Теория теней в рисунке. Учимся видеть свет и тень. Свет как настроение

Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.

Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать.

Основных форм, из сочетания которых можно построить любую сложную форму, четыре. Это: куб, цилиндр, конус и шар. У каждой из этих форм есть свои закономерности распространения светотени и свои отличия.

Рассмотрим их по порядку.

Собственная тень

  • Куб

    Свет и тень на кубе встречаются в одну жесткую прямую линию, которую называют «линией разлома на светотень» или просто «разломом».


    При этом напряжение тени в сторону света усиливается, также как и напряжение света в сторону тени. Другими словами тень на теневой грани куба будет самой темной там, где она соприкасается с освещенной гранью. В свою очередь и свет на светлой грани будет светлее у линии разлома. Таким образом получается, что ни самая темная часть тени, ни самая светлая часть света не лежат на самом краю формы. У куба разлом на светотень будет «жестким».

  • Разлом на светотень на цилиндре ведет себя в чем-то похожим образом. Свет и тень здесь тоже как и у куба образуют прямую линию. Тень так же, как и на кубе будет более напряжена в сторону света. Такое усиление тени в сторону света - это общая закономерность для любых форм. Свет тоже не лежит на краю формы. И это тоже общая закономерность.


    Но есть и существенные отличия в распространении света по цилиндру. Здесь свет и тень не встречаются в одну линию, а между ними есть промежуточные полутона более светлые к свету, и более темные к тени. На цилиндре мы видим «мягкий» разлом.

  • Конус очень похож на цилиндр. Линия разлома так же располагается по прямой, мы наблюдаем «мягкий» разлом. Напряжение света и тени и чередование полутонов такое же, как на цилиндре.


    Тем не менее, конус выделен как одна из четырех основных фигур и у него есть одно существенное отличие. Чем "уже форма, тем напряженнее и контрастнее становится тень, а там, где форма, становится шире, тень светлеет и как бы расплывается по форме.

  • Шар

    У шара наблюдается несколько иная картина. Линия разлома проходит по окружности, лежащей перпендикулярно направлению источника света.


    Здесь, как и у других форм, усиление тени будет к месту разлома, свет так же будет лежать не на самом краю формы. Полутона расположатся концентрическими кругами от света к линии разлома.

Это то, что касается «собственных» теней, т.е. теней на самой форме. А есть еще и «падающие тени». «Падающей» называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности.

Падающая тень

«Падающей» называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности.

У трех из этих форм - куба, цилиндра и конуса - падающая тень строится по одному принципу, а у шара - по другому.

И еще. Надо различать светотень и тон в рисунке. И то, и другое может быть сделано с помощью штриховки. Но задачи у светотени и тона разные.

Светотень - это формообразующее начало. Светотень будет одинаково ложиться как на белый, так и на черный или цветной предмет. Любая раскраска предмета или фактура поверхности не изменят законов распространения светотени.

Когда в рисунке стоит задача сделать светотень, это означает, что надо проявить форму и расположение предметов безотносительно их тона и цвета. Как правило, такое требование бывает в работе над конструктивным рисунком, когда мы учимся рисовать форму в пространстве.

Текст урока

Начиная с этого урока, мы будем изучать жанры фотографии и их особенности. Первым будет натюрморт - интереснейший жанр, посвящённый изображению неодушевлённых предметов. Плюс натюрморта в том, что фотографировать его можно везде, даже дома. Да вы, наверное, не раз это делали, снимая цветы, книги или шашлыки на природе. Просто теперь мы разберёмся, как сделать такие снимки художественными.

Но сначала будет небольшое вступление про тему, которая важна для любого жанра - свет и его влияние на выразительность фотографии. Изучать его можно на примере любого жанра, просто в сочетании с натюрмортом это получится наиболее понятно и эффективно.

Свет. Светотеневой рисунок.

Фраза про то, что фотография - это светопись, уже порядком набила оскомину. Однако свет действительно имеет важнейшее значение! Только он интересует фотографов не как физическое явление, а как создатель светотеневого рисунка - сочетание освещённых и затенённых областей на объектах, если просто. Он важен для фотографии тем, что создает эффект трёхмерности, при том, что сама фотография является, по сути, двумерной. Убедиться в этом можно, если вспомнить, как учат детей рисованию. Сначала они рисуют простую фигуру, например квадрат:

Эта фигура, как видите, получается плоской. Чтобы она смотрелась объёмнее, дорисовываются грани.


Объёмнее смотрится? Безусловно. Но всё равно остаётся ощущение неестественности. А теперь добавляем тени, как будто на фигуру под углом падает свет.


Теперь объект смотрится действительно объёмно и максимально полно. Вот и в фотографии то же самое, просто светотеневой рисунок не наносится на холст или бумагу, а формируется с помощью расположения объекта съёмки относительно источника света.

Ещё один момент, который нужно понимать, это составляющие светотеневого рисунка. Их хорошо видно на этой иллюстрации:


Не обязательно, чтобы все они присутствовали на фотографии: например, теней может и не быть, но тогда обязательно должны присутствовать полутени. Так же могут отсутствовать рефлекс и падающая тень. Но большая часть составляющих светотени должны присутствовать, иначе снимок будет смотреться неестественно, не объёмно.

Как вы можете видеть сами, тут есть блики на вазе, светлые тона на цветах, полутени на всех объектах и тени на фоне.


Наличие тех или иных составляющих светотеневого рисунка, его характер зависит от того, под каким углом падает свет. Самый простой и очевидный вариант - расположить объекты так, чтобы получилось 45 градусов к оси съёмки. Это первый вариант, который стоит пробовать, подойдёт в большинстве случаев.


Впрочем, единого рецепта тут нет, всё зависит от сюжета, объекта съёмки, его формы, особенностей рельефа. Если менять угол падения света, то и объект будет восприниматься по-другому, поэтому с расположением источника света можно и нужно экспериментировать. Например, стоит попробовать расположить источник света, чтобы тот падал под углом 90 градусов к оси съёмки.


Или вообще за объектом: в этом случае теряется объёмность, но это оправдывается получением силуэта.


Свет, идущий сверху, это тоже один из вариантов.


Наверняка у вас появился вопрос, а как же выбрать угол падения света? Единого алгоритма тут нет, принимать решение предстоит каждый раз и оценить удачность или неудачность придётся визуально, то есть просто смотреть - хорошо получилось или плохо, сравнивать разные варианты, выбирать сначала на уровне «нравится или не нравится». А со временем вы уже начнёте при взгляде на объект понимать, как его лучше осветить, чтобы добиться того или иного сюжета.

Свет как настроение

В предыдущем уроке вы узнали, что цвет может влиять на настроение фотографии. Однако это может делать и свет. Для начала немного теории о видах светотеневого рисунка. По количеству полутонов (то есть области перехода из света в тень) он бывает мягкий и жёсткий.

При жёстком свете полутеней практически нет, граница между светом и тенью резкая


При мягком - свет плавно переходит в тень, полутени занимают достаточно большую площадь.

Жёсткость света зависит от нескольких факторов:

  1. Чем больше источник света относительно объекта съёмки, тем мягче получится свет.
  2. Чем дальше объект находится от источника, тем свет жёстче.

Кроме того, свет можно разделить по разнице экспозиции между светом и тенью: чем она больше, тем свет считается контрастнее.

Контрастный свет


Неконтрастный свет


Контрастным свет будет, если он напрямую воздействует на объект. При отражении, рассеивании (облачным небом или даже листом бумаги перед источником света) контрастность будет падать.

А теперь попытаемся понять, можно ли типом света влиять на настроение на фотографии. Безусловно! Например, если вы хотите создать лёгкий, романтичный снимок, то вам понадобится мягкий неконтрастный свет.

Если в кадре преобладают светлые тона, то получается так называемый «высокий ключ»


Если же вам нужен драматизм, даже депрессивность, то тут пригодится жёсткий контрастный свет в сочетании с преобладанием тёмных тонов.

Такая техника съёмки называется «низкий ключ»


Контрастные тени можно использовать и для создания достаточно позитивных кадров, но тогда уже есть требования к цветам, которые должны быть яркими.


Принципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии. Поэтому эти знания пригодятся вам и дальше, причём не раз. Ну а теперь, когда мы разобрались с этой важной темой, переходим к особенностям съёмки натюрморта.

Выбор сюжета и подбор объектов

Как вы уже знаете из предыдущего урока, фотография рождается из образа, который возник в голове. То есть сначала вы должны придумать, что хотите снять, что показать, какую историю рассказать зрителю. Отправной точкой может стать какой-то сюжетный образ, например, «завтрак», религиозная тематика, фруктовый натюрморт. И уже под эту тему подбираются объекты.


Кроме того, можно отталкиваться от какого-то конкретного объекта, который захотелось сфотографировать. И под него подбираются другие элементы, фон, свет и так далее.


Сюжетом может стать и абстракция, сочетание форм и цветов.

При этом объекты всё равно должны быть гармоничны.


Ещё одним способом сделать натюрморт интересным является одушевление неодушевлённых предметов. Причём выбор их может быть весьма неожиданным.


Это крайне сложно придумать и воплотить, но зато результат будет впечатляющим!


Главный объект в натюрморте играет важную роль, создавая стержень, вокруг которого располагаются остальные элементы. Принципы выделения главного объекта и построения снимка в целом в этом жанре ничем не отличаются от описанных во втором уроке. Тут стоит только упомянуть, что основной элемент не обязательно должен быть вычурным, броским. Простые и лаконичные вещи смотрятся, чаще всего, намного лучше.

Главный объект может быть как единственным на фотографии…


…так и окружённым второстепенными элементами. Важно тут не перегрузить снимок деталями, пусть их будет не очень много.


И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом. Не пытайтесь, по крайней мере на первых порах, включить в кадр совершенно разные объекты, так как есть большой риск запутаться самому и запутать зрителя. Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты.

Выбор фона

Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями.


Выбор фона, опять-таки, зависит от того, что именно вы снимаете, какой сюжет. Например, дерево даёт тёплые, домашние нотки.


Мешковина позволит зрителю предположить, что сюжет связан с деревенской жизнью. Или ею можно подчеркнуть винтажный сюжет со старинными объектами.


А изысканная ткань добавит аристократизма.


Интересно смотрится использование стеклянных поверхностей, которые позволят получить на фотографии симметрию.


Часто используют в качестве фона экраны ноутбуков и компьютеров с какой-то заставкой - это подойдёт для современных и технологичных объектов съёмки.

Как видите, совершенно необязательно покупать студийные бумажные фоны. Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт. Тут ведь важно, чтобы снимок получился живым, естественным. Выхолощенность, «стерильность» фона тоже должна быть уместной.


Ну и в завершении этой части урока хочется сказать, что фоном может стать и интерьер.


Более того, не обязательно снимать натюрморт только дома, можно выйти на улицу, чтобы найти место съёмки там - тут всё зависит только от вашей фантазии.

Источники света

Можно подумать, что продвинутые фотографы снимают исключительно со вспышками, но это на самом деле не так. Да, импульсный свет удобен, так как фотограф не зависит от условий, может создать нужные эффекты в любое время, но при этом покупка вспышек и различных аксессуаров достаточно затратна.

Вспышка находилась справа и использовалась не только, чтобы осветить объекты, но и заморозить всплеск молока.


В качестве источника света можно использовать окно, располагая место для съёмки рядом с ним. Регулировать интенсивность и контрастность света можно с помощью штор или просто перекрывая свет из него рукодельной ширмой (элементарно - лист фанеры).


Кроме того, для съёмки натюрморта подойдут фонарики, лампы, торшеры и прочие светильники. Причём они могут как просто освещать сцену, так и быть включены в сюжет.

Отдельно можно упомянуть свечи, которые часто используют в натюрморте. Только тут важно учитывать, что они дают достаточно контрастный свет, поэтому стоит следить, чтобы неосвещённые стороны объектов не сливались с фоном - это не всегда уместно и из-за этого теряется объём. Лучше сбоку ещё чем-то подсветить, чтобы этого избежать.

Тут стоит помнить, что разные источники света могут иметь разную температуру, то есть давать разный оттенок, и это может быть не просто заметно, но и разрушит атмосферу снимка.

Технические особенности натюрморта

Настройки и штатив

Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации). К тому же, если не использовать вспышки, источники света достаточно слабые. В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. В отличие от пейзажа подойдёт самый простой и недорогой, так как особых требований или сложностей при съёмке натюрморта нет.

Минимальная дистанция фокусировки

Каждый объектив обладает этой характеристикой, которая означает, что минимальное расстояние от камеры до объекта съёмки, на котором фотоаппарат сможет навести резкость. У обычных объективов она составляет от 20 см и становится больше при увеличении фокусного расстояния. Точное значение нужно смотреть в спецификациях. Отличаются только макрообъективы, которые могут фокусироваться в считанных сантиметрах. Если у вас нет такого объектива и вы снимаете на обычные «стёкла», то этот момент нужно учитывать.

Предлагаю познакомиться с ключевыми понятиями, касающимися света и тени в рисовании, которые необходимо знать для грамотного владения предметом.

Итак, светотень - это распределение света и тени на поверхности предметов. Именно светотеневые переходы позволяют нам наиболее объемно видеть форму предметов.

Освещение, как Вы, конечно же, знаете, бывает естественное (солнечный, лунный свет) и искусственное (электрический свет, свечи и т.д).

В зависимости от направленности световых лучей свет может быть концентрированный и рассеянный . Например, концентрированным будет солнечный свет и свет электрической лампы. Он характерен выраженной напрвленностью.
Рассеянное освещение - это мягкий, падающий из окна свет.

Концентрированное и рассеянное освещение дает на предметах различный характер светотени. При концентрированном свете увеличиваются контрасты света и тени, они становятся более отчетливыми. Такое освещение лучше всего использовать для обучения рисованию.
При рассеянном же свете, наоборот, светотеневые переходы очень мягкие и не так выразительно подчеркивают форму.

Рисуя различные предметы мы должны учитывать не только их освещенность, но и физические особенности поверхности. Различные по фактуре предметы по-разному отражают и поглащают свет. На глянцевых поверхностях мы видим незначительное различие между освещенными и затененными участками, но видим яркие блики и отражение других предметов в гладкой поверхности. На глиняной же поверхности будут очень хорошо выражены светотеневые переходы, но не столь яркими будут блики.

Нужно различать еще такие понятия как тон и плотность.

Тон - это светосила, которая зависит от силы освещения.
Плотность - это темнота тона.
А также блик и полутон.
Блик - это самое яркое отражение света на поверхности предмета. Различная по фактуре поверхность дает разные блики. Глянцевые поверхности имеют яркие блики с четкими краями. Матовые поверхности - более размытые и менее яркие. Есть материалы, которые вообще не могут иметь блик. Например, дерево, пористые материалы, камни.

Полутон (или полутень) - это переход между светом и тенью.

Тени в рисунке делятся на собственную и падающую.

Собственная тень - это затененная часть самого предмета.

Падающая тень - это тень, отбрасываемая предметом на поверхность или другие предметы.

Плотность, форма и размер теней зависит от многих факторов:

  • положения источника света и его удаленности от предмета
  • направленность световых лучей
  • формы самого предмета

Самое темное место падающей тени находится под предметом. Но тени никогда не бывают абсолютно черными.

Светораздел - это самое темное место собственной тени. Самый темный (резкий) светораздел характерен при ослепительном освещении, но при этом стираются светотеневые градации.

Есть еще одно очень важное понятие - рефлекс.
Рефлекс - это отраженный свет (или цвет) на предмете от окружающих объктов. Рефлекс выглядит световым пятном слабой интенсивности в области собственной тени (если отсвет находится на затененной части пердмета). Цветовой рефлекс можно увидеть, например, в виде зеленого отсвета на коричневой вазе от скатерти.

Итак, мы кратко разобрали основные понятия светотени, а теперь рассмотрим закономерности распределения светотени на рисунке.

Даже условный детский рисунок способен передать контуром взаимное расположение объектов, их пропорции, размеры, глубину пространства. Линейная перспектива относится к делу серьёзнее, она гарантирует нам математическую точность отображаемой информации. Светотеневая моделировка формы завершает создание картинки, и она тоже подчиняется точным наукам.

Больше света ловит на себя та поверхность, которая развёрнута в сторону, испускающую свет. Это удар снежком прямо в лоб (лобовой удар — лобовое освещение). Стоит вам слегка повернуть голову, и удар получится скользящим, не таким убийственно-болевым, его энергия ослабевает. Чем сильнее поверхность разворачивается от света, тем слабее она освещается (темнеет). Мы говорим о лобовом и о скользящем или косом освещении. Вспомните горы снега на плоской крыше, и как он соскальзывает с покатой крыши.

Плоскость меняет направление, образуя ребро по линии излома, и мгновенно теряет часть падающего на неё света. Изменение в тональности подсказывает зрителю, две плоскости расположены под углом друг к другу.

Интересно проследить, как форма силуэта влияет на восприятие разницы в тоне.
В квадрате и круге ребро можно принять за линию далёкого горизонта.
В центральном силуэте мы легко узнаём каменный блок.
Вывод, — тон и контур работают в тесном взаимодействии.

Краевой контраст

Теперь нужно обратить особое внимание на краевой контраст тона по линии ребра. На практике это означает, что вам нужно вдоль линии соприкосновения светлого и тёмного, тёмное сделать ещё темнее, а светлое ещё светлее. Делается это очень деликатно.
Какой бы сложной ни была форма объекта, вам придётся кропотливо пройтись по всем её мельчайшим изломам, чтобы подчеркнуть краевой контраст. Зритель не должен замечать этой работы, как не замечали до этого момента контрастные границы тона и вы.

На этом изображении гипсового куба краевой контраст намеренно преувеличен, чтобы вы поверили в его существование.

Первый фрагмент куба дан в нормальной тональности,
тональность второго преувеличена. Краевой контраст так лучше заметен.

Тень собственная

Горизонтальная плоскость образовала ребро и ушла в тень.
Если есть свет, значит, есть и тень, куда ни прямой, ни косой свет не попадает (глухая собственная тень).

Рефлекс и падающая тень

И всё же, мы встречаем крохи света и там, куда ему дорога, казалось бы, заказана. Речь идёт о рефлексах. Поверхность не только принимает свет, она способна часть света отбрасывать на окружающие предметы. Зеркало отражает падающий свет почти полностью, как теннисная ракетка отбрасывает мячи, а чёрный бархат почти полностью его заглатывает. Именно отражённый свет создаёт так называемый рефлекс, который мы часто видим на затенённом участке предмета.

Здесь хорошо показаны освещённые плоскости, плоскость в тени (собственная тень), и падающая тень. Рефлекс ощущается сильнее всего в нижнем углу затенённой грани, так как он расположен ближе всего к яркой плоскости основания. Рефлексы помогают зрителю почувствовать объёмность натуры.

Зрительное восприятие

Мы избежали бы множества проблем, не будь наше зрение частью мозга (шутка).
Он фильтрует всё, что попадает в поле нашего зрения. Он, как графический цифровой редактор, помимо нашей воли автоматом «исправляет» оптическую картинку сетчатки глаз. Спасает одно, возможность отключить автопилот, и перейти на ручное управление (водкой, наркотиками или выработанной профессиональной способностью).

Из всего прочитанного на эту тему в научной литературе, выделю для нас полезное.
Зрачок постоянно колеблется (микроколебания), стоит его зафиксировать, и картинка исчезнет.

Картинка на сетчатке глаза отображается хрусталиком-линзой кверху ногами, и только мозг переворачивает её в соответствии с положением нашего тела. Стоит человеку в течении недели помучиться в очках с перевёрнутым изображением (при помощи призмы вы всё видите кверху ногами), как зрение постепенно восстанавливается, и всё начинает видеться нормально. Снимите эти очки, и потребуется столько же времени на реабилитацию (неделя), пока картинка вновь не перевернётся с головы на ноги.
Все прямые линии натуры мы воспринимаем прямыми, хотя на сферической поверхности сетчатки глаза они изогнуты. Мозг вносит свою коррекцию, выпремляя помимо нашей воли те линии, которые он считает прямыми в реальности. По этой причине возникают все оптические иллюзии, мозг вмешивается, пытаясь согласовать наш жизненный опыт с «уродливым» изображением на сетчатке.

Без особой тренировки мы не видим реальный цвет предметов. Нам кажется, что зелёная машина локально зелёная, а на самом деле она вся купается в многочисленных оттенках отражённого цвета окружающей её среды. Нам кажется, что грань куба вся освещена равномерно, а на самом деле на ней много световых нюансов. Нужно научить наш мозг видеть то, что есть в натуре, а не то, что ему кажется (отказаться от стереотипов мышления). Иначе, он так и будет вносить свои коррективы в наше зрение.

Градации тона на плоской поверхности

Куб при дневном рассеянном освещении.

Учебная постановка освещается софитом с относительно близкого расстояния. По мере удаления предметов от софита, их освещённость ослабевает (это вам не солнечный свет). Затухание подобного освещения легко проследить на поверхности стола с натюрмортом. Ближний к свету участок столешницы – светлее, дальний от света – темнее.

На небольших плоскостях, например, на грани куба, это проследить труднее.Чтобы обострить градации света на плоскости, усилим контрастность изображения.

Типичная ошибка начинающих, в теневых участках предметов обязательно остаются места, по светлоте сопоставимые освещённым поверхностям. Это создаёт путаницу, нарушается тональное единство рисунка, рефлексы светятся лампочками, разбивая тень. Должна быть освещённая часть предмета и теневая, иначе получим винегрет из тёмных и светлых пятен. Повторяю, самый светлый рефлекс в тени должен быть темнее освещённой части предмета (полированные и зеркальные предметы не в счёт).

Пределы тоновой шкалы

Прежде чем приступить к рисованию, найдите самое светлое и самое тёмное место в натуре (например, блик предмета и дырка в сосуде). На вашем рисунке эти места так же должны оставаться самыми светлыми и самыми тёмными. Всё остальное должно находиться в пределах этой шкалы.

Для того, что бы легче было определить самые светлые участки натуры, художники любят сильно прищуриваться. Освещённая яркая часть остаётся видимой на фона затенённых мест натуры.

Тональный диапазон


Куб, представленный с разных позиций имеет различия в тональном диапазоне. Самое тёмное место у них сильно разнится. У первого куба предельная темнота гороздо светлее предельной темноты второго куба. поэтому он не такой сочный и выразительный, как второй. И тут нет ошибки, просто, общая тональность натуры с этой позиции светлее, у неё нет теневой части объекта.

Выбор общей тональности рисунка

Верно взять тон в полную силу на чистом листе бумаги, так вот, сразу, ученик не в силах, учебный рисунок приобретает нужную плотность общего тона постепенно. Кроме того, надо понимать, что к выбору общей тональности можно подходить творчески. Даже в учебном рисунке нет строгих ограничений и правил на этот счёт.

Представлен ряд фотографий куба в различной тональности.
Попробуйте выбрать правильную тональность для своего рисунка.
Любой из вариантов имеет право на существование, но в данном случае полезнее рассматривать варианты, как стадии рисования, как последовательность усиления плотности светотеневой проработки куба.

Тоновые отношения (очень важная часть)
В процессе рисования вам необходимо контролировать силу наносимого карандашом тона, который может быть светлее или темнее. Неопытные рисовальщики полагаются на чувствительность своих глаз.Обычно это происходит так. Затушёвывается какое-то место рисунка, потом затушёвывается соседний участок чуть светлее или темнее предыдущего, смотрят, как там в натуре, и т. д. Когда рисунок «зачирикан» карандашём полностью, наступает разочарование. Светотень безнадёжно однообразна в своей унылой серости.
Мне хочется, чтобы вы перечитали этот абзац ещё раз и обратили внимание на фразу, — «Затушёвывается какое-то место рисунка, потом затушёвывается соседний участок чуть светлее или темнее предыдущего». Запомните эту ошибку. Сравнивают обрабатываемый участок не только с соседним участком рисунка, но и с отдалёнными.
Преподаватель подходит к вам и спрашивает сочувственно, — а что это у вас, Роман батькович, это место (и тычет пальцем в рисунок) получилось светлее того, что на заднем плане? Вы же видите разницу их тона? Куда вы смотрели, когда работали?

А кто его знает, куда я смотрел, делал здесь чуть темнее, чуть светлее там. С какой стати мне сравнивать силу тона с противоположным углом.

Думаю, если вы осилили этот текст, то поняли, каждый наносимый тон сверяется по силе со всеми участками рисунка. В натуре всегда есть одинаковые по светлоте места, в рисунке они так же должны быть одинаковыми! Ищем и различия в несовпадающих тонах, и степень этих различий.

Закроем рисунок белой бумагой с вырезанными отверстиями в тех местах, которые мы сравнивали друг с другом в натуре. В изолированном виде тон воспринимается по-другому, сравнивать тональные отношения гораздо легче. Но, это только пояснение, в процессе рисования мы дырки не делаем на бумаге.
Тональность кружочков показывает, что не надо бояться карандаша, конечный тон достаточно плотный и вы можете смело «чирикать», особенно в теневых местах.

Повторяем.

Сравниваем, какое из двух рассматриваемых мест натуры темнее, а какое светлее, и отображаем это различие в рисунке. Разница в тоне может быть едва уловимая, и тогда не трудно ошибиться в её определении. Лучше начинать сравнивать ясно выраженные по тону участки натуры. Чувство тона необходимо развивать в себе, так же, как и чувство цвета в живописи.

Поверхности с тонкими тональными переходами трудно воспринимаются неопытным взглядом. Ученик с трудом улавливает разницу тонов соседних участков, а часто и не верит в их существование.
Введём искуственно ступенчатую градацию тона и увеличим плотность светотени. Как видите, различия в тоне проявляются отчетливее. Подумайте, что с чем здесь полезно сравнивать, чтобы передать различия или совпадения на бумаге?

Так, о чём шла речь? О законах распределения света на объектах и о нашем восприятии этого света. Для чего нам это нужно? Чтобы освоить всетотеневую моделировку рисунка, и понять, — на одной интуиции далеко не уедешь, необходимо учиться видеть то, на что смотришь, а не обманываться иллюзиями.

В этом уроке я расскажу вам, как правильно использовать свет так, чтобы ваши работы выглядели максимально реалистично, ведь свет - это то, что создаёт атмосферу. Мы можем представить объект как более простую форму, а дальше - дело техники. Правда в том, что если бы света не было, мы бы попросту ничего не видели.

В первом уроке из этой серии, я расскажу вам, как правильно видеть свет, тени, отражения. Мы должны научиться понимать, как это работает .

Как я вижу?

Вы когда-нибудь задавали себе этот вопрос, как художник? Если нет, то это ваша большая ошибка. Ведь все, что вы рисуете, это только представление того, что и как вы видите, также как и законы физики - это только представление того, как это происходит на самом деле. Я даже больше скажу - то, что мы рисуем это не реальное изображение, это всего лишь интерпретация картинки, которая конструируется из информации, полученной от глаз. То есть, мир, который мы видим есть лишь интерпретация реальности, одна из многих, и не обязательно самая правдивая или идеальная из них, - лишь оптимальная для выживания нашего вида.

Почему я говорю об этом в уроке рисования? Само по себе рисование есть искусство затемнения, высветления и окрашивания определённых частей бумаги (или экрана) для создания реалистичного изображения. Другими словами, художник пытается передать изображение созданное в нашем воображении (что, собственно делает это лёгким для нашего восприятия, так как воспринимаем мы все в текстурах - ищем знакомые формы в абстрактных рисунках).

Если рисунок похож на то, что мы себе представляем, мы считаем его реалистичным. Он может выглядеть реалистично несмотря на отсутствие знакомых форм и линий, - все, что нам нужно, это несколько мазков краски, свет и тень, чтобы сделать его реалистичным в нашем восприятии. Здесь представлен хороший пример подобного эффекта:

Чтобы создать убедительный рисунок - то есть, схожий с тем, что сотворило наше воображение, нам нужно понять, как это делает мозг. В процессе чтения этой статьи, большинство материала покажется вам вполне очевидным, но вы будете удивлены, насколько наука может быть близка к рисованию. Мы воспринимаем оптику, как часть физики, а рисование - как часть метафизического искусства, но это грубая ошибка - искусство есть ни что иное, как отражение реальности, увиденной нашими глазами. Итак, чтобы имитировать реальность, в первую очередь нам нужно разобраться, что же наше воображение считает реалистичным.

Так что же такое видение?

Давайте вернёмся к основам оптики. Луч света попадает на предмет и отражается на сетчатку глаза. Затем сигнал обрабатывается мозгом и, собственно, формируется изображение. Общеизвестный факт, верно? Но понимаете ли вы все последствия, вытекающие из данного процесса?

Итак, здесь мы вспоминаем о самом главном правиле рисования: свет - это единственное, что мы можем видеть. Не объект, не цвет, не проекцию, не форму. Мы видим исключительно световые лучи, отражённые от поверхности, преломлённые в зависимости от ее особенностей и особенностей наших глаз. Финальная картинка в нашей голове есть совокупность лучей, попадающих на сетчатку глаза. Изображение может меняться в зависимости от особенностей каждого луча - каждый из них падает из разных точек, под разным углом, и каждый из них мог преломиться по несколько раз, прежде чем коснуться нашего глаза.

Это именно то, что мы делаем во время рисования, мы имитируем лучи, попадающие на различные поверхности (цвет, консистенция, блеск), расстояние между ними (количество диффузного цвета, контрастность, края, перспективы), и, безусловно, не рисуем мы те вещи, которые для наших глаз ничего не отражают и не излучают. Если вы «добавляете свет» после завершения рисунка, вы поступаете совершенно неправильно, так как главное в вашем рисунке - свет.

Что такое тень?

Простыми словами, тень является областью, на которую не попадают прямые световые лучи. Когда вы находитесь в тени, источник света вы видеть не можете. Вполне очевидно, верно?

Длину тени можно легко вычислить, рисуя лучи.

Тем не менее, рисование теней может быть достаточно непростым. Давайте взглянем на эту ситуацию: у нас есть предмет и источник света. Интуитивно мы рисуем тень следующим образом:

Но постойте, ведь эта тень создана лишь одной точкой на источнике света! А что, если мы возьмём другую точку?

Как вы могли заметить, лишь точечный свет создаёт чёткую, легко различимую тень. Когда же источник света больше, или, иными словами, свет более рассеян, тень приобретает нечёткие, градиентные края.

Феномен, который я только что объяснил, является также причиной появления якобы нескольких теней из одного источника света. Такой вид тени более естественен, поэтому фотографии, снятые со вспышкой выглядят столь резкими и ненатуральными.

Хорошо, но это был лишь гипотетический пример, стоит разобрать сей процесс на практике. Это фото моей карандашницы, снятое в солнечный день. Видите странную двойную тень? Давайте взглянем поближе.

Грубо говоря, свет исходит из левого нижнего угла. Проблема в том, что это не точечный источник света, и мы не получаем хорошую чёткую тень, которую легче всего нарисовать. И тут даже рисование таких лучей совсем не помогает!

Давайте попробуем кое-что другое. Согласно тому, о чем я говорил выше, рассеянный свет создаётся из множества точечных источников, и будет намного понятнее, если мы нарисуем их подобным образом:

Чтобы объяснить более понятно, давайте закроем некоторые лучи. Видите? Если бы не эти рассеянные лучи, мы бы получили вполне себе чёткую, нормальную тень:

Без света нет и зрения

Но, постойте, если тень есть участок нетронутый светом, то как же мы видим предметы, находящиеся в тени? Как мы видим все вокруг в пасмурный день, когда все вокруг в тени от облаков? Это результат рассеянного света. Мы ещё поговорим о рассеянном свете в этом уроке.

Уроки рисования обычно описывают прямой свет и свет отражённый как вещи абсолютно разные. В них может говориться о существовании прямого света, освещающего предметы, и о возможности появления света отражённого, добавляющего немного освещения в теневую область. Вы можете увидеть диаграммы, подобные приведённой ниже:

На самом деле, все не совсем так. В основном все, что мы видим, есть отражённый свет. Если мы что-то видим, по большому счёту это потому, что свет отразился от этого чего-то. Прямой свет мы можем увидеть только если мы смотрим, собственно, прямо на источник света. Так что, диаграмма должна выглядеть следующим образом:

Но, чтобы сделать это ещё более точным, стоит внести несколько определений. Световой луч, падающий на поверхность, может вести себя по-разному в зависимости от самой поверхности.

  1. Когда луч отражён поверхностью полностью под тем же углом, это называется зеркальным отражением.
  2. Если часть света проникает в поверхность, эта часть может быть отражена ее микроструктурами, создавая нарушенный угол и результирующий в нечёткое изображение. Это называется диффузным отражением .
  3. Некоторая часть света может быть поглощена предметом.
  4. Если поглощённый луч может пройти насквозь, это называется проходящим светом .

Итак, давайте сосредоточимся только на диффузном и зеркальном видах отражения, так как для рисования они очень важны.

Если поверхность отполирована, и имеет правильную, светоблокирующую микроструктуру, то луч отражается от неё под тем же углом, под каким падает. Таким образом создаётся зеркальный эффект - так происходит не только с прямыми лучами света непосредственно из источника, но и с лучами, отражёнными от какой-либо поверхности. Почти идеальная поверхность для такого отражения - конечно, зеркало, однако некоторые другие материалы тоже в достаточной степени подходят для этого, например, металлы или вода.

Зеркальное отражение создаёт идеальную картину из лучей, отражённых от объекта под правильным углом, с диффузным же отражением все намного интереснее. Оно освещает объект более мягким образом. Другими словами, оно позволяет нам видеть объект, не причиняя вреда вашим глазам - попробуйте разглядеть солнце в зеркале (я шучу, не делайте так никогда).

У материалов могут быть разные факторы, влияющие на отражение. Большинство из них поглощают большую часть света, отражая только небольшую его часть. Как вы знаете, глянцевые поверхности больше склонны к зеркальному отражению, чем матовые. Если мы ещё раз взглянем на предыдущую иллюстрацию, мы сможем нарисовать более правильную диаграмму.

Глядя на эту диаграмму, вы можете подумать, что тут лишь одна точка на поверхности, отражающая лучи зеркально. Это не совсем так. Свет отражается зеркально на всей поверхности, просто только в одной точке он отражается точно в ваши глаза.

Вы можете провести несложный эксперимент. Создайте источник света (например, телефон или лампа) и расположите его так, чтобы он зеркально отражался от какой-либо поверхности. Необязательно, чтобы отражение было идеальным, достаточно того, что вы его можете видеть. Теперь сделайте шаг назад, продолжая смотреть на отражение. Вы можете видеть, как оно двигается? Чем ближе вы к источнику света, тем острее угол отражения. Видеть отражения непосредственно под источником света невозможно, только если вы не есть этот источник.

Как это относится к рисованию? Это и есть второе правило - позиция наблюдателя влияет на тень . Источник света может быть статичным, объект может быть статичным, но каждый наблюдатель видит его по-своему. Это очевидно, если мы думаем о перспективе, но мы редко думаем таким образом о свете. Ответьте предельно честно - думали ли вы когда-либо о наблюдателе, когда работали над освещением вашего рисунка?

Вы задумывались, почему мы рисуем белую сетку на глянцевых объектах? Теперь вы можете ответить себе на этот вопрос, теперь вы знаете, как это работает.

Чем больше яркость, тем лучше мы видим

Мы пока не говорим о цвете - пока для нас лучи могут быть светлее или темнее. 0% яркости = 0% видим мы. Это не значит, что объект чёрный - мы не знаем, какой он. 100% яркости - и мы получаем 100% информации об объекте. Некоторые объекты отражают большинство лучей и мы получаем много информации о них, а некоторые поглощают часть лучей и отражают меньше, мы получаем меньше информации - такие объекты кажутся нам темными. А как объекты выглядят без света? Ответ: никак.

Эта интерпретация поможет нам понять, что такое контраст. Контраст определяется разностью между точками - чем больше расстояние между ними в шкале яркости или цвета, тем больше контраст.

Контраст серого

Посмотрите на иллюстрацию ниже. Наблюдатель на расстоянии х от объекта А и на расстоянии у от объекта В. Как вы видите, х = 3у. Чем больше расстояние до объекта, тем больше информации об объекте теряется, поэтому чем объект ближе, тем он для нас больше .

Так будет видеть эти объекты наблюдатель.

Но подождите, почему ближние объекты темнее, а дальние светлее? Больше яркости, больше информации, ведь так? И мы только что выяснили, что с ростом дистанции теряется информация.

Мы должны объяснить эту потерю. Почему свет далёких звёзд доходит до нас почти неизменным, а многоэтажку в нескольких милях от нас мы уже видим хуже? Все дело в атмосфере. Вы видите также тонкий слой воздуха, когда смотрите на что-либо, а воздух этот полон частиц. Пока лучи доходят до ваших глаз, они проходят сквозь множество частиц и теряют часть информации. В то же время эти самые частицы и сами могут отражать лучи в ваши глаза - поэтому мы видим небо синим. В конце концов, вы получаете лишь остатки изначальной информации, да ещё и смешанные с отражениями частиц - очень некачественная информация.

Вернёмся к иллюстрации. Если мы нарисуем потерю информации градиентом, мы наглядно продемонстрируем себе, почему ближние объекты выглядят темнее. Также это объяснит нам, почему контраст между ближними объектами больше, чем контраст между дальними. Теперь для нас очевидно, почему с ростом расстояния теряется контрастность.

Наш мозг воспринимает глубину и объем путём сравнения информации, полученной от каждого глаза. Поэтому дальние объекты выглядят плоскими, а ближние объёмными.

Видимость краёв на картинке зависит от дальности объекта. Если ваш рисунок выглядит плоским и вы обводите края объектов, чтобы их выделить - это неправильно. Линии должны появляться сами по себе как границы между контрастирующими цветами, так что они основаны на контрасте.

Если вы используете одни параметры для разных объектов, они будут выглядеть как один.

Искусство затенения

После прочтения теоретической части, я думаю, вы достаточно хорошо усвоили, что же происходит, когда мы рисуем. Сейчас же давайте поговорим о практике.

Иллюзия объёма

Наибольшая сложность во время рисования заключается в создании трёхмерного эффекта на простом листе бумаги. Тем не менее, это мало чем отличается от рисования в 3Д. Можно долго избегать эту проблему, фокусируясь лишь на так называемом мультяшном стиле, но чтобы прогрессировать, художнику нужно встретиться лицом к лицу с главным врагом - перспективой.
Так что же общего имеет перспектива с тонированием? Наверняка больше, чем вы думаете. Перспектива помогает изображать трёхмерные предметы в 2Д измерении так, чтобы при этом они не утрачивали свой объем. И, так как предметы трёхмерные, свет падает на них под разными углами, создавая блики и тени.
Давайте проведём небольшой эксперимент: попробуйте затенить
объект, приведённый ниже, используя данный источник света.

Получится примерно так:

Выглядит плоско, да?

А теперь попробуем так:

Получится что-то такое:

Совсем другое дело! Наш объект выглядит трёхмерным благодаря тем простым теням, что мы добавили. И как же это происходит? Первый объект имеет одну видимую стену, то есть для наблюдателя это лишь плоская стена, ничего более. У другого объекта стенки три, а у двумерного объекта их три быть не может быть в принципе. Для нас зарисовка выглядит трёхмерной, и представить части, которых свет касается или не касается, достаточно легко.

В следующий раз, подготавливая зарисовку, не используйте одни только линии. Нам не нужны линии, нам нужны трёхмерные формы! А если вы даёте формам верную дефиницию, то не только ваш объект будет выглядеть трёхмерным, но и затенение покажется вам удивительно лёгким.

Когда основное плоское затенение будет готово, вы можете закончить рисунок, но не добавляйте никаких деталей прежде. Основное затенение определяет освещение и позволяет держать все в соответствии.

Терминология

Давайте взглянем на корректную терминологию, которую мы будем использовать, говоря о свете и тени.

Полный свет - место прямо под источником света

Блик - место, где зеркальное отражение попадает на сетчатку наших глаз. Это ярчайшая часть формы.

Полусвет - затемнение полного света в направлении терминатора

Предел - виртуальная линия между светом и тенью. Он может быть чётким или мягким и размытым.

Теневая зона - место, расположенное против источника света, и, следовательно, им не освещённое.

Отражённый свет - рассеянное отражение, падающее на мёртвую зону. Никогда не бывает ярче полного света.

Тень - место, в котором объект преграждает путь световым лучам

И хотя это и выглядит вполне очевидным, главный урок, который из этого вам нужно извлечь - чем сильнее свет, тем более ярко выражен предел. Следовательно, чёткий предел является в некотором роде индикатором искусственного источника света.

Трёхточечное освещение

Если понять, что же такое видение, то фотография уже не выглядит столь отличной от рисования. Фотографы знают, что именно свет создаёт изображение, и используют его, чтобы показать что-то определённое. Часто в наше время говорят, что фотографии чересчур "отфотошеплены", на самом же деле, фотографы редко снимают что-то таким, какое оно есть. Они знают, как работает свет, и используют это знание для создания более привлекательного изображения, - именно поэтому вряд ли вы станете профессиональным фотографом просто купив дорогую камеру.

Вы можете использовать два разных подхода, подбирая свет для вашего рисунка - имитировать натуральный, изображая свет таким, какой он есть, или же "играть" с ним, создавая свет, показывающий объект наиболее привлекательным.

Первый подход поможет вам создать реалистичное изображение, в то время, как второй подход поможет реальность улучшить. Это как воин в поношенных доспехах с булавой в руках против красивой девочки-эльфийки в сияющих одеждах и с волшебной палочкой.

Легко сказать, что более реально, но что действительно более завораживающее и красивое? Решение ваше, но всегда помните, что принимать его нужно до рисования, и никак не во время, или менять потому, что что-то пошло не так.

Чтобы уточнить - мы говорим именно о свете, а не о предмете рисунка. Можно нарисовать единорога или дракона в свете натуральном, а можно при помощи света облагородить истомлённого воина. Играть со светом значит располагать его источники так, чтобы наилучшим образом показать рельеф мышц или блеск оружия. В природе так происходит редко, и все объекты сцены мы воспринимаем в целом.
Поэтому, метод натурального света я советую для пейзажей, а улучшающий метод - для персонажей, но путём смешения двух подходов можно создать даже лучший эффект.

О реалистичном затенении мы можем узнать лишь непосредственно от природы. Поэтому, не берите за основу рисунки других или даже фотографии, - они могут обманывать так, что вы и не заметите. Просто посмотрите вокруг, не забывая о том, что все, что мы видим есть свет. Расположите зеркальное и рассеянное отражения, проследите за тенями, и создайте свои собственные правила. Тем не менее, не забывайте, что на фото или рисунке людям свойственно обращать больше внимания на детали, чем на обстановку вокруг них. Рисунки и фотографии легче "впитать", так они передают только ощущения автора, на чем можно сфокусироваться. Последствие же в том, что работу будут сравнивать с другими изображениями, а не с реальностью.

Если вы все-таки решили использовать иной подход, я покажу вам небольшой трюк. Фотографы называют это трёхточечным освещением. Вы так же можете использовать двухточечный метод для наиболее натурального эффекта.

Давайте поместим источник света напротив мишки. Используйте его, чтобы добавить свет и тень, и растушуйте их. Этот источник света есть ключевой.

Чтобы вытащить мишку из темноты, положим его на некоторую поверхность. На поверхность будет падать свет и на неё мишка будет отбрасывать тень. Поскольку лучи, падающие на поверхность, будут диффузными , они будут отражаться и на мишку. Поэтому и появляется чёрная линия между поверхностью и мишкой - и она будет появляться под объектом всегда, только если объект не объединён с поверхностью.

Положим мишку в угол. Так как лучи света падают и на стену, появляется много диффузных отражений повсюду. Таким образом, даже самые тёмные участки немного освещены и контраст получается сбалансированным.

Что если мы уберём стены и заполним пространство плотной атмосферой, которую будет видно? Свет будет рассеиваться и мы снова получим много диффузных отражений. Мягкий свет и диффузные отражения слева и справа ключевого источника света называется заполняющим светом - он и будет освещать тёмные участки и тем самым сглаживать их. Если вы остановитесь здесь, вы получите освещение, которое обычно получается в природе, где солнце выступает ключевым источником света, а диффузные отражения от атмосферы создают заполняющий свет.

Но мы можем добавить и третий вид света - обрамляющий свет . Это задний свет, расположенный так, что сам объект загораживает большую его часть. Мы видим только ту часть, которая освещает края объекта сзади - так что этот свет отделяет объект от фона.

Обрамляющий свет не обязательно должен создавать эту обводку.

Ещё один совет: даже если фон вы не рисуете, рисуйте объект так, как будто фон есть. Так как вы рисуете в цифровом режиме, вы всегда можете подставить фон временно, чтобы рассчитать все нюансы освещения, а потом убрать его.

Заключение

Свет формирует все, что мы видим. Лучи света падают на сетчатку глаза, неся с собой информацию об окружающей среде, об объектах. Если вы хотите рисовать реалистично, забудьте о линиях и формах - все это должно формировать освещение. Не разделяйте науку и искусство - без оптики мы не могли бы видеть, и уж тем более рисовать. Сейчас для вас это может выглядеть как куча теории - но посмотрите вокруг, эта теория везде! Используйте это!

Этот урок - только начало серии. Ждите второй урок, где мы поговорим обо всем, что связано с цветом.