Где живут последние в мире неконтактные племена? Жизнь диких африканских племен. Самые дикие племена Африки: фильмы, фото, видео смотреть онлайн

Небольшие группы людей, представляющие неконтактные племена, совершенно не знают о приземлениях на Луну, ядерном оружии, Интернете, Дэвиде Аттенборо, Дональде Трампе, Европе, динозаврах, Марсе, инопланетянах и шоколаде и т. д. Их познания ограничиваются их непосредственной средой.

Вероятно, есть несколько других племен, которые еще предстоит обнаружить, но давайте остановимся на тех, о которых мы знаем. Кто они, где они живут и почему остаются изолированными?

Хотя это немного расплывчатый термин, мы определяем «неконтактное племя» как группу людей, которые не имели существенного прямого контакта с современной цивилизацией. Многие из них знакомы с цивилизацией вкратце, так как завоевание Нового Света увенчалось иронически нецивилизованными результатами.

Остров Сентинел

В сотнях километров к востоку от Индии находятся острова Андаман. Около 26 000 лет назад, во время расцвета последнего ледникового периода, наземный мост между Индией и этими островами выступал из мелкого моря, а затем ушел под воду.

Андаманские народы были почти уничтожены болезнями, насилием и вторжением. Сегодня осталось всего около 500 их представителей, и, по крайней мере, одно племя, Джангли, вымерло.

Однако на одном из Северных островов язык племени, обитающего там, остается непонятным, а о его представителях мало что известно. Похоже, что эти миниатюрные люди не могут стрелять и не умеют выращивать урожай. Они выживают, охотясь, рыбача и собирая съедобные растения.

Точно неизвестно, сколько их живет сегодня, но может быть насчитано от нескольких сотен до 15 человек. Цунами 2004 года, в результате которого погибли около четверти миллиона человек по всему региону, также прошлось по этим островам.

Еще в 1880 году британские власти планировали похитить членов этого племени, хорошо содержать их в плену, а затем отпустить обратно на остров в попытке продемонстрировать свою доброжелательность. Они захватили пожилую пару и четверо детей. Пара умерла от болезней, но молодые люди были одарены подарками и отправлены на остров. Вскоре сентинельцы исчезли в джунглях, и племя больше не было замечено властями.

В 1960-х и 1970-х годах индийские власти, солдаты и антропологи пытались установить контакт с племенем, но оно спряталось внутри джунглей. Последующие экспедиции были встречены либо угрозами насилия, либо нападениями с луками и стрелами, и некоторые из них закончились гибелью злоумышленников.

Неконтактные племена Бразилии

В огромных районах бразильской Амазонки, особенно в глубинах западного штата Акр, проживают до ста бесконтактных племен, а также несколько других сообществ, которые охотно установили бы контакт с внешним миром. Некоторые представители племен были истреблены наркотиками или золотоискателями.

Как известно, респираторные заболевания, распространенные в современном обществе, могут быстро уничтожить целые племена. Начиная с 1987 года официальная правительственная политика заключается в том, чтобы не вступать в контакт с племенами, если их выживание находится под угрозой.

Об этих изолированных группах известно очень мало, но все они представляют собой различные племена с разными культурами. Их представители склонны избегать контакта с кем-либо, кто пытается связаться с ними. Некоторые скрываются в лесах, тогда как другие защищают себя, используя копья и стрелы.

Некоторые из представителей племен, к примеру Awá, являются кочевыми охотниками-собирателями, что делает их более защищенными от внешних воздействий.

Кавахива

Это еще один пример неконтактных племен, но оно известно прежде всего тем, что ведет кочевой образ жизни.

Похоже, что помимо луков и корзин, его представители могут использовать прядильные круги для изготовления струн, лестницы для сбора меда из пчелиных гнезд и сложные ловушки для животных.

Земля, которую они занимают, получила официальную защиту, и любой, кто посягает на нее, подвергается серьезному преследованию.

На протяжении многих лет многие из племен занимались охотой. Известно, что государства Рондония, Мату Гроссо и Мараньяну содержат множество истощающихся бесконтактных племен.

Одиночка

Один человек представляет особую печальную картину просто потому, что он является последним представителем своего племени. Живя глубоко в тропическом лесу на территории Танару в штате Рондония, этот человек всегда нападает на тех, кто находится неподалеку. Его язык совершенно непереводимый, а культура исчезнувшего племени, к которому он принадлежал, остается загадкой.

Помимо базовых навыков выращивания сельскохозяйственных культур, он также любит выкапывать ямы или заманивать животных. Лишь одно ясно, что когда умрет этот человек, его племя станет не чем иным, как воспоминанием.

Другие бесконтактные племена Южной Америки

Хотя Бразилия содержит в себе большое количество неконтактных племен, такие группы людей, как известно, еще существуют в Перу, Боливии, Эквадоре, Парагвае, Французской Гвиане, Гайане и Венесуэле. В целом о них мало что известно по сравнению с Бразилией. Многие племена подозревают в том, что они имеют похожие, но все же отличные культуры.

Бесконтактные племена Перу

Кочевая группа перуанских народов пережила десятилетия агрессивной вырубки леса ради резиновой промышленности. Некоторые из них даже намеренно установили контакт с властями после бегства из наркокартелей.

В целом, держась дальше от всех других племен, большинство из них редко обращаются к христианским миссионерам, которые являются случайными распространителями болезней. Большинство таких племен, как Нанти, теперь можно наблюдать только с вертолета.

Уароранский народ Эквадора

Это народ связан общим языком, который, как представляется, не связан ни с каким другим в мире. Будучи охотниками-собирателями, представители племени за последние четыре десятилетия стали проживать на долгосрочной основе в довольно развитой области между реками Курарай и Напо на востоке страны.

Многие из них уже вступили в контакт с внешним миром, но несколько общин отвергли такую практику и вместо этого предпочли переехать в районы, не тронутые современной разведкой нефти.

Племена Тароменан и Тагаэри насчитывают не более 300 представителей, но иногда их убивают лесорубы, которые ищут ценную древесину из красного дерева.

Аналогичная ситуация наблюдается в соседних странах, где только определенные сегменты таких племен, как Айорео из Боливии, Карабайо из Колумбии, Яномми из Венесуэлы, остаются полностью изолированными и предпочитают избегать контакта с современным миром.

Бесконтактные племена Западного Папуа

В западной части острова Новая Гвинея проживает около 312 племен, 44 из которых неконтактны. Горная область покрыта густыми, виридианскими лесами, а это значит, что мы все еще не замечаем этих диких людей.

Многие из этих племен избегают общения. Было зарегистрировано множество нарушений прав человека с момента их прибытия в 1963 году, включая убийства, изнасилования и пытки.

Племена обычно селятся вдоль побережья, блуждают по болотам и выживают, охотясь. В центральном регионе, который находится на высоком возвышении, племена занимаются выращиванием сладкого картофеля и разведением свиней.

Мало что известно в отношении тех, кто еще не установил официальный контакт. Помимо сложной местности, исследователям, правозащитным организациям и журналистам также запрещено изучать регион.

Западный Папуа (крайняя левая часть острова Новая Гвинея) является домом для множества неконтактных племен.

Обитают ли подобные племена в других местах?

Возможно, существуют неконтактные племена, которые все еще скрываются в других лесных частях мира, включая Малайзию и части Центральной Африки, но это не доказано. Если они и существуют, то, возможно, лучше оставить их в покое.

Угроза внешнего мира

Неконтактным племенам в основном угрожает внешний мир. Эта статья служит своеобразным предостережением.

Если вы хотите узнать, что вы можете сделать, чтобы предотвратить их исчезновение, то рекомендуется вступить в довольно интересную некоммерческую организацию Survival International, сотрудники которой круглосуточно работают над тем, чтобы убедиться, что эти племена проживают свою уникальную жизнь в нашем пестром мире.

Северный Сентинельский остров, один из принадлежащих Индии объединенных Андаманских и Никобарских островов в Бенгальском заливе, находится всего в 40 километрах от побережья острова Южный Андаман и в 50 километрах от расположенного на нем развитого административного центра Порт-Блэр. Эти 72 квадратных километра леса лишь на одну пятую часть больше Манхэттена. Все остальные острова архипелага были разведаны, а их народы давно установили отношения с правительством Индии, но еще ни один чужак не ступал на землю Северного Сентинельского острова. Более того, индийское правительство установило пятикилометровую запретную зону вокруг острова для защиты местного народа, известного как сентинельцы, которые изолированы от мировой цивилизации на протяжении тысячелетий. Благодаря этому, сентинельцы резко контрастируют с остальными народами.

Жители острова на данный момент являются одним из примерно ста неконтактных народов, оставшихся на планете. Большинство из них тесно расположены в удаленном Западном Папуа и тропических лесах бассейна Амазонки в Бразилии и Перу. Но многие из этих неконтактных племен не являются полностью изолированными. Как замечает организация по правам человека Survival International, эти народы несомненно будут учиться у своих культурных соседей. Тем не менее, многие неконтактные народы, будь то из-за зверств завоёвывавших их в прошлом колонизаторов или отсутствия интереса к достижениям современного мира, предпочитают оставаться закрытыми. Сейчас они скорее изменяющиеся и динамичные народы, сохраняющие свои языки, традиции и навыки, чем древние или примитивные племена. И поскольку они не полностью уединены, то к ним проявляют интерес миссионеры и даже люди, желающие искоренить их ради свободной земли. Именно из-за своей территориальной изоляции от других культур и внешних угроз сентинельцы являются уникальным этносом даже среди неконтактных народов.

Но это не значит, что никто никогда не пытался контактировать с сентинельцами. Люди заплывали на Андаманские острова как минимум последнюю тысячу лет. И британцы, и индийцы начали колонизировать регион с 18 века. За последнее столетие на большинстве островов даже самые удаленные племена имели контакты с другими этносами, а их жители были ассимилированы более крупным народом и даже назначены на государственные должности. Несмотря на законы, с 1950-х годов закрывающие доступ к традиционным племенным землям, на большей части архипелага происходит незаконный контакт с племенами. И все же никто еще не ступал на земли Северного Сентинельского острова, потому что население его на все попытки современных ученых посетить остров отвечало с невероятной агрессией. Одно из первых столкновений с местным населением было у сбежавшего индийского заключенного, которого вымыло на берег острова в 1896 году. Вскоре его усыпанное стрелами тело с перерезанным горлом было найдено на побережье. Тот факт, что даже соседние племена считают сентинельский язык совершенно непостижимым, подразумевает, что они сохраняли эту враждебную изоляцию сотнями или даже тысячами лет.

Индия годами пыталась контактировать с сентинельцами по многим причинам: научным, протекционистким и даже исходя из идеи, что для племени лучше поддерживать контакт с государством, чем со случайно заплывшими сюда рыбаками, уничтожающими этнос болезнями и жестокостью. Но местные успешно спрятались от первой антропологической миссии в 1967 году и отпугнули градом стрел вернувшихся в 1970 и 1973 годах ученых. В 1974 году режиссер National Geographic был ранен стрелой в ногу. В 1981 году выброшенный на берег моряк был вынужден несколько дней до прибытия помощи отбиваться от сентинельцев. За 70-е годы еще несколько человек были ранены или убиты в попытках наладить контакт с туземцами. В конце концов, почти двадцать лет спустя, антрополог Трилокина Панди осуществил-таки несколько скудных контактов, проведя несколько лет уворачиваясь от стрел и даря туземцам металл и кокосы, – он позволил сентинельцам раздеть себя и собрал немного информации об их культуре. Но, осознавая финансовые потери, индийское правительство наконец сдалось, оставив сентинельцев наедине с собой и объявив остров запретной зоной для защиты места жительства племени.

Учитывая, что произошло с остальными племенами Андаманских островов, это, быть может, и к лучшему. Большие Андаманцы, которых до первого контакта было около 5 000, после волн миграций представляют собой лишь несколько дюжин человек. Народ Джарава за два года после первого контакта в 1997 году потерял 10 процентов населения из-за кори, переселений и сексуального злоупотребления приезжими и полицией. Другие племена, как, например, Онге, помимо издевательств и оскорблений страдают от безудержного алкоголизма. Он является типичным для людей, чья культура была радикально изменена, и чьи жизни были перевернуты с ног на голову внешней силой, ворвавшейся на их территории.

Сентинелец стреляет из лука по вертолету

Тем временем, видео, запечатлевшее сентинельцев, - 200 с небольшим темнокожих человек, единственная «одежда» которых представляла собой охру на теле и тканевые повязки на головах, - показало, что жители племя живы и здоровы. Мы не многое знаем об их быте и можем руководствоваться только наблюдениями Панди и последующими видео, сделанными с вертолета. Предполагается, что они питаются кокосами, раскалывая их своими зубами, а также охотятся на черепах, ящериц и небольших птиц. Мы подозреваем, что они добывают метал для наконечников своих стрел из затонувших у берега кораблей, поскольку они не обладают современными технологиями – даже технологией добычи огня. (Вместо этого у них существует замысловатая процедура хранения и переноски тлеющих полешек и горящих углей в глиняных сосудах. В таком состоянии угли поддерживаются тысячелетиями и, вероятно, берут свое начало еще от доисторических ударов молнии.) Нам известно, что они живут в соломенных хижинах, для рыбалки делают примитивные каноэ, с помощью которых невозможно выйти в открытый океан, в качестве приветствия садятся на колени друг другу и хлопают собеседника по ягодицам, а также поют, используя двухнотную систему. Но нет никакой уверенности в том, что все эти наблюдения не являются ложными впечатлениями, памятуя о том, насколько мало информации об их культуре нам известно.

Используя образцы ДНК жителей окружающих племен, а также учитывая уникальную изолированность сентинельского языка, мы подозреваем, что генетическая родословная жителей Северного Сентинельского острова может вести на 60 000 лет назад. Если это так, то сентинельцы являются прямыми потомками первых людей, покинувших Африку. Любой генетик мечтает изучить ДНК сентинельца для лучшего понимания истории человечества. Не говоря уж о том, что сентинельцы как-то пережили цунами в Индийском Океане в 2004 году, которое опустошило окружающие острова и смыло значительную часть их собственного. Сами жители остались нетронутыми, прячась на вершинах острова, как если бы они предсказали цунами. Это дает повод для раздумья о том, не обладают ли они тайными знаниями о погоде и природе, которые могли бы быть полезны для нас. Но эта тайна трепетно охраняется, и, как бы иронично это не звучало, сентинельцы явно не горят желанием обучать нас. Тем не менее, если они пойдут на контакт, из-за их длительной изоляции весь мир точно обогатится, как культурно, так и научно.

Но несмотря на всю предшествующую племени удачу и попытки сохранить свою изоляцию, мы можем видеть беспокоящие знаки, сигнализирующие о скором силовом вторжении внешнего мира в жизнь острова. Так, убийство островитянами случайно выкинутых на берег двух рыбаков и последовавшая затем неудачная попытка забрать их трупы – вертолет со спасателями был отогнан стрелами сентинельцев – повлекли за собой жажду справедливости у индийцев. В том же году представители власти заметили, что островные воды стали привлекательны для браконьеров и что некоторые из них могли заходить и на сам остров (хотя на данный момент нет никаких данных о контактах браконьеров и с сентинельцами). Сегодня существует реальная угроза столкновения. И когда контакт с племенем случится, лучшее, что мы можем сделать – это не допустить те зверства, которые подвигли сентинельцев к жестокости в прошлом, и попытаться сохранить их древние историю и культуру, настолько, насколько это будет возможно.

Автор: Марк Хэй .
Оригинал: GOOD Magazine .

Удивительно, но всё ещё существуют самые дикие племена Амазонки и Африки, которые смогли пока ещё уцелеть от наступления безжалостной цивилизации. Это мы здесь занимаемся интернет-серфингом, бьёмся над покорением термоядерной энергии и улетаем всё дальше в космос, а эти немногочисленные остатки доисторической поры ведут всё тот же образ жизни, который был знаком им и нашим предкам сто тысяч лет назад. Для того, чтобы полностью погрузиться в атмосферу дикой природы, мало просто прочитать статью и посмотреть картинки, необходимо самим съедить в Африку, например, заказав сафари в Танзании .

Самые дикие племена Амазонки

1. Пираха

Племя пираха обитает на берегах реки Мэйхи. Примерно 300 аборигенов занимаются собирательством и охотой. Открыл это племя католический миссионер Дэниэл Эверетт. Он прожил рядом с ними несколько лет, после чего окончательно разуверился в Боге и стал атеистом. Первый его контакт с пираха состоялся в 1977 году. Пытаясь донести до аборигенов слово Божье, он стал изучать их язык и быстро достиг в этом успеха. Но чем сильнее он погружался в первобытную культуру, тем больше удивлялся.
У пираха очень странный язык: там нет косвенной речи, слов, обозначающих цвета и числительные (всё, что больше двух для них «много»). Они не создали, как мы, мифов о сотворении мира, нет у них и календаря, но при всём этом их интеллект не слабее нашего. Пираха не додумались до частной собственности, нет у них и запасов - они сразу же съедают пойманную добычу или собранные плоды, поэтому не ломают голову над хранением и планированием будущего. Нам такие взгляды кажутся примитивными, однако, Эверетт пришёл к иному выводу. Живя одним днём и тем, что даёт природа, пираха избавлены от страхов за будущее и всяческих забот, которыми мы обременяем свои души. Поэтому они счастливее нас, так зачем им боги?

2. Синта ларга

В Бразилии живёт дикое племя синта ларга численностью примерно 1500 человек. Когда-то оно жило в джунглях каучуконосов, но массовая их вырубка привела к тому, что синта ларга перешли к кочевой жизни. Они занимаются охотой, рыбалкой и сбором даров природы. Синта ларга полигамны - у мужчин есть по нескольку жён. За свою жизнь мужчина постепенно обрастает несколькими именами, которые характеризуют либо его качества, либо произошедшие с ним события, есть также секретное имя, которое знают только его мать и отец.
Как только племя выловит всю дичь возле деревни, а истощённая земля перестанет приносить плоды, то оно снимается с места и перебирается на новое место. Во время переезда меняются также имена синта ларгов, неизменным остаётся только «секретное» имя. На беду этого маленького племени, цивилизованные люди нашли на их землях, занимающих 21 000 кв. км, богатейшие запасы золота, алмазов и олова. Конечно, они не могли эти богатства просто так оставить в земле. Однако синта ларги оказалось воинственным племенем, готовым защищаться. Так, в 2004 году они убили на своей территории 29 старателей и не понесли за это никакого наказания, кроме того, что их загнали в резервацию площадью 2,5 миллиона гектаров.

3. Корубо

Ближе к истокам реки Амазонки живёт очень воинственное племя корубо. Они промышляют в основном охотой и набегами на соседние племена. В этих набегах участвуют и мужчины и женщины, а их оружием являются дубинки и отравленные дротики. Есть сведения, что в племени иногда доходит до каннибализма.

4. Амондава

Живущее в джунглях племя амондава понятия не имеет о времени, такого слова нет даже в их языке, а также таких понятий, как «год», «месяц» и т. д. Лингвисты были обескуражены таким явлением и пытаются понять, не свойственно ли оно и другим племенам из бассейна Амазонки. У амондава поэтому не упоминаются возраста, а взрослея или изменяя свой статус в племени, абориген просто берёт новое имя. Также отсутствуют в языке амондава и обороты, которые процесс течения времени описывают пространственными терминами. Мы, например, говорим «перед этим» (имея в виду не пространство, а время), «это происшествие осталось позади», а вот в языке амондава подобных конструкций нет.


Каждой культуре присущ свой образ жизни, традиции и деликатесы, в частности. То, что для одних людей кажется обыденным, другими воспринимается к...

5. Каяпо

В Бразилии, в восточной части бассейна Амазонки есть приток Хенгу, на берегах которого живёт племя каяпо. Это весьма загадочное племя численностью примерно 3000 человек занимается обычными для аборигенов делами: рыбалкой, охотой и собирательством. Каяпо большие специалисты в области знания целебных свойств растений, одни из них они используют для лечения соплеменников, а другие - для колдовства. Шаманы из племени каяпо лечат с помощью трав женское бесплодие и улучшают потенцию у мужчин.
Однако больше всего они заинтересовали исследователей своими преданиями, в которых рассказывается о том, что в далёком прошлом ими руководили небесные странники. Первый вождь каяпо прилетел в некоем коконе, влекомом вихрем. С этими легендами созвучны и некоторые атрибуты из современных ритуалов, например, предметы, напоминающие летательные аппараты и космические скафандры. Предание гласит, что сошедший с небес вождь несколько лет прожил с племенем, а затем вернулся на небо.

Самые дикие африканские племена

6. Нуба

Африканское племя нуба насчитывает порядка 10 000 человек. Земли нуба лежат на территории Судана. Это отдельная общность со своим языком, которая не вступает в контакты с внешним миром, поэтому пока убереглась от воздействия цивилизации. У этого племени очень примечательный ритуал макияжа. Женщины племени шрамируют свои тела замысловатыми узорами, прокалывают нижнюю губу и вставляют в неё кристаллы кварца.
Интересен и их брачный ритуал, связанный с ежегодными танцами. Во время них девушки указывают на фаворитов, кладя им сзади ногу на плечо. Осчастливленный избранник не видит лица девушки, но может вдыхать запах её пота. Впрочем, подобная «интрижка» вовсе не обязана закончиться свадьбой, это лишь разрешение жениху тайком от родителей ночью пробираться в дом её родителей, где она живёт. Наличие детей не является основанием для признания законности брака. Мужчина должен жить вместе с домашними животными, пока не построит собственную хижину. Только тогда пара сможет спать вместе на законных основаниях, но ещё год после новоселья супруги не могут есть из одного котелка.


Большинство людей стремится получить место в самолёте возле иллюминатора, чтобы насладиться открывающимися внизу видами, в том числе видами взлёта и п...

7. Мурси

У женщин из племени мурси визитной карточкой стала экзотическая нижняя губа. Её разрезают ещё в детстве девочкам, вставляют в разрез кусочки дерева со временем всё большего размера. Наконец, в день свадьбы в отвисающую губу вставляют дэби - тарелку из обожжённой глины, диаметр которой может доходить до 30 см.
Мурси легко спиваются и постоянно носят с собой дубинки или автоматы Калашникова, которые не прочь пустить в ход. Когда внутри племени происходят схватки за верховенство, то они нередко заканчиваются смертью проигравшей стороны. Тела женщин мурси обычно выглядят болезненными и дряблыми, с отвисшими грудями и сутулыми спинами. Они почти лишены волос на голове, скрывая этот недостаток невероятно пышными головными уборами, материалом для которых может послужить всё, что попадётся под руку: высохшие плоды, ветки, куски грубой кожи, чьи-то хвосты, болотные моллюски, мёртвые насекомые и прочая падаль. Европейцам тяжело находиться рядом с мурси из-за их невыносимого запаха.

8. Хамер (хамар)

В восточной стороне африканской долины Омо живёт народ хамер или хамар, насчитывающий примерно 35 000 - 50 000 человек. По берегам реки стоят их деревушки, составленные из хижин с остроконечными крышами, покрытыми соломой или травой. Внутри хижины помещается всё хозяйство: ложе, очаг, зернохранилище и загон для коз. Но в хижинах живут только две-три жены с детьми, а глава семьи всё время либо пасёт скот, либо защищает владения племени от набегов других племён.
Свидания с жёнами происходят очень редко, и в эти редкие моменты и происходят зачатия детей. Но и вернувшись ненадолго в семью, мужчины, избив вдоволь своих жён длинными прутьями, тем и удовлетворяются, а спать уходят в ямы, напоминающие могилы, да ещё присыпают себя землёй до состояния лёгкой асфиксии. Видимо, такое полуобморочное состояние им нравится больше, чем близость с жёнами, да и те, по правде говоря, не в восторге от «ласк» мужа и предпочитают ублажать друг друга. Как только у девочки разовьются внешние половые признаки (примерно в 12 лет), то она считается готовой для брака. В день свадьбы новоиспечённый муж, крепко побив невесту тростниковым прутом (чем больше шрамов на её теле останется - тем крепче он любит), надевает ей на шею серебряный ошейник, который та будет носить всю жизнь.


Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с...

9. Бушмены

В Южной Африке есть группа племён, совокупно называемая бушменами. Это люди невысокого роста, широкоскулые, с узким разрезом глаз и припухшими веками. Цвет их кожи трудно определить, поскольку в Калахари не принято тратить воду на мытьё, но они определённо светлее соседних племён. Ведущие бродячую, полуголодную жизнь бушмены верят в загробную жизнь. У них нет ни вождя племени, ни шамана, вообще нет даже намёка на общественную иерархию. Но старейшина племени пользуется авторитетом, хотя и не имеет привилегий и материального преимущества.
Бушмены удивляют своей кухней, особенно «бушменским рисом» - личинками муравьёв. Юные бушменки считаются самыми красивыми в Африке. Но стоит им только достичь половой зрелости и родить, как их внешний вид кардинально меняется: резко расползаются ягодицы и бёдра, а живот так и остаётся раздутым. Всё это является следствием отнюдь не диетического питания. Чтобы отличить беременную бушменку от остальных брюхатых соплеменниц, её обмазывают охрой или золой. Да и мужчины у бушменов в 35 выглядят уже как 80-летние старики - кожа у них везде обвисает и покрывается глубокими морщинами.

10. Масаи

Люди племени масаи стройные, высокие, они хитроумно заплетают волосы. От других африканских племён они отличаются манерой держаться. Если большинство племён легко вступают в контакт с чужаками, то имеющие врождённое чувство достоинства масаи соблюдают дистанцию. Но в наши дни они стали гораздо общительней, соглашаются даже на видео и фотосъёмку.
Масаев около 670 000, они живут на территории Танзании и Кении в Восточной Африке, где занимаются скотоводством. Согласно их верованиям, боги доверили масаям заботу и опеку над всеми коровами мира. Детство у масаев, которое является самым беззаботным периодом в их жизни, заканчивается к 14 годам, завершаясь ритуалом инициации. Причём он есть и у мальчиков, и у девочек. Посвящение девочек сводится к жуткому для европейцев обычаю обрезания клитора, но без него они не могут вступить в брак и заниматься домашним хозяйством. После такой процедуры они не ощущают удовольствия от близости, поэтому будут верными жёнами.
После инициации мальчики превращаются в моранов - молодых воинов. Их волосы обмазывают охрой, и охватывают повязкой, выдают острое копьё, а на пояс вешают подобие меча. В таком виде моран должен с гордо поднятой головой проходить несколько месяцев.

Люди, о которых пойдёт речь в этой статье, умудряются игнорировать цивилизованный мир и жить так, будто на целом свете кроме них никогда никого и не было...

Племя сентинельцев обосновалось на Северном Сентинельском острове, который номинально является частью Индии. Этот народ принято называть так же, как и остров, потому что никто понятия не имеет, как эти люди именуют сами себя.

По правде говоря, ничего другого про них тоже толком не известно. После того, как в 2004 году на остров обрушилось страшнейшее цунами, туда отправили несколько вертолётов, чтобы пофотографировать, и убедиться, что остров по-прежнему обитаем.


Как они умудрились так долго избегать контактов с современной цивилизацией?

Это объясняется очень просто. Взгляните на снимок, сделанный с вертолёта:



Остальные члены племени настроены также агрессивно. На контакт не идут, и чуть что - сразу хватаются за лук и стрелы.

В 2006 году лодку с двумя рыбаками отнесло течением на мелководье рядом с островом. Сентинельцы убили их и похоронили на берегу. Вертолёты определили место захоронения несчастных, но приземлиться не смогли, потому что при виде вертолёта местное население, как вы уже могли заметить, тут же "открыло огонь". Несмотря на то, что туземцы, очевидно, не имеют никакого представления, что такое вертолёт, они упорно пытались достать непонятную гигантскую железную птицу своими стрелами. Ну не любят они гостей и всё тут.

Полиция, которая по идее должна бы поехать и забрать тела несчастных рыбаков, наотрез отказывается это делать, заявляя, что как только они приблизятся к острову, их тут же закидают отравленными дротиками и стрелами - что, в общем, можно считать уважительной причиной.



Даже наши предки, которые были поотважней нас с вами, считали, что связываться с этими нелюдимами выйдет себе дороже: ещё Марко Поло описывал их как "самым жестоким и кровожадным народом, всегда готовым схватить и съесть любого, кто попадётся им в руки".

Другими словами, на протяжении сотен лет, когда весь мир был занят отвоёвыванием друг у друга земель, эти ребята заработали такую дурную репутацию, что отбили у разного рода завоевателей всякую охоту туда соваться. В конце концов, всё "прогрессивное человечество" решило оставить этих чокнутых каннибалов в покое.

2. Короваи

Это племя живёт в юго-восточном Папуа. Впервые о существовании других людей они узнали в 1970-х, когда их обнаружила группа археологов и миссионеров. В это время они ещё пользовались каменными орудиями и строили свои жилища на деревьях. Впрочем, с тех пор ничего у них, можно сказать, и не изменилось.


Всем гостям из цивилизованного мира короваи рассказывают, что если когда-нибудь хоть один из них изменит своим традициям, то вся Земля неминуемо погибнет от чудовищного землетрясения. Непонятно, либо это такая преданность традициям, либо просто способ отвязаться от умников с "большой Земли", которые вечно пытаются учить их жизни.

Как бы то ни было, сохраняться в прежнем состоянии у них получается просто превосходно. Миссионеры сунулись было пару раз со своим просветительством, но потом решили оставить их в покое. А вдруг, кто знает, с землетрясением всё-таки не совсем ерунда?



Короваи живут в такой непроходимой местности, буквально - за высокими горами и тёмными лесами, что даже их собственные деревни между собой практически не контактируют, что уж говорить про внешний мир. Когда в 2010 году племя решила навестить служба переписи, им пришлось две недели добираться пешком, потом на лодках от ближайших (а на самом деле очень даже отдалённых) деревень.

Короваи особенно не показывают виду, что не любят визитов извне. А для того, чтобы непрошеные гости поскорее убирались восвояси, они придумывают всякие хитрости. Кроме стращания ужасным-преужасным землетрясением, которое обязательно произойдёт, как только первый коровай оденет штаны, они любят пугать, рассказывая о своих кровожадных традициях.

Но самым изящным образом были одурачены австралийские ньюсмейкеры, которые сунулись к короваям в 2006-м году. Племя отрядило к назойливым чужеземцам мальчика, который рассказал репортёрам душераздирающую историю о том, как за ним гоняются каннибалы, и что на ближайшей трапезе он должен стать у племени главным блюдом.

После того, как история была записана на плёнку и съёмочная группа поспешно ретировалась, приехали следующие журналисты, для которых было устроено точно такое же представление со спасением "бедного мальчика".

Учёные, которые изучали племя, уверяют, что у этих людей просто всё в порядке с чувством юмора, что никаким каннибализмом тут не пахнет. Просто весёлые люди, которые живут на деревьях и обожают розыгрыши.

3. Самый одинокий человек на свете

Этот человек живёт в бразильском лесу в полной изоляции, по меньшей мере, пятнадцать лет.

Он строит себе пальмовые хижины и роет в земле прямоугольные ямы в полтора метра глубиной. Зачем ему нужны эти ямы остаётся только гадать, потому что при любой попытке установить контакт, он бросает насиженное место и находит новое, чтобы построить точно такую же хижину и вырыть точно такую же яму.

Никто в округе ничего подобного не строит, из чего учёные заключили, что это последний выживший представитель какого-то исчезнувшего племени.



Как ему удаётся так долго игнорировать современный мир?

В 1988 году новая конституция Бразилии даровала местным индейцам права на земли их исконных поселений. В теории идея казалась просто чудесной. А на практике... Когда по закону племена стало запрещено "принуждать к переселению" в другие места, их начали просто-напросто истреблять.

Видимо, именно эта участь и постигла соплеменников нашего героя: первая встреча с современным миром закончилась для него гибелью всех, кого он знал. Кто захочет идти на контакт с монстрами, которые придумали совершенные орудия для уничтожения ваших родных и близких?

4. Староверы

В 1978 году советские геологи, искавшие залежи железной руды в отдалённых уголках Сибири, наткнулись на бревенчатую хижину. Семья, которая там жила, о существовании цивилизации представления не имела, одевалась в рогожу и ела из самодельной посуды. При виде членов экспедиции, они пришли в ужас, и стали кричать что-то вроде "Это всё за наши грехи!"


Позже выяснилось, что семья Лыковых (так они себя называли) были не единственными сибирскими отшельниками. Похожая группа людей жила в тайге в полной изоляции, по крайней мере, до 1990 года.

Все эти люди оказались староверами. В XVII веке, во время раскола русской церкви, они сбежали от расправы и поселились вдали от внешнего мира. И жили так несколько веков. Сибирь слишком обширна и неприветлива - никому не пришло бы в голову прочёсывать её, чтобы найти пару десятков беглецов.



Агафья Лыкова, 2009

5. Племя Машко-Пиро

Люди из племени Машко-Пиро - полуголые и вообще похожие на переселенцев из доисторической эпохи, недавно начали появляться в районе одной из популярных у западных туристов перуанских рек.

Раньше всякие попытки приблизиться к ним пресекались градом горящих стрел. Никто не знает, почему они вдруг сами решили обнаружить своё существование. По уверениям контактировавших с ними специалистов, пока их живейший интерес вызывают в основном, металлические горшки для приготовления пищи и ножи мачете.

Как им удалось так долго оставаться вдали от цивилизации?

Правительство Перу само попытались ограничить контакты с племенем и запретило туристам спускаться на берег вблизи мест обитания дикарей. Идея заключалась в том, чтобы оградить этих людей от назойливых антропологов и жадных дельцов, которые готовы делать деньги на чём угодно.

К сожалению, всё равно находились и находятся ушлые частные туристические компании, предлагающие клиентам "человеческое сафари".

6. Аборигены Пинтуби

В 1984 году небольшая группа людей из племени пинтуби встретилась в пустыне с белым человеком. В этом не было бы ничего необычного, если не принимать во внимание тот факт, что ни один человек из этого племени никогда раньше не видел ни одного белого человека, и что первые белые переселенцы появились в Австралии в 1788 году. Позже, один из пинтуби объяснил, что поначалу принял "розового человека" за злого духа. Первая встреча прошла не очень гладко, но потом аборигены смягчились, и решили что "розовые" могут быть даже полезны.

Им, что и говорить, крупно повезло найтись так поздно. Они пробродили по пустыням все те годы, когда легко было попасть в рабство или прямиком на тот свет, и встретились с западной культурой в аккурат тогда, когда она уже созрела чтобы покатать их на джипе и угостить кока-колой.



Как им удалось избегать встречи с цивилизацией так долго?

Тому есть две причины: 1) они кочевники и 2) кочуют они по пустыням Австралии, где вообще довольно сложно встретить человека.

Эту группу могли вообще никогда не обнаружить. Незадолго до первой встречи с белым человеком, пинтуби случайно встретились с "цивилизованными" аборигенами. К сожалению, внешний вид кочевников с набедренными повязками из человеческих волос и двухметровыми копьями был чересчур экзотическим даже для коренных австралийцев. Один из "цивилизованных" выстрелил в воздух и пинтуби сбежали.

Современному человеку довольно сложно представить, как можно обходиться без всех тех благ цивилизации, к которым мы привыкли. А ведь есть ещё на нашей планете уголки, где живут племена, которые от цивилизации крайне далеки. Они не знакомы с последними достижениями человечества, но при этом прекрасно себя чувствуют и на контакт с современным миром идти не собираются. Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми из них.

Сентинельцы. Это племя живёт на острове в Индийском океане. Они обстреливают из лука всякого, кто осмелится приблизиться к их территории. Это племя совершенно не контактирует с другими племенами, предпочитая заключать внутриплеменные браки и поддерживать свою популяцию в районе 400 человек. Однажды сотрудники National Geographic попытались познакомиться с ними поближе, предварительно выложив на побережье различные подношения. Из всех подарков сентинельцы оставили себе только вёдра красного цвета, всё остальное было выброшено в море. Даже свиней, которые тоже были среди подношений, они расстреляли из лука издалека, а туши закопали в землю. Им даже не пришло в голову, что их можно съесть. Когда же люди, решившие, что теперь можно и познакомиться, решили приблизиться, то были вынуждены укрываться от стрел и спасаться бегством.

Пираха. Это племя является одним из самых примитивных, известных человечеству. Язык этого племени не блещет многообразием. В нём нет, например, названий различных цветовых оттенков, определения природных явлений, — набор слов минимален. Жильё строят из веток в виде шалаша, из предметов быта нет почти ничего. У них нет даже системы исчисления. В этом племени запрещено заимствовать слова и традиции чужих племён, но понятия своей культуры у них также не существует. У них нет никакого представления о сотворении мира, они не верят ничему, что не испытано на себе. При этом ведут они себя совсем не агрессивно.

Караваи. Это племя было открыто совсем недавно, в конце 90-х годов XX века. Маленькие обезьяноподобные человечки живут в шалашах на деревьях, иначе их достанут «колдуны». Ведут себя весьма агрессивно, чужаков впускают неохотно. В качестве домашних животных приручают диких свиней, которых используют в хозяйстве в качестве гужевого транспорта. Только тогда, когда свинья уже будет старой и не сможет перевозить грузы — её могут зажарить и съесть. Женщины в племени считаются общими, но занимаются любовью они только раз в году, в другое время к женщинам дотрагиваться нельзя.

Масаи. Это племя прирождённых воинов и скотоводов. Они не считают зазорным отобрать скот у другого племени, так как уверены, что весь скот в округе принадлежит им. Занимаются скотоводством и охотой. В то время, когда мужчина дремлет в хижине с копьём в руках, его жена занимается всем остальным хозяйством. Многожёнство в племени масаи — это традиция, причём в наше время эта традиция вынужденная, так как мужчин в племени не хватает.

Никобарские и Андаманские племена. Эти племена не гнушаются каннибализмом. Они время от времени совершают набеги друг на друга, чтобы поживиться человечинкой. Но так как они понимают, что такая еда, как человек, растёт и прибавляется не очень быстро, то в последнее время стали устраивать такие набеги только в определённый день — праздник богини Смерти. В свободное время мужчины изготавливают ядовитые стрелы. Для этого они отлавливают змей, а каменные топоры натачивают до такого состояния, что отрубить голову человеку ничего не стоит. В особо голодные времена женщины могут съесть даже своих детей и стариков.