Федор достоевский братья карамазовы краткое содержание. Фёдор Достоевский - Братья Карамазовы

«Братья Карамазовы» последнее произведение автора, оконченное за четыре месяца до смерти в 1880 году. Главные темы романа касаются вопросов веры, свободы и моральных устоев. Родные братья Иван, Алексей и Дмитрий ищут ответ на вопросы о цели бытия и жизненного смысла. Делают свой конечный выбор жизненного пути, каждый из них избирает свой путь познания Бога, ищет ответ на вопрос о бессмертии души.

«Братья Карамазовы», краткое содержание

Действие произведения разворачивается в провинции в небольшом городке Скотопригоньевске и начинается в 1870 году. Первые страницы романа посвящены встрече отца Федора Карамазова с сыновьями и решения вопросов относительно имущественного состояния семьи. С первых страниц романа автор знакомит читателей с праведником старцем Зосимой, у которого в послушниках служит Алеша, младший брат. В скиту, у Зосимы и собрались остальные Карамазовы. Вместе с ними присутствуют землевладелец Миусов, семинарист Ракитин, и некоторые духовные лица.

Главный спор касается имущественных притязаний старшего Дмитрия к отцу о крупной денежной сумме, которую тот задолжал сыну. Но деньги являются лишь внешней причиной, истинная подоплека притязаний Дмитрия – Грушенька, в которую оба и отец и сын страстно влюблены. Автор, сталкивая своих героев на этой встрече, с первых страниц романа дает описание каждого характера.

Вырисовывает, что можно ожидать от героев. Показывает, что Дмитрий, несмотря на то, что обладает натурой сильной и порывистой может совершить неординарные поступки, в которых впоследствии сильно раскаивается. Умный Иван, окруженный загадкой, не может найти вопрос: «Есть ли Бог? Бессмертна ли душа?» не понимает, как решить дилемму о вседозволенности. Алеша – юный послушник старца болеет душой за всех, и главное, за своих братьев.

И, конечно, отец – Федор Павлович, вызывающий своим сладострастием, скандальным характером у всех без исключения чувство гадливости и омерзения. Несмотря на то, что из встречи ничего хорошего не получилось, старец Зосима для каждого находит доброе примиряющее слово утешения. Алексей Карамазов получает от старца благословение и напутствие на мирское послушание, направленное на сбережение братьев от непоправимых поступков.

Получив благословление старца, Алексей следует по направлению к отцовской усадьбе. По дороге он встречает Дмитрия, караулившего появление Грушеньки. Безмерно любя ее, Дмитрий не верит ей, боится что она, привлеченная деньгами, пойдет к отцу. Дмитрий исповедуется брату, его душа обуреваема страстями, противоречивыми чувствами: Бог, сладострастие, чувства к женщине, терзания по поводу любимой поиск ответа на вопрос о бессмертии души все смешалось у Дмитрия. Сын готов убить отца, которого ненавидит всем сердцем.

Придя к отцу, Алексей застает его и Ивана, искренне развлекающимися умозаключениями своего лакея Смердякова, который может быть, возможно, внебрачным сыном Федора Павловича. Ворвавшийся внезапно Дмитрий, охваченный яростью, бьет отца, поняв неправильность своего поступка – убегает вон. Алеша встречается с Катериной Ивановной, Грушенькой, впрочем, встреча опять ничем хорошим не заканчивается.

Следующий день начинается исповедью отца, в которой он признается Алеше в своем безмерном сладострастии и нежелании уступать Дмитрию – Грушеньку. Сплетничает Алеше на брата Ивана, обвиняя того в желании увести у Дмитрия невесту. И так в течение всего повествования, полная страстей, проходит жизнь героев романа.

Из-за денег, Смердяков, вдохновленный теорией Ивана о вседозволенности, убивает Федора Ивановича, который полностью ему доверял. Иван осознавая, что убийство отца произошло с его негласного разрешения, мучаясь раскаянием, сходит с ума. Смердяков, пораженный состоянием Ивана, которого безмерно уважал и пред которым преклонялся, совершает самоубийство.

Дмитрий, обвиняемый в убийстве отца, предстает перед судом и, хотя не он совершил преступление, за отсутствием доказательств и истинного убийцы, несмотря на непризнание им своей вины, приговаривается к 20 годам каторги. Дмитрий получает свой приговор без вины в основном из-за своей невесты Екатерины Ивановны, тем не менее молит ее о прощении, а она вдруг внезапно для себя признается ему в любви, говоря: «за то и любила, что ты сердцем великодушен».

Дмитрий не ищет виноватых в своей беде, он сам ищет прощения у людей, перед которыми может быть виноват хоть малую толику. Не взирая, на недружественное отношение действующих лиц в романе, Алексей Карамазов любим всеми. Все герои романа ищут прощения за свои во многом неблаговидные поступки. Алесей Карамазов избран в произведении эталоном человека, на которого происходит равнение всех героев романа. Алексей, его желание всем помочь, всесторонняя любовь ко всем окружающим, счастье в любви и всепрощении – в этом заключается главная мысль произведения, ибо это есть настоящая христианская радость бытия.

Своим романом Достоевский дает понять читателю, что жизнь не заканчивается существованием на этой земле, мы получаем возможность, осознать себя, с тем, чтобы с полученным, здесь на земле, прийти на божий суд. Эпилог В заключение произведения автор, напутствует читателя, подвигая, его на совершение добрых дел, говоря: «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» И еще одно главное признание Достоевского выражено в заключение – признание в любви к Родине, к России, к русскому Богу.

«Братья Карамазовы» Достоевского - шедевр мировой литературы. Кроме того, в этом произведении повторились по-новому мотивы и образы предыдущих работ писателя. К созданию романа Достоевский шел всю жизнь. Здесь он поднял важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования людей, вопрос о смысле жизни.

История романа

Замысел романа сложился у автора задолго до написания - после знакомства Достоевского с Д. Ильинским, отбывавшем наказание за убийство отца. Но этого человека осудили за чужое преступление. Осенью 1874 года Достоевский задумал написать на основе этой трагической истории психологическую драму о преступлении, но постепенно замысел писателя перерос в полновесный роман.

Роман создавался в течение трех лет и печатался в «Русском вестнике». Зарисовки «Братьев Карамазовых» Достоевский начал делать осенью 1878 года, а роман окончил в ноябре 1880 года.

Автор очень серьезно подошел к отображению происходящего в романе, советовался с юристами, чтобы наиболее реалистично описывать судебную процедуру, по поводу болезни персонажа советовался с медиками. Место действия воспроизводит Старую Руссу, где автор трудился над своим романом, и где сохранились и дом писателя (в романе дом Карамазова), и дом Агриппины Меньшовой (дом Грушеньки). Достоевский стремился к реалистичности не только быта и жизни персонажей, но и духовного облика героев.

Цель и основная тема

Достоевский в «Дневнике писателя» подробно изложил свои намерения относительно «Братьев Карамазовых». Автор поставил в произведении многие проблемы: духовное и нравственное развитие России и общества, социальная роль суда, отношение отцов и детей. Размышляя в романе о народной России, не мог обойти вопрос и о православии. Автор наполнил роман наболевшими вопросами того времени - здесь много откликов на события общественной жизни. Но главная составляющая романа - прошлое, настоящее и будущее России.

На примере героев произведения «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский показал вехи российской истории. Прошлое России - это уходящее поколение: старик Карамазов, Поленов, госпожа Хохлакова, старец Зосима. Автор противопоставляет их представителям «настоящего» времени - братья Карамазовы, Грушенька, Смердяков, Ракитин. Лиза Хохлакова, Смуров, Коля Красоткин - это представители молодого поколения, «будущего» страны.

И, конечно, важную роль в нравственном содержании романа играет Евангелие: обильное цитирование текстов из Библии, постоянные споры и разговоры героев об евангельских текстах, эпиграф, дающий надежду на возрождение России после разложения.

Главные герои

Достоевский в «Братьях Карамазовых» раскрывает читателю взаимоотношения в семье, где отцу нет дела до того, как растут сыновья, что они находят приют в других семьях, пока он гуляет и живет в свое удовольствие. Старший Дмитрий «переезжал» от опекуна к опекуну и познакомился с отцом в восемнадцать лет. Он вырос взбалмошным, создавая видимость благополучной жизни, Дмитрий нещадно занимает деньги.

Средний Иван с детства рос наблюдательным, но замкнутым и нелюдимым. Он хорошо учился, окончил школу и гимназию, сам зарабатывал на жизнь - писал статьи, публиковал их в различных изданиях.

Младший Алеша - добрый, застенчивый человек. Его все любили и относились к нему с уважением. Даже в гимназии, когда его дразнили, он оставался невозмутимым и призывал всех с пониманием относиться к человеческим слабостям и бедам. Алеша хотел всегда служить в церкви, но его благословили на жизнь с отцом и братьями, сказав, что он там намного нужнее.

Персонажи «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского, отец и Дмитрий, влюблены в одну женщину - Грушеньку, но она не отвечала взаимностью ни одному из них. В итоге отец с сыном разругались, и старший сын неоднократно грозился убить отца.

Когда Карамазова-старшего нашли с проломленной головой в собственном доме, ни у кого не было сомнений, что это дело рук старшего сына. Тем более что отвергнутая Екатерина Ивановна, скорее всего, из-за мести, предъявляет письмо, в котором Дмитрий пишет о своем намерении убить отца. Средний брат пытался доказать невиновность брата, так как у него были доказательства, что убийца не кто иной, как внебрачный сын их отца. Ивану никто не поверил, Дмитрия осудили на 12 лет каторги.

Заканчивается произведение тем, что Алеша присутствует на похоронах Ильи Снегирева и призывает всех быть добрыми и заботиться друг о друге - жизнь прекрасна, и это лучшее, что у нас есть.

Выводы

Роман Достоевского «Братья Карамазовы» учит читателя быть терпимее друг к другу, прислушиваться к чужому горю, проявлять сочувствие, любить ближнего. Порой все, чему человек не придает значения - взгляд, вздох, мысли - способно нанести вред. И не только себе, но и тем, кто находится рядом. Человек несет ответственность за свои слова и поступки, потому что рано или поздно придется за них ответить, даже если они были брошены в гневе.

Во всей мировой литературе найдётся не так уж много книг, сопоставимых по глубине со знаменитым романом русского классика. Это одна из неоспоримых вершин не только русской, но и мировой литературы. Едва ли можно считать в полной мере образованным человека, если в списке им прочитанных книг отсутствует роман Достоевского "Братья Карамазовы". Но сложная, многомерная, и чтобы её понять, нужно проделать немалую душевную и интеллектуальную работу.

Достоевский. "Братья Карамазовы"

Это итоговая книга и своеобразная кульминация всего творческого пути писателя. В ней он отразил всё, что думает о человеке и мире, в котором человек обитает. В центре повествования находятся трое братьев, у которых очень разные отношения и с миром, и со Всевышним творцом. Слишком много противоречий завязал в фабулу своего романа Фёдор Михайлович Достоевский. Братья Карамазовы находятся в самом центре многомерного узла противоречий, кипящих в тихом захолустном городишке Скотопригоньевске. Городок, как выясняется, живёт по принципу: Но черти водятся и в душах людей.

И одной из ключевых фраз романа является максима Карамазова-старшего: "Раз Бога нет, значит всё позволено". И папаша-Карамазов руководствуется в своей жизни именно этим принципом, в соответствии с ним принимает смерть от руки одного из своих сыновей. Фабула романа основана на убийстве Фёдора Павловича Карамазова, и эту детективную интригу не торопясь раскручивает перед читателем Достоевский. Братья Карамазовы входят в круг подозреваемых в этом преступлении, всколыхнувшем тихий городок.

Конечно же, детективная интрига здесь не более чем структурный каркас, на котором основан гениальный образ России. Он со всей очевидностью прочитывается в романе, в нём изображено явно нечто большее, чем вспышка страстей на фоне убийства старого пьяницы в захолустном населённом пункте. Но особенно впечатляет развязка, к которой приводит действие Достоевский.
"Братья Карамазовы" не исчерпываются тремя главными героями повествования, и убийства никто из сыновей покойного не совершал. Но убил Фёдора Михайловича родной брат Карамазовых-младших. Этот персонаж проходит через весь роман как лакей Смердяков. О том, что он четвёртый сын покойного, неизвестно никому, и своё преступление он рассчитал очень грамотно. Все улики сходятся против Дмитрия Карамазова и те немногие, кому известна правда, доказать её не могут.

Посмертная слава

Самому автору не суждено было проследить судьбу своей главной книги, он умер вскоре после её выхода в свет на страницах литературного журнала. Но судьба у романа завидная, его читают и перечитывают вот уже полтора столетия. Толстый том с надписью на корешке "Ф. Достоевский. "Братья Карамазовы" есть в любой уважающей себя библиотеке, многие его читают несколько раз в течение жизни, сравнивая впечатление, которое оставила эта книга в юности, с восприятием ее в зрелые годы. И можно только догадываться о дальнейшей судьбе героев Достоевского. Самый светлый персонаж романа, должен был пойти кидать бомбу в царя-освободителя. Но революция обошлась без него.

К роману «Братья Карамазовы»

Ещё в 1862 году мечталось Фёдору Михайловичу «о появлении хоть к концу-то века» «какого-нибудь такого великого произведения, которое выразит стремления и характеристику своего времени так же полно и вековечно, как, например, «Божественная комедия» выразила свою эпоху».

Мечтал, но оставил всего лишь предисловие к замыслу. Это должен был быть итог : «Никогда ни на какое сочинение моё не смотрел я серьёзнее, чем на это».

Всё продуманно, чётко, но носит следы незавершенности, предварительности, подготовки - это «вступительный» роман.

В центре «идея о возрождении вновь человека» . Это всё та же идея о «восстановлении погибшего человека», которую уже в 1862 году Достоевский считал основой произведения дающего бессмертие.

Но эту идею Достоевский так и не осуществил. Он провёл нас через «ад» и оставил в преддверии «чистилища». Но «ад» - великолепно.

Русская литература тяготела к энциклопедичности: Пушкин, Гоголь, Некрасов, Толстой – «мысль народная», «мысль семейная».

У Достоевского - потрясающая энциклопедия человеческих страданий, преступлений, надлома и надрыва: нет преступления, которое не обратилось бы в наказание, «не терзало бы душу из круга в круг». (Архитектоника «Братьев Карамазовых» зиждется на таких кругах, зримым разграничением которых являются заборы (Старая Русса), в центре их – дом Карамазовых, близ них, но вне их – монастырь.).

К 1868 году сложился замысел цикла романов «Атеизм», где современный русский человек в своих скитаниях по России теряет, ищет и находит веру. Алёша Карамазов должен был потом стать таким героем. Тема «мальчиков», на первый взгляд не связанная напрямую в «Братьях Карамазовых» с основным сюжетом романа, играет огромную роль. (Замысел романа «Детство» тоже органично вошёл в текст «Братьев Карамазовых»).

Вспомним, что в конце 60-х Достоевский работал над темой «Житие великого грешника», а это – генеральный конспект готовившегося в мысли произведения, предисловием к которому и явились «Братья Карамазовы».

Вплотную к работе над «Братьям» Достоевский приступает в 1874 году – «обдумывание в деталях». Он вновь обращается к истории Ильинског о, попавшего в острог по обвинению в убийстве и через 10 лет освобождённого, так как обнаружился убийца подлинный.

Потом ещё одна история, произошедшая 20 лет назад в Тобольске. «Два брата, старый отец, у одного невеста, в которую тайно и завистливо влюблён второй брат. Но она любит старшего. Но старший, молодой прапорщик, кутит, дурит, ссорится с отцом. Отец исчезает. Улики на старшего. Осуждают на каторгу… Через 12 лет младший брат приезжает на каторгу, чтобы увидеть брата. Сцена, где братья безмолвно понимют друг друга. С тех пор прошло ещё 7 лет. Младший в чинах, в звании, но мучается, объявляет жене, что это он убил. Конец: тот возвпащается. Этот на пересыльном. Его отсылают. Младший просит старшего быть отцом его детей. «На правильный путь ступил!». Достоевского интересует не столько история соперничества двух братьев, но гораздо больше – возвращение одного из них, «невинно осуждённого», через 12 лет. Контур будущего романа почти готов, но замысел складывался, шлифовался ещё долгие три года.

В декабре 1877 года Достоевский объявил о прекращении «Дневника писателя»: «Готовясь написать один очень большой роман, я задумал погрузиться специально в изучение не действительности, я с нею и будто знаком, а подробностей текущего. Одна из самых важных задач в этом текущем для меня молодое поколение и вместе с тем молодая семья».(«о теперешних детях»). (Уже «Подросток» задумывался как «отцы и дети»).

Так и «Братья Карамазовы» вначале были задуманы как роман об отце и детях.

Была мечта: написать поэму о Христе; о встрече Христа с Великим инквизитором + история с невинно осуждённым Ильинским + роман о молодом, юном даже челоеке, с чистым, как у Мышкина, сердцем, но душа которого уже прикоснулась к мерзостям жизни. Это должен был быть рассказ о пути вызревания идеи, рождении нового человека, способного воплотить собою идею искупления. Что же будет искуплением? Таким образом, речь идёт о романе искушений, за которым последует роман искупления.

В мае 1878 года страшный удар постиг семью Достоевских: умер трёхлетний сын Алёша. Достоевский в середине июня вместе с Сергеем Соловьёвым отправляется в Оптину пустынь. (Там в разное время побывали Киреевские, Гоголь, Лев Толстой). Знаменательна встреча Достоевского со старцем Амвросием (в какой-то мере явившимся прототипом старца Зосимы). 66-летний отец Амвросий действительно личность незаурядная. (В миру – Александр Михайлович Гренков). Он обладал феноменальной памятью, знал 5 языков, увлекался древней и современной философией, обладал поэтическими наклонностями. Это был интеллигентный человек, знаток духовной и книжной премудрости. Он был интересен и людям необразованным, и людям, живущим напряжённой духовной жизнью. Оптина славилась библиотекой в 30 тысяч томов – богословские труды, древние философские, естественнонаучные, медицинские и прочие сочинения.

(Монастырь в Оптиной пустыни расположен у реки Жиздра. Старец – тот же монах, живущий общим со всею братией уставом, но, вместе с тем, своей собственной, особой, более внутренней, чем внешней, жизнью; соучаствует в общей жизни монастыря, но и как бы независим от неё. Дело не в летах и в умудрённости. Учитель жизни, врачеватель нравственных недугов, наставник заблудших душ, нуждающихся в бескорыстном слове, идущем из чистой, ничего для себя лично не желающей души).

К 1878 году план романа был окончательно развит. Сюжет и конструкция скурпулёзно обдуманы. Когда роман был готов, «видимая бесформенность оказалась завершённостью громадного готического собора ». Это архитектурный шедевр Достоевского.

Вернувшись из Оптиной пустыни, Достоевский сел за писание романа. Первая часть появилась в «Русском вестнике» в январе 1879 года. Затем продолжение – в № 2 --6,8,9; и в 1880 году в № - 1,4,7 -10.Эпилог в №11 за 1880 год.

«Если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там легче». Через 3 месяца после окончания романа Достоевский умер. Отдельное издание в 2-х томах вышло при жизни писателя и в несколько дней разошлось. (А обсуждение началось ещё раньше: до окончания публикации, уже в 1880 году. Британское «Современное обозрение» пишет в 1880 году: « В Петербурге начал печататься очень интересный роман Фёдора Достоевского»).

Позднее, в 1685 году, Крамской напишет: " Когда я читал Карамазовых, то были моменты, когда казалось: ну если и после этого мир не перевернётся на оси туда, куда желает художник, то умирай человеческое сердце!».

(Чем же и куда хотел Достоевский «повернуть мир »?).

Стремясь раскрыть связь содержания романа с мировыми вопросами, Достоевский вводит образы своих героев в широкий литературный и культурно-исторический контекст. Связь современной эпохи жизни человечества с его прошлым – одна из задач писателя. Эти «главные вопросы » бытия человеческого решались по-разному. В этом романе опять и опять звучат многие из них:

Тема враждующих братьев, отцеубийства («Разбойники» Шиллера; тема «душевного рыцарства» - («Перчатка» Шиллера); демонического бунта, соблазна, искушения – (средневековые мистерии, «Фауст» Гёте); восстановление «погибшего человека» - (Евангелие, «Божественная комедия» Данте, «Хождение Богородицы по мукам», «Отверженные» В.Гюго, «Мопра» Жорж Санд); Тема возможности будущей мировой гармонии, проблемы зла и его преодоления – (ода «К Радости» Шиллера, «Кандид» Вольтера); темы католицизма и инквизиции – («Дон Карлос» Шиллера и т.д.).

В «Предисловии» к Братьям Карамазовым» («Русский вестник, январь 1879) Достоевский пишет о том, что романе дано «жизнеописание человека странного, даже чудака», но «Главный роман второй – это деятельность моего героя уже в наше время, именно в наш теперешний текущий момент. Первый же роман произошёл ещё 13 лет назад и есть почти даже не роман , а лишь один момент из первой юности моего героя». Роман «вступительный».

Действие первого романа происходит тогда же, что и действие романа «Преступление и наказание» (1865), т.е. речь идёт о России обновляющейся, стоящей в преддверии новой, ещё неясной, но, может быть, грозной эпохи.

«Жизнь текущая», скоропреходящие «минутки » и «мгновения» интересны не сами по себе, а своим глубоким, сокровенным, «вдруг » обнаруживающимся смыслом. Часто «минутки» Достоевского – это смысл человеческой жизни, а может быть, жизни всего человечества .

Итак, замысел 2-го романа:

Время действия 2-я половина 70-х годов. Но «начала» этого «теперешнего » момента лежали в моменте «тогдашнем », а «концы» «тогдашнего » текущего момента обнаруживались в моменте «теперешнем» , текущем. О том, что случилось 13 лет назад – «тогда», рассказывается «сегодня».

Момент «теперешний» - важнейшая составная часть «плоти » романа. Авторский взгляд – взгляд из будущего, но для рассказчика – ставшего настоящим. Так сошлись годы 60-е и 70-е, «тогда» и «теперь».

В «Предисловии» речь идёт об одном герое, главном – Алёше. Такой герой – «чудак», «странный человек», «Частность и обособление» - может в иных случаях заключать в себе, в своей жизни и судьбе иной раз сердцевину целого.

Но в первом романе – герой «неопределённый, «невыяснившийся».

Алёша – главный в задуманной дилогии, сейчас – на 2-м плане, как бы «неглавный». А остальные – главные. Алексей ещё только ищет подступы к своей будущей «главной деятельности». (Тогда ему исполнится 33 года).

Сюжетный фокус, центр романа – «катастрофа», преступление, «окровавленное злодейство».

О преступлении:

Ешё в Омском остроге Достоевский много размышлял о преступлении. От внешней стороны – страшной, нелепой, жестокой – к «философии» преступления, уяснению его глубинных, сокровенных причин.

О наказании:

Все эти ссылки, тюрьмы – «не исправляют преступников », они лишь наказывают их, обеспечивая спокойствие общества. Они не исправляют, не устрашают, а число преступлений «не только не уменьшается, но возрастает». Эта тема в романе «Братья Карамазовы» не столько продолжат тему «Мёртвого дома», сколько углубляет её.

Жизнь человека заключена в мире злобы и эгоизма. «Взяты люди в ненормальных условиях. Зло существует прежде них. Захваченные в круговорот лжи, люди совершают преступление и гибнут неотразимо » Неизбежный результат всеобщей «мирской злобы », ненормальных условий – распад человеческих отношений, разобщение людей, доводящее их не только до полного разрыва, не только социальных, но и родственных связей – до преступления. И потому « философия » преступления – это социальная и нравственная философия, трактующая о самих основах человеческого бытия – о природе общества и государства.

(Поэтому Алеша в келье взволнованно следит за разговором). Зосима и Иван в главе «Случайное собрание» говорят о «возрождении вновь человека», «воскресении его», «спасении его», «возрождении падшего ».

Начинает звучать главная тема, основная мысль романа: «Восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнётом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков». Об этом Достоевский размышлял ещё в 1864 году. Речь идёт о трагедии человеческой разобщённости, всеобщей «мирской злобе и о способах и путях преодоления этой ненормальной трагической разобщённости.

Роман «Братья Карамазовы» (1879 – 1880)

Это наиболее сложный по идейному содержанию и художественной структуре роман Достоевского.

В романе обрисована широкая картина жизни России порефрменной эпохи, выведена галерея разнообразных и сложных характеров, разворачивается цепь драматических событий.

В то же время, «Братья Карамазовы» - наиболее насыщенный публицистической и философской мыслью роман Достоевского

Писатель выступает в «Братьях Карамазовых» и как художник, и как мыслитель, проповедник, социолог, философ, публицист .

Он стремится не только поставить перед современниками ряд важных общественных и моральных вопросов, проанализировав жгучие проблемы, выдвинутые общественной жизнью. Он стремится дать на эти вопросы ответ, указать те пути, которые, по его мнению, помогут оздоровить общество.

Достоевский поднял те вопросы, которые волновали великих писателей прошлого, ощутил их как нерешённые и попытался дать на них свой ответ.

Одна фраза прокурора: «Может ли Карамазов по-гамлетовски думать о том, что там будет? Нет, господа присяжные, у тех – Гамлеты, а у нас ещё пока Карамазовы». Вот вам и ряд. Над беднягой прокурором кружится ирония Достоевского. Прокурор незряч и недогадлив, он давно уже окружён фигурами байронического, и выше того – шекспировского масштаба, и это не столько их собственный, сколько масштаб самой русской жизни» (Берковский).

Творчество Достоевского ярчайшее тому подтверждение. Как могло так получиться, что произошло отцеубийство, едва ли не самый страшный грех из известных человечеству? («Король Лир», «Разбойники», «Отец Горио»). Кто виноват? Общество, так сказать, среда? Или сами люди? Отцы или дети? А, может быть, и те, и другие?

Митя ли, создавший вокруг себя атмосферу разгула, разнузданности, насилия?

Иван ли, с его теорией «вседозволенности»?

Какова степень вины Смердякова, поверившего Ивану?

Сам ли растленный старикашка Карамазов, вызвавший у защитника вопрос: «а можно ли вообще судить за убийство такого человека?»ю

Или даже Алёша, накануне убийства оставившего братьев?

Решая эти вопросы, Достоевский пытается ответить, каким путём России не надо идти, на каком её ждёт разложение и духовное оскудение, и где тот путь, тот герой, который преодолеет этот распад, разложение страны и отчуждение, «уединение» людей друг от друга.

Достоевский считал, что художник приходит в мир «чтобы возвестить нам тайну о человеке, душе человеческой!»

Сам о себе: «При полном реализме найти в человеке человека. Меня зовут психологом…неправда. Я реалист в высшем смысле, т.е., изображаю все глубины души человеческой».

Впервые в большом романе Достоевского действие романа происходит не в Петербурге, а в отдалённом от центра небольшом провинциальном уездном городке Скотопригоньевске. И это немаловажное обстоятельство: Писатель желал тем самым покаать, что те социальные, психологические процессы, которые он обрисовывал в романах 60-х годов, перестали быть привилегией Петербурга, они охватили всю страну. Эти процессы непосредственно связаны с ростом капитализма, ломкой традиционного уклада жизни: разложением семьи, распадом старых нравственных норм.

Действие романа отнесено на 13 лет назад (опять впервые) .

Достоевский показывает, что в России не осталось ни одного уголка, где бы ни кипела борьба страстей.

Находящаяся в центре романа семья Карамазовых и другие, описанные в нем семьи (Хохлаковы, Снегирёвы), представляют различные варианты того общего типа семьи, который Достоевский (в романе «Идиот») охарактеризовал как тип «случайного семейства» (Иволгины в «Идиоте»). Нет мира в этих семьях, в них идёт скрытая или открытая борьба, антагонизм между поколениями.

Убийство Фёдора Павловича Карамазова и явилось проявлением такого антагонизма. Но не только о разложении, распаде семьи в пореформенную эпоху свидетельствует убийство. За этим стоит распад старых нравственных норм жизни.

Через весь роман проходит тема «всеобщей неурядицы и бестолковщины нашей настоящей минуты», «расшатанности» до основания «нравственных начал наших», умственной смуты, морального бездорожья, всеобщего разложения.

Главный сюжетный узел – история преступления: суд запутывает дел, Смердяков утверждает себя.

Что стоит за преступлением?

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

Композиция романа сделана мастерски.

1 книга «История одной семейки» - введение об отце и 3-х сыновьях Карамазовых, история их взаимоотношений – до начала действия.

2 книга – «Неуместное собрание». Действие происходит в келье старца Зосимы. Участвуют все главные персонажи – общая беседа – вражда, назревающий конфликт. Затем углубление в причины противостояния героев.

3 книга «Сладострастники» - поочерёдно о каждом из участников будущей драмы (Карамазовых, Смердякове, Катерине Ивановне, Грушеньке)4.

4 книга «Надрывы» - в действие вступают другие герои: отец Ферапонт, штабс-капитан Снегирёв, Ильюшечка, Лиза Хохлакова и её мать – каждый из них несёт свою тему, которая соотносится с главной – конфликт в семье Карамазовых.

5 книга «Pro I contra» -главный герой – Иван Карамазов (важнейшие главы в этой книге и во всём романе – это «Бунт» и «Великий инквизитор»).

6 книга «Русский инок» - главный персонаж – старец Зосима.

Эти шесть первых книг почти лишены внешнего действия – огромную роль в них играют самовысказывания героев.

Вторая половина романа тоже состоит из шести книг.. Происходят новые переломные события.

7 книга «Алёша» (после смерти старца Зосимы Алёша меняет образ жизни. Покидает монастырь. Важен здесь образ Грушеньки).

8 -9 книги. В них разыгрывются 2 драмы: 1. Митя, Грушенька.

10 книга «Мальчики» - важнейшая в общем замысле дилогии.

11 книга «Брат Иван Фёдорович». (основное – свидание Ивана со Смердяковым и глава «Чёрт. Кошмар Ивана Фёдоровича»

ЭПИЛОГ?????7 (закончить)

Основные темы романа «Братья Карамазовы»:

Роман – синтез . В нём в разной степени нашли отражение почти все основные темы и проблемы творчества писателя. Это легко прослеживается :

    «Бедные люди » - основная тема бедных людей, униженных и оскорблённых; тема «маленького человека.

    «Двойник » - тема «маленького человека» и тема двойничества.

    «Хозяйка» , «Белые ночи» - тема мечтателя, начало темы положительного героя; судюба женщины.

    «Записки из мёртвого дома » - тема преступления и наказания.

    «Униженные и оскорблённые » - тема бедных людей, положительного человека.

    «Преступление и наказание » - тема преступления и наказания; тема «восстановления погибшего человека; униженных и оскорблённых; положительного человека. Пафос – «найти человека в человеке».

    «Идиот » - тема «положительно прекрасного человека»; денег; красоты; отцов идетей; «случайного семейства».

    «Бесы» - тема бесовства, безобразия; всеобщего разложении.

    «Подросток» - тема отцов и детей; капитала, семьи; роман-воспитания

    «Братья Карамазовы » - роман-синтез , где сошлись все начала и концы. В разной стпени продолжены, углублены или завершены многие из названных тем, занимавших Достоевского на протяжении всей жизни, всего творчества.

Главные из них :

1. Проблема положительно-прекрасного человека,

2. Проблема веры и безверия, «вседозволенности»,

двойничества;

3. Отцов и детей;

4. Проблема власти денег и капитала;

5. Проблема добра и красоты;

8.Проблема бедных людей и униженных и оскорблённых;

9. Проблема преступления и наказания;

10. Проблема поиска истины, путей развития общества.

Основные принципы творчества Достоевского звучат здесь: «Человек – это тайна…»; «Красота спасёт мир»; «Безобразие убьет»; «»Каждый за всё и всех отвечает»; «Сострадание – главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества»;

«Человек на поверхности земной не имеет прав отворачиваться и игнорировать то, что происходит на Земле, и есть высшие нравственные причины на то.»

Общественно-политическая обстановка в России

конца 70-х – начала 80-х.

Конец 79 года – сплошная цепь террористических акций. В Харькове некий Голбденберг застрелил князя Кропоткина. В Петербурге Мирский стрелял в шефа жандармов Дрентельна. На царя уже три покушения.

Год 80-й начался с известий о новых покушениях. Взрыв в Зимнем дворце. Учреждена «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с графом Лорис-Меликовым. Через несколько дней стреляли и в него. (Казнь Млодецкого ).

Роман является самым гениальным его литературным трудом. Последнее творение писателя подводит итог всего его творчества. На протяжении всего произведения проглядывается проблема человека о смысле жизни и нравственных устоев общества.

Вчитываясь внимательно в первые строки романа, видно, как перед нашим взором предстает все семейство Карамазовых - Дмитрий, Иван и Алеша во главе со своим отцом Федором Михайловичем, разгульным и бестолковым помещиком. Семейное собрание для разрешения имущественных вопросов проходит у старца Зосимы.

Старший сын Дмитрий, в целом близкий по нраву и образу жизни отца, хочет, чтобы тот выдал ему большую сумму денег. Но отец не собирается менять вопрос наследства, и разговор по этому делу оборачивается скандалом. Неприязнь друг к другу возникла еще из-за любви к красивой и страстной Грушеньке. Узнав от лакея Павла Смердякова, который был рожден вне брака у Федора Павловича от бродяжки Елизаветы, что три тысячи рублей были отложены для Грушеньки, Дмитрий возненавидел еще больше отца. Обузданный ревностью и гневом, Дмитрий не только избивает, но и даже грозится уничтожить родного ему человека.

Он осознавал, что теряет Грушеньку, и в одном из разговоров высказывает все наболевшее своему младшему брату Алеше. Безгрешный Алексей со свое чистой душей переживает не только по причине разногласий Дмитрия с отцом, но из-за Ивана, который давно уже неравнодушен всем сердцем к Екатерине Ивановне. Но эта благородная девушка всем сердцем преданна порочному Дмитрию. Она страстно любит Митю и во всем ему доверяет. Именно Дмитрию Екатерина Ивановна дает деньги для передачи ее сестре в Москву. Но, к сожалению, вся сумма была истрачена молодым человеком на развлечения с Грушенькой.

По истечении некоторого времени, Екатерина Ивановна понимает, что любит не Дмитрия, а Ивана. Параллельно с душевными терзаниями Алеши, вспыльчивостью и бесшабашностью Дмитрия и внутренним бунтом Ивана со своей «теорией всёдозволенности», четко показан старец Зосима, сопереживающий вместе с людьми все их грехи. Провидец предчувствует, что в этой семье будет еще достаточно горя. И это предсказание вскоре сбывается.

Дмитрий в поисках денег понимает, что вот-вот потеряет Грушеньку и решается посетить отцовский дом. Не застав там любимой женщины, он убегает. В ходе своей необузданности Дмитрий ударяет слугу Григория по голове пестиком и мчится узнать, где же находится его Грушенька. Появившись сначала у чиновника Перхотина, а затем на постоялом дворе в Мокром, запачканный в крови и с кучей денег, вызывает у всех подозрение. Но Дмитрий, не обращая ни на кого внимания, напившись, кутит с Грушенькой. Но недолго продолжалось это гулянье. Дмитрия арестовывают, предъявив ему обвинение в убийстве отца.

Пораженный молодой человек, узнав, что слуга жив, готов отвечать на все вопросы. Правдоискатель Иван пытается выручить брата. На суде он рассказывает о разговоре со Смердяковым, и говорит, что именно он подтолкнул его к совершению убийства. Говорит он в полной горячке. И возможно прокурор поверил бы в слова Ивана. Но, показания Екатерины Ивановны перечеркнули все слова свидетелей в пользу Дмитрия. Предъявленное суду письмо, в котором содержатся угроза отцу ее бывшего любимого человека, оказалось роковым в дальнейшей судьбе. Дмитрия обрекают на каторгу.

Заканчивается произведение похоронами мальчика, сына штабс-капитана Снегирева, который был совсем недавно избит Дмитрием Карамазовым. Смерть Илюшеньки помогла переосмыслить отношение к людям его школьных товарищей, которые поклялись оставшуюся жизнь посвятить добрым делам. Замечательный роман учит нас добру,справедливости и милосердию. Каждый из нас должен осознать, что значит быть нравственным человеком и быть милосердными не только к близким людям, но и к окружающим.

Картинка или рисунок Братья Карамазовы

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пантелеев Фенька

    Как-то вечером рассказчик был дома один и услышал странное царапанье. Он начал искать источник шума и увидел на карнизе за окном крошечную девочку размером не более пальца.