Василий кандинский самые известные картины. Самые известные картины кандинского. Наиболее известные работы

На долю Василия Кандинского выпало немало испытаний. Он смог пережить и войны и революции, диктаторский режим. Его искусство не понимали, что вызывало возмущение со стороны критиков.

На 1911 год приходится становление Кандинского как абстракциониста. Он называет свои работы композициями, впечатлениями, импровизациями. Классический пример полотно «Импровизация 21А». Это абстрактная композиция, но если всмотреться, можно увидеть реальные предметы. Например, в центральной части видна гора с башней. Четкие чёрные линии окружают участки интенсивного цвета. Такие линии станут основными в творчестве Кандинского.

Одной из редких картин написанной маслом является «В сером». Она была задумана как композиция с горами, лодками и фигурами людей. Но на окончательном полотне эти предметы и фигуры почти не различимы. Все сведено к абстрактным иероглифам. Картина отражает стремление художника к продуманной композиции живописного пространства. Палитра мастера становится более мягкой. Приглушенные серые, коричневые, голубые тона характерны для так называемого русского периода творчества Кандинского. Уехав в Германию, цвета становятся однотипными и плоскими.

В Веймаре создана картина «Вибрация». Здесь много геометрических фигур. Примечательный элемент – это шахматная доска. Треугольник взаимодействует с кругом. Передается противопоставление форм и цветов. В целом же композиция достаточна, цельна и продумана, а единство цвета и формы создало сложную структуру. Палитра, кроме шахматной доски, приглушенна.

В своей абстрактной живописи Кандинский использует реальные предметы, но передает их с помощью геометрических форм. Например, картина «Казаки». Сюжет навеян во время революции 1905, когда по Москве скакали казаки. На полотне особо изображены два казака, под ними радуга, которая образует дорогу, ведущую к дворцу на холме. Кандинский не стремится, что предметы хорошо были распознаваемы, он хочет, чтобы зритель проникся духовностью. В это время у него происходит поиски нового языка, с помощью которого можно было выразить новое мироощущение. Формы рассыпаются на глазах, оставляя после себя только следы.

Весь путь Кандинского это, прежде всего эволюция. Начинал он с общих рассуждений о духовности, то позже пришла конкретика. Он разрабатывает математическую теорию пластического искусства, которая базируется на взаимодействии геометрических форм на человека, и соотношении их с цветом в живописи.

Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам. Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.

Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством. Несмотря на успехи в изучении экономики и права он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.

Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.

Два года Василий Васильевич провел в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис. В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя свое детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника. Он поселился в городке Мурнау, возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жесткими цветами.

Кандинский размышлял о музыке, пытаясь передать ее абстрактные черты в других видах искусства. В 1911 году в Мюнхене сформировалась группа художников-единомышленников во главе с Кандинским. Они назвались «Синий всадник» - «Der Blaue Reiter ». Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. Группа опубликовала альманах с собственными взглядами на современное искусство и провела две выставки, после чего распалась в начале Первой мировой войны в 1914 году.

Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве ».

В 1914 году Кандинскому пришлось вернуться в Россию, но он не переставал экспериментировать. Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции. Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году после того, как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз », где подружился с другим творческим авангардистом - Паулем Клее.

Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.

После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни.

Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.

Новые нацистские власти в 1937 году провозгласили работы Василия Кандинского, как и произведения его современников Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана, «дегенеративным искусством», а два года спустя более тысячи картин и тысячи эскизов были публично сожжены в атриуме пожарной станции в Берлине. Тем не менее, убедительная сила культовых художественных работ Василия Кандинского не померкла под историческими тяготами и вышла победителем на сцене истории искусства.

Живопись Василия Кандинского:

1. «Последовательность», 1935 год

Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Замкнутые поля с рассеянными элементами композиции, перетекающими в определенные формы. Художник вернулся к своим абстрактным истокам.

2. «Синий всадник», 1903 год

Эта картина послужила вдохновением для создания одной из самых влиятельных групп в истории современного искусства - Der Blaue Reiter. Эта ранняя работа написана на грани абстракции.

3. «Пляжные корзины в Голландии», 1904 год

Пейзаж, заимствованный из поездки в Нидерланды. В сцене предположительно влияние импрессионизма.

4. «Осень в Мурнау», 1908 год

Постепенный переход к абстракции отмечен экспрессионизмом в пейзаже.

5. «Ахтырка. Красная церковь», 1908 год

Русский пейзаж, в котором художник воскресил свою тоску по дому.

6. «Гора», 1909 год

Практически полностью абстрактный пейзаж с небольшими контурами, предполагающими холм и человеческие фигуры.

7. «Первая абстрактная акварель», 1910 год

Эта работа имеет историческую ценность, как первая полностью абстрактная акварель Кандинского.

8. «Импровизация 10», 1910 год

Импровизация в рисунке и цвете даёт подсказки, но полностью не раскрывает и не конкретизирует образы. Ранняя абстракция.

9. «Лирическое», 1911 год

В своей живописи художник часто опирался на музыкальные идеи, поэтому лирический характер его мазков пришёл естественным путем. Это одна из его «художественных поэм».

10. «Композиция IV», 1911 год

Есть история о том, что Кандинский думал, что завершил картину, но как только его помощник случайно повернул её другой стороной, изменилась перспектива и общее впечатление от полотна, что сделало его прекрасным.

11.«Импровизация 26 (Гребля)», 1912 год

Кандинский часто называл свои картины на манер музыкальных произведений - импровизации и композиции.

12. «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год

Типичный пример лирической абстракции с сильным цветовым и эмоциональным содержанием.

13. «Квадраты с концентрическими кругами», 1913 год

Уже настоящая глубокая абстракция. Таким образом, Кандинский проводил исследование в области цвета и геометрии.

14. «Композиция VI», 1913 год

После обширной подготовки к написанию этой картины, Кандинский закончил её в течение трех дней, повторяя как мантру для вдохновения немецкое слово «uberflut», что означает наводнение.

15. «Москва», 1916 год

Во время пребывания в Москве за годы войны Кандинского поразила суматоха большого города. Это скорее портрет столицы, чем пейзаж, отражающий всю её мощь и турбулентность.

Наверное, не существует таких людей, которые при первом знакомстве с творчеством Кандинского признали бы его гениальность. Первый взгляд на его «композиции», «импровизации» и «импрессии» провоцирует разные мысли: от «такое мог бы и ребенок намалевать» и до «что же хотел на этой картине изобразить художник?». А при более глубоком знакомстве оказывается, что художник и не собирался ничего изображать, он хотел заставить вас чувствовать.

Великий первооткрыватель абстракции Василий Кандинский совершенно не собирался становиться художником и тем более философом мира искусства. Напротив, его отец – известный московский коммерсант того времени Василий Сильвесторович Кандинский – видел его успешным юристом, что привело будущего абстракциониста на юридический факультет Московского Университета, где он изучал политическую экономику и статистику. Безусловно, Кандинский вырос в интеллигентной семье, которая не отрицала важность искусства в жизни человека, поэтому еще юношей Василий получил базовые знания в мире музыки и живописи. Но вернулся к ним он лишь после того, как ему исполнилось 30 лет, чем еще раз подтвердил простую истину – начинать никогда не поздно. Несмотря на любовь к своей родине, в частности к Москве, которая не раз появится на его полотнах, Кандинский в 1896 году ради своей страсти к живописи переезжает в Мюнхен – город, славившийся в то время своей открытостью к новым жанрам искусства и гостеприимством для начинающих художников. Толчком к тому, чтобы бросить привычный образ жизни и отправиться в неизведанное, стал повод, совершенно не связанный с искусством, – в мире физики произошло очень важное событие – открытие разложения атома. Как писал в своих письмах научному руководителю сам Кандинский, этот переворот в мире физики вызвал у него странные чувства:«Рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким…» .

Тот факт, что мельчайшая частица не является целостной, а состоит из множества еще неизученных элементов, привел будущего художника к новому мировоззрению. Кандинский осознал, что все в этом мире можно разложить на отдельные составляющие, и сам он описывал это чувство так:

«Оно (открытие) отозвалось во мне, подобно внезапному разрушению всего мира” .

Еще одним поводом к полному перевороту сознания Кандинского стала выставка французских импрессионистов, привезенная в Москву. На ней он увидел картину Клода Монэ «Стог Сена». Это произведение поразило Василия Васильевича своей беспредметностью, так как до этого он был знаком исключительно с реалистичной живописью русских художников. Несмотря на то что на картине с трудом угадывается сюжет, она затрагивает определенные чувства, вдохновляет и остается в памяти. Именно такие глубокие и волнующие произведения решил создавать и Кандинский.

В Германии Василий Кандинский быстро осваивает классический рисунок, технику импрессионистов, постимпрессионистов и фовистов, и вскоре уже становится признанным авангардистом. В 1901 году свет увидела его первая профессиональная картина «Мюнхен. Планегг 1», в которой сочетались яркие мазки Ван Гога и нежный солнечный свет импрессионистов. Впоследствии Кандинский в своем творчестве стал уходить от детализации своих творений, двигался от реалистичности к экспериментам с цветом.

«Мюнхен. Планегг 1» (1901) – Частная Коллекция

Первым шагом на пути к абстракции стало написание философского трактата «О духовном в искусстве» в 1910 году. Книга сильно опережала свое время, поэтому издателя для нее было найти очень сложно. Интересен тот факт, что оригинал написан Кандинским на немецком языке, а на русском книга вышла только в 1967 году в Нью-Йорке благодаря Международному Литературному содружеству и жене художника – Нине Кандинской. На языке оригинала в Мюнхене книга вышла в 1911 году и имела невероятный успех. За год ее издавали 3 раза, а в Скандинавии, Швейцарии и Голландии, где распространен немецкий язык, книга читалась всеми, кто имел хоть какое-то отношение к искусству. Русские авангардисты имели возможность ознакомиться с содержанием трактата на Всероссийском съезде художников в декабре 1911 года благодаря докладу Н.И. Кульбина «О духовном в искусстве». В нем он использовал некоторые главы книги Кандинского, включая главу о разных возможных геометрических формах в абстрактном творчестве, что сильно повлияло на передовых русских художников того времени, включая Казимира Малевича. Но труд Кандинского – это не учебник. «О духовном в искусстве» – это философское, очень тонкое и вдохновляющее произведение, без которого понять и прочувствовать картины великого абстракциониста просто невозможно. В самом начале книги Кандинский делит всех художников на 2 типа, основываясь на определениях Роберта Шумана и Льва Толстого. Композитор считал, что «призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца», а писатель называл художника тем человеком, «который может нарисовать и написать все». Кандинскому чуждо второе определение, сам он называет таких людей «ремесленниками», чье творчество не наполнено смыслом и не имеет ценности.

«В нашей душе имеется трещина, и душа, если удается ее затронуть, звучит, как надтреснутая драгоценная ваза, найденная в глубине земли».

Большое влияние на художника всегда оказывала музыка, так как именно она является единственным абсолютно абстрактным искусством, заставляющим работать наше воображение, избегая предметности. Как ноты складываются в прекрасную мелодию, так и краски Кандинского в своем сочетании рождают удивительные картины. Сильнее всего вдохновила начинающего художника увертюра оперы Рихарда Вагнера. После знакомства с ней Кандинский задался вопросом, сможет ли он создать картину такого же сильного эмоционального наполнения, как произведение великого композитора, «в которой краски стали бы нотами, а цветовая гамма – тональностью?».

В поисках ответа на этот вопрос Кандинскому помогло знакомство с австрийским композитором Арнольдом Шенбергом. В январе 1911 года в Мюнхене художник услышал атональные произведения своего будущего друга и союзника и был потрясен. Благодаря концерту Шенберга родилась еще не до конца абстрактная, но уже почти беспредметная картина мастера «Импрессия III . Концерт». Темный треугольник на картине символизирует рояль, ниже можно увидеть притянутую музыкой толпу, а цветовое решение прекрасно отражает то яркое впечатление, которое получил Кандинский на концерте Шенберга.

Кандинский был уверен, что именно Шенберг правильно воспримет его философию абстрактного творчества, и не ошибся. Композитор поддержал художника в его начинаниях с цветовыми экспериментами и поиском «антилогичной» гармонии, на первое место в которой вставали бы чувства, а не сюжет. Но не все деятели искусства разделяли подобную точку зрения, что привело к расколу среди художников и созданию сообщества единомышленников–абстракционистов «Синий Всадник». Объединившись с художниками Августом Маке, Францом Марком и Робером Делане и, конечно, композитором Арнольдом Шенбергом, Кандинский наконец-то попадает в среду, способствующую переходу к полной абстракции в творчестве, поиску новых форм и цветовых сочетаний.

«Вообще цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Невозможно спорить в этом утверждении с Кандинском, потому что множество современных исследований доказывает, что цвет влияет даже на наши примитивные желания и состояния: все знают, что красный цвет вызывает аппетит, зеленый успокаивает, а желтый добавляет нам бодрости и энергии. А сочетая разные цвета и формы в картине, можно повлиять и на более глубокие чувства. Этого и хотел добиться великий художник. Эксперименты Кандинского повлияли на многих художников начала XX века, в том числе на Пауля Клее, который до знакомства с основателем «Синего Всадника» был графиком, избегающем разноцветья в своих картинах, а после был известен благодаря своим нежным, в каком-то смысле наивным акварелям. Швейцарец разделял любовь абстракциониста к музыке и его мысль о том, что искусство должно вызывать сильные эмоции, помогать человеку слушать внутреннее «я» и обретать понимание процессов, происходящих в окружающей среде.

«Искусство не воспроизводит видимое, но делает видимым то, что не всегда таковым является». (с) Пауль Клее

Именно с таким посылом начинает писать свои картины Кандинский после 1911 года. Например, в нашей Третьяковской галерее можно увидеть одно из самых значимых и масштабных произведений художника, написанное в 1913 году, – «Композиция VII ». Художник не дает никаких подсказок к сюжету: на картине есть только цвет и форма, распределившиеся на огромном полотне (работа считается самой большой из всего творчества Кандинского – 2х3м). Масштаб позволил разместить на картине различные по интенсивности и цветовому решению фрагменты: остроугольные, тонкие, в основном темные элементы в центре и более плавные формы и нежные цвета по периметру позволяют нам испытать разные ощущения, глядя на одну и ту же картину. Мрачные тона справа контрастируют со светом на этом полотне, окружности с нечеткими краями рассекаются жесткими прямыми линиями. Композиции Кандинского – это сочетание несочетаемого, поиск гармонии в хаосе, это произведения, скорее похожие на музыку, так как являются наиболее абстрактными. Именно эти произведения считаются главными проводниками философии художника и кульминацией всего его творчества.

Также понимая, что большинству людей нужны подсказки для осознания его искусства, Кандинский продолжает писать свои «Импровизации», в которых прослеживается тонкая (а в отдельных произведениях и достаточно явная) нить, связывающая абстракцию с реальностью, благодаря конкретным элементам. Например, на нескольких картинах мы можем увидеть изображения лодок и кораблей: этот мотив появляется, когда художник хочет рассказать нам о том, как человек сражается с окружающим миром, словно парусные суда сопротивляются волнам и стихии.

На некоторых картинах мы с трудом можем различить мачты, как, например, на картине «Импровизация 2 8 (Морской бой)», созданной в преддверии Первой мировой войны, в то время как на других полотнах образ судна виден с первого взгляда, как на «Импровизации 209», написанной в 1917 году, когда во всей России чувствовался дух революции.

Еще один частый элемент, встречающийся в «Импровизациях», – это всадники, характеризующие стремления людей. Образ воинов на лошадях имел особенное значение для Кандинского как человека, постоянно сражающегося с устоявшимися нормами и канонами ради своих убеждений. Не случайно в названии клуба творческих единомышленников абстракционистов присутствует эта аллегория.

В то время как «Композиции» Кандинского продуманы до мелочей, а расположение фигур и использование определенных цветов абсолютно сознательны, то при написании «Импровизаций» художник руководствовался процессами внутреннего характера, показывал свои внезапные бессознательные эмоции.

Заметные перемены в творческом пути Василия Кандинского происходят во время его возвращения в Москву в 1914 году. Как гражданин России художник был вынужден покинуть Германию во время войны и продолжить заниматься искусством на Родине. С 1914 по 1921 годы он жил в Москве и занимался продвижением своих идей в массы, сотрудничал с правительством в подготовке музейной реформы, развивал художественную педагогику и вдохновлялся родным городом.

«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва - мой живописный камертон»

Во время пребывания в России художник метался между разными жанрами и даже изображал Москву достаточно детально (относительно всего своего творчества), а в какой-то момент вернулся и к импрессионистическим зарисовкам.

На всем творческом пути Василия Кандинского мы видим множество разных жанров, приемов и сюжетов. В один и тот же год художник мог создать и достаточно конкретное произведение с понятным широким массам смыслом, и полную абстракцию. Этот факт подчеркивает разносторонность его личности, стремление к новым знаниям и техникам и, конечно, постоянное развитие творческого гения внутри самого себя. Художник, учитель, ценитель музыки, писатель и, конечно, философ мира искусства Василий Кандинский не оставляет равнодушным никого, потому что главной его задачей было заставить людей чувствовать, ощущать, испытывать эмоции. И он достиг этой цели благодаря тому культурному наследию, которое он оставил будущим поколениям.

Где увидеть картины Кандинского в России?

  • Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
  • Красноярский музей изобразительных искусств
  • Государственная Третьяковская галерея на крымском валу, Москва
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
  • Нижегородский государственный художественный музей
  • Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
  • Государственный Эрмитаж, Главный штаб, Санкт-Петербург
  • Русский Музей, Санкт-Петербург
  • Музейный комплекс Тюменской области
Ответ редакции

Когда речь заходит об абстракционизме, многие далёкие от искусства люди сразу выносят свой категоричный вердикт: мазня. После этого обязательно следует фраза о том, что любой карапуз наверняка нарисует лучше, чем эти художники. При этом само слово «художники» обязательно будет произнесено с демонстративным презрением, которое в ряде случаев даже будет граничить с брезгливостью.

АиФ.ru в рамках культурного ликбеза рассказывает, что стремился отобразить на своих полотнах один из самых известных абстракционистов Василий Кандинский.

Картина «Композиция VI»

Год: 1913

Выставлена в музее: Эрмитаж, Санкт-Петербург

Изначально картину «Композиция VI» Кандинский хотел назвать «Потоп», поскольку в этой работе живописец намеревался изобразить катастрофу вселенского масштаба. И действительно, внимательно присмотревшись, мы можем увидеть очертания корабля, животных и предметов, будто тонущих в клубящихся массах материи, словно в волнах штормового моря.

Сам Кандинский впоследствии, говоря об этом полотне, отмечал, что «не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета». Мастер особо указывал, что в данном случае исходный мотив картины (Потоп) был растворён и перешёл ко внутреннему, чисто живописному, самостоятельному и объективному существованию. «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой», — объяснял Кандинский. В итоге живописец решил присвоить полотну номерное название, так как любое другое могло вызвать у ценителей искусства ненужные ассоциации, которые бы испортили им те эмоции, которые должна вызывать картина.

Картина «Композиция VII»

Картина «Композиция VII». Фото: репродукция

Год: 1913

«Композицию VII» называют вершиной художественного творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Поскольку создавалась картина очень кропотливо (ей предшествовали более тридцати эскизов, акварелей и работ маслом), финальная композиция является комбинацией из нескольких библейских тем: воскрешения из мёртвых, Судного Дня, всемирного потопа и райского сада.

Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние... Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса.

Картина «Композиция VIII»

«Композиция VIII». Фото: «Композиция VIII», Василий Кандинский, 1923 год

Год: 1923

Выставлена в музее: Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк

«Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущей работы этой серии, ведь в ней вместо размытых очертаний впервые присутствуют чёткие геометрические формы. Главная идея как таковая в этой работе отсутствует, вместо неё сам художник даёт конкретное описание фигур и цветов картины. Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали — «тепло и высоко». Острые углы — «теплы, остры, активны и желты», а прямые — «холодны, сдержанны и красны». Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа». Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа». Синий «опускается в бездонные глубины». Голубой же «развивает звук флейты».

Картина «Смутное»

Картина «Смутное». Фото: репродукция

Год: 1917

Выставлена в музее: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Название «Смутное» было выбрано для картины не случайно. Неясность и «смута» отображены в работе Кандинского драматическим столкновением центростремительных и центробежных сил, словно разбивающихся друг о друга в центре полотна. Это вызывает ощущение тревоги, нарастающее по мере «вживания» в произведение. Масса дополнительных цветов осуществляет своеобразную оркестровку главной борьбы, то усмиряя, то обостряя смуту.

Картина «Импровизация 20»

Картина «Импровизация 20». Фото: репродукция

Год: 1911

Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

В своих работах серии «Импровизация» Кандинский стремился показать бессознательные процессы внутреннего характера, возникающее внезапно. А двадцатой работе этой категории художник изобразил впечатление своей «внутренней природы» от бега двух лошадей под полуденным солнцем.


  • «Лодки Рапалло», Василий Кандинский, год неизвестен.

  • «Москва, Зубовская площадь. Этюд», Василий Кандинский, 1916 год.
  • «Урок с каналом», Василий Кандинский, 1901 год.

  • «Старый город II», Василий Кандинский, 1902 год.
  • «Габриэль Мюнтер», Василий Кандинский, 1905 год.

  • «Осень в Баварии», Василий Кандинский, 1908 год.

  • «Первая абстрактная акварель», Василий Кандинский, 1910 год.

  • «Композиция IV», Василий Кандинский, 1911 год.
  • «Москва I», Василий Кандинский, 1916 год

Великий русский живописец Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Во всем мире знают Кандинского как одного из основоположников абстракционизма. В детстве живописец много путешествовал с родителями по России и странам Европы. В 1871 году семья переехала на постоянное место жительства в Одессу, здесь Василий получил художественное и музыкальное образование.

Василий Кандинский учился в университете на юриста, но вынужден был на время прервать обучение в связи с ухудшением здоровья. Заниматься живописью Кандинский решил относительно поздно – на тот момент начинающему художнику было уже 30 лет. В 1896 году Кандинский переезжает в Мюнхен, и вплоть до 1914 года Германия стала его второй родиной. Сегодня туристы, заказывающие в Мюнхен туры, имеют редкий шанс посетить места, где когда-то жил и работал великий мастер абстракции.

Творчество Василия Кандинского

Родившийся в обеспеченной семье с богатыми культурными традициями, Кандинский получил великолепное образование - родители видели своего наследника блестящим юристом. Но в 30 лет он почувствовал, что должен искать себя в живописи и отправился в Германию, славящуюся своими художественными школами.

Изучая композицию и особенности живописи и графики, Кандинский не раз сталкивался с непониманием учителей, которые находили его цветовые решения слишком яркими, а компоновку картины излишне вольной.

Горный пейзаж с церковью Железная дорога Страшный суд

Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство. Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать». С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения «Бубновый валет». Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, — писал М.К. Лакост.

— Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера — веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи.

Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение».

«Синий всадник», написанный им в 1903 году, отражает пограничное состояние художника. Картина представляет собой переход от реализма к новому направлению в живописи и, можно сказать, открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна - отражение мыслей. Ярких, как это бывает у всех неординарных личностей, и кажущихся хаотичными, как это свойственно работам гениям.

Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. К ним, например, можно отнести картину «Причудливое», 1930, навевающую космически — египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.

Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников «дегенеративной».

Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому — ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения «холодной романтики», в них кипит и бурлит жизнь. Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой». В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу:

«Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью».

Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством». Кандинский до самого конца не усомнился в своем «внутреннем мире», мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм «мертворожденным»; они возникали из воли к содержательности и жизненности.

Британские ученые нашли наконец объяснение того, почему картины основоположника абстракционизма Василия Кандинского производят впечатление не на всех зрителей. Нейрофизиологи убеждены: Кандинский писал свои полотна в расчете на тех, у кого созерцание порождает и звуковые ассоциации. Синестетов, то есть людей, способных «видеть звуки» и «слышать живопись», насчитывается сегодня, по данным исследователей, не более 250 млн. человек. Однако ученые выяснили, что в первые месяцы жизни все мы синестеты.

«Мы уверены: Кандинский взывал к слуховому восприятию, хотя не знаем, был ли он сам синестетом», – заявил на недавней конференции британских нейробиологов доктор Джейми Уорд.

По его словам, лишь 1–2% из нас могут считать себя синестетами, но каждый человек подсознательно склонен связывать музыку и живопись и воспринимать их слитно, а не раздельно. Как сообщает Газета.Ru, чтобы проверить свою теорию, д-р Уорд поставил серию экспериментов, в которых шести синестетам предлагалось описать свое видение музыки, исполняемой Новым Лондонским оркестром.

Другая контрольная группа состояла из шести нормальных людей. Художник-аниматор Сэм Мур создал для них динамические изображения, связанные с проигрываемой музыкой. Эти фильмы – как знаменитая «Фантазия» Уолта Диснея – комбинировали музыку и рисованные образы. После эксперимента с контрольными группами фильмы продемонстрировали посетителям Музея науки в Лондоне, попросив отобрать изо всех изображений те, которые лучше всего соответствуют музыке. Подавляющее большинство выбрали именно те изображения, на которые обратили свой благосклонный взгляд синестеты.

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

  • Сарабьянов Дмитрий, Автономова Наталия. Василий Кандинский. - М.: Галарт, 1994. - 238 с. - 5000 экз. - ISBN 5-269-00880-7.
  • Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия. Кандинский и «Синий всадник». - М.: Министерство культуры Российской Федерации, Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. - 160 с. - ISBN 978-5-4350-0011-5.

Статьи

  • Рейнгардт Л. Абстракционизм, в кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101-11.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work, N. Y., 1958.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. - ISBN 3-8297-1004-6
  • Schulz,Paul Otto.Ostbauern.Köln:DuMont, 1998 - ISBN 3-7701-4159-8
  • Азизян И.А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2: Столичный город. М.: УРСС, 1998. - ISBN 5-88417-145-9 С. 66-71.
  • Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х - 1920-х годов. Взаимодействие искусств. - М., 1998.
  • Раппапорт А. Кандинский в Лондоне // Rossica. - 2002.- Issue 7/8: Revelations in Colour: Dionisy & Kandinsky. Или: Kandinsky in London // Idem.
  • Валерий Турчин. Кандинский в России. М.: Художник и книга, 2005. - 448с. - ISBN 5-9900349-1-1
  • Азизян И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. - М.: КомКнига, 2006. С. 189-249.
  • Кожев, А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. - М.: Праксис, 2007. - С. 258-294.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: mosintour.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.