Наука и культура франции. Школьная энциклопедия

XX век стал временем больших перемен для Франции и для всего мира. В начале XX в. Франция являлась одной из великих держав Европы, а Европа была центром мира. Страны Западной Европы владели гигантскими колониями, их вооруженные силы не имели себе равных.

Наряду с Соединенными Штатами Америки Западная Европа играла ведущую роль в развитии промышленности, науки и техники, определяла основные направления мировой политики, задавала тон в искусстве.

Конец XX века

К концу XX в. положение изменилось. Колоссальное усиление США, которые после Второй мировой войны превратились в самую могущественную державу мира, длительное противостояние США и СССР, возникновение и крушение системы социалистических государств, превращение Японии в гиганта мировой экономики, распад колониальной системы и появление на международной арене новых крупных независимых государств (Китая, Индии, Индонезии и др.) - все это привело к тому, что Западная Европа не является больше главным центром экономики, политики и военной силы.

Франция также пережила сложную эволюцию. В течение XX в. она превратилась из аграрно-индустриальной, в значительной степени деревенской и крестьянской страны в высокоразвитую промышленную державу, перешла к постиндустриальному, информационному обществу.

Население Франции

Доля Франции в населении земного шара за это время уменьшилась почти вдвое - с 2,2 до 1,15%, но французский вклад в мировое промышленное производство практически остался на прежнем уровне (около 6%). По общему объему промышленного производства Францию опережают только США, Япония и ФРГ.

ВВП Франции

Франция занимает четвертое место в мире по размерам валового национального продукта, четвертое - в международной торговле, второе - по экспорту сельскохозяйственной продукции и третье - по торговле оружием. Она стала третьей страной в мире (после СССР и США), запустившей искусственный спутник Земли, и четвертой, создавшей ракетно-ядерное оружие.

Франция в политике

Франция по-прежнему играет большую роль в мировой политике. Она является постоянным членом Совета Безопасности ООН, участником важнейших коллективных международных договоров. Без ее участия не обходится ни одно крупное событие международного масштаба.

Как и прежде, место Франции в мире зависит не только от ее экономических, военных и политических возможностей. Оно определяется также многими другими факторами, в том числе ее традиционным культурным влиянием на всех континентах, повышенной чувствительностью к новым веяниям в политической, социальной и духовной жизни человечества.

В XX в. Франция сохранила репутацию «социальной лаборатории», в которой выдвигаются и испытываются новые идеи и учреждения. В конце XIX в. Франция была единственной республикой среди великих держав Европы. С тех пор она оставалась своего рода испытательным полигоном для совершенствования республиканского строя и системы политической демократии.

На протяжении XX в. две парламентские республики сменились президентской, правление правых партий чередовалось с правлением левых, уточнялись принципы функционирования многопартийной системы, совершенствовалась практика применения прав человека и гражданина, развивалось социальное законодательство.

Такие важные общественно-политические новации, как Народный фронт, участие коммунистов в правительстве, союз левых сил и правительство социалистов, государственное планирование при сохранении частной собственности, законодательное оформление прав женщин и многие другие впервые нашли применение во Франции.

Культура франции

В XX в. во Франции возникли или получили широкое распространение новые крупные течения современной философии - бергсонианство, экзистенциализм, структурализм, расцвели модернистские направления в области литературы и изобразительного искусства.

Хотя идейная гегемония Франции во многом ушла в прошлое, она по-прежнему вносит крупный вклад в развитие мировой науки и искусства.

Начало XXI века

XXI в. Франция встречает в качестве державы мирового ранга, передовой демократической страны, одного из важнейших центров мировой культуры.


Культура любой страны может многое рассказать о её народе. Франция является одной из немногих стран, в которой государство активно участвует в приобщении населения к культуре. С самого раннего детства культура Франции закладывается в души и умы маленьких французов при помощи особенной системы образования. Может быть, поэтому культура Франции всегда была образцом утонченности, стиля и интеллигентности, признанном во всем цивилизованном мире.

Культура современной Франции, конечно же, испытывает огромное влияние богатейшего наследия прошлых веков. Народные обычаи и традиции, а также шедевры музыки, литературы, живописи, архитектуры, философские труды, созданные мастерами прошлого - неиссякаемый источник вдохновения для новых поисков и свершений. Постоянно развитие, совершенствование и оттачивание мастерства - главные признаки культуры Франции в наши дни.

Культура Франции - преемственность и шарм

Конец 16 века ознаменовался во Франции концом многочисленных гражданских войн. Наступление мира и развитие экономики позволили французской культуре выйти на более высокий уровень.

К середине 17 века окончательно сформировался классический французский язык, что дало толчок к созданию литературных и философских шедевров. Наука и культура Франции 17 века основаны на принципе рационализма, то есть делают разум основным средством познания мира. Всему миру интересны работы Декарта, Мольера, Буало, Лефонтена.

Культура Франции 18 века - это потрясающий по своей мощи период Просвещения. Блестящие труды писателей, ученых, философов этого времени становятся основой мировой культуры. Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье и многие другие - именно они подготовили основу для дальнейшего революционного развития страны. Для Франции 17 и 18 век - это еще и классицизм, романтизм, барокко, рококо и... реализм.

Изобразительная культура Франции 19 и 20 века - это период начала и расцвета импрессионизма (Моне, Дега, Ренуар). Не менее знамениты и труды французских ученых в области физики и математики - наука и культура Франции XIX века это прочный фундамент мирового Просвещения. Культура Франции 20 века представляет собой интереснейший сплав современности и традиций - чего стоит одно изобретение братьев Люмьер!

Некоторые особенности культуры Франции

Культура и искусство Франции, как и любой другой страны, формировались под влиянием двух основных факторов: географического положения и исторического развития. Уже с середины 17 века Францию считали основательницей элитарной культуры. Большое количество и развитость различных наук, ремесел, искусств оказали огромное влияние на мировую культуру.

Особенности культуры Франции проявляются даже в повседневном поведении французов. Ни в какой другой стране мира вы не найдете такого развитого чувства патриотизма, строгого соблюдения этикета (даже в мелочах) и огромной любви к качественным продуктам питания.

Франция по праву считается законодательницей мировой моды. Достаточно назвать имена Коко Шанель, Ив Сен-Лорана, Кристиана Диора, Юбера де Живанши и становится все ясно. Это то, что мы называем высокой модой. Во Франции начинали свою карьеру знаменитые итальянцы Версачи и Армани.

Коко Шанель первая надела брюки и отбросила неудобные для движения корсеты. В 70 лет она создала знаменитый стиль 60-х: маленькое черное платье и костюмы, элегантность и простота которых покорили мир. Революционным был и ее знаменитый парфюм, первые стойкие духи в простом флаконе, «Шанель № 5».

Но и за пределами подиума жители этой страны весьма элегантны. Внешний вид французов отличается аккуратностью, утонченностью и некоторой консервативностью. Стиль важен во всем, недопустимо выглядеть нелепо или навязчиво при любых обстоятельствах. Это при том, что французы довольно эмоциональны и сентиментальны.

Французское кино

Для некоторых, как известно, важнейшим из искусств является кино. И родилось это искусство во Франции. В Париже, на бульваре Капуцинов в 1895 году состоялся первый показ «Синематографа братьев Люмьер». С этого времени кино Франции стремится всегда быть на высоте, и по своей популярности соперничает лишь с голливудским. Достаточно назвать только несколько имен, чтобы убедиться в этом: Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жан Рено и Венсан Кассель. Во все времена французские актеры считались эталонами мужской привлекательности.

Актрисы ничуть не уступают актерам, имена этих прекрасных француженок также сводят с ума весь мир: Катрин Денев, Бриджит Бардо, Софи Марсо, Эммануэль Беар, Фанни Ардан, Одри Тоту, Летиция Каста, Марион Котийяр.

Всем известны французские комедии с Луи де Фюнесом, Пьером Ришаром и Жераром Депардье. Выражение «французский юмор» вошло в поговорку.

Отдельную страницу занимает психологическое кино с Жаном Гобеном, Анни Жерардо, Жан-Луи Трентиньяном и Роми Шнайдер. Франция дала миру известнейших режиссеров: Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Клода Лелуша, Люка Бессона и Франсуа Озона. С 1946 года на Лазурном берегу проходит знаменитый Каннский фестиваль, на который стремятся попасть все кинозвезды мира.

Французская живопись

Искусство Франции подарило миру многих великих художников, многочисленные школы живописи. Известно, что Франция - родина импрессионизма, новаторского течения XIX века.

Кто мог предположить, что найдутся живописцы, который изобразят туман, обычный стог сена в разную погоду, улицу, как систему живописных мазков, меняющуюся под влиянием освещения. Художники живо передавали свои мгновенные впечатления. Отвергаемые любителями салонного академизма, новаторы вначале назывались «отверженными», имели скандальную репутацию, хотя им суждено было стать великими. Наиболее известны Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне.

Если говорить о художниках, то Францию можно смело назвать их страной. Взять хотя бы . Этот холм, бывший когда-то районом, поставляющим дешевую муку в Париж, стал любимой резиденцией многочисленных живописцев. Здесь они черпали вдохновение, общались, любили.

Скука на кухне или за обеденным столом - это не про французов. Они обожают и умеют готовить, добавляя в каждой блюдо самые лучшие ингредиенты. Традиционность блюд приветствуется, но почти каждый кулинар добавит в рецепт свою нотку. Кулинарные обычаи Франции сформировали вкус и у соседних стран, которые, однако, снискав популярность, никогда не смогут сместить с пьедестала родину гурманов. В настоящее время во Франции находится наибольшее количество ресторанов, имеющих три звезды Мишлен, самую высокую оценку.

Французы любят, чтобы все было на высоте, и предпочитают быть на высоте. Национальной особенностью также является особенная любовь к шику, галантность, вежливость, воспитанность. Нельзя не восхищаться любовью французов к собственному языку и их отчаянной защитой его во всех регионах. Вообще, сложно найти другую страну, где бы с такой ревностью относились ко всему национальному. Французы любят ссылаться на историю, но понимают ее по своему, видя своих народных героев исключительно победителями, борцами за свободу и равенство.

Французов отличает необычное сочетание горячности и воспитанности. Завести настоящую дружбу с французом нелегко, отношения к иностранцу будет всегда дружелюбным, но слегка холодным: на первом месте всегда будет страна, семья, личность.

Франция - одна из ведущих мировых научных держав. Общенациональные затраты на НИОКР 30 545 млн евро, или 2,14% ВВП (4-е место в мире) (2001). В науке занято 314,5 тыс.чел., 48,9% из них - профессорско-преподавательский состав университетов, которых во около 20 (в т.ч. старейшие в Европе Парижский - Сорбонна и университет в Монпелье, основанные соответственно в 13 и 15 вв.). Непосредственно научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками занимаются 160 тыс.чел. (75% в частнопредпринимательском секторе). Они сосредоточены на различных научно-исследовательских и внедренческих фирмах, в лабораториях и технических центрах (на 2000 таковых имелось 5373). Доля государства в финансировании научной деятельности составляла 21,7% (2001); получаемые средства направлялись в основном на фундаментальные исследования, а также в такие отрасли, как ядерная энергетика, различные космические программы, производство вооружений, транспорт и связь. Предпринимательский сектор сосредоточивает усилия в прикладных исследованиях, преимущественно в электронике, общем , автомобилестроении, . На эти отрасли приходилось 46,7% выданных резидентам патентов. Однако, несмотря на немалый объём средств, направляющихся на НИОКР, французская научная мысль в технической области отстаёт от основных зарубежных конкурентов. Из 160,0 тыс. патентов, зарегистрированных во Франции в 2001, резиденты получили только 21,6 тыс. (13,5%); баланс по торговле патентами и лицензиями устойчиво отрицателен. Мировые имена принадлежат французам прежде всего в общественных науках: в социологии Ф.Дюркгейм, К.Леви-Стросс, М.Фуко, А.Турен, в истории - Ф.Бродель.

Вряд ли существует другая страна, оказавшая в последние 3-4 столетия на западную и мировую культуру столь же мощное влияние, как Франция. Замки на Луаре, парки и дворцы , картины старых мастеров от Клуэ до Пуссена, Грёза, Шардена, романтиков Делакруа и Курбе, импрессионистов, музыкальные творения Берлиоза и Равеля - шедевры мирового уровня. Париж едва ли не со времён Людовика XIV считается культурной столицей мира. В 20 в. эта традиция была продолжена. Здесь в межвоенные и послевоенные годы жили и творили художники со всего мира - испанцы Пикассо и Дали, итальянец Модильяни и голландец Мондриан, французы Марке, Синьяк, Леже, представлявшие вместе едва ли не все многочисленные направления современной живописи; Франция - родина современного абстракционизма и наряду с - оп-арта и поп-арта.

Французская литература, первый письменный памятник которой относится к 842, всегда была одним из наиболее крупных явлений в мировой литературе. Средневековую традицию литературного творчества («Песнь о Роланде», творения трубадуров и труверов, городские фаблио, стихи Ф.Вийона) продолжали в 16 в. поэты Плеяды, Рабле и Монтень, в 17 в. - Расин, Корнель, Мольер, Лафонтен, в 18 в. - Вольтер, Бомарше, энциклопедисты. В 19 в. французскую литературу украшали такие великие имена, как Гюго и Бальзак, Стендаль и Флобер, Золя и Мопассан, в нач. 20 в. - М.Пруст. Во Франции в межвоенные годы зародилось литературно-философское течение экзистенциализм - философия существования (Ж.-П.Сартр, А.Камю, Симона де Бовуар). В послевоенное время блестящими образцами критического реализма стали «семейные» и исторические романы Ф. Эриа, Э.Базена, М.Дрюона. Творцами направления «новый роман» явились А.Роб-Грийе и Натали Саррот. Общеизвестны имена А.Моруа, М.Эме, Б.Виана. Писатели А.Жид, Ф.Мориак, Сен-Жон Перс - лауреаты Нобелевской премии по литературе.

В мире весьма популярна французская кинематография. В работах режиссёров М.Карне, К.Кристиан-Жака, Р.Клера, Р.Вадима снимались такие звёзды, как Ж.Габен, Ж.Филип, Бурвиль, Фернандель, Л.де Фю-нес, Б.Бардо. Французский кинематограф известен прежде всего именами Л.Бессона, П.Ришара, Ж.Депардье, Анни Жирардо. Неумирающую традицию французского шансона после 2-й мировой войны продолжили Эдит Пиаф, Ив Монтан, Ш.Азнавур, Далида, Ж.Брель, Брассанс, С.Адамо, Мирей Матье и др.