Насколько реалистичен реализм и современен модернизм? Модернизм в литературе Основные различия между реализмом и модернизмом

В этой статье мы рассмотрим, что отличает модернизм от реализма. Чтобы отметить различия, ознакомимся с двумя направлениями отдельно.

Модернизм. Его характеристика

Модернизм - это направление, появившееся в искусстве в конце XIX - начале XX века. Оно характеризуется новыми, нетрадиционными началами, изменением художественных форм, схематичностью и отвлеченностью стиля. Это направление лидировало в первой половине XX века.

В разных сферах проявил себя по-разному. В изобразительном он был похож на раннюю ступень авангардизма. Художники-модернисты создавали оригинальные произведения, которые отражали особый взгляд, внутреннюю свободу авторов, вносили в работы новые средства и даже эпатировали публику.

В русской литературе это направление заменило классический роман. Основными течениями были символизм, акмеизм, футуризм. Они имели свои особенности и отличались друг от друга. Все это можно заметить при ознакомлении с поэзией первой половины XX века.

Реализм. Его характеристика

Что отличает модернизм от реализма, так это объективность второго. В нем отображаются правдивая действительность, типичные, важные стороны жизни, конкретизируются приметы и особенности. Затрагиваются темы личности и общества. В литературе для этого могут использоваться различные мифы, символы, притчи.

Направление появилось в эпоху Просвещения, в XVIII веке. Оно имеет несколько разновидностей. Бывает просветительским, критическим и социалистическим.

В изобразительном искусстве картины, созданные в этом направлении, изображают повседневную жизнь людей. Среди русских художников-реалистов можно выделить И. Репина, В. Сурикова и В. Серова.

Что отличает модернизм от реализма?

Каждое направление имеет свои особенности, порой некоторые имеют общие черты и свойства. Однако это не касается рассматриваемых нами течений: они абсолютно противоположны.

Что отличает модернизм от реализма? В первую очередь, затрагивание разных тем. В модернизме авторы передают свои чувства, личный взгляд на жизнь. В реализме художники затрагивают важные жизненные темы. На первом месте у них не собственные чувства, а передача типичных ситуаций. Личность неразрывно связана с обществом. В модернизме же художник способен менять мир так, как ему вздумается. Независимо от того, какие общественные явления происходят вокруг.

Если рассматривать изобразительное искусство, то сравнение реализма и модернизма показывает, насколько они отличаются друг от друга. В более раннем направлении художники показывают жизнь, как она есть. В модернизме же не описывается виденное, а выражается взгляд автора. Действительность не копируется, словно фотография. Художники используют новые методы для рисования картин: различные фигуры, символы и прочее.

Русская литература начала 20 века. Основные историко-литературные сведения

Социально - политические особенности эпохи и культуры. Наука, культура, литература рубежа XIX и XX веков.

К концу XIX века обострились кризисные явления в экономике России. Неудача реформы 1861 года, не решившей судьбу крестьянства, обусловила появление в России марксизма, делавшего ставку на развитие промышленности и новый революционный класс - пролетариат.

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке, не только бунтующем, но и способном переделывать эпоху, творить историю, получает развитие не только в философии марксизма, но и в творчестве М. Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, революционера.

Другая группа деятелей культуры, убедившись после трагических событий 1881 года (убийство царя-освободителя Александра II), и особенно после поражения революции 1905 года, в бесчеловечности революционных путей, пришла к идее духовной революции. Философы и художники этого направления считали главным совершенствование внутреннего мира человека.

Именно на это время приходится расцвет русской религиозно-философской мысли. Вступление России в мировую войну привело страну на грань катастрофы. И не только потому, что подрывало ее неокрепшую экономику. Порожденное неудачным для России ходом войны безвластие в начале 1917 года привело к октябрьской революции, после чего страна превратилась в принципиально иное государственное образование.
В конце XIX - начале XX века основным фоном литературного развития были не только социально-политические обстоятельства жизни, но революционные изменения происходили и в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались смежные с литературой искусства. Научные и философские взгляды - всегда важный компонент культурной эпохи, но на некоторых этапах истории культуры они особенно серьезно влияют на художников слова. К таким эпохам относится и серебряный век русской литературы.

Начало нового века стало временем фундаментальных естественно - научных открытий, прежде всего в области физики и математики.

Быстро менялись на рубеже веков и условия бытования искусства. Рост городского населения в России, сдвиги в сфере народного просвещения и, наконец, обновление технических средств, обслуживающих искусство,- все это привело к стремительному росту зрительской и читательской аудитории. В 1885 году в Москве открылся частный оперный театр С. И. Мамонтова; с 1895 года быстро развивался новый вид искусства - кино; в 1890-е годы началась деятельность доступных демократическому зрителю Третьяковской галереи и Московского художественного театра. Эти и многие другие факты культурного быта России свидетельствуют о главном - динамичном разрастании приобщенной к искусству аудитории, усиливающемся резонансе событий культурной жизни. Открываются новые театры, намного чаще, чем прежде, проводятся художественные выставки, организуются новые издательства. Бурный расцвет переживает в это время театральное искусство. Искусство получает невиданные прежде возможности влияния на духовную жизнь страны.



Специфическая примета культуры рубежа XIX- XX веков - активное взаимодействие разных искусств. Нередки случаи творческого универсализма: например, М. Кузмин сочетал поэзию с композиторской деятельностью, поэты-футуристы Д. Бурлюк, В. Маяковский занимались изобразительным искусством. Даже жанровые обозначения порой заимствовались в это время из смежных искусств: А. Скрябин называл свои симфонические произведения «поэмами»; Андрей Белый, напротив, давал своим литературным опусам жанровое определение «симфоний».

Другой заметной особенностью искусства начала века было усиление контактов с мировой культурой, более активное использование опыта не только отечественного, но и зарубежного искусства. К концу XIX века русская культура естественным образом вписалась в контекст мировой: безусловными международными авторитетами стали Ф. Достоевский, Л. Толстой, П. Чайковский. К началу XX века любое заметное явление, скажем, французской культуры немедленно становилось и достоянием русской. И наоборот: например, благодаря усилиям С. Дягилева русский балет стремительно завоевал себе высочайшую европейскую репутацию. Такому широкому взаимообмену русской и европейской культур способствовали активная переводческая деятельность писателей и меценатство российских промышленников.
Стремительно меняющаяся жизнь в начале ХХ века требовала новых форм отображения действительности. Поэтому наряду с царившим в то время реализмом появляется новое литературное направление – модернизм. Реализм и модернизм развивались параллельно и, как правило, в борьбе друг с другом.

В конце XIX - начале XX века русская литература становится многослойной. Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняется не столько борьбой литературных группировок и школ, сколько возникновением в литературе противоположных представлений о задачах искусства и, соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит реализм и модернизм по разным руслам единой литературы.
Реализм.

Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е годы еще жили и творили Л. Толстой и А. Чехов. Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х годов составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький). Помимо лидера объединения в него в разные годы входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели. За исключением И. Бунина среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и - менее заметно - в драматургии. Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что именно она унаследовала традиции великой русской литературы XIX века.

Однако непосредственные предшественники нового поколения реалистов уже в 1880-е годы серьезно обновили облик направления. Творческие поиски позднего Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова внесли в художественную практику много непривычного по меркам классического реализма. Особенно важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова. Поколение писателей-реалистов начала XX века получило в наследство от Чехова новые принципы письма - с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой; со значительно более широким арсеналом художественной выразительности; с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью. Поколение реалистов начала XX века унаследовало от Чехова постоянное внимание к личности человека, его индивидуальности.

Заметно обновилась в реализме типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти узнаваемые типы «маленького человека» или переживавшего духовную драму интеллигента, но по существу эти типы были совершенно другими. Одной из центральных фигур оставался в их прозе крестьянин. Но даже традиционная «крестьянская» характерология изменилась: все чаще в рассказах и повестях появлялся новый тип «задумавшегося» мужика.

Существенно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы. Ломка привычных устоев, крушение старых традиций, взаимоотношений поколений отцов и детей, поиски нового мировоззренческого стержня жизни привлекают внимание писателей. Отсутствие стабильности в отношениях человека и общества, человека и среды сказались в жанровой перестройке реалистической прозы. Центральное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные формы: рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма: самым крупным эпическим жанром стала повесть. Ни одного романа в точном значении этого термина не написали самые значительные реалисты начала XX века - И. Бунин и М. Горький.

Утратив по сравнению с классиками XIX века эпическую масштабность и цельность видения мира, реалисты начала века компенсировали эти потери обостренностью восприятия жизни и большей экспрессией в выражении авторской позиции. Общая логика развития реализма в начале века заключалась в усилении роли повышенно-экспрессивных форм. Писателю была важна теперь не столько соразмерность пропорций воспроизводимого фрагмента жизни, сколько интенсивность выражения авторских эмоций. Это достигалось заострением сюжетных ситуаций, когда крупным планом описывались предельно драматические, «пограничные» состояния в жизни персонажей.

Модернизм отличался крайней внутренней нестабильностью: различные течения и группировки непрерывно трансформировались, возникали и распадались и объединялись.

Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. На периферии его возникали и другие, не столь эстетически отчетливые и менее значительные явления «новой» литературы.

Глубинные устремления конфликтовавших друг с другом модернистских течений оказались весьма сходными, несмотря на порой разительное стилистическое несходство, разницу вкусов и литературной тактики. Вот почему лучшие поэты эпохи редко замыкались в пределах определенной литературной школы или течения. Поэтому реальная картина литературного процесса в конце XIX - начале XX века в значительно большей мере определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века

Тематический план

Важно заметить, что для студентов дневной формы обучения

Структура курса

Всего по учебному плану: 150 часов

Аудиторных занятий – 66 часов

Лекций – 40 часов

Семинарских –24 часа

Самостоятельная работа студентов – 3 часа

Время для экзамена – 81 час

Контроль самостоятельной работы – 2 часа

Форма промежуточной аттестации:

4 семестр – экзаме

дисциплины ʼʼРусская литература конца 19 – начала 20 вековʼʼ для студентов 3 курса. Общий объём часов по дисциплинœе. В том числе: лекций-40 часов, практических занятий-24 часов, самостоятельной работы – 3 часа. Итоговая форма контроля – экзамен в 6 семестре.

Наименование темы Лек- ции Практ зан. Самост. раб.
Общественно-литературная ситуация конца XIX – начала XX веков.
Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале XX столетия. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого и А. Чехова.
Писатели реалистических течений 1890-1990-х годов
Творчество И. А. Бунина.
Творчество А. И. Куприна.
Творчество М. Горького.
ʼʼНовокрестьянскаяʼʼ поэзия. Творчество Н. а. Клюева, С. А. Клычкова.
Творчество С. Есенина.
Пролетарская поэзия 1910-х гᴦ. Творчество Д. Бедного.
Авангард. Модернизм. Символизм. Символизм 1890-х гᴦ. и младосимволизм.
ʼʼСтаршиеʼʼ символисты. Д. С. Мережковский. В. Я. Брюсов. К. Д. Бальмонт.
Младосимволизм. Творчество А. Белого.
Творчество А. А. Блока.
Акмеизм. Творчество Н. С. Гумилева, О.Мандельштама.
Творчество А.А. Ахматовой.
Литературный авангард. Футуризм. ʼʼЭгофутуризмʼʼ. ʼʼКубофутуризмʼʼ.
Творчество В.В. Маяковского.
Творчество Л.Н. Андреева.
Итоги русской литературы рубежа веков. Судьбы писателœей ʼʼСеребряного векаʼʼ в эмиграции.
ʼʼМелкий бесʼʼ Ф. Сологуба как символистский роман.
Итого

Введение

Конец XIX - начало XX века как особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России.

Нарастание социального кризиса, ощущение ʼʼчрезвычайностиʼʼ времени.

Крушение народнической идеологии, поиск новых идеологических концепций общественного развития. Распространение идей марксизма.

Кризис позитивизма. Новые течения в русской философской мысли. Противопоставление принципам рационального познания мира и его законов принципов иррационализма. Возникновение религиозно-философских обществ и собраний. Проповедь ʼʼнового религиозного созна­нияʼʼ. Представление о завершенности эпохи и культуры, катастрофизме времени. Возникновение на этой почве апокалипсических мотивов в искусстве и литературе начала века. В то же время - представление об эпохе не только как эпохе кризиса, но как времени ренессанса, духовного и культурного подъема.

Сближение литературы и философии в осмыслении новой роли духовного начала в обществе. Понимание проблемы в различных течениях философской и эстетической мысли (в частности - в народнической, символистской, марксистской, футуристической критике). Л. Толстой, Вл. Соловьев, Г. Плеханов об искусстве.

Новое понимание отношений личности и среды в творчестве писателœей разных художественных течений 1890-1910-х годов. Проблема судеб культуры и ʼʼницшеанствоʼʼ в русской литературе начала века. Вос­приятие этики и эстетических идей Ницше в художественном сознании М Горького, ʼʼзнаньевцевʼʼ, символистов.

Место и значение в литературном процессе эпохи ʼʼживых классиковʼʼ - Л. Толстого и А. Чехова.

Роль традиций творчества Ф. Достоевского в духовной жизни России начала столетия. Достоевский - мыслитель и художник, ʼʼсоучаст­никʼʼ литературной жизни эпохи.

Дискуссии о судьбах реализма в русском искусстве и литературе начала века в критике и литературоведении (от символизма до наших дней).

Периодизация литературного процесса конца XIX - начала XX века.

1890-1910 годы. Завершение творческого пути Л. Толстого и А. Чехо­ва. Новые черты реализма в их творчестве. Писатели-реалисты поколения 1890-х годов как продолжатели их традиций и творческих исканий. Фор­мирование новых социально-исторических идей в творчестве Горького. Дискуссии о судьбах реализма в критике.

Первые модернистские течения в литературе и искусстве. Философ­ские и эстетические обоснования ʼʼновыхʼʼ течений в литературе. Пробле­ма синтеза искусств. Символизм 1890-х и младосимволизм.

Начавшееся творческое взаимодействие в искусстве и литературе художественных принципов реализма и модернизма.

Революция 1905 года. Ее роль в развитии философской и эстетической мысли эпохи. Проблема ʼʼреволюция и интеллигенцияʼʼ. Сборник ʼʼВехиʼʼ. ʼʼРассеяниеʼʼ (И. Бунин) ʼʼзнаньевцевʼʼ. ʼʼНеонатуралистическиеʼʼ тенденции в литературе. Начало кризиса символизма как литературной школы.

1910-1922 годы. Кризис символизма. Появление новых литературных школ. Акмеизм как постсимволистское течение. ʼʼШколаʼʼ и оригинальность творческих индивидуальностей. Литературный авангард. Футуризм в литера­туре и изобразительном искусстве 1910-х гᴦ. Общие тенденции развития.

Писатели-реалисты 1910-х гᴦ. Понятие о ʼʼнеореализмеʼʼ.

Война и революции 1917 года. Раскол в писательской среде на почве отношения к Октябрьской революции и Советской власти.

С 1922 ᴦ. - третий период развития творчества писателœей ʼʼсере­бряного векаʼʼ.

Высылка из России писателœей, философов, ученых, отказавшихся со­трудничать с Советской властью.

Проблема ʼʼдвух потоковʼʼ русской литературы. Единство националь­ной литературы и различие литературных процессов XX века в России и в зарубежье.

Писатели ʼʼсеребряного векаʼʼ в эмиграции и их место в литературной жизни русского зарубежья и России.

Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале XX столетия.

Кризис или этапы обновления?

1. ʼʼЖивые классикиʼʼ. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого и А. Чехова. Толстой и Чехов - выразители общественного и духовного мира России начала века, этических и эстетических исканий времени.

Роман Толстого ʼʼВоскресениеʼʼ как итог общественной и литературной деятельности писателя. Воплощение в романе базовых проблем эпохи. Обличение живущих вопреки ʼʼдуховной истинœеʼʼ, отрицание государственного устройства России.

Изменения реалистических принципов письма Толстого в начале века. Усиление авторского вмешательства в действие. Новые принципы создания характера героя. Понимание конфликта человека со средой как внутреннего конфликта в духовной и нравственной природе человека. Появление публицистической тенденции в реализме писателя. Усиление субъективного авторского начала. Характерное выражение этой тенден­ции в пьесе ʼʼЖивой трупʼʼ.

Толстой в полемике об искусстве (ʼʼЧто такое искусство?ʼʼ, 1897-1898). Этический критерий для Толстого - высший критерий искусства. Толстой против искусства вне нравственной идеи - ʼʼложного реализмаʼʼ - ʼʼнатуралистического копирования действительностиʼʼ, декаданса. Значение искусства по Толстому - в утверждении деятельной жизни во всœех ее нравственных проявлениях (ʼʼХаджи-Муратʼʼ, ʼʼОтец Сергийʼʼ, ʼʼЖивой трупʼʼ).

Л. Толстой и революция 1905 ᴦ. Неприятие насилия. Активное участие Толстого в общественной жизни и одновременное усиление в его творчестве интереса к ʼʼвечнымʼʼ проблемам бытия.

Влияние философских и творческих исканий Толстого на литературу XX века (от ʼʼзнаньевцевʼʼ до позднего И. Бунина).

Творчество А. П. Чехова как выражение настроения ʼʼпереходного времениʼʼ - явление ʼʼпереходаʼʼ от литературной классики к литературе новой эпохи (Чехов как ʼʼпоэт концаʼʼ и ʼʼпоэт началаʼʼ). Идея духовной свободы и свободы духовного творчества - основа миропонимания писателя. Творчество Чехова как выражение нового нравственного состоя­ния общества в эпоху духовного и общественного подъема.

Новые черты реализма в позднем творчестве писателя. Возникновение рассказа романного типа и нового типа драмы. Импрессионистские тенден­ции, широкая распространенность символики. Принцип ʼʼкосвенногоʼʼ выра­жения духовных движений героев (ʼʼТри сестрыʼʼ и др.). Изображение характера и внутреннего мира личности ʼʼв новых формах сплетения, слияния, противопоставления и взаимодействия элементов авторского и субъективно-экспрессивного, идущего от персонажа...ʼʼ (В. В. Виноградов).

Общая формула реализма Чехова, воспринятая его современниками и последователями, - ʼʼнужно смотреть в корень и искать в каждом явле­нии причину всœех причинʼʼ.

Новые черты реализма в творчестве В. Короленко. Теория реализма Короленко как синтеза реализма и романтизма. Короленко о героическом в реализме.

Теория реализма Короленко как отражение общего интереса к романти­ческой традиции писателœей начала века всœех творческих направлений (М. Горького, ʼʼзнаньевцевʼʼ, символистов).

2.Писатели реалистических течений 1890-1990-х гᴦ. как ʼʼнаслед­никиʼʼ традиций Л. Толстого и А. Чехова. Новые тенденции развития их реализма. Писатели круга ʼʼСредыʼʼ и ʼʼЗнанияʼʼ (Я. Телœешов, И, Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелœев и др.); Значение издатель­ского товарищества ʼʼЗнаниеʼʼ в художественной жизни России рубежа веков и начала XX века. Сборники ʼʼЗнанияʼʼ. Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателœей. Традиции демократи­ческой беллетристики 1860-1870-х гᴦ., их трансформация в творчестве ʼʼзнаньевцевʼʼ. Новое понимание отношений личности и среды, характе­ров и обстоятельств. Усиление внимания к духовной жизни человека из народа. Разное восприятие художественных принципов Л. Толстого и А. Чехова ʼʼзнаньевцамиʼʼ (А. Куприным, И. Буниным) на разных этапах их творческого пути

Проявление импрессионистской тенденции в реализме Б. Зайцева, раннего И. Бунина, экспрессионистской - в прозе и драматургии Л. Ан­дреева, в драматургии Д. Айзмана, С. Юшкевича.

Общественный подъем и революция 1905 года. Новые социально-исторические идеи в творчестве ʼʼзнаньевцевʼʼ. Проблема революции, ее судеб и исторических путей России. Тема пробуждения в человеке чувства лично­сти, освобождения личности от социального и духовного гнета. Драматургия Е. Н. Чирикова, С. А. Найденова (ʼʼДети Ванюшинаʼʼ, ʼʼСтеныʼʼ).

Социалистические тенденции в творчестве М. Горького. Идея актив­ного действенного отношения человека к жизни. Идеализация жизненно-активной личности. Радостное ощущение человеком бытия как основание романтики в творчестве молодого Горького и одновременно - как обост­ренное ощущение драматического характера и катастрофизма времени.

Два типа героя в творчестве Горького: человек ʼʼпестрой душиʼʼ и цельная, жизненно-активная творческая личность. Традиции Достоев­ского-художника в изображении ʼʼпестротыʼʼ русского национального характера (ʼʼТроеʼʼ, повести окуровского цикла).

Горький о поисках человеком из народа социальной и духовной ис­тины жизни (ʼʼМатьʼʼ, ʼʼИсповедьʼʼ, автобиографические повести ʼʼДетст­воʼʼ, ʼʼВ людяхʼʼ). Горький и религия. Место темы религиозно-нравственных исканий человека в творчестве писателя.

Эволюция ʼʼзнаньевцевʼʼ после поражения революции 1905 года. Кризис издательства ʼʼЗнаниеʼʼ. ʼʼЗнаньевцыʼʼ в журналах и альманахах разных художественных течений. Появление ʼʼнеонатуралистическойʼʼ тенденции в творчестве писателœей (М. Арцыбашев и др.). Изменение характера русской журналистики. Возвращение от сатирической журналистики эпохи революции к традициям журналов 1880-х гᴦ. Восстановле­ние цензурных ограничений.

И. А. Бунин (1870-1953)

Поэзия И. Бунина. Сборники ʼʼПод открытым небомʼʼ, ʼʼЛистопадʼʼ. Тема родины, русской природы. Осмысление традиций А. Фета͵ Я. Полонского, А. К. Толстого. Разрыв Бунина с символистами после издания ʼʼЛистопадаʼʼ. ʼʼКонтрсимволизмʼʼ Бунина. Речь Бунина на юбилее ʼʼРус­ских ведомостейʼʼ (1913); Бунин о писателях ʼʼнового типаʼʼ и состоянии современного русского языка.

Бунин-переводчик. ʼʼПеснь о Гайаватеʼʼ.

Проза 1890-1900-х гᴦ. ʼʼАнтоновские яблокиʼʼ, ʼʼСосныʼʼ, ʼʼНовая дорогаʼʼ. Мотивы распада патриархальной усадьбы, устоев. Бунин в ʼʼЗнанииʼʼ.

Творчество Бунина предоктябрьского десятилетия. Христианское мироощущение (рассказы ʼʼТретьи петухиʼʼ, ʼʼПостʼʼ). Идеи земной жизни как Божьего дара (дневники Бунина, ʼʼГосподин из Сан-Францискоʼʼ). Мотивы бессмертия души (ʼʼСны Чангаʼʼ, ʼʼЛегкое дыханиеʼʼ). Концепция любви как ʼʼсвятого свойства душиʼʼ (ʼʼСвятыеʼʼ). Философская проблематика рассказа ʼʼБратьяʼʼ. Тема дворянских гнезд и крестьянских устоев (ʼʼСуходолʼʼ, ʼʼДеревняʼʼ). Восприятие национального характера.

Стиль Бунина (живописность, внешняя изобразительность, ритмическая организация). Новое в соотношении субъективного и объективного начал. Толстовский психологический реализм и психологический рисунок в прозе Бунина.

Неприятие Октября. ʼʼОкаянные дниʼʼ. Эмиграция.

В. В. Вересаев (1867-1945)

В. Вересаев - художник-летописец общественных исканий русской демократической интеллигенции начала века. Повести ʼʼБез дорогиʼʼ, ʼʼПоветриеʼʼ, ʼʼНа поворотеʼʼ. Книга ʼʼЗаписки врачаʼʼ. Вересаев в ʼʼСредеʼʼ и ʼʼЗнанииʼʼ.

Творчество Вересаева 1900-1910-х гᴦ. Концепция ʼʼживой жизниʼʼ в повести ʼʼК жизниʼʼ. Вересаев против ʼʼлитературного распадаʼʼ. Книга Вересаева ʼʼЖивая жизньʼʼ. Полемика с трактовкой Д. Мережковским творчества и этических теорий Л. Толстого и Достоевского. Спор с ʼʼфи­лософией жизниʼʼ Ф. Ницше. Противоречия в философских взглядах Ве­ресаева. Влияние на писателя философии интуитивизма А. Бергсона. Особенности реализма Вересаева. Ориентация на традиции эстетики Н. Чернышевского, Д. Писарева. Публицистичность прозы Вересаева.

А. И. Куприн (1870-1938)

Куприн и традиции русского реализма XIX века. Традиции Л. Толстого, влияние принципов чеховского творчества. Характер их осмысления.

Раннее поэтическое творчество Куприна. Проза 1890-х гᴦ. ʼʼПсихология страстейʼʼ (ʼʼВпотьмахʼʼ, ʼʼЛунной ночьюʼʼ, ʼʼБезумиеʼʼ и др.). Странствия по России. Работа в прессе. Куприн-очеркист (Очерки ʼʼКиевские типыʼʼ).

Социально-психологическая повесть ʼʼМолохʼʼ. Особенности художест­венного конфликта. Проблема ʼʼестественного человекаʼʼ в творчестве писателя 90-х годов (повесть ʼʼОлесяʼʼ). Влияние И. Тургенева на ʼʼпей­зажную живописьʼʼ Куприна.

Творчество Куприна 900-х гᴦ. Новеллистика. Жанровые и стилевые особенности купринской новеллы. ʼʼПроблемнаяʼʼ новелла и традиции позднего чеховского рассказа. Этический характер конфликта. Раскрытие внутренней жизни героя, осознающего неправоту окружающей социаль­ной реальности. От ʼʼпроблемнойʼʼ новеллы такого типа - к психологиче­скому реализму ʼʼПоединкаʼʼ.

ʼʼПоединокʼʼ. Тема пробуждения общественного сознания человека. Утопические иллюзии автора о путях переустройства мира. Романтиче­ские тенденции реализма в творчестве Куприна.

Творчество Куприна 1910-х гᴦ. Утверждение высоких нравственных идеалов (ʼʼГранатовый браслетʼʼ и др.). Повесть ʼʼЯмаʼʼ. Гуманистические идеалы писателя.

Философские темы: утекания жизни (ʼʼСныʼʼ), вечной души и ʼʼне­земного блаженства („Светлый конец", „В медвежьем углу")ʼʼ. Право­славные истины в рассказах-притчах ʼʼСад Пречистой Девыʼʼ, ʼʼДва свя­тителяʼʼ, ʼʼПегие лошадиʼʼ.

Художественный мир Р. Киплинга и Д. Лондона и творчество А. Купри­на (характер фабулы, особенности трактовки человеческой натуры и др.). Эмиграция.

И. С. Шмелœев (1873-1950)

Первые литературные шаги. Очерки ʼʼНа скалах Валаамаʼʼ. Творче­ство 900-х гᴦ. Нравственные и социальные искания героев Шмелœева. Шмелœев - художник ʼʼобездоленныхʼʼ с обостренным чутьем к человеческо­му страданию. Повесть ʼʼЧеловек из ресторанаʼʼ. Влияние на Шмелœева идей Толстого и Достоевского. Сказ и его функция в повести.

Восторженное отношение Шмелœева к Февральской и отрицательное - к Октябрьской революции. Эмиграция.

Максим Горький (1868-1936)

Начало творческого пути. Связь с традициями русского реализма. Горький и Толстой. Горький и Чехов.

Идейные и творческие искания молодого Горького. Горький-поэт.

Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гᴦ.: концепция личности, принцип двоемирия, авторское начало.

Горький и Ницше. Н. Михайловский, М. Меньшиков и другие критики о культе силы и индивидуализма в героях Горького. Духовная журналистика о ницшеанской морали в ранних рассказах Горького (журналы ʼʼВера и Церковьʼʼ, ʼʼВера и Разумʼʼ, ʼʼСтранникʼʼ). Марксистская критика о Горьком.

Д. Мережковский и М. Горький. Д. Мережковский о ʼʼрусских босякахʼʼ и ʼʼнемце Ницшеʼʼ в статье ʼʼГрядущий Хамʼʼ. Полемика 1913 года в ʼʼРусском словеʼʼ: ʼʼО ʼʼкарамазовщинœеʼʼ, ʼʼЕще о ʼʼкарамазовщинœеʼʼ М.Горького и ʼʼГорький и Достоевскийʼʼ Д. Мережковского. Статья Д. Мережковского 1916 ᴦ. ʼʼНе Святая Русь. Религия Горькогоʼʼ. Взгляд Г. Адамовича на творчество Горького в контексте традиций Ф. Достоевского (ʼʼОдиночество и свободаʼʼ).

Романы ʼʼФома Гордеевʼʼ и ʼʼТроеʼʼ. Особенности конфликта. Новые герои прозы Горького. Историческая концепция Горького. Романы Горького и традиции русского романа. Традиции Достоевского-художника в изображении ʼʼпестротыʼʼ русского национального характера.

Драматургия. ʼʼМещанеʼʼ. Драматургический метод Горького. Горький и Чехов-драматурᴦ. ʼʼНа днеʼʼ и тема ʼʼднаʼʼ в русской и западной литературе. Концепция ʼʼбывшегоʼʼ человека. Правда и религия. Философия пассивного сознания и авторская позиция, художественные средства ее выражения. Философский характер драматургического конфликта. Драматургическое новаторство Горького. Особенности композиции. Жанр.
Размещено на реф.рф
Сценическая история пьесы.

Пьесы об интеллигенции (ʼʼДачникиʼʼ, ʼʼДети солнцаʼʼ, ʼʼВарварыʼʼ). Ре­волюция и культура, народ и интеллигенция. Горький о роли народных масс в истории. Полемика М. Горького с Л. Андреевым. ʼʼДети солнцаʼʼ Горького и ʼʼК звездамʼʼ Андреева. Единство замысла и различие его художественного решения.

Роман ʼʼМатьʼʼ, пьеса ʼʼВрагиʼʼ: черты социалистического реализма. Христианская мораль и этика революционера в романе. Концепция ʼʼмаленького человекаʼʼ в контексте русской и западной литературы (Диккенс, Золя, Достоевский, Шмелœев). Концепция гордого человека. Тема отцов и детей в романе. Мать и сын: духовная и книжная культуры. Культ матери в творчестве Горького (ʼʼВасса Желœезноваʼʼ, ʼʼЖизнь Матвея Коже­мякинаʼʼ, ʼʼИсповедьʼʼ, ʼʼПо Русиʼʼ и т. д.). Андрей Находка: идея и личность. ʼʼМатьʼʼ и ʼʼИсповедьʼʼ: поиск человеком из народа социальной и духовной истины.

Восприятие Горьким идей богостроительства А. Богданова и А. Лу­начарского. Лекции Горького об истории русской литературы в ʼʼКаприйской школеʼʼ.

Драматургия конца 1900-1910-х годов. ʼʼВасса Желœезноваʼʼ, ʼʼСта­рикʼʼ, ʼʼЗыковыʼʼ. Этическая и философская проблематика пьес. Новое в поэтике пьес. Характер драматургического конфликта.

Народ и революция, мещанство и революция в ʼʼокуровском циклеʼʼ (ʼʼГородок Окуровʼʼ, ʼʼЖизнь Матвея Кожемякинаʼʼ).

ʼʼРусские сказкиʼʼ, ʼʼПо Русиʼʼ, ʼʼСказки об Италииʼʼ. Образ родины и народа. Стилевое разнообразие и внутреннее единство циклов. Новый характер горьковской романтики и сатиры.

Автобиографические повести ʼʼДетствоʼʼ, ʼʼВ людяхʼʼ. Эстетические и нравственные искания человека из народа. Автобиографический жанр в русской литературе XIX века и повести Горького. Повести Горького и автобиографические произведения его современников (В. Короленко, Н. Гарина-Михайловского).

Многообразие стилевых форм реализма М. Горького 1910-х гᴦ. Роль романтического пафоса в реализме прозы Горького.

Горький в годы Февральской и Октябрьской революций. Работа в газете ʼʼНовая жизньʼʼ.

ʼʼНесвоевременные мыслиʼʼ: неприятие насилия в революции; нрав­ственность и политика; культура и революция; свобода слова, историче­ская и информационная правда. Несогласие с ʼʼанархо-коммунистами и фантазерами из Смольногоʼʼ, неприятие ʼʼопытаʼʼ над русским народом. ʼʼНесвоевременные мыслиʼʼ - опыт национальной самокритики. ʼʼНе­своевременные мыслиʼʼ и статья 1915 ᴦ. ʼʼДве душиʼʼ: Восток и Запад в русской психике.

Творчество Горького советской эпохи. Традиции Горького в совет­ской литературе, его роль в русском и мировом литературном процессе.

3. Литература 1910-х годов.

Приход в литературу писателœей-реалистов нового поколения - А. Толстого, М. Пришвина, К. Тренева, С. Сергеева-Ценского. Обличение в их творчестве ʼʼвсяческого крепост­ничестваʼʼ в общественной и духовной жизни. Тяготение к естественной ʼʼживойʼʼ жизни. Неприятие упадочных настроений в жизни и в искусстве.

Интерес к ʼʼвещному мируʼʼ и одновременно - устремленность к философским обобщениям, своеобразный ʼʼфилософский лиризмʼʼ.

Споры в критике о неореализме. Дискуссии о художественном на­следстве, об отношениях классического реализма и искусства нового времени, об отношениях эпического и лирического начал в художественном произведении, о роли авторской субъективности.

А. Н. ТОЛСТОЙ (1883-1945)

Начало творческого пути. Ранние стихи. Влияние идей и поэтики символистов. Книга ʼʼЗа синими рекамиʼʼ. Мотивы русской и славянской мифологии. Ориентация на традицию устной народной и классической русской поэзии. Проза Толстого. Книга ʼʼСорочьи сказкиʼʼ. Стремление понять ʼʼпервоосновы жизниʼʼ. Характер поэтической условности Толстого. Цикл рассказов ʼʼЗаволжьеʼʼ, романы ʼʼЧудакиʼʼ, ʼʼХромой баринʼʼ - об эпигонах дворянского мира, ʼʼчудаках красочных и нелœепыхʼʼ. Изображение Толстым их жизни как комедии завершающейся истории русского дворянства. Черты реалистического стиля писателя: историческая достоверность персонажей, их неотделимость от ʼʼвещного бытаʼʼ окружающей среды. Освоение сатирических гоголевских традиций в описании характеров героев. Идея искупительного страдания в творчестве А. Толстого и традиции Достоевского. Первые пьесы (ʼʼКасаткаʼʼ, ʼʼНечистая силаʼʼ), их проблематика, художественное своеобразие.

Негативное восприятие Октябрьской революции (ʼʼураган крови и ужасаʼʼ). Исторические аналогии и исторические темы в творчестве писателя. Пьеса ʼʼСмерть Дантонаʼʼ (1918). Проблема революционного террора. Утверждение ненужности кровопролития и отрицание всякого насилия над человеком. Тема исторического прошлого России и современности. Проблема отношений русской истории и русского национального характера (ʼʼНаваждениеʼʼ, ʼʼДень Петраʼʼ, ʼʼПовесть смутного времениʼʼ). Эмиграция.

4. ʼʼНовокрестьянскаяʼʼ поэзия 1910-х годов.

Творчество С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина. Поэзия крестьянских поэтов и символизм (С. Клычков, С. Есенин). Н. Клюев и ʼʼЦех поэтовʼʼ.

Китежское мироощущение. Философская концепция земного рая. Православие, хлыстовство и язычество в ранней лирике крестьянских поэтов. С. Есенин и Н. Клюев в ʼʼскифствеʼʼ.

Крестьянство в философских и политических воззрениях русских символистов. Философские искания ʼʼсеребряного векаʼʼ и русское сектантство. Ницше и крестьянство. Карлейль и крестьянство. Эсеры и крестьянство. Мифологическая школа и крестьянская культура.

Традиции святоотеческой литературы и фольклора в поэтике крестьянских поэтов.

С. А. Есенин (1895-1925)

Философские воззрения молодого Есенина, еретическое восприятие Христа͵ концепция ʼʼодной душиʼʼ (письма к Г. Панфилову).

Поэзия периода ʼʼРадуницыʼʼ. Христианское и крестьянское начала в ранней лирике Есенина. Пейзаж в контексте православной образности. Образ крестьянского рая. Россия как избранная святыми страна.

Раздвоенность лирического героя Есенина - кроткого пастуха и мятежника.

Метафоричность стиля. Романсный стих. Цвет в пейзажной лирике. Проблема датировок ранней лирики.

Роль Н. Клюева и Иванова-Разумника в мировоззренческих исканиях поэта. Метафизическое восприятие русских революций, религиозно-революционная утопия Есенина.

Н. А. Клюев (1884-1937)

Книги стихов ʼʼСосœен перезвонʼʼ и ʼʼБратские песниʼʼ. Православные мотивы в лирике Клюева. Клюев и голгофское христианство. Мироощу­щение Клюева в контексте старообрядчества и хлыстовства. Письма Клюева к Блоку; их мотивы, цитаты из писем в блоковских текстах (ста­тьи, ʼʼПесня Судьбыʼʼ и др.). Брюсов и Клюев. Гумилев о Клюеве. Клюев и ʼʼскифствоʼʼ.

Мифотворчество Клюева. Метафора в его поэзии.

Различия в поэтике Н. Клюева и С. Есенина, Н. Клюева и С. Клычкова. А. Белый о поэтике Н. Клюева (ʼʼЖезл Ааронаʼʼ). Метафизическое восприятие Октябрьской революции и скорое разочарование в ней (ʼʼПеснословʼʼ, ʼʼМедный Китʼʼ, ʼʼЧетвертый Римʼʼ, ʼʼЛьвиный хлебʼʼ, ʼʼМать Суб­ботаʼʼ). Родовая культура в стихах Клюева, тема противостояния Комму­ны и Матери Руси. Мифологический образ Ленина-Льва. Мотив крови. Клюев как выразитель ʼʼизбыточногоʼʼ, ʼʼэгоистичногоʼʼ мужика в оценках Л. Троцкого.

С. А. Клычков (1889-1937)

Символистское мироощущение и образность в поэзии периода ʼʼПе­сенʼʼ и ʼʼПотаенного садаʼʼ. Крестьянская культура в темах и поэтике ран­него С. Клычкова. Христианство и язычество. Мифотворчество Клычкова и фольклорная традиция. Славянский образ России в творчестве Клычко­ва и Россия как Белая Индия в трактовке Клюева, отношение Н. Гумилева к этим взглядам.

Драматизм в интимной лирике периода ʼʼДомашних песенʼʼ. Философские темы в поэзии 1920-х гᴦ. Дуализм. Эсхатологическое мироощущение поэта.

5. Развитие пролетарской поэзии в 1910 годы.

Книги рабочих поэтов ʼʼНаши песниʼʼ (1913-1914). Стихи Демьяна Бедного, В. Александров­ского, А. Поморского, А. Гастева, И. Садофьева и др.
Размещено на реф.рф
Появление в рабочей поэзии 10-х гᴦ. собирательного образа народа и героической личности протестанта͵ борца. Сочетание политической сатиры и романтического пафоса - характерный стилевой признак стихов поэтов. Жанры рабочей поэзии: басня, сатирический фельетон, пародия, эпиграмма, пейзажная и любовная лирика. Традиции лирической поэзии XIX века.

Творчество Демьяна Бедного (Е. А. Придворова - 1883-1945). Д. Бедный - сатирик. Басни Бедного. Повесть ʼʼПро землю, про волю, про рабочую долюʼʼ - итоговое произведение дореволюционного творчества поэта.

6. Формирование в 1910 годы новых черт русской сатирической журналистики.

Журналы ʼʼСатириконʼʼ и ʼʼНовый Сатириконʼʼ - как новое направление в развитии русской сатирической литературы начала века. Новые тенденции и традиции русской демократической сатиры XIX века. ʼʼСатириконцыʼʼ и европейская сатирическая журналистика.

Писатели - ʼʼсатириконцыʼʼ: Саша Черный, Тэффи, А. Аверченко.

А. Т. Аверченко (1881-1925)

Аверченко в ʼʼСатириконеʼʼ и ʼʼНовом Сатириконеʼʼ. Сборники рассказов ʼʼВеселые устрицыʼʼ, ʼʼКруги по водеʼʼ, ʼʼСорные травыʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Темы сатир Аверченко (городской быт, жизнь российского обывателя, ʼʼновыеʼʼ течения в русском искусстве и литературе). Установка на ʼʼсозерцатель­ностьʼʼ сатиры. Положительный идеал сатир писателя - ʼʼцелительный смехʼʼ. Падение социальной остроты сатир Аверченко в годы войны.

Восторженное отношение к Февральской революции. Неприятие Октябрьской революции. Эмиграция.

Тэффи (Н. А. Бучинская - 1872-1952)

Творчество 1900-х гᴦ. Сборник стихов ʼʼСемь огнейʼʼ. Влияние символистской поэзии. Ранняя проза. Сборники 10-х гᴦ. ʼʼЮмористические рассказыʼʼ, ʼʼНеживой зверьʼʼ. Рассказы о русской жизни эпохи реакции. Тема маленького человека. Восприятие жизни как карусели, закрученной некими злыми силами.

Традиции Чехова в ее творчестве. Тэффи и революция. Неприятие ʼʼправдыʼʼ ни одной из борющихся сил. Эмиграция.

Саша Черный (А. М. Гликберг - 1880-1932)

Работа в сатирических журналах времени первой революции. Сатириконские стихи. Сборники ʼʼСатирыʼʼ и ʼʼСатиры и лирикаʼʼ. Критика идеалов русского обывателя, ренегатствующей интеллигенции, отрекшей­ся от ʼʼзаветовʼʼ, упадочных настроений в современной литературе и ис­кусстве. Переводческая работа Черного (переводы Гейне, Гамсуна и др.).

Богатство ритма. Своеобразная разговорная лексика, ʼʼразработан­ный стихʼʼ (Гумилев) как особенности поэзии Саши Черного. Саша Чер­ный на фронте в годы войны. Эмиграция.

1. Формирование первых модернистских течений в литературе и в изобразительном искусстве. Утверждение новой концепции художест­венного произведения. Перенесение акцента с изображаемого предмета на способ его истолкования. Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности, проникновения через внешнюю оболочку в истинную суть явлений. Попытки возрождения в искусстве мифологического мышления.

Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гᴦ. и младосимволизм (символисты 1900-х гᴦ.).

Роль философии и поэзии Вл.Соловьева в формировании философ­ских и эстетических воззрений символистов. Влияние русской и западной идеалистической философии. Понимание искусства как интуитивного пости­жения мира. Понятие о символе в теоретических и историко-литературных работах символистов. Две концепции искусства символистов 90-х гᴦ. Д. Мережковский о символизме как категории мировоззренческой, В. Брюсов - как литературной школе. Религиозно-философские ʼʼСобра­нияʼʼ и их роль в формировании ʼʼнового религиозного сознанияʼʼ. Роль Мережковского в ʼʼСобранияхʼʼ.

Журнал ʼʼМир Искусстваʼʼ (1899-1904) как первое объединœение худож­ников и писателœей ʼʼновыхʼʼ направлений. Проблема художественного инди­видуализма, автономии искусства, красоты как вечной и главной проблемы художественного творчества. Писатели и философы в журнале (Д. Филосо­фов, Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов).

Программное оформление символизма как художественного течения в 1900 гᴦ. Роль в данном журнала ʼʼВесыʼʼ и его редактора В. Брюсова.

Традиции Ф. Тютчева, А. Фета͵ русской предсимволистской поэзии (К. Фофанова, К. Случевского) в формировании поэтической системы русских символистов.

Символизм и И.Анненский. Творчество И.Анненского. Книги стихов ʼʼТихие песниʼʼ и ʼʼКипарисовый ларецʼʼ. И.Анненский-драматурᴦ. Роль античной мифологии в его драматургии. Анненский - литературный критик.

ʼʼКниги отраженийʼʼ - образцы русской импрессионистической критики.

И. Анненский и А. Блок. И. Анненский и А. Ахматова. И. Анненский

и Б. Пастернак.

Русский символизм в контексте мирового литературного развития. Русский символизм и творчество французских и немецких поэтов - символистов.

2. ʼʼСтаршиеʼʼ символисты

Д. С. Мережковский (1865-1941)

Поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Лирика Мережковского 1880-х гᴦ., мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни. Неоднозначность образа лирического героя мрачного романтика, отчаявшегося скептика и мечтателя. Влияние поэзии С. Надсона. Мотивы гражданской поэзии 1880-х гᴦ.

Обоснование Мережковским нового символистского искусства в книге ʼʼО причинах упадка и о новых течениях современной русской литературыʼʼ. Символ и слово. Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности) и русская классическая литература.

Мережковский в ʼʼСеверном вестникеʼʼ и ʼʼМире искусстваʼʼ. Религиозные воззрения Мережковского в работе ʼʼЛев Толстой и Достоевскийʼʼ. Неохристианство Мережковского, идея Третьего Завета.

Религиозно-философские собрания. Мережковский и ʼʼНовый Путьʼʼ. Идея единой и всœелœенской Церкви в мировоззрениях В. Соловьева и Д. Мережковского. Мережковский и Розанов; Мережковский о своих разногласиях с Розановым в открытом письме Н. Бердяеву ʼʼО новом религиозном действииʼʼ. Разногласия между Д. Мережковским и группой С. Булгакова.

Трилогия ʼʼХристос и Антихристʼʼ. Философия истории Мережковского, ее метафизическое содержание. Решение вопроса о соотношении правды Христа и правды дьявола: Юлиан Отступник, Леонардо, Петр.
Размещено на реф.рф
Мотив царской крови (ʼʼАнтихрист. Петр и Алексейʼʼ).

Метафизическое восприятие первой русской революции. ʼʼГрядущий Хамʼʼ. Три лика Хама. Спор Мережковского с покойным К. Леонтьевым (ʼʼСтрашное дитяʼʼ). Расцвет философской публицистики в России, книги Мережковского ʼʼНе мир, но меч. К будущей критике христианстваʼʼ, ʼʼВ тихом омутеʼʼ, ʼʼБольная Россияʼʼ. Д. Мережковский и Г. Плеханов.

Участие Мережковского в религиозно-философском обществе Н. Бердяева. Их религиозные разногласия.

Драматургия Мережковского (ʼʼПавел Iʼʼ, ʼʼБудет радостьʼʼ).

Трилогия ʼʼЗверь из Бездныʼʼ: ʼʼПавел Iʼʼ, ʼʼАлександр Iʼʼ, ʼʼ14 декабряʼʼ. Антихрист и власть. Зверь, правящий именем Бога. Мотив напрасной крови в ʼʼ14 декабряʼʼ. Мотив единœения Христа и вольности.

Литературно-критические работы Мережковского-неохристианина. Мережковский и Горький.

Отрицание ʼʼОктябряʼʼ как пришествия Антихриста. Эмиграция.

В. Я. Брюсов (1873-1924)

Творчество Брюсова 1890-х гᴦ. Декадентские мотивы в сборниках ʼʼРусские символистыʼʼ. Программный характер сборников. Книги стихов ʼʼChefs d oeuvreʼʼ (ʼʼШедеврыʼʼ), ʼʼMe eum esseʼʼ (ʼʼЭто - яʼʼ). Романтиче­ский субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние на Брюсова западной символистской поэзии (Рембо, Маллармэ, Вердена). Эстетические взгляды раннего Брюсова. Первые попытки об­новления метрики русского стиха.

Новый этап творческого развития Брюсова в 1900 годы. Брюсов - органи­затор символистского движения в России и редактор центрального органа символистов ʼʼВесыʼʼ (1904-1909). Книги стихов ʼʼTertia Vigiliaʼʼ (ʼʼТретья стражаʼʼ), ʼʼUrbi et orbiʼʼ (ʼʼГороду и мируʼʼ), ʼʼStephanosʼʼ (ʼʼВенокʼʼ). Поиски объективно значимых тем и характеров. Образы мифологии, истории, совре­менности. Универсализм брюсовских исторических образов. Социальные предвидения и раздумья над судьбами истории. Фантастика Брюсова. Урба­нистическая поэзия. Брюсов и Э. Верхарн. Жанры и стиль урбанистической поэзии Брюсова. Брюсов и городская лирика А. Блока.

Брюсов и революция 1905 года. Представление о крушении культуры в революции. Противоречия эстетических взглядов Брюсова.

Нормативность брюсовской поэтики 1910-х годов. Ориентация на классические традиции.

Брюсов - прозаик. Жанры его малой прозы. Влияние на нее новелл Э.По, С. Пшибышевского. Попытка Брюсова совместить декадентски заостренное содержание новелл и формы классической русской новелли­стики XIX в. Исторические романы Брюсова. Брюсовская концепция исторического развития человеческой цивилизации. История и стилиза­ция истории. Романы Брюсова и Мережковского из эпохи раннего христи­анства. Различие исторической концепции. Роман ʼʼОгненный ангелʼʼ. Совмещение современного и исторического содержания. Полемика с теургической концепцией младосимволистов. Брюсов - критик и переводчик.

Послеоктябрьское творчество Брюсова. Вклад Брюсова в русскую культуру.

3. Н. Гиппиус (1869-1945)

Ранняя лирика Гиппиус. Поиски ʼʼнездешней красотыʼʼ. Мотивы романтической поэзии (одиночество, узничество, воля). Жанр баллады. Тема Божьего завета. Идеи неохристианства Мережковского в поэзии Гиппиус (ʼʼХристуʼʼ, ʼʼЗа Дьявола Тебя молю...ʼʼ, ʼʼПредсмертная исповедь христианинаʼʼ и др.). Жанр молитвы. Религиозные сомнения Гиппиус. Проблема любящего Бога и человеческих страданий в поэзии Гиппиус.

Сборники рассказов, романы ʼʼЧертова куклаʼʼ, ʼʼРоман-царевичʼʼ. Традиции Достоевского. Драматургия. Критические работы Гиппиус (А. Крайнего).

В. Злобин (ʼʼТяжелая душаʼʼ) о еретизме 3. Гиппиус. Хлыстовские мотивы в рассказе ʼʼСокатилʼʼ.

Мотивы оправдания антихриста. Стихотворение 3. Гиппиус ʼʼГризельдаʼʼ и ʼʼОгненный Ангелʼʼ В. Брюсова. С. Маковский (ʼʼНа Парнасе Серебряного векаʼʼ) о трактовке сатаны в прозе Гиппиус (ʼʼΟʜᴎ похожиʼʼ, ʼʼОн-белыйʼʼ).

Интерпретация любви в прозе Гиппиус в контексте философии любви символистов. Тема святой плоти. С. Маковский об

Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века" 2017, 2018.

Реализм – напр-е в мировом ис-ве, широкое распр-е во 2п. 19в., проявляющее себя и в после­дующие эпохи культурного развития. Для реализма хар-но стремление к объект-му изобр-ю жизни, что достигается путем сле­дования принципам социального, исторического и психологичес­кого детерминизма (обусловленности) образов. Реалисты пыта­лись представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным. Реализм стремится познать законы дей­ств-ти для того, чтобы изменить ее к лучшему. Искусство в реал-е - ср-во познания человеком самого себя и окруж-й действ-ти. Для реалистов не суще­ствует запретных тем, поскольку их основные требования к искус­ству - достоверность, точность, правдивость. Важнейшими черта­ми реалистической эстетики являются народность и исто­ризм. Герой в реалистическом произведении - это обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исто­рической эпохи, определенного социального круга. Поскольку ре­алисты стремятся к изображению жизни личности во всей ее це­лостности, величайшим открытием реализма становится психоло­гический анализ. Рус-й реализм с тв-ва Пушкина. К к.50-х гг. формируется специфическая особенность русско­го реализма, когда литература начинает осмысливаться как "учеб­ник жизни " русские реалисты искренне верят в то, что их открытия помогут людям стать лучше. Литература отражает злободневные проблемы. Для неореализма хар-но : выбор малых жанровых форм (рассказ, повесть, неб. пьесы); фрагментарность повествования, калейдоскопичность; процесс перетекания жанров (в краткую форму вкладывалось глубокое содержание – густота письма) Например – Куприн.

Модернизм - философско-художественная система, сложившаяся в культуре в конце XIX - начале XX в., реализовавшаяся в таких направлениях, как сим­волизм, экспрессионизм, акмеизм. Ряд исследователей относят к модернизму и авангардные направления. Философской основой модернизма стали концепции Ф. Ницше, А. Бергсона. 3. Фрейда, К.Г. Юнга, М. Хайдеггера и др. Модер-м в своем развитии проходит ряд стадий: декадентство, собственно модер­низм, неомодернизм. Верхней хронологич-й границей модер­низма принято считать 60-е гг. XX в., когда на шкале культурно­го развития его сменяет постмодернизм. Основными чертами фи­лософии и эстетики модернизма являются: 1) идеалистическая установка по отношению к реальности - сознание признается первичным; 2) стремление моделировать собственную реальность, а не описывать существующую; 3) основной категорией модер­низма становится понятие текста, который признается высшей реальностью и формируется не посредством отражения объектов действительности, а путем воспроизведения и осмысления "окуль­туренных" объектов, локализованных в текстах-предшественниках; 4) сверхценной для модернизма является идея построения текста как "путешествия" по лабиринтам глубоко индивидуализированного сознания, зачастую отличающегося патологически у характером; 5) технически усложненная манера письма.

Литература к. 19-н. 20 вв. Литература Серебряного века. В лит-ре смена эпох вылилась в формотворчество. С прошлым расставались без сожаления, радовались смене эпох. Появление новых направлений, течений в ис-ве всегда свя-сь с пониманием места и роли чел-ка в мире, вселенной, с изм-м самосознания чел-ка.

Декаданс - особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубе­же 19-20 вв. и нашедший яркое и законченное воплощение в целом ряде фактов культуры этого периода. Устойчивые черты: чувство так называе­мой "рубежной усталости" , вызываемое лично испытываемым по­чти физическим ощущением тяжести опыта предш-х поко­лений; иррационализм и мистицизм в оценке явлений и событий; пессимизм по отношению к настоящему и особенно к будущему; апокалипсические ожидания; восприятие собственной жизни как мучительного и бессм-го прозябания, от кот-го может из­бавить только желанная смерть; подчеркнутый интерес к анормаль­ным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубий­ству), садомазохистскому комплексу и т. п.; аморализм, демонстра­тивное пренебрежение общепринятыми этическими нормами. Не являясь сам по себе течением или направлением в искусстве, дека­данс обусловил как творчество отдельных авторов, так и практику целых художественных направлений. Одним из самых ранних про­явлений декадансных умонастроений стал французский символизм. В русской литературе под знаком декадансных установок развива­лись такие явления, как предсимволизм и старший символизм.

Символизм - первое литера­турно-художественное направление модернизма, возникшее во Фран­ции в 60-е годы XIX в., характерна предельная субъек­тивность по отношению к миру, порожденное кризисом позитивизма и реализма (П. Верлен, А. Рембо, О. Уайльд и др.). Фил-я основа- идеализм, в частно­сти, его установка на дуальность мира: параллельное существова­ние прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реаль­ных вещей. Свои теор-е представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в творчестве Р. Вагнера. На основании этого форм-ся общий миф симво­лизма - искусство есть высшая реальность, - т.к. только посредством искусства чел-к способен приблизиться к высшей истине, прозреть истинную сущность окружающих его явлений пу­тем установления аналогий между реальными вещами и совершен­ными идеями. Средством постижения этой сущности становится символ. Русский символизм прошел в развитии 3 стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Ме­режковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.). Наиболее оригиналь­ным, не имеющим аналогов в европейской традиции, явлением в составе русского символизма представляется младосимволизм, ба­зировавшийся на философских идеях В. Соловьева. Характерными чертами символизма являются: тенденция к жизнестроительству (пе­реживание жизни как художественного текста), неомифологизация, подчеркнутая реминисценционность текстов. Д.С. Мережковский, один из крупнейших теоретиков модернизма, выделял три основные черты поэтики символизма: мистическое содержание, символизация и "изощренный импрессионизм" в области формы.

Акмеизм - русская поэтическая школа модернистской ориентации, возникшая в 10-е гг. XX в., во многом явившаяся реакцией на кризис символизма. В качестве основного принципа изображения мира акмеизм декларировал осознание ценности всех элементов его составляющих, от самых "высоких" до самых "низ­ких": "все явления - братья" (Н. Гумилев). Высшей целью сво­его творчества акмеисты провозглашали возвращение современ­ному человеку утраченного "праздника миросозерцания". Акме­изм проповедовал конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", в реалиях которого можно прозреть ту самую "недости­жимую" истину, к познанию которой тщетно стремились симво­листы. Наиболее яркими представителями акмеизма были Гумилев, Городецкий, Ахматова. Мандельштам.

Футуризм - направление аван­гардного искусства, возникшее в начале XX в., наиболее широко распространенное в Италии и России. Теоретическая платформа направления была в основном оформлена в работах Ф.Т. Маринетти. С точки зрения футуристов, основными характеристиками современного мира были: энергия, риск, дерзость, скорость, что реализовывалось в стремлении представителей этого течения пе­редать динамику мирового процесса, поэтому старые формы ка­зались им непригодными. Футуристы стремились осуществить реформу поэтического языка посредством введения "свободного" синтаксиса, звукоподражания, словотворчества, актуализации ассоциативной природы образа. Излюбленными темами футури­стов были технократические, урбанистические, милитаристичес­кие темы. Практика футуризма связана с попыткой эстетически осмыслить действительность как стремительно несущийся поток, хаотично фиксируемый сознанием "человека толпы". Авангард­ная прагматика футуризма влекла за собой эпатирующий харак­тер его искусства. Русский футуризм был крайне неоднороден и был представлен различными группировками, соперничавшими между собой. К ним относились: "Гилея" (кубофутуристы В.В. Ма­яковский, В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Круче­ных и др.), "Ассоциация эгофутуризма" (И. Северянин, И. Игнатьев и др.), "Центрифуга" (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.), "Мезонин поэзии" (В. Шершневич, Р. Ивнев и др.).

Уже давно я вынашиваю идею значительного углубления тем и вопросов, рассматриваемых в рамках этого блога. За три года здесь скопилось множество советов, относящихся, главным образом, к развлекательной прозе (прозе, существующей по своим специфичным законам, крепко завязанным на методах управления человеческим вниманием), но наивно считать, что мир литературы ограничивается только легким и ненапряжным чтивом. В предпоследней статье мы уже обсуждали . Так вот та область беллетристики, называемая «интеллектуальной», «элитарной» и бог знает какой еще, для многих неискушенных читателей и даже авторов – непролазные дебри, область мрачного и непознанного, где за каждым кустом поджидает опасность. И про опасность я здесь не для красного словца. Современная интеллектуальная проза зачастую не обещает нам приятных ощущений (еще бы, этим обдолбанным графоманам-извращенцам только и надо, что вытолкнуть читателя из зоны комфорта). Но разве кто-то сказал, что будет легко? Разве кто-то сказал, что жизнь – это мед с сахаром, а литература будет доставлять только положительные переживания? Вроде и не было такого.

Так что задраить люки, готовимся к погружению!

Но прежде я предлагаю освежить в памяти (или узнать, omg) некоторые нюансы истории литературы последних двух сотен лет. Внимательно проследить этапы эволюции прозы и убедиться, что она не стояла на месте. Уверяю, это будет полезно не только для понимания будущих статей, но и для осознания тех проблем, перед которыми стоит современный начинающий автор в нашей стране. А проблемы действительно есть.

Разумеется, я не имею возможности и должной квалификации, чтобы раскрыть вопрос с академической точностью. Вполне допускаю, что в ходе моего вольного рассказа могут быть допущены некоторые неточности. Поправьте меня в комментариях, а лучше забейте. Цель данного ликбеза не столько научить кого-то уму-разуму, сколько подтолкнуть начинающих авторов к знакомству с литературой, которую они не знали.

Реализм

Свой рассказ я решил начать с первой половины XIX века. Не только потому, что рассматривать более ранние периоды не имеет сейчас особого смысла, но и по причине огромного влияния данного периода на всю последующую литературу. Что мы наблюдаем в этот момент? Российская империя благополучно закончила войну с Наполеоном и находится в ряду мощнейший мировых держав. Расцвет военный, политический и экономический имеет продолжение и в других областях. В частности, в литературе наступает время таких величин, которых не видывали ни до, ни после, и которое впоследствии будет названо не иначе как Золотым веком. Главное направление, господствующее в литературе того времени – это реализм . Пришедши на смену романтизму, реализм надолго завладел умами русских писателей, так что его представителей мы будем видеть даже в прогрессивном ХХ веке.

Для простоты понимания, реализм – это вся та великая литература, которую нам на протяжении 11 классов преподавали в школе, и которую мы привыкли считать эталоном художественного слова. Пофамильный список выглядит как могучая dream team: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, А.И. Куприн и т.д. В ХХ веке это А.Т. Твардовский, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов.

Нужно понимать, что литература тесно связана с другими видами искусства, поэтому мы не говорим о реализме как о явлении сугубо литературном, нет, реализм – это направление в искусстве в целом. Основная цель реализма – это достоверное воспроизведение действительности .

Среди множества черт, присущих направлению реализма, я постараюсь выделить основные:

  • Типические, хорошо понятные читателю ситуации и конфликты . В произведениях реалистов вы никогда не увидите, как герой спасает мир от надвигающейся катастрофы или срывает покушение на царя. Конфликты и темы максимально приближены к реальности, хорошо ощутимой повседневности. Именно поэтому мы часто видим т.н. конфликт лишнего человека или противостояние маленькогочеловека и социума. В этих произведениях нет эпичности, но есть хорошо узнаваемая правда жизни. И даже если сам читатель никогда не попадал в подобную ситуацию, он запросто может представить, с кем и когда она могла бы произойти.
  • Внимание к психологической достоверности характеров . К сожалению, реальность не всегда настолько ярка и интересна, как хотелось бы читателю, поэтому одним из основных средств развития сюжета являются яркие и сильные характеры. Не случайно многие имена героев того времени становятся нарицательными, настолько объемными и запоминающимися они получились. Однако отметим, что сила характера никогда не отрицает его реалистичности.
  • Описания обыденной и повседневной жизни героев . Не столь важный элемент для движения сюжета, сколь важное звено в цепочке создания реалистичной картинки.
  • Отсутствие деления на положительных и отрицательных персонажей . Еще один важнейший элемент, приближающий художественный текст к реальности. Ведь в настоящей жизни никогда не бывает исключительно злых и полностью добрых людей. У каждого своя правда.
  • Важность социальных проблем. Ну тут, я думаю, no comments.

Этот список можно продолжить, но суть, надеюсь, вы уловили. Писатель-реалист стремится отобразить жизнь во всех ее подробностях и деталях, прочертить характеры персонажей с академической точностью, чтобы читатель буквально почувствовал себя в той самой обстановке, с теми самыми людьми, о которых идет речь. Литературный герой – это не какой-то выдуманный полубог, а обычный человек, такой же, как и мы с вами, который живет тем же бытом, сталкивается с теми же проблемами и несправедливостями.

Теперь, когда мы обозначили суть направления, я хотел бы поговорить о влиянии реализма на современных молодых авторов. Как я уже упоминал выше, почти вся школьная программа (если мы говорим о прозе) состоит из произведений реалистов. Да, это великие вещи, вышедшие из-под пера великих людей. Высот Золотого века уже никогда не достичь, но что это значит применительно к современной молодежи? Гипертрофированное внимание школьного образования к литературе эпохи реализма приводит к тому, что молодые люди лишь смутно представляют себе (а фактически не знают вовсе), из чего состоит литература ХХ века. Проза ХХ века для школьника – это «Тихий дон» Шолохова, короткие рассказы Шукшина да «Мастер и Маргарита». Не мало ли для целого-то столетия? Выпускники просто не знают, как развивалась литература в ХХ веке; мозгами они застряли в эпохе реализма. Мол, там была настоящая литература, а после – только фэнтези и киберпанк. И это серьезная проблема, вы не находите? Колоссальный пробел в образовании молодых людей рождает непонимание и отторжение литературы эпохи модернизма и постмодернизма. Вчерашние выпускники, а ныне молодые авторы мечутся между гениями ХIX века и современной развлекательной беллетристикой и не знают, куда себя применить. Они пытаются подражать светилам позапрошлого столетия, не понимая, что уже сейчас пишут антиквариат – за прошедший век литература проделала такой огромный путь, успев отречься от великих и вновь их признать, что наш новоявленный автор выглядит в лучшем случае неандертальцем, заявившимся в шкурах на светский прием. И если бы не эти обстоятельства, я молчал бы сейчас в тряпочку и не рассказывал о том, что каждый образованный и начитанный человек должен знать априори.

Модернизм

Кто бы мог подумать, но эпоха реализма не продолжалась вечно. И хоть в русской прозе он по-прежнему остается главенствующим направлением вплоть до середины ХХ века, за рубежом ветер перемен уже выносит на поверхность нечто новое и прогрессивное.

Модернизм - это направление в литературе конца XIX - начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм.

Модернизм набирает свою силу уже в начале ХХ века. Наиболее известными представителями направления являются: Уильям Фолкнер, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй, Джеймс Джойс, Франц Кафка, Томас Манн, Марсель Пруст, Вирджиния Вулф. В России же первым значительным модернистским направлением становится символизм . Одновременно с его зарождением начинается Серебряный век русской литературы. Но говоря о Серебряном веке, мы имеем в виду исключительно поэзию, проза же здесь остается буквально за рамками истории. У несведущего обывателя может даже создаться впечатление, что модернизм – это какое-то баловство и чепуха, которой развлекались на Западе, пока наши писатели-соцреалисты продолжали, пусть и с некоторой долей идейности, славное дело русских классиков.

Сейчас сложно выделить какое-то главное отличие нового стиля от старого – модернизм в разных своих проявлениях стремится отличаться буквально во всем. Но есть определенные, особенно яркие моменты, отличающие направление модернизма:

  • Эксперименты с литературной формой . Авторы нового поколения пытаются отойти от привычной формы романа. На смену линейному построению сюжета приходит построение обрывочное, фрагментарное. Мы можем увидеть повествование от лица нескольких героев, имеющих зачастую противоположные точки зрения.
  • Поток сознания . Это, наверное, самый грандиозный прием, который дал писателям модернизм. Поток сознания переворачивает все представления о литературе, о способах подачи информации. Он позволяет уловить само движение мысли, выразить сложные нюансы внутреннего состояния, которые были доселе недоступны. И в этом мы видим еще одно устремление модернизма – максимально раскрыть внутренний мир героя.
  • Тема войны и потерянного поколения . Начало ХХ века с Первой мировой войной и Великой депрессией не могло не оставить отпечатка на темах, поднимаемых в произведениях модернистов. Конечно, в центре внимания всегда человек, но проблемы его уже совершенно иные, нежели чем в романах ХIХ столетия. Темы литературы нового века становятся более глобальными.

Еще один важный момент, о котором обязательно нужно упомянуть, говоря о модернизме, это значительное повышение требований к читателю. Если литература реализма зачастую не подразумевала никакой читательской подготовки, раскрывала темы нарочито житейские, понятные всем и каждому, то модернизм все более тяготеет к элитарности. И на примере самого заметного романа этого периода – «Улисса» Джеймса Джойса – мы видим, что эта книга рассчитана исключительно на подготовленного читателя. Что это значит на практике? А то, что когда мы видим «Улисса» во главе списка самых значительных книг ХХ века, то возмущаемся, хоть и не читали: «Какой к чертям «Улисс»?! Ведь есть же «Мастер и Маргарита»: с дьяволом, голой бабой и брутальным котом! Что может быть интереснее?!» Dispute.

Постмодернизм

На самом деле, дать четкое определение понятию постмодернизма не так уж и просто. Виной тому феноменальная обширность и многогранность этого явления, направления которого приобретают нередко прямо противоположные черты. Поэтому в конечном итоге мы приходим к простейшему: постмодернизм – это то, что было после модернизма, выросло и переосмыслило его.

Постмодернизм – это культурное явление второй половины ХХ века, отвергающее основные принципы модернизма и использующее элементы различных стилей и направлений прошлого, нередко с ироническим эффектом.

Наиболее известными представителями направления постмодернизма (в нашей стране) являются: У.С. Берроуз, Х.С. Томпсон, Ф. Дик, Г.Г. Маркес, В. Набоков, К. Воннегут, Х. Кортасар, Х. Мураками, В. Пелевин, В. Сорокин, Э. Лимонов.

Важное отличие литературы постмодернизма заключается в том, что если модернизм тяготел к элитарности, постмодерн находится в тесной связи с массовой культурой, более того, оказывает на нее огромное влияние. Это стало возможным не только из-за простоты изложения и широкой доступности книг, но и из-за многочисленных экранизаций. И эта связь с массовой культурой хоть и может показаться на первый взгляд чем-то порочным, на самом деле, очень важна: написанное однажды, произведение не пропадает где-то на пыльных библиотечных полках, оно продолжается жить и развиваться – в виде фильмов и сериалов, компьютерных игр и многочисленных отсылок в других книгах, фильмах, играх и даже интернет-мемах. Правила изменились, и никогда, наверное, они не были настолько либеральными.

Поговорим немного об отличительных особенностях постмодернизма:

  • Ирония, игра, черный юмор . Первое, что бросается в глаза в литературе постмодернизма – это изменение отношения авторов к рассказываемым историям, смена тональности повествования. В чем это выражается? Если раньше писатели-реалисты поднимали серьезные социальные темы, помещали героев в центр острейших конфликтов (личных или социальных), которые нередко заканчивались трагически, то теперь писатели часто иронизируют над проблемами современного общества. Многие идут еще дальше, и трагедии становятся почвой для черного юмора. Вообще, ирония является мощнейшим инструментом в руках современного автора. И отнюдь не случайно. Ирония, по моему скромному мнению, есть бегство мыслящего индивида от безмерного пафоса массовой культуры. И хотя пафос и ирония – две стороны одной медали, многие читатели категорически не хотят отождествлять себя с массовой культурой. И умный автор просто знает, как на этом сыграть.
  • Интертекстуальность . Зарождение этого понятия происходит еще в эпоху модернизма, но настоящий расцвет интертекстуальность приобретает только сейчас. С точки зрения литературы это означает, что заимствования теперь – не дурной тон, а показатель начитанности, высокого культурного уровня. И чем одиозней объекты заимствований, тем круче сам автор. Говоря о Пелевине, я уже писал, что заимствования напоминают мне игру с читателем, когда автор тешит его самолюбие, подсовывая элементы, которые умный читатель обязательно узнает, а вот узнают ли остальные – не факт. В целом же, мы пришли к состоянию, когда в медийном пространстве кочуют многократно повторяемые образы, архетипы и ситуации, которые все мы видели по сотне раз и увидим еще столько же. И уже нет никакой возможности выдавать старое за новое, и мы кормим других и едим сами один и тот же пирог, миллион раз переваренный и уже лишенный всякого вкуса. Вот тут-то и приходит время иронии – как хорошей мины при плохой игре.
  • Эксперименты с формой, смешение жанров . В эпоху постмодернизма авторы не отказались от экспериментов с формой: это и метод нарезок Берроуза, и нелинейные сюжеты всех мастей, и временные искажения. Все чаще мы наблюдаем смешение жанров, особенно интенсивно в бытовые сюжеты привносятся элементы фантастики. И подчас это получается настолько удачно, что рождает целые направления, например, магический реализм.
  • Магический реализм . Его я выделил отдельно, как самобытное и очень интересное направление, и как пример воздействия идей постмодернизма на хорошо знакомые нам мотивы.

Конечно, этим коротким списком описать все многообразие проявлений постмодернизма просто невозможно, да я и не имею сейчас такой цели. Но думаю, вскоре мы разберем их подробнее и уже на конкретных примерах.

Итак, какие выводы мы можем сделать из всего этого?

Перво-наперво молодому автору необходимо осознать, что он живет в эпоху постмодернизма. Не в ХIХ веке среди гениев словесности и безграмотных крепостных, а в информационном пространстве целой планеты, где сюжеты и мотивы эволюционируют из формы в форму и ни одна из них не является конечной. А раз так, то он имеет полное право пользоваться всем тем багажом, что был наработан писателями до него. Поэтому первостепенная задача молодого автора – познакомиться с достижениями литературы ХХ века. Самостоятельно ликвидировать тот пробел, который оставило на его карте школьное образование.

Но чтобы понять, осознать весь этот багаж, потребуется немалое время и немалая мудрость. За скучными, непонятными и нередко тошнотворными страницами писатель должен разглядеть, как модернизм сметал все устои и лекала классической литературы, пытаясь выстроить на их месте свои, и как уже постмодерн сваливал все эти правила в кучу и злостно над всем этим стебался и продолжает стебаться до сих пор. Да, эта литература далека от тех легких замечательных книжек, которые мы с удовольствием листаем на ночь. «Но кто сказал…» и далее по тексту.

Да, мы живем в эпоху постмодерна, где литература тесно сплетается с массовой культурой, и требования к читателю не сильно-то отличаются от требований XIX столетия (уметь читать хотя бы по слогам). Но подумайте, стали ли в эту «лайтовую» эпоху мягче требования к самому писателю? Имеет ли право современный автор не знать ничего об экспериментах и достижениях литературы прошлого века? Или достаточно багажа по списку: «Гаррисон, Толкиен, Стругацкие»?

Ну и главный вопрос: если писатель ничем не отличается от рядового читателя, то что такой писатель способен дать своей аудитории?

На этом все на сегодня. Оставляйте комментарии, буду рад конструктивному диалогу. До скорой встречи!