Сборник идеальных эссе по обществознанию. Древнерусская литература Известные древнерусские произведения

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль»

Г.Р. Державин Стихотворение «Памятник»

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума»

В.А. Жуковский стихотворение «Море», баллада «Светлана»

А.С. Пушкин романы: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Hазговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»

М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени», «Песня про... купца Калашникова», стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»

Н.В. Гоголь пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель».

Литература второй половины XIX века

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

И.А. Гончаров роман «Обломов»

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого).

А.Н. Островский драма «Гроза»

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

Литература конца XIX - начала XX века

А.П. Чехов комедия «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький драма «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман-эпопея «Тихий дон», рассказ «Судьба человека»

М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века : Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века : Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века : А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)


Еще многие просят названия произведений второй половины XX века, тех авторов, что просто перечислены. Составил для вас список:

Проза второй половины XX века:

Ф.А. Абрамов ("Деревянные кони"), Ч.Т. Айтматов ("Плаха"), В.П. Астафьев ("Царь-рыба"), В.В. Быков ("Сотников", "Обелиск"), В.С. Гроссман ("Жизнь и судьба"), С.Д. Довлатов ("Заповедник", "Компромисс"), В.Л. Кондратьев ("Сашка"), В.П. Некрасов ("В окопах Сталинграда"), Е.И. Носов (Рассказы, 1959), В.Г. Распутин ("Прощание с Матерой"), В.Ф. Тендряков ("Расплата"), Ю.В. Трифонов ("Дом на набережной"), В.М. Шукшин (Рассказы) (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века:

Б.А. Ахмадулина ("Осень", "Ночь", "Мы расстаемся"),

И.А. Бродский ("Не выходи из комнаты", "Элегия", "Стансы"),

А.А. Вознесенский ("Сага", "Заповедь", "Песня Офелии"),

В.С. Высоцкий ("Песня о друге", "Я не люблю", "Грусть моя, тоска моя"),

Е.А. Евтушенко ("Мой пёс", "Женщинам", "Цензура равнодушием"),

Н.А. Заболоцкий ("Не позволяй душе лениться", "В новогоднюю ночь", "Старая актриса"),

Ю.П. Кузнецов ("Цветы", "Стихия", "Русский лубок"),

Б.Ш. Окуджава ("Грузинская песня", "У поэта соперников нету"),

Н.М. Рубцов ("Поэт", "Березы", "В горнице"),

В.А. Солоухин ("Не прячьтесь от дождя"),

А.А. Тарковский ("Малиновка", "Стань самим собой"). (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов ("Таня"), А.В. Вампилов ("Утиная охота"), А.М. Володин ("С любимыми не расставайтесь"), В.С. Розов ("В добрый час"), М.М. Рощин ("Анна Каренина") (произведение одного автора по выбору).

Древнерусская литература представляет собой исторически закономерный начальный этап развития всей русской литературы в целом, и включает литературные произведения древних славян, написанные с 11 по 17 век. Главными предпосылками её появления можно считать разнообразные формы устного творчества, предания и былины язычников и т.д. Причины её возникновения связывают с образованием древнерусского государства Киевская Русь, а также с крещением Руси, именно они дали толчок для возникновения славянской письменности, которая стала способствовать более ускоренному культурному развитию восточнославянского этноса.

Созданная византийскими просветителями и миссионерами Кириллом и Мефодием письменность «кириллица», дала возможность открыть для славян византийские, греческие и болгарские книги, в основном церковные, через которые передавалось христианское учение. Но вследствие того, что в те времена книг было не так уж и много, для их распространения возникала нужда их переписки, этим в основном занимались служители церкви: монахи, священники или дьяконы. Поэтому вся древнерусская литература была рукописной, и в то время бывало так что, тексты не просто копировались, а переписывались и перерабатывались по абсолютно разным причинам: менялись литературные вкусы читателей, возникали различные социально-политические перестановки и т.д. Вследствие этого на данный момент сохранились различные варианты и редакции одного и тоже литературного памятника, и бывает, так что установить первоначальное авторство довольно сложно и требуется проведение тщательного текстологического анализа.

Большая часть памятников древнерусской литературы дошли до нас без имен своих создателей, по своей сути они в основном анонимны и в этом плане этот факт их очень роднит с произведениями устного древнерусского фольклора. Отличается древнерусская литература торжественностью и величавостью стиля написания, а также традиционностью, церемониальностью и повторяемостью сюжетных линий и ситуаций, различных литературных приемов (эпитетов, фразеологизмов, сравнений и т.д.).

К произведениям древнерусской литературы относят не только обычную литературу того времени, а и исторические записи наших предков, так называемые летописи и летописные повествования, заметки путешественников, по старинному хождения, а также различные жития святых и поучения (жизнеописание людей, причисленных церковью к рангу святых), сочинения и послания ораторского характера, деловая переписка. Все памятники литературного творчества древних славян характеризуются наличием элементов художественного творчества и эмоциональным отражением событий тех лет.

Известные древнерусские произведения

В конце 12 века неизвестным сказителем был создан гениальный литературный памятник древних славян «Слово о полку Игореве», в нем описывается поход на половцев князя Игоря Святославича из Новгород-Северского княжества, закончившийся неудачей и имевший печальные последствия для всей русской земли. Автора тревожит будущее всех славянских народов и их многострадальной Родины, вспоминаются прошлые и нынешние исторические события.

Данное произведение отличается наличием только ему присущих характерных черт, здесь наблюдается оригинальная переработка «этикетных», традиционных приемов, удивляет и поражает богатство и красота русского языка, завораживает тонкость ритмического построения и особая лирическая приподнятость, восхищают и вдохновляют народность сути и высокий гражданский пафос.

Былины представляют собой патриотические песни-сказания, в них рассказывается о жизни и подвигах богатырей, описываются события в жизни славян в 9-13 веках, выражаются их высокие моральные качества и духовные ценности. Знаменитая былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» написанная неизвестным сказителем рассказывает о героических подвигах известного защитника простого русского люда могучего богатыря Ильи Муромца, смысл жизни которого заключался в служении отчизне и защите её от врагов русской земли.

Главный отрицательный персонаж былины - мифический Соловей-разбойник, наполовину человек, наполовину птица, наделенный разрушающим «покриком звериным», является олицетворением разбойничества на Древней Руси, приносившего много бед и зла простым людям. Илья Муромец выступает как обобщенный образ идеального героя, воющего на стороне добра и побеждающего зло во всех его проявлениях. Конечно, в былине много преувеличений и сказочного вымысла, что касается фантастической силы богатыря и его физических возможностей, а также разрушительного действия свиста Соловья-Розбойника, но главное в этом произведении это высшая цель и смысл жизни главного героя богатыря Ильи Муромца — мирно жить и трудиться на родной земле, в трудную минуту всегда быть готовым прийти на помощь Отечеству.

Много интересного об укладе жизни, быте, верованиях и традициях древних славян можно узнать из былины «Садко», в образе главного героя (купца-гусляра Садко) воплощены все самые лучшие черты и особенности загадочной «русской души», это и благородство, и щедрость, и смелость, и находчивость, а также безграничная любовь к Родине, недюжий ум, музыкальный и певческий талант. В этом эпосе удивительно переплетены как сказочно-фантастические, так и реалистические элементы.

Одним из популярнейших жанров древнерусской литературы являются русские сказки, в них описываются фантастические выдуманные сюжеты, в отличие от былин, и в которых обязательно присутствует мораль, некое обязательное поучение и наставление для подрастающего поколения. Например, всеми хорошо известная с детства сказка «Царевна-Лягушка» поучает маленьких слушателей не торопиться там, где не нужно, учит добру и взаимовыручке и тому, что добрый и целеустремленный человек на пути к своей мечте преодолеет все преграды и трудности и обязательно достигнет желаемого.

Древнерусская литература, состоящая из собрания величайших исторических рукописных памятников, представляет собой национальное достояние сразу нескольких народов: русского, украинского и белорусского, является «началом все начал», истоком всей русской классической литературы и художественной культуры в целом. Поэтому знать её произведения, гордиться великим литературным талантом своих предков обязан каждый современный человек, считающий себя патриотом своего государства и уважающий его историю и величайшие достижения своего народа.

Предлагаю вариант № 2 тестовых заданий по «Слову о полку Игореве». Тест составлен в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на вопросы, пояснения к ним, а также примерные ответы на задания № 8 и 9. Данное тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ, а также к урокам литературы.

Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.

Н.К. Рерих. (1874-1947) «Поход князя Игоря».

Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните
задания 1–9.

Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: «Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.

А куряне славные —
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены

Сами скачут по полю волками

И, всегда готовые к борьбе,

Добывают острыми мечами
Князю — славы, почестей — себе!»

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина.
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

(«Слово о полку Игореве». )

1

В каком году происходил поход князя Игоря, описываемый автором «Слова о полку Игореве»?

Ответ :

Правильный ответ

Ответ: 1185

Пояснение.

Поход князя Игоря Севрского против половцев проходил в 1185 году. Произведение, видимо, написано было чуть позже.

2

Какое художественное средство выделено в данном отрывке?

Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону.

Ответ :

Правильный ответ

Ответ: эпитет.

Пояснение.

Эпитет – это троп, то есть слово или сочетание слов, употреблённое в переносном смысле. Представляет собой определение, образно, эмоционально описывающее что-либо, передающее отношение автора к предмету описания.

3

Кто обнаружил рукописный вариант «Слова о полку Игореве»?

Ответ :

Правильный ответ

Ответ: Мусин-Пушкин.

Пояснение.

Собиратель древностей А.И. Мусин -Пушкин обнаружил рукопись в сборнике, полученном из Спасо-Преображенского монастыря Ярославля в конце 1780-х годов.

4

Установите соответствие между цитатами из данного отрывки и художественными средствами, которые использует автор в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ :

Правильный ответ

Ответ:342

Пояснение.

Сравнение – это сопоставление различных предметов, явлений и пр. с целью выявления общих свойств, качеств, признаков. При сравнении часто используются сравнительные союзы как, словно, будто, что, но их может и не быть.

«Скачут по полю волками» — сравнение воинов с волками.

Метафора – это скрытое сравнение, в котором в переносном смысле употреблены глагол или существительное. В метафоре происходит сравнение неназванного предмета с данным в тексте на основании общего признака.(В данном отрывке нет метафоры)

Метонимия – образовано от греческого слова metonymia, что значит переименование. Означает перенос наименований с одного предмета на другой предмет по принципу смежности.

Метонимию порой путают с метафорой, но метонимия в отличие от метафоры не предусматривает сходства между явлениями, признаками и предметами, а основана на реальных ассоциативных связях: «добывают острыми мечами», то есть сражаясь.

Противопоставление — это художественный приём, при котором описываемые предметы, явления и пр. противопоставляются по определённым качествам, признакам.

«Лучше быть убиту от мечей,чем от рук поганых полонёну!»- автор противопоставляет смерть в бою позорному плену.

5

Как назывался период в истории Руси, описанный в данном произведении?

Ответ :

Правильный ответ

Ответ: раздробленность (феодальная раздробленность)

6

В каком значении употреблено слово «полк» в названии произведения?

Ответ :

Правильный ответ

Ответ : поход

7

Кого на Руси называли витязями?.

Ответ :

Правильный ответ

Ответ: богатырей, древнерусских воинов.

8
Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 5-10 предложений ).

Выполняя задание 9 , подберите для сопоставления два произведения разных авторов , (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор, сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Какова роль природы в данном эпизоде?

Ответ :

Правильный ответ

Примерный ответ.

Роль природы в данном отрывке, как и во всём произведении, велика. Она олицетворяется автором.

Природа словно предупреждает Игоря не совершать необдуманный поступок, об этом свидетельствует солнечное затмение. Люди верили, что затмение солнца- это предвестник беды.Однако Игорь не послушал голоса разума, поддался чувствам, желанию показать себя, доказать сою храбрость.

9

В каких произведениях русской классики природа является одним из главных

героев? Сопоставьте данные произведения со «Словом о полку Игореве».

Ответ :

Правильный ответ

Примерный ответ.

Природа играет важную роль во многих произведениях русской классической литературы.

Можно назвать природу одним из главных действующих лиц в романе Л. Толстого «Война и мир». Так в сцене первой встречи князя Андрея с дубом автор показал, как состояние князя созвучно природе. Для дуба словно нет весны, когда всё вокруг расцветает, он, дуб, кажется старым и сердитым уродом между молодых берёзок. Жизнь кончена, кажется Андрею. Ничего хорошего уже больше не будет. Однако во время второй встречи, летом, Андрей, видя преображённый дуб, понимает, как прекрасна жизнь « Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Многое произошло с князем за это время: и беседа с Пьером на пароме о необходимости деятельности, и услышанный разговор Наташи с Соней в Отрадном. Нет, жизнь ещё продолжается.

А как помогает понять характер Татьяны Ларины описание природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»! Героиня любит природу, особенно зиму. Природа помогает ей почувствовать прелесть жизни:

Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму.

Детство и юность героини прошли на лоне природы- лесов, полей. Она вдыхала запахи трав и цветов, любовалась красотой природы. Именно здесь, среди просторов родной природы, и была воспитана героиня, эта чуткая, нежная, умеющая любить девушка.

Таким образом, во многих творениях русской литературы, как и в «Слове о полку Игореве», природа помогает понять внутреннее состояние героев, раскрыть особенности их характеров, являясь настоящим героем произведений.


Ребята, дорогие мои девятиклассники, ниже вы найдёте вопросы для зачёта по древнерусской литературе и литературе 18 века. Я не буду здесь писать, что вы должны хорошо знать тот материал, который изучался на уроках литературы и обсуждался в классе, задавался в виде домашних заданий. Напишу другое.

Сейчас вновь собираются возродить в выпускном классе обязательный письменный экзамен по литературе в формате сочинения. И если это произойдёт, то вам придётся в конце 11 класса и ЕГЭ по русскому сдавать, и сочинение по литературе писать.



Зачёты по литературе дают вам возможность привести в порядок знания о художественных текстах, писателях, направлениях и т.д. Изучив небольшой блок произведений, вы как будто подводите итог своим знаниям, показываете, насколько глубоко и серьёзно вы поняли тему. Всё это, безусловно, будет работать на вашу успешную и качественную сдачу экзамена по литературе в виде сочинения в 11 классе.

При подготовке к зачёту вы можете использовать учебник по литературе для 9 класса, лекции (в ваших тетрадях; и тут всё зависит оттого, насколько вы внимательны на уроках: слушаете меня, любимого учителя, отвечаете на вопросы по прочитанному тексту, выполняете письменные задания, а не сидите равнодушным статистом, уткнувшись в мобильник и обмениваясь эсемесками) и, конечно, тексты самих произведений.

Если вы расскажите теорию, но не будете знать текст, то на высокую оценку даже и не рассчитывайте.

Обратите внимание, что к каждому вопросу прилагаются термины, которые вы должны знать. Это означает, что вы не просто передаёте смысл того или иного термина, а даёте его чёткое определение. Всё это, безусловно, влияет на конечную оценку.

Зачёт проводится только в устной форме, помимо всего, оценивается и ваше умение внятно излагать свои мысли)))



Выражение лица может быть разное,

но готовиться придётся)))))

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1. Соответствие ответа формулировке темы.

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.

3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.

4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.

5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.

6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

"5": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.

"4": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний

"3": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.

"2": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.

Успехов!

ЗАЧЁТНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ 18 ВЕКА.

1. Особенности древнерусской литературы.

а) хронологические границы ДРЛ; истоки возникновения ДРЛ

б) исторический характер ДРЛ; жанры ДРЛ.

Термины: православие, летопись, духовность, нравственность.

2. Периодизация древнерусской литературы: период, главная идея данного периода, произведения.

Термины: эстетика, этика, миропорядок.

3. Историческая основа «Слова о полку Игореве». История открытия рукописи.

Термины: летопись, слово как жанр, композиция.

4. Новаторство «Слова о полку Игореве». «Золотое слово» Святослава:

а) почему оно так называется,

б) как в «золотом слове» воплощается идея автора«Слова…»?

Термины: жанр, идея, сюжет.

5. Плач Ярославны:

а) фольклорная основа плача Ярославны,

б) поэтика плача.

Термины: фольклор, плач, пейзаж.

Термины: герой, идея, эпизод.

7. Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»:

а) призыв к единению русских князей,

б) широкий охват географических пространств;

в) психологизм изображения русской природы.

Термины: психологизм, патриотизм, слово как жанр.

8. Характеристика русской литературы XVIII века:

а) причины бурного развития литературы в Петровскую эпоху,

б) появление новых жанров,

в) распространение сатиры.

Термины: сатира, патриархальный, трагедия.

Минимальная Программа курсов подготовки к ЕГЭ по литературе рассчитана на 30 занятий.

Темы занятий соответствуют Кодификатору ЕГЭ по литературе.

Обратите внимание на объем того, что нужно прочитать и освоить. Начинайте готовиться заранее.

1. Требования к выполнению тестов ЕГЭ по литературе: структура, типы заданий, формы бланков. Пособия и учебники.

Общие понятия курса:
Художественная литература как искусство слова;
Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества;
Художественный образ. Художественное время и пространство;
Содержание и форма. Поэтика;
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Проверка знаний учащихся (первичный тест).

2. Основные понятия теории литературы.
Литературные роды: эпос, лирика, драма;
Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Сюжет. Композиция.
Антитеза.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Лирическое отступление.
Конфликт.
Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
Пафос. Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Сказ.

3. Основные понятия теории литературы.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория.
Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (общие сведения).
Активизация знания текстов.

«Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы. Особенности жанра, тематика и проблематика.

4. Классицизм в русской литературе XVIII века.
Идеи классицизма в творчестве Ломоносова, Державина и Фонвизина. Понятие «просветительская литература».

Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения.
Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Принципы анализа стихотворения.

5. Русская драма эпохи классицизма.
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Принципы анализа фрагментов эпического / драматического текста.

6. Литературные направления и методы в русской литературе первой половины XIX в.
Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Черты классицизма, романтизма и реализма в пьесе.
Соотношение композиции и сюжета. Углубление понятий "герой", "главный герой", "система персонажей".

7. Анализ фрагментов текста комедии Грибоедова «Горе от ума».
Понятие «Литературная критика».
Статья Гончарова «Мильон терзаний». Задания С1-С2.

8. Контрольная работа №1.
Основные понятия теории литературы.
Древнерусская литература.
Литература эпохи классицизма.

9. Романтизм.
Лирика В. А. Жуковского.
Элегия «Море», баллада «Светлана».
Средства художественной выразительности.
Образы и образное мышление как основа литературного творчества.
Романтизм и реализм.
Стихотворения А. С. Пушкина. «Деревня», «Узник», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Погасло дневное светило...», «Поэт», «Песнь о вещем Олеге», «К морю».

10. Стихотворения А. С. Пушкина:
«Няне», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «..Вновь я посетил…».
Поэма «Медный всадник».

11. Художественные особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Автор и его герои.
Внесюжетные элементы в романе «Евгений Онегин»: письма героев, сон Татьяны, лирические отступления.
Статья Белинского.

12. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Обобщение понятия «эпические жанры».
Поэзия М. Ю. Лермонтова. «Песня … про купца Калашникова».

13. Поэзия М. Ю. Лермонтова.
Стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». Поэма «Мцыри».

14. Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Система образов в романе.
Понятие «психологизм».
Роль портрета и пейзажа.

15. Н. В. Гоголь.
Поэма «Мертвые души» – особенности жанра и композиции.
Проблема героя. Эпическое начало и система образов в поэме Гоголя.

16. Н. В. Гоголь.
Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель».

17. Контрольная работа №2.
Литература 1-й половины XIX в.

18. А. Н. Островский.
Драма «Гроза». Особенности жанра драмы.
Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Статья Писарева «Мотивы русской драмы».

19. Лирика А. А. Фета:
«Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

Лирика Ф. И. Тютчева:
«Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б. « («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

20. Стихотворения Н. А. Некрасова:
«Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Особенности художественного текста: авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.

21. Жанровые разновидности русского романа:
Роман-диспут И. С. Тургенева «Отцы и дети».
«Календарный» роман И.А. Гончарова «Обломов».

22. М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города» (обзорное изучение).

Н. С. Лесков.
«Левша». «Несмертельный Голован».

23. Ф. М. Достоевский
«Преступление и наказание».
Тематика и проблематика романа. Психологизм Достоевского.
Христианская символика в романе.
Система художественных образов романа: «двойники» героя, роль «снов».

24. Л. Н. Толстой
«Война и мир». Роман-эпопея.
Авторский замысел, тема и идея, проблематика, композиционное строение, система художественных образов романа. Философско-религиозные идеи Толстого. Авторская позиция.25. Контрольная работа № 3. Литература 2-й половины XIX в.

26. Понятие «модернизм».
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
А. П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
А. М. Горький «Старуха Изергиль».

27. Комедия А. П. Чехова «Вишневый сад» и драма А. М. Горького «На дне».
Серебряный век русской литературы.
Активизация знаний о литературных размерах. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

28. Основные поэтические течения серебряного века.

А. А. Блок.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

О. Э. Мандельштам.
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А. А. Ахматова.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

В. В. Маяковский.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

Б. Л. Пастернак.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

С. А. Есенин.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!. «, «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М. И. Цветаева.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

29. Проза XX века.

М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ-эпопея «Судьба человека».

М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

А. П. Платонов. Рассказ «Юшка».

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

30. Тема войны у А. Т. Твардовского.
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

Обзор литературы второй половины ХХ века (краткие сведения).

Проза второй половины XX века (обзорно).
Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков, В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин.

Поэзия второй половины XX века (обзорно).
Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, А. А. Тарковский.

Драматургия второй половины ХХ века (обзорно).
А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.

31. Контрольная работа № 4. Литература XX в.

32. Итоговое занятие: вопросы и ответы, уточнение недопонятого, финальное тестирование.