Высота памятника петру 1 в ознаменование 300 летия российского флота. Как устроен памятник Петру I Церетели? Ниже плинтуса: башня

Памятник Петру I в Москве, созданный Зурабом Церетели, - самый высокий в России и один из самых высоких в мире. Он был установлен 5 сентября 1997 года к 850-летию Москвы и вызвал практически единодушное отторжение как общественности, так и архитекторов. По итогам голосования активистов и экспертов сайта «Виртуальный турист» Памятник Петру I в Москве вошел в десятку самых уродливых памятников мира. А, между тем, в техническом плане, это уникальное инженерное сооружение.

История создания

Официальное название монумента, установленного по заказу Московского Правительства, - памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Однако, подарком морякам к юбилею он не являлся, поскольку праздник отмечался на год раньше - в октябре 1996 года. Кроме того, моряки просили Виктора Черномырдина установить в столице совсем другой памятник Петру I – выполненный по эскизу народного художника академика Льва Кербеля, Эту статую планировали установить напротив Третьяковки .

Вместе с тем, комиссии, созданные Правительством столицы, сравнив два проекта, решили, что замыслы Церетели прекрасны и его творение несет в себе большую эстетическую ценность и высокую информационную насыщенность, а работа Льва Кербеля должна быть «выселена» в Измайлово.

Удивительно, что появление этого монумента вызвало значительно больший общественный резонанс, чем любые выборы во власть или какое-нибудь чрезвычайное происшествие.

Среди москвичей мнение относительно монумента также было неоднозначно. Противники работы Церетели нашли в ней множество противоречий и исторически недостоверных деталей:

  • В СМИ появилась информация, что монумент является измененной статуей Колумба, которую Церетели создал к 500-летию открытия Американского континента и безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году. Противники этой версии считают, что монумент в столице ничего общего с Колумбом не имеет. Надо признать, что две скульптуры схожи лишь по композиции, а в создании памятника Петра I в Москве, кроме мастерской Зураба Церетели, участвовали специалисты пяти институтов
  • Москвичам не понравилось место, где был установлен монумент. Имя императора больше связано с Санкт-Петербургом , а скульптура мореплавателя появилась в месте впадения Обводного канала в Москва-реку рядом с шоколадной фабрикой «Красный октябрь» - в этом жители также увидели несуразицу
  • Постамент сооружения украшают ростры и, по мнению знатоков мореплавания, это всегда были трофеи с вражеских кораблей. Здесь же каждый ростр увенчан Андреевским флагом, и это означает, что царь воевал против собственного флота. Кроме того, в Российском флоте Андреевский флаг вывешивается на корме, а на баке (на носу) кораблей на гюйс-штоке поднимается гюйс
  • Церетели облачил императора в римские латы, а на носу кораблика размером с половину его фигуры сидит птица, хотя праздничная комиссия рекомендовала скульптору переодеть статую царя в традиционную форму российского моряка начала XVIII века и убрать орла с носа судна.

В 2010 году, когда Юрий Лужков покинул кресло мэра, заговорили о демонтаже и переносе сооружения в другое место. Однако, по оценкам экспертов, эти работы обошлись бы бюджету в миллиард рублей, а на эти деньги можно построить два детских сада.

Среди предложений о совершенствовании памятника – устроить на нем смотровую площадку . С палубы корабля открываются потрясающие виды на столицу, и петровский ботик мог бы стать не менее привлекательным, чем Эйфелева башня или монумент в память о Лондонском пожаре работы Кристофера Рена.

Вместе с тем, сам Зураб Константинович заявил, что все эти скандалы - хорошая реклама для него, а споры возникают по той причине, что у некоторых просто аллергия на царей.

Памятник Петру I в Москве - описание

В техническом плане памятник Петру представляет собой уникальное инженерное сооружение. Его общая высота составляет 98 метров, несущий каркас выполнен из нержавеющей стали, детали облицовки – из бронзы. Корабль и фигура царя собирались отдельно и затем монтировались на пьедестале.

Ванты корабля, изготовленные из нержавеющей стали, сплетены из тросов и закреплены так, что полностью исключена их подвижность. Паруса для уменьшения их веса имеют внутри пространственный металлический каркас.

Для монумента использовалась бронза самого высокого качества, многие детали позолочены. Искусственный остров окружен фонтанами, что создает эффект рассекающего воду корабля.

Создание памятника Петра I в Москве обошлось в 100 миллионов деноминированных рублей, то есть 16,5 миллиона долларов по курсу 1997 года.

Уход за памятником Петра I сложен. Внутри имеется лестница для наблюдения за его состоянием. Для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать, причем, к флагу на носу корабля добраться достаточно просто, а для уходя за остальными требуется не только опыт, но и альпинистская подготовка. Люк в памятник находится в голове и, чтобы попасть в паруса или в фигуру царя, необходимо по подкосам мачты подниматься на самый верх.

Можно сказать, что Зураб Церетели свою миссию выполнил и цели достиг, поскольку он произвел впечатление, не оставил людей равнодушными, заставив их волноваться, а это главная задача скульптора.

Оценить является ли памятник Петру I в Москве работы Церетели шедевром высокого искусства или уродливой скульптурой смогут лишь наши потомки. Вспомним, ведь Эйфелева башня в Париже тоже вызывала споры и ее хотели снести, а затем стала символом города и туристической достопримечательностью. Даже писатель Ги де Мопассан обедал в ресторане башни, и говорил, что «это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно!»

Вконтакте

Фотогалерея









Полезная информация

Па́мятник Петру́ I

В культуре

Как пишет «Новая Газета»: «…ни один из московских памятников последних лет не выполнил главной задачи городского монумента: не вошёл в легенду, в „культурный текст“ столицы. (Кроме Петра Церетели, вероятно. Этот - вошёл, и какой поступью!)».

Московский памятник Петру воспринимается как своего рода аналог петербургскому памятнику Петру («Медный всадник»), также являющемуся символическим литературным объектом.

В сборнике юмористических рассказов Михаила Веллера «Легенды Арбата» один из рассказов - «Гулливер» - своего рода биография Церетели. Он описывает долгий творческий путь памятника, который изначально был замыслен как памятник Гулливеру, от берегов Англии до берегов Москвы-реки.

"И был отлит корабельный врач Лэмюэль Гулливер ростом с небоскреб, и Колосс Родосский только в прыжке дотянулся бы поцеловать его в пупок, а динозавр работает мелким домашним животным типа кошки. Гигантские бронзовые листы, подобные парусам галеонов, башенный кран поднимал в крепеж на каркас, почти равный Эйфелевой башне. И ничтожные лилипуты карабкались по его телу и снизу задирали головы, потрясенные гигантом из неведомой страны настоящих людей".

В песне Юрия Шевчука «Интервью» c альбома «Мир номер ноль» группы «ДДТ» памятник фигурирует как «Гулливер-Пётр в лилипутской лодке».

В романе Олега Дивова «Лучший экипаж Солнечной», действие которого разворачивается в пост-ядерном мире, памятник Петру I и Храм Христа Спасителя - одно из немногих сооружений, уцелевших в Москве. Причём мутанты считают памятник изображением некого языческого бога и поклоняются ему, совершая паломничества по высохшему руслу реки, которое считают специальной дорогой, а обгоревший Храм Христа Спасителя («Чёрную церковь») - специальным культовым сооружением, возведённым при идоле для свершения обрядов. Описание статуи Петра таково:

«Непомерных размеров статуя глядела прямо в экран на собравшихся в рубке астронавтов. Злое некрасивое лицо с маленькими глазками и закрученными усами поражало мастерски переданной скульптором параноидальной жаждой власти. Единственная рука гиганта сжимала архаичного вида штурвал. Ногами чудовище попирало крошечный морской кораблик».

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» еще известен как памятник Петру I. На огромном пьедестале разместился корабль с фигурой Петра. Расположен он недалеко от Храма Христа Спасителя на искусственном острове в месте разделения Водоотводного канала и самой Москвы реки. Установили его в 1997 году, открытие состоялось 5 сентября 1997 г. в рамках празднования 850-летия Москвы.

Зураб Церетели создал его по заказу Правительства Москвы, хотя до этого планировалось годом раньше к 300-летию Российского Флота поставить памятник по эскизу академика Льва Кербеля, причем напротив Третьяковки. Однако московские власти посчитали проект Церетели более перспективным.

Данный памятник является самым высоким в России, да и в мире скульптурных памятников выше не так уж много. Общая высота достигает 98 метров. Впрочем, общественность столь громадный памятник, да еще расположенный в данном месте, восприняла негативно. Тем не менее, памятник просто не может не привлечь внимания знакомящихся с достопримечательностями столицы.

Инженерное сооружение выполнено из разных материалов и собиралось по частям. Основным материалом является высококачественная бронза, прошедшая пескоструйную обработку, патинирование и вскрытие защитными воском и лаком. Пьедестал представляет собой украшенный бронзовой облицовкой каркас из нержавеющей стали. Корабль и сама фигура Петра также были отдельными элементами, которые затем были вмонтированы на пьедестал. Из нержавеющей стали выполнены и ванты корабля. А вот паруса сделаны методом выколотки из меди, чтобы уменьшить вес конструкции. Некоторые элементы вроде свитка в руках Петра и Андреевских крестов на флагах позолочены. Кстати, Андреевские флаги подвижны и играют роль флюгеров.

Сам искусственный остров, на котором расположен памятник, представляет собой не просто железобетонный фундамент, а композицию с фонтанами, которые должны производить впечатление, что корабль действительно рассекает воду.

В памятнике специалисты указывают ряд неточностей с точки зрения морской истории, не были учтены пожелания видеть внутри еще и бюсты знаменитых флотоводцев, а статую Петра I изобразить в форме военного моряка 18 века. Памятник не раз предлагалось демонтировать, его даже пытались взорвать.

Народные названия, топонимы

  1. Памятник Петру I

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Как бы мы не относились к памятнику Петру I, стоящему на капитанском мостике, как к монументальному творению, но стоит признать, что как инженерное сооружение он довольно таки уникален.

Его несущий каркас смонтирован из нержавеющей стали, на который и установили бронзовые формы облицовки, причем фигура императора, сам корабль и нижняя часть монумента собирались по отдельности, а потом уже монтировались на подготовленный пьедестал.

Ванты корабля сплетены, будто настоящие, из нескольких тросов, но не пеньковых, а из все той же нержавейки. Закреплены они так, что исключена их подвижность даже при сильном усилении ветра.

Парус, как и памятник, изготовлен из каркаса, но уже в качестве покрытия использовались медные листы, которые изготовили методом выколотки.

Фото 2. Монумент "300-летие российского флота" в Москве

Свиток в руках Петра Первого позолочен, как и Андреевские кресты на стягах.

Постамент в виде искусственного острова выполнен из железобетона, по периметру которого устроены фонтаны. Выбрасывая из себя потоки воды они придают сооружению эффект рассекающего морские пучины корпуса корабля.

Знатоки и любители морской истории сразу усмотрели несколько неточностей.

Так, Андреевский флаг в обязательном порядке вывешивается на корме, но не на баке, где по традиции устанавливается гюйс корабля.

Далее, ростры (расположены по низу монумента) - это металлические наконечники для тарана на носу корабля, снимаемые победителем в качестве трофея с побежденного вражеского судна, а поэтому ну никак не могут быть украшены все тем же Андреевским флагом (не воевал же Петр Великий против своей морской эскадры).


С памятником Петру Первому в Москве связаны моменты, которые широко обсуждали в российских изданиях.

Дело в том, что это творение Зураба Церетели считают несколько изменой статуей Христофора Колумба, которую скульптор пытался продать по случаю празднования 500-летия открытия Американского континента то Соединенным Штатам, то Испании, то государствам Латинской Америки.

Сделка так и не удалась. Деньги были затрачены немалые, и в ситуацию вмешивается Юрий Лужков - тогдашний градоначальник. Он помогает другу и содействует принятию решения о заказе городом памятника в честь 300-летия российского флота. Что интересно, праздник прошел за год до этого, а власти тогда проигнорировали просьбу российских моряков поставить в Москве другой монумент, проект которого разработал известный художник Лев Ефимович Кербель.

Действительно это так или что-то было понапридумано, до сих пор неизвестно. По крайней мере, опровержения от властей и от Зураба Константиновича не поступало, хотя последний и пытался иногда оправдываться.

Как бы там ни было, но 5 сентября 1997 года, в дни празднования 850-летнего юбилея основания града Москвы, монумент Петру Первому торжественно открыли.

Многие москвичи так и не воспринимают его до сих пор, но, кто знает, может с годами памятник станет действительным символом города, как это случилось с непризнанной поначалу Эйфелевой башней в Париже. Хотя, честно, верится в это с трудом!

  • Другие названия: Памятник Петру Первому. Памятник Петру I. Памятник 300-летию российского флота / В ознаменование 300-летия российского флота
  • Дата постройки: 1997 г.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: Скульптор Зураб Царетели
  • Адрес: Берсеневская наб., д.2
  • Метро: Полянка
  • Координаты: 37°36′30.06″E; 55°44′19.17″N

Памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" на насыпном острове у Берсеневской набережной на разделе Москвы-реки и Водоотводного канала был открыт 5 сентября 1997 года к 850-летию Москвы.

Монумент является одним из самых высоких не только в столице и в стране, но и в мире. Его высота составляет 98 м., общий вес - более 2 тыс. тонн.

Памятник, более известный как памятник Петру I, создан скульптором Зурабом Церетели и представляет собой 18-метровую фигуру Петра I за штурвалом корабля на высоком постаменте. В основание монумента встроены фонтаны, которые создают эффект движущегося корабля, рассекающего волны.

Грандиозная скульптура из бронзовых листов на каркасе из нержавеющей стали, венчающая искусственный островок Москва-реки, несмотря на свою "экстравагантность", получила большую известность. Поглядеть на это "чудо" стремятся многие гости Москвы.

Общественное мнение по поводу скульптуры неоднозначно. Некоторые считают, что стараясь подчеркнуть важность события, Церетели, как обычно переборщил с деталями. Во-первых, громоздкий, изобилующий барельефами и скульптурами постамент. Башня из кораблей, очевидно, должна подчеркивать могущество и мощь российского флота. Причудливое нагромождение кораблей крест-накрест - очевидно символизирует Андреевский флаг, учрежденный Петром Первым в качестве флага военно-морского флота России. Зачем понадобилось идти на подобные ухищрения, если все равно каждый из кораблей в буквальном смысле слова увешан Андреевскими флагами, остается загадкой.

Во-вторых, весьма удивляет одеяние царя. Верхняя часть наряда - светская одежда XVIII века, нижняя - античные одежды римского легионера, ну и в довесок - обутые на босу ногу ботфорты. Конечно, Петр Первый эксцентричная неординарная личность, и все же не настолько, чтоб одеваться подобным образом. Что хотел сказать автор, наряжая царя подобным образом, также остается тайной.

С эстетической точки зрения представители культурной общественности считают, что верхний корабль категорически несоизмерим по пропорциям с мачтой и рулем, отчего смотрится слегка нелепо. Словом, весь этот монументальный ансамбль - гремучая смесь реализма, авангарда и буйной фантазии скульптора, все же пользуется большой популярностью.

Скульптурная композиция имеет сложное и уникальное устройство. Чтобы следить за состоянием монумента внутри объекта имеется лестница.

Удивительная скульптура видна из разных уголков Москвы, своими габаритами и эксцентричностью затмевает все окрестные достопримечательности. Хорошо это или плохо - судите сами. Творчество Церетели весьма неоднозначно, познакомившись ближе с его творениями, каждый делает свои выводы. Одно можно сказать наверняка - памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" - безусловно, яркий, запоминающийся монумент.