Сочинение на тему «Образ народного заступника Гриши Добросклонова. "Народный заступник" Гриша Добросклонов - по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Почему григорий добросклонов народный заступник

Текст сочинения:

Иди к униженным. Иди к обиженным нам нужен ҭы!
Я. А. Некрасов
Поэма Кому на Руси жить хорошо создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народники, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. С целью революционной пропаганды началось массовое движение интеллигенции в народ. Однако хождение в народ не увенчалось Данный текст предназначен только для частного использования - успехом. Крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников. Вопрос о том, как внести революционное сознание в народные массы, направить их на путь активной борьбы, в сложившейся сиҭуации встает особенно остро. В народнической среде в то время велись споры о формах и методах пропаганды в деревне. Образом Гриши Доброск-лонова автор тоже включается в этот спор. Некрасов не усомнился в необходимости живой связи интеллигенции с народом и действенности революционной пропаганды среди крестьян даже тогда, когда хождение в народ потерпело неудачу. Таким борцом-агитатором, который идет вместе с народом, воздействуя на сознание крестьянства, является Гриша Добросклонов. Он сын дьячка, жившего беднее захудалого последнего крестьянина, и батрачки безответной, слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь Григория.
...лет пятнадцати Григорий ҭвердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка.
Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов борец за крестьянские интересы, за всех обиженных и униженных. Он хочет быть первым там, ...где трудно дышиҭся, где горе слышиҭся. Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовиҭся отдать свою жизнь за то, чтоб... каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!.
Григорий не одинок. На честные пуҭи вышли уже сотни людей, подобных ему. Как и всем революционерам,
ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Но Григория не пугаюҭ предстоящие испытания, потому что он вериҭ в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видиҭ, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.
Рать подымается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!
Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражаюҭ верой в будущее, в счастье для всей Руси.
Григорий Добросклонов будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и славен, на него вступаюҭ лишь души сильные, любвеобильные, на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоиҭ в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: Кому на Руси жить хорошо? Некрасов отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.
Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что ҭворилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного Пел он воплощение счастия народного.
Судьбу народа поэҭ связывает с успешным
соединением крестьянства и интеллигенции, пред
лагая свое решение вопроса о том, как установить
контакт и взаимопонимание, как ликвидировать су
ществующий между ними разрыв. Только совмест
ные усилия революционеров и народа могуҭ вывес
ҭи крестьянство на широкую дорогу свободы и
счастья. А пока русский народ еще только на пуҭи
к пиру на весь мир.

Права на сочинение "Народный заступник - Гриша Добросклонов (по поэме Кому на Руси жить хорошо)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного героя. Этот образ явился итогом раздумий Н. А. Некрасова о путях, ведущих к счастью русский народ. Правдиво, но очень по­этично поэт сумел отобразить лучшие черты характера Гриши - оптимистически настроенного борца, тесно свя­занного с народом и верящего в его великое и светлое будущее. Рос Гриша в нищете. Его отец, Трифон, сельский дья­чок, жил «беднее захудалого последнего крестьянина», был вечно голоден. Мать Гриши, Домна, - «батрачка безответ­ная на каждого, кто чем-нибудь помог ей в черный день». Сам Гриша учится в семинарии, которая для него была «кормилицей». Как ни плохо кормили их в семинарии, юноша последним куском хлеба делился с матерью. Рано задумался Гриша о жизни, и в пятнадцать лет он уже твердо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет». Перед собой, как и перед любым думающим чело­веком, он ясно видел лишь две дороги: Одна просторная Дорога - торная. Страстей раба... По этому пути движется жадная к соблазну толпа, для которой смешна даже мысль «о жизни искренней». Это дорога бездушья и жестокости, поскольку «за блага брен­ные» там кипит «вечная, бесчеловечная вражда-война». Но есть и вторая дорога: Другая - тесная, Дорога честная, По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд... Григорий Добросклонов выбирает именно этот путь, поскольку видит свое место рядом с «униженными» и «оби­женными». Это дорога народных заступников, революцио­неров, и Гриша не одинок в своем выборе: Немало Русь уж выслала Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути... Гриша обладает не только светлым умом и честным бунтующим сердцем, он наделен и даром красноречия. Он умеет убедить мужиков, которые прислушиваются к нему и верят его словам, утешить их, разъяснить, что в появле­нии таких людей, как Глеб-предатель, виноваты не они, а «крепь», которая родила и «грехи помещика», и грехи Гле­ба и «несчастного Якова». Нет крепи - Глеба нового Не будет на Руси! Григорий лучше, чем остальные, понимает великую силу слова, поскольку он - поэт. Его песни поднимают дух крестьянам, радуют вахлаков. Еще совсем юный Гриша может привлечь своими песнями внимание обездоленного народа к идее протеста и повести за собой. Он верит, что народная сила - это «совесть спокойная, правда живу­чая», поэтому ощущает «в груди своей силы необъятные». Свое счастье Григорий Добросклонов находит в любви к родине и народу, в борьбе за его свободу, и этим он не только отвечает на вопрос странников о том, кто счастли­во живет на Руси, но и является олицетворением понима­ния Некрасовым истинного назначения своего творчества, своей жизни.

«Кому на Руси жить хорошо» — самое мощное и удивительное создание Некрасова. Это не поэма в традиционном смысле слова и даже не роман в стихах. Это народная эпопея нового времени, впитавшая традиции древнерусских былин. В «Кому на Руси жить хорошо» воплощены исконные черты русского национального характера, его незыблемые устои, народное горе и народное счастье. Свою поэму Н. А. Некрасов писал в одну из переломных эпох нашей истории. Отмена крепостного права, экономические реформы — все это происходило на глазах у писателя. Некрасовским странникамтак и не удалось найти счастливого человека на Руси. В чем же корень зла, источник людских горестей? Гриша Добросклонов отвечает на этот вопрос: «Всему виною крепь». Но это мнение, как мне кажется, было бы неправильно считать настоящей точкой зрения автора. Мотив истинного счастья возникает в последней главе поэмы — «Доброе время — добрые песни». Он связан с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника. Чахотку и Сибирь. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую среду, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу. Этот герой становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. Судьба Гриши Добросклонова типична для русских революционеров-демократов. Интересно, что фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Долгое время в советском литературоведении образ Добросклонова воспринимался как художественный слепок Белинского, Добролюбова, Чернышевского, как высший идеал революционного деятеля. Действительно, мне кажется, что в образе этого героя нашли отражение общественно-политические черты того времени: «хождение в народ» и другое. Но, я думаю, Гриша Добросклонов — это мечта поэта, его надежда. Некоторые критики творчества Некрасова указывали на схематичность образа героя. Мне кажется, это вполне объяснимо. Гриша — простой парень. Биографически он ничем не отличается от крестьян, он испытывал такую же нужду, как и все они. Концовка главы «Пир на вест мир» играет роль развязки всей эпопеи. Ведь именно здесь прозвучал ответ на вопрос, поставленный в самом начале произведения — «кому на Руси жить хорошо?» Счастливым человеком оказывается никто иной, как народный заступник Гриша Добросклонов. Его счастье основывается на радости от творческой удачи. «Удалась мне песенка!» — молвил Гриша: Если бы знать могли они, что творилось с Гришею, Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного! Как поэт Гриша раскрывается через песни. В них же он находит возможность указать на путь к счастью для всего народа. Образ Гриши Добросклонова связан с проблемой образа автора и слабым выражением авторской позиции. Она показана в поэме не так четко, как позиция защитника русского народа: Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая! Песнь «Русь» — гимн крестьянской Руси, которая, преодолев бессилие, проснется и поднимется на борьбу за свое освобождение. Но мысли о революционном преображении мира, по мнению Некрасова, полностью еще не вошли в народное сознание. В своих песнях Гриша поднимает нравственные вопросы, которые основываются не только на социальном неравенстве: Сила с неправдою Не уживается. Жертва неправдою Не называется. Стиль и язык песни героя имеют народные корни, фольклорную основу. Это придает ей эпическое звучание и расширяет границы художественного пространства произведения. Именно благодаря им образ Гриши приобретает ореол человека из народа и народного заступника: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи.

Каждый поэт, определяя для себя творческое кредо, руководствуется собственными мотивами. Кто-то видит смысл своего творчества в прославлении родины, для кого-то творчество - возможность выразить свое представление о мире. Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов своим долгом считал служение народу. Все его творчество проникнуто идеями защиты русского народа от произвола властей. Поэтому поэта он видел прежде всего гражданином:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан…

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» - главном произведении его жизни - центральном образом становится народный поэт Гриша Добросклонов. Эту поэму Некрасов так и не закончил - помешала неизлечимая болезнь, симптомы которой он почувствовал в 1876 году, когда работа была в самом разгаре. Но умирающий поэт в течение последних месяцев невыносимых мучений все-таки писал последние песни.

Почти во всех стихотворениях Некрасова можно увидеть образ настоящего гражданина, который поэт стремился сделать идеалом для всех честных людей России. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поиск этого идеала продолжается на протяжении всего развития действия. Крестьяне, изображенные поэтом, проявляют себя настойчивыми искателями истины. Ведь и начинается сюжет произведения с того, как «семь временнообязанных … сошлися и заспорили, кому живется весело, вольготно на Руси» .

Некрасов не идеализировал крестьян, зная, что многие были и «рабами последними» , и холуями, и прирожденными лакеями. В массовых сценах слышится многоголосье крестьянское: здесь и пьяные голоса, и сочувствующие возгласы, и меткие афоризмы. Поэт, с детства проводивший время с крестьянами, хорошо изучил их речь, что позволило сделать язык поэмы красочным, ярким, по-настоящему творческим.

Постепенно из народной массы выделяются отдельные герои. Сначала Яким Нагой, «пьяненький» , «убогонький» , много переживший на своем веку. Он уверен, что трезвому человеку невозможно жить на Руси - он просто не сможет выдержать непосильного труда. Если бы не пьянство, крестьянских бунтов было бы не избежать.

Опираясь на нравственные идеалы народа, Некрасов создал образы выходцев из крестьянской среды, ставших борцами за счастье народа. И только в заключительной части произведения - главе «Пир на весь мир» - появляется образ народного интеллигента. Это Григорий Добросклонов. Поэт не успел закончить эту часть поэмы, но образ героя выглядит все-таки целостным.

Гриша - выходец из так называемой разночинной среды, он сын батрачки и дьячка. Лишь самоотверженность его матери и щедрость окружающих людей не позволили и самому Грише, и его младшему брату Савве «младенцами в земле» истлеть. Полуголодное детство и суровая юность помогли ему сблизиться с народом, определили жизненный путь молодого человека, ведь уже в пятнадцатилетнем возрасте «Григорий твердо знал уже» , за кого он умрет и кому посвятит свою жизнь.

В уста героя вкладывает автор сначала «Горькие песни», отражающие горькое время. Но уже ближе к концу главы начинают звучать и «Добрые песни». Ярче всего выделяются «Русь» и «Средь мира дольнего». В образе Гриши Добросклонова воплотились черты многих революционеров того времени, даже фамилия героя созвучна другой известной фамилии - Николая Добролюбова. Как и революционер-демократ, Гриша Добросклонов - борец за интересы крестьян, он готов идти «за униженных «и «за обиженных», чтобы быть первым там.

Образ Гриши реалистичный, но при этом обобщенный, почти условный. Это образ молодости, устремленной вперед, надеющейся на лучшее. Он весь в будущем, поэтому образ героя получился неопределенным, только намеченным. Григория не интересует богатство, не волнуют заботы о собственном благополучии, он готов посвятить жизнь тому, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!» Именно поэтому судьба литературного героя предопределена: жизнь готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника» , но при этом - «чахотку и Сибирь» . Но юношу не пугают предстоящие испытания, поскольку он верит в торжество дела, которому готов посвятить всю жизнь.

Почти все современники Николая Алексеевича Некрасова прошли как раз через Сибирь, заработав себе чахотку. Только «души сильные, любвеобильные» , по мысли автора, вступают на славный, но трудный путь борьбы за счастье народа. Таким образом, отвечая на главный вопрос поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» - автор дает однозначный ответ: борцам за народное счастье. Эта идея и раскрывает весь смысл поэмы.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд 2

В противовес отталкивающим образам угнетателей народа в поэме нарисован светлый и благородный образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов Гриша Добросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши:...лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка.

Слайд 3

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов - борец за народное счастье; он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится».

Слайд 4

Образом Григория Некрасов давал ответ на вопрос: что делать борцу за народные интересы? Иди к униженным, Иди к обиженным Там нужен ты.

Слайд 5

Григорий становится в ряды тех, кто готов «на бой, на труд за обойдённого, за угнетённого». Мысли Гриши постоянно обращены «ко всей Руси загадочной, к народу». В его душе «с любовью к бедной матери любовь ко всей вахлачине слилась». Григорий- верный сын народа. В образе Гриши Добросклонова Некрасов видит представителя трудовой народной массы, кровно с ней связанного: «Как ни темна вахлачина», как ни забита барщиной и рабством, она, «благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца». Ему чужды заботы о личном благополучии, для него «доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего».

Слайд 6

Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси». Гриша не одинок. На «честные пути», в бой за «честное дело» вышли уже сотни людей, подобных ему. Ему, как и другим борцам, ...судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Слайд 7

Но Гришу не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество того дела, которому посвятил свою жизнь. Он знает, что его родине «суждено ещё много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе: Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней-скажется Несокрушимая!

Слайд 8

На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, «народного заступника». Вот почему поэт говорит: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Труден, но прекрасен путь, по которому идёт Гриша Добросклонов. На этот путь вступают «лишь души сильные любвеобильные». На нём ждёт человека подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто себя отдаёт борьбе за благо и счастье народа.

Посмотреть все слайды