Названия оркестров русских народных инструментов. Музыкальные инструменты русского народного оркестра. Смотреть что такое "Оркестр русских народных инструментов" в других словарях

Группы инструментов народного оркестра: Свирель, сопель, рожок, жалейка, свистулька… Ложки, бубен, трещётки,треугольник… Гусли, домра, балалайка… Баян, гармонь. Струнные щипковые Духовые Кнопочно-духовые Ударные. 2. 4. 1. 3.

Слайд 1 из презентации «Народный оркестр» к урокам музыки на тему «Народные инструменты»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке музыки, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Народный оркестр.ppt» можно в zip-архиве размером 214 КБ.

Скачать презентацию

Народные инструменты

«Электронные музыкальные инструменты» - Внедрение электронной музыки в процесс музыкального образования в ТСПК. Музыкально – коммуникативная структура деятельности музыканта - «электронщика». Композитор. Цель внедрения электронных инструментов в образовательный процесс: Первопроходцы электронной музыки. Популяризация электронной музыки. Преимущества синтезатора.

«Инструменты симфонического оркестра» - Кастаньеты. Разновидности кастаньет. Валторна. Бубен - характерный инструмент, поэтому находит применение далеко не во всяком произведении. Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Бразильская пандейра- рама с тарелочками, которые звенят от встряхивания. Орган.

«Детские музыкальные инструменты» - Маракас треугольник кастаньеты пандейра. Свирель. Триола. Струнные: Цитра Цимбалы Арфа Гусли. Детские цимбалы. Детский оркестр. Флейта. Аккордеон. Баян. Кларнет. Мелодика. Выполнила Комина Наталья, студентка 502 группы Руководитель: Зарипова И.К. Гусли. Электроорган. Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников.

«Оркестр народных инструментов» - Доктор Марина Дмитриевна учитель музыкальной литературы МОУДОД Бакчарская ДШИ. Звук звонкий. Гусли. Существует несколько разновидностей русской домры. Балалайка щипковый инструмент. Баян существует на Руси с 1907 года. В состав оркестра входят бубен, ложки, трещотки, колокольчики, рожок. Своим появлением баян обязан русскому мастеру Петру Стерлигову.

«Народный оркестр» - 2. 4. 1. 3. «Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. Песня не знает границ. Такие песни могли родиться только в народе великой души». Гусли, домра, балалайка… Исторические Трудовые Былины Хороводные и плясовые Лирические /протяжные/ Обрядовые. Ложки, бубен, трещётки,треугольник… Русская народная песня.

Цели урока :

  • познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;
  • учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, проникаться её эмоциональным содержанием, делать посильный разбор произведения;
  • формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;
  • побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;
  • воспитывать чувство единения, любовь к музыке.

Оборудование :

  1. Изображение инструментов симфонического оркестраобратной стороны доски)
  2. Мультимедийное оборудование
  3. Музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, домра, шумовые.
  4. Словарь эмоциональных терминов.
  5. Подарок на каждого «чудо – остров».
  6. Гр. записи:
  • Приветствие.
  • «Светит месяц», р.н.п.;
  • «Калинка», р.н.п.;
  • «Во поле берёза стояла», р.н.п.;

Ход урока

I. Организационный момент .

1. Музыкальное приветствие.

2. Слово учителя.

Музыка – волшебная страна
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг!

ІІ Основная часть урока .

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь.

А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем?

Заглянем туда?

Давайте заглянем.

Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?

2. Работа с загадками.

Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.

Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить?

Давайте попробуем:

В руки ты её возьмёшь;
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(Гармонь, баян )

А это что за инструмент? Угадаете?

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
(Б алалайка, домра )

Молодцы! Хорошо справляетесь! А сейчас послушайте ещё одну загадку:

Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете
И сразу отгадаете.
(Дудочка, рожок, жалейка )

Несколько слов об этих инструментах.

Ребята, а может кто то из вас знает, к какому виду музыкальных инструментов все они относятся?

Правильно! Конечно же все эти инструменты входят в состав народного оркестра.

Несколько слов о народном оркестре.

Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим?

Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат?

Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали.

3. Слушание р.н.п. «Светит месяц».

4. Беседа по прослушанному.

Звуки каких музыкальных инструментов вы услышали?

Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась?

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?

Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны?

Итак, слушаем загадку:

Слушаем следующую загадку:

Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки )

Несколько слов об этом инструменте.

Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то что мы слышим?

Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещётки, и маракасы, и колокольчики.

Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.

Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Калинка».

5. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Калинка».

6. Беседа.

Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?

А каким стало ваше настроение?

Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.

- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова?

Так, значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, и спокойную, хороводную.

Наши девочки для праздника готовили хоровод под музыку р.н.п. «Во поле берёза стояла». Давайте попросим их, чтобы они показали нам своё выступление, а мы с вами подпоём им и подыграем с помощью инструментов, которые у вас на столах. Согласны?

Итак, приготовились.

7. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Во поле берёза стояла».

8. Беседа.

- Ну как, понравилось вам?

Да, ребята, как же хорошо нам на этом чудо-острове, но всё таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, чтобы по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили?

Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.

Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр.

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.

ІІІ. Итог урока .

Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?

Что вам запомнилось больше всего?

(Отметить детей.)

Весь урок мы пели и плясали,
И от счастия кружится голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была.
Пусть музыка повсюду путь нам открывает,
Ни капли грусти и фальшивых нот,
А только радостный, уверенный аккорд.
Пусть вечно длится музыки урок!

На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!

Четыре года назад мы отметили знаменательный для нашей страны юбилей – 120-летие оркестра русских народных инструментов. Много это или мало? По историческим меркам – немного, если сравнивать, например, с симфоническим оркестром, успевшим пережить уже несколько художественных эпох. Но если оглянуться на путь, который прошёл за это время народный оркестр…

Разговор о русском народном оркестре правильнее всего начать с личности поистине выдающейся – с Василия Васильевича Андреева (1861-1918). Сын купца первой гильдии и дворянки, он получил прекрасное воспитание – и рано проявил музыкальный талант: в 14 лет он играл на 12 инструментах – причём все осваивал самостоятельно. Позже он обучался игре на скрипке у профессора консерватории.

Но больше, чем классическая скрипка, интересовала юношу… балалайка – простонародная, мужицкая балалайка, которой так стесняются наши современники, так не любящие, когда Россию ассоциируют с балалайкой (интересно, почему итальянцы не корчат таких рож, когда Италия ассоциируют с мандолиной или бельканто?). Этот инструмент он слышал в имении Андреевых в руках музыканта-самородка Антипа, а также – в родном Бежецке, где на ней играл… помещик А.Паскин (как видим, Василий Васильевич был не единственным представителем «высшего общества», заинтересовавшимся балалайкой) – который перенимал игру на балалайке ещё у крепостных своего деда… Под впечатлением этих встреч В.Андреев принимает решение: освоить балалайку самому и довести её до совершенства, «соединить балалайку и фрак».

Путь к концертной деятельности был нелёгким: всё-таки вывести балалайку на большую сцену в таком виде, как она существовала, было нельзя – и по чертежам В.Андреева мастера изготавливают сначала 5-ладовую балалайку, затем – 7-ладовую и наконец – хроматическую. И вот – в 1886 г. балалаечник дебютирует в Петербурге в зале Благородного собрания.

Легко ли было на это решиться? Вряд ли… ведь даже мастера, к которым обращался В.Андреев, поначалу воспринимали предложение изготовить балалайку как оскорбление – так как же должна была воспринять её благородная петербургская публика? Но – вопреки мрачным предположениям – публика была в восторге! В.Андреев со своей балалайкой становится кумиром светских салонов, у него появляется много последователей: игре на балалайке учатся господа и даже дамы из высшего общества… Но главной победой В.Андреева на этом этапе можно считать создание ансамбля – т.н. «Кружка любителей игры на балалайке». Первое его выступление состоялось 20 марта 1888 г. – именно от этой даты мы отсчитываем историю оркестра русских народных инструментов.

Что играл сам В.Андреев и его сподвижники? Далеко не только обработки русских народных песен! Если мы обратимся к композиторскому творчеству В.Андреева (а именно оно по понятным причинам составило основу репертуара), то найдём там и «Румынскую песню и чардаш», и полонезы, и множество вальсов (за которые его даже называли «русским Штраусом») – так что уже при своём зарождении академическое исполнительство на русских народных инструментов шагнуло далеко за пределы русского музыкального фольклора, его «диапазон» оказался достаточно широким (граждане, полагающие, что на наших инструментах можно играть только «Во саду ли, в огороде», это сказано для вас!)

Но вернёмся к В.Андрееву и его ансамблю. Разумеется, ситуация потребовала создания ансамблевых разновидностей балалайки: как в струнном оркестре есть скрипки, альты, виолончели и контрабасы, так и В.Андреев создал кроме балалайки-примы – балалайку-секунду, балалайку-альт, бас и контрабас – это был первый шаг к оркестру… но ещё не оркестр. Ведь главная черта оркестра – многотембровость, создать оркестр на основе одного инструмента нельзя, и прежде всего нужен был мелодический инструмент – некий аналог скрипки в симфоническом… но какой?

Ответ пришёл неожиданно: в 1896 г. один из соратников Василия Васильевича обнаружил на чердаке старого дома в Вятской губернии неизвестный инструмент с овальным корпусом. Что же это такое? Анализ древнерусских изображений позволил сделать вывод: это – домра! Был когда-то такой инструмент у русских – любимый инструмент скоморохов, уничтоженный вместе с ними в XVII веке по указу царя Алексея Михайловича… и вот – настало время вернуть домру к жизни. Как и балалайку, В.Андреев её реконструирует (точнее – создаёт заново) в оркестровых разновидностях: домра малая, piccolo (самая маленькая и высокая), альтовая, теноровая, басовая, контрабасовая (забегая вперёд, скажем, что теноровая и контрабасовая испытания временем не выдержали). Также в состав оркестра вводятся гусли. Вот теперь – с 1896 года – можно с уверенностью сказать: это – оркестр!

Репертуар Великорусского оркестра (как теперь называется коллектив) продолжает шириться: в него входят переложения симфонической классики (один из первых таких примеров – исполнение Скерцо из Четвёртой симфонии П.И.Чайковского, что было закономерно: ведь Пётр Ильич и сам не скрывал, что пытался там имитировать звучание балалайки). Расширению репертуара во многом способствовало то, что у В.Андреева появляется соратник-композитор – Н.П.Фомин (ведь сам В.Андреев композиторского образования всё-таки не имел). Именно Н.П.Фомин встал за пульт Великорусского оркестра (именно такое название носил исполнительский коллектив) после смерти В.Андреева – смерти поистине героической: выступая на фронтах гражданской войны перед красноармейцами, Василий Васильевич дирижировал на морозе во фраке, что и послужило причиной смертельной болезни (кому-то такой поступок покажется безрассудным – но проявить неуважение к публике Музыкант не мог!).

Должно быть, вы обратили внимание, что состав оркестра В.В.Андреева был исключительно струнным… правда, попытки ввести в состав оркестра духовые народные инструменты (свирель, жалейка и др.) были – но усовершенствовать их, подобно струнным, В.Андреев не стал… почему? А что вообще может получиться, если усовершенствовать свирель? Правильно, флейта! Усовершенствуешь жалейку – получишь гобой… это всё уже есть, зачем изобретать велосипед? Но ведь и разнообразие тембров тоже нужно оркестру…

И вот, уже в 50-е гг. в составе народных оркестров (которых в стране уже немало) появляются новые инструменты – баян (этот русский потомок немецкой гармоники своим тембром удивительным образом вписался в русский народный оркестр!), а также «классические» флейта и гобой… В наши дни в народных оркестрах можно услышать и кларнет, и фагот, и даже медные духовые… хотя состав группы духовых может определяться и возможностями конкретного оркестра, и установками дирижёров и композиторов (я, например, не рискую вводить в свои партитуры «медь»: мне кажется, труба или тромбон в народном оркестре – всё равно что Джеймс Бонд в женском монастыре, но вот наш дирижёр другого мнения) – словом, состав русского народного оркестра ещё варьируется от коллектива к коллективу… как это было с симфоническим оркестром в начале XVIII века – ведь по сути дела, академические исполнительство на русских народных инструментах ещё переживает период становления – вспомните, сколько времени понадобилось для этого той же скрипке (которую тоже сначала презрительно именовали «уличным инструментом», противопоставляя «аристократической» виоле)…

Но у нас уже есть немало поистине великих имён – наша классика… я назову лишь некоторых: Н.Будашкин, Ю.Шишаков, Г.Шендерёв, В.Городовская, А.Цыганков…

Исполняют народные оркестры и классическую симфоническую музыку – причём не только русскую, но и Й.Гайдна, Л.Бетховена… впрочем, такая практика несёт в себе и некоторое противоречие: народному оркестру нужен новый репертуар, нужна своя симфония...

Следующий рубеж, который (я уверена в этом!) предстоит «взять» оркестру русских народных инструментов – это опера.

Инструментовка (оркестровка) - это изложение музыкального произведения для исполнения оркестром, воплощение музыкальных образов средствами выразительности оркестровых инструментов.

Она представляет собой изложение музыкального произведения для определенного состава оркестра - симфонического, духового, народных инструментов, оркестра баянистов или различных ансамблей. Это творческий процесс, поскольку замысел сочинения, его идейно-эмоциональное содержание определяет выбор инструментов, чередование их тембров, характер сопоставления отдельных групп оркестра и т.д. .

Один из наиболее популярных национальных оркестров - русский народный оркестр - отмечен особой неповторимостью и своеобразием. Искусство игры на народных инструментах - сольное, ансамблевое или оркестровое, - приобщает широкую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и сокровищам музыкального фольклора.

Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития рассказывает о том, как изменился его состав, возникли оркестровые группы, совершенствовалась партитура.Ему предшествовали имевшие большую известность однородные инструментальные ансамбли. Это были, прежде всего, знаменитые «хоры»владимирских рожечников. В русском народном инструментарии деревянный рожок получил широкое распространение. Название «владимирский рожок»утвердилось по одной из локальных разновидностей инструмента, наиболее широко распространенного в быту (пастушеский рожок) и в концертной практике (ансамбли рожечников). Наибольшую известность получил «Хор рожечников» Николая Кондратьева, неоднократно выступавший в Петербурге, Москве и других городах России. В 1884 г. выступления ансамбля с большим успехом прошли на Всемирной выставке в Париже.

Первый из оркестров русских народных инструментов был создан знаменитым балалаечником Василием Андреевым еще в конце XIX века.Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент - балалайка. Она прошла длительный путь эволюции и выдержала проверку временем. В 80-х годах XIX века богатые выразительные возможности балалайки обратили на себя внимание видных музыкантов и привели их к мысли о возможности создания оригинального русского оркестра.

Оркестр русских народных инструментов, именуемый как «Кружок любителей игры на балалайке», начал свое существование с идеи Андреева реконструировать популярный народный инструмент. На основе распространенных народных образцов он создал новый, совершенный инструмент, отвечающий требованиям того времени. Причем модернизированная Андреевым балалайка не только сохранила, но и усилила красоту, яркость присущего ей народного колорита.

Создание концертной балалайки нового образца было лишь началом смелых творческих планов В. Андреева. По его чертежам мастер Ф.С. Пасербской изготовил семь балалаек различных размеров, обнимающих весь используемый диапазон музыкальных звуков (от миконтроктавыдо ля-си третьей октавы). Так родился первый ансамбль балалаек, который и явился основой Великорусского оркестра.

Кружок Андреева начал усиленно работать над созданием репертуара, но вскоре выяснилось, что звучание входящих в ансамбль семи балалаек различного размера и строя не создает должной стройности, яркости, ровности аккорда. После ряда экспериментов Андреев остановился на следующем составе инструментов, не меняя число участников ансамбля (семь человек): балалайка пикало (вторая октава), балалайка прима (первая октава), балалайка альт (малая октава), и балалайка бас (большая октава). В дальнейшем он ввел пятый аккомпанирующий инструмент - балалайку контрабас (контроктава).

Выступления ансамбля балалаек, возглавляемого Андреевым, были с радостью встречены прогрессивными музыкантами того времени, которые справедливо видели в его деятельности перспективу дальнейшего развития русского национального музыкального искусства. Выдающийся русский пианист, композитор, музыкально-общественный деятель А.Г. Рубинштейн, прослушав выступление этого коллектива, сказал: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что-нибудь новое вообще, а в сфере музыки - в особенности. Честь и хвала Вам, Василий Васильевич» .Первое публичное выступление ансамбля балалаек Андреева состоялось 20 марта 1888 г., и эту дату принято считать днем рождения оркестра русских народных инструментов.

Прошло несколько лет. У ансамбля появилось много подражателей, подтвердивших своей деятельностью важность дела, начатого Андреевым. Но сам Василий Васильевич не считал его завершенным. Он шел дальше,прекрасно понимая, что в полной мере передать красоту и своеобразие народного музыкального творчества может только оркестр. На этом этапе уже требовалось введение новых инструментов с различными тембрами, новыми техническими и выразительными возможностями. С этой целью Андреев привлек к сотрудничеству музыкантов-профессионалов, знающих специфику русских народных инструментов - Н.П. Фомина, В.Т. Насонова, Ф.А. Нимана.

В середине 90-х годов Андреев на основе старинного русского скоморошьего инструмента домры, найденной в Вятской губернии, создал чертежи нового инструмента, и талантливый мастер С.И. Налимов изготовил по ним первые оркестровые домры - малую домру, домру альт и домру бас. В это же время профессор Петербургской консерватории Н.П. Фомин перевел все инструменты ансамбля Андреева - теперь уже оркестра - на единый квартовый строй, создал образец унифицированной партитуры и, будучи прекрасным инструментатором, сделал для оркестра несколько обработок народных песен, ставших в своем роде классическими . Коллектив стал именоваться Великорусским оркестром.

В течение ряда лет он пополнялся новыми инструментами. По совету товарищей Андреев ввел в его состав старинный народный инструмент гусли, который был усовершенствован Н.П. Фоминым. Клавишные гусли значительно обогатили звуковую палитру оркестра. Затем появились и первые духовые инструменты - свирели и жалейки. Большой интерес к оркестру проявил выдающийся русский композитор - основатель «могучей кучки» - М. Балакирев. По его рекомендации в состав оркестра был введен ударный инструмент бубен. Весьма ценными были и его советы в области репертуара.

Двадцать лет прошло со дня первого публичного выступления ансамбля балалаек Андреева до той поры, когда он превратился в самобытный русский народный оркестр. Долгое время существовало упрощенное, неверное представление об этих годах становления коллектива. Многие музыкальные критики того времени обращали внимание на внешнюю сторону этого процесса: просто, мол, в коллективе постепенно прибавлялись инструменты, он разрастался количественно - и все. Процесс становления оркестра был сложный, серьезный и противоречивый. Появление каждого нового инструмента вызывалось необходимостью, которую подсказывала исполнительская практика, и являлось результатом длительных поисков. Так же постепенно был создан единый строй инструментов, единая партитура. Доказательством целесообразности этого преобразования служит то, что строй инструментов русского народного оркестра сохранился неизменный до наших дней.

К числу исполнительских традиций оркестра, дошедших до наших дней, следует отнести искусство аккомпанемента. С этим оркестром выступали многие выдающиеся певцы - Ф. Шаляпин, Е. Катульская и др. В своих воспоминаниях они отмечали, какой гибкостью, богатством нюансов отличалось сопровождение оркестра, какую свободу вокальной партии давало тремолирующее, нежное звучание домр, балалаек, как хорошо сливался с ним голос в любых диапазонах, при любых динамических оттенках .

Рассказ об оркестре русских народных инструментов Андреева будет неполным, если не упомянуть о большом резонансе, который получили выступления этого коллектива. Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах: по образцу этого коллектива стали создавать кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступления Андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом - там тоже начали возникать оркестру русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом. Все это говорит о том, что оркестр Андреева представлял собой самобытное, оригинальное художественное явление и его деятельность способствовала упрочению влияния русской национальной музыкальной культуры во всем мире.

Советское правительство высоко оценило патриотическую деятельность Андреева и его коллектива. После Великой Октябрьской революции оркестру было присвоено звание Первого русского народного оркестра. Его традиции, опыт, репертуар послужили основой, явились примером для народных оркестров, созданных во многих городах и селах Советской страны.

Годы Советской власти ознаменовались бурным развитием исполнительства на русских народных инструментах и, в частности, организацией многочисленных народных ансамблей и оркестров. Этот процесс был связан с государственными задачами культурного строительства и отражал интерес широких масс к музыкальному искусству, чему содействовало открытие новых концертных залов, Дворцов культуры и клубов, музыкальных учебных заведений.

С каждым годом возрастали требования к репертуару, совершенствовалось исполнительское мастерство, обогащался инструментальный состав народных оркестров. Прочное место заняла в них группа гармоник. Ее состав в разных оркестрах был различным - от одного готового баяна до всех видов оркестровых гармоник. С введением гармоник партитура оркестра пополнилась новыми голосами, значительно обогатилась его тембровая палитра, возросли динамические возможности.

В настоящее время в народных оркестрах встречаются и инструменты симфонического оркестра. Чаще всего - флейта и гобой, которые по характеру звучания напоминают некоторые духовые народные инструменты и хорошо сочетаются со струнными инструментами и гармониками. Группа ударных инструментов симфонического оркестра представлена в русском народном оркестре полностью.

Современный русский народный оркестр, как профессиональный, так и самодеятельный, в большинстве своем имеет один инструментальный состав: семейство 3-х струнных домр, семейство балалаек, баяны клавишные гусли (чаще всего), различные ударные инструменты. Каждый из инструментов оркестра имеет ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности, сильные и слабые стороны. Так же для расширения технических и художественных возможностей, тембрового обогащения в оркестр вводятся инструменты симфонического оркестра, такие как флейта, гобой, кларнет, фагот, трубы; народные духовые (жалейку, брелку, свирель); фортепиано, гитару, литавры, смычковый контрабас и др.

Типовой состав оркестра русских народных инструментов включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей) (таблица 2.1):

Таблица 2.1

Нельзя вводить в состав оркестра неоднородные по тембру инструменты, например, не рекомендуется соединять трёхструнные домры с четырёхструнными домрами или балалайки с мандолинами. Осторожно вводить в состав духовые инструменты симфонического оркестра.

Распределение исполнителей по партиям и их количество зависит от инструментовки произведения. Кроме того, состав оркестра нередко определяется наличием музыкантов, размерами помещения и т.д.

Таким образом, оркестррусских народных инструментов прошел долгий путь развития от зарождения и до профессионального уровня. Процесс становления оркестра был сложный, серьезный и противоречивый.В результате постоянных поисков, отбора, проверки на практике совершенствовались инструменты и вводились все новые группы оркестровых инструментов.Постепенно повышался уровень профессионализма исполнительства, пополнялся репертуар.

Инструменты русского народного оркестра Презентация Федотова Алексея о бучающегося объединения «Солисты» МОУ ДОД «ЦДОД» Заводского района города Саратова Руководитель: Федотов Игорь Юрьевич

Первый оркестр русских народных инструментов О ркестр русских народных инструментов - оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п. Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них. Современные оркестры русских народных инструментов - серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

Группа балалаек Название «балалайка» происходит от слова «балакать», «пустозвонить ».

Балалайка прима Балалайка секунда

Балалайка альт Балалайка бас

Контрабас

Группа домр Домра – с таринный струнный щипковый инструмент.

Домра пикколо Домра малая

Домра альт Домра бас

Баян Бая́н - русский язычковый кнопочно -пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники.

Гусли Гу́сли (др.-рус. гусли, связанное с гудеть) - различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. В древности гуслями могли называться все струнные музыкальные инструменты.

Гусли клавишные Гусли крылавидные

Группа духовых инструментов П ринцип игры основывается на посылании направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование.

Жалейки Свирель

Группа ударно-шумовых инструментов Звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Музыкальные ложки Рубель

Трещотка Круговая трещотка

Спасибо за внимание