трагедий породили они в прошедшие времена! Тема неравного брака не случайно прошла через все русское искусство. В заунывных, преисполненных грустью народных песнях плакалась о своей горькой доле русская женщина. Многих выдающихся художников слова, кисти, музыки захватывала эта тема своей трагичностью.

Почерпнутый из самой жизни мотив неравного брака пришел в изобразительное искусство значительно позже, чем в литературу, и лишь тогда, когда «бытовой жанр» стал завоевывать право на существование в русской живописи. Новатором выступил здесь П. А. Федотов, зачинатель критического реализма, автор «Сватовства майора». Однако, повествуя о горькой правде жизни, этот замечательный художник не прибегал к суровому и беспощадному гражданскому обличению. Оно появилось в русском изобразительном искусстве несколько позже, с 1860-х годов, в эпоху бурного общественно-демократического подъема. Именно в эти годы и начал свой творческий путь Пукирев, принадлежавший к славной плеяде тех шестидесятников, которые заложили основы искусства критического реализма.…

Полутемная приходская церковь. Тонут в окружающем мраке предметы церковной утвари. Лишь присмотревшись, замечаешь причудливые бронзовые завитки тяжелого паникадила, тускло поблескивающую позолоту на царских вратах да едва проступающие на них силуэты темных икон. Сильный поток света, падающий из невидимого источника, находящегося где-то слева, за пределами холста, врывается в темноту, резко освещая центральную группу -- жениха, невесту и священника. Растворяясь во мраке церкви, он все же отчетливо выделяет и небольшую группу участников свадебного обряда, окруживших венчающихся.

Неравный брак! Это понятно зрителю с первого взгляда на картину. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком? Сухая расчетливость и черствый эгоизм сквозят в чертах его лица. Это - человек без сердца, без души, и брак, в который он вступает, не что иное, как прихоть престарелого сластолюбца, своеволие богатого самодура.

Как явствует из материалов, поступивших недавно в Государственную Третьяковскую галерею от родственников Пукирева, в основу работы над картиной художником было положено действительное событие. В 1861 году, то есть за год до создания картины, состоялось обручение одного богатого фабриканта, уже достаточно пожилого, и молоденькой девушки из бедной семьи, некой С. Н. Рыбниковой. Пукирев знал об этом обручении от своего друга и ученика С. М. Варенцова. По рассказу последнего, он и С. Н. Рыбникова любили друг друга, но по неизвестным нам сейчас причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе. Использовав конкретное событие, художник не ограничился протокольным его изображением. Жизненный факт он подчинил своему творческому замыслу, основывавшемуся на социальном обобщении. Пукирев сделал жениха значительно старше и дряхлее, чем тот был на самом деле, невеста же выглядит в картине почти ребенком. Вопиющая несправедливость неравного брака стала восприниматься с наглядной убедительностью. Кроме того, стремясь передать, возможно, выразительнее отрицательные свойства героя, Пукирев превращает его из фабриканта в штатского генерала-чиновника. Так и веет от этого человека чем-то казенным, сухим, чопорным. Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица! Особенно неподвижным и застылым кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, скосив лишь глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

С той же целью контрастного противопоставления Пукирев написал полный очарования образ юной невесты. Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот - все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с «кованой» жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чужим ей, нелюбимым человеком.

Известно, что в 2002 году сотрудникам Третьяковской галереи попадает карандашный рисунок Сухова В. Д., сделанный им в 1907 году. На портрете изображена старушка с красивыми глазами, а внизу подпись: «Софья Николаевна Рыбникова, с которой 44 года назад художник В.В. Пукирев написал свою известную картину “Неравный брак”.

Госпожа Рыбникова живет в Москве, в Мазуринской богадельне». Оказалось, что та молодая девушка, вышедшая замуж за богатого старика, 44 года спустя закончила свои дни в нищете…Большую роль в творческом замысле художника играет и священник, совершающий свадебный обряд. Пукирев весьма умело вводит в композицию его фигуру, наполовину срезав ее рамой, иначе она отвлекла бы внимание зрителей от главных персонажей.

Подобострастно склонившись перед женихом, надевает священник обручальное кольцо на дрожащий палец несчастной девушки, освящая этот циничный брак, более похожий на торговую сделку. Выпуклая характеристика представителя духовной власти еще более усиливает социально-обличительное звучание картины.

Остальные персонажи играют второстепенную роль. Каждый из них по-своему реагирует на церемонию венчания, дополняя тот рассказ о неравном браке, который ведет художник. Для большей четкости своего повествования, хотя в какой-то мере и наивно, Пукирев делит их на две группы - группу жениха и группу невесты. Первая характеризуется явно отрицательно. С откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту какой-то важный военный и стоящий рядом с ним мужчина. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо - сваха. Им всем совершенно безразлична горестная судьба несчастной девушки.

Вторая группа состоит из людей, сочувствующих невесте. Художник особенно выделяет фигуру молодого человека со скрещенными на груди руками. Это - шафер, бывший возлюбленный невесты. Его красивое благородное лицо и горящий взор привлекают внимание стоящего за ним пожилого человека, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие. В первоначальном варианте картины Пукирев в фигуре шафера изобразил самого С. М. Варенцова, но последний, узнав себя, решительно запротестовал, и художнику пришлось переписать голову. Многие исследователи видят теперь в изображении шафера автопортрет Пукирева. Это предположение имеет под собой серьезные основания. Придавая автопортретые черты персонажу, который играет в картине как бы роль резонера, художник мог открыто выразить свой протест.

«Неравный брак» - зрелая и вполне законченная картина Пукирева. Мысль автора, его идея познаются сразу. Здесь все продумано, все взвешено. Художник вплотную подводит зрителя к действующим лицам, делая его как бы непосредственным участником сцены. Для того чтобы не отвлекать внимание от главного, Пукирев ограничивает круг свидетелей брачной церемонии всего несколькими персонажами, но каждому из них предоставляет активную роль. Разнообразием характеристик он обогащает содержание, раскрывая через их посредство и свое личное отношение.

Убедительность картины во многом определяется большой натурной работой Пукирева. Так, создавая образ жениха, художник использовал свой портретный этюд старого повара Баренцевых. По рассказам современников, стоящий за невестой сочувствующий шаферу человек написан с известного художника П. М. Шмелькова, а задумавшийся мужчина рядом с ним - с рамочника Гребенского, приятеля Пукирева.

Великолепно мастерство художника в передаче тканей. Почти с осязаемой материальностью написаны и тяжелая золоченая риза священника с вытканными на ней серебром цветами, и блестящий упругий атлас платья невесты, отражающий дрожащие рефлексы от горящей свечи, и мертвенно-холодные венчальные цветы флердоранжа, и легкие кружева, и прозрачная фата, и даже тонкая мягкая перчатка, плотно облегающая нежную девичью руку.

Пукирев строил свою картину на обобщении конкретного жизненного материала, и все же в поисках средств для наиболее выразительного раскрытия своей идеи он пошел не столько по пути глубокого социального обличения, сколько по пути внешней трактовки темы, подчеркнув главным образом различие возрастов старика-жениха и его юной невесты. Этим и воспользовалась реакционная пресса, пытавшаяся было смягчить в глазах зрителя суровый общественный приговор, отчетливо звучащий в картине. С другой стороны, «Неравный брак» был подвергнут отрицательной критике и прогрессивным журналом «Искра». Однако это не помешало стать картине одной из самой известной, популярной и по сей день.

, масло .173×136,5см

Государственная Третьяковская галерея , Москва %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82<=>%5B><]<)+}"> %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82<=>%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1commons.wikimedia.org%E2%95%B1wiki%E2%95%B1Category:Arranged_marriage_(Pukirev)" title="commons:Category:Arranged marriage (Pukirev)<]<)+}">Изображения на Викискладе

Предыстория

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А.Н.Островского «Бедность не порок », а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

Работа над картиной

Пукирев приступил к работе в 1862 году. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст.

Описание

На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.

Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.

Среди гостей выделяется фигура шафера , изображённого у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак, обрекающий героя на страдание.

Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы- группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо- сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

Прототипы картины

Версия Николая Варенцова

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову , но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего , на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина . Причём, по свидетельству Н.П.Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках , в качестве шафера. Н.А.Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова- Николаем.

Согласно версии, вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя.

Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню- дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.

Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками,- Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П.М.Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак» Картина Пукирева «В мастерской художника».
На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор
Андрей Александрович Карзинкин .
Фотография конца XIX века.
Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.
1860-е годы

Версия Грибкова и Мудрогеля

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н.А.Мудрогелем , на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:

Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных дней, он (С.И.Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник- живое лицо. Невеста рядом с ним- портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками- это сам В.В.Пукирев, как живой.

В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове. а Н.П.Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда- от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица,- от Цицианова, венчик седых волос- от повара Владимира Ивановича.

На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков , по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было».