Курс рисования цветными карандашами. Фруктовый натюрморт. Красивый и теплый натюрморт осенний Осенний натюрморт рисунок поэтапно карандашом

Мастер-класс по рисованию «Декоративный натюрморт» в технике «декоративное рисование»

Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по декоративному рисованию «Декоративный натюрморт». Он рассчитан на детей 3-х, 4-х классов (9-11 лет). Данную технику можно применять и как дополнительное творчество, и во время урока изобразительного искусства (например, по программе «Планета знаний» в третьем классе существует тема «Декоративный натюрморт»).

Цель : Вызвать интерес у детей к декоративному рисованию.

Задачи:

· развитие фантазии и воображения детей;

· развитие творческих способностей детей;

· воспитание интереса к технике декоративного рисования.

Для создания картины «Декоративный натюрморт» в технике декоративного рисования нам понадобятся:

· Формат А-3 - 1 лист;

· кисти (средняя (примерно № 5) и тонкая (№ 2));

· клей ПВА;

· простой карандаш;

· баночка с водой;

· палитра.

1. Для начала простым карандашом на формате А-3 нарисуем линию стола, на котором будет стоять натюрморт, и «скелет» для вазы. К построению натюрморта следует относиться очень серьезно, так как от основы (рисунка) будет напрямую зависеть конечный результат работы:

3. И скругляем острые углы:

4. Теперь прорисовываем эллипсы. Чем ближе эллипс к линии горизонта - тем менее он раскрыт, а чем дальше от нее - тем он круглее:

5. И дорисовываем другие элементы натюрморта - у меня это фрукты (яблоки и сливы) и драпировка на дальнем плане:

6. Теперь ненужные линии лучше стареть, чтобы дальше не запутаться в них (например, к ним относятся невидимые дальние линии эллипсов):

7. А сейчас нам предстоит разделить все предметы будущего декоративного натюрморта на плоскости по следующему принципу: свет - полутень - тень - рефлекс.

8. Последними штрихами в построении нашего натюрморта будет набросок рисунка на ткани, чтобы дальний план не был слишком пустым (я решила нарисовать различные по диаметру круги, которые соприкасаются друг с другом):

9. После того как натюрморт построен, приступаем к работе гуашью. В моем декоративном натюрморте не будет плавных переходов цвета, я буду писать его по плоскостям, на которые мы ранее разделили предметы. Я решила нарисовать всю работу в теплых тонах. Начнем писать с дальней драпировки. На палитре смешиваем оттенки розового - от темного до светлого:

Натюрмортом называется жанр изобразительного искусства, в котором художник запечатлевает предметы неживой природы. В переводе с французского языка это так и звучит: «мертвая натура». Более точным, однако, считается английское словосочетание still life, что переводится как «неподвижная жизнь».

Прелесть жанра

Искусство натюрморта возникло как жанр в 17-м веке в Голландии. Изображая обычные предметы, художники стремились выразить их пластику, и даже поэзию. На протяжении всей истории живописи мастера свободно экспериментируют с формой, цветом, фактурой вещей, композиционными решениями в исполнении рисунка.

Выполнить поэтапно - для начинающих художников задача не такая уж и сложная. Главное - подобрать нужную композицию и увидеть ее в пространственной перспективе. Этот небольшой урок поможет реализовать означенную попытку.

Как нарисовать натюрморт карандашом

Поэтапно рассмотрим, с чего начать работу, как не ошибиться с расположением предметов в пространстве рисунка и правильно изобразить свет и тень. Самое первое, что необходимо сделать, это подобрать объекты для натюрморта. Не стоит приниматься за рисование слишком сложных предметов, лучше взять для рисунка самые обычные вещи с геометрически понятными формами: чашку, фрукт, коробку. Можно воспользоваться фотографиями, но предпочтительней обратить внимание на натуру, поскольку только с нею у вас будет больше возможности подробно рассмотреть объекты и уточнить детали. По мере овладения искусством натюрморта вы сможете усложнять формы и композиции.

Позаботимся об освещении

Перед тем как нарисовать натюрморт карандашом, поэтапно разместим предметы друг возле друга, не забывая об источнике света. Объекты могут располагаться на некотором расстоянии, но интересней будет, если они слегка перекрывают края друг друга. Поток света от лампы позволит выразительней акцентировать контраст оттенков и бликов. Лучше, если он падает сбоку. Полагаясь не на искусственный, а на солнечный свет, необходимо помнить о том, что светило не стоит на месте, поэтому ракурсы света и тени будут меняться.

Приступим к рисунку

Перед тем как нарисовать натюрморт, карандашом поэтапно разметим места расположения предметов, как их края и линии взаимно пересекаются. Уточним плоскость, на которой лежат предметы, горизонтальной линией позади композиции, разграничивающей стол и стену. Наметим перспективу: чтобы изобразить предметы в трехмерном пространстве, будем помнить о том, что их нельзя рисовать на одной линии. Размеры объектов, которые находятся ближе к нам, изобразим больше, чем у тех, что располагаются дальше.

Набросок делаем легкими скользящими линиями. Чтобы не ошибиться с пропорциями предметов, мысленно представим центральную ось для каждого из них. Можно изобразить ее на листе, на котором мы рисуем натюрморт карандашом. Поэтапно зарисуем геометрическую форму, лежащую в основе каждого объекта, и из нее создадим сам объект. В основе яблока и чашки будут окружности, коробки получаются из параллелепипедов, сахарница основывается на квадрате, а ее крышка - овал.

После того как формы будут определены, начнем уточнять объекты аккуратными и уверенными линиями. При помощи ластика избавимся от первоначальных штрихов.

Заключительные шаги

Как нарисовать натюрморт карандашом, поэтапно создавая объем предметов? Здесь главную роль играют тени и световые блики. Скопируем их с натуры, плотнее заштриховывая более темные части предметов. Также важно обратить внимание на то, в какой части композиции затемнения больше сгущены, как и где предметы отбрасывают тени на другой объект и на плоскость.

Готовый эскиз доведем до совершенства, корректируя детали рисунка, уплотняя штрихами тени и фактуру предметов.

Натюрморт - отличный выбор для изучения основ рисунка и живописи. Есть несколько важных правил, которые подскажут вам как нарисовать натюрморт. Эти правила просты, и вполне выполнимы, но мало где о них пишут или говорят. Опытные художники используют эти правила интуитивно. Новички - угадывают и радуются удачно созданной картине, или наоборот - переживают из-за неудачного опыта в создании простого сюжета.

Следующие советы помогут вам создавать различные гармоничные натюрморты, практически в любой технике, и избегать досадных ошибок.

Как нарисовать натюрморт правила для начинающих

Естественно, натюрморты бывают самые разные, они несут собой разные цели и исполняют их в самых разных стилях. Мы же сегодня поговорим об основных правилах изображения неодушевленных предметов на холсте или бумаге.

Что бы создать гармоничную картину, нужно знать как минимум основы композиции и колористики.

Техника живописи A la prima

Что делать новичку, который хочет уже сейчас сотворить что-то прекрасное своими руками? Углубится в чтение книг по живописи и рисунку?

Вам будет достаточно знать несколько важных правил, что бы не допускать ошибки и получить отличный результат.

Расположение предметов

Более красиво, гармонично и интересно, объемно всегда смотрится натюрморт:


  • Хорошо и комбинировать эти два вида расположения: перекрытие и расстояние .

Примеры расположения предметов

Все предметы перекрывают друг друга, или расположены на большом расстоянии один от другого.

Векторная иллюстрация. Здесь также все предметы пересекаются, налагаются, или расположены на большом расстоянии.

Скучное и нескучное расположение предметов

Даже прямоугольники можно расположить интересно.

Композиция с прямоугольниками

Когда вы располагаете один предмет за другим, перекрывая его часть, вы тем самым создаете определенную глубину в своей работе. Чем больше форм будет пересекаться — тем более «глубоким и объемным» будет казаться ваш натюрморт.

Пространство

Если вы рисуете просто вазу с цветами, и кажется нечем перекрывать, подумайте!

  • Возможно какой-то листик упал перед вазой, а может цветок, возможно следует застелить салфетку или скатерть, а может рассыпать ягоды по столу.

Для примера работа Александра Сергеева:

На переднем плане листики и цветок. Эти, на первый взгляд незначительные элементы, ведут взгляд зрителя от самого переднего края плана, сначала к упавшему цветку, потом к стакану с вазой, создавая пространство, делая работу более интересной.

Коллористика

В создании натюрморта важно просто не переусердствовать с количеством используемых цветов.

Правило 2-3 цветов

Выберите 2-3 основных цвета, можете смело использовать близкие к ним оттенки и не переживайте о том, что с цветом у вас будут проблемы. Я обычно использую 2 основных цвета - и немного самую малость дополнительных красок.

Примеры цветовых решений

Здесь я использовала только желто-оранжевые (теплые) и голубые (холодные) оттенки. Зеленый дополнительный.

«Ботинки» Ван Гога. Здесь также преобладает два цвета.

Здесь явно доминирует зеленый и белый, дополняют работу мазки голубого и розового.

Натюрморт с рыбой. Основные красно-коричневые оттенки (теплые), и голубой (холодный).

Правилом 2-3 цветов не всегда можно обойтись. Частые герои натюрмортов — цветы или фрукты бывают самых разных цветов и оттенков. В таких случаях стоит воспользоваться следующим советом: В картине не должно быть всех цветов поровну

Соотношение цветов

Даже в пестрой картинке есть один или два доминирующих цвета.

Например, если у вас в букете, есть цветы красного, синего, белого и желтого цветов, и плюс еще зеленая листва. Какие-то цветы и цвета должны преобладать, остальные быть в меньшинстве.

Вот примеры:

Картина А. Сергеева. В букете преобладают белые и красные цветы. Синий, зеленый, желтый — дополнительные.

Натюрморт Винсента Ван Гога. Красные маки доминируют.

Выделяем главное

Имея определенную задумку, рисуя натюрморт с натуры или по представлению (с головы) вы должны:

  • выделить, что в этом сюжете главное, какой предмет доминирует?

Это правило не всегда используют, но от его применения ваша работа только выиграет.

Задайте себе вопрос: на каком предмете вы хотели бы удерживать держать фокус, внимание зрителя?

Главный предмет должен чем-то выделятся: формой, размером, цветом, положением относительно остальных .

Работа А. Сергеева. «Главные» цветки определяются безошибочно.

Еще на стадии наброска, когда вы смотрите на эскиз, вы должны совершенно точно определять - что главное в вашей работе?

  • Если интуитивно получается определить главное — отлично.
  • Если взгляд перебегает с одного на другое , не зная за что зацепиться — значит нужно еще поработать над вашей композицией. Что-то уменьшить или увеличить, повернуть, переставить и т.д. Выберите, что вам больше подходит.

Наверное, у многих сейчас возникнет вопрос: А если я рисую одну вазу с цветами?

Здесь, это правило не нужно применять? Ведь у нас самая важная и главная только наша героиня «ваза с цветами»?

И здесь нужно и вполне возможно это правило применить.

В букете цветов всегда есть главный цветок.

Если это букет из множества цветков, стоит выделить небольшую группу цветов, которые наиболее удачно освещены , или наиболее выразительно смотрят на зрителя, отличаются по цвету , размеру или форме .

маргарита акулова

Открытое занятие для преподавателей изобразительной деятельности в изостудии детского сада с детьми подготовительной группы.

Тема:

«Осенний натюрморт»

(в технике "обратная графика")

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с одним из жанров живописи - натюрмортом.

2. Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой и «обратной» графикой.

3. Вызвать у детей желание составлять натюрморт из предложенных предметов, сочетая их между собой по цвету и величине.

4. Закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности листьев, цветов, фруктов: форму, строение, величину, расположение.

5. Продолжать осваивать приёмы работы в нетрадиционной технике – рисование ластиком (обратная графика).

6. В процессе работы создать у детей радостное настроение, учить умению радоваться результатам своего труда и успехам других детей.

7. Поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

Ход занятия:

*Установка на встречу в изостудии (в группе):

Ребята, вас в изостудии ждёт наш друг-карандаш, он приготовил для вас много интересного.

1.

*Дети в изостудии.

Сегодня у нас в изостудии много гостей, поприветствуйте их.

*В волшебном окне – Карандаш.

Ребята, мы с вами часто встречаемся с карандашом, и он стал нашим другом.

*На экране Карандаш и Резинка

Сегодня он пришёл не один, а с резинкой. А зачем он её привёл, вы узнаете позже, а сейчас Карандаш приготовил вам видео- загадку, хотите её отгадать?

*Видео-отрывок: «Если видишь на картине (натюрморт)

Ребята, вы догадались, о чём сегодня будем говорить, а если вы захотите - и рисовать (о натюрморте).

Приглашаю вас на видео выставку, на которой мы полюбуемся натюрмортами разных художников.

*Просмотр натюрмортов (на экране телевизора).

Понравились вам натюрморты?

О каком времени года рассказывают эти натюрморты? (осень)

Какие цвета использовали художники для передачи даров осени?

Предполагаемые ответы детей: яркие, тёплые, золотистые, солнечные…

Посмотрите, какие работы яркие, какое здесь многообразие красок.

Прежде чем нарисовать натюрморт, художник его составляет.

И мне тоже захотелось составить осенний натюрморт.

Я сохранила веточки дуба, листья клёна, цветы. У нас есть вазы, фрукты.

Ребята, я попробую составить натюрморт, а вы мне, надеюсь, поможете.

Какой у нас фон? (тёмный) Подберите ту вазу, которая лучше подойдёт (тёмная или светлая)

(-Тёмная ваза, как будто спряталась)

*Составляем с детьми натюрморт. Любуемся.

*На экране Карандаш

Карандаш что-то ещё для вас приготовил.

Оказывается можно изобразить натюрморт, пользуясь только двумя цветами - чёрным и белым, и этот вид изобразительного искусства называется - графика.

Карандаш хочет показать вам осенние натюрморты, выполненные в этой технике.

* Просмотр осенних натюрмортов (на экране телевизора).

**Комментарий, в ходе просмотра:

Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики – это чёрный и белый. Выразительные средства графики - линия, рисунок, переходы цвета и тени, контраст тёмного и светлого.

*На экране Карандаш и Резинка (отрывок из песни Большой секрет… )

А вот теперь карандаш хочет раскрыть секрет, почему он пришёл сегодня с ластиком

Часто, когда рисуем набросок простым карандашом, мы пользуемся резинкой. Но ластик не только стирает, но и может сам создать картину.

Это графика наоборот или «обратная графика».

Посмотрите в волшебное окошко – это работы детей в технике – обратная графика.

* Просмотр детских работ (на экране телевизора).

Карандаш приготовил вам тонированные листы и предлагает нарисовать осенний натюрморт на память об этом красивом времени года. Вы не против?

2.

Ребята, я приглашаю вас занять места в нашей художественной мастерской.

Мне захотелось нарисовать вот такой натюрморт в память об осени.

*Показываю свой натюрморт.

Если вам понравился натюрморт, который мы вместе составили, то можно нарисовать его.

А можно придумать и изобразить свой натюрморт.

Один и тот же предмет можно изобразить по-разному:

Тёмный - можно передать просто контурным рисунком или высветлением контура

Светлый - светлым силуэтом с дорисовкой прожилок простым карандашом

*Показ трёх разных способов изображения одного предмета (листика) и то, как можно изобразить мелкие круглые формы.


*Включаю спокойную музыку

А теперь под музыку вы представьте свой осенний натюрморт и изобразите его в технике - обратная графика, с помощью резинки и простого карандаша.

Кто готов - может приступать к работе.


*В ходе работы детей использую:

Наводящие вопросы:

Какими по размеру должны быть листья, чтобы их могли все рассмотреть и любоваться ими;

Могут ли быть на одной ветке листья от разных деревьев;

Какую часть листа может занимать ваза.

Как можно исправить ошибку - затушевать эту часть;

Для рисования тонких линий лучше использовать резинку на карандаше, а для прорисовки большого - ластиком.

Косвенные указания:

А ты не хотел бы на листиках добавить прожилки…

Напоминания:

А ты не забыла нарисовать стол или полку, на которой расположен натюрморт?

Как ты интересно украсил вазу, молодец;

Мне очень понравилось, как ты расположил предметы на своём натюрморте;

У тебя получились листики резные, замечательно…

*В ходе работы предлагаю физкульт минутку тем детям, которые устали:

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Дети расставляют пальцы в сторону и загибают их в такт стихотворению, по очереди, начиная с большого пальца:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать. (Все пальчики собраны в кулак.)

Листики дубовые, (Отогните мизинец)

Листики кленовые, (Отогните безымянный палец.)

Листики рябины, (Отогните средний палец.)

Листики осины. (Отогните указательный палец.)

Красивые листочки мы вместе соберем

(Сложите две ладошки с расставленными пальчиками вместе.)

И букет осенний маме понесем!

3.

– Ребята, сейчас звенит маленький колокольчик. Но как только в нашем волшебном окошке зазвучит большой колокольчик – наша художественная мастерская закроется, и мы пригласим всех гостей на открытие выставки осенних натюрмортов.

(-А кто немного не успел дорисовать – может сделать это в группе, в свободное время).

* По окончанию - работы детей расположить на выставке

Ребята, сегодня на нашей встрече вы узнали, как можно по-разному изобразить натюрморты – и в цвете и в графике, и в обратной графике.

Ваши осенние натюрморты получились выразительные, интересные, разные.


А помогла создать вам эту красоту - обычная резинка и простой карандаш.

Вы сегодня были – художниками –графиками.

У кого натюрморт похож на наш? Почему ты решил его нарисовать?

Как ты точно изобразила прожилки. Чем пользовалась?

Какие веточки получились у тебя тоненькие, а от какого они дерева?

А у тебя листочки получились, как живые.

Очень красиво ты украсил вазу, необычные подобрал узоры.

Ребята, полюбуемся вашими натюрмортами и пригласим гостей присоединиться к нам.

1 рис. Итак, на этом мастер-классе вы поменяете отношение к цветным карандашам вовсе! Цветные карандаши - очень удобный в использовании материал, ведь в вашем распоряжении может быть очень большое количество оттенков, включая и те, которые появятся посредством наложения цветов друг на друга. Но используя карандаши, надо знать их особенности, например, не следует давить на карандаш вначале работы, иначе и не сотрешь и не перекроешь другим цветом. С этим материалом надо пользоваться принципом - от светлого к темному. Но сначала давайте закомпонуем натюрморт. Начнем с линии горизонта. Затем при помощи линии геометрических фигур наметим примерную форму наших предметов композиции. Начнем с блюда.

2 рис. Вы молодцы! А теперь нам важно построить блюдо под фрукты правильной формы. Находим центральную ось, она должна быть прямой и ровной, на ней находим точку на уровне предполагаемой горловины блюда и проводим через точку горизонтальную линию, то же проделываем у основания ножки блюда. Очень хорошо! Берем линейку и отмеряем равные части от оси по горизонталям. Делаем эллипсы и соединяем линии. Смотрите рисунок. Стираем вспомогательные линии и обводим блюдо.

3 рис. Найдите направление фруктов, используя, при этом диагональную ось и уточните формы и детали яблока, груши и сливы. А виноград начните рисовать с кисти, после его по форме, сверху вниз добавляя овальные виноградины, некоторые из них для реалистичности заходят друг за друга. Пририсуйте хвостики.

4 рис. Прежде чем приступить к работе с цветом, напомню это не раскраска и вы должны накладывать штрих, а не раскрашивать! На этом этапе на карандаши надо давить в полсилы. Штриховать надо только по форме предмета. Берем карандаши и наносим основные оттенки предметов, смотрите на рисунок.

5 рис. На этом этапе вы должны добавить предметам натюрморта плотности, посредством внесения новых оттенков. Ваш штрих теперь имеет большее значение, так как важно сделать натюрморт более реальным. Надо углубить тени, используя синий, фиолетовый, зеленый и коричневый цвет. Покажите падающую тень от предметов и стол штрихами. Поработайте над деталями.