Асаф мессерер биография. Исторические гастроли асафа и суламифи мессерер. Борис Мессерер Струйка дыма

«Заниматься классическим танцем я начал только в шестнадцать лет.
Не следует, однако, заимствовать подобный пример.
Начинать учиться классическому танцу надо в раннем детстве, иначе придётся не только преодолевать обычные сложности, стоящие перед будущим артистом балета, но и (как это привелось мне) столкнуться с удесятеренными трудностями на пути к обретению техники.
Итак, я начал в шестнадцать. И притом совершенно случайно. Увлекаясь спортом - лёгкой атлетикой, гимнастикой, футболом, я знал, конечно, о существовании балета, но совершенно им не интересовался. Но однажды я увидел «Коппелию». Танцевали А. Балашова и Л. Жуков.
Сказать, что мне понравился спектакль и исполнители главных ролей, - значит сказать очень мало.
Меня просто неудержимо потянуло к тому, что я увидел. Мне не приходило в голову, что я опоздал посвятить себя балету, хотя об этом с откровенной и жестокой прямотой мне сказали в хореографическом училище Большого театра, куда я пришел вскоре после поразившей меня «Коппелии».
- Как поступить к вам учиться?
- А сколько тебе лет?
- Шестнадцать.
- Но в шестнадцать у нас кончают учиться, а не начинают.
- А как же быть? Я решил научиться танцевать во что бы то ни стало.
- Попробуй поступить в какую-нибудь частную студию...»

Мессерер А.М., Уроки классического танца, М., «Искусство», 1967 г., с. 8.

«В классах Горского и Тихомирова я усваивал различные «секреты мастерства», разные, но одинаково важные приёмы овладения профессиональными знаниями. До мастерства было, разумеется, очень далеко, но каждый день приносил нечто новое. Всё, что узнавал утром, я ещё много раз повторял вечером один, в пустом классе.
То, что я усвоил, продумал, осознал, мне хотелось проверить на других».

Мессерер А.М., Уроки классического танца, М., «Искусство», 1967 г., с.13-14.

До 1954 года Асаф Мессерер был ведущим солистом Большого театра. Был известен тем, что постоянно увеличивал сложность балетных движений.

«Его пребывание в воздухе было таинственно, волшебно. Это видели многие зрители, это видели Шаляпин и Собинов - он совпал с ними на великой сцене, это видели Мейерхольд и Михоэлс - он совпал с ними в трагическом времени».

Ахмадулина Б.А. , Памяти Великого Артиста / Миг бытия, М., «Аграф», 1997 г., с. 199.

Позже Асаф Мессерер начал вести класс ведущих танцовщиков и балерин Большого театра.

«… я постоянно искал для каждой из них свои штрихи, свою окраску.
Приходилось много работать не только на репетициях, где отшлифовывалась каждая деталь танца, но и в классе, пересматривать привычные технические приёмы исполнения движений, раскрывать их новые качества, соразмерять пригодность их для той или иной хореографической композиции, находить ту эмоциональную окраску движений, которая способствует выразительности танца, делает его ярким, характеризует его особыми отличительными свойствами и чертами.

Многое я находил. Но не всегда найденное было удачным. Например, желая отобразить в некоторых вариациях, построенных на больших прыжках, динамику взлёта, я предварительно пробовал в классе форсировать силу прыжка, добиваясь ещё большей его высоты и протяжённости. Переносил достигнутое на сцену.

И оказывалось, что при задуманной форме прыжков не хватало одинаковой интенсивности для исполнения всего номера, - развитие танца шло не на усиление, а на спад.

Я пришёл к твёрдому убеждению, что подлинно профессиональное исполнение любого танца требует обязательной экономии сил и правильного их распределения.

Этому же я стал учить и своих учеников, ибо заметил, что молодым артистам свойственно желание поразить публику (или своих товарищей по классу) в начале танца, не задумываясь над тем, из какого «запаса» они будут черпать силы, скажем, для заключительного пируэта. А ведь если танец исполнен отлично, но его финал - самая последняя «точка» - окажется смазанным, то теряется всё впечатление , и публика справедливо не простит того, что исполнитель не смог выполнить свой танец с необходимой экспрессией к его завершению.

Чтобы достичь такого танцевального crescendo, необходимо научиться правильно использовать связующие движения для отдыха, для того, чтобы « набрать дыхание » и подойти к очередному сильному, сложному и эффектному па. Однако делать это надо отнюдь не снижая внимания к качеству их исполнения. Зритель должен видеть безупречную танцевальную кантилену всего хореографического рисунка, видеть танец «единый и неделимый» во всей его прелести.

Для развития большей свободы, гармоничности танца я считал необходимым научиться самому и научить своих учеников выполнять любое движение совершенно одинаково как в правую, так и в левую сторону.

Ещё одно положение открылось мне в процессе работы на сцене: никогда не надо стремиться к введению наиболее удающихся тебе движений во все исполняемые вариации.

Соблазн этот велик, особенно для начинающих артистов, но подобная практика обедняет исполнительское мастерство и образность танца. Ведь то, что хорошо для Колена, вряд ли годится для танцевальной характеристики Зигфрида, а то, что хорошо для Базиля, плохо для Дезире, даже если думать, что всех их роднит классический танец. Но классический танец сказочно богат! И он всегда должен выглядеть разным, чтобы герои балетов отличались друг от друга не костюмом, а танцем, точнее образ был выражен в яркой неповторимой хореографической форме.

Так, шаг за шагом постигал я сложные законы балетного искусства. И если в начале моей педагогической работы почти всё внимание сосредоточивалось на уяснении методологии движений, то впоследствии я начал ставить перед собой куда более сложные задачи. Я стремился в своих классах добиваться не только постоянного и неукоснительного совершенствования техники, обогащения её, но и развития безупречной выразительности, артистичности, художественности исполнения классического танца.

Я понял, что в ведении класса артистов балета нужна определённая система, что каждый урок должен иметь свою целевую задачу, свою тему, своё лейтдвижение».

Мессерер А.М., Уроки классического танца, М., «Искусство», 1967 г., с. 17-18.

Асаф Мессерер в 1960-х годах работал в труппе Мориса Бежара в Брюсселе.

«Законы искусства классического танца, пластическая гармония и красота его форм, образное воплощение балетных произведений познаются и достигаются большим и систематическим трудом. Именно такой труд чеканит по-настоящему профессиональную технику балерины и танцовщика, обогащает и совершенствует их художественное мастерство. Артист балета должен заниматься ежедневно. Иначе он не только не разовьёт свои природные данные и профессиональные навыки, но утратит и то, чем он обладал поначалу, пройдя многолетнее обучение в хореографическом училище, - форму, технику движения, эластичность и гибкость, потеряет, в сущности, способность танцевать. […] В свете этого, в данной книге я делюсь своими знаниями, собственным опытом ведения классов артистов балета. Метод, которым я пользуюсь, складывался в течение многих лет моей педагогической и сценической работы. Начав преподавать почти одновременно с вступлением в труппу Большого театра - в начале двадцатых годов, - я всё время согласовывал свои педагогические приёмы с тем, что мне подсказывала сцена. Исполняя различные партии в спектаклях Большого театра, занимаясь под руководством таких выдающихся педагогов, как А. Горский, В. Тихомиров и позднее В. Семёнов, начав самостоятельно преподавать и ставить танцы, я накапливал необходимые знания для своей дальнейшей педагогической работы».

Мессерер А.М., Уроки классического танца, СПб, «Лань», 2004 г., с. 10 и 12.

Личное дело

Асаф Михайлович Мессерер (1903 – 1992) родился в городе Вильно. В 1904 году его отец получил диплом зубного врача, дававший право на жительство и практику в Москве, и семья переехала в Москву, в дом в Мыльниковом переулке, недалеко от Чистых прудов. Асаф учился в реальном училище и занимался в нескольких спортивных клубах: бегом, прыжками, фехтованием, теннисом, гимнастикой.

В 16 лет Асаф Мессерер попал на балетный спектакль Большого театра и решил стать артистом балета. Так как в столь большом возрасте нельзя было поступить в балетное училище, он начал заниматься в частной студии Михаила Мордкина, где быстро раскрылось его незаурядное дарование. Чтобы заработать деньги на занятия в студии, Мессерер поступил в танцевальную труппу драматического Театра Художественно-просветительского союза рабочих организаций. В 1919 году по инициативе балетмейстера Александра Горского в Московском хореографическом училище впервые был произведен набор класса для взрослых, куда принимали на конкурсной основе людей, уже имевших некоторую подготовку. Асаф Мессерер успешно прошел испытания и был зачислен в восьмой класс, который вел сам Горский. В 1921 году он окончил обучение и был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, но уже очень скоро ему поручили первую ведущую партию – Океана в «Коньке-Горбунке».

Среди партий Асафа Мессерера в Большом театре: Колен («Тщетная предосторожность»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Принц («Щелкунчик»), сарацинский танец и Бернар («Раймонда»), Петрушка и Арап («Петрушка»), Раб и Пират («Корсар»), индусский танец («Баядерка»), Арлекин («Миллионы Арлекина»), Раб и Океан («Конек-Горбунок»), Франц («Коппелия»), Раб и Иосиф («Иосиф Прекрасный»), Зефир («Теолинда»), Зефир («Эсмеральда»), Голубая птица («Спящая красавица»), Божок, Китайский фокусник и Японский матрос («Красный мак»), Лидийский военачальник («Саламбо»), Базиль, Филипп («Пламя Парижа»). Был ведущим танцовщиком Большого театра до 1954 года.

Уже с 1925 года Асаф Мессерер выступает как балетмейстер. В студии «Драмбалет» он поставил «Войну игрушек» на музыку Шумана, затем «Игры в танцах» и «Спортивные танцы» на сборную музыку. В Большом театре в 1925 году он ставит спектакль Москоского художественного училища «Фея кукол» (под названием «Волшебница кукол», совместно с Е. И. Долинской). В 1930 году на сцене Экспериментального театра – филиала Большого театра – им был поставлен балет «Тщетная предосторожность» (совместно с И. А. Моисеевым). Затем были постановки балетов «Спящая красавица» (1936, 1944, 1952), «Лебединое озеро» (1937), «Класс-концерт» (1962), «На берегу моря» (1953, Вильнюсский театр), «Урок танца» (1960, МХУ; 1961, Брюссель). Ставил также танцы в операх Большого театра.

В 1941 году Мессерер получил Сталинскую премию II степени, а в 1947 – Сталинскую премию I степени за исполнение партии Филиппа в балете «Пламя Парижа».

Чем знаменит

Танец с лентами из балета "Красный мак" Афиша фильма "Большой концерт"

Выдающийся артист балета, значительно обогативший технику мужского танца. Более сложные вариации мужских партии, включавшие двойные и тройные пируэты и повороты в прыжке, разработанные Мессерером, впоследствии стали широко распространенными приемами у танцовщиков. Ввел в мужские партии некоторые элементы, ранее исполнявшиеся только балеринами (например, со-де-баск). Критики отмечали жизнерадостность и эмоциональность его танца, подчас ироничную трактовку образов. Помимо танцевальных партий в классических и современных балетных постановках Асаф Мессерер создал ряд концертных номеров, которые сам же исполнял: «Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. В. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова. Наибольшим успехом пользовался номер «Футболист» на музыку А. И. Цфасмана.

О чем надо знать

Как педагог Асаф Мессерер стал известен не меньше, а, возможно, даже больше, чем как артист балета. Преподавать он начал еще в 1920 году, сначала в студии «Драмбалет» и на вечерних курсах при Большом театре. С 1923 по 1960 год работал педагогом в Московском художественном училище. С 1946 года вел класс для ведущих танцовщиков и балерин в Большом театре. Как педагог и балетмейстер Асаф Мессерер работал в труппе Мориса Бежара в Брюсселе (1961-62), а также в Венгрии и Польше. Его учебник «Уроки классического танца» (1967) выдержал несколько изданий.

Прямая речь

«Теперь я расскажу об одном из зимних вечеров 1919 года. В Большом театре дают балет "Коппелия", и я случайно оказываюсь на гудящей галерке. В театре холодно, публика сидит в валенках, в шубах, под куполом висит морозный туман от дыхания зрителей. Зима 1919 года была вообще какой-то небывало лютой и голодной. Москва глубоко утонула в снегу, на улицах валялись закоченевшие дохлые лошади, их никто не убирал. У нас в доме вся жизнь перенеслась в ту комнату, где топилась "буржуйка". Длинная, голенастая труба тянулась от нее в форточку. Поэтому в комнате дыма было больше, чем тепла. Мать варила суп: на чугун кипятка горсть пшена. Мы сидим, жмемся ближе к "буржуйке" и друг к другу... И вдруг - Большой театр! Красный бархат партера и лож, золото, сияние огней в хрустальных подвесках. Все это казалось почти ирреальным и все-таки было явью. Радостная роскошь обстановки, звуки настраиваемых в оркестре инструментов, тьма, медленно сходившая в зал вслед меркнувшей люстре, взлетающий вверх занавес и, наконец, яркая сцена, на которой, непричастно стуже, стояла грациозная балерина в короткой пачке и резво веселая. Главные партии в "Коппелии" исполняли тогдашние премьеры Большого театра Александра Балашова и Леонид Жуков. Весь спектакль я простоял в своих полумальчиковых ботинках, которые мать достала мне по случаю. Они ужасно жали, будучи на два номера меньше моих ног. И лишь на "Коппелии" я, кажется, впервые забыл о своих мучениях. Как же так, ошеломленно думал я, артисты не произносят ни слова, а мне все понятно! Яснее, чем даже в опере, которую я к тому времени уже слышал. Не помню, какая это была опера, но ясно помню, что скучал и все время пытался разобрать слова, которые певцы пели, едва проборматывая, с ужасной дикцией. А тут - сказка, веселье, игра. Танцовщики вершат ее в вариациях, прыжках, кабриолях, антраша, пируэтах, турах в воздухе - чудо! Разумеется, я лишь значительно позже узнал названия всех этих движений. Но мог ли я предполагать, что всего через два года сам буду танцевать на прославленной сцене! На "Коппелии" я лишь догадался, что танцы - это мое. Мне нужно идти в балет».

Из книги Асафа Мессерера «Танец. Мысль. Время»

«Я понял, что в ведении класса артистов балета нужно определенная система, что каждый урок должен иметь свою целевую задачу, свою тему, свое лейтдвижение. Следуя педагогическим принципам В.Д. Тихомирова, я развиваю отдельные хореографические темы в течение каждой учебной недели. В процессе работы над хореографической темой класса, я заранее определяю построение каждой танцевальной комбинации и намечаю разработку какого-либо прыжкового «лейтдвижения». Исходя из закономерностей его развития, он стремлюсь, начиная с упражнений у станка, подготавливать мышцы к освоению данной танцевальной формы в определенных ее частях. Когда мышцы получают достаточную подготовку, «лейтдвижение» включается мною в целый ряд прыжковых комбинаций, начиная с более легкой формы маленьких и средних прыжков, варьируя ее с заносками, переходя затем к большим прыжкам в различных, менее и более сложных поворотов».

Солист балета Большого театра Асаф Михайлович Мессерер родился в 1903 году в г. Вильно в семье врача. Учился он в реальном училище, занимался спортом и собирался стать археологом. Когда юноше было пятнадцать лет, он впервые увидел Балашеву и Л. Жукова на сцене Большого театра. Балетные образы, созданные этими замечательными артистами, пленили его воображение. Он почувствовал вдруг такое острое желание танцевать, что этот памятный вечер неожиданно определил весь его дальнейший творческий путь.

Обычно балетные артисты начинают учиться с семи-восьмилетнего возраста. Асаф Мессерер пришел в балетную школу, когда ему было уже шестнадцать лет. Ему удалось в один год добиться результатов, которых достигают обычно за шесть-восемь лет. После года занятий с известным балетмейстером А. Горским в школе Шаломытовой он был принят сразу в последний класс балетной школы при Большом театре . Талант, напряженный труд и неукротимая воля сломали привычные «нормы». Еще будучи учеником школы, Асаф Михайлович исполнял сольные номера в «Волшебном зеркале» Корещенко и «Кармен» Визе на сцене Большого театра, в балетную труппу которого он был зачислен в следующем году.

С самого начала своего пребывания в театре молодой артист старается перенести в балетный спектакль основы системы К. С. Станиславского. Это не дается без упорных творческих исканий и напряженной борьбы с хранителями отживших канонов старого балета. Но танцовщик смело сбрасывает груз условностей. Друзья из Художественного театра горячо аплодируют новатору и одобряют его на трудном, но верном творческом пути.

Семья Мессерер по истине уникальное явление в начале XX-го века. Пятеро из десяти детей были выдающимися артистами балета, драмы и кино. В их числе знаменитый артист, хореограф и педагог, Асаф Мессерер .

Артист родился в Вильнусе в 1903 году в многодетной семье Мессереров. Затем они перебрались в Москву. В возрасте 15-ти лет Асаф оказался на галёрке балета Большого театра «Коппелия», который произвёл на него неизгладимое впечатление. Юноша больше не представлял своё будущее без балета и театра. Правда путь артиста начался для него с неудачи -16 лет считается достаточно зрелым возрастом для танцоров, особенно балета, поэтому юноше было отказано.

Но он не сдался и начал посещать частные уроки в танцевальной мастерской Михаила Мордкина. Необходимость оплачивать занятия вынудила артиста с самого начала карьеры зарабатывать деньги - Асаф поступил в труппу Нового театра. Он принимал участие в «Виндзоровских красавицах», «Коппелии». С самого начала артист поразил всех своей техникой и исполнением, при том, что он занимался всего полгода.


В 1921-м году Асаф Мессерер поступил в труппу Большого театра. Сперва он танцевал в кордебалете. Усиленно занимаясь, оттачиваю свою технику и артистизм, он пробился в основной драматический состав Большого на долгих 33 года. В эти годы он исполнил весь спектр классических, балетных партий.

В 1933-м году Асаф, вместе со своей сестрой, Суламифь одними из первых отправились на гастроли в Париж и Прибалтику. Также их приглашали в США, но из-за жёсткого графика в Большом они отказались.

Будучи молодым артистом, Асаф Мессерер стал невероятным постановщиком и балетмейстером. Он ставил спектакли в Брюсселе, Варшаве, Будапеште и других европейских городах. При этом Асаф стал очень . 37 лет своей жизни он посвятил преподаванию в Московском хореографическом училище. Отдавая себя своим ученикам, он стремился раскрыть талант каждого в отдельности, подчеркнуть индивидуальность. В своей монографии «Уроки » он представил новую уникальную систему обучения балета.


Всю свою жизнь Асаф Мессерер отдал искусству танца. Влюбленный в танец, артист сделал головокружительную карьера солиста Большого театра и на протяжении 70-ти лет оставался в балете. Он внёс неоценимый вклад в искусство, как

Асаф Михайлович Мессерер (6 ноября 1903, Вильно - 7 марта 1992, Москва) - советский артист балета, балетмейстер, педагог и автор книг; солист Большого театра в 1921-1954 годах, представитель артистической династии Плисецких - Мессерер. Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (1976).

Биография

Асаф Мессерер родился в виленском предместье Снипишки, в семье зубного врача Менделя Берковича (Михаила Борисовича) Мессерера (1866-1942) и Симы Моисеевны Шабад (1870-1929), в которой было ещё 9 детей (Пенина, Маттаний, Моисей, Рахиль, Азарий, Элишева, Суламифь, Эмануил, Аминадав). Отец происходил из Долгиново, мать - из Антоколя.

Заниматься начал с пятнадцати лет, сначала в студии Михаила Мордкина, затем - в Московском хореографическом училище у Александра Горского, по окончании которого в 1921 году был принят в балетную труппу Большого театра.

Работая в нём до 1954 года, станцевал практически все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов. За исполнение партии Филиппа в балете Б. В. Асафьева «Пламя Парижа» в 1947 году был удостоен Сталинской премии I степени.

С середины 1920-х годов начал пробовать себя как балетмейстер. На первых порах сфера интересов Мессерера-хореографа лежала в области экспериментальных постановок, он сотрудничал со Всеволодом Мейерхольдом, однако после разгрома советского театрального авангарда он обратился к доминирующей в те времена форме драмбалета. Мессерер ставил как целые балетные спектакли и танцы в операх, так и отдельные концертные номера, которые зачастую исполнял сам. В конце 1920-х годов работал режиссёром в Московском театре малых форм «Синяя блуза».

Асаф Мессерер - выдающийся балетный педагог. Работал сначала в студии «Драмбалет», затем в вечерней студии Большого театра, в 1923-1960 годах - в Московском хореографическом училище. С 1946 года вёл класс в Большом театре, впоследствии также преподавал за границей.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

  • Первая жена - Анель Судакевич, актриса и художник.
    • Сын - Борис Мессерер.
  • Вторая жена - Ирина Тихомирнова, балерина, балетный педагог, заслуженная артистка РСФСР (1951).
  • Сёстры - Суламифь Мессерер, балерина Большого театра, чемпионка СССР по плаванию, педагог «Токио балле» и труппы Ковент-Гарден; Рахиль Мессерер, актриса немого кино. Брат - Азарий Азарин, актёр, художественный руководитель театра им. Ермоловой.
  • Племянница - Майя Плисецкая. Племянники - Наум Азарин, балетный педагог и репетитор; Азарий Мессерер, радиожурналист, переводчик, теоретик массмедиа; Михаил Мессерер, педагог-балетмейстер, главный балетмейстер Михайловского театра.

Награды и премии

  • 1941 - Сталинская премия II степени; за большие достижения в области балетного искусства.
  • 1947 - Сталинская премия I степени; за исполнение партии Филиппа в балетном спектакле «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева.
  • 1951 - Народный артист РСФСР
  • 1953 - Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР
  • 1976 - Народный артист СССР
  • 3 ордена, а также медали.

Библиография

  • «Уроки классического танца»
  • «Танец. Мысль. Время» М., 1990

Фильмография

  • 1989 - «Асаф Мессерер», документальный фильм, 55 мин, режиссёр Феликс Слидовкер.
  • 2003 - «Золотой век Асафа Мессерера», документальный фильм, 39 мин, режиссёр Никита Тихонов.

Источники

  • Русский балет и его звёзды / Под ред. Е. Суриц - М.: Большая Российская энциклопедия; Борнмут: Паркстоун, 1998-208 с.: илл. ISBN 5-85270-135-1