Тайна алтайской принцессы. Принцесса Алтая (Укока)

Легендарную мумию обнаружили почти 30 лет назад на высокогорном плато Укок на границе с Монголией , Китаем и Казахстаном . Есть версия, что погребенная с особыми почестями женщина была шаманкой, пожертвовавшей собой ради спасения мира от темных сил .

Место, где было обнаружено захоронение принцессы Укока, называют Долиной смерти. По преданию, старые люди, когда чувствовали приближение смерти, уходили туда умирать. По словам одного из участников экспедиции, в 1993 году, когда начали вскрывать курган с мумией, разразился гром, и началось землетрясение. Ученые всерьез перепугались, некоторые даже хотели отступить, но им не позволили. Коренные жители считают, что в тот момент пробудился дух прародительницы алтай ского народа – Ак Кадын или Белой госпожи. И действительно, вскоре после вскрытия кургана на Алтай обрушились бедствия, каких раньше не было – землетрясения, наводнения, град с куриное яйцо. По республике прокатилась волна самоубийств, местные жители и это связали с местью пробужденной принцессы.

Таинственную историю раскопок рассказал алтайский писатель, исследователь шаманской культуры Андрей Коробейщиков. По его словам, когда вскрыли саркофаг и готовились к перевозке мумии, сломался «Газик». Вызвали другой, но и он не смог увезти принцессу от ее могилы из-за поломки. Забрать принцессу с плато Укок удалось с третьей попытки на вертолете, но во время полета отказал один двигатель. Вертолет был вынужден совершить экстренную посадку. Только чудом тогда никто не пострадал. Эту историю подтвердил один из пилотов.

Когда мумию увезли в Новосибирск на исследование, алтайские шаманы предупреждали, кара Ак-Кадын (Белой госпожи) настигнет всех, кто имеет отношение к раскопкам могильника. После этого одни скончались по необъяснимым причинам, другие оказались бездетными, третьих настигли болезни.

«КП » удалось найти женщину, которая участвовала в раскопках вместе с мужем, а через несколько лет он скончался. Александр Ерохин провел у кургана всего один день, но потом никак не мог вспомнить, как он добрался до высокогорного плато и чем там занимался.

Долина смерти

В тот день «Уазик», на котором Ерохин и его жена поднимались на плато, будто что-то не пускало. Машина дважды вставала из-за поломки. У нее вышли из строя оба моста. Тогда группе даже пришлось просить помощи у пограничников.

Мы не собирались участвовать в этой экспедиции. У нас была своя программа, по которой мы должны были двигаться вглубь гор, где находились другие курганы и петроглифы, - рассказала Надежда Ерохина. - Когда мы заехали на плато, такой мрак стоял! Казалось, что небо соприкасается с землей. Шел дождь, было очень холодно.

Ерохины провели на раскопках всего один день. Александр делал зарисовки обнаруженных артефактов. Его жена Надежда занималась полевой кухней.

Все археологи друг друга знали, мы сделали остановку на плато Укок. Ребята уже раскопали курган с принцессой и грели котлы , чтобы растопить лед. По сути, мы случайно стали свидетелями раскопа знаменитой принцессы Укока. Саша хотел помочь, его задача была зарисовывать найденные артефакты, - вспоминает Надежда Ерохина.

Александр провел у кургана весь вечер, но что странно, насыщенный событиями день оказался будто стерт из его памяти.

Он никогда не мог вспомнить, даже глядя в собственные записи, как мы приехали к кургану, и чем он занимался на раскопках. Память была словно заблокирована, - вспоминает Надежда.

После этой экспедиции Александр начал часто болеть. Семья даже обратилась к целителю, который утверждал, что причина болезни – это расплата за потревоженный покой мертвых. Через четыре года Александр Ерохин, у которого даже не было вредных привычек, как обычно лег спать и … не проснулся. Врачи так и не смогли толком объяснить причину смерти.

Незадолго до смерти Александра к Ерохиным приехали старые друзья, которые вместе с ними не раз путешествовали по Алтаю, были вместе на плато Укок во время раскопок, но к кургану с принцессой не подходили.

Я проснулась ночью от чьего-то взгляда. Подняла голову и обомлела от ужаса - в углу комнаты у дивана, где часто спал Саша Ерохин, сидела огромная женщина-птица. Она будто собиралась взлететь, но потом исчезла. Без сомнения, это был знак. Вскоре мы узнали, что Саша умер, - рассказала Альбина Григорьевна, знакомая семьи.

Месть мертвых

У известного российского археолога Владимира К. (друзья семьи просили не называть фамилии ученого – прим.авт.), который вместе с Ерохиным работал у погребения, через несколько лет после экспедиции врачи обнаружили опухоль.

После раскопок у него на голове появилась шишка, он никогда не обращал на нее внимание. Но потом, спустя годы, эта шишка оказалась злокачественной опухолью - оперировать было нельзя. Умер археолог в 2011 году, - рассказала Надежда Ерохина.

По словам его знакомых, известный сибирский археолог не раз говорил, что жалеет о своем участии в раскопках. Он также выступал за то, чтобы вернуть принцессу на Алтай, как того требовали местные жители, которые верили, что обрушившиеся на их край несчастья связаны с потревоженным покоем мумии.

Он говорил, что у ученых уже есть вся необходимая информация для изучения, поэтому нет никаких причин, которые мешали бы им вернуть госпожу на родину, - рассказал историк и председатель оргкомитета по вопросу захоронения мумии Акай Кине.

В настоящее время часть состава экспедиции жива, но как уверяют знакомые археологов, у многих в жизни после тех раскопок все пошло наперекосяк. Правда, сами археологи в месть мумии не верят.

Кара духов может отразиться позже, вплоть до седьмого поколения. Это может выразиться в неудачах, болезнях и бездетности. Насколько мне известно, некоторые участники раскопок остались бездетными, - говорит шаман Акай Кине.

Семь сестер

На Алтае верят, мир людей охраняли семь сестер, которые добровольно принесли себя в жертву. Как рассказал исследователь шаманской культуры и писатель Андрей Коробейщиков, существовала целая каста «пограничников», которая защищала мир от враждебных духов.

По словам писателя, у злых сил есть свои адепты на земле, которые пытаются разрушить защитную сеть. А археологи, возможно, сами того не ведая, являются инструментах в руках зла. Кстати, после скандала с принцессой, на плато Укок было запрещено проводить раскопки, но сейчас ученые близки к тому, чтобы снова начать свои исследования.

Кто знает, чем закончатся раскопки, если ученые найдут остальных стражей этого мира, погребенных на плато Укок. По одной из версий, если это произойдет, врата в подземный мир будут открыты. По мнению мистиков, это может привести к небывалым катаклизмам и новым войнам мирового масштаба.

Кстати

Пророчество принцессы

Как уверяют алтайские шаманы, находка мумии и последовавшие за этим катаклизмы были предсказаны задолго до раскопок. По их словам, пророчество было сделано девочкой из деревушки недалеко от плато Укок. Девочка говорила, что ученые потревожат покой прародительницы алтайского народа. За это она проклянет всю землю алтайскую.

Подсказка КП

Это мумия, которую нашли археологи в кургане на плато Укок под толстым слоем льда. По данным исследователей останки принадлежали женщине, который было около 25 лет. Умерла она примерно 2,5 тысячи лет назад от рака груди.

По версии ученых, женщина была шаманкой. На руке мумии были сделаны четыре татуировки, в том числе в виде оленя с клювом грифона и рогами козерога. Олень-козерог у древних индоевропейцев символизировал проводника усопших в «иной» мир.

Мумия была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные чулки-сапоги и шубу. На голове был надет парик из конского волоса высотой около 90 см. Под захоронением принцессы находился деревянный саркофаг, останки шести лошадей и домашняя утварь.

Алтайцы прозвали найденную мумию принцессой Укока и «Белой госпожой».

Где ее можно увидеть

Сейчас принцесса Укока находится в Горно-Алтайске в Национальном музее имени А. В. Анохина . Для мумии построили специальный зал, где реконструировано погребение. Сама принцесса находится в саркофаге, похожем на тот, в котором ее обнаружили – по словам шаманов , этого потребовала сама принцесса, которая являлась во сне жителям и плакала, что люди смотрят на ее обнаженное тело. После этого тело принцессы перестали показывать в музее. Но потом было принято решение открывать мумию несколько раз в месяц.

Тайна алтайской принцессы.

Уже более 2-х десятков лет не утихают споры о т.н. " алтайской принцессе" и её влиянии на судьбу Алтая.
В этом посте я попыталась собрать наиболее распространенные версии, научные и околонаучные гипотезы, пытающиеся приоткрыть тайну этой сенсационной находки конца 20 века.

Алтай не раз восхищал археологов удивительными историческими артефактами, ведь захоронения прекрасно сохраняются в вечной мерзлоте. Наиболее известной находкой стало погребение молодой женщины, которую с легкой руки ученых и журналистов окрестили Алтайской принцессой или "Принцессой Укока"

История Алтайской принцессы началась летом 1993 года. Именно тогда на плато Укок археолог Наталья Полосьмак обратила внимание на ничем не примечательный наполовину разобранный курган. Ее муж и учитель, академик Вячеслав Молодин, поначалу выбор жены не одобрил: такие курганы обычно оказывались давным-давно разграбленными. Но что-то подсказывало Наталье, что на этот раз стоит настоять на своем. Через неделю раскопок ее команда обнаружила захоронение эпохи раннего железа. Когда его расчистили, выяснилось, что это «впущенное» погребение, более позднее. А под ним — еще одно. Нижнее захоронение оказалось в ледяной линзе.
:
О необычной находке сразу сообщили в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Вскоре вертолетом из Новосибирска прилетела целая команда археологов и журналистов из Швейцарии, Бельгии, США, Японии, Германии. На вскрытие деревянной погребальной камеры ушло несколько дней. Лед растапливали горячей водой из кружек, потом вычерпывали талую воду... Но когда работа была закончена, все присутствующие не могли сдержать эмоций: такие находки попадаются нечасто.

Во льду лежали шесть коней — под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная, бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей. Когда колоду открыли, в ней оказалась прекрасно сохранившаяся мумия. Она лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты.
Внешний вид мумии свидетельствовал о своеобразной моде тех времен: на обритой наголо голове одет парик из конского волоса, руки и плечи покрыты многочисленными татуировками. В частности на левом плече был изображен фантастический олень с клювом грифона и рогами козерога - сакральный алтайский символ.

Реконструкция погребения «Алтайской принцессы».


(Говорят, что как только мумию извлекли, ясное до того небо внезапно потемнело и послышались нарастающие раскаты грома. Всем присутствующим стало не по себе. Первое предупреждение?)

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V—III веках до нашей эры.
Находка на плато Укок стразу же стала мировой сенсацией. Археологов вместе с их «добычей» спешно эвакуировали. Между Барнаулом и Новосибирском вертолет, в котором летела Наталья с мумией, совершил аварийную посадку - заглох один из двигателей. (Второе предупреждение?)

Жители Алтая издавна пытались противостоять археологам, ведущим раскопки курганов на плато Укок. На чиновников и ученых посыпались горы писем с требованием вернуть мумию принцессы на землю Алтая. Но ученым было совершенно безразлично мнение алтайцев. Они занялись исследованием находки: определили примерный возраст мумии — около 2500 лет, начали ее реставрацию и провели генетический анализ. Результаты последнего оказались обескураживающими: в жилах Алтайской принцессы не было ни капли крови монголоидной расы! Да и черты ее лица, которые ученым удалось восстановить, были европеоидными. Это дало ученым право утверждать, что найденная мумия не имеет к Алтаю никакого отношения.


Одежда мумии, подпоясанная красным поясом, была сделана из тончайшего шелка. В ее руках находилась палочка из лиственницы, а голову украшал сложной формы убор с золотыми накосниками. Особый интерес вызвала татуировка на руках женщины. Она изображала так называемого алтайского грифона.

Кто же она такая? Местные шаманы заявили, что ничего нового им археологи не сообщили: они давно знали об этом священном для них погребении. Умершая, заявили они, является их легендарной прародительницей Ак-Кадын (а переводе Белая Госпожа, другое её имя - Очы-Бала). Она считается хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров. Но никто не смел тревожить ее священный сон. Многие жители Алтая считают, что Кадын Очи-Бала являлась одной из жриц, которые для защиты Земли в сакральном плане добровольно расстались со своей жизнью.

Варианты реконструкции внешности «Принцессы Укока».


Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, "стерегущих золото". Эти неведомые существа отличались высоким ростом и "неземной" внешностью. Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. "Портреты" их опять же очень близки к древнекитайским описаниям "сынов неба".

Геродот пишет, что у скифов были свои "цари", во главе которых стояла "праматерь", "владычица скифов". В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов - мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Таким образом, некоторые предполагают что принцесса с грифом на плече и была той самой Великой жрицей скифов.

Уникальность захоронения еще и в том, что вместе с женщиной была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных непонятными металлическими предметами. Согласно китайской мифологии, такие кони именовались "цилинь" - небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь род людской.


Облачение скифянки весьма необычно. Одежда из тончайшего шелка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что такой пояс - знак воина и посвященного. А найденная в ее руках палочка-мешалка из лиственницы - крайне важный ритуальный символ: такие палочки еще в добуддийские" времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ.

Во всех культурах, будь они языческие или монотеистические, существует строгий запрет: нельзя тревожить покой мертвых. Иначе их гнев обрушится не только на тех, кто вскрыл захоронение, но и на местных жителей, не сумевших отстоять свои святыни. Представители же технологической цивилизации скептически относятся к подобным заявлениям: А археологи и вовсе считают их суеверием, мешающим нормальной научной работе. Хотя примеров, доказывающих мудрость многих народных поверий, было предостаточно... Вспомнить хотя бы проклятие мумии египетской принцессы Амен-Ра, которая вызывала смерть всякого, кто пытался завладеть ею. Некоторые утверждают, что именно она уничтожила «Титаник», когда в 1912 году мумию перевозили в США, где ее ждал купивший ее американский археолог.

Алтайская принцесса, оказалась не менее мстительной, чем другие мумии. Вскоре после вскрытия кургана на Алтай обрушилась целая цепь стихийных бедствий. Самое страшное из них — алтайское землетрясение — произошло в 2003 году. И с тех пор горы почти не успокаивались: иногда Алтай «трясло» по два раза в день... Разрушительные подземные толчки и сильные паводки сделали жизнь алтайцев настоящим адом. Были разрушены целые села, размыты дороги, люди остались без крова...

Местные шаманы стали, открыто говорить о проклятии Алтайской принцессы.

Татуировки принцессы.


Официальные власти отмахнулись от шаманских пророчеств. Они пригласили на телевидение геологов, которые убедительно, но безрезультатно пытались объяснить возмущенным алтайцам, что их «родные» горы — достаточно молодая система, поэтому здесь возможны землетрясения. Это было известно задолго до того, как прах Алтайской принцессы был поднят на поверхность земли. «Сибирская советская энциклопедия» сообщает, что сотрясения земной коры на территории Алтая уже отмечались в 1734, 1803, 1862 и 1885 годах. Сейсмологи отмечают, что в ближайшее столетие подобные явления в горах Алтая, по всей видимости, станут нормой, причем их сила и частота будут постепенно расти.

Но сами алтайцы другого мнения. Они составили обращение, под которым подписалось почти пять тысяч человек — от лесорубов и механиков до представителей администрации. Это заявление коренных алтайцев, которые не утратили своих языческих верований и до сих пор поклоняются природе и национальным святыням, было опубликовано на страницах газет. Возмущенные бездействием властей люди заявляли: «Все раскопки, которые велись и ведутся на Алтае, причиняют нам непоправимый урон... Так, на плато Укок в Кош-Агачском районе был вскрыт курган-могильник, где находилась татуированная молодая женщина знатного происхождения. Для жителей Алтая она являлась священной реликвией — хранительницей покоя и величия нашего народа. Сейчас Алтайская принцесса хранится в новосибирском музее. Как язычники мы не сомневаемся в том, что душа Алтайской принцессы бунтует и требует упокоить, наконец, ее прах. С этим связаны трагические события последних месяцев...»

К алтайцам все же частично прислушались.
С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима. Для экспоната построена специальная пристройка.
Ученые категорически против захоронения Алтайской принцессы. Они не видят никакой связи между археологическими раскопками и стихийными бедствиями и настаивают на том, что мумия представляет собой огромную историческую ценность, поэтому ее место — в музее...


Казалось бы, самым простым решением является перезахоронение Алтайской принцессы. Тогда уляжется если не ее гнев, то, по крайней мере, возмущение многих тысяч людей. Однако с юридической точки зрения любой, кто осмелится предать мумию земле, совершит... преступление! Ведь по закону лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут уголовную ответственность. К тому же мумия после возвращения в землю неминуемо начнет разлагаться — поскольку до сих пор ее защищал толстый слой льда, а повторное захоронение уже не обеспечит Алтайской принцессе необходимого микроклимата...

А вот мнение академика Вячеслава Молодина, который так характеризовал ситуацию вокруг принцессы:

«Не стоит называть ее «принцессой». Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события: или выборы, или землетрясения, или дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит: все беды происходят потому, что она в Новосибирске, а не на Алтае. Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте - а мы вернем «принцессу» на Алтай. Все это политиканство самого низшего пошиба. Сначала мы по этому поводу волновались, а сейчас относимся к этому абсолютно спокойно. После изучения мумия будет возвращена на Алтай.
Самое интересное, что эта мумия - далеко не первая, которая выкопана на Алтае и вывезена оттуда. В тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов было найдено несколько мумий, которые хранятся в Эрмитаже. И слава богу, никто не требует их вернуть. Причем это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества."


В последнее время плато Укок вновь привлекло к себе внимание. На сей раз благодаря геоглифам — загадочным рисункам колоссального размера, похожим на те, что были обнаружены на плато Наска. Укокские геоглифы открыли исследователи из Алтайского госуниверситета. Первое впечатление от гигантских рисунков было странным — как будто ребенок-великан рисовал по клеточкам в школьной тетрадке-Линии утопали в.земле и образовывали ровные и длинные каналы, вдоль которых можно идти несколько часов. Внутри них просматривались изогнутые линии разных очертаний. По словам ученых, очертания странных фигур напоминают наскальные изображения мифологических существ грифонов, описанных еще в древнеегипетской литературе (свирепое существо с женской головой и туловищем птицы). Рисунки разделены четкими линиями, похожими на копья и стрелы. Кто и для чего начертил на земле эти гигантские рисунки? Возможно, с их помощью некогда заходили на посадку космические корабли? Ведь не случайно один из переводов названия плато звучит как «Слушай небеса».

По мнению Геннадия Барышникова, геоглифы — очередной миф, такой же, как принцесса Укок. Разговоры о геоглифах, по его мнению, завели те, кто хочет помешать планам строительства дороги через Укок.

Несмотря на то, что десять лет назад плато Укок было объявлено зоной покоя и включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, власти приступили к рассмотрению проекта о строительстве через священное для коренных алтайцев плато автомобильной дороги в Китай. (а теперь ещё и газопровода?) На этой магистрали подрядчики могут очень хорошо заработать. Но какими деньгами можно измерить непоправимый ущерб, который будет нанесен уникальному месту, овеянному легендами? И какие еще беды нашлет на алтайскую землю ее до сих пор не погребенная принцесса?"

От себя. Как вы понимаете, все это было написано до последнего - прошлогоднего наводнения на Алтае, подобного которому не было более 100 лет. Если верить шаманам, уверяющим, что беды края вызваны гневом Белой Госпожи, то возвращение мумии на Алтай не помогло?


История мумии интересна не только как необъяснимый феномен или крупнейшее археологическое открытие. Она наглядно показывает пропасть между двумя мировоззрениями. То, что является законом жизни для целого народа, представителям современной цивилизации кажется набором странных суеверий, не имеющим никакого отношения к действительности.

Было местом пересечения путей многих племён и народов, и это в полной мере подтвердили археологические изыскания. Здесь найдены исторические памятники начиная со средневековья и далее – бронзового, железного веков и ещё далее – включая эпоху палеолита. Многие находки позволили лучше узнать о населяющих Алтай племенах в каменный век, их связях с кочевыми племенами, особенностях культуры и быта народов скифского и гунно-сарматского периодов. Но действительно сенсационную находку, прославившую Укок на весь мир, сделала летом 1993 года молодой новосибирский археолог Наталья Полосьмак.

Экспедиция Новосибирского института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук к тому времени уже обнаружила много интересных находок, когда Наталью Полосьмак заинтересовал один из курганов, причём уже давно разграбленный.

В кургане обнаружилось погребение воина эпохи раннего железа. Вероятно, воин был не из бедных, поскольку в погребальной камере даже после ограбления сохранилось железное оружие, изящно сделанная посуда; нашлись и скелеты трёх коней с железной сбруей, носящей явные следы золотой отделки. Принадлежность к знати подтверждала и татуировка воина. Ничего особенного нового в этой находке не было. Однако, при тщательном исследовании захоронения обнаружилось, что под ним находится ещё одно, более раннее погребение, которое грабители, вероятно, просто не заметили.

В яме нижнего погребения был обнаружен сруб из лиственницы, перекрытый плотно пригнанными брёвнами. В лёд, заполнявший камеру, был вморожен деревянный саркофаг, забитый четырьмя бронзовыми гвоздями и украшенный кожаными аппликациями. В саркофаге, на подстилке из чёрного войлока, лежала мумия женщины.

Прекрасно сохранилась вся одежда: шёлковая рубаха, шерстяная юбка, плетёный пояс с кистями, бело-красные войлочные чулки, шуба. Буквально поражал воображение парик женщины – сложная конструкция из конского волоса, шерсти, войлока, ткани, кожи, резных украшений, золотой фольги, с высоким деревянным каркасом. Руки мумии от запястий до плеч покрывала искусная голубая татуировка; на рисунках сплетались реальные и мифические животные, в том числе и легендарный грифон. Запястья женщины были украшены жемчугом, в уши вдеты золотые серьги. Здесь же нашлись изделия из дерева, оленьего рога, глины серебра: зеркало, различные сосуды, резные фигурки фантастических и реально существовавших животных и птиц.

Рядом были погребены шесть осёдланных коней золотисто-рыжей масти в богатой сбруе.

Возраст погребения определили около двух с половиной тысяч лет, то есть середина первого тысячелетия до нашей эры. Судя по найденным предметам и одежде, женщина относилась к скифской высшей знати, возможно, к клану жрецов и шаманов, «избранников духов». А саму мумию женщины окрестили «Принцессой Укока», по названию плато, на котором найдена мумия. Было и другое громкое имя – «алтайская принцесса».

Однако, раскопки принцессы Укока наделали очень много шума. Когда были обнародованы сведения о нахождении уникальной мумии, алтайские шаманы сообщили, что для них это не новость. Они с давних пор знали об этом кургане, в котором погребена алтайская женщина. Для них это захоронение является поистине священным, поскольку шаманы считают её прародительницей алтайских народов по имени Кадын.

По легенде, «алтайская принцесса» Кадын охраняет врата подземного мира и следит, чтобы силы зла не проникли в наш мир. Соответственно, когда в 1993-м археологи вскрыли захоронение Кадын, они потревожили её священный сон. При этом, по поверью, погребение охранялось страшным проклятьем. Поэтому, чтобы скорее снять его, тело мумии необходимо вернуть на плато Укок и больше его никогда не тревожить.

Ученые не обратили внимания на эти легенды и мумию принцессы Укока перевезли для изучения в Новосибирск, в Музей института археологии и этнографии, а затем, в 1995 году, в Москву, где к исследованиям подключились сотрудники научно-исследовательского института при Мавзолее В.И. Ленина.

Мумия алтайской принцессы с плато Укок

Благодаря тому, что мумия хорошо сохранилась учёные определили, что эта женщина скончалась в молодом возрасте – ей было примерно 25 лет. Необычным было и наличие татуировок на теле женщины.

Вот как описала татуировки принцессы Укока в своём экспедиционном дневнике Наталья Полосьмак: «На левом плече изображено фантастическое животное: олень с клювом грифона, рогами оленя и козерога. Рога украшены стилизованными головками грифонов: подобная же головка помещена на спине животного, с перекрученным туловищем. Ниже в такой же позе изображён баран с закинутой назад головой; у его ног – сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом расположен фантастический зверь; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. ».

Московским антропологам удалось восстановить облик принцессы Укока. Реконструкция лица позволила установить, что она не принадлежит к монголоидным расам, которые в древности жили на этой территории. Внешность женщины напоминала европейскую. Позднее эти выводы подтвердились, когда было закончено исследование ДНК алтайской принцессы.

Более того, учёные провели серьёзное томографическое исследование мумии и пришли к выводу, что 25-летняя «принцесса» скончалась от онкологии. У неё развился рак молочной железы IV стадии. Химический анализ тканей показал, что женщина регулярно вдыхала ртутные и медные пары – это вполне могло стать причиной заболевания и смерти.

Скорее всего, вдыхание ядовитых паров происходило во время определённых обрядов и это допущение позволяет предположить, что принцесса Укока была не «принцессой», а кем-то из жреческой касты. Головной убор, найденный на мумии женщины, предполагает наличие у неё магической силы.

Когда учёные сделали вывод, что мумия женщины не принадлежит к монголоидной расе и не может относиться к скифской народности, у «алтайской принцессы» появилось множество биографий, одна невероятней другой: представительница неизвестной науке расы, живое воплощение легендарных «Детей Неба» и даже прародительница человечества, прилетевшая с далёких звёзд.

Мифы и домыслы вокруг принцессы Укока

В алтайском фольклоре существует древняя легенда, согласно которой у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, находится особый мир, «второй слой небес», населяемый «Сынами Неба». По этой легенде, ещё до прихода скифов здесь жили существа пришедшие со звёзд и обладающие сверхъестественными способностями. А где-то среди вершин Табын-Богдо-Ола жил таинственный Хуанди со своим племенем. По скифской легенде, Хуанди находился на плато несколько лет. Потом он со своим народом «вошёл в огнедышащего дракона», который был отлит из меди, и улетел на свою планету Таянар.

«Сыны Неба» были наделены многими сверхъестественными способностями – могли летать, быть невидимыми, повелевать любыми духами. «Сыны Неба», как правило, покровительствовали людям. Случалось, они даже вступали в браки с отдельными выдающимися личностями, в результате чего рождались великие герои и люди с огромными магическими способностями.

Таким образом, алтайская принцесса Кадын могла быть потомком такого смешанного брака и быть высокопоставленной жрицей.

Местные жители были очень обеспокоены обнаружением и вскрытием гробницы, считая, что археологи потревожили покой богов и это может обернуться серьёзными неприятностями. Интересно, что когда извлечённую мумию алтайской принцессы перевозили на вертолёте в Новосибирск, случилась нештатная ситуация и вертолёт совершил вынужденную посадку. Это было воспринято местными жителями как знак, как первое предупреждение.

Возможно, слухи и домыслы вокруг алтайской принцессы прекратились бы, но в сентябре 2003 года произошло сильное землетрясение. Мощные подземные толчки встряхнули весь Алтай, докатившись до соседних регионов, в том числе и Новосибирска. Эпицентр землетрясения находился в районе Чуйской степи, что совсем близко от плато Укок.

Среди местного населения вновь заговорили о том, что катаклизм напрямую связан с разоренной могилой «алтайской принцессы» и если её немедленно не вернуть, то случится настоящая катастрофа.

Разговоры переросли во вполне реальные многочисленные требования, направляемые в адрес властей Республики Алтай – возвратить мумию Кадын на родную землю! Правда, как именно это сделать, мнения расходились: достаточно ли поместить её в Горно-Алтайский музей, или нужно организовать заповедную музейную зону прямо на плато, или же вообще вновь положить Кадын в могилу и привести погребение в первоначальный вид.

Где сейчас находится принцесса Укока?

В 2012 году мумию принцессы Укока забрали из Новосибирска в Горно-Алтайск, в Национальный музей имени А.В.Анохина специальное. Возвращение прошло в соответствии с верованиями коренных алтайцев и учётом профессиональных и этических норм – её тело сопровождали шаманы.

В 2015 году был изготовлен специальный саркофаг, похожий на тот, в котором мумия находилась в кургане.

На мумию алтайской принцессы можно посмотреть – её выставляют на обозрение но 3 часа в сутки. В среду и воскресенье, начиная с 8 июня 2016 года, с 10-00 по 13-00 посетители могут обозревать не саркофаг, а саму мумию принцессы Укока.

Описание мумии принцессы Укока (как её нашли археологи)

Голова, найденной в колоде женщины, была в парике размером на треть колоды и направлена на восток, ноги и руки были слегка согнуты в коленях и локтях. Лицом мумия была обращена на север и находилась в позе спящей.

Форма причёски сохранилась. Парик из чёрной массы был обтянут конским волосом. Деревянные накосники, нашитые 15 деревянных фигурок птиц и деревянная кокарда лежащего оленя, украшавшие парик, были покрыты фольгой из золота. К парику крепился символ «древа жизни» – длинный, свыше 60 см, лепесток из войлока на деревянной палочке-каркасе, обтянутый тканью чёрного цвета. (высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе «принцессы Алтая»)

Прядь волос, собранных на макушке, украшались сделанным из красной шерсти чехлом, с воткнутой в него булавкой из бронзы, навершием которой служил стоящий на шаре деревянный олень. Навершие было покрыто золотой фольгой.

Слева от женщины, у бедра, нашли зеркало в цельной деревянной оправе с ручкой, в чехле из войлока красного и белого цвета. В ручке было проделано отверстие, вероятно, для крепления зеркала ремешком, который не сохранился. Поверхностью зеркала служила квадратная бронзовая пластина.

Рядом с зеркалом находилась россыпь бус разного цвета, из стекла и пасты, а также коренной человеческий зуб. Внизу от бус находилась чёрная кисточка, сделанная из конского волоса.

Косметический набор принцессы Укока включал, кроме кисточки и бус, горстку рассыпанного порошка фосфата железа, вивианита (минерал яркого сине-зеленого цвета) и тоненького стерженька, выполненного из плоских металлических колечек, с вивианитом внутри.

Серёжки в ушах женщины представляют золотую проволоку в виде колечек.

Шею украшала гривна в виде изогнутой деревянной пластины, к которой крепились вырезанные из дерева восемь объёмных фигурок крылатых барсов, покрытых фольгой из золота.

Женщина была одета в шёлковую желтоватую рубаху, кисти рук были закрыты рукавами. Шёлковая рубаха выкроена необычно широко для скифского времени и была до колен. Рубаха до погребения использовалась – на ней имеются грубые стёжки и заплатка.

На женщине была надета сшитая из трёх полос, двух красных и одной белой, шерстяная длинная юбка, к который был пришит толстый, длинный витой шерстяной красный пояс с кистями (археологи считают, что такой пояс – это знак посвящённого). На юбке нашли пять бронзовых маленьких подвесок.

Под головой была положена подушка-валик из войлока, набитая войлоком, обрезками меха, травой и обрывками шерстяных веревочек.

На ногах, до паха, были надеты войлочные чулки, украшенные сверху полосой вырезанных красных фигурок из войлока. Снизу были пришиты следики из ткани красного цвета.

На сохранившихся частях рук женщины хорошо просматривалась татуировка от пальцев и кисти до плеча. Очень важной деталью были тонкие верёвочки из шерсти на мизинцах. Известен обычай, когда чёрно-белую верёвочку, связывающую покойного с одним из родственников разрезали, чтобы нарушить связь умершего с живыми.

Подстилкой в колоде служил тёмный войлок, сшитый из двух кусков. Возможно, что в прошлом он служил занавесом для кровати, так как имеет войлочные петли.

Всё, то находилось в колоде было укрыто покрывалом из меха с каким-то образом прикреплёнными к нему в прошлом фигурками из золотой фольги.

При раскопке в погребении были найдены блюда и сосуды, выполненные из керамики, рогов яка и горного козла, поднятые замерзающим льдом наверх. Внутри деревянной кружки с ручкой из двух барсов, изготовленной из цельно куска дерева, лежала мутовка для взбалтывания молока.

Кроме того, в погребении найдены: наполненное семенами кориандра каменное блюдце, блюда-столики из цельных кусков древесины с остатками мясной пищи и железным ножом, воткнутым в крестец жеребёнка. Ручка ножа украшена фантастическими животными.

Как увидеть мумию принцессы Укока

Если вы заинтересовались историей принцессы Укока и планируете отдых на Алтае, то можно срузу остановиться на базе, где организуют экскурсии в нужный музей. Смотрите базы, которые помогут вам увидеть мумию принцессы Укока.

Принце́сса Уко́ка - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак в кургане Ак-Алаха-3 на (Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который еще в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций.

В одной из ям расположенных под курганом, археологи обнаружили захоронение человека, погребенного там еще в эпоху скифов. Рядом с останками человека был онаружен целый ряд интереснейших с научной точки зрения предметов: 2 ножа выполненных из железа, несколько глиняных сосудов, а также кусочки золотой фольги. Особенно интересно то что вместе с человеком были захоронены 3-и лошади. Но самое интересное открытие заключается в том что под найденным захоронением мужчины, было найдено еще более раннее захоронение знатной женщины.

То что данная женщина относилась к знатному роду не вызывает сомнений, так как вместе с женщиной были захоронены ряд очень дорогих по тем временам предметов, а также шесть лошадей.

В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры. Исследователи считают, что генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

На теле женщины обнаружены хорошо сохранившиеся татуировки. В кургане также обнаружены вещи, домашняя утварь и т.д.

Фотогалерея :

Некоторые жители Горного Алтая после обнаружения мумии стали требовать запрета раскопок на Алтае и перезахоронения мумии. Они заявили, что алтайцы всегда знали место захоронения этой женщины, якобы «принцессы Кадын», и поклонялись ей как прародительнице алтайского народа. Однако при проверке все эти факты не нашли подтверждения.

20 сентября один из главных экспонатов музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (ИАиЭт) - мумию знаменитой « алтайской принцессы», найденную археологами 19 лет назад на плато в Горном Алтае, отправили на вертолете из Новосибирска в Горно-Алтайск.

Мумию древней женщины разместили в .

Знаки на теле принцессы, детали захоронения говорят о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов

Возможно посетить место захоронения Принцессы Укок в экспедиции .

Забронировать тур по тел. 8-913-305-0000

Фотография мумии принцессы Укока

Специалисты установили, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Месть алтайской принцессы (плато Укок)

Национальный музей с почетом примет укокскую «принцессу»

В Республике Алтай приступили к реконструкции Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, которому должна быть передана на хранение мумия пазырыкской женщины из кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок, обнаруженная в 1993 году. В течение 2008-2009 года должно быть построено новое здание музея, со специально оборудованным залом для мумии и сопроводительного погребального инвентаря. О работе Национального музея во время реконструкции рассказала директор Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина Римма Еркинова.

Расскажите об основных итогах работы музея в прошедшем году? Что было наиболее важным и жизни музея?

Истекший год примечателен тем, что в апреле 2007 года к нам приезжал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Борис Боярсков. Он посещал Республику Алтай, знакомился с археологическими памятниками, музеем, музейными фондами, их сохранностью и безопасностью. Он сказал: «Неплохо! Я не ожидал, что есть такой музей в Республике Алтай». Он увидел наши уникальные фонды – коллекции картин выдающегося алтайского художника, ученика И.И. Шишкина Г. И. Чорос-Гуркина, и очень удивился богатой коллекции. Мы воспользовались его визитом для решения нашей старой проблемы. В 1945 году на основания распоряжения Алтайского краевого совета трудящихся временно из фондов музея взяли на экспонирование в Барнауле гуркинские работы: 227 картин и более 2000 уникальных рисунков. Часть картин вернули, но рисунки так и остались. Сегодня они хранятся в Государственном художественном музее Алтайского края. Он дал распоряжение своим работникам изучить этот вопрос, чтобы рисунки художника вернули в наш музей.

В истекшем году музей выпустил несколько своих изданий. В числе которых был издан каталог работ самобытного алтайского художника Н.И. Чевалкова. Его работы хранятся в Бийске, Барнауле, Омске, Новосибирске, Иркутске. Нами впервые были опубликованы в полном объеме его работы и 35 писем, написанных своему учителю В. Гуляеву в 1920-е годы и до сих пор не опубликованные. К тому же этот труд открывает совсем забытого Чевалкова – иллюстратора школьных учебников.

В конце года мы сделали выставку талантливого алтайского художника Владимира Запрудаева, рано ушедшего из жизни и издали небольшой каталог. Мы собрали его картины с частных собраний и из Бийского краеведческого музея. Этой выставкой мы закончили наш год. Также мы впервые в 2007 году проводили «музейную ночь», которая очень понравилась посетителям, особенно молодежи. Нас постоянно спрашивают, когда будет следующая «музейная ночь».

В 2007 году мы продолжали восстановление усадьбы художника Г.И. Чорос-Гуркина в селе Анос Чемальского района Республики Алтай, где он жил и работал. Это до революции было одно из самых известных мест в Сибири. Его картины вошли в первые художественные коллекции многих Сибирских музеев. Ну и конечно, в 2007 году мы жили в ожидании начала реконструкции нашего музея

Как Вы восприняли решение о том, что будет построено хранилище для укокской мумии?

Мы ожидали этого решения. Но когда меня пригласили в правительство и сообщили, это была большая радость. Это было перед крещением, перед 19 числом, и мы восприняли как добрый знак. Мы благодарны нашей укокской «принцессе». Если бы ее не нашли, то вопрос о реконструкции музея еще дольше бы продлился. Вопрос реконструкции музея и возвращения мумии оживленно обсуждают в Горно-Алтайске, в газетах, на телевидении, по радио. Он всех волнует и интересует.

Как строительство отразится на работе музея в 2008 году?

Мы должны быть готовым к своего рода «эвакуации» фондов музея и рассматриваем помещения, отвечающие требованиям сохранности и безопасности музейных предметов и коллекций. Еженедельно проходит совещание на уровне министра регионального развития Республики Алтай, главного архитектора проекта и подрядчика. Проект очень интересный. Деньги отпущены большие. Освоить такой солидный объем в течение одного года очень трудно и строительство будет напряженным.

Будут ли работать временные экспозиции музея во время строительных работ?

В новом драмтеатре, где есть хороший выставочный зал, возможно, мы будем проводить художественные выставки. Исторические коллекции не будут развернуты из-за недостатка места.

Нам исполняется в этом году 90 лет. Первые коллекции были приобретены в октябре 1918 года по инициативе Г.И. Чорос-Гуркина, и от этого мы отсчитываем историю музея. Юбилейные мероприятия мы перенесли на будущий год в новый музей. Оставили только проведение в октябре традиционных «Анохинских чтений», потому что приглашения были разосланы уже в декабре 2007 года.

Каким с Вашей точки зрения будет музей после завершения строительства?

Сегодня музей посещает 25 тысяч человек в год, и динамика положительная. Думаю, что после реконструкции в 2-3 раза увеличится посещение музея. В новом музее будет зона отдыха, кафе, сувенирная лавка и так далее, и можно будет после дальней дороги отдохнуть и спокойно походить по музею. Мы это все предусмотрели.

Для мумии создается отдельное хранилище – мавзолей. Так мы условно его называем. Но не как в Новосибирске, где она лежит в стеклянной витрине, вокруг нее можно ходить кругами и глазеть. Музейный показ человеческих останков должен делаться с большим тактом и уважением человеческого достоинства, которые присущи всем народам. В сознании местного населения «Принцесса Укок» воплощает в себе образ Прародительницы и древней Покровительницы алтайских народов, грубое обращение по отношению к которой и, в особенности, насильственный отрыв ее от родной земли воспринимаются до сих пор очень болезненно и остро. Раскопки на плато Укок еще раз заострили проблему непоправимости ошибок в сфере распоряжения культурным наследием.

Тело женщины пазырыкской культуры будет лежать в саркофаге в специальном зале, где будут экспонироваться ее одежда, головной убор и другие погребальные предметы. Рядом будет реконструкция, может быть, одного из моментов жизни Укокской принцессы, или момент её захоронения.

Как Вы полагаете, будет ли мумия возвращена в музей в будущем году?

Этот вопрос интересует все население Республики Алтай и наших гостей. В Вашей статье мы прочитали, что академики Вячеслав Молодин и Анатолий Деревянко согласны передать мумию, если будут созданы условия для хранения. Я сама участвовала в переговорах республиканского Министерства культуры и Сибирского отделения РАН в Академгородке, в 1998 году. Они согласились с передачей мумии, если будут созданы условия для ее хранения. Стоял тогда вопрос возврата только одной мумии, без сопроводительного инвентаря. Мы считаем, что это не соответствует ни этическим, ни юридическим нормам.

Но, тем не менее, мы начали готовить помещение. Когда оно было готово на 80%, местное Министерство культуры поставило вопрос о возвращении мумии. В ответ было заявлено, что Институт археологии и этнографии превысил свои полномочия, участвуя в переговорах, и этот вопрос будет рассматриваться на уровне Президиума СО РАН.

Эта ситуация с возвращением мумии обострилась вновь в 2003 году, во время землетрясения. Тогда было несколько тысяч обращений. Простые жители и депутаты от пострадавших районов писали во все инстанции о том, чтобы вернуть на место алтайскую мумию. В сознании народа это не только «биологический объект», как говорят ученые, а это принцесса, прародительница. Говорят даже, эпическая Очи-Бала – девушка-богатырка, которая спасла свой народ во время нашествия иноземных врагов.

Возвращение её - очень болезненный вопрос. Конечно, были и дискуссии о захоронении мумии, но я, как музейный работник, хранитель культурного наследия настаивала на том, чтобы привезти в музей, создать все условия для её хранения. Многие соглашались с моими доводами. Спасибо им и всем людям, и нашим друзьям из Германии, Швейцарии, Италии, Америки, Японии и Кореи, которые искренне желали увидеть её на Алтае, и даже хотели создать фонд её имени, собрать деньги для строительства мавзолея. Я думаю, что они будут рады и сегодня помочь нам в решении некоторых вопросов.

Укокская принцесса является неотъемлемой частью культурного наследия народов Республики Алтай. Мы относимся к ней с большим почтением. И когда ее будут торжественно вносить в Национальный музей, будут соблюдены все почести, полагающиеся для такой особы.

Как Вы считаете, возврат мумии увеличит значение музея?

И сейчас Национальный музей играет большую роль. У нас музей комплексный, есть хорошие коллекции по археологии, этнографии, природы, прекрасное художественное собрание. Когда к нам приезжали сотрудники из Русского музея, которые курируют художественные музеи России, то они удивились нашей небольшой, но грамотно подобранной коллекции. Мы не только храним, но и приобретаем работы художников. Они нас включили в список художественных музеев России, что для нас очень важно.

Естественно, значимость музея с привозом мумии еще больше поднимется. Мы можем стать одним из чудес России. На Алтае нельзя отдыхать как в Турции, или Египте, лежать на горячем песке, купаться в море. Здесь природой созданы уникальные условия для активного, познавательного туризма. И музей станет отправной точкой на все маршруты по явным и тайным тропам Алтая

Организует ли музей собственные археологические экспедиции? Какие есть планы в изучении археологического наследия и участия в охране памятников?

В 1980-е годы музей имел собственный археологический отряд. У музейных археологов были Открытые листы и они выезжали на аварийные раскопки при строительстве дорог или кошар. В 1990-е годы в связи с отсутствием средств наши экспедиции перестали работать. Археологические экспедиции сейчас могут себе позволить крупные научные центры, как Новосибирск, Кемерово, Барнаул и т.д. Национальный музей наряду с нашим госуниверситетом, Институтом алтаистики в будущем должен иметь свою археологическую экспедицию.

Я думаю, что наше Правительство не упустит шанс дать возможность местным ученым достойно участвовать во всех проектах, связанных с археологическими раскопками.

Нам не очень нравится отношение некоторых ученых, которые считают, что будто бы большая наука не может развиваться в республике. Рано или поздно мы возобновим работы на курганах в силу того, что зона расселения и строительства из-за интенсивного роста туриндустрии увеличивается. Археологические находки должны храниться и выставляться в Национальном музее. Для этого строятся дополнительные хранилища, лаборатории, экспозиционно-выставочные залы, соответствующие мировым стандартам.

Принцесса Укока

Специалисты предполагают, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

История находки

Фотография мумии принцессы Укока

Народы, обитавшие в Горном Алтае, были известны уже во второй половине VI века до н. э. о них писал Геродот и назвал их «стерегущие золото грифы» . Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая». Начало изучению «замерзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры.

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

Местоположение

Мумия хранится в Национальном музее имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск) в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

Общественное мнение

Этот факт вызывал недовольство определенной части алтайского народа. С их точки зрения «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы» показанный по ОРТ, характеризуется как далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи .

См. также

Ссылки

  • «Вечерний Новосибирск » об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «Новости Алтайского края » Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «Новости Алтайского края » Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • Телефильм НТВ из серии «Таинственная Россия». «Горный Алтай. Врата в Шамбалу». Эфир состоялся в субботу, 10.09.2011
  • «Новости Алтайского края » Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно - Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • С. Бен-Цион
  • Населённые пункты Саратовской области

Смотреть что такое "Принцесса Укока" в других словарях:

    Укок - Долина реки Калг … Википедия

    Десять самых значительных археологических находок в мире - Розеттский камень (Rosetta stone) памятник эпиграфической культуры (196 год до н.э.). Представляет собой камень (гранодиорит) с указом египетского царя Птолемея V, написанным египетскими иероглифами, демотическим письмом (одна из форм египетского … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Археология - Археологические раскопки на территории кремля в Угличе … Википедия

    Мумия - У этого термина существуют и другие значения, см. мумия (значения). М … Википедия

    Лоуланьская красавица - Таримские мумии мумифицированные тела европеоидов, сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла Макан близ Лоуланя, Турфана и в некоторых других областях Таримской впадины. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло… … Википедия

    Полосьмак, Наталья Викторовна - Наталья Викторовна Полосьмак Дата рождения: 12 сентября 1956(1956 09 12) (56 лет) Место рождения: Хабаровск Страна … Википедия

    Таримские мумии - Таримские мумии мумифицированные тела европеоидов XVIII в. до н. э. II в. н. э., сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла Макан близ Лоуланя, Турфана и в некоторых других областях Таримской впадины, в Синьцзян… … Википедия

    Канопы - Мумия египетского фараона из музея в Каире Мумия сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой… … Википедия

    Полосьмак - Полосьмак, Наталья Викторовна Наталья Викторовна Полосьмак Дата рождения: 12 сентября 1956(1956 09 12) … Википедия