docx - Курс лекций. История скульптуры. История изобразительного искусства. ДХШ. Пракситель. Великие скульпторы Скульптор пракситель и его работы

Художник Никий.

Биография

Пракситель, который, как считается, был сыном афинского ваятеля Кефисодота , родился в Афинах около 390 г. до н. э. Самое позднее упоминание имени Праксителя связано с его работами в Эфесе , которые ещё не были завершены в 334 году до н. э., когда в Малой Азии появился Александр Македонский .

Есть веские основания считать одним из наиболее ранних в творчестве Праксителя среди известных нам произведений статую Сатира , наливающего вино. Статуя была сделана из бронзы. К раннему периоду творчества скульптора относятся также две статуи Эрота , выполненные для Феспий и Пария. По мнению большинства исследователей, копией феспийского Эрота является статуя, найденная на Палатине и теперь хранящаяся в Лувре . К скульптуре, сделанной для Пария, возможно, восходит статуя Эрота Боргезе.

Более поздней работой скульптора является статуя Аполлона Сауроктона , выполненная в бронзе.

Ни одному скульптору не удавалось достичь большего совершенства в передаче как грации тела, так и тонкой гармонии духа, чем Праксителю. Созданная им статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён.

Согласно источникам, к образу Афродиты скульптор обращался несколько раз. Первой из этих работ была, по-видимому, статуя, которую он создал для Феспий. Исследователи считают, что к этой скульптуре восходит находящаяся сейчас в Лувре Афродита из Арля . Богиня изображена полуобнажённой. Какими были две следующие Афродиты, мы не знаем. Известно лишь, что одна из этих скульптур, находившаяся в Риме , была сделана из бронзы. Наибольшая слава досталась двум последним Афродитам Праксителя - Косской и Книдской. От Косской Афродиты до нас дошли только репродукции на монетах. Из них видно, что богиня была изображена одетой, с длинными волосами, падавшими на плечи, с венком на голове и с ожерельем на шее.

Оригинал Книдской Афродиты был сделан из мрамора. Составить представление о нём можно на основе книдских монет и дошедших до нас повторений статуи. На монетах богиня изображена совершенно обнажённой. Её одежда брошена на стоящую слева гидрию . Обнажённое женское тело изредка становилось предметом скульптурного изображения и ранее, однако Пракситель стал первым скульптором, создавшим монументальное изображение обнажённой богини. Предполагается, что статуя была создана в относительно ранний период деятельности мастера.

Развитый стиль Праксителя проявился в статуе Гермеса , вероятный оригинал которой был найден при раскопках в Олимпии в 1877 году. Праксителя интересовало особое очарование мечтательного настроения, которое он умел вкладывать в свои статуи путём придания мягкой плавности их движениям и необычайной трактовкой обнажённого тела. Найденная статуя Гермеса сделана из мрамора - материала, из которого Пракситель умел извлечь особую прозрачность, нежность и богатство полутонов. По стилистическим признакам скульптура может быть отнесена примерно к 40-м годам IV века до н. э. Статуя изображает остановившегося для отдыха Гермеса, прислонившегося к стволу дерева и играющего с маленьким Дионисом .

К периоду расцвета стиля Праксителя относится оригинал статуи отдыхающего Сатира. Скульптура находилась в Риме. Вероятно, она была сделана из мрамора.

Несколько раз Пракситель изображал Артемиду . В её святилище около города Антикиры находилась созданная Праксителем скульптура богини, изображавшая её, судя по местным монетам, в коротком хитоне, с факелом в руке. Больше известно о статуе Артемиды Брауронии, помещавшейся в афинском святилище богини. Известна точная дата создания этой скульптуры - 345 год до н. э. Высока вероятность того, что её копией является хранящаяся в Лувре Артемида из Габий. По времени создания статуя Артемиды Брауронии близка к олимпийскому Гермесу.

Вероятно, к позднему периоду деятельности Праксителя относится третья из созданных им скульптур Артемиды. Эта статуя находилась в святилище Лето, в Мантинее, вместе со статуями Аполлона и Лето. Ни одной копии её до сих пор найти не удалось. Однако удалось найти часть базы этих статуй. На одной из трёх найденных в Мантинее её рельефных плит изображён сидящий Аполлон с лирой, напротив него - Марсий , играющий на флейтах, между ними - скифский раб, готовый покарать Марсия за вызов богу. На каждой из двух других плит изображены по три музы - судя по всему, не хватает ещё одной плиты с тремя музами. Предполагается, что рельефы выполнены кем-то из помощников Праксителя по его эскизам.

Источники сообщают, что Праксителем были созданы две портретные статуи гетеры Фрины . Возможное время их создания - между 345 и 338 годами до н. э.­

    Satir-coper-Louvre.jpg

    Сатир, наливающий вино

    Eros - Le Génie Borghèse - MR 140 Ma545.jpg

    Эрот («Гений Боргезе»)

    Artemis Gabii Louvre Ma529 n2.jpg

    Артемида из Габий

    Apollon & Marsyas.jpg

    Аполлон и Марсий на рельефной плите из Мантинеи

    NAMA 3 Muses.jpg

    Музы.
    Рельефная плита из Мантинеи

    MANA 217 Mantineia base.JPG

    Музы.
    Рельефная плита из Мантинеи

Память

Напишите отзыв о статье "Пракситель"

Примечания

См. также

Литература

Ссылки

  • Соколов Г. Искусство Древней Эллады.
  • Ю. Колпинский.
  • // Masterpieces of Greek Sculpture: A Series of Essays on the History of Art By Adolf Furtwängler, Eugenie Strong. - Cambridge University Press, Aug 26, 2010 - Art - 552 pages. - ISBN 978-1-108-01712-1

Отрывок, характеризующий Пракситель

Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

8 – Работы Праксителя

Пракситель, афинский скульптор эпохи Александра Македонского, является одним из самых знаменитых греческих творцов, стоя наравне с Фидием. Его работы - в основном, изображения богов, в которых достигнут совершенно новый уровень человечности и естественности поз

Еще яснее, чем Скопаса, письменные источники обрисовывают Праксителя, его современника, хотя и более юного. Этот художник является в них главным мастером последних десятилетий царствования Александра Великого (370-330 гг.). Людвиг фон Зибель называл "эпохой Праксителя" все поколение, к которому он принадлежал.

Пракситель был афинянин. Его искусство вначале, как и искусство Скопаса, довольствовавшееся полигнотовскими находками, очень быстро вошло в родной ему фарватер аттической красоты, грации, мягкости и подвижности. Но цветущая пора Афин уже миновала. Только очень немногие произведения этого мастера остались в его родном городе. Они были рассеяны по разным городам Греции, островам, малоазийскому континенту, и повсюду распространили славу аттического искусства.

В литературных источниках Пракситель является также изобразителем преимущественно богов, и притом юных и прекрасных, в душевном или чувственном возбуждении. Аполлон и Артемида с их матерью Латоной, Дионис (Вакх) с целым рядом жизнерадостных божеств, Афродита, богиня плотской любви, и Эрос, крылатый мальчик, выросший в юношу, - вот любимцы Праксителя, мраморными и бронзовыми статуями которых он, на удивление современному ему миру и потомству, украшал храмы и площади городов, населенных греками. За изображение смертных брался он лишь изредка: известны две статуи знаменитой гетеры Фрины и всего только одно изваяние победителя на Олимпийских играх. Выработка типичного атлетического тела уже перестала быть задачей аттического искусства в рассматриваемую эпоху: в нем на первом плане стояло индивидуализирование богов согласно их сущности, то есть более точное, чем прежде, характеризирование типа тех или других определенных божеств. К самым ранним из праксителевских трехфигурных изваяний богов, вероятно, принадлежала группа, украшавшая собой двойной храм Асклепия и Латоны в Мантинее. Она изображала Латону с ее детьми, Аполлоном и Артемидой, а на пьедестале группы были представлены в рельефных фигурах музы и Марсий. Позднее в Риме общее внимание привлекла к себе праксителевская группа Диониса с сатиром Стафилом (олицетворением виноделия) и менадой Мефе (олицетворением пьянства).

Из олицетворений отдельных богов, изваянных Праксителем, статуя нагой Афродиты, находившаяся в Книде, была в древности самой знаменитой. Богиня любви была изображена входящей в воду; правой рукой она прикрывала свою наготу, а левой опускала снятую с себя одежду на стоявшую подле нее вазу. Плиний Старший рассказывал, что многие ездили в Книд специально для того, чтобы полюбоваться этой статуей. Одновременно с ней Пракситель изваял другую Афродиту, в одежде, проданную на остров Кос. Знаменитейшие из праксителевских статуй Эроса находились в Феспиях и Парионе на Пропонтиде. К высокочтимым изваяниям богов этого художника принадлежали также мраморный Гермес с младенцем Дионисом на руках, стоявший в храме Геры в Олимпии, Аполлон, убивающий ящерицу (Сауроктон), бронзовая Артемида Браурония в афинском Акрополе и различные изваяния сатиров, в том числе одно, которое сам скульптор считал лучшим из своих созданий.

Довольно ясное понятие о книдской Афродите и парионском мощнокрылом Эросе мы можем составить себе по их изображениям на монетах. Но сами по себе эти маленькие изображения передают великие произведения лишь в общих чертах и неточном виде. И в настоящем случае пополнить наше знакомство с исчезнувшими оригинальными скульптурами могут сохранившиеся мраморные статуи.

Обращаясь прежде всего к подлинным произведениям Праксителя, мы должны снова сказать, что имеем счастье владеть обломком одного юношеского, известного по письменным источникам, произведения этого мастера и еще большее счастье - обладать одним, почти совсем целым, собственноручным, как это удостоверено, произведением Праксителя, относящимся к поре его полной зрелости. Юношеское произведение - пьедестал вышеупомянутой мантинейской группы, рельеф которого изображает состязание Аполлона с Марсием. Обломки этого пьедестала находятся в Национальном музее в Афинах. Аполлон, представленный в одежде, с лирой в руках, сидит слева на утесе, в позе "олимпийского спокойствия". Справа Марсий, совершенно нагой, пытается извлекать на своей двойной флейте победоносные звуки. Но его поражение уже решено бесповоротно. Раб, изображенный в середине между обеими фигурами, уже приближается к нему с ножом в руке, чтобы содрать с него кожу. Все остальные плиты пьедестала заняты музами, характеристика которых еще ограничивается снабжением их музыкальными инструментами или свитками рукописей (рис. 281). Мастерство Праксителя видно в этих стройных, благородных фигурах, которые все, кроме Марсия, полны спокойствия и самодовольства. Конечно, нигде прямо не говорится, что великий мастер собственноручно исполнил рельефы данного пьедестала; довольно эскизная их обработка действительно дает повод предполагать, что они только вышли из мастерской Праксителя.

Относительно произведения зрелой поры этого мастера - оно найдено при раскопках в Олимпии - не может быть никаких сомнений. Трей доказал, что эта находка - сравнительно хорошо сохранившееся, оригинальное, мастерское создание Праксителя, упоминаемое Павсанием. Мы говорим о статуе Гермеса с младенцем Дионисом на руках, стоявшей в храме Геры в Олимпии. На рисунке 282 это произведение представлено в том виде, как оно реставрировано Рюмом. Пополнены правая рука и левая голень с левой стопой. Правая нога и левая рука - древние. Бог ристалищ, юный красавец Гермес, стоит совершенно нагим в спокойной, непринужденной позе. Левой рукой, на которой сидит новорожденный бог вина, он облокотился на древесный ствол, с него живописными складками свешивается накинутый короткий плащ. Держа в поднятой высоко правой руке кисть винограда и устремив свой взор на бога-малютку, Гермес показывает ему как игрушку этот будущий его атрибут и знак власти. Видно, что, маня Диониса виноградом, Гермес, посланник богов, забавляется, но его душа замкнута и не участвует в возложенной на него воспитательной задаче. Трудно вообразить себе что-либо более совершенное, чем юная безбородая голова этой фигуры с короткими кудрями, правильными чертами лица, и что-либо более изящное, чем это крепкое и упругое как сталь, благородно красивое и вместе с тем естественно-соразмерное во всех своих частях тело. Никогда не было изваяно из мрамора ничего более прекрасного, мягкого и жизненного, нежели эта скульптура. Никогда душа и тело не сливались так неразрывно, как в этих чистых формах, в этих тонких чертах.

Фуртвенглер признал за собственноручную работу Праксителя еще одно произведение - голову Афродиты, полную выражения и соединяющую в себе красоту человеческую с красотой божественной; она находилась в коллекции лорда Леконфильда в Лондоне; наконец, такие ученые, как Фуртвенглер и Михаэлис, считали подлинным произведением Праксителя юношескую длиннокудрую голову элевзинского бога подземного мира Эвбулея, Афинский национальный музей. Она также превосходна, но, по нашему мнению, относится к более позднему времени, как о том можно заключить по особенной мягкости ее лепки.

ПРАКСИТЕЛЬ (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Возможно, Пракситель – сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 до н.э., а в 350–330 до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов.

Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный ок. 340 до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др.

Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.

Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты – в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.

Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля , названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.

Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).

По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой – к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.

Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, – такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского , называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке – лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) – в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.

В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида , хранящаяся в Дрездене. Второй вариант – т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 до н.э., – принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.

Одна из последних работ Праксителя – группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.

Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.

В продолжение статей о и , а так же статьи выкладываю две небольшие статьи о Праксителе.

Пракситель (Praxiteles) — древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота , род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его произведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохи Перикла , полных спокойствия и величия, отличались характером чувственности и, как большая часть скульптур того времени, были исполнены из мрамора — материала, более пригодного для задач новоаттической школы, чем бронза и слоновая кость.

П. был художник в высшей степени плодовитый и разнообразный. Античные писатели насчитывают до пятидесяти статуй его работы, и притом, весьма различных по содержанию. Наибольшею славою пользовалась Афродита , изваянная П. для города Книда ; предание гласит, что натурщицею для неё служила художнику знаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуя представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом, страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятие об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении его на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правою рукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало Навазу, стоящую у ее ног.

Из многочисленных повторений и копий книдской Афродиты ближе всего передает фигуру и позу богини – Афродита мюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ее оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдскойАфродиты, из под резца П. вышли Афродиты: косская, феспийская,александрийская и карийская .

По свойственному этому художнику стремлению изображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовною страстью, почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувство могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные эроты, нимфы, фавны и сатиры . Изображая последних, П. удалился от древней традиции, представлявшей их в виде полу животных. Например, его»Фавн», насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея, вовсе не походил на получеловека полукозла, каким изображало его древнее искусство; у П. это — грациозный, мечтательный юноша, с нежными и мягкими формами, прелестный, идеально красивый.

Далее, известна по копии, хранящейся в вилле Альбано , статуя П ., изображавшая Аполлона Савроктона , в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегосястрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева.

Наконец, до нашего временидошло несомненно оригинальное произведение П. — знаменитый Гермес. Эта статуя, о которой мы знали из слов Павзания , была найдена в 1877 г, прираскопках развалин храма Геры , в Олимпии . К сожалению, Гермес оказался сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенец Дионис , которого держит Гермес ; лишился головы и левой руки. При всем том, это произведение дает весьма ясное представление о стиле гениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасного юноши, без обычных его атрибутов — крылатой шапки и жезла. Гермес стоит, облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив на левую, обвитую плащом, руку — малютку Диониса , он манит его каким-то предметом, который держал в другой руке — по всей вероятности, кистью винограда. В техническом отношении, статуя эта — верх совершенства; такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведений греческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П. следует также признать женскую головку , находящуюся в собрании лорда Ликонфильда, в Петворте , в Англии.

изобразительный ряд из Yandex.ru , а так же http://www.museum.ru/N30573

Вот выдержки из статьи Александры Германовой Мир Праксителя:

Мир Праксителя

Античная скульптура в Лувре

Александра ГЕРМАНОВА

Организовать древнегреческому скульптору Праксителю персональную выставку — дело не из легких. Аналогичные «именные» выставки устраивались в Европе считанные разы. Из последних — в 1990 году во Франкфурте-на-Майне проходила выставка, посвященная Поликлету , в 1995 году в Выставочном дворце в Риме — Лисиппу.

Мраморных оригиналов Праксителя (390 — 330 годы до н.э .) сохранилось до обидного мало. Почему Лувр, который даже не является обладателем этих редких работ, взял на себя просветительскую миссию, — понятно. Здесь хранится знаменитая Венера Милосская , которая по типу изображения восходит к воспетой многочисленными античными источниками Афродите Книдской Праксителя. Принято считать, что храмовая Афродита Книдская Праксителя была одним из первых образцов изображения женской обнаженной натуры. Полумифическая идея, но красивая, и почему бы не ухватиться за нее организаторам выставки в Лувре, где хранится другая всемирно известная обнаженная.

Чтобы понятнее передать мысль устроителей, выставку можно назвать «Мир Праксителя». Материал поделили на шесть секций — оригинальный Пракситель, античные исследователи скульптора, знаменитые работы эллинистических и римских эпигонов и копиистов, воображаемый Пракситель (подражатели скульптора в искусстве нового времени и живописцы-биографы), карьера Праксителя через дебаты историков искусства и филологов-классиков XIX века и, наконец, современный срез — новые датировки и новая мифология.

…Главным творением Праксителя была Афродита Книдская. Она являлась местной достопримечательностью — нередко посещение статуи и храма в Книде становилось целью путешествия в Малую Азию. Плиний называл Афродиту «прекраснейшей статуей не только Праксителя, но вообще в целом свете». Работа не сохранилась, но память о ней живет в многочисленных греческих и римских копиях. О том, что копии эти делались непосредственно «в присутствии» оригинала, свидетельствуют многочисленные книдские монеты .

Около ста музеев откликнулись на зов Лувра и прислали в Париж свои варианты знаменитой статуи. Кураторы особенно опекают две — так называемую «Колонну Венеры» и «Бельведерскую Венеру» (обе из Ватикана). Луврский образец книдской красавицы — «голова Кауфмана» — на почетном месте в секции копий.

Если вернуться к подлинникам, то для экспозиции выбрали две — пьедестал Мантинейской группы (рельеф с изображением сцен из жизни детей Латоны Аполлона и Лето ) и голову Артемиды , атрибутированную Праксителю Деспинисом. Конечно, эти две композиции из Афинского национального музея уступают по красоте статуе Гермеса с младенцем Дионисом, но этот шедевр, упомянутый Павсанием , найден и хранится в Олимпии, и пределы Греции покидать не должен.

Интересно подана на выставке тема Фрины. До нас дошли истории о том, как знаменитую гетеру судили за богохульство, и на суде она должна была предъявить присутствующим греховный объект — свое тело. Сюжет необычного суда над гетерой был достаточно популярным у художников. Гамбургская Кунстхалле прислала отличную работу Леона Джерома «Фрина перед судьями» 1910 года.

Кроме обнаженной женской натуры Праксителю приписывают многочисленных Вакхов и сатиров. Типаж «Отдыхающий сатир» был мощно растиражирован римлянами. Многих собрали на выставке — опять же во главе с луврским.

http://www.kultura-portal.ru/tree_new

ок. 390 до н.э. - ок. 330 до н.э.

Гермес с младенцем Дионисом

IV в. до н. э. Мрамор. Музей в Олимпии, Греция.

Пракситель - древнегреческий скульптор, работавший в эпоху поздней классики. Это был период формирования идей Сократа и Платона в философии, время сложения новых форм и нового языка греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. Так, в единственной дошедшей до нас в подлиннике мраморной статуе Праксителя прекрасный юноша Гермес изображен в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво и нежно глядит он на младенца Диониса. На смену мужественной красоте атлета V в. до н.э. приходит красота более изящная, утонченная и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раскраски: красно-коричневые волосы, серебряного цвета повязка. Особой славой пользовалось другое произведение Праксителя - статуя Афродиты Книдской (оригинал не сохранился). Это было первое в греческом искусстве изображение женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах к этому месту тех, кто стремился ее увидеть. Героям Праксителя не чуждо и лирическое чувство, отчетливо выраженное, например, в "Отдыхающем Сатире". В образах поздней классики это лирическое начало соседствует с чертами душевной взволнованности, грусти, задумчивости и созерцательности.