Великая сила искусства методическая разработка на тему. Сценарий отчетного концерта «Волшебный мир искусства Сценарий мероприятия о волшебной силе искусства

Тема: Интеллектуально-игровая программа «Волшебная сила искусства»

Цель: Приобщить детей к миру искусства, расширить их представления о видах искусства.

Привить детям любовь и интерес к различным видам искусства.

Развивать внимание, память.

Учить детей работать коллективом.

ТСО: компьютер (ноутбук), 3 фонограммы с отрывками популярных песен, фоновая ритмичная музыка.

Наглядное оформление: Название «Волшебная сила искусства», Плакат, название видов искусства с цветовым обозначением, 20 крестиков, 20 ноликов.

Оборудование: кубик для жеребьевки, 2 связки шаров, в каждой по 3 одинакового цвета, табличка «МОРЮТНАРТ», черный ящик, портрет, 3 мягкие игрушки, таблички с перевертышами, 2 картинки «Лыжник», разрезанная репродукция картины, диск, музыкальные фонограммы(отрывки песен),инструменты (молоток, пробойник, нож), 2 кожаных изделия, Дымковские игрушки, призы, 2 столика.

Литература:

Журналы «Последний звонок», 99-2004 г.,

Д.Л. Брудный, беседы о театре, Ленинград, Просвещение, 1983г.

П.И. Уткин, Н.С. Королева «Народные художественные промыслы», Ю,М.Высшая школа, 1992г.

«Основы художественного ремесла»,М. Просвещение, 1986г.

Разработчик: Пряхина Л.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, ребята и дорогие наши гости!

Сегодня мы собрались здесь, чтобы окунуться в волшебный мир искусства. Искусство – это очень емкое и многогранное понятие. Что вы представляете когда слышите это слово? (послушать, ответы)

Искусство включает в себя очень много жанров, это и живопись, и архитектура, и музыка, и дизайн, и театр и много другое. Обо всем мы, конечно же поговорить не сможем поэтому остановимся на 6 видах искусства:

декоративно-прикладное искусство

изобразительное искусство

литература

телевидение

Ну а что бы наша беседа не была скучной, я предлагаю вам известную всем игру «крестики - нолики». Итак, игра. Тема игры определена, области так же обозначены. Осталось объявить команды и компетентную комиссию по спорным вопросам.

Наш зал условно поделен на две половины, правая часть зала команда «Х», левая «0», помогают решать спорные вопросы: (представить членов комиссии).

Правила игры следующие: перед вами игровое поле из 4 секторов. Каждый сектор в свою очередь разделен на 9 клеточек определенного цвета, цвет обозначает виды искусства:

декоративно-прикладное искусство - фиолетовый

изобразительное искусство - зеленый

литература - красный

музыка - желтый

театр – оранжевый

телевидение - голубой

Начнем игру с первого сектора. Команда, которой по жребию выпадает право выбрать вопрос, называет номер от 1 до 9, не забывая о жанре. Я читаю вопрос, команде дается время на размышление. В случае верного ответа – в выбранной клеточке ставим их знак, если ответ неверный – знак команды противника. Затем наша комиссия произведет подсчет «Х» и «0» и объявит победителей игры.

сценарий 20-летнего юбилея компании

Пригласительные на юбилей компании выполнены с учётом стилистики всего мероприятия и могут представлять собой, например, изящно выполненные миниатюрные флейты, к которым крепиться текст самого приглашения.

Уже на подступах к отелю праздничное настроение создают чрезвычайно деятельные Герольды, размахивающие флагами с логотипом концерна и духовой оркестр, наигрывающий бравурные марши.

Двери перед прибывающими на торжество гостями приветливо распахивает улыбчивый темнокожий Швейцар. Затем инициативу перехватывают вышколенные Лакеи, чудаковатые Августы и задумчивые Паяцы, которые, постоянно кланяясь и сдувая с гостей невидимые пылинки, препровождают их в фуршетную зону.

В анфиладе парадных залов отеля Талион гостей ждёт немало интересных персонажей и интерактивных представлений. Популярная классическая музыка в исполнении струнного квартета, за счёт звукоусилительной системы, слышна во всех залах.

В одном из залов гости смогут не только насладиться прекрасными полотнами, выставленными на вернисаже, но и увидеть «оживающую» картину. Желающие также смогут стать частью тантамарески или тематической выгородки.

В другом зале гостей порадуют неожиданным действом. На подсвеченных золотистых тумбах стоят золотые ангелы. Световым рисунком, направленным из дальних углов зала со специальных декорированных стоек в виде золотых изящно изогнутых фонарей, подчёркивается центральная композиция. Под специально созданную фонограмму ангелы «оживают» и по мере увеличения количества зрителей, перед ними разворачивается увлекательное представление, в котором эти неземные существа начинают исследовать мир вокруг себя, передвигаясь среди зрителей, и аккуратно общаясь с контактными зрителями языком жестов, актёры создают забавные ситуации, небольшие смешные скетчи. Постепенно действие становится единым, в нем уже нет большой разницы между зрителем и актёром, каждый несёт в себе частичку нового мира. Создаёт ту самую красоту, которой нам всем так не хватает.

Здесь же могут располагаться серебристые статуи на постаментах. Иногда меняя позы, они приведут гостей в замешательство.

В следующем зале можно испытать судьбу сразу несколькими способами. Можно, например, сорвать предсказание с чудесного деревца, можно попытать счастье у Шарманщика, который наполняет праздник волшебной музыкой шарманки. У него есть спутник тряпичная кукла - смешной петух Антошка, который вместо привычного попугая, вытаскивает и раздаёт билетики счастья гостям. А в углу зала расположен гадальный салон с позитивными прогнозами.

В одном из залов гостей ожидает целая водная феерия – шоу поющих и танцующих фонтанов вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Все мероприятие ведутся фото и видео съёмка. Гости вечера смогут уже в конце мероприятия получить своё фото в памятной рамочке или отослать понравившееся фото на свой адрес, воспользовавшись медиа-столом.

По всем залам фланируют роскошные Дамы и Кавалеры, которые, обмениваясь многозначительными взглядами, сразу дают понять, что это Очень Высокий Приём.

Так же по анфиладе прогуливаются забавные Фрейлины с целым набором мини игр, которые не дадут гостям заскучать.

Ещё один смешной персонаж – мохнатый Коврик тоже перемещается по залам, и ложится у ног гостей, вызывая у них умиление.

Все залы украшают флористические композиции и ледовые скульптуры.

После того, как гости насладятся коктейлем и развлечениями, предложенными на нем, присутствующих просят пройти в зал Империал. Пространство зала художественно оформлено и красочно подсвечено. У накрытых столов застыли официанты, а со сцены льётся бессмертная музыка в исполнении камерного симфонического оркестра.

Ведущие – Оксана Фёдорова и Артём Анчуков начинают вечер и предоставляют первое слово президенту концерна. После приветственного слова – просмотр фильма о компании. Далее музыкально-гастрономические паузы перемежаются тостами и номерами классического балета.

Затем на сцене развернётся удивительное по красоте зрелище – вокально-танцевальная постановка из оперы «Волшебная флейта» в исполнении солистов петербургских театров в шикарных нарядах под аккомпанемент оркестра.

Сразу после выступления Царица Ночи поздравляет присутствующих с юбилеем и напоминает об исключительной силе искусства. Чтобы доказать это, она вручает ведущим волшебную флейту, которая поможет перенестись в прошлое и увидеть как все начиналось.

Звучит флейта и на сцене появляется серебристая труба, которая плавно перетекает и изменяет форму, переливаясь под лучами софитов, а в конце из неё появляется необычное существо.

На экране в это время демонстрируется слайд-шоу из лучших фотографий новорожденных детей сотрудников компании и сохранившихся снимков времён зарождения фирмы под торжественную музыку, например, И.С. Бах «Сотворение мира». Этот номер символизирует зарождение жизни, а в данном случае зарождение новой компании, что отражено в тексте ведущих.

После небольшой паузы выступление контактного жонглёра, которое силой искусства переносит всех на пять лет вперёд. Звучит флейта и на сцене трогательное выступление шоу-балета с группой маленьких пятилетних детишек сотрудников в костюмах ангелочков под песню «Крылатые качели» или «Прекрасное далеко», например. На экране слайд-шоу с фотографиями того времени.

Небольшой перерыв и выступление воздушных гимнастов или эквилибристов на тростях перенесут присутствующих ещё на пять лет вперёд.

Под звуки флейты на сцену поднимаются Детский хор телевидения и радио и группа десятилетних детей сотрудников концерна. Они исполнят специально написанный и разученный по этому случаю гимн в стиле «спасибо за наше прекрасное детство». На экране слайд-шоу с фотографиями тех времён. Если есть желание внести толику юмора, то можно это выступление заменить номером шоу-мим-театра «Лицедеи» также с вовлечением детей в постановку.

Пришло время немного размяться и на сцене неожиданно появляется Дмитрий Маликов (или любой другой исполнитель на Ваш выбор), а его лирические и танцевальные композиции никого не оставят в стороне.

Короткая музыкально-гастрономическая пауза и гостей вновь поднимет самобытное выступление волынщиков.

По окончании этого выступления все опять перенесутся на пять лет вперёд. Звучит флейта и на сцене начинается неоновое шоу с участием пятнадцатилетних детей работников компании в светящихся костюмах. На экране слайд-шоу фотографий того периода.

Настало время представить гостям шедевр кондитерского искусства и на сцену вывозят огромный авторский торт, выполненный с учётом символики компании.

После десертной паузы программу продолжит лазерное шоу на водном экране, которое перенесёт гостей в наши дни. Звуки флейты и на сцене появляется коллектив подросших двадцатилетних детей - ровесников холдинга. На экране фото с последних событий, произошедших в жизни компании.

В конце вечера гостей ждёт ещё один яркий сюрприз – выступление легендарной группы Чингиз Хан (или любой другой на Ваш выбор). Любимые танцевальные хиты напомнят присутствующим зажигательные дискотеки 90-х и соберут на танцполе всех гостей.

Ребята занимают места в зрительном зале. С этого момента начинается их путешествие в мир Театра, знакомство с актерским мастерством. Проводятся игры и конкурсы для развития этого мастерства. Победители конкурсов в конце мероприятия показывают спектакль.

Цель:

Развитие познавательного интереса к миру театра.

Оформление:

Сцена украшена воздушными шарами, бумажными цветами. Можно оформить выставку «Театр глазами детей». На сцене – занавес. Ведущий до спектакля находится перед занавесом.

Атрибутика:

  • Билеты с указанием ряда и места;
  • Театральная маска;
  • Ромашка с лепестками – описаниями настроения;
  • Карточки – скороговорки;
  • Карточки с названиями предметов для пантомимы;
  • Костюмы и декорации для спектакля «Репка».

Роли:

  • Ведущая

Ход мероприятия

Перед входом в зал дети получают билеты, в которых указаны ряд и место. Дети занимают места (необязательно те, что указаны на билете).

Ведущая: Ребята, здравствуйте! Как поживаете? Хорошо или плохо? Если у вас все замечательно – похлопайте в ладоши! Как здорово! А настроение какое? Если хорошее – потопайте! У меня тоже отличное! И все потому, что сегодня нас ожидает самое настоящее путешествие. А вот где мы сегодня окажемся – это сюрприз!

Танцевальный номер «Сюрприз».

Ведущая: Ребята, для вас сегодня мы приготовили настоящий сюрприз! Это путешествие в волшебный мир театра! Хотите попасть за кулисы? Тогда вперед! Но… где же ваши билеты? Покажите мне их!

Дети поднимают билеты, показывают ведущей.

Ведущая: А теперь проверьте, свое ли место вы занимаете.

Ребята сверяют ряд и место, указанные на билете, с тем местом, на котором сидят. Приходят к выводу, что занимают не свое место.

Ведущая: Ай-яй-яй! Нужно срочно исправлять ситуацию! Подойдите к сцене. А теперь найдите свое место и займите его.

Под музыку дети ищут места, указанные в их билете.

Ведущая: Актер и актриса, премьера, антракт, театральная афиша и, конечно же, аншлаг – все это можно назвать одним словом – театральное искусство. А вы знаете, как зовут греческую музу, покровительствующую этому искусству? Имя ей – Мельпомена!

Выходит Мельпомена, читает монолог. Затем кланяется и уходит.

Ведущая: Ребята, с чего начинается театр? Правильно, с вешалки. Но ее мы уже благополучно миновали и оказались в зрительном зале. Заняли свои места, вот и в сказку нам пора! Итак, сегодня мы совершим путешествие в волшебную страну, чье громкое имя «Театр». Еще Шекспир сказал, что мир наш – это театр, а мы – актеры, которые играют различные роли. Вот и сегодня я предлагаю каждому определиться со своей ролью, а поможет нам в этом необычная маска.

Достает театральную маску, половина которой изображает грустное настроение, другая – радость.

Ведущая: Посмотрите, какая необычная маска. Ребята, как вы думаете, почему она является символом театрального искусства?

Дети отвечают, что актер должен уметь играть роль независимо от настроения, он должен уметь перевоплощаться.

Ведущая: Скажите, чем отличаются настроения у этой маски?

Одна половина грустная, другая – радостная.

Ведущая: Вот и первая наша актерская игра. Вам нужно определить настроение музыки и передать его мимикой.

Проводится игра «Актерское мастерство».

Ребята слушают отрывки классических произведений, передающих разное настроение, мимикой изображают характер музыки. Грустная – уголки рта опущены, веселая – подняты. Задействовать можно глаза и брови.

Ведущая: Замечательные вы актеры! Все у вас прекрасно получилось. Ну а теперь проведем кастинг на лучшего актера. Приглашаю на сцену желающих!

Проводится игра «Театральная ромашка».

Детям нужно произнести одну и ту же фразу: «Я люблю ходить в школу», но с разным настроением. Они вытягивают лепесток и определяют характер произносимой фразы: весело, грустно, нейтрально, задумчиво, агрессивно. Победителя выбирают по реакции зала – кому громче хлопали. Он получает роль деда в спектакле и уходит за кулисы готовиться, остальные возвращаются на свои места.

Ведущая: Актер должен уметь не только перевоплощаться, но также говорить громко и четко, чтобы его расслышали зрители даже с последних рядов! Ребята, а вы умеете громко говорить? Приглашаю на сцену громкоголосых!

Ведущая: Теперь познакомимся с понятием «Антракт». Ребята, вы знаете, что это такое? Так называется переменка для актеров и зрителей. В это время они могут отдохнуть. Я предлагаю провести физминутку!

Ведущая: Отдохнули, можно продолжать подготовку к спектаклю. Актер должен уметь превращаться в своего героя. Проверим, умеете ли превращаться вы! Кто желает попробовать свои силы в волшебном искусстве?

Проводится конкурс «Звериный хор».

Желающие делятся на три группы: собаки, кошки, мышки. В хаотичном порядке выстраиваются в шеренгу. Ведущий поет строчку из известной песни, участники продолжают петь по очереди на «своем» языке. Например, ведущий поет «В траве сидел кузнечик», собака должна пролаять вторую строчку, кошка третью – промяукать, мышка – пропищать. Тот, кто сбивается с ритма, поет не на «своем» языке – выбывает из игры. Три победителя распределяют между собой роли Жучки, кошки и мышки.

Ведущая: Главная актриса в театре – прима. У нее самая значительная роль в спектакле, у нее больше поклонников, ее любят и уважают. Вот и мы сейчас выберем актера на главную роль в спектакле. Прошу желающих подняться на сцену!

Конкурс «Пантомима».

Участники получают карточку с названием предмета посуды. Их задача – без слов показать предмет так, чтобы зрители догадались, что показывается. Если зрители не могут отгадать предмет, участник выбывает из игры. Оставшиеся участники переходят на второй этап кастинга – показывают пантомимой какой-либо овощ, на третьем этапе показывают животное. Конкурс продолжается до выявления победителя, который будет играть роль Репки. Он уходит за кулисы.

Ведущая: Ну а пока наши актеры готовятся, предлагаю пошевелить извилинами!

Ведущая: Актеры подготовились. Зрители готовы? Тогда прошу сидеть тихо, слушать внимательно, реагировать в конце спектакля бурно! Внимание, сказка начинается!

Демонстрация сказки «Репка». После окончания спектакля актеры выходят на поклон, зрители хлопают.

Здравствуйте, Елена Сергеевна!..

Старая учительница вздрогнула и подняла глаза. Перед нею стоял невысокий молодой человек. Он смотрел на нее весело и тревожно, и она, увидев это смешное мальчишеское выражение глаз, сразу узнала его.

Дементьев, - сказала она радостно. - Ты ли это?

Это я, - сказал человек, - можно сесть?

Она кивнула, и он уселся рядом с нею.

- Как же ты поживаешь, Дементьев, милый?

Работаю, - сказал он, - в театре. Я актер. Актер на бытовые роли, то, что называется «характерный». А работаю много! Ну, а вы? Как вы-то поживаете?

Я по-прежнему, - бодро сказала она, - прекрасно! Веду четвертый класс, есть просто удивительные ребята. Интересные, талантливые… Так что все великолепно!

Мне комнату новую дали… В двухкомнатной квартире… Просто рай…

Как вы это странно произнесли, Елена Сергеевна, - сказал он, - невесело как-то… Что, мала, что ли, комната? Или далеко ездить? Или без лифта? Ведь что-то есть, я чувствую. Или кто-нибудь хамит? Кто же? Директор школы? Управдом? Соседи?

Соседи, да, - призналась Елена Сергеевна, - понимаешь, я живу как под тяжестью старого чугунного утюга. Мои соседи как-то сразу поставили себя хозяевами новой квартиры. Нет, они не скандалят, не кричат. Они действуют. Выкинули из кухни мой столик. В ванной заняли все вешалки и крючки, мне негде повесить полотенце. Газовые горелки всегда заняты их борщами, бывает, что жду по часу, чтобы вскипятить чай… Ах, милый, ты мужчина, ты не поймешь, это все мелочи. Тут все в атмосфере, в нюансах, не в милицию же идти? Не в суд же. Я не умею с ними справиться…

Все ясно, - сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, - вы правы. Хамство в чистом виде… А где же это вы проживаете, адрес какой у вас? Ага. Спасибо, я запомнил. Я сегодня вечером к вам зайду. Только просьба, Елена Сергеевна. Ничему не удивляться. И полностью мне во всякой моей инициативе помогать! В театре это называется «подыгрывать»! Идет? Ну, до вечера! Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства!

И он ушел.

А вечером раздался звонок. Звонили один раз.

Мадам Мордатенкова, неспешно шевеля боками, прошла по коридору и отворила. Перед ней, засунув ручки в брючки, стоял невысокий человек, в кепочке. На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.

Ты, что ли, Сергеева? - хрипло спросил человек в кепочке.

Нет, - сказала шокированная всем его видом Мордатенкова. - Сергеевой два звонка.

Наплевать. Давай проводи! - ответила кепочка.

Оскорбленное достоинство Мордатенковой двинулось в глубь квартиры.

Бока мадам зашевелились порезвей.

Вот, - сказала она и указала на дверь Елены Сергеевны. - Здесь!

Незнакомец, не постучавшись, распахнул дверь и вошел. Во время его разговора с учительницей дверь так и осталась неприкрытой. Мордатенкова, почему-то не ушедшая к себе, слышала каждое слово развязного пришельца.

Значит, это вы повесили бумажку насчет обмена?

А мою-то конуренку видела?

А с Нюркой, женой моей, разговор имела?

Ну, что ж… Ведь я те так скажу. Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. Сама посуди: у мине там два корешка. Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. Ведь это удобство? Удобство… Но, понимаешь, мне метры нужны, будь они неладны. Метры!

Да, конечно, я понимаю, - сдавленно сказал голос Елены Сергеевны.

А зачем мне метры, почему они нужны мне, соображаешь? Нет? Семья, брат, Сергеева, растет. Прямо не по дням, а по часам! Ведь старшой-то мой, Альбертик то, что отмочил? Не знаешь? Ага! Женился он, вот что! Правда, хорошую взял, красивую. Зачем хаять? Красивая - глазки маленькие, морда - во! Как арбуз!!! И голосистая… Прямо Шульженко. Целый день «ландыши-ландыши»! Потому что голос есть - она любой красноармейский ансамбль переорет! Ну прямо Шульженко! Значит, они с Альбертиком-то очень просто могут вскорости внука отковать, так? Дело-то молодое, а? Молодое дело-то или нет, я те спрашиваю?

Конечно, конечно, - совсем уж тихо донеслось из комнаты.

Вот то-то и оно! - хрипел голос в кепочке. - Теперь причина номер два: Витька. Младший мой. Ему седьмой пошел. Ох и малый, я те доложу. Умница! Игрун. Ему место надо? В казаки-разбойники? Он вот на прошлой неделе затеял запуск спутника на Марс, чуть всю квартиру не спалил, потому что теснота! Ему простор нужен. Ему развернуться негде. А здесь? Ступай в коридор и жги чего хошь! Верно я говорю? Зачем ему в комнате поджигать? Ваши коридоры просторные, это для меня плюс! А?

Плюс, конечно.

Так что я согласен. Где наша не пропадала! Айда коммунальные услуги смотреть!

И Мордатенкова услышала, что он двинулся в коридор. Быстрее лани метнулась она в свою комнату, где за столом сидел ее супруг перед двухпачечной порцией пельменей.

Харитон, - просвистела мадам, - там бандит какой-то пришел, насчет обмена с соседкой! Пойди же, может быть, можно как-нибудь воспрепятствовать!..

Мордатенков пулей выскочил в коридор. Там, словно только его и дожидаясь, уже стоял мужчина в кепочке, с прилипшим к губе окурком.

Здесь сундук поставлю, - говорил он, любовно поглаживая ближний угол, - у моей маме сундучок есть, тонны на полторы. Здесь мы его поставим, и пускай спит. Выпишу себе маму из Смоленской области. Что я, родной матери тарелку борща не налью? Налью! А она за детьми присмотрит. Тут вот ейный сундук вполне встанет. И ей спокойно, и мне хорошо. Ну, дальше показывай.

Вот здесь у нас еще маленький коридорчик, перед самой ванной, - опустив глаза, пролепетала Елена Сергеевна.

Игде? - оживился мужчина в кепочке. - Игде? Ага, вижу, вижу.

Он остановился, подумал с минуту, и вдруг глаза его приняли наивно-сентиментальное выражение.

Знаешь чего? - сказал он доверительно. - Я те скажу как своей. Есть у меня, золотая ты старуха, брательник. Он, понимаешь, алкоголик. Он всякий раз, как подзашибет, счас по ночам ко мне стучится. Прямо, понимаешь, ломится. Потому что ему неохота в отрезвиловку попадать. Ну, он, значит, колотится, а я, значит, ему не отворяю. Мала комнатенка, куды его? С собой-то ведь не положишь! А здесь я кину на пол какую-нибудь тряпку, и пущай спит! Продрыхнется и опять смирный будет, ведь это он только пьяный скандалит. Счас, мол, вас всех перережу. А так ничего, тихий. Пущай его тут спит. Брательник все же… Родная кровь, не скотина ведь…

Мордатенковы в ужасе переглянулись.

А вот тут наша ванная, - сказала Елена Сергеевна и распахнула белую дверь.

Мужчина в кепочке бросил в ванную только один беглый взгляд и одобрительно кивнул:

Ну, что ж, ванна хорошая, емкая. Мы в ей огурцов насолим на зиму. Ничего, не дворяне. Умываться и на кухне можно, а под первый май - в баньку. Ну-ка, покажь-ка кухню. Игде тут твой столик-то?

У меня нет своего стола, - внятно сказала Елена Сергеевна, - соседи его выставили. Говорят - два стола тесно.

Что? - сказал мужчина в кепочке грозно. - Какие такие соседи? Эти, что ли?! - Он небрежно ткнул в сторону Мордатенковых. - Два стола им тесно? Ах, буржуи недорезанные! Ну, погоди, чертова кукла, дай Нюрка сюда приедет, она тебе глаза-то живо выцарапает, если ты только ей слово поперек пикнешь!

Молчи, старый таракан, - прервал его человек в кепочке, - в лоб захотел, да? Так я брызну! Я могу! Пущай я в четвертый раз пятнадцать суток отсижу, а тебе брызну! А я-то еще сомневался, меняться или нет. Да я за твое нахальство из прынцыпа переменюсь! Баушк! - Он повернулся к Елене Сергеевне. - Пиши скорее заявление на обмен! У меня душа горит на этих подлецов! Я им жизнь покажу! Заходи ко мне завтра утречком. Я те ожидаю.

И он двинулся к выходу. В большом коридоре он, не останавливаясь, бросил через плечо, указывая куда-то под потолок:

Здесь корыто повешу. А тут мотоциклет. Будь здорова. Смотри не кашляй.

Хлопнула дверь. И в квартире наступила мертвая тишина. А через час…

Толстый Мордатенков пригласил Елену Сергеевну на кухню. Там стоял новенький сине-желтый кухонный столик.

Это вам, - сказал Мордатенков, конфузясь, - зачем вам тесниться на подоконнике. Это вам. И красиво, и удобно, и бесплатно! И приходите к нам телевизор смотреть. Сегодня Райкин. Вместе посмеемся…

Зина, солнышко, - крикнул он в коридор, - ты смотри же, завтра пойдешь в молочную, так не забудь Елене Сергеевне кефиру захватить. Вы ведь кефир пьете по утрам?

Да, кефир, - сказала Елена Сергеевна.

А хлеб какой предпочитаете? Круглый, рижский, заварной?

Ну, что вы, - сказала Елена Сергеевна, - я сама!..

Ничего, - строго сказал Мордатенков и снова крикнул в коридор: - Зинулик, и хлеба! Какой Елена Сергеевна любит, такой и возьмешь!.. И когда придешь, золотко, постираешь ей, что нужно…

Ох, что вы!.. - замахала руками Елена Сергеевна и, не в силах больше сдерживаться, побежала к себе. Там она сдернула со стены полотенце и прижала его ко рту, чтобы заглушить смех. Ее маленькое тело сотрясалось от хохота.

Сила искусства! - шептала Елена Сергеевна, смеясь и задыхаясь. - О, волшебная сила искусства…

Встреча друзей

в музыкальной гостиной

Волшебная сила искусства

Минасян Н. Г.

Новоамвросиевская ОШ І-ІІІ ступеней

кабинет музыки

Встреча друзей в музыкальной гостиной

«Волшебная сила искусства»

(личность, творчество, время)

Цель: опираясь на художественный опыт и произведения искусства помочь выявить эстетическую ценность искусства, его нравственный потенциал, способность сделать человека лучше, чище, духовно богаче; развитие коммуникативных способностей учащихся.

Обстановка и оборудование: учащиеся располагаются группами за столами вокруг учителя, на столах подсвечники со свечами, букетики цветов; портреты композиторов, фонозаписи, пианино, видеофильм «Потерянный рай», о Шопене; скульптурный портрет Антуана Бурделя, Бетховена, портреты Шопена, Моцарта, К. Васильева.

ХОД ВСТРЕЧИ:

Учитель: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы собрались в нашей голубой гостиной на очередную встречу с прекрасным.

Тему нашей встречи подсказала сама жизнь, наше с вами время. Время увлекательное, фантастическое и в тоже время жесткое, я бы даже сказала жестокое. Нас окружила техника, высокие скорости, все свободное время занимают компьютеры, телевизоры, игровые приставки, давит пресс всевозможной информации. И мы становимся другими: меньше удивляемся, притупилось умение сочувствовать, сопереживать, а равнодушие, безразличие встречаются между нами все чаще и чаще. Что это? Разве у нас сердце стало биться по-другому? Или слово «душа» стало иметь какой-то другой смысл?

Задумывались ли вы над этим?

(ответы-размышления )

Да, понятия духа, сердечности всегда были связаны с нашими чувствами, эмоциями, именно со способностью чувствовать, переживать. Бойтесь равнодушия? Избегайте бесчувственных людей!

А ведь представьте себе, что способность чувствовать можно развивать в себе! Развивать всеми способами: можно читать литературу и переживать вместе с героями произведений, можно созерцать прекрасные произведения изобразительного искусства и восхищаться ими. Музыка занимает особое место в этом ряду. Я согласна с Шекспиром, который говорил: «Нет на земле живого существа,

Столь жестоко, крутого, адски – злого,

Чтоб не могла хотя на час один

В нем музыка свершить переворота».

    Откуда же берется музыка?

(ее сочиняет композитор )

    А что музыка для композитора?

(способ выразить свои мысли и чувства )

    А откуда же эти мысли и чувства берутся?

(из жизни )

Я думаю, вы согласитесь с моей мыслью о том, что чем ярче жизнь композитора, тем богаче она на впечатления, переживания, чем масштабнее видение, участие в различных событиях, тем ярче и содержание его музыки.

    А для кого пишет композитор?

(Конечно, для вас с нами )

И вот тут-то и возникает вопрос, а нужна ли нам она? И какая нужна и нужнее: джазовая или рок-музыка, современная эстрадная или классическая?

Стоп... Не давайте мне готового ответа, дадите в конце встречи.

Для начала погрузимся в музыку, которая просто проверена временем, которая написана 204 года назад, даже можно сказать – заиграна. Но вот в кич, в бестселлер она не превращается.

Друзья! Зажгите свечи! Пускай эти огоньки будут отсветом наших сердец, нашего душевного тепла, нашей любви к музыке.

Я бы хотела, чтобы у вас, когда вы будете наслаждаться ею, ненавязчиво возник образ человека, писавшего эту музыку, в каком состоянии был этот человек, так написавший о своих чувствах? Что мы можем сказать о его личности? Смогли бы и вы так выразить свои чувства, быть может, в цвете, слове?

(Исполняется учителем І часть 14-й сонаты Бетховена )

    О чем писал Бетховен?

(ответы )

Он назвал ее «gvasi una fantasia » – «как бы фантазия». Название «Лунная» дал ей поэт Рельштаб. Соната посвящена Джульетте Гвичарди.

Французский писатель Ромен Роллан, услышав сонату, сказал: «Это монолог без слов, исповедь правдивая, потрясающая, подобную которой можно встретить лишь в музыке... Здесь нет ни одного слова, но она понятна всем».

Начало – мерное триольное движение. Что это? Это – маятник человеческой жизни. Чувства, жизнь помещены в пространство между ударами маятника. О каких чувствах, событиях рассказывает нам автор? 1801 – год создания сонаты.

Перед нами тридцатилетний Бетховен.

Ученик: Взгляните на меня! Да, я тридцатилетний завоеватель, великий виртуоз, блестящий артист, салонный лев, которым бредит молодежь. Да, я смотрю свысока на это элегантное общество. Да, у меня плохие манеры, которые терпеливо исправляет княгиня Лихновская. Я делаю только вид, что презираю моду, да, я ношу красивый трижды закрученный галстук и доволен тем впечатлением, которое произвожу на окружающих. Да, я танцую – и как?! Езжу на лошади – бедная лошадь! Да, у меня смех во всю глотку, но скрытая грация и элегантность.

Учитель: И вдруг строки из писем, словно вырванные из самых сокровенных тайников его души.

Ученик: Завистливый демон – мое плохое здоровье – вставляет мне палки в колеса, а именно: вот уже три года, как я все хуже и хуже слышу... в ушах все гудит и шумит день и ночь. Я влачу жалкое существование. В течение двух лет я избегаю всякого общества, потому что я не в силах сказать людям: «Я глух. С моей профессией это ужасно...».

Учитель: Вот тот образ жизни, который помещен между мерными ударами маятника.

    Как же Бетховен относится к своей работе?

Вот где подлинная сила духа и воли!

Вот, что называется преодолением себя!

Удивительная, гигантская, напряженнейшая работа не прекращается ни на мгновение.

И именно в эту пору судьба послала ему любовь. Бетховен пишет в письме: «Моя бессмертная возлюбленная! Жить я могу либо, находясь с тобой всецело, либо никак. Я хочу, найдя у тебя родной очаг, послать свою душу, обвитую тобою, в царство духов. Никогда ни одна другая не сможет завладеть моим сердцем. Нигде, никогда!»

Учитель. Какая потрясающая самоотдача, какая потрясающая сила чувства. И вдруг… измена… Родители выдают замуж Джульетту за другого. Для Бетховена – это удар, он – граф, хотя и музыкант, но плохонький. Этого простить нельзя!

Вот она – судьба, вот он, злой рок – вылившийся в звуки 14-й Сонаты. Эта мелодия – мольба о счастье, «об этом» трудно говорить.

Если мы дерзнем объединить, триоли в аккорде, мы услышим похоронный марш. Вот ведь где загадка! Зачем сделал это композитор?

(ответы, размышления)

Согласитесь ли вы со мной? Я думаю, это говорит о его личных качествах: он скромен, скромен до скрытности, он прячет подлинные чувства от «глаза людских», а может быть, он учит нас доброте, но своими средствами, музыкальными. Он говорит: «Именно доброта может преобразить человека». И, поэтому, щадя слушателя, спрятал тяжеловесную, раздирающую, давящую душу поступь траурного марша за триолями? Как бы то ни было, эта музыка прекрасна во всех ее проявлениях!

А теперь дайте свет! Больше света! Сейчас друзья, мы встретимся с другой музыкой!

(гасятся свечи, зажигается свет)

Пусть звучит лучезарный Моцарт! Ты – Моцарт – бог!

(Выставляется графический портрет Моцарта)

(Звучит "Турецкое рондо в исполнении учителя)

    Разве эта музыка подвластна времени?

    Идите к ней! Слушайте ее! И вы найдете в ней источник жизненной энергии, она будет всегда питать вас счастьем, любовью, радостью жизни.

Учитель. (меняя интонацию) Теперь откроем эту дверь… Что там?

(Включается видеомагнитофон, на фоне красивейших зарисовок о

природе звучит Largetto из фортепианного концерта ф - moll

Шопена).

Учитель. И эту музыку писал человек, который проживет всего 39 лет. Это Фредерик Шопен. Не кажется ли вам, что он подсознательно чувствовал скоротечность своей жизни? И может быть, от этого такая глубина чувства, безмерная любовь к жизни, природе? Такое страстное желание запечатлеть это в звуках и передать людям?

Как вы думаете?

(ответы)

Друзья мои! Вы никогда не задумывались над тем, почему композиторы так мало жили – Бетховен 57 лет, Моцарт 36, Шопен 39 (и этот список можно продолжить)?

    Быть может, тот отрезок времени, который был отмерен им судьбой, был наполнен таким сгустком творческой жизни, что они, сами того не осознавая, сгорали в нем, творя для людей настоящие шедевры искусства.

Наша встреча проходит в преддверии Великой Победы. И я бы хотела завершить ее стихами Евгения Евтушенко, в которых воедино слились литература и музыка, искусство и жизнь. Вслушайтесь в эти звуки, слова задумайтесь над ними. Это стихи об ужасах фашистских лагерей и о загадке человеческого духа. Постарайтесь понять, прочувствовать тайну ее проявления.

Баллада о пианисте

Когда его били фашисты

в концлагере

И ухмылялись:

"Попался…" –

Он прятал одно –

Свои руки костлявые,

Только бы не по пальцам.

Потом его вызвал

К себе вертухай –

Фашистик розовый,

Чистый:

"Дадим инструмент…

Для начальства сыграй…" –

А он процедил:

"Разучился…"

И он выступал с лопатой в руках

В изысканном обществе мусора.

Но в пальцах его –

В десяти тайниках –

Пряталась музыка,

Музыка.

И ночью,

Когда прорезался сквозь мглу

Лунный крамольный краешек,

Углем, он грубо чертил на полу

Клавиши, клавиши, клавиши.

В ком-то урчала гнилая фасоль,

Кто-то вышептывал имя зазнобы,

а от неструганых "фа" и "соль"

в пальцы вонзались занозы.

И он играл до рассвета, как мог, –

срывался, мучился, пробовал,

хотя получить он только и мог –

букет из колючей проволоки.

Было не страшно ему, что убьют, –

в гибели нету позора,

было страшнее, что слаб этюд,

особенно в части мажора.

И он, возвратившись, не пил, не рыдал,

Весь как сплошное оттуда,

он от холстины продрогший рояль,

словно ребенка, откутал.

И старец со скрепками в бороде –

владыка консерватории,

Прослушав, спросил озадаченно: "Где

вы так хорошо подготовились?"

Играй пианист! Отплывает барак –

ковчег твоей музыки Ноев,

но, криком крича,

Проступает сквозь фрак

невидимый лагерный номер.

    В чем же сила пианиста?

(ответы - размышления)

Физические силы человека ограничены, а духовные – неисчерпаемы. И искусство, как раз, и является источником силы духа человека, в чем мы и убедились сегодня, слушая музыку и стихи, рассматривая портреты композиторов.

Наша встреча подходит к концу, и прощаясь, я желаю, чтобы у вас было сильным творческое воображение, развиты чувства добра и милосердия, появлялось желание остановиться перед бессмертными творениями великих мастеров. Пусть душа никогда не становиться холодной, безразличной. Соприкасаясь с миром настоящего искусства, пускай у вас учащенно бьется сердце от волнения и радости, появляется блеск в глазах от красоты и, главное, появляется желание творить мир вокруг по законам прекрасного!