Художник пит мондриан картины. Пит мондриан и его неопластицизм из прямых линий. Художник и музыка

О том, как соотносятся искусство и дизайн написано множество статей и сказано много слов. Считать ли дизайн искусством, или нет? И, таки, большинство теоретиков дизайна сошлись на том, что - да, считать!
Существует даже такое направление, как арт-дизайн. Предметы, к нему относящиеся, мало-функциональны и спорны, но как правило, быстро становятся объектом коллекционирования и стремительно растут в цене.
И, конечно же, великие художники всегда вдохновляли дизайнеров на создание разнообразных объектов дизайна.

Пит Мондриан, безусловно, один из ярчайших художников 20 века, один из основателей абстракционизма и теоретиков нового искусства повлиял на дизайн, как никто другой.
Его совершенные геометрические абстракции идеально ложатся на поверхности любых предметов, которые моментально возносятся от скучного утилитарного предмета - до высот арт-объекта, а также объекта восхищения и вожделения.
Ну, например, девочки.. Как вам такие платьица от Ив Сен Лорана? Коллекция "Mondrian", 1965 г.


Не правда ли, они вполне акутальны и сегодня, цена на немногочисленные оставшиеся оригиналы - зашкаливает!
А это уже творения современных фЭшн-дизайнеров...

В 1926 году Мондриан нарисовал эскиз интерьера комнаты будущего, как он представлял ее. Спустя 25 лет, Нью-Йоркская галерея The Pace воплотила замысел художника, создав эту комнату в оригинальной цветовой гамме художника.
Эскиз...

Воплощение...

Однако, если же начинать от самых истоков, то вначале был стул одним из первых, кто горячо принял идеи неопластицизма (капельку "-измов") и группы "Де Стиль", которую основал М., стал Геррит Ритвельд, который в 1917 году создал знаменитый «красно-синий стул», ставший впоследствии иконой конструктивизма.

Его же авторства Дом Шредера в Утрехте, который можно лицезреть в этом мульте также напоминает трехмерную живопись Мондриана.

Кстати, в Питере, на Мойке (это река) долгое время стоял домик-коробочка, раскрашенный в стиле Мондриана, сейчас его уже снесли.

А это кресло "The Charles" для Moooi моего любимейшего Марселя Вандерса, тоже, кстати, голландца, кресло - старенькое, а вот обивка-посвящение Мондриану - совсем свеженькая, если не ошибаюсь только что было представлено на Миланском салоне.

Будет ли особенным борщ, приготовленный на этой кухне - вот вопрос?

И, если вы эстет, то может быть вам будет приятнее осуществлять водные процедуры в такой ванной комнате? И, работать в таком кабинете?

Если вам остро не хватает искусства в интерьере вашего дома, или офиса - малярная лента и несколько банок краски - и пару часов работы. И вот, вы обладатель стены-в стиле Мондриана. Эффектно и незатратно!
Поп-культура тоже не осталась без влияний художника...
Как вам вино "Мондриан и Симпсоны"? Или - кусочек арт-кексика? Не заинстаграмить - невозможно..) Я нашла даже банку кока-колы "а ля Мондриан".

Мебель, сумки, подушки, плакаты, игры для детей и даже (!!!) маникюр в стиле живописи Мондриана продолжают победно шествовать по миру.
Контрастные основные цвета, которые характерны для стиля М. - это всегда драматично, а значит не может не вызывать эмоции. А все, что провоцирует сильные эмоции, чрезвычайно востребовано сегодня, поскольку мы пресыщены и скучаем.
Так что, дорогие дизайнеры! Если вы чувствуете кризис идей - обращайтесь к вечному - к искусству, и будет вам щАстье и вдохновенье!
Еще порция голландского арт-а - старого и нового

Пит Мондриан, один из основателей голландского движения / De Stijl. Чистоту и легкость линий, абстракции образов и новую философию совмещения искусства и мира принес Мондриан в De Stijl и реализовывал в своей творческой практике. Он радикально упростил все элементы своих картин, чтобы отразить каким он видел духовный порядок, лежащий в основе видимого мира. Такое упрощение создало четкий, универсальный язык и эстетический образ его полотен. В наиболее известных его картинах из 1920-х годов, Мондриан упрощает формы до горизонтальных и вертикальных линий, образующих прямоугольники, а цветовую палитру до минимальных основ, сводя восприятие внешнего мира к чистой абстракции.

Использование асимметричного баланса и минимальное количество образов имело решающее значение в развитии современного искусства, а его знаковые абстрактные произведения оказывают влияние на дизайн и культуру и по сей день.

Основные идеи

— Теоретик и писатель Мондриан считал, что искусство отражает основную духовность природы. Для того чтобы выявить суть мистической энергии в балансе сил природы и окружающего мира он упростил сюжеты картин до самых простых, основных элементов.

— Мондриан решили сформировать свои представления о мире в основных элементах, представляющих две основные силы мира: вертикальные и горизонтальные линии, положительный и отрицательный, динамический и статический, мужской и женский. Динамическое равновесие в его композициях отражает мир с балансом вселенских сил.


-Своим творчеством и концептуальным подходом в отображении мира Мондриан изменяет представления об абстракции для всего современного искусства. Четко отслеживается влияние современных художественных направлений в его картинах: в логическом порядке развитие проходит через луминизм, импрессионизм, и, самое главное, кубизм.

-Мондриан и художники Де Стиль, выступают за всепоглощающую абстракцию с урезанной цветовой палитрой, чтобы выразить утопический идеал гармонии в соединении всех искусств. Мондриан считал, что его видение современного искусства преодолеет раскол в культуре и станет новым языком на основе простых цветов, плоских форм, и динамического напряжения в полотнах.

— Книга Мондриана о Нео-пластике стал одной из ключевых работ абстрактного искусства. В качестве нового метода представления современной реальности в книге подробно описаны способы создания художественных образов с помощью форм и цветов на поверхности холста.

Пит Мондриан.Наследие.

Изысканность абстракций Мондриана, а также утопические идеалы его работ оказали огромное влияние на развитие современного искусства. Его идеи были немедленно связаны со , особенно в эстетических и упрощенных линиях и красках, а также с идеалами Баухауз, в которых искусство находится в гармонии со всеми аспектами жизни. Позже, стиль Мондриана можно увидеть в работках минималистов конца 1960, выбравших упрощенные формы и урезанную палитру. Не только на современное искусство оказал влияние стиль Мондриана, наследие можно увидеть во всех аспектах современной и постмодернистской культуры, от цветовой схемы Ив Сен-Лорана / Yves Saint Laurent в платье «Мондриана/ «Mondrian» day-dress «, с использованием нео-пластического стиля.



до альбома The White Stripes — De Stijl, 2000,

а также отелей с названием «Mondrian» в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, и Майами.

- (Mondrian, Mondriaan) (собственно Питер Корнелис) (1872 1944), нидерландский живописец. Создатель одной из первых разновидностей абстрактного искусства неопластицизма (около 1917). Учился в АХ в Амстердаме (1892 97). Работал в Париже,… … Художественная энциклопедия

- (Mondrian) (1872 1944), нидерландский живописец. Один из основателей группы «Стиль». Создатель неопластицизма абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра. * * * МОНДРИАН Пит… … Энциклопедический словарь

Пит Мондриан в своём ателье в Париже Родной дом Мондриана в Амерсфооте, ныне музей Пит Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis Mondriaan, с 1912 Mondrian, 7 марта 1872, Амерсфоорт, Нидерланды 1 февраля 1944, Нью Йорк) ниде … Википедия

Мондриан (Mondrian, Mondriaan) Пит (собственно Питер Корнелис) (7.3.1872, Амерсфорт, близ Утрехта, 1.2.1944, Нью Йорк), нидерландский живописец. Учился в АХ в Амстердаме (1892 97). Работал в Париже (1911 14 и 1919 38), Лондоне (1938 40), с 1940 в … Большая советская энциклопедия

Мондриан, Пит - П. Мондриан. Композиция А. 1932 г. МОНДРИАН (Mondrian) Пит (1872 1944), нидерландский живописец. Один из основателей группы “Стиль”. Создатель неопластицизма абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и прямоугольных линий, окрашенных в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (наст. имя Питер Корнелис) (Mondrian, Mondriaan Piet) (1872 1944), голландский художник. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в… … Энциклопедия Кольера

Мондриан, Пит Пит Мондриан в своём ателье в Париже … Википедия

В своём ателье в Париже Родной дом Мондриана в Амерсфооте, ныне музей Пит Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis Mondriaan, с 1912 Mondrian, 7 марта 1872, Амерсфоорт, Нидерланды 1 февраля 1944, Нью Йорк) ниде … Википедия

Мондриан - Пит (Mondrian, Piet), наст. имя Питер Корнелис (Pieter Cornelis Mondrian) 1872, Амерсфорт 1944, Нью Йорк. Голландский живописец и теоретик искусства. Один из основоположников абстракционизма. Обучался рисунку сначала у своего дяди, пейзажиста Ф.… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

- (1872 1944) нидерландский живописец. Один из основателей группы Стиль. Создатель неопластицизма абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Мондриан , Сюзанна Дейхер , Голландский художник Пит Мондриан - основоположник и вдохновитель течения, названного "неопластицизмом" . В этой книге рассказывается о его жизни и… Категория: Зарубежные художники Издатель: Арт-Родник, Tascher ,
  • Модерн (CDpc) , Сюзанна Дейхер , Стиль модерн, совершивший революцию в архитектуре и искусстве рубежа XIX и ХХ веков, представлен на этом диске Электронной библиотеки изобразительным рядом более 3 000 иллюстраций. Сюда вошли… Категория: Другое Издатель:

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Пиитер Корнелис (Пит) Мондриа?н (7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды - 1 февраля 1944, Нью-Йорк) - нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы - пейзажи Голландии в духе импрессионизма. Увлёкся теософией Е. П. Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».

Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом, основал с ним вместе движение «Стиль» (нидерл. De Stijl) и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма - утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.

Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 - в США.

В американский период своего творчества Мондриан попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»).

Мондриан скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 г. и был похоронен на кладбище Cypress Hills в Бруклине, Нью-Йорк.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства.

Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции. Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет - не-цвет, вертикаль - горизонталь, большая поверхность - малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания. Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.

Аннотация название выставки: «Пит Мондриан. Линия»
время проведения: 04.09.2015-06.12.2015
место проведения: музей Мартин-Гропиус-Бау, Niederkirchnerstrasse, 7, Берлин, Германия
сайт выставки: http://www.berlinerfestspiele.de

С 4сентября по 6декабря в берлинском музее Мартин-Гропиус-Бау проходит выставка ключевых работ одного из основоположников абстрактной живописи-нидерландского художника Пита Мондриана. Выставка проводится при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Берлине. Это первая большая экспозиция из 50картин и рисунков Мондриана в Берлине после выставки в 1968г.

Пит Мондриан-один из ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма, чьё искусство во многом повлияло на современную живопись, архитектуру и дизайн.

Пит Мондриан. Автопортрет

Пит Мондриан и его «искусство чистой пластики»

XXв, предложив людям огромный объём информации через электронные средства связи, изменил количество, форму и содержание социальных контактов. Интеграционные процессы способствовали становлению общечеловеческой культуры на единых основаниях. Сложение этих факторов привело к изменению культурно-ценностной ориентации человека и формированию новых потребностей и культурных стереотипов. Эти изменения происходили в рамках массовой культуры, социальная функция которой состояла в регулировании поведения людей и приведении к единообразию их духовной жизни. Сложность развития художественной культуры XXв состояла в том, что художественная деятельность адаптировалась в экономической, политической, технической и духовной сферах общественной жизни, которые предъявляли к ней требования в соответствии со своими интересами, стимулируя таким образом её разнонаправленное развитие.

«Красный узел» В. Кандинский, 1936г.

Искусство XXв характеризуется распадом художественной культуры на множество самостоятельных направлений и школ, с их активными поисками новых средств художественной выразительности и смелыми экспериментами с формой, цветом и композицией. Все авангардистские явления: направления, течения и школы, порвавшие с реалистической традицией и считающие эксперимент основой творческого метода, объединяет направление «модерн». Наиболее крайней школой модернизма стал абстракционизм, который ещё называют беспредметным искусством.

«Мельница в сумерках» Пит Мондриан. 1905г.

Появление абстракции стало закономерным итогом фундаментальных перемен в духовной и художественной жизни XXв, которые способствовали переосмыслению формирующих принципов европейского изобразительного искусства. Абстракционизм как направление возник в нескольких европейских странах в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма и футуризма. Основоположниками и вдохновителями абстракционизма считаются художники В.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан, Ф.Купка и Р.Делоне. Модерн-это явление с многоярусной иерархией, где каждый достаточно крупный феномен авангардного искусства, утверждался посредством деклараций, манифестов и многочисленных текстов. Художники-абстракционисты в своих разных по целям теоретических трудах и программных заявлениях определили объединяющий их тезис: абстракционизм, как высшая ступень изобразительного творчества, создаёт формы, присущие только искусству. «Освобождённое» от копирования действительности искусство, абстракционисты превратили в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания.


«Серое дерево» Пит Мондриан. 1911г.

В пространстве стиля сразу же наметились две основные линии: лирико-эмоциональная абстракция и геометрическая или логическая. Лирико-эмоциональная абстракция (композиция образуется из свободно текущих форм и ритмов) представлена в творчестве В.Кандинского, мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма и информального искусства. Геометрическая абстракция нашла воплощение в супрематизме К.Малевича, неопластицизме П.Мондриана, орфизме Р.Делоне и в творчестве мастеров постживописной абстракции. В основе геометрической абстракции лежит выразительность прямых и ломаных линий, простых геометрических элементов и плоскостей чистого цвета. Особенно ярко геометрический абстракционизм проявился в 1910-1930-х годах в ряде европейских стран. После эмиграции художников-модернистов (Х.Хофмана, Д.Альберса, Д.Грэхема и П.Мондриана) в Америку во время II мировой войны, геометрический абстракционизм был принят американскими живописцами и к 1940-1950годам уже имел множество разноплановых последователей, хотя и уступал в популярности абстрактному экспрессионизму. Примером самой бескомпромиссной и строгой геометрической абстракции в живописи XXв служат произведения Пита Мондриана.

Триптих «Эволюция» Пит Мондриан. 1911г. На картине показаны «три этапа познания», что отражает религиозные взгляды художника того периода.

Питер Корнелис (Пит) Мондриан (1872-1944) родился 7марта 1872г в семье директора школы небольшого голландского городка Амерсфорте. Первые уроки рисования Пит получил у отца и дяди. Домашнее и школьное художественное образование позволило ему поступить в Амстердамскую академию изобразительного искусства (1892-1897). Во время учёбы в академии Мондриан писал много портретов на заказ ради денег. Своё отвращение к этому жанру, который начинающий художник не признавал и считал «ерундой», он выразил в том, что расстрелял собственный автопортрет. В это время увлечением Мондриана были пейзажи и натюрморты, которые он выполнял в манере старых голландских мастеров. Позже Мондриан отошёл от традиций реалистического пейзажа, и его кратковременное увлечение импрессионизмом в, так называемых, «вечерних пейзажах» принесло ему известность. В 1911г Мондриан принял участие в амстердамской Международной выставке современных художников, где были представлены работы П.Пикассо, А.Дерена и Ж.Брака. Интерес к работам кубистов побудил Мондриана к экспериментам в этом жанре: художник начал упрощать формы и, по-разному сочетая плоскости изображаемых предметов, стремился добиться впечатления структурной ясности.

«Большая композиция» Пит Мондриан. 1919г.

Постепенно из работ Мондриана исчез сюжет, узнаваемость, пространственная глубина и реальная форма. Годы I мировой войны художник провёл на родине в Голландии. В 1917г Мондриан вместе с архитектором, скульптором и живописцем Тео ван Дусбургом (1883-1931) стал одним из основателей группы «Стиль»-объединения художников и архитекторов. Целью группы «Стиль» было создание форм, очищенных от всего случайного и произвольного. Последователи Мондриана и Дусбурга объединились вокруг авангардного журнала, названного по имени группы-«Стиль». В первом номере журнала Мондриан опубликовал свою статью «Неопластицизм в живописи», в которой впервые появился термин «неопластицизм».

«Композиция с Красным, Жёлтым, Синим и Чёрным» Пит Мондриан. 1921г.

Ещё в 1914г, создавая свои первые беспредметные работы, Мондриан выразил уверенность: «Мы можем избавиться от гнёта трагических обстоятельств нашей жизни посредством ясного видения истинной реальности, которая существует, но завуалирована и скрыта». Во всех своих теоретических работах Мондриан отстаивал своё убеждение, что в реальном мире присутствуют незримые, но невероятно сильные духовные энергии, которые можно выразить только с помощью простых геометрических форм: «Чтобы выразить духовное в искусстве, нужно как можно меньше обращаться к реальности, поскольку она-противоположность духовному. Поэтому использование элементарных форм логично и единственно верно». Результатом многолетних творческих поисков собственного художественного почерка стала теория «искусства чистой пластики», изложенная художником в трактате «Неопластицизм». Мондриан писал; «Неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быть равным среди равных». Главными элементами любой композиции картины стали пересекающиеся под прямым углом линии и плоскости цвета, посредством которых Мондриан воспроизводил истинный образ окружающего мира, независимый от случайностей и субъективного восприятия, выражая таким образом идею универсальной гармонии.

«Площадь Согласия» Пит Мондриан. 1938г.

Мондриан придерживался строгих правил в построении композиции (его культом было равновесие вертикальных и горизонтальных линий) и порвал с журналом «Стиль», когда Дусбург предложил в качестве нового компонента выразительного языка угол в 45градусов. В сентябре 1938г, предчувствуя войну, Мондриан уехал в Лондон, где создал крупномасштабные композиции со множеством линий («Трафальгарская площадь», 1939-1943 и «Площадь Согласия», 1938-1843). Эти работы художник завершил уже в Нью-Йорке, куда эмигрировал в 1940г, спасаясь от бомбардировок Лондона. Америка приняла Мондриана радушно: пресса назвала художника «одним из величайших беженцев из Европы» и уже в 1942 и 1943гг прошли его две персональные выставки в галерее Дьюденсинг. В этот период художник создал произведения, которые строились в ритме синкопы-.танца, в честь которого они названы: для передачи ритма в переплетениях решётки появились небольшие квадраты, множащиеся на линиях («Нью-Йорк сити», «Бродвей. Буги-вуги», «Победа буги-вуги»).

«Бродвей. Буги-вуги» Пит Мондриан. 1942-1943гг.

Первого февраля Мондриан умер от пневмонии в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище в Бруклине. Творчество Пита Мондриана вызывает глубокое уважение: он наполнил новым смыслом назначение высокого искусства, определив его ведущую роль в преодолении духовного кризиса современного общества: «Чисто пластическое видение реального мира должно сформировать общество нового типа-точно так же, как сейчас оно формирует новое искусство. Это будет общество, основанное на равновесии материального и духовного, и в нём будут господствовать умиротворённые гармоничные отношения». Живописное и теоретическое наследие Пита Мондриана во многом определило эстетические и художественные принципы XXвека и повлияло на развитие архитектуры, моды и дизайна. В честь Мондриана назван язык программирования Piet, программы на котором напоминают постживописную абстракцию.