Постоянство памяти скульптура сальвадор дали сообщение. Сальвадор Дали Постоянство памяти (мягкие часы): описание, значение, история создания. «Жираф в огне»: трактовка образов

Сальвадор Дали - Постоянство памяти (исп. La persistencia de la memoria).

Год создания: 1931

Холст, гобелен ручной работы.

Оригинальный размер: 24 × 33 см

Музей современного искусства, Нью-Йорк

«Постоянство памяти » (исп. La persistencia de la memoria, 1931) — одна из самых известных картин художника Сальвадора Дали. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1934 года.

Известна также как «Мягкие часы », «Твердость памяти » или «Стойкость памяти ».

Эта небольшая картина (24×33 см) — вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов — образ, который можно было бы описать так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти». Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж с Порт Лигат был уже готов, так что написать картину было делом двух часов. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра, о чем говорит его же цитата.

Описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти»

Величайший представителей сюрреализма в живописи Сальвадор Дали, поистине умело сочетал загадку и очевидность. Этот удивительный испанский художник выполнял свои картины в присуще только ему манере, заострял жизненные вопросы с помощью оригинального и противоположного сочетания реального и фантастического.

Одна из знаменитейших картин, известна под несколькими названиями, чаще всего встречается - «Постоянство памяти», но так же известна, как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».

Это совсем небольшая картина о времени произвольно текущем и неравномерно заполняющем пространство. Сам же художник пояснил, что возникновение этого сюжета связано с ассоциациями при размышлении о природе плавленого сыра.

Начинается все с пейзажа, на холсте он занимает мало места. Вдали виднеется пустыня и морское побережье, возможно, это отражение внутренней пустоты художника. Еще на картине трое часов, но они текут. Это временное пространство, по которому и льется течение жизни, но оно может изменяться.

О большей части картин художника, об их идеях, содержании, подтексте, становилось известно из записок в дневниках Сальвадора Дали. Но каково мнение самого художника по поводу этой картины не обнаружено, ни строчки. Существует немало мнений о том, что же хотел донести до нас художник. Есть и некоторые настолько противоречивые, что эти обвисшие часы говорят о страхах Дали, возможно, перед какими-либо мужскими проблемами. Но, несмотря на все эти предположения, картина обладает огромной популярностью, благодаря неординарности сюрреалистического направления.

Чаще всего, при слове сюрреализм, имеется в виду Дали, и на ум приходит его картина «Постоянство памяти». Сейчас это произведение находится в Нью-Йорке, увидеть ее можно в Музее современного искусства.

Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью, а Гала ходила по магазинам. После еды Дали заметил, что сыр плавится от жары, становится текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе. У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами. Он вернулся к незавершённой картине, над которой работал тогда, на ней изображалось дерево на платформе на фоне гор. В течение двух или трёх часов Сальвадор Дали развесил на картине расплавленные карманные часы, которые и сделали картину тем, чем она является сегодня.

Сальвадор Дали
Постоянство памяти 1931

История создания

Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив Галу с друзьями в кино, «я, — пишет Дали в воспоминаниях, — вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане — голый остов оливы с обломанной веткой.

Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу — но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».

Сюжет

Дали как настоящий сюрреалист своей картиной погружает нас в мир снов. Суетливых, беспорядочных, мистических и в то же время кажущихся понятными и реальными.

С одной стороны, знакомые часы, море, скалистый пейзаж, высохшее дерево. С другой, их вид и соседство с другими, слабо идентифицируемыми предметами, оставляет в недоумении.

На картине трое часов: прошлое, настоящее и будущее. Художник следовал идеям Гераклита, который полагал, что время измеряется течением мысли. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.

Расплавленные часы Дали придумал, размышляя о камамбере

Твердые часы, кишащие муравьями, — это линейное время, которое само себя пожирает. Образ насекомых как символ гниения и разложения преследовал Дали с детства, когда он увидел, как насекомые копошились на тушке летучей мыши.

А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Художник изобразил себя спящего в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».

Сальвадор Дали

Дерево изображено сухим, потому что, как считал Дали, античная мудрость (символом которой это дерево и является) канула в Лету.

Пустынный берег — это крик души художника, который через этот образ говорит о своей опустошенности, одиночестве и тоске. «Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.), — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

При этом море — символ бессмертия и вечности. По мысли Дали, море идеально для путешествий, там время течет в соответствии с внутренними ритмами сознания.

Образ яйца как символа жизни Дали взял у древних мистиков. Последние считали, что из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Слева горизонтально лежит зеркало. Оно отражает все, что пожелаешь: и мир реальный, и сновидения. Для Дали зеркало — символ непостоянства.

Контекст

По легенде, придуманной самим Дали, он создал образ текучих часов буквально за два часа: «Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».

Гала: никто не сможет забыть эти мягкие часы, увидев их хотя бы раз

Через 20 лет картина была встроена в новую концепцию — «Дезинтеграция постоянства памяти». Культовый образ окружен ядерным мистицизмом. Мягкие циферблаты тихо распадаются, мир расчленен на четкие блоки, пространство находится под водой. 1950-е с послевоенной рефлексией и техническим прогрессом, очевидно, перепахали Дали.


«Дезинтеграция постоянства памяти»

Дали похоронен так, что по его могиле может пройтись любой желающий

Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.


Дали на крыше своего дома в Испании

Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.

Год написания: 1931, размер: 33 см. х 24 см.

Картина Постоянство памяти была написана испанским художником-сюрреалистом Сальвадором Дали и является одной из его самых известных произведений. В настоящее время она находится в Музее современного искусства, в Нью-Йорке. Благодаря огромному числу поклонников данной картины и последователей живописца, это полотно очень популярно и в настоящее время, оно часто упоминается в современной популярной культуре.

«Поражает ослепление людей, всегда делающих одно и то же. Меня удивляет, почему работник банка не съедает чек, мне удивительно, что другие художники, раньше меня, не додумались рисовать "мягкие часы"...» - писал Сальвадор Дали.

«Постоянство памяти» является сюрреалистической картиной. Сюрреализм был культурным движением, которое происходило в 1920-х годах. Сюрреалистические произведения искусства представляют собой элемент неожиданности, непредвиденных сравнений и непочтительного юмора. Иногда, это искусство, которое является свободным проявлением текущего воображения художника, которое бывает сложно интерпретировать, и картина Постоянство памяти не есть исключением. Здесь художник изображает твердые предметы, мягкими.



На картине изображены: медленно плавящиеся карманные часы, отделенные от цепочек, море и пустынный пляж в бухте, окруженной скалами, на заднем плане (художника вдохновляли скалы мыса Креус). Часть картины освещена солнечным светом, а часть окутана тенью. Присмотревшись внимательней, можно также увидеть маленькие камни.

«Пейзаж это состояние души» - утверждал Дали.

Дали часто использовал философию твердого и мягкого в своих картинах. По мнению некоторых экспертов, плавящиеся часы указывают на текучесть времени, твердые камни - это реальность жизни, а море представляет собой необъятность земли. На картине есть еще оранжево-красные часы, покрытые муравьями, символизирующие, предположительно, мучительность ожидания. Привлекает внимание также странная фигура, в центре, напоминающую плавящуюся голову с большим носом, вываленным языком и закрытым глазом с длинными ресницами. Ее шея, как будто, растворяется в тени. Одни интерпретируют ее как шутку, голову засмотревшегося и застывшего в трансе человека, будущего зрителя данной картины, другие считают, что это голова самого Дали, во время приступа мигрени. Некоторые также говорят, что голова имеет такую форму, потому что она свободна от всяких предрассудков, либо просто мертва, либо художник считал, что смерть и есть свобода, ведь он говорил: «Свобода – если определять ее эстетическую категорию – есть воплощение бесформенности, это аморфность», «Смерть завораживает меня вечностью».

Существует очень много разных версий анализа «Постоянства памяти». Критик, историк-искусствовед Dawn Ades писала, что «мягкие часы - это бессознательный символ относительности пространства и времени». Когда Дали спросили, правда ли, что это намек на теорию относительности Эйнштейна, он ответил довольно легкомысленно, что это всего лишь сюрреалистическое видение сыра камамбер, плавящегося на солнце.

Также, эксперты говорят, что на смысл произведения могли повлиять идеи Фрейда, поскольку картина была написана в годы, когда Дали интересовался работой Фрейда.

«Я, когда пишу, сам не понимаю, какой смысл заложен в моей картине. Но не думайте, что она лишена смысла! Просто он так глубок и сложен, непринужден и прихотлив, что ускользает от логического стандартного восприятия» - говорил Дали.

Картина привлекает внимание любителей искусства уже на протяжении многих десятилетий. За это время картина получила много и критики, и похвалы. Для тех, кому нравится сюрреалистический стиль искусства, это шедевр. Для других, это просто хлам или, в лучшем случае, картина сумасшедшего. Как бы то ни было, это одно из произведений искусства, которое еще долго не сотрется из памяти людей и будет провоцировать все новые аргументы и интерпретации.

Сальвадора Дали можно по праву назвать величайшим сюрреалистом. Потоки сознания, сновидений и реальности находили отображение во всех его работах. «Постоянство памяти» - одна из самых маленьких (24х33 см), но самых обсуждаемых картин. Это полотно выделяется глубоким подтекстом и множеством зашифрованных символов. А еще оно является самой копируемой работой художника.


Сам Сальвадор Дали рассказывал, что циферблаты на картине он создал за два часа. Его супруга Гала ушла в кино с друзьями, а художник остался дома, ссылаясь на головную боль. Находясь в одиночество, он рассматривал комнату. Тут внимание Дали привлек сыр камамбер, который они с Галой недавно ели. Он медленно таял на солнце.

Внезапно мастеру пришла в голову мысль, и он отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж окрестностей Порт-Лигата. Сальвадор Дали развел палитру и принялся творить. К моменту прихода супруги домой картина была готова.


На маленьком полотне скрыто немало аллюзий и метафор. Искусствоведы с удовольствием расшифровывают все загадки «Постоянства памяти».

Трое часов олицетворяют собой настоящее, прошлое и будущее. Их «тающая» форма – символ субъективного времени, неравномерно заполняющего пространство. Еще одни часы с копошащимися на них муравьями – это время линейное, которое поглощает само себя. Сальвадор Дали не раз признавался, что в детстве на него произвело сильное впечатление зрелище муравьев, кишащих на умершей летучей мыши.


Некий растекшийся объект с ресницами – это автопортрет Дали. Пустынный берег ассоциировался у художника с одиночеством, а высохшее дерево – с античной мудростью. Слева на картине можно рассмотреть зеркальную поверхность. Она может отражать как реальность, так и мир сновидений.


Через 20 лет взгляд на мир Дали изменился. Он создал картину под названием «Дезинтеграция постоянства памяти». По концепции она перекликалась с «Постоянством памяти», однако новая эпоха технического прогресса наложила отпечаток на мироощущение автора. Циферблаты постепенно распадаются, а пространство разбито на упорядоченные блоки и затоплено водой.

Вдохновленный теорией относительности Эйнштейна, Сальвадор Дали изобразил эти знаменитые на весь мир тающие часы. Они напоминают о быстротечности нашего бытия и порою дают повод для глубоких размышлений. Не зря картина «Постоянство памяти» и по сей день активно обсуждается в творческих кругах.

Современные дизайнеры воплотили эту идею в жизнь и мы рады Вам представить оригинальный элемент для интерьера – тающие Сальвадора Дали. На основе этой идеи создана также и тающая бутылка в форме часов. У нас Вы можете выбрать любую модель (опция выбора доступна в поле над ценой).

Часы Сальвадора Дали выполнены в необычной форме. Создается впечатление, что они расплываются по поверхности. Кроме того, форма часов позволяет размещать их в самом неожиданном месте – на краю поверхности. Это придает им еще большей реалистичности.

Такое решение для декора обязательно должно всех поклонников искусства и ценителей работ Дали. Также тающие часы станут отличным подарком ко дню рождения или другому памятному событию.

Оригинальный дизайн органично сочетается с современными технологиями. Кварцевый механизм часов – это залог их и долговечности. С этими часами Вы никогда не опоздаете на важную встречу.

Тающие часы могут стать дополнением Вашей спальни или занять почетное место в офисе. Где бы Вы их ни разместили, они непременно привлекут к себе внимание и вызовут восторг у окружающих.

Особенности

  • Идеально сбалансированы и удерживаются на углу любого предмета мебели;
  • Кварцевый механизм;
  • Созданы по мотивам работы Сальвадора Дали.

Характеристики

  • Питание: 1 батарейка типа ААА (в комплект не входит);
  • Размеры часов: 18 х 13 см;
  • Материал: ПВХ.