Экологическая культура – что это? Экологическая культура личности как предмет воспитания


Термин «культура» является одним из самых привычных и широко употребляемых в современных обыденном и научном языках. В то же время понятие «культура» относится к наиболее трудноопределяемым категориям науки. Многочисленные попытки ученых дать универсальное определение не были успешными в силу сложности, полифункциональности, полисемантичности и чрезвычайного многообразия явлений культуры.
В современной науке наиболее обобщенное понятие культуры мы встречаем у В.С. Степина: культура - это «система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях» . Программы деятельности, поведения и общения, в своей совокупности составляющие содержание культуры, «представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций ит.д.» .
Культура обеспечивает воспроизводство многообразия форм социальной жизни и их развитие. В жизни общества она выполняет определенные функции. В.С. Степин выделяет три из них: хранение, транслирование и генерирование программ деятельности, поведения и общения людей .
Близка к такому же пониманию социальной роли культуры В.А. Игнатова, которая показывает, что культура выступает: как система, включающая практический опыт человечества и сферу его духовной жизни; как индикатор, показывающий качественный уровень его развития, отраженный в науке и искусстве, технике и технологиях, образовании и воспитании, в человеческих силах и способностях, реализуемых в знаниях, умениях, навыках, уровне интеллекта, нравственном и эстетическом развитии, ценностных ориентациях, мировоззрении, способах и формах общения; как транслятор опыта, знаний, творчества, традиций, верований предыдущих поколений; как механизм, регулирующий отношения человека к другим людям, к обществу, природе .
В науке широко представлено понимание культуры как совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии. Например, В.И. Добрынина выделяет такие объекты материальной культуры, как техника, орудия труда, жилище, средства сообщения, транспорт - то, что получило название искусственной среды обитания человека, и объекты духовной культуры: наука, искусство, право, философия, этика, религия. При этом следует учитывать относительность такого противопоставления с точки зрения рассмотрения культуры в качестве информационного аспекта жизни общества, понимания внутренней сущности культуры как социально значимой информации, закрепленной в знаковой форме. Культура, закрепленная в различных семиотических системах, одинаково охватывает ее материальный и духовный спектры. Предметы материальной культуры также выступают средствами хранения и передачи информации, как и учения, идеи, теории, ценности и другие формы духовной культуры. Они также могут функционировать в качестве определенных знаков. Только в этой своей функции предметы материального мира, созданные цивилизацией, выступают в качестве феноменов культуры .
Понятие «культура» отражает собственно человеческую, а не биологическую сущность человеческого сообщества. Выделение человека из мира животных существ характеризуется сознательной орудийной деятельностью, наличием языка и символов духовной стороны жизни. Они выступают регуляторами отношений человека с реальным миром. Культура - целостное явление и проявляется в различных видах отношений и аспектах социального опыта. В этом плане культура рассматривается как система отношений к себе, другому человеку, обществу и природе.
Термин «культура» в науке рассматривается прежде всего в общечеловеческом измерении, а затем - в национальном. Исследуя истоки нарождающейся культуры мира в трудах Ф.И. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Федорова в России, Г. Торо и Р. Эмерсона в Америке, Тагора и Ганди в Индии, Утимара Кандзо и Окакура Какудзо в Японии, С.Н. Глазачев отмечает неодолимое стремление к внутренней гармонии Человека, единству Человечества, к осознанию Целостной Системы Жизни.
История науки накопила немало направлений исследования феномена культуры (упомянем еще такие, как рассмотрение культуры в аспекте развития человеческого разума и разумных форм жизни, культуры как развития человеческой духовности). Однако в разработке самых различных линий проблематики культуры можно выделить общее, заключающееся в том, что культура рассматривается: в плане исторического развития социального опыта; в соотношении воспроизводства, функционирования и эволюции социума; через призму накапливаемых обществом ценностей; в антропологическом аспекте, когда человек как творец культуры предстает в широком поле отношений, общения, взаимодействия с обществом и природой; как общечеловеческое достижение.
Эти общие характеристики исследований культуры позволяют прояснить сущность экологической культуры в ее отношении к культуре в целом.
Изначально термин «культура» обозначал процесс освоения человеком природы (латинское cultura - возделывание, обработка; относилось к возделыванию земли).
В древности человек был поставлен лицом к лицу с природой и черпал впечатления из таинственного для себя мира природы. Он был слит с природой, жил с ней одной жизнью, не мог ни отделить себя от природы, ни противопоставить себя ей. Все явления природы представлялись живыми существами; эмпирическое ощущение себя (чувств, мыслей) человек переносил на природные явления.
У древних славян также ярко выступал культ природы. ««Культ - служение божеству, сопровождающееся совершением обрядов» . В славянском язычестве боги - олицетворение явлений природы (неба, земли, солнца, грома, огня, леса, воды...). Исследователи отмечают, что слово «бог» - исконно славянское, основное значение которого - счастье, удача .
В народном сознании славян все лучшее, светлое, необходимое для жизни, исходившее от природы, ассоциировалось прежде всего с солнцем («Ра»), и сложился особый культ солнца («культ-у-ра»).
Во всех древних цивилизациях слово «культура» так или иначе соотносилось с общением человека с природой. История человеческих цивилизаций, осуществив гигантскую спираль жизни, на новом уровне культуры возвращается к проблемам взаимоотношения человека с природой через понятие «культура».
Во многих современных исследованиях экологическая культура рассматривается в качестве составной части общей культуры . Это традиционный подход в науке, заключающийся в выделении аспектов культуры и поиске их специфических характеристик (культура нравственная, эстетическая, физическая, правовая, технологическая...). Безусловно, такой подход продолжает сохранять свое теоретическое и практическое значение: в основе выделения любого аспекта культуры - специфические ценности (правила поведения, критерии красоты, нормы физического состояния, владение управляемыми процедурами...). Специфика экологической культуры - в ценностях этического стиля взаимодействия человека и природы.
Однако все более заметны иные подходы к сущности экологической культуры и ее отношению к общей культуре человека.
Н.Н. Моисеев считает, что экологическая культура представляет собой особый вид будущей общечеловеческой культуры, которая сознательно создается путем синтеза экологических потенций всех культур мира .
Несколько иное токование экологичекской культуры можно встретить у В.А. Игнатовой, которая полагает, что следует разделить узкое и широкое толкование экологической культуры. «В узком смысле экологическая культура выступает как часть общечеловеческой культуры, основным содержанием которой является грамотное природопользование и ответственное отношение к природе как общественной и личной ценности; в широком смысле экологическая культура есть новое содержание общечеловеческой культуры» .
У С.Н. Глазачева наблюдается более конкретное раскрытие нового содержания и экологической, и общей культуры. Он считает, что современная культура все в большей степени приобретает экологический характер. На наших глазах происходит экологизация культуры, культура превращается в экологическую культуру .
О неразрывности культуры и природы, о вступлении культуры в экологический этап своего развития, о культуре как «человеческом отношении человека к природе» убедительно пишут Н.Н. Киселев и другие ученые- экологи . Дополнительный штрих в такое понимание экологической культуры вносит Н.Ф. Ремерс , который считает экологическую культуру качественным состоянием общей культуры человека.
Развивая идеи Сеульской декларации о Целостной Системе Жизни - глубинном единстве Человека, Общества и Природы, опираясь на мнение ученых и политиков, деятелей образования, здравоохранения, культуры, Оргкомитет ВДОС (Всемирный день окружающей среды) - Москва-98 принял Московскую декларацию об экологической культуре, в которой она рассматривается как культура огромного усилия, совершаемого человечеством, народом, человеком ради сохранения окружающей среды, Земли и ради сохранения наиболее полноценного самосуществования. Экологическая культура предполагает диалог разнообразных национальных экологических культур, объединенных общностью стратегического развития и целостностью планеты Земля . Понимание экологической культуры как «культуры огромного усилия» человечества находится в логике идеи ноосферы и устремлено в будущее.
Таким образом, в науке наметились следующие взгляды на соотношение экологической и общей культуры: традиционный: экологическая культура - составная часть общей культуры; видовой: экологическая культура как особый вид будущей человеческой культуры; синкретический: экологическая культура как новое содержание общей культуры, как исторически новое, качественное состояние общей культуры; общая культура как экологическая культура; ноосферный: экологическая культура как общечеловеческая культура, создаваемая усилием разума и воли человечества ради сохранения биосферы и полноценного самосуществования.
Для многих исследований экологическая культура будущего представляется как общечеловеческое явление, через диалог и синтез национальных экологических культур. Следует отметить и то обстоятельство, что проблематика экологической культуры расширяется и появляются все новые ее смысловые оттенки, показывающие углубление осознания проблемы взаимодействия человека и природы.
Раскрытие сущности экологической культуры связано с достаточно полной типологией взаимодействия человека и природы.
Выше мы выделили типы взаимодействия на основе представленности в них этических основ: потребление, сохранение, восстановление.
На основе психологического стиля взаимодействия человека и природы можно определить следующие их типы: подчинение силам природы и учет их (например, выбросы солнечной энергии); согласование (например, разумное использование потенциальной энергии естественно текущей воды при строительстве гидростанции); управление (например, термоядерной реакцией).
Источником всякой типологии взаимодействия человека и природы является познание законов функционирования биосферы, ее саморегулирующих сил, границ возможностей ее самосохранения и условий сохранения человечеством себя. На основе познания природы, в процессе исторического движения цивилизации возникают те или иные ценностные ориентации. Поэтому всякая типология взаимодействия человека и природы имеет отношение к экологической культуре.
Обратим внимание на то, что выделенные выше общие характеристики исследований культуры вполне интерпретируются по отношению к экологической культуре.
Первая из них отражает тот факт, что феномен «экологическая культура» появился на определенном этапе развития социального опыта. В науке фиксируется, что родовое понятие «культура» в качестве термина «стало широко использоваться в европейской философии и исторической науке начиная со второй половины XVIII в.» . Появление термина «экологическая культура» связывается со всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем, осознанием необходимости прогнозирования экологической безопасности, обеспечения охраны и улучшения состояния окружающей природной среды . Например, изучение экологической культуры в педагогике и психологии в нашей стране начинается с 90-х годов XX в.
Вторая характеристика культуры применительно к экологической культуре отражает ее наличие в качестве условия и воспроизводства, и функционирования, и дальнейшей эволюции социума. Культура не в традиционном смысле, а в качественно новом ее состоянии - как экологизированная культура, именно она будет в дальнейшем служить в качестве вышеотме- ченного условия.
Третья характеристика отражает появление в аксиосфере культуры новых ценностей - ценностей экологической культуры: от ценности природы, ценности жизни до глобальной ценности гармонии человека и природы.
Четвертая характеристика обращает внимание на человека как на разумного и волевого творца экологической культуры через глубокое проникновение в закономерности природы, организации с ней разнообразных взаимодействий и выбора максимально позитивных для самосохранения себя и природы типов взаимодействий.
Пятая характеристика как продолжение предшествующей утверждает, что в соответствии с идеей ноосферы экологизированная культура может быть достигнута лишь усилиями разума и воли всего человечества.
Можно заключить, что экологическая культура есть разновидность общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы, позволяющая в аспекте гармоничного развития общества и биосферы осуществлять взаимосвязанные виды деятельности по использованию, сохранению и воспроизводству жизненных сил природы; в своем историческом развитии она наращивает синкретический потенциал, превращающий общую культуру в экологическую. Такое понимание экологической культуры отражает как ее специфическое содержание (что отвечает потребностям сегодняшнего дня и ближайшего будущего), так и тенденцию ее непрерывного «врастания» в общую культуру, тенденцию экологизации общей культуры.

« Экологическая культура человека »

Человек физически и духовно неразрывно связан с природой. Чтобы сохранить свою жизнь, он должен быть с природой в процессе постоянного обмена. В то время как адаптацию существ и видов к среде обитания, находящихся на эволюционной лестнице ниже человека, характеризует более или менее пассивное отношение, человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует и приспосабливает ее к себе. Он делает это при помощи культуры, с которой начинается адаптация, и заканчивает контролем, многократно возросшим со времен палеолита, над своей средой обитания. Это рост можно связать с ростом знаний и в связи с этим с прогрессом в развитии технико-технологической основы труда. Именно поэтому подчеркивается роль технических и экономических факторов в активном отношении человека к среде обитания. Среда, в которой живет человек, - это биосфера, но в нее он собственными руками привносит многочисленные противоестественные факторы. Это имеет глубокие последствия для его психики. Еще недавно человек был собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становиться все более искусственной, человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственное сознание, в свое дело, которое было его целью, но которое может стать его концом.

Человеческие ценности меняются в процессе преобразования природной среды. Но сама ситуация изменяется в том случае, если новые ценности становятся достоянием широких масс, т.е. если появляются соответствующая идеология и культура.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Под культурой в ее высшем измерении поднимаются процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само по себе и восходит к возделыванию земли. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так, установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всего в утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не подпадает под природоохранительный закон, тесно коррелируют с отношением к окружающим людям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формально вполне законным, но нравственно порочным.

Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее, конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некое аморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии, направляемом основными человеческими целями и желаниями.

Широкий культурный синтез необходим, потому что экологически позитивное отношение к природе присуще в различной степени и направлениях разным отраслям и типам культуры. Так, в западной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, в восточной – наоборот. Необходима же (социально и экологически) гармония того и другого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурный синтез, представляя собой, способ личности целостно познавать природу и свои взаимоотношения с ней, является в то же время существенным моментом саморазвития человека и обретения социальной гармонии.

Экологическая культура в узком смысле слова аналогично практическому возврату человека к единству с природой должна быть формой теоретического возврата с преодолением того рационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, через мифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании экологической культуры принимают участие и материальная, и духовная культура.

Все отрасли духовной культуры, модифицируясь, могут внести вклад в создание экологической культуры. Исторически первой отраслью духовной культуры была культура невидимая – мистика. Опасность экологической катастрофы, актуализировавшаяся в современной экологической ситуации, способствовала возрождению мистических взглядов, всегда следовавших по пятам за обнаружением человеческой слабости перед силами природы. Пропагандируемое современными экологами диалектическое по существу положение «все связано со всем» (1-й закон экологии, по Коммонеру), трансформируется натурфилософами до представления о сверхприродной целостности, Едином.

В рамках первых цивилизаций складывались мифологические культуры.

Само появление мифологии было объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме, вернуться к изначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути своей экологична.

Также и все древнейшие религии основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света и т.п.). Современное экологическое движение в условиях слабости теоретической базы не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Другими словами, современное экологическое движение не может не быть существенно религиозным движением. Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни и др. – являются объектом веры.

Наука изначально экологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука и основанная на ней техника могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в плане приоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека и природы. Во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системы знаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере, обладающий такими свойствами, как обратная связь, адаптация к изменениям окружающей среды и т.д.

Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда.

Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимость формирования экологического сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание, - указывает, например, С. Н. Артановский, - становится органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры».

Феномен экологического сознания был присущ человеку с момента его возникновения. Но проблема воспитания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, доведенное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека.

Процесс экологизации общественного сознания можно разделить на несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т. д.). В-третьих, переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравственному поступку; в-четвертых, повышение уровня ответственности человека по отношению к природе, становление экологического сознания как элемента внутренней культуры личности, проявляющегося в повседневной жизнедеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания и экологической культуры - это показатель того, насколько глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.


Экологический императив биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каждый человек и человечество в целом как носители естественности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Становление экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества, основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее при замене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменении взаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представлений о том, что считать критерием лучшего, прогрессивного.


Человек живет с природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связанна с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть природы.


Природа для человека является лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован.

Экология - это наука, изучающая взаимодействие человека с окружающей его Человек, как известно, является неотъемлемой частью природы и неразрывно с ней связан. прекрасно понимали это, они поклонялись природе, она была их основной кормилицей. Сегодня такое отношение может показаться смешным. С древних времен прошли тысячелетия, человечество шагнуло далеко вперед в плане науки и техники, однако до сих пор не научилось управлять природной стихией и не до конца изучило многие ее явления. Некоторые современные ученые считают, что человеческая цивилизация находится на пороге уничтожения, причем уничтожит оно себя само. воздуха отравляющими выбросами многочисленных заводов и фабрик, приводящее к увеличению онкобольных по всему миру, приводящее к поднятию уровня мирового океана, сокращение многообразия животного мира вследствие истребления многих видов животных - это ли не «начало конца»? Сегодня тревожат человечество как никогда раньше, во многих учебных учреждениях наряду с природоведением и географией детям рассказывают об экологии и проблемах загрязнения окружающей среды, все чаще на научных телевизионных каналах можно услышать такой термин, как «экологическая культура».

Экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры и выражается в восприятии человеком себя как неотъемлемой составной части окружающего природного мира. В последние годы возрос интерес ученых и педагогов к исследованию основных проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня в школах детям говорится не только о том, что «нехорошо бросать мусор и разжигать костры в лесу», экологическое воспитание подразумевает всестороннее развитие школьников, формирование их гуманного отношения к природе и людям, являющимся ее неотъемлемой частью. Понятия «экологическая культура личности» и «экологическая культура человека» тождественны, поскольку оба они отображают отношение индивида к окружающему его миру.

Не последнюю роль в экологическом воспитании детей играет семья, поскольку первые представления ребенка об окружающем его мире складываются не в школьный период, а гораздо раньше. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает начальные представления о различных жизненных формах и первые впечатления о природе. Экологическая культура ребенка должна формироваться с раннего детства. Это может происходить только при одном условии: если взрослые сами экологически образованны и имеют возможность показать своему малышу многообразие прекрасного окружающего мира и помочь наладить с ним взаимоотношения. К сожалению, в нашей стране множество семей не способно дать ребенку элементарное воспитание, не говоря уже о культуре и ее составляющих.

Большой вклад в развитие экологического воспитания российских детей внесли известные педагоги Василий Сухомлинский, Николай Верзилин, Анатолий Захлебный. В 90-е годы 20 века российскими педагогами и психологами была предпринята попытка разработки специальных подходов к экологическому воспитанию подрастающего поколения. Результатом их успешной работы стало появление большого количества обучающих программ: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Мы - земляне» А. Вересова, «Семицветик» С. Г. и В. И. Ашиковых и т. д.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что экологическая культура является неотъемлемой составной частью общего образования будущего поколения. Однако и сегодня в данной области воспитания остается множество неразрешенных вопросов: чему конкретно и как учить школьников, о каких проблемах ребенок должен узнать раньше, о каких позже, какими должны быть требования к экологической подготовке учеников и т.п.

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившиеся тип деятельности.

Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой – экологической культуры.

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Экологическая культура – это личная ответственность человека в отношении окружающей среды, его собственная деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей.Экологическая культура человека является важным фактором устойчивого развития общества. 1

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, связанных с воздействием на природное окружение, с использованием природных ресурсов.

Основой экологической культуры и морали должна стать любовь к природной среде, в которой мы живем, следование главным принципам: «не навреди» и «мысли глобально, действуй локально». Следуя этим принципам, человек выполняет и завет любви к ближнему.

Экологическую культуру отдельного человека и общества в целом можно оценить, пользуясь структурой семи экологических сфер или уровней.

Первая сфера – одежда – первая искусственная оболочка, созданная человеком, она представляет собой часть окружающей его среды. Сейчас она превосходит естественные потребности, это нерациональное использование природных ресурсов и энергии.

Вторая сфера – дом. Можно сформулировать требования к жилищу с точки зрения экологии: рациональное использование материалов и земной поверхности, гармоничное включение дома в ландшафт, создание здоровых условий для жизни, минимума потребления энергии (теплоизоляция), хорошая освещенность, минимум выбросов в окружающую среду, рациональный интерьер, экологически чистые строительные материалы (без асбеста, радона и т. д.). Продукты питания (с одной стороны) и поток ресурсов (с другой) являются фрагментами жилища, так как их хранение и приготовление – важный фактор в определении его характера и размера.

Третья сфера – окружение дома. Экологическую культуру жителей отражают ухоженные и чистые газоны, аккуратная и разнообразная растительность.

Четвертая сфера – производство. Состояние этой сферы (наличие выбросов, захламленность и т. п.) характеризует экокультуру как отдельного работника, так и руководителя предприятия.

Пятая сфера – город, поселение. В отношении к городу как среде вокруг жилища достаточно просто руководствоваться принципом: не навреди, не захламляй. Очень просто выбросить на улицу бумагу, пакет, бутылку и довольно сложно и дорого все этой собрать. Поддержание города в экологически чистом состоянии требует больших затрат от городских властей, значительных усилий от жителей и большой культуры от тех и других. В понятие чистые города входит не только чистота его улиц и дворов, но и чистота воздуха, воды, санитарное состояние домов и т. п.

Шестая сфера – страна. Это мозаика, собранная из городов, поселков, дорог, производств, элементов ландшафта.

Экокультура страны определяется состоянием пяти предшествующих сфер. Если жилища, их окружение и город в целом плохо ухожены, завалены отбросами и плохо организованными свалками, а производства активно загрязняют окружающую среду, то такая страна находится только на начальной стадии формирования своей экологической культуры.
1

Седьмая сфера – биосфера. Благополучие биосферы складывается из состояния шести первых сфер. Пришло время, когда каждый человек должен заботиться о ней.

Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые, соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную» среду. На протяжении всей истории он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества в целом и человека в частности следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

С позиций культурологи экологическая культура человека представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
1

Сущность экологической культуры может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая – позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая – удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая – создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная –– одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Экологический подход привел к вычислению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной, среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

2. ЭкологическАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ образование как базис формирования экологического мышления

Экологическое образование - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования».

Вместе с социально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.
1

Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный, комплексный,
междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования.

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

3. ЭкологическАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ воспитание

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, но Н. Ф. Реймерсу (1992), достигается с помощью комплекса
природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т. д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

    всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек
    ответственен за все живое,

    Природа - была и всегда будет сильнее человека. Она вечна
    и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

    чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

    призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек
    оказывает на природную среду недопустимое по масштабам
    дестабилизирующее воздействие;

    если все оставить так как есть (или слегка модернизировать),
    то «уже скоро - спустя всего лишь 20-50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;

    сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира - эксцентрическим;

    люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к
    отказу от перепотребления
    (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран)
    от экологической безответственности и вседозволенности.

    Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы - в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направление в охране окружающей природной среды.

    Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится « человеческой сущностью человека», а сохранение природы – средством сохранения общества и человека как вида.

    Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

    В условиях усуглубяющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого специалистов к концу 70-х годов XXI века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна и человечество уже сейчас нуждается в революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления –– и в сознании, и на практике – этого гибельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас соблазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска.

    За свою многовековую историю человечество слишком привыкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности.

    Главным фактором остановки деградации биосферы, последующего ее восстановления является формирование экологической культуры населения, в том числе экологическое образование, воспитание и просвещение подрастающего поколения. Ведь известно, что знать о грядущей беде значит быть предупрежденным, а следовательно, иметь возможность предотвратить ее. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1988. – 541 с.

    Андерсон Д.М. Экология и наука об окружающей среде. М., 2007.– 384 с.

    Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки // Российский экономический журнал. – № 7. – С. 55 – 69.

    Васильев Н.Г., Кузнецов Е.В., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии: учебник для техникумов. М., 2005. – 651 с.

    Взаимодействие общества и природы / Под ред. Е. Т. Фаддеева. М., 1986. – 198 с.

    Воронцов А.П. Рациональное природопользование. Учебное пособие. –М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2007. – 498 с.

    Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1990. – 391 с.

    Горелов А. А. Человек — гармония — природа. М., 2008. – 251 с.

    Жибуль И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. М., 2001. – 119 с.

    Иванов В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии. М., 2001. – 291 с.

    Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология, экономика, политика. СПб., 2002. – 615 с.

    Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей. –М.: ФАИР –ПРЕСС, 2005. – 386 с.

    Орлов В.А. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985.– 411 с.

    Реймерс Н.Д. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. – 216 с.

    Тулинов В.Ф., Недельский Н.Ф., Олейников Б.И. Концепция современного естествознания. М., 2002. – 563 с.

ВВЕДЕНИЕ

Человек физически идуховно неразрывно связан с природой. Чтобы сохранить свою жизнь, он долженбыть с природой в процессе постоянного обмена. В то время как адаптацию существи видов к среде обитания, находящихся на эволюционной лестнице ниже человека,характеризует более или менее пассивное отношение, человек играет активную рольв своей среде обитания, он все более модифицирует и приспосабливает ее к себе.Он делает это при помощи культуры, с которой начинается адаптация, изаканчивает контролем, многократно возросшим со времен палеолита, над своейсредой обитания. Это рост можно связать с ростом знаний и в связи с этим спрогрессом в развитии технико-технологической основы труда. Именно поэтомуподчеркивается роль технических и экономических факторов в активном отношениичеловека к среде обитания. Среда, в которой живет человек, - это биосфера, но внее он собственными руками привносит многочисленные противоестественныефакторы. Это имеет глубокие последствия для его психики. Еще недавно человекбыл собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становиться всеболее искусственной, человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственноесознание, в свое дело, которое было его целью, но которое может стать егоконцом.

Человеческие ценностименяются в процессе преобразования природной среды. Но сама ситуация изменяетсяв том случае, если новые ценности становятся достоянием широких масс, т.е. еслипоявляются соответствующая идеология и культура.


1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯИДЕОЛОГИЯ.

Экологический гуманизм всвоем развитии, расширяя сферу своего влияния, превращается в экологическуюидеологию, на основе которой создается экологическая культура.

В идеале каждый человекдолжен быть сознательным гражданином и сам создавать себе свою идеологию,которая ему больше подходит в соответствии с его желаниями и совестью. Но напрактике необходимо и то и другое, не только ложное сознание, но и духовныйпосох для совместной жизни в этом мире, система взглядов, помогающая людямобъединиться во имя общих целей.

Экологическая идеология –это идеология жизни, солидарности человека и природы. Прежде всего, это учет вовсех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нееизменения; деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофическиеуровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой,учитывающая ее возможности и законы функционирования.

Экологическая идеологияне замыкается в рамках взаимодействия человека с природной средой, а вбирает всебя все основные проблемы человеческого существования. Не может быть мира исогласия в душе без того, чтобы экологические отношения не стали человечными ввысшем смысле слова, как не может быть мира и согласия человека с природой безсогласия в обществе.

Наиболее чистую связьмежду человеком и природой мы найдем там, где действуют совместно обе стороны,где дружелюбие природы соединяется с духовной изощренностью в столь большойстепени, что вместо зависимости

человека от природы исуровой борьбы между ними появляется осуществленная гармония.

2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Современная напряженнаяэкологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенныхособенностей отношения человека к природе в различных культурах. Под культуройв ее высшем измерении поднимаются процесс и результат творческого постижения ипреобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само посебе и восходит к возделыванию земли. Связи между культурой и природой, междусоциальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так,установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всегов утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не подпадаетпод природоохранительный закон, тесно коррелируют с отношением к окружающимлюдям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формальновполне законным, но нравственно порочным.

Тесная связь междукультурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношенийчеловека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типовкультур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее,конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некоеаморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии,направляемом основными человеческими целями и желаниями.

Широкий культурный синтезнеобходим, потому что экологически позитивное отношение к природе присуще вразличной степени и направлениях разным отраслям и типам культуры. Так, взападной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, ввосточной – наоборот. Необходима же (социально и экологически) гармония того идругого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурныйсинтез, представляя собой, способ личности целостно познавать природу и своивзаимоотношения с ней, является в то же время существенным моментомсаморазвития человека и обретения социальной гармонии.

Экологическая культура вузком смысле слова аналогично практическому возврату человека к единству сприродой должна быть формой теоретического возврата с преодолением тогорационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, черезмифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании экологическойкультуры принимают участие и материальная, и духовная культура.

Все отрасли духовнойкультуры, модифицируясь, могут внести вклад в создание экологической культуры.Исторически первой отраслью духовной культуры была культура невидимая –мистика. Опасность экологической катастрофы, актуализировавшаяся в современнойэкологической ситуации, способствовала возрождению мистических взглядов, всегдаследовавших по пятам за обнаружением человеческой слабости перед силамиприроды. Пропагандируемое современными экологами диалектическое по существуположение «все связано со всем» (1-й закон экологии, по Коммонеру),трансформируется натурфилософами до представления о сверхприродной целостности,Едином.

В рамках первыхцивилизаций складывались мифологические культуры.

Само появление мифологиибыло объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме, вернуться кизначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути своейэкологична.

Также и все древнейшиерелигии основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света и т.п.). Современноеэкологическое движение в условиях слабости теоретической базы не основыватьсяна вере, составляющей важнейший момент религии. Другими словами, современноеэкологическое движение не может не быть существенно религиозным движением.Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни идр. – являются объектом веры.

Наука изначальноэкологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука иоснованная на ней техника могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в планеприоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека иприроды. Во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системызнаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере,обладающий такими свойствами, как обратная связь, адаптация к изменениямокружающей среды и т.д.

Специальногорассмотрения требуют вопросы экологи­ческой культуры, связанные с сохранениемнравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не огра­ничиваетсяосознанием и практическим усвоением эко­логии биологической. Не менее важна экологиякультуры (термин выдвинут Д. С.Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешнейсреды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внут­реннего мирачеловека, его духовной памяти и сознания означает распад личности.Патриотические чувства «сох­нут» от суррогатов массовой культуры, отбездеятельнос­ти души и разума человека, его самоуспокоенности, рав­нодушия,отсутствия совестливости и стыда.

Подлинные гуманистическиенравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенныхв па­мятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятникикультуры, необходимые для «нрав­ственной оседлости» людей, малотолько платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимостьформирования экологи­ческого сознания признается всем современным научнымсообществом. «Экологическое сознание, - указывает, на­пример, С. Н. Артановский, -становится органической составной частью общественной мудрости, передовойкультуры».

Феномен экологическогосознания был присущ чело­веку с момента его возникновения. Но проблема воспи­танияэкологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание какглубокое, дове­денное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека сприродой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительнойнеизменности природ­ной среды обитания человека.

Процесс экологизации общественного сознания мож­но разделитьна несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в формеразличных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса кэкологичес­кой проблеме (выявление сущности эволюционных из­менений в биосфере,детерминация ее целостности и т. д.). В-третьих,переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию,нравствен­ному поступку; в-четвертых,повышение уровня ответст­венности человека по отношению к природе, становле­ниеэкологического сознания как элемента внутренней культуры личности,проявляющегося в повседневной жиз­недеятельности. В этом аспекте уровеньэкологического сознания и экологической культуры - это показатель то­го,насколько глубоко и разносторонне общество вклю­чает природу в социальнозначимое функционирование на основе познания и практического использования ееразвития.

Экологический императивбиосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каж­дыйчеловек и человечество в целом как носители естест­венности природного бытиябыли целью, а не средством человеческой деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление экологическойкультуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е.общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества,основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее призамене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменениивзаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представленийо том, что считать критерием лучшего, прогрессивного.

Человек живет с природой.Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться впроцессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизньчеловека неразрывно связанна с природой, означает не что иное, как то, чтоприрода неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Природа для человекаявляется лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован.


СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Реймерс Н. Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М., 1992.

2. Лихачев Д. С. Экология культуры //АльманахВсероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М., 1990. № 2.

3. Артановский С. Н. Критика буржуазныхтеорий культуры и про­блемы идеологической борьбы. Л.,1991.

4. Экологическая антология. М.;Бостон, 1999.

5. Экология России. Хрестоматия. М.,2000.

6. Глобальные проблемы иобщечеловеческие ценности. М., 2003.