И между тем душа в ней. Перечитывая "Евгения Онегина": "кусты сирен переломала". Письмо Татьяны к Онегину

Олимпиада по обществознанию

I . Выполните тестовые задания. (10 баллов)

1. Общество и природу характеризует понятие

1) материальный мир в целом

3) этап исторического развития

2) цивилизация

4) развивающаяся система

2. Выявление и развитие человеком личностных способностей, возможностей, дарований

составляет основу

1) самосохранения

3) самореализации

2) самосознания

4) самопознания

3. Критериями свободы личности, по мнению ученых, являются:

1) нравы, обычаи, традиции

2) долг, нравственный выбор, ответственность

3) благополучие, карьера, успех

4. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание вытекает из базовых потребностей человека.

Б. Природу познания изучает гносеология.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

5. К основным критериям социальной стратификации не относится:

1) уровень образования

3) система ценностей в обществе

2) размер доходов

4) доступ к власти

6. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А) Рыночные отношения создают возможность расширения демократических свобод в обществе.

Б) Рынок не заинтересован в поддержании различных форм собственности.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

7. В рамках проведения Всероссийской ученической конференции «Великий Новгород – Родина России», посвященной 1150-летию его основания, администрация города вручила отличившимся своими выступлениями московским школьникам памятные сувениры.

Данный пример иллюстрирует право собственника

1) владеть

3) распоряжаться

2) пользоваться

4) действовать по своему усмотрению

8. Способы и формы взаимодействия центральных и местных органов государственной власти отражены в

1) форме правления

3) признаках государства

2) политическом режиме

4) территориально-государственном устройстве

9. В соответствии с Конституцией РФ к ведению Государственной Думы относится:

1) принятие федеральных законов

3) управление федеральной собственностью

2) разработка федерального бюджета

4) назначение выборов Президента РФ

10. Глобальной проблемой современности является (-ются):

1) освоение космического пространства

3) последствия современной урбанизации

2) угроза изменения человеческого генотипа

4) поиск альтернативных источников энергии

II . Задания повышенного уровня сложности. (30 баллов)

1. После выборов Вы хотели бы дать несколько советов лидеру демократического государства. С какими из перечисленных высказываний Вы должны его ознакомить? (8 б.)

1) «Государство – это я» (Людовик XIV );

3) «Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему позволено все» (Сенека);

4) «Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ» (А. Линкольн);

5) «Кажется, что люди называют только тех правителей великими, которые во время правления истребили из них несколько миллионов» (И. А. Крылов);

6) «Правительство – это рефери. И оно не должно пытаться стать игроком» (Р. Рейган).

7) «Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» (Ш. Монтескье).

2. Кто или что является лишним в ряду? Обоснуйте свое мнение . (6 баллов)

А) Д. Белл, О. Тоффлер, Г. Ясперс, У. Ростоу

Б) Государство, производство, религия, цивилизация

Ответ_________________________________________________________________________________

В) Администрация президента, ассоциация врачей-хирургов, союз экологов, молодежное движение «Наши»

Ответ_________________________________________________________________________________

3. Вставьте пропущенные обществоведческие понятия и термины в данных высказываниях и ситуациях. (6 баллов)

А. «К четырем «основным стихиям» воды, земли, воздуха и огня итальянские гуманисты добавили новую, пятую… Слова quima essentia (пятая сущность) стали на время синонимом понятия ________». (Б. Пастернак)

Б. Потерявший ________ уже не знает, где ее искать, а главное – зачем. (В. Батиевский)

В. Никто не верит в _______, за исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в эксперимент, за исключением того, кто его проводил. (И. Лакатос)

Г. ________: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. (Б.Шоу)

Д. «Петр I , заседая однажды в Сенате и выслушав множество дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел П.И. Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные _______ можно будет купить веревку, то вора без дальнейшего следствия должно будет тотчас же повесить. Генерал-прокурор Сената сказал Петру: «Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без _______? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой».

4.Проанализируйте правовую ситуацию и ответьте на вопросы. (3 балла)

Гражданин В. арендовал квартиру у гражданина С. Согласно договору аренды квартиры, наниматель обязан был в случае нанесения вреда имуществу арендодателя возместить причиненный ущерб. Соседи с верхнего этажа затопили квартиру гражданина С., в результате чего была испорчена мебель. Гражданин С. потребовал от гражданина В. возмещения ущерба.

Должен ли гражданин В. нести ответственность за порчу имущества? Приведите аргумент, обосновывающий ваш ответ. Назовите нормативно-правовой акт, нормы которого станут основой для рассмотрения дела в суде.

Ответ: ______________________________

5. Социологической службой страны N . был проведен опрос группы граждан и задан вопрос: «Кому из участников политической жизни страны вы доверяете больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. (7 баллов)

Выберите из перечня все верные утверждения. Можно ли утверждать на основе анализа диаграммы, что в данной стране осуществляется принцип политического плюрализма? Обоснуйте свой ответ. Дайте определение понятия «политический плюрализм».

1) депутатам парламента доверяют больше, чем главе правительства;

2) лидерам политических партий доверяют примерно столько же, сколько депутатам парламента;

3) главе государства опрошенные граждане доверяют больше всех;

4) правоохранительным органам доверяет около четверти опрошенных граждан;

5) главе правительства доверяют больше, чем представителям законодательного органа власти.

Обоснование ответа: ________________________________________________________________

Политический плюрализм – это_______________________________________________________

Критерии оценивания олимпиады по обществознанию

Максимальный балл – 40

п / п

Типы заданий

Критерии

Макс. балл

I .

1 – 10

Тестовые задания

Базовый уровень

(один верный ответ из четырех предложенных)

За каждое правильно выполненное задание -1балл

II . Задания повышенного уровня сложности 30

Анализ высказываний мыслителей и определение правильных ответов из предложенных

2 балла за каждый верный ответ

Определение лишнего в ряду (3 ряда)

2 балла - за верное определение «лишнего» с обоснованием ответа;

1 балл – за верное определение без пояснения

Определение обществоведческих понятий и терминов на основе анализа высказываний и ситуаций

1 балл за каждый верный ответ

Задание – задача

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

0 баллов, если дан только ответ, или приведен только аргумент, или только назван кодекс, или ответ неправильный

Понимание и интерпретация информации, представленной в виде диаграммы

1 балл за каждый правильный выбор

2 балла за ответ на вопрос

2 балла за определение понятия

Итого баллов:

I тур

Уважаемый участник муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания I тура Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успеха Вам!

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Ускоренная социализация является невозможной.

1.2. Государство является ядром политической системы, ее главным институтом, но вместе с тем не является единственным носителем политической власти.

1.3. Форма брака, при которой одна женщина может иметь несколько мужей, называется матриархатом.

1.4. К внутренним функциям государства относится проведение выборов высших органов государственной власти.

1.5. Наиболее ликвидной формой накопления являются деньги.

1.6. Дж. Мейнард Кейнс выступал за саморегулирующуюся экономику, свободную от государственного вмешательства.

1.7. В Российской Федерации подзаконный акт может быть принят Президентом, Правительством, министром.

1.9. Основными формами социального взаимодействия являются кооперация, конкуренция и сотрудничество.

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

2.1. Бразилиа, Москва, Нью-Дели, Пекин

2.2. Н. Макиавелли, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс

_______________________________________________________________________

2.3. Поэма «Полтава», закон Бойля-Мариотта, хадж в Мекку.

_______________________________________________________________________

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1. анабаптисты, мормоны, евангелисты, хлысты, пятидесятники

3.2. нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовое толкование, судебный прецедент

_____________________________________________________________________________

3.3. алкогольные напитки, бытовая техника , автомобильный бензин, табачные изделия

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните пропуски в ряду.

4.1. Сторонниками теологической теории происхождения государства были Ф. Аквинский и Ж. Маритен, патриархальной теории – Аристотель и М. Михайловский, а Л. Гумплович и К. Каутский – теории «_________________________».

4.2. Георгом Гегелем сформулированы три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон _____________________________________________________, закон отрицания отрицания

4.3. По мнению Френсиса Бэкона к идолам разума относятся идолы рода, рынка, пещеры, _______________.

5. Чем различаются?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Биржа труда и рынок труда

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3. Производительность труда и интенсивность труда

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 . Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Вздутие»

Денежное обращение

«Останки»

«Самоуправляющаяся община»

Местная власть

Юриспруденция

«В кругу просвещения»

Познание

«Укреплять союзом»

Форма государства

«Главный»

Фактор производства

7. Соотнесите между собой разделы философии и предметы изучения

1. Онтология

А. Человек

2. Аксиология

Б. Познание

3. Гносеология

4. Антропология

Г. Мышление

Д. Ценности

8. Соотнесите между собой принципы юридической ответственности и их содержание

1. Принцип справедливости

А. индивидуа­лизация государственно-принудительных мер

2. Принцип законности

Б. ни одно правона­рушение не должно остаться «незамеченным» для государства

3. Принцип целесообразности

В. за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание

4. Принцип неотвратимости

Г. строгое соответствие с процедурно-процессуальным требованием закона

9. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

«В ………………….. обществе главная проблема состоит в организации науки , а важнейшим институтом выступает университет или научно-исследовательская лаборатория, где проводится эта работа. В девятнадцатом и начале двадцатого века влияние государств определялось их производственной мощностью, основным показателем которой был выпуск стали. […..] После второй мировой войны научные возможности страны стали решающим показателем ее потенциала, а исследования и разработки пришли на смену производству стали в качестве относительного критерия силы государства. По этой причине характер и формы государственной поддержки науки, ее политизация, социологические проблемы организации научных исследований заняли центральное место среди политических проблем ……………………. общества.

Концепция ………………………. общества не есть законченная картина социального устройства, а лишь попытка охарактеризовать и объяснить коренное изменение в социальной структуре (определяемой как совокупность экономики, технологии и системы стратификации ). Однако подобное изменение не предполагает определенности соотношения между «надстройкой» и «базисом»; напротив, инициатива реорганизации общества сегодня исходит в значительной степени от политической системы . [….] Принципиальный водораздел современного общества не проходит между собственниками средств производства и однородным пролетариатом , а обозначен бюрократическими и властными отношениями между теми, кто имеет полномочия принимать решения, и теми, кто лишен таковых, и это касается любых организационных единиц – политических, экономических и социальных. Задачей политической системы становится управление этими отношениями в соответствии с разного рода давлениями, оказываемыми с целью перераспределения национального достояния и обеспечения социальной справедливости ».

Д. Белл «Грядущее……………………… общество»

9.1. Дайте определения выделенным словам в тексте

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2. Вставьте слово, пропущенное в тексте. Назовите два процесса, обеспечивающих переход к данному типу общества.

_____________________________________________________________________________

10. Перед вами портреты исторических деятелей, внесших существенный вклад в развитие общественной мысли.

1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.

2. Объясните, какой критерий положен в основу подборки.

https://pandia.ru/text/78/457/images/image003_26.jpg" width="153" height="200">

1. _________________ 2. __________________ 3. _________________

Критерий: _______________________________________________________

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2учебного года

10 – 11 класс

II тур

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1. Обоснование выбора темы.

2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.

5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

7. Свободная композиция и непринужденность повествования.

8. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

Темы

1. В общественных системах с авторитарным режимом сосуществование людей вызывает постоянные трения, а отдельные попытки улучшить систему носят насильственный характер и рождают новое насилие. Демократии и биржи, напротив, добиваются стабильности в результате объединения и соперничества людей в более гуманной и изменчивой системе.

В. Швебель

2. Политика – это не искусство возможного. Это выбор между плохим и очень плохим.

Д. Голбрейт

3. Стопроцентная гарантия свободы – это равновесие в обществе социальных сил, а не победа одной силы над другой.

М. Истмен

4. Культура – это все то, что позволяет нашему уму почувствовать свою силу.

Р. Эмерсон

5. Знать, что мы знаем то, что мы знаем, и что мы не знаем того, чего мы не знаем – это и есть истинное знание.

Конфуций

6. Человек не может быть выше или ниже закона; ведь мы не спрашиваем разрешения, когда требуем от него выполнения закона. Верность закону – это наше право, а не обязанность.

Т. Рузвельт

7. Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

Ф. Ларошфуко

8. Познание начинается с удивления

Аристотель

9. Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право

Юстиниан

10. Величие и низость человека зависят от его внутренних побуждений, а не всегда от условий и окружающей среды, хотя и они также могут иметь значение в возникновении побуждений.