Что написал микеланджело буонарроти. Гениальный Микеланджело

2014 год объявлен год Микеланджело так как отмечается 450 лет со дня смерти великого творца.

Годовшина

Длинный земной путь гения завершился в Риме 18 февраля 1564 , и не хватило всего нескольких дней до его восьмидесятидевятилетнего дня рождения. Микеланджело прожил 88 лет, 11 месяцев и 15 дней.
Он оставался активен до последних дней, посвятив себя главным образом проекту постройки Собора Св. Петра. В последние годы он не принимал заказов на скульптуры, предоставив резцу свободу служить только собственному вдохновению и желанию. В самые последние дни своей жизни он продолжал работать над скульптурой Пьета . Об этом свидетельствует Даниэле да Волтерра в письме к Джорджио Вазари от 17 марта 1564: «Он работал весь субботний день, что предшествовал понедельнику, когда он захворал; и в воскресенье, не вспомнив, что это был день Господень, хотел взяться за работу, но Антонио ему это напомнил» .

Последные годы в Риме

Микеланджело жил в Риме с 1534 года, когда уехал из Флоренции, оставив незавершённой Новую Ризницу в Каппелах Медичи, а в своей мастерской, среди прочего, и четыре скульптуры под общим названием Рабы. Никогда больше он не вернулся на родину.
Дом в Риме, по адресу переулок Форнари в Мачел де Корви , находился в простонародном, дурно пахнувшем районе города. Сам дом был скромный: на верхнем этаже были две спальные комнаты, на первом расположились мастерская, столовая, кухня, и кроме этого — подвал, огород и конюшня. По словам самого Микеланджело, это была «тёмная гробница», но он там себя чувствовал «как мякоть в своей коре». Дом больше не существует, весь район был снесен в 1902 году, чтобы уступить место величественному Алтарю Отечества на площади Венеции.
Для той эпохи восемьдесят восемь лет – столько, сколько было Микеланджело, — это был возраст почти библейского пророка. В письмах, написанных в течение последних лет племяннику Леонардо , Микеланджело жаловался на свои недуги и сокрушался, что чувствовал себя совсем старым: “Относительно моего самочувствия … тело моё страдает всеми болезнями, что мучают стариков: болезнь камня, что не даёт мочиться, болит бок, спина, так, что бывает не могу сам подняться на стремянку; и это ещё хуже от того, что страсть меня переполняет.» Рим, 16 июня 1557 год.
В декабре месяце 1563 года у Микеланджело был сильный жар, и он сам написал о своём состоянии племяннику в письме от 28 декабря: “Леонардо, получил твоё последнее письмо и 12 сыров, хороших и вкусных, и благодарю тебя, радуясь вашему хорошему состоянию, и в подобном состоянии пребываю я. И хотя получил больше, чем одно послание от тебя, но не ответил, потому, что рука мне не служит; но с этого дня попрошу других писать и сам подпишусь. Ничего другого со мной не происходит. Pим, 28 декабря 1563. Я, Микеланьоло ( именно так он писал свое имя ) Буонарроти.»


Последные дни

Тиберио Калканьи рассказал, как подходя к дому Микеланджело 13 февраля, в холодный и дождливый день, застал мастера на улице без головного убора, вблизи дома, в возбуждённом состоянии. И когда его спросил, что же он тут делал один под дождём, Микеланджело резко ответил: » Что я тут делаю, спрашиваешь? Мне плохо, и нигде я не нахожу ни малейшего покоя…» . Удалось убедить Микеланджело зайти в дом, и усадить в кресло у огня. Тотчас же позвали Даниэле да Волтерра . Это был понедельник масленичной недели. Микеланджело почувствовал, что умирает и попросил Даниэле не оставлять его и вызвать в Рим племянника Леонардо.

В письме 14 февраля , написанном Даниэле и отправленном Леонардо во Флоренцию, именно эта просьба звучит наиболее настойчиво: «Поторопитесь и приезжайте как можно скорее» и далее следует рукой Микеланджело его подпись: «Мичеланьоло Буонарти» , именно так с ошибками и с опущенными буквами, что передаёт в полной мере тяжёлое состояние, в котором он уже пребывал, и драму угасания того, чей штрих был всегда совершенным.
После двух дней проведенных в кресле, которое он не хотел оставлять, Микеланджело потерял сознание, и его перенесли в кровать. На этой простой железной кровати с соломенным матрасом он провёл последние дни своего земного существования.

Смерть 18 февраля

Его окружали всего несколько верных людей, кроме Даниэле подоспел и Томмазо де Кавалиери . Сам Микеланджело попросил слугу читать вслух Страсти Христовы, особенно Евангелие от Матвея. В завещании своём он написал, что «оставляет душу свою в руках Божиих «, и выразил желание, чтобы «тело предали земле, и добро — самым близким родственникам» . Он не захотел, чтобы вызвали священника, но умер, слушая чтение Евангелия. Это случилось в первую пятницу великого поста 18 февраля 1564 года в час заката.

Посмертная маска и бюст

Сразу после смерти художника Даниэле да Вольтерра снял маску с лица Микеланджело, что служила основой для бюста, и облик великого скульптора стал сам произведением скульптуры. Думали одеть его в рабочую одежду и положить рядом с ним кисть и резец, потом решили одеть как для путешествия: в дорожный кафтан, старинного стиля шляпу, и в сапоги со шпорами.
Как ни торопился племянник Леонардо, он прибыл в Рим только после смерти дяди, в четверг 24 февраля.

Микеланджело к тому времени перенесли в церковь Св. Апостолов, где его уже отпевали.

Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni). Родился 6 марта 1475, Капрезе - умер 18 февраля 1564, Рим. Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти (1444-1534), городского советника.

В некоторых биографических книгах говорится, что предком Микеланджело являлся некий мессер Симоне, происходивший из семейства графов ди Каносса. В XIII веке он якобы прибыл во Флоренцию и даже управлял городом как подеста. Документы, однако, не подтверждают этого происхождения. Они даже не подтверждают существования подесты с таким именем, но отец Микеланджело, по-видимому, верил этому, да и позже, когда Микеланджело уже стал знаменитым, графская фамилия охотно признавала родство с ним.

Алессандро-ди-Каносса в 1520 году в письме называл его уважаемым родственником, приглашал его к себе в гости и просил считать его дом своим. Шарль Клеман, автор нескольких книг о Микеланджело, уверен, что происхождение Буонарроти от графов ди Каносса в целом принятое во времена Микеланджело, кажется более чем сомнительным сегодня. По его мнению, Буонарроти обосновались во Флоренции очень давно и в разные времена находились на службе у правительства республики на достаточно важных постах.

О своей матери, Франческе ди Нери ди Миниато дель Сера, рано вышедшей замуж и умершей от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело, последний ни разу не упоминает в своей объёмной переписке с отцом и братьями.

Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать.

В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Возможно, в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.

В 1494-1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика.

В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня. В 1496-1501 годах он создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».

В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 выполнены работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Святым Матфеем» для флорентинского собора.

Приблизительно в 1503-1505 годах происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году заканчивается работа над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».

В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора.

В 1505-1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

В апреле 1506 года - вновь возвращение во Флоренцию, в ноябре следует примирение с Юлием II в Болонье. Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II, над которой работает в 1507 году (позже была разрушена).

В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.

В 1513 году Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II. В 1514 году скульптор получает заказ на «Христос с крестом» и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.

В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.

В 1516-1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанту.

В 1520-1534 годах скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.

В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 года в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». По словам Бернини, великий Микеланджело перед смертью сказал, что сожалеет, что умирает именно тогда, когда только научился читать по слогам в своей профессии.

Известные работы Микеланджело:

Мадонна у лестницы . Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти
Битва кентавров . Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти
Пьета . Мрамор. 1498-1499. Ватикан, Собор Святого Петра
Мадонна с младенцем . Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам
Давид . Мрамор. 1501-1504. Флоренция, Академия изящных искусств
Мадонна Таддеи . Мрамор. Ок. 1502-1504. Лондон, Королевская академия художеств
Мадонна Дони . 1503-1504. Флоренция, Галерея Уффици
Мадонна Питти . Ок. 1504-1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло
Апостол Матфей . Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств
Роспись свода Сикстинской капеллы . 1508-1512. Ватикан. Сотворение Адама
Умирающий раб . Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр
Моисей . Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
Атлант . Мрамор. Между 1519, ок. 1530-1534. Флоренция, Академия изящных искусств
Капелла Медичи 1520-1534
Мадонна . Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521-1534
Библиотека Лауренциана . 1524-1534, 1549-1559. Флоренция
Гробница герцога Лоренцо . Капелла Медичи. 1524-1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо
Гробница герцога Джулиано . Капелла Медичи. 1526-1533. Флоренция, собор Сан-Лоренцо
Скорчившийся мальчик . Мрамор. 1530-1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Брут . Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло
Страшный суд . Сикстинская капелла. 1535-1541. Ватикан
Гробница Юлия II . 1542-1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре . Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело - зарисовка одной из деталей купола Собора Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 году.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 году в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке среди работ неизвестных авторов эпохи Возрождения был найден другой рисунок: на листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору - подсвечник для семи свечей. В начале 2015 года стало известно об обнаружении первой и, вероятно, единственной сохранившейся до наших дней бронзовой скульптуры Микеланджело - композиции из двух всадников на пантерах.


Микеланджело родился 6 марта 1475 г., в г.Капрезе, в обедневшей аристократической семье. В 1481 г. будущий художник потерял мать, а 4 года спустя его отправили в школу во Флоренции. Особых наклонностей к обучению обнаружено не было. Юноша предпочитал общаться с художниками и перерисовывать церковные фрески.

Творческий путь

Когда Микеланджело было 13 лет, отец смирился с тем, что в семье растет художник. Вскоре он стал учеником Д. Гирландайо. Через год Микеланджело поступил в школу скульптора Б. ди Джованни , которой покровительствовал сам Лоренцо ди Медичи.

Микеланджело обладал еще одним даром – находить влиятельных друзей. Он сдружился со вторым сыном Лоренцо, Джованни. С течением времени Джованни стал папой Львом X. Также Микеланджело дружил с Джулио Медичи, ставшим впоследствии папой Климентом VII.

Расцвет и признание

1494-1495 гг. характеризуются расцветом творчества великого художника. Он перебирается в Болонью, усердно работает над скульптурами для Арки св. Доминика. Через шесть лет, вернувшись во Флоренцию, он работал по заказу. Наиболее значимой его работой считается скульптура “Давид”.

Она на многие столетия стала идеалом изображения тела человека.

В 1505 г. Микеланджело, по приглашению папы Юлия II, прибыл в Рим. Понтифик заказалему гробницу.

С 1508 по 1512 гг. Микеланджело работал над вторым заказом папы. Он расписывал потолок Сикстинской капеллы, которая представляла библейскую историю, начиная с самого сотворения мира, и заканчивая великим потопом. Сикстинская капелла включает более трехсот фигур.

Краткая биография Микеланджело Буонарроти говорит о нем, как о страстной и сложной личности. Их отношения с папой Юлием II были непростыми. Но в итоге он получил третий заказ от понтифика – создать его статую.

Важнейшую роль в жизни великого скульптора сыграло его назначение главным архитектором собора Св. Петра. Там он работал бесплатно. Художник спроектировал гигантский купол собора, который был завершен только после его кончины.

Окончание земного пути

Микеланджело прожил долгую жизнь. Он скончался 18 февраля 1564 г. Перед тем, как отойти в мир иной, он продиктовал немногочисленным свидетелям свое завещание. По словам умирающего, он отдал душу в Божьи руки, тело – земле, а все свое имущество – родственникам.

По распоряжению папы Пия IV, Микеланджело был похоронен в Риме. В соборе Св. Петра ему была построена гробница. 20 февраля 1564 г. тело великого художника временно поместили в базилике Санти-Апостоли.

В марте Микеланджело тайно перевезли во Флоренцию и погребли в церкви Санта-Кроче, неподалеку от Н. Макиавелли.

По характеру своего мощного таланта, Микеланджело был в большей степени скульптором. Но самые смелые и дерзкие замыслы он смог воплотить именно благодаря живописи.

Другие варианты биографии

  • Микеланджело был набожным человеком. Но и ему были присущи обычные человеческие страсти. Когда он завершил работу над первой “Пьетой”, ее выставили в соборе Св. Петра. Людская молва почему-то приписала авторство другому скульптору, К. Солари. Возмущенный Микеланджело высек на поясе Богородицы следующую надпись: “Это сделал флорентиец М. Буонаротти”. Позже великий художник не любил вспоминать об этом эпизоде. По словам тех, кто знал его близко, ему было мучительно стыдно за вспышку гордости. Больше он никогда не подписывал свои работы.

Одна из наиболее влиятельных фигур в западном искусстве - итальянский живописец и скульптор Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони остается одним из самых знаменитых художников в мире даже спустя более 450 лет после своей смерти. Предлагаю вам познакомиться с наиболее знаменитыми работами Микеланджело от Сикстинской Капеллы до его скульптуры Давида.

Потолок Сикстинской капеллы

При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем. Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы.

Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции

Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe.

Скульптура Бахуса в музее Барджелло

Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело - мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира Якопо Галли. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.

Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге

Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года "Охотники за Сокровищами" с Джорджем Клуни в главной роли.

Мучения Святого Антония

Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. Антония" – первая из известных картин Микеланджело. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 - 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Мучение Св. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра. Картина получила широкое признание от пэров.

Мадонна Дони

Мадонна Дони (Святое семейство) является единственным сохранившимся до нашего времени станковым произведением Микеланджело. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста.

Пьета в Базилике Св. Петра, Ватикан

Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета - единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело. Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году.

Моисей Микеланджело в Риме

Расположенный в красивой римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи "Моисей" был заказан в 1505 Папой Римским Юлием II, как часть его похоронного памятника. Микеланджело так и не успел закончить памятник до смерти Юлия II. Высеченная из мрамора скульптура известна необычной парой рогов на голове Моисея – результатом буквальной интерпретации латинского перевода библии Вульгаты. Предполагалось объединение статуи с другими работами, включая Умирающего Раба, ныне расположенного в Парижском Лувре .

Страшный Суд в Сикстинской Капелле

Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле - Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы. Совет Трента осудил фреску в 1564 и нанял Даниэле да Вольтерру для прикрытия непристойных частей.

Распятие Святого Петра, Ватикан

Распятие Святого Петра - заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти. Пятилетний проект восстановления за €3.2 миллиона начался в 2004 году и открыл очень интересный аспект фрески: исследователи полагают, что одетая в синий тюрбан фигура в верхнем левом углу - на самом деле сам художник. Таким образом - Распятие Святого Петра в Ватикане - это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана .


Мне хотелось бы,чтобы вы прочли эти слова Микеланджело в самом начале.В них так много философской мудрости.Он написал это,когда был уже стариком.

"Увы! Увы! Я предан незаметно промчавшимися днями. Я ждал слишком долго... время пролетело, и вот я старик. Поздно раскаиваться, поздно раздумывать – у порога стоит смерть... Напрасно лью я слезы: какое несчастье может сравниться с утраченным временем…

Увы! Увы! Оглядываюсь назад и не нахожу дня, который бы принадлежал мне! Обманчивые надежды и тщеславные желания мешали мне узреть истину, теперь я понял это… Сколько было слез, муки, сколько вздохов любви, ибо ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой.

Увы! Увы! Я бреду, сам не зная куда, и мне страшно. И если я не ошибаюсь, - о, дай Бог, чтоб я ошибался, - вижу, ясно вижу, Создатель, что мне уготована вечная кара, ожидающая тех, кто совершил зло, зная, в чем добро. И я не знаю ныне, на что надеяться.."

Микеланджелло родился 1475 году в небольшом городке Капрезе.Мать умерла рано и отец отдал его на воспитание в семью кормилицы.В 12 лет его отдали сначала обучаться грамоте,а потом живописи в мастерскую художника Гирландайо.Мастер поручал ему копировать картины великих мастеров.Но делал он это так искусно,что трудно было отличить от оригинала.

Благодаря этому,он прославился и его приняли в школу,которую организовали Медичи для самых талантливых детей Флоренции.В этой школе он занял особое положение,благодаря своему таланту и был приглашён жить во дворец Медичи.Здесь он знакомится с философией и литературой.

Был он величайшим скульптором и художником,архитектором и поэтом.

Имел он гордый и непримиримый характер,мрачный и суровый он воплотил в себе все муки человека-борьбу.страдания,неудовлетворённость,разлад идеала и действительности.

Он никогда не был женат.Говорил:

Искусство-ревниво и требует всего человека.Я имею супругу,которой весь принадлежу,а мои дети - это мои произведения"

Единственной его любовью стала Виктория Колонна,маркиза Пескара.Она приехала в Рим в 1536 году.Ей было 47 лет,она была вдовой.Маркиза была очень образованной женщиной для своего времени.Она была поэтессой,глубоко интересовалась наукой,философией.В её салоне велись живые разговоры о современных событиях,науке и искусстве.Микеланджело принимали здесь,как царственного гостя.В то время ему было уже 60 лет.

Скорее всего это была платоническая любовь.Виктория по прежнему была предана своему умершему в бою мужу,а к Микеланджело питала только великую дружбу.

Биограф художника пишет:"Особенно велика была любовь,которую он питал к маркизе Пескара.До сих пор хранит он множество её писем,наполненных самого чистого сладчайшего чувства...Сам он написал для неё множество сонетов,талантливых и исполненных сладостной тоски.

Он со своей стороны любил её так,что как он говорил,его огорчает одно: когда он пришёл посмотреть на неё уже неживую,то поцеловал только её руку,а не в лоб или в лицо.Из-за этой смерти он долгое время оставался растерянным и как бы обезумевшим."Самым близким на протяжениимногих лет для него человеком был его слуга Урбино.Когда слуга занемог,он долго за ним ухаживал.

Последняя статуя,над которой он работал-это была Мария и Иисус,которую он делал для своей гробницы.но так её п не закончил.

Умер он в 89 лет в1564году в Риме.Но был перевезён во Флоренцию и похоронен в церкви Санта Кроче.

Надгробие на могиле Микеланджело.Флоренция.Церковь Санта Кроче.

На гробнице спроектированной Вазари - изваяния трех муз - скульптуры, живописи и архитектуры

Завещание его было очень коротким-"Я отдаю душу Богу,тело -земле,а имущество- родным."

Исследователи пишут по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования.

И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.

Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.

Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, —

Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, — но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.

Микеланджело

САМЫЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ВЕЛИКОГО ГЕНИЯ.

Давид.1501—1504.гг.Флоренция.


Пьета.Мрамор.!488-1489гг.Ватикан.Собор Святого Петра.


Страшный суд.Сикстинская капелла.Ватикан.1535-1541гг

Фрагмент.

Потолок в Сикстинской капелле.

Фрагмент потолка.

Мадонна Дони , 1507г.

"Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы.

Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным".

— Джорджо Вазари,биограф.

Обязательно посмотрите этот ролик.

Ромен Роллан такими словами закончил биографию Микеланджело:

"Великие души подобны горным вершинам. На них обрушиваются вихри, их обволакивают тучи, но дышится там легче и привольнее. Свежий и прозрачный воздух очищает сердце от всякой скверны, а когда рассеиваются тучи, с высоты открываются безграничные дали и видишь все человечество.

Такова и та исполинская гора, что поднялась над Италией Возрождения и своей изломанной вершиной ушла под облака" .

Этот материал подготовлен с большой любовью к великому мастеру,скульптору,художнику,поэту и архитектору Микеланджело Буонаротти.Не знаю,удалось ли мне передать это -судить вам.