Декоративно-прикладное искус­ство. Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство

Народное декоративно-прикладное творчество - слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы (69, С. 263).

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики.

Народным декоративно-прикладным искусством называют искусство, пришедшее к нам из глубины веков, из глубины поколений, искусство преимущественно коллективное, сформировавшееся в народной, крестьянской среде.

Традиции в области народных художественных промыслов и ремесел включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура и накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов. Из поколения в поколение передавалось только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой, Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного, И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

В современных условиях возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в со­временной культуре.


Народное декоративно-прикладное творчество разнообразно. Это - вышивка, керамика, художественные лаки, ковроделие, художественная обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.

Художественная обработка дерева. Дерево - один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево – один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева. У каждого из них есть своя история и свои неповторимые особенности.

Абрамцево-кудринская резьба.

Декоративная ваза

Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород - липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отто­чено до остроты бритвы.

Богородская резьба. И. К. Стулов.

«Царь Додон и Звездочёт»

В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сра­зу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине.

Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой - богородский мишка - смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком.

Богородская резьба. В.С. Шишкин. Игрушка «Пожарники»

Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного твор­чества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты .

Еще в древности бере­зовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применя­лась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда. Известно, что на лесистой территории России - Воло­годской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимир­ской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сиби­ри - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развива­лись промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.

К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки. Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сум­ки – заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари - бураки, короба, туески.

Туесок.

Великий Устюг. Туесок. А.Е. Маркова

Просечная береста

Художественная обработка камня. Специфика материала - его твердость, прочность, кра­сота и разнообразие цвета - обуславливает широкое приме­нение твердого камня в ювелирной промышленности. Это особая область художественной обработки твердого камня, которая в настоящее время получила очень широкое распро­странение. Колье, подвески, броши, браслеты, перстни, серь­ги, заколки - широк ассортимент изделий из твердых пород камня.

Мастера, работающие над созданием ювелирных укра­шений, опираются на богатейшие традиции этого искусства в России. Художники стремятся выявить естественную красоту камня, используя неграненую поверхность, при которой осо­бенно четко видны оттенки цвета, природные включения.

Кроме юве­лирных украшений из твердого камня изготовляют довольно обширный ассортимент изделий. Это небольшие декоратив­ные вазы, лотки для ювелирных изделий, настольные прибо­ры для письменных принадлежностей, миниатюрная анима­листическая скульптура.

Резьба по камню.

Л.Н. Пузанов. Ваза «Осень» Резьба по камню.

Т.Ч. Ондар. Коза с козлёнком

Резьба по кости. Кость - материал, широко использо­вавшийся еще в глубокой древности.

Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа Народные мастера суме­ли выявить и использовать замечательные свойства материа­ла для художественных изделий.

Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и тек­стуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердо­сти, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой.

Клык моржа - красивый материал бело-желтого цвета Он употреблялся для создания миниатюрной скульптуры, раз­личных изделий с ажурной и рельефной резьбой, а также для гравировки. Кроме этих основных видов кости для создания художественных изделий употребляют простую животную кость - цевку, а также рог крупного скота. Хотя после отбелива­ния и обезжиривания простая животная кость и приобретает белый цвет, но она не имеет тех свойств, красоты, цвета, твер­дости, которыми обладают клыки моржа и мамонта.

Холмогорская резьба по кости. Декоративная ваза «Весна». Моржовая кость. Ажурная резьба

Резная кость.

Л.И. Теютина. «Забой моржей на лежбище»

Резная кость. Настольная табакерка

«На тони», 1976. А.В. Леонтьева

Резная кость.

Н. Килило.

Семья медведей

Художественная обработка металла имеет древние традиции. Возникновение в том или ином районе центров худо­жественной обработки металла было обусловлено рядом ис­торических, географических, экономических причин.

Русская чернь. Стопа. XVII в. Оружейная палата

Пос. Мстёра.

Вазочка-конфетница.

Медь, филигрань, серебрение

Народная керамика. Керамика - различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.

Скопинская керамика. Кувшин.

Последняя четверть XIX века

Гжельская керамика. В Гжели Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти всё население местных деревень.

Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарны­ми изделиями, а глины, которые они употребляли, отлича­лись высоким качеством.

В середине XVIII века гжельские мастера начали вы­пускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изо­бражались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены.

Сосуды украшались также скульптурой: условно пере­данными человеческими фигурками, птицами, животными. Скульптура выполнялась отдельно.

Керамика. А.И. Рожко.

Квасник на двух птицах Керамика. З.В. Окулова. Набор чайников

Кружевоплетение. Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века Ручное кру­жевоплетение возникло и сформировалось сразу как народ­ный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. За­падноевропейское кружево стало проникать в Россию во вто­рой половине XVII - начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние круже­ва, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга.

Вологодское кружево

Елецкое кружево

Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и пере­давалось из поколения в поколение. С течением веков посте­пенно сложился традиционный круг узоров, характер рас­цветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки.

Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваи­вая их и запоминая вместе с освоением самого процесса ис­полнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день (69, С. 263-304).

Мстёрская вышивка

Ивановская вышивка Крестетская вышивка



Декоративно-прикладное искусство

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом- ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма предмета и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональном звучании), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно- прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительного искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и эмоционально- образного содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство интенсивно развивающегося массового машинного производства (см. Художественная промышленность) художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) или фабричного (Веркбунд) труда, возродить эмоционально-образную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. Модерн). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Октябрьской революции 1917, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функционалистов в Германии (см. Баухауз) и других странах, что во многом предваряло появление дизайна. Выдвижение на первый план в художественном творчестве формально- технологической стороны в начале 1920-х гг. привело к её абсолютизации, отождествлению художественного творчества с производством вещей, отрицанию роли декора в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства. Возрож- дение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 30-х гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства ряда технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в конце 40-х-начале 50-х гг., заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 50-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же, как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведения народного декоративно- прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники декоративно-прикладного искусства см. статьи Батик , Ваза , Веер , Вышивка , Гобелен , Игрушка , Инкрустация , Интарсия , Керамика , Ковёр , Ковка , Кружево , Лаки , Майолика , Маркетри , Мебель , Набойка , Насечка , Резьба , Роспись декоративная , Стекло , Терракота , Тиснение , Ткани , Фарфор , Фаянс , Филигрань , Хрусталь , Чеканка , Чернь , Шпалера , Эмали , Ювелирное искусство .










Литература: Д. Аркин, Искусство бытовой вещи, М., 1932; М. С. Каган, О прикладном искусстве, Л., 1961; А. В. Салтыков, Избранные труды, М., 1962; А. К. Чекалов, Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1962; А. Моран, История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней, перевод с французского, М., 1982; Magne L. et H. М., L"art appliquй aux mйtiers, v. 1-8, P., 1913-28; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und VЦlker, hrsg. Von H. Th. Bossert, Bd 1-6, В., 1929-35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell"arredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52; Fleming J., Honour H., The Penguin dictionary of the decorative arts, L., 1977; Bunte Welt der Antiquitдten, Dresden, 1980; Lucie-Smith E., The story of craft, Ithaca (N. Y.), 1981.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

декорати́вно-прикладно́е иску́сство

Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др.), а также художественная обработка утилитарных предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.). Мастера декоративно-прикладного искусства используют самые разнообразные материалы – металл (бронзу, серебро, золото, платину, различные сплавы), дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани) и др. Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных металлов и камней – ювелирным искусством .


В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды называют вазописью .


Декоративно-прикладные изделия должны быть прежде всего удобны в использовании и красивы. Они создают предметную среду вокруг человека, воздействуя на его душевное состояние и настроение. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием, поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность обработки играют в нём важнейшую роль. В форме вазы, игрушки, предмета мебели, в системе их украшений мастер стремится выявить прозрачность стекла, пластичность глины, теплоту дерева и текстуру его поверхности, твёрдость камня и естественный рисунок его прожилок. При этом форма изделия может быть как абстрактной, так и напоминать цветок, дерево, фигуру человека или животного.


В украшениях широко применяются различные орнаменты . Часто именно декор превращает бытовой предмет в произведение искусства (хохломская чаша простой формы, расписанная яркими узорами по золоту; платье скромного фасона, украшенное вышивкой или кружевами). При этом очень важно, чтобы орнаменты и фигуративные изображения не противоречили форме изделия, а выявляли её. Так, в древнегреческих вазах узорные полосы отделяют тулово (центральную часть) от ножки и горловины, роспись тулова подчёркивает его выпуклость.


Декоративно-прикладное искусство существует с глубокой древности. Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали резьбой и узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём. Традиции древнего искусства продолжают жить в фольклоре, в изделиях народных промыслов . В дальнейшем выделяется утварь для исполнения священных обрядов и предметы роскоши, призванные подчеркнуть богатство и властную силу своих владельцев. В этих изделиях использовались редкие, драгоценные материалы и богатый декор. Развитие промышленного производства в 19 в. позволило создавать произведения декоративно-прикладного искусства для массового потребителя. При этом замысел, эскиз росписи, форма для изготовления и т. д. принадлежали крупным мастерам, а готовые изделия тиражировались работниками фабрик и заводов (шпалеры по эскизам известных мастеров, изделия фарфоровых заводов и т. д.). Применение промышленных технологий положило начало искусству дизайна .

decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.

Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Основные виды декоративно - прикладного искусства:

  1. (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
  2. Бисероплетение

Остановимся на последнем из выше перечисленного.

Плетение бисером - древнее искусство. История бисероплетения насчитывает более пяти тысячелетий. Однако техники плетения остались теми же, и даже дети способны создавать несложные поделки из бисера.

Бисероплетение для детей: а нужно ли это? Возможно, многие считают, что подобное приобщение школьников к декоративно - прикладному искусству, в частности к бисероплетению целесообразно лишь в художественных центрах, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Дело в том, что помимо красоты, это довольно - таки полезное во всех отношениях искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, что актуально для дошкольников. Развивается мелкая моторика и точность движений, что нелишне в любом случае. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления, что также пригодится. Сделанное своими руками украшение ценится больше, чем покупное. Наличие самодельных оригинальных украшений способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе. Бисероплетение помогает детям выражать свои эмоции.

Занятия по бисероплетению проводятся в группах и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером.

Приобщение детей к декоративно - прикладному искусству, к овладению его приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса.

ольга макеенко
«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре»

Введение

Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался веками. Народная культура отражает быт и навыки наших предков, которые нашли отражение в том или ином роде искусств .

Изучение народной культуры должно входить в обязательную программу обучения детей . Ведь именно с детства у людей формируются привычки и навыки. Для того, чтобы правильно складывалось понятие о мире, об искусстве необходимо с самых ранних лет формировать в сознании малышей представления об окружающем мире, а также рассказывать об истории как страны в целом, так и региона, в котором он проживает. Дети – это наше продолжение, от того, как мы их воспитаем, зависит будущее, как семьи, так и города, страны и мира в целом.

«Путеводителями» в данном случае будут выступать родители, а также педагоги. Будущим преподавателям педагогических училищ, заведующим детскими садами и методистам по дошкольному воспитанию необходимо знать основные методы и приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает изобразительная.

Народная культура это традиционная культура , которая включает культурные пласты разных эпох , от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Такая культура бесписьменная , именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.

Существует несколько способов, с помощью которых возможно обучение детей народной культуре . В их число входит и литература, и кино, и сказки. Можно отнести и картины, и игры и многое, многое другое.

В данной работе рассмотрим декоративно- прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре . Для реализации заданной цели потребуется, в первую очередь, рассмотреть основные понятия данной темы. Это понятие , его основные направления и виды; понятие народной культуры ; и средства приобщения детей к народной культуре .

Представляет собой раздел декоративного искусства , который охватывает несколько отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий и предназначенных, главным образом, для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть : различная утварь, мебель, оружие, ткани, орудия труда, а также другие изделия, которые не являются по изначальному предназначению произведениями искусства , но приобретают художественное качество вследствие приложения к ним труда художника; одежда и всякого рода украшения.

Со второй половины девятнадцатого века в научной литературе утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства :

1. В зависимости от используемого материала (керамика, металл, текстиль, дерево) ;

2. В зависимости от техники выполнения (резьба, набойка, литьё, чеканка, вышивка, роспись, интарсия) .

Предложенная классификация связана с важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют органическую часть предметной среды , с которой повседневно соприкасается человек, и своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Произведения декоративно-прикладного искусства эстетически насыщают и преображают среду , окружающую человека, и, в то же время, как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурным и пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (гарнитур мебели илисервиз, костюм или набор ювелирных изделий) . В связи с этим, идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при реальном представлении об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком .

Декоративно - прикладное искусство возникло на самых ранних этапах развития человеческого общества, и на протяжении многих веков является важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества.

Согласно другому источнику, декоративно- прикладное искусство – это создание художественных изделий, которые имеют практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др., а также художественная обработка старых предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.) . Также, как и в предыдущем обозначении, мастерами декоративно-прикладного искусства используются самые разнообразные материалы – металл (серебро, золото, платину, бронзу, а также различные сплавы, дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани ) и др.

Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных камней и металлов - ювелирным искусством . В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды именуют вазописью.

Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.) . Уже первобытные мастера украшали узорами и резьбой посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём.

Традиции древнего искусства продолжают проявляться в фольклоре и в изделиях народных промыслов .

Таким образом, на основании вышеизложенного, отметим основные моменты. Итак, термин декоративно- прикладное искусство условно объединяет два обширных рода искусств : декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно -прикладного творчества в основном имеют практическое употребление в повседневной жизни. Это отличительная особенность данного вида искусства .

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают определенными характеристикам : эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект и служат для оформления быта и интерьера.

Виды декоративного прикладного искусства : шитье, вязание, выжигание, ковроткачество, ткачество, вышивание, художественная обработка кожи, патчворк (шитье из лоскутков, художественная резьба, рисование и прочее. В свою очередь, нужно отметить, что некоторые виды декоративно-прикладного искусства подлежат собственной классификации. К примеру, выжигание представляет собой нанесение рисунка поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы, и бывает : выжигание по дереву, выжигание по ткани (гильоширование, изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата, горячее тиснение.

2. Народная культура

Ранее, уже было предоставлено определение понятия народная культура . Повторюсь, народная культура- это традиционная культура , в которую включаются культурные пласты разных эпох - от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная , и поэтому в ней большое значение принадлежит традиции, как способу передачи жизненно важной для общества информации. Данное определение достаточно емкое, но не единственное. Обратимся к другим источникам.

Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать. Культура - это набор кодов , которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность.

Понятие "народ " в русском и европейских языках -это население, совокупность индивидов. Также, народ понимается как общность людей, осознавших себя этническим или территориальным сообществом, социальным сословием, группой, иногда представляющим все общество, к примеру, в какой-то решающий исторический момент (национально-освободительные войны, революции, восстановление страны и так далее, обладающим сходными (общими) верованиями, представлениями или идеалами.

Данная общность и выступает субъектом и носителем особой целостной культуры , отличной своим видением мира, способами воплощения в различных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики , которая часто восходит к древности. В далеком прошлом ее носителем было все сообщество (род, племя, позднее этнос (народ ) .

В прошлом, народная культура определяла и закрепляла все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей , характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зернои убирать урожай, выгонять скот, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и прочее. В настоящее время, в период усложнения общественных отношений, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики , народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры .

В народной культуре творчество анонимно , так как не осознается личное авторство, и неизменно довлеет целевая установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. Этим образцом как бы "владеет" все сообщество, а индивид (сказитель, мастер-ремесленник, даже очень искусный , воспринимая унаследованные от предков образцы, эталоны, идентифицируется с сообществом, осознает свою принадлежность к культуре локуса , этноса, субэтноса.

Проявления народной культуры – это идентификация себя со своим народом , его традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики.

Важным качеством народной культуры во все периоды является традиционность. Традиционность определяет е ценностно-нормативное и смысловое содержание народной культуры , социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению.

Таким образом, народная культура – это культура , создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа , не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют : религиозная (христианская,нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы . Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах , существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика ) .Народная культура есть базис национальной культуры , педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа , преемственность поколений, возрастание его духа.

3. Средства приобщения детей к народной культуре .

В связи с особенностями возраста, для приобщения ребенка к любому из навыков необходимо применение особого подхода. В основном, для этого используется игра, поскольку наиболее интересна для малышей. В процессе игры дети заинтересовываются предметом, что позволяет раскрыть наиболее значимые элементы не навязывая ребенку их, а легко и не принужденно. Игры выбирают с учетом несения ими полезной информации о культуре народа , на территории которого он проживает, либо того, о котором нужно рассказать. В процессе игры рассказывают особенности народности , также они могут быть заложены в правилах. К примеру, можно организовать игру-соревнование : кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра стимулирует их познавательную активность, развивает у детишек наблюдательность, учит формулировать и высказывать свои мысли.

Помимо игры, возможно, использовать рисование, живопись. Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства , это - высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Данный жанр способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей , воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, чувство любви к своему краю, своей истории. Пейзажная живопись развивает воображение и ассоциативное мышление ребенка,чувственную,эмоциональную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства , способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие является одной из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей , психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, а изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Детям нравится пробовать что-то новое. Важно не испортить отношение ребенка к творчеству, поскольку это может повлиять на его дальнейшую жизнь. Нужно позволить раскрыть его возможности и не ругать, если что-то не получается. Ведь, у людей с детства заложены предпочтения : кому нравится рисовать, кто-то находит себя в музыке, третьи станут гуманитариями. С учетом этого и нужно использовать разные методы в обучении детей , чтобы они сами определили для себя, что им нравится, иначе в последующем, в выборе профессии, решающими станут факторы, навязанные из вне, а не то, что действительно интересно и чему стоит посвятить свою жизнь. Овладеть всей суммой средств и способов изображения, составляющих изобразительную грамоту, ребенок не может. Знание педагогом особенностей выразительных средств каждого искусства помогает установить , какие из них могут быть осознаны и освоены ребенком и какие недоступны ему.

Таким образом, основной целью развития дошкольного образования является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. На занятиях с малышами основная задача педагога – привлечь их внимание к картине, скульптуре или другому произведению и удержать его. Малыши охотнее интересуются картинами, если педагогу удастся пробудить их фантазию, включить детишек в игру. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.

Заключение

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству это знакомство с традиционными бытовыми предметами. Дети узнают, как и для чего применялась та или иная вещь, пробуют сами использовать ее. Помимо этого, детям предлагается рассматривать декоративные узоры , объясняет символическое значение отдельных элементов орнамента. Важно обратить внимание ребенка на повторяемость узоров и отдельных элементов на разных предметах, и рассказать, какие традиционные способы украшения вещей присущи разным районам России.

На занятиях, которые посвящают традиционным народным промыслам , дети обучаются основным принципами построения орнамента, учатся правильно выполнять повторяющиеся элементы. Образцами для детской лепки и росписи могут быть традиционная посуда, игрушка и другие бытовые предметы.

В целях приобщения детей к искусству используются познавательные и творческие занятия, что подразумевает посещение разнообразных выставок картин, скульптуры , народного искусства и так далее . Можно проводить экскурсии, но они предназначены детей , старше пятилетнего возраста. Выставочные экспонаты, просмотр которых сопровождается пояснениями экскурсовода, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях по эстетическому воспитанию.

Декоративно- прикладное искусство находится в тесной взаимосвязи с народной культурой . Данный вид искусства воплощает в себе народную культуру . С помощью декоративно-прикладного искусства можно изучать народную культуру .

Декоративно- прикладное искусство содержит большой объем информации, которая полезна для детей в процессе изучения истории своей или другой страны, нации или общности. Как средство приобщения к народной культуре декоративно- прикладное искусство является одним из самых эффективных и интересных.

Человек всегда старался приукрасить свою жизнь, внося в нее элементы эстетики и творчества. Ремесленники, создавая предметы быта - посуду, одежду, мебель, декорировали их орнаментами, узорами, резьбой, инкрустировали драгоценными камнями, превращая в настоящие произведения искусства.

Декоративное искусство, по сути, существовало еще в доисторические времена, когда украшал свое жилище наскальными рисунками, но в академической литературе оно выделено только в 50-х годах 19-го века.

Значение термина

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать».

Подразделяется на такие составляющие виды искусства:

  • монументальное - оформление декором, росписью, мозаикой, витражами, резьбой зданий и сооружений;
  • прикладное - касается всех в том числе посуды, мебели, одежды, текстиля;
  • оформительское - творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин.

Главным признаком, по которому декоративное отличают от изящного, является его практичность, возможность использования в быту, а не просто эстетическое наполнение.

Для примера, картина - это предмет изящного искусства, а украшенный резьбой подсвечник или расписная керамическая тарелка - прикладного.

Классификация

Отрасли этого вида искусства классифицируются по:

  • Материалам, применяемым в процессе работы. Это может быть металл, камень, древесина, стекло, керамика, текстиль.
  • Технике выполнения. Применяются самые различные приемы - резьба, инкрустация, литье, набойка, чеканка, вышивка, батик, роспись, лозоплетение, макраме и прочие.
  • Функциям - предмет мог использоваться по-разному, например, как мебель, посуда или игрушка.

Как видно из классификации, данное понятие имеет очень широкий охват. Тесно связано с художественностью, архитектурой, дизайном. Предметы декоративно-прикладного искусства формируют материальный мир, окружающий человека, делая его прекрасней и богаче в эстетическом и образном плане.

Возникновение

Во все века ремесленники старались украсить плоды своего труда. Они были искусными мастерами, обладали прекрасным вкусом, из поколения в поколение совершенствовали свои умения, тщательно оберегая секреты внутри семьи. Их кубки, знамена, гобелены, одежда, столовые приборы и прочие предметы быта, а также витражи, фрески отличались высокой художественностью.

Почему же определение «декоративное искусство» появилось именно в середине 19-го столетия? Это связано с когда в ходе быстрого роста машинного производства изготовление товаров из рук ремесленников перешло на заводы и фабрики. Продукция стала унифицированной, неуникальной и часто непривлекательной. Ее главной задачей стала лишь грубая функциональность. В таких условиях прикладной промысел буквально означал изготовление единичного товара с высокой художественной ценностью. Мастера прикладывали свое искусство, создавая эксклюзивные декорированные предметы быта, которые в условиях промышленного бума стали пользоваться особым спросом в богатых слоях общества. Так и родился термин «декоративно-прикладное искусство».

История развития

Возраст декоративного искусства равен возрасту человечества. Первые найденные предметы творчества относятся к эпохе палеолита и представляют собой наскальные рисунки, украшения, ритуальные статуэтки, костяные или каменные предметы быта. Учитывая примитивность орудий, декоративное искусство в древнем обществе было очень простым и грубым.

Дальнейшее усовершенствование средств труда приводит к тому, что предметы, служащие практическим целям и одновременно украшающие быт, становятся все более изящными и утонченными. Мастера вкладывают в предметы обихода свой талант и вкус, эмоциональное настроение.

Народное декоративное искусство пронизано элементами духовной культуры, традициями и взглядами нации, характером эпохи. Оно охватывает в своем развитии огромные временные и пространственные пласты, материал многих поколений поистине необъятен, поэтому невозможно все жанры и виды его выстроить в одну историческую линию. Этапы развития условно разбиты на самые значимые периоды, в пределах которых выделяются наиболее яркие шедевры декоративно-прикладного искусства.

Древний мир

Декоративное искусство Египта является одной из самых значимых страниц в истории прикладного творчества. Египетские мастера довели до совершенства такие художественные ремесла, как резьба по кости и дереву, обработка металла, ювелирное дело, изготовление цветного стекла и фаянса, тончайших узорчатых тканей. На высоте было кожевное, ткацкое, гончарное ремесла. Художники Египта сотворили чудесные памятники искусства, которыми весь мир восхищается и сегодня.

Не менее значимым в истории прикладного искусства стали достижения древневосточных мастеров (Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Урарту). Декоративное искусство этих государств особенно ярко выразилось в таких ремеслах, как резьба на слоновой кости, чеканка по золоту и серебру, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, художественная ковка. Отличительной чертой изделий этих народов была простота форм, любовь в декоре к мелким и подробным деталям и изобилие ярких цветов. Очень высокого уровня достигло

Изделия ремесленников античности украшены изображениями растений и животных, мифических существ и героями легенд. В работе использовался металл, в том числе благородный, фаянс, слоновая кость, стекло, камень, дерево. Высочайшего мастерства достигли критские ювелиры.

Декоративное искусство стран Востока - Ирана, Индии - пронизано глубокой лиричностью, утонченностью образов в сочетании с классической ясностью и чистотой стиля. Спустя столетия вызывают восхищение ткани - муслин, парча и шелк, ковры, золотые и серебряные изделия, чеканка и гравюры, расписная глазурованная керамика. Поражают воображение люстровые и бордюрные изразцы, которыми украшали светские и религиозные строения. Уникальным приемом стала художественная каллиграфия.

Неповторимой самобытностью и эксклюзивными приемами отличается декоративное искусство Китая, которое оказало серьезное влияние на работы мастеров Японии, Кореи, Монголии.

Искусство Европы формировалось под влиянием декоративно-прикладного мастерства Византии, впитавшей в себя дух античного мира.

Самобытность Руси

Народное декоративное испытало на себе влияние скифской культуры. Художественные формы достигли большой изобразительной силы и выразительности. Славяне использовали стекло, горный хрусталь, сердолик, янтарь. Получило развитие ювелирное дело и металлообработка, резьба по кости, керамика, декоративная роспись храмов.

Особое место занимает писанкарство, резьба по дереву, вышивка и плетение. В этих видах искусства славяне достигли больших высот, создавая утонченные изысканные изделия.

Основой декоративного искусства стали национальный орнамент и узоры.