Барколабово монастырь от чего лечит и помогает. Борколабовский вознесенский женский монастырь. самый почитаемый и чудесный образ Восточной Беларуси

В стране немало мест, где случаются необъяснимые с точки зрения современной науки явления. "Живые" тени Гольшанского замка и привидение в бывшем монастыре бенедиктинок в Несвиже. Каменные кресты в Турове, "подпускающие" к себе хороших людей и прячущиеся от недобрых. В последнее время все чаще приходится слышать о чудесах в Свято-Вознесенском женском монастыре. Узнать подробности и, если повезет, встретиться с тамошними привидениями еду в деревню Барколабово Быховского района.

Шаги за спиной

По вечерам в большом пустынном дворе она часто слышит отчетливые шаги за спиной. Кажется, кто-то неторопливо идет за ней по тропинке. Игуменья Антония никогда не оборачивается. Знает наверняка: сзади никого нет. К непонятным, необъяснимым явлениям обитательницы Свято-Вознесенского женского монастыря давно привыкли.

Наблюдали их не так давно и наши сестры. Охраняли вдвоем храм Иоанна Предтечи, расположенный неподалеку от колокольни. Ночевали на хорах. Проснулись одновременно от того, что кто-то поднимался к ним вверх по лестнице. Увидев рядом с собой фигуры в черном, от неожиданности очень испугались. Но все же нашли в себе силы спросить у пришелиц, кто они и что здесь делают. Когда сестры заговорили, привидения растаяли в воздухе. Мистика какая-то!

Матушка Алла строит гипотезы. Возможно, все объясняется близостью монастырского кладбища? Во всяком случае, этих же монахинь на берегу Днепра не раз видели и местные рыбаки, и приезжие. От неожиданности даже бросали удочки. Председатель Барколабовского сельсовета Иван Скрипцов вспоминает:

- Монастырь, построенный в середине XVII столетия, был закрыт в 1924 году. Возродился совсем недавно - в 2008-м. Но и в годы, когда его территория пустовала, многие наши сельчане наблюдали странные вещи. То, по их утверждениям, в полуразрушенных постройках сам по себе зажигался свет, то гас без причины. Иногда отчетливо слышались вздохи, голоса, по стенам двигались тени.

Одна из самых молодых барколабовских монахинь матушка Ольга и сама не раз становилась свидетельницей необъяснимого явления. Рано утром, когда начинается служба, к песнопению здешних обитательниц добавляются незнакомые голоса неземной красоты, словно льющиеся с неба. В последний раз монахиням, рассказала она, кто-то подпевал как раз в день моего приезда.

Место, где свет

Матушка Ольга постриглась в монахини в 2010 году. На ней все хозяйство - коровы, уборка. Поэтому Ольга практически не покидает стены монастыря. Она уверена: именно такой и должна быть жизнь монахини - наполненной трудом, ограничениями. Но в этом она и черпает духовную силу:

Обстановка в монастыре очень благостная. У нас, монахинь, немало обязанностей по хозяйству. За пределами обители при такой нагрузке каждая из нас просто валилась бы с ног от усталости. Здесь же словно стены помогают: и просыпаешься рано, и все легко делается.

В беседе со мной игуменья Антония то и дело вспоминала интересные факты. В годы Великой Отечественной войны на территории Быховщины шли кровопролитные бои. Но монастырь, тогда давно бездействующий, война не затронула. И наступая, и отступая, гитлеровцы прошли мимо. Опять же во время взрыва на ЧАЭС Быховскому району здорово досталось. Радиация здесь местами доходила до 15 кюри. Только небольшой пятачок, территория храма, остался совсем чистым. Необычное место, святое, намоленное...

После войны здесь был детский дом. Позже - лагерь, где оздоравливались детишки. Лишь после 1992 года, в непростые для экономики страны времена, территория оказалась, можно сказать, бесхозной. Поначалу сторожа колхоза имени Либкнехта еще пытались следить за порядком... А потом перестали. Вот тогда большинство строений и разобрали на кирпичи, соорудили из них погреба да сараи. Однако все равно особой своей притягательности местность не потеряла.

Сегодня в Свято-Вознесенский женский монастырь едет все больше паломников - попросить чудотворную икону об исцелении, об исполнении самых заветных желаний. Многие хотят испытать на себе неведомую силу воздействия этих мест. И, конечно, втайне надеются встретиться с необъяснимым, непознанным, неизведанным. Лично я привидений не увидела. Но, может, кому-то повезет?

Мнения по поводу

Александр Лазарев, координатор республиканского уфологического комитета по Могилевской области:

Это не единственное место на Могилевщине, где происходят необъяснимые явления. Взять Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь, расположенный в нескольких километрах от Мстиславля на границе с Россией. Он был основан в 1380 году на месте чудотворной криницы и на протяжении многих веков славится чудесами. В 2003 году на стене одной из его комнат появился нерукотворный образ Спасителя. Здесь постоянно происходят чудесные исцеления. А вспомним знаменитый камень-лекарь в Белыничском районе, который излечивает от болезней даже безнадежных. А криницы с целебной водой, которые есть в каждом районе, в том числе и в самом Могилеве! Наверняка когда-нибудь наука даст точный ответ на все вопросы нашим потомкам. А сегодня, думаю, вовсе не важно, как эти чудеса работают. Главное, они есть и часто приносят пользу, исцеляют, вселяют надежду.

Евгений Марукович, директор Института технологии металлов Национальной академии наук, профессор, заслуженный изобретатель:

Для того чтобы точно объяснить загадочные явления, пришлось бы изучить многие факторы: материалы, из которых построены здания, акустику, почву. Но, по-моему, специально такие исследования проводить не надо. Не должен ученый вести себя как слон в посудной лавке. Так недолго и обидеть верующих. Да и вряд ли подобным знаниям найдется применение в народном хозяйстве. Тогда кто будет подобные исследования финансировать?! Но со временем, ставя перед собой иные задачи, наука косвенно изучит и эти вопросы. Даст объяснения. И тогда что-то из свидетельств очевидцев подтвердится, а что-то отсеется. Нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор: видели, слышали, преувеличили или показалось.

Мы вошли в ворота Свято-Вознесенского (многие называют его еще и Барколабовским) женского монастыря ясным августовским днем. Прямо за короткой подъездной аллеей, прячущейся в тени старых деревьев, - белоснежные стены трехъярусной колокольни. За ней сверкает в лучах полуденного солнца купол храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Неподалеку от него кипит стройка, за которой пристально наблюдает пара аистов, свившая гнездо на дереве вблизи от будущего келейного корпуса.

Трудно поверить, но не так давно о том, что когда-то здесь был один из самых крупных женских монастырей во всей Речи Посполитой, являвшийся духовным и просветительским центром Восточной Беларуси, напоминал лишь установленный почти у самого берега Днепра крест. А от прежних монастырских строений сохранились разве что почти ушедшие под землю остатки фундамента величественного 5-купольного Свято-Вознесенского собора, которые удалось отыскать во время охранных раскопок могилевским археологам.

Пять лет назад на живописной поляне, заросшей густым разнотравьем, появился небольшой вагончик с установленным на крыше куполом - здесь начали проходить первые церковные службы, на которые сестры спешили из соседней деревни, где разместились на временное жительство. А после того, как на территории возрождающейся обители были отстроены небольшой сестринский жилой корпус и трапезная, вместе с настоятельницей схиигуменьей Антонией сестры окончательно перебрались в монастырь, где уже начиналось возведение первого из двух, когда-то существовавших тут, храмов.

– Он освящен 13 мая 2010 года, и это был огромный праздник! Ведь для монастыря храм - центр духовной жизни, и с его появлением укрепилась вера в то, что барколабовская святыня возродится, что у нее впереди есть будущее, - говорит сестра Мария, встречавшая нас на утопающей в цветах дорожке, ведущей к трапезной. - А 24 июля состоялось самое знаменательное для обители событие: в Свято-Вознесенский монастырь после долгих скитаний вернулась главная святыня - икона Барколабовской Божией Матери, которой верующие поклоняются более 350 лет!

С ней, кстати, связана одна из самых красивых легенд, бытующих в этих местах. Согласно ей, икона находилась в обозе отряда князя Пожарского, и когда русское войско в 1659 году подошло к стенам Барколабовского монастыря, то телега, в которой везли образ, «стала недвижимо» у ворот обители, и лошади, несмотря на все усилия возничих, не могли тронуться с места. Князь понял, что икона хочет остаться в монастыре, и не стал перечить. Вместе с игуменьей Фотинией Киркоровной они внесли образ в летний Вознесенский собор, где и поставили его по центру, решив позже определить место для постоянного размещения. А утром монахинь ждало еще одно чудо - войдя в храм, они увидели, что икона висит в воздухе у правой стены, будто показывая, где именно ее нужно повесить. Поклониться необыкновенному образу, получившему название Барколабовской Божией Матери, потянулись верующие не только со всей округи - из самых дальних уголков Восточной Беларуси. Еще больше их стало после того, как появились первые сведения о чудесных исцелениях, дарованных людям святой заступницей.

Немало подобных случаев и сегодня, - рассказывает сестра Мария. - Видите - под стеклом образа располагаются дары, которыми верующие отблагодарили Божию Матерь за исцеление, облегчение страданий. Их очень много, и за каждым - своя история, свое чудо… С неделю назад к нам в монастырь приезжала группа паломников из Санкт-Петербурга. Среди них был пожилой мужчина, который почти не ходил. Говорит, что даже в мыслях не было просить Божию Матерь об исцелении - просто помолился, приложился как все к образу. А когда вышел на крыльцо храма, вдруг понял, что ноги «ожили». Он и плакал, и смеялся, стучал по ногам палочкой - все никак не мог поверить в произошедшее! В нынешнем же году мне пришлось столкнуться еще с одним удивительным случаем. Приехала женщина из Бобруйска, привезла в дар Барколабовской Божией Матери золотой крестик. Рассказывает, что у нее совсем ноги отказали - хотела уже себя жизни лишить, чтобы не быть обузой для своих взрослых детей, которым пришлось взвалить на свои плечи уход за практически обезножевшей матерью. А потом, говорит, приснилось ей, что выздоровеет, если обойдет 33 храма. Проснувшись, долго размышляла над этим сном, а потом решила, что все равно хуже уже не будет, и отправилась в путь. Сама передвигаться не могла - платила людям, которые ее сопровождали в путешествии. Все известные храмы России и Беларуси объехала, о каждом подробно в тетрадочку запись сделала. Пройдя последний, поняла - тщетно. А тут услышала про Барколабово и решила напоследок еще и здесь побывать - дескать, такая святыня, нельзя умирать, не приложившись к ней. Приехала в монастырь, помолилась образу и… вышла на своих ногах! Рассказывает, что теперь не только ходит - на заводе работает! Вот с каждой зарплаты и откладывала помаленьку деньги, чтобы отблагодарить своим даром Барколабовскую Божию Матерь… Таких историй очень много, мы их все записываем, думаем в будущем книгу выпустить.

По словам директора Быховского районного историко-краеведческого музея Сергея Жижияна, после закрытия монастыря тут некоторое время размещался детский дом для маленьких беспризорников, потом сельская больница… Во второй половине прошлого века старые здания были окончательно разобраны, а на освободившейся территории построен детский пионерлагерь «Светлячок». После аварии на Чернобыльской АЭС, захлестнувшей Быховщину «волной» радиации, лагерь ликвидировали, помещения, в которых он размещался, снесли, и на месте обители осталась лишь заросшая разнотравьем поляна. На которой в 90-х и был установлен крест - как напоминание о кипевшей когда-то здесь монастырской жизни.

Вплоть до революции это был очень большой и богатый монастырь, - говорит он. - В разное время тут до 5 храмов стояло! Хотя уже в 19 веке их осталось два - маленький отапливаемый Иоанна Предтечи и летний большой 5-купольный Вознесенский. В архивах монастыря сегодня хранятся копии различных документов, связанных со строительством и обустройством обители. Так вот в соответствии с описью от 1910 года здесь было 23 строения, в том числе отдельный дом для священника, гостиница для паломников, церковно-приходская школа, баня, сарай для экипажей… На поле у монастыря два раза в год проходила большая сельскохозяйственная ярмарка - долгое время не могли толком определиться, где именно она находилась, а потом археологи во время раскопок на этом поле нашли большое количество монет, и это помогло точно установить место ярмарки. Есть среди документов и такой интересный, как проект укрепления берега Днепра близ Барколабовского монастыря от 1836 года - здесь случались большие паводки, и вода грозила подмыть храмы…

Когда будет готов келейный корпус, здесь смогут жить до 50 монахинь и послушниц, - рассказывает сестра Мария. - Мечтаем сделать большое благоустройство - если удастся, тут будет такая красота, настоящий рай! В перспективе надеемся открыть на территории обители православный детский дом. У меня есть опыт работы с детками при российских монастырях, хотя, конечно, это потребует большой подготовительной работы - жить ребятишки смогут в домике, где мы сейчас размещаемся, но нужны воспитатели, учителя… Пока на все рук не хватает - стройка заботы требует, а у нас ведь еще и свое хозяйство: 4 коровы, конь, огород, картофельные «сотки». Сейчас вот сено надо заготовить, чтобы было чем живность кормить - спасибо директору психоневрологического дома-интерната, помогла и техникой, и рабочими руками. Хотя нам многие помогают - кто деньгами, кто приезжает поработать, другие иконы дарят, колокола тоже нам в дар передали. Думаю, что пройдет еще лет 20 и монастырь будет не узнать - это будет наш, белорусский новейший Афон. Здесь ведь действительно особое место - вон даже строители, которые у нас работают, говорят: «Так тут хорошо, легко дышится - уезжать не хочется!»…

Деревня Барколабово находится в Быховском районе Могилевской области бывшего Великого княжества Литовского, а сегодня в Республике Беларусь. Эти места были заселены человеком так давно, что даже не верится. Свидетельством являются археологические памятники возле Днепра. Здесь была найдена стоянка раннего мезолита, а это 10–8 тысячелетие до нашей эры. Также были найдены поселения раннего железного века и времен Киевской Руси. Это свидетельствует о том, что история Беларуси начинается не с 1917 года, как нам всегда говорили, а своими корнями уходит в глубину веков. И когда-то отсюда по Днепру наши предки шли в Киев, а оттуда к Черному морю.

В 1654 году возле древнего поселения на гору возле Днепра въехал ротмистр и дисненский староста Баркулаб Иванович Корсак , который происходил из древнего белорусского рода Корсаков. Он, сидя на коне, оглядел все хорошо и решил поставить на этой горе замок, чтобы оборонять наши восточные границы.

Воины Баркулаба Ивановича предложили назвать замок в честь него, чтобы враги боялись этот замок так же, как Баркулаба в бою. Вот так и появилось Баркулабово (Барколабово) .

Вот, что написано в древних рукописях: «Яго міласць, пан Баркулаб Иванавіч Корсак, ротмістр і стараста дісненскі, з ласкі гаспадара караля за вялікія пачэсныя заслугі, за смеласць, самаахвярнасць і за нястомнасць у вайсковай і рытарскай справе ў лесе глухім, на грунце лясным, ва ўручашчы Брус, аб"явіўшы волю і даўшы прівелеі на 12 год людзям прыгожым, з паволі Божай, з благаслаўлення духавенства заснаваў замак имем сваім Баркулабаў».

Баркулаб Иванович Корсак был воином хорошим и известным. Они с Романом Ходкевичем основали замки еще и в Дисне , Лепеле , Чашниках , заселив эти места хорошими людьми. Наша Отчизна, наша Родина горько плакала, когда умер ее славный сын Баркулаб Корсак. Он умер через 12 лет после того, как основал деревню Барколабово . А похоронили его в Вильно в православной церкви Пречистой Богородицы .

Кричевский староста Богдан Соломерецкий взял в жены дочь Еву Баркулабовну и получил Барколабово. Говорят, что Богдан Соломерецкий был противником Брестской унии и во всем поддерживал православные братства. И он переделал Барколабово в оплот православия. До него здесь было две православные церкви. А он уже вместе с женой построил еще одну православную церковь святого Юрия .

Их дети Богдан Богданович и Елена Богдановна также были истинными православными. Они были воспитаны в православном духе. Они не соглашались перейти в другие конфессии, поменять веру, а основали в Барколабово мужской православный монастырь. Этот монастырь становится крупным центром оппозиции униатству в Беларуси. Говорят, что позднее в этом Барколабовском монастыре хоронили всех князей Соломерецких. Именно в православном мужском монастыре священником Федором Филипповичем Могилевцем была создана известная Баркулабовская летопись .

Историческая справка. Баркулабовская летопись - памятник белорусского летописания начала 17 века. Сохранилась в единственном списке так называемой Патриаршей рукописи третей четверти 17 века, которая хранится в Государственном историческом музее в Москве. Летопись начинается со сведений о сейме 1545 года в Бресте и построения Могилевского замка в 1526 году. Описан захват Полоцка Иваном Грозным . В Баркулабовской летописи помещены уникальные сведения об истории Восточной Беларуси, информация о некоторых исторических событиях из истории белорусской культуры и православной церкви, а также об исторических личностях, в том числе и двух Лжедмитриях , о возникновении Барколабово и другой краеведческий и этнографический материал. Основными источниками для летописи послужили личные наблюдения и воспоминания автора. Летописец был близок к народу и освещал с патриотических позиций. Все это придает Баркулабовской летописи черты памятника исторично-мемуарного жанра. Написана летопись живым белорусским языком, образным и колоритным.

Барколабовский священник записывал в летопись то, что видел своими глазами. Например, он написал, что под конец 16 века сюда, под Могилев, подошло московское войско, которое начало вырезать и палить деревни. В Барколабово стоял «литвинский» отряд, который отправил гонцов в Копысь, Шклов, где также стояли наши отряды. Они пошли на Могилев и, как говорит автор, «пагналі, адцеснілі, пабілі маскоўцаў і столькі іх шмат пабілі, што аж Дняпро іх трупамі загацілі і загацілі так, што людзі не маглі ў Дняпры ваду браць ды піць і рыбу з Дняпра не елі».

Летописец писал, что казаки Северина Наливайко палили дома, грабили корчмы, убивали всех подряд и были страшнее любого лютого врага.

Много интересного есть в летописи и про эту деревеньку Барколабово. Летописец пишет, как в гости к Богдану Соломерецкому пожаловал канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега вместе со многими знатными панами.

После Соломерецких Барколабово попадает в руки Богдана Стеткевича . Он взял в жены дочку Богдана Соломерецкого и получил это святое место. Богдан Стеткевич был хорошим воином и искренним православным верующим. Он и его жена в Барколабово основали женский православный монастырь. Барколабово когда-то было одним из культурных, религиозных центров Беларуси.

Когда сюда пришли большевики, то начали все уничтожать. В 1928 году женский Свято-Вознесенский монастырь был закрыт, много строений было уничтожено, а в некоторых из них разместился пионерский лагерь. В 1990-ых годах оставшиеся строения монастыря сровняли с землей. Только недавно сюда вновь вернулись монахини, и Свято-Вознесенский женский монастырь отстраивается заново.

Образ Матери Божьей Барколабовской попал в монастырь еще в середине 17 века. Тогда шла война Русско-польская и русские князья возвращались с войны через этот монастырь. По легенде, перед монастырем кони упали на колени и не могли идти. Все поняли, что Матерь Божья не хочет покидать эту землю. И икону оставили в Барколабовском монастыре, где она находится более 350 лет. Когда пришли большевики, монахини стали раздавать иконы, и эту люди передавали из дома в дом. Только чтобы она не попала в руки большевиков, чтобы они ее не спалили. Позже образ был передан в Быховскую церковь , а год назад Матерь Божья Барколабовская вернулась в свой монастырь. Люди приходят сюда, молятся этому чудотворному образу и получают от него помощь.

В Барколабово когда-то стоял монастырский храм Иоанна Предтечи . В подземельях этого храма, в склепах, которые здесь еще находятся, хоронили представителей высокородных дворянских родов: после Стеткевичей здесь правили Полубинские , через 2 столетия Барколабово принадлежало Сапегам.

Сразу после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Барколабово попадает в когти двуглавого орла Российской Империи . В то время здесь были 2 церкви, монастырь, дом архиерея, две мельницы, проживало 465 человек. Также здесь находилась школа униатская. А в этом двухэтажном строении находилась православная церковная школа.

В конце 19 века в Барколабово уже проживало 605 человек. Здесь были медеплавильное, лесопильное предприятия, корчма, семь магазинов, 2 раза в год проходили ярмарки. А в 1904 году было решено построить в Барколабово еще одну православную церковь. И освятили эту церковь в честь Казанской Божьей Матери . В советское время эту церковь закрыли и переделали в спортивный зал. Сейчас ее вновь вернули верующим и реставрируют. Она является памятником архитектуры псевдорусского стиля.

Местные жители рассказывают, что Вторая Мировая война совсем не затронула Барколабово, несмотря на то, что рядом Могилев , Быхов , в которых шли тяжелые бои. Во время войны палили соседние деревни, убивали людей, а здесь немцы в начале войны проехали на мотоциклах, и больше их никто не видел. И еще рассказывают, что, когда большевики закрыли женский монастырь, старец один сказал: «Хутка пачнецца вайна, але гэтае месца яна не кране». Все люди верят в то, что это именно Матерь Божья Барколабовская покровительствует этому месту. Говорят, на огороды падали бомбы, но чудом не взрывались.

Как большевики ни пробовали доказать нам, что Бога нет и что мы все пошли от обезьян, как они храмы ни разрушали, как ни уничтожали святые образы, но все возвращается на свои места. Храмы отстраиваются, иконы возвращают, чудеса случаются. Как сказал классик, «на Беларусі Бог жыве і няхай да веку жыве».

Икона получила название по месту своего нахождения - Барколабовского Свято-Вознесенского женского монастыря Могилёвской губернии . История иконы связана с событиями, происшедшими 11 июля 1659 года , когда некий русский князь по фамилии Пожарский , возвращаясь из похода в Польшу, проезжал мимо обители с иконой, взятой им в поход. Около монастыря лошади остановились и не смогли сдвинуть повозку с места. Князь, решив, что Божия Матерь желает остаться в обители, подарил икону монастырю. Икона Пресвятой Богородицы Барколабовская - одна из самых чтимых в Белоруссии.



Её списки (копии) находятся во многих белорусских храмах, сама же святыня пребывала в Свято-Троицком храме города Быхова Могилёвской области, а 24-25 июля 2010 года состоялось историческое событие - чудотворная икона Божией Матери "Барколабовская" из г. Быхова в возрождаемый Свято-Вознесенский женский монастырь дер. Барколабово.



Некогда Барколабовская лавра была знаменита на всю Европу. В местечке Барколабово в 8 км севернее Быхова находился действующий женский монастырь в честь Вознесения Господня, основанный еще в 1641 г. Богданом Стеткевичем. В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, получившая свое название по своему местонахождению.

Согласно преданию, в 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Барколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в монастыре у игуменьи Фотинии (Киркоровны). Барколабовская икона первоначально была помещена игуменьей Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 г. Была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона.


На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.

Чудотворная икона пережила все войны XVII — XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена.

В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря.

Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI — XVII столетий, или в 1-й половине XVII столетия в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе которого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери — главной Богородичной святыни Белоруссии с середины XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в первой половине — середине XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.

Особенности иконографии Барколабовской иконы: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.

Существовало несколько списков Барколабовской иконы в самом монастыре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Барколабовского монастыря (не сохранился) имел живописные клейма с изображением чудес иконы. В приходской Михайловской церкви с. Барколабово особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и архангела Михаила — на другой (не сохранилась). Список, выполненный в начале ХХ в. художником Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва.

Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы г. Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Свято-Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во 2-й половине XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви св. Онуфриятого же монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, обретенный в 1992 г.

СПРАВКА. Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери – чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня. Образ Богоматери из Барколабово является одним из самых почитаемых образов Божией Матери на восточных землях Беларуси. Он является одним из величайших шедевров белорусской иконописной школы.В архиве монастыря сохраняется легенда о происхождении этого богородичного образа. Согласно ей, в 1659 году князь Пожарский возвращался из Польши, везя его с собой. Когда отряд князя проезжал мимо монастыря, обоз со святыней «остановился» и никакие усилия слуг князя не могли сдвинуть ее с места. Князь Пожарский посчитал, что икону нужно оставить в монастыре и отдал ее в дар игуменье Фотинии Киркоровне. Икона Матери Божией Барколабовской прославилась в монастыре чудесами и пережила все катаклизмы XVII-XX веков.