Памятник шолохову на гоголевском бульваре почему лошади. Необычные места и памятники. Упормянутый Памятник Шолохову на Гоголевском бульваре

Плывущий в лодке по течению мужик в наброшенном ватнике и разбившиеся на два косяка кони появились на Гоголевском бульваре в 2007 году — это памятник Шолохову, который официально создан Александром Рукавишниковым, однако он только реализовал идею 1980-х годов, принадлежавшую собственному отцу.

Иулиан Рукавишников также был скульптором, причем достаточно известным и нравящимся второму московскому мэру. Ваятель скончался в 2000 году, и Лужков доверил спорный проект его сыну. Неоднозначность идеи была в том, что один монумент в Москве память писателя уже увековечил. Кроме того, прямо за спиной Шолохова виден бывший дом Маслова, где часто гостил Тургенев.

Памятник Шолохову и его соседство

Но коль ничто не помешало разместить там детище второго любимца Лужкова, Зураба Церетели – , то и памятник Шолохову бульвар вынужденно принял. При этом композиция имела очень оригинальную компоновку и ясный исторический подтекст. Оригинальностью построения памятник Шолохову напоминает , нами уже описанный.

По проекту памятник Шолохову должен был дополняться фонтаном, лошади словно реально преодолевали водный поток. Перебои с подачей воды значительно ухудшали восприятие, что привело к появлению оскорбительных прозвищ. Для младшего Рукавишникова это не было неожиданностью, он стойко пережил прозвание и этому скульптурному произведению.

Своей композицией памятник Шолохову показывает и связь писателя с Доном, и раскол страны на белых и красных в виде разделившегося табуна. Конские головы выполнены очень реалистично, до мельчайших подробностей облика и деталей сбруи. Они не на водопое или выпасе, они в судорожном поиске истинного пути.

Монумент лауреату Нобелевской премии по литературе получился удачным, словно объединил и аккумулировал таланты отца и сына Рукавишниковых. Вспоминаются работы старшего – мощный бюст Курчатова в Москве и статуя Древо Жизни перед советским представительством при ООН в Нью-Йорке (не путайте с работой великого Эрнста Неизвестного). У сына также много достойных работ, от монументы Микешину, создавшему , до надгробий Высоцкого и вора в законе Иванькова (Япончика).

Гоголевский бульвар, раньше Пречистенский, проходит широкой полосой от Пречистенских до Арбатских Ворот столицы. Поблизости много достопримечательностей, ранее описанных в наших статьях либо планируемых к описанию. Это и , и всемирно знаменитый музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Реку имитируют струи воды, стекающие по склону Гоголевского бульвара. Вокруг через реку плывут лошади, символизирующие «красных» и «белых». Головы «красных» коней смотрят в одну сторону, головы «белых» - в другую. И только один жеребенок не знает, куда плыть. Это символизирует раскол общества после революции на два враждебных лагеря. Причем по первоначальному замыслу кони должны были быть красного и белого цвета и расплываться в разные стороны. На другой стороне бульвара стоит скамья с барельефами сюжетов Гражданской войны.

Говорят, что... ...к памятнику Шолохову стойко приклеилась кличка «Дед Мазай». Зимой в пустую лодку энтузиасты лепят ему зайцев. Второе неофициальное название памятника «Дед Мазай и кони». Также скульптуру называют «Скотобойня» .
...тот, кто дотронется до голов коней, плывущих позади лодки писателя, сможет побороть свои страхи.
...если потереть за правым ушком одной из «красных» лошадей, исполнится заветное желание.

Не совсем обычный Памятник Шолохову на Гоголевском бульваре (Москва) установили 24 мая 2007 года. Памятник соорудили рядом с домом № 10 по Гоголевскому бульвару, где расположен Творческий союз художников. (Примерно в 400 метрах от этого места находится Храм Христа Спасителя). Ближайшая станция метро — «Кропоткинская».

О Шолохове М.А.

Памятник посвятили Михаилу Александровичу Шолохову (1905-1984) — советскому писателю, общественному деятелю. Киносценаристу и журналисту. Лауреату Сталинской премии (1941), Ленинской премии (1960). Действительному члену Академии Наук СССР (1939). Дважды Герою Социалистического Труда (1967, 1980). Лауреату Нобелевской премии по литературе (1965). Полковнику (1943).

Описание памятника

Памятник представляет собой бронзовую статую Шолохова. Писатель в телогрейке сидит в донской лодке на реке. Бросив вёсла, он смотрит вдаль. Позади лодки плывут по реке в противоположном направлении лошади, выполненные из гранита. Лошади клином расходятся в разные стороны. Они символизируют раскол России во время Гражданской войны на два лагеря - красных и белых. И лодку, и плиту с лошадиными головами автор изобразил сильно наклоненными в сторону центра бульвара к пешеходной зоне. Памятник оборудовали фонтаном, вода из которого струится по плите с лошадиными головами, добавляя памятнику реализма. Место установки памятника выбрали не случайно. Шолохов обращён лицом к Сивцеву Вражеку, где он когда-то проживал.

Идея и авторство памятника

Идея памятника принадлежит известному скульптору Иулиану Рукавишникову. Она возникла ещё пару десятилетий назад, однако по ряду причин не была реализована.

Автором ныне существующего Памятника на Гоголевском бульваре стал сын Иулиана Рукавишникова – скульптор Александр Рукавишников. Он осуществил идею отца. Архитектор Игорь Воскресенский помог органично вписать композицию в ландшафт бульвара. При создании памятника большую помощь Александру Рукавишникову оказывали родственники Шолохова, которые поддержали идею возведения памятника, снабдили скульптора фотографиями и консультировали.

Ещё один памятник Шолохову в Москве

Это – второй по счёту памятник писателю в Москве. Первый – скульптурный памятник на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, установили ранее.

Упормянутый Памятник Шолохову на Гоголевском бульваре:

24 мая 2007 года на Гоголевском бульваре был торжественно открыт памятник Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Это - второй монумент автору "Тихого Дона": первый находится с 2002 года на Волжском бульваре. Писатель сидит в лодке на Дону, а по обе стороны от памятника установлены лошадиные головы, "плывущие" в разные стороны, символизируя "красных" и "белых" времен Гражданской войны.

Работа Александра Рукавишникова - это уже второй памятник Шолохову в Москве . Предыдущий был открыт на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара без ведома московской комиссии по монументальному искусству. Московская комиссия по монументальному искусству возмущалась, пыталась «засадить» незаконного Шолохова елочками, передвинуть его в какой-либо двор, но все же, демонтировать памятник не решилась. Потому и проект Рукавишникова, одобренный городскими властями, приняла в штыки. Мотивировала тем, что одного Шолохова Москве вполне достаточно, да и вообще: не так уж много этот самый Шолохов в этой самой Москве прожил, чтобы памятники ему устанавливать. Не устраивало членов комиссии и запланированное местоположение: скульптурная композиция с фонтаном грозилась перекрыть весь Гоголевский бульвар, к тому же, абсурдным казалось ставить Шолохова возле дома, в котором жил Тургенев.


Тем не менее, 24 мая 2007 года памятник Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре был торжественно открыт. Сам памятник ждал этого момента 20 лет: в 1980-х годах конкурс на увековечивание памяти Шолохова выиграл отец Александра Рукавишникова, Иулиан Рукавишников. Памятник должен был быть установлен на Зубовской площади, однако что-то тогда не срослось, и о проекте забыли, как тогда казалось, навсегда. Через 20 лет Александр Рукавишников, доделав проект отца, выиграл с ним конкурс во второй раз.

Монумент представляет собой сидящую в лодке бронзовую фигуру Михаила Шолохова. Камень, на котором эта лодка установлена вовсе не мель, а имитация водной глади - именно с этой целью он и был покрыт бронзой. За спиной сидящего в лодке Нобелевского лауреата расплываются клином в разные стороны «трагичные» и «эмоционально нервные» (слова самого скульптора) белые и красные кони, которые символизируют раскол России. Как говорит автор монумента, и белые и красные кони плывут в никуда. От памятника в сторону пешеходной аллеи Гоголевского бульвара идет мощеная диагональная полоса, подводящая к скамье, выполненной из гранита. Именно так, по мнению Александра Рукавишникова и архитектора Игоря Воскресенского, помогавшего «вписать» композицию в ландшафт, и олицетворяется идея «многогранного и неоднозначного творчества великого писателя, который жил и работал в неспокойное время крупных социальных перемен».


Стоит заметить, что вышеупомянутая комиссия по монументальному искусству Московской городской думы с проектом на Гоголевском бульваре вовсе не смирилась, благодушно оставив Шолохова на прежнем месте, однако, порекомендовав властям куда-нибудь его перенести. Например, на пересечение Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, где его уже дожидается нелюбимый комиссией предшественник.


Нельзя не сказать и о том, что, сколько бы лет не было потрачено на проектирование чего бы то ни было, городские власти всегда смогут внести в творение свою лепту. Данная работа Александра Рукавишникова не стала исключением. Как уже говорилось выше, монумент включает в себя фонтан. Говорят, предусматривалась даже специальная система, позволявшая “реке”, в которой плывут кони, течь и зимой, и летом. Самих животных при этом не должно быть видно - из воды выглядывают только их головы (потому-то только головы и были установлены на постаменте). Тем, кто видел все так, как и должно быть, памятник понравился. Некоторые даже предлагали “оставить только лошадей”.

Однако воду коням по какой-то причине отключили. В связи с этим, за сидящим в лодке Шолоховым стал красоваться клин отрубленных конских голов, что сразу начало рождать в головах москвичей и гостей столицы массу ассоциаций. Наиболее известными неофициальными названиям памятника Шолохову стали “мясокомбинат” и “кладбище домашних животных”.


Сам автор к подобной интерпретации своего творчества относится спокойно, замечая при этом, что «любители навешивать ярлыки» и так уже окрестили его монумент Достоевскому «памятником русскому геморрою», а монумент Булгакову - «веник в заднице». Оправдывая Михаила Афанасьевича, можно сказать, что он всего лишь сидит на сломанной скамейке. Но это уже “совсем другая история”…

На Гоголевском бульваре относительно недавно, 24 мая 2007 г., был установлен памятник великому писателю Михаилу Шолохову. Автором является скульптор Александр Рукавишников. В Москве это уже второй монумент М. Шолохову - на Волжском бульваре в 2002 г. был установлен первый.

Памятник представляет собой бронзовую скульптурную композицию: писатель сидит на веслах в лодке, а сзади него - лошади. Они как бы расплываются в разные стороны. По задумке автора, это символизирует разделение на «белых» и «красных» в годы гражданской войны начала 20 века. Однако один жеребенок в растерянности: не знает, какое направление выбрать. По другой стороне бульвара находится скамья, на которой расположились барельефы с сюжетами гражданской войны. Символизм тот же – с разных сторон – красная и белая армии.

История создания

История создания памятника ведет свое начало еще с 80-х годов 20 в., когда был объявлен конкурс на проект памятника знаменитому писателю Михаилу Шолохову. Конкурс выиграл скульптор Иулиан Рукавишников. Он хотел, чтобы монумент установили на Зубовской площади. Однако проект был приостановлен. Лишь спустя 20 лет сын Иулиана Рукавишникова Александр возвратился к проекту своего отца, доработав его.

Идея установки второго памятника писателю в Москве была неоднозначно воспринята общественностью, которая посчитала неуместным его расположение. Дело в том, что М. Шолохов практически не жил в Москве, а Гоголевский бульвар москвичи привыкли связывать с классической литературой 19 века, а не 20-го, в котором творил писатель. Сторонники памятника объясняют такое его расположение тем, что недалеко находится дом 33 в Сивцевом Вражке переулке, где с 1963 года часто жил писатель, когда приезжал с Дона.

Монумент получился весьма необычным. Критики посчитали, что А. Рукавишников и архитектор И. Воскресенский максимально использовали рельеф местности, да и символы, характеризующие перелом эпохи, оказались впечатляющими. Сам автор памятника считает выбранное для него место правильным – писатель смотрит на Сивцев Вражек, где он когда-то останавливался проездом, а склон бульвара устремлен к ручью Чарторыю, скрытому под асфальтом. В старину он славился необыкновенно крутым нравом. Именно здесь в него и вливалась речка Сивка. Шолохов как бы переплывает этот Чарторый.

Можно, конечно, долго объяснять замыслы авторов с ручьем или местом проживания писателя. Но, вряд ли, люди, гуляющие по Гоголевскому бульвару или просто проходящие мимо, задумываются столь глубоко. Они видят лишь то, что видят. И у них возникают свои ассоциации.

Дело в том, что для памятника предусматривалась специальная система, включавшая в себя фонтан, позволявший «реке» с конями течь и летом, и зимой. Из воды должны были выглядывать только головы коней. Но по какой-то причине воду отключили. Теперь за спиной сидящего М. Шолохова вид у лошадей стал таким, будто их закатали в бетон. Москвичи сразу окрестили памятник «мясокомбинатом» или «кладбищем животных».

В Москве найдется не так много памятников, вызывающих столь огромное количество недоумений и вопросов. Зачем автор изваял так много лошадей? Почему сюжет сделан на обрыве? И, главное – зачем тут лодка? Она у многих вызывает ассоциации с дедом Мазаем. В любом случае, приходится смириться с любимыми скульпторами Лужкова - Церетели и Рукавишниковым. Фотографы любят здесь искать интересные ракурсы, а, может, кто-то, посмотрев на памятник, потянется за томиком писателя, чтобы ощутить на себе всю мощь его литературы.

Как добраться:

Памятник расположен недалеко от станции метро Кропоткинская: выход к Гоголевскому бульвару. Идете по бульвару до дома Сивцев Вражек, 10.