День малочисленных народов мира сценарий. В регионах отметили день коренных народов. «Манящие миры» на Сахалине

Всем коренным народам мира
Шлём нынче поздравленья мы.
Из чумов поселив в квартиры,
Хотели «дикости» и «тьмы»
Их всех лишить, но там, где это
Смогли уже осуществить,
В стремленьи дать им «лучик света»
Людей заставили забыть
Традиционный образ жизни.
Изрядно меньше их число
Во всех краях родной отчизны —
Народам здесь не всем везло…

Но право людям возвращают
По родовым законам жить,
И мы сегодня им желаем
Обычай предков сохранить!

Пусть их традиции, преданья
О быте в стойбище, в селе,
Навеки частью мирозданья,
Пребудут с нами на Земле! ©

Подождите...

Второе десятилетие приближается к концу с тех пор, как у коренных народов мира появился Международный день, провозглашённый в 1994 году. Его празднуют ежегодно 9 августа.

Кто же такие «коренные народы»? Кого относит к этой категории международное право?

  1. Это те, кого принято называть аборигенами, то есть исконные жители — народы, жившие на какой-либо территории раньше, чем проживающие там сейчас.
  2. Речь идёт о самобытности, проявляющейся в сохранившихся языке и культуре, но постепенно исчезающих под воздействием современной цивилизации.
  3. Разумеется, для того, чтобы сохранить самобытность, населению необходим традиционный образ жизни.

Сколько же на земле коренных народов? Оказывается, их, живущих больше чем в 70 странах, около 370 млн. — 5% мирового населения. Однако живут многие коренные народы в нищете и составляют 15% самого бедного населения нашей планеты.

Культура и быт коренных народов, о которых с давних пор рассказывали путешественники, всегда вызывали большой интерес, а книги о жизни аборигенов разных стран пользуются большой популярностью.

Если вы любите читать приключенческую литературу, романы, где действие происходит в таинственных чащобах ещё неисследованных земель или в прериях, а героями являются гордые коренные народы, не покорившиеся своим завоевателям, то множество интересных книг в жанре «Приключения» вам предоставит Бесплатная электронная библиотека . Здесь вас ждут «Вестерны» и «Исторические приключения», а также фантастические произведения, в основу которых положено пребывание действующих лиц среди диких племён или их внезапное попадание в иные эпохи («Альтернативная история»).

Сегодня, 9 августа 2018 года отмечается Международный день коренных народов мира. Праздник был учрежден резолюцией Генассамблеи ООН от 23 декабря 1994 года. Памятная дата относится к первому заседанию рабочей группы Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов, которая была создана в 1982 году.

Международный день коренных народов мира отмечают во всем мире. Коренные народы проживают на территории около 90 государств. Их количество достигает 370 млн чел. Каждый народ имеет свой язык, традиции и обычаи. На сегодняшний день в России находится до 50 этносов, где живут 40 коренных народов. Значительная часть из них, свыше 65 %, проживают в сельской местности.

Поздравления в Международный день коренных народов мира может быть в стихотворной форме:

В день коренных народов мира

Желаю радости большой,

Огромной мудрости и силы,

Беречь единство всей душой.

Хранить тепло, уют традиций,

Не забывать язык родной,

Беречь надежно в самом сердце,

Передавать их вновь и вновь.

День коренных народов мира

Сегодня отмечаем мы.

Их мало, но в единстве - сила,

Так будьте ж, вы, друзья, сильны!

Вам пожелания простые:

Покой, удача, мирный дом,

И в доме чтоб всё было мило

И чтобы счастье жило в нём.

Свой язык свято беречь,

Все традиции и речь.

От нападок охранять,

Идентичность утверждать.

Численность всем увеличить,

Соблюсти закон чтоб личный.

Среди всех торжествовать,

Жить, любить и процветать.

Международный день коренных народов мира относится к первому заседанию рабочей группы ООН

Международное право не дает четкого определения коренных народов. С другой стороны, они имеют некоторые признаки и характеристики. Коренные народы исторически связанны с территорией своего проживания. Кроме того, представители коренных народов осознают, что отличаются от другой части населения. Конечно, коренные народы имеют свой язык, культуру и пр. Они стремятся сохранить свою самобытность и в дальнейшем.

На протяжении долгого времени к представителям коренных народов относились как к людям отсталым и недостаточно развитым. Зачастую такая ситуация была связана с принятием решений, которые в разной степени ущемляли их права. Ситуация изменилась в 70-е годы прошлого столетия.

Подкомиссией ООН, которая занималась предупреждением дискриминации и защитой прав меньшинства, было рекомендовано проведение масштабного исследования по данному вопросу. По его завершении мнение общества в корне изменилось.

В 1982 году в ООН была учреждена рабочая группа по коренным народам. День первого заседания этой группы впоследствии стал Международным днем коренных народов. Через несколько лет Генассамблея ООН объявила 1993 г. – Международным годом коренных народов.

Декларацию о правах коренных народов приняли в ООН

Генассамблея ООН учредила Декларацию о правах коренных народов 13 сентября 2018 года. Документ не включает понятия «коренные народы». Декларация регламентирует, что представителям коренных народов достаточно осознать свою принадлежность.

В документе обозначено, что коренные народы имеют полное право на свободу, самостоятельное определение статуса, убеждений, вероисповедания, территории проживания. Кроме того, они могут принимать участие в решении вопросов, которые касаются их жизни.

Представители коренных народов составляют меньше, чем 5 % от всего населения планеты. При этом около 15 % самых бедных жителей Земли относятся к ним. Коренные народы являются носителями 5 тысяч уникальных культур. Кроме того, большая часть языков мира (около 7 тыс.) принадлежит им.

На территории России до 50 тыс. чел. относят себя к отдельным этническим общностям. Они проживают преимущественно на Севере, Дальнем Востоке и Сибири.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

(International Day of the World’s Indigenous People), отмечаемый ежегодно , установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция A/RES/49/214). В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось:

«В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы - от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека» .

Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World’s Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005-2014 годов с темой «Десятилетие действий и достоинства». Цель Десятилетия — не только сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения, в том что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур, но и в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие.

А в 2015 году был разработан Общесистемный план действий по поощрению прав коренных народов. Его цель заключается в обеспечении согласованного подхода к достижению целей, поставленных в Декларации ООН о правах коренных народов, в том числе путем усиления поддержки государств - членов ООН и коренного населения.

Сама Декларация о правах коренных народов была принята 2007 года. Согласно ей основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 90 странах и представляют множество языков и культур. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране — 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности.

И хотя коренные народы составляют всего 5% населения Земли, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты. Ведь они продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются. И именно для привлечения внимания широкой общественности и властей разных уровней к данным вопросам, и для направления усилий для решения проблем коренных народов во всем мире и был учрежден данный праздник.

Кстати, каждый год мероприятия проводимые в рамках Дня посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были: «Примирение и партнерство между государствами и коренными народами», «Коренные народы и ВИЧ/СПИД», «Творчество коренных народов: достойная оценка преданий и культур, создание нашего собственного будущего», «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей» и другие.

В день коренных народов мира
Желаем радости большой,
Огромной мудрости и силы,
Беречь единство всей душой.

Хранить тепло, уют традиций,
Не забывать язык родной,
Беречь надежно в самом сердце,
Передавать их вновь и вновь.

Цель: Воспитывать уважение к культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).

Приобщать к литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО.

воспитатель : Здравствуйте, ребята! В нашей большой стране, которая называется Россия, есть небольшой уголок, где живём все мы, и этот уголок называется Ханты-Мансийский Автономный Округ. А старинное название нашего округа – Югра.

На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?

дети : Ханты и манси.

воспитатель : Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЮГРА»

воспитатель : а сейчас ребята расскажут нам стихотворения про наш Родной край.

Люблю тебя, Югорский край!

Ты вечный зов, ты божество.

С тобой я плачу в неудачу.

С тобой ликую в торжество!

Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю, каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север свой!

А теперь давайте посмотрим кукольный театр на хантыйскую народную сказку «Хочу-Не хочу».

ХОЧУ, НЕ ХОЧУ. (Хантыйская сказка)

Заяц с Зайчихой хорошо жили. Было у них достаточно еды и питья. Только детей у них не было.

Каждый день они чужих детей в дом приносили, ласкали, гладили, самой вкусной едой кормили.

Однажды пригласили они в гости Медведя. Увидел Медведь, как Заяц с Зайчихой с чужими зверятами хорошо обращаются, говорит:

- Заяц с Зайчихой, у Вас скоро сын родится.

И правда вскоре у Зайца с Зайчихой родился Зайчонок Снежинка.

Отец с матерью обрадовались, мать от сына и не отходит, обнимает его, целует, песни ему поёт.

Сынок быстро растёт. Одно горе - малыш не играет, не ест, всё время плачет и что ни увидит - кричит:

Хочу, не хочу!

Ему дадут то, что он просит, он это в руках немного подержит, посмотрит и опять кричит:

Не хочу!

Мать сына уговаривала, пока не обессилела, отец без отдыха по лесу бегает, вкусные листочки собирает. Из леса приходит, устал, на ногах едва-едва держится, к сыну идёт:

- Снежинка, посмотри, какие вкусные листочки я тебе принёс, поешь.

Снежинка немного листочков поест и опять кричать начинает:

Не хочу!

Отец другие вкусные листочки приносит, даёт сыну:

- На, сынок, это самые вкусные листья, их лоси едят, чтобы стать большими и крепкими.

Зайчонок только погрызёт, целиком не съест и снова кричит:

Не хочу!

- Завтра в лес пойдём. Ты, Снежинка, пойди поиграй с лесными зверями, ищи еду и ешь, какая понравится.

Пошли они в лес. Снежинка со зверями не играет, еду не ищет, кричит:

- Не хочу ходить! Домой хочу, хочу!

Лиса его услышала, тихонько к нему приблизилась, стоит, усмехается, хвостом играет: туда оборачивается, сюда поворачивается, с кончика носа комара хвостом смахивает.

Снежинка увидел лисий хвост - плач прекратился. Стоит и на пушистый лисий хвост смотрит. Смотрел-смотрел, с того места, где стоял, побежал к отцу с матерью. Прибежал, посмотрел на их хвосты и говорит:

- Это что же, мои отец с матерью без хвостов?

И, чтобы на свой хвост посмотреть, стал вокруг себя кружиться. Кружился-кружился - хвост так и не увидел. Сел, свой хвостик-комочек схватил и закричал:

- Не хочу хвостик, не хочу! Хочу такой хвост, как у лисы!

Отец с матерью его уговаривают, он их и слушать не хочет, на весь лес кричит:

Не хочу, не хочу!

Лиса подошла к нему и говорит:

- Хватит кричать, я тебе свой старый хвост подарю.

Старый, ободранный хвост принесла и кедровым корнем к хвосту Зайчонка пришила, тихонько ударила его, потом толкнула и говорит:

- Побегай, новым хвостом похвастайся.

Снежинка с места, где стоял, сошёл, то от матери с отцом убежит, то к матери с отцом подбежит, вокруг них обежал, вокруг себя покружился - хвостом поиграл и в лес с радостным криком побежал:

- Ну-ка, звери, посмотрите, какой у меня большой и красивый хвост! Вы у зайцев таких хвостов и не видели!

Звери только смеются.

Зайчонок проголодался, листья рвал, ел. Вкусно. Дальше бежит, только хвост между деревьев мелькает. Лиса увидела зайку, схватила Снежинку за хвост и потащила его домой, чтобы съесть.

Зайчонок испугался и закричал:

- Ой-ой-ой, что это? Хвост, ты куда меня несёшь?

Зайчонок лапами дёргает, на хвосте кружится. Бился-бился, на землю упал. Сидит, больные места потирает и говорит:

- Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других. И не стал больше зайчик капризничать, стал слушаться маму с папой и всех взрослых. Молодец зайка!

● Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки?

(Ответы детей: Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)

● Почему лисий хвост не подошёл зайчишке?

(Ответы детей: Он ему только мешал, яркий хвост между деревьями мелькал, лиса его увидела и схватила)

● Чему учит сказка?

(Ответы детей: Не быть капризным и слушать старших.)