Дед мороз и снегурочка кто они. У деда мороза есть внучка снегурочка, а кто тогда его жена. Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и рассказать стишок или

Снегурочка - пожалуй, самый загадочный из всех известных новогодних персонажей. Существует много белых пятен в ее противоречивой биографии. С Дедом Морозом все более - менее ясно, во всяком случае, в народном фольклоре он известен еще со времен становления славянской государственности. А вот первое «достоверное» упоминание о Снегурочке мы можем найти лишь в одноименной пьесе Александра Островского. По замыслу автора изначально Снегурочка приходилась дочкой Деду Морозу, но позже, в силу неизвестных обстоятельств, поменяла свой родственный статус на внучку. Но это не так важно, главное, что подобные метаморфозы никак не повлияли на популярность этой парочки, пользующейся огромным успехом как у детей, так и у взрослых. Сегодня без своей верной спутницы Дед Мороз смотрелся бы как - то незавершенно.

Время летит неумолимо, счетчики покупателей торговых центров зашкаливают от безудержного потока празднично настроенных людей, а детвора уже предчувствует скорую встречу со своими любимыми героями.

Снегурочка и ее дедушка прочно связаны между собой как родственными отношениями, так и традиционным сюжетом: они вместе появляются на новогодние праздники, часто - в окружении лесных зверушек, развлекают детвору. Дети знают о предстоящем визите задолго до их прихода и ждут с большим нетерпением в предвкушении долгожданных подарков.

Кстати, в отличие от своих собратьев: англо - американского Санта - Клауса, финского Йоулупукки, итальянского Баббо Натале и даже монгольского Увлин Унгуна, только у нашего Деда Мороза есть такая милая помощница - Снегурочка.

Но все же где была Снегурочка до того, как стала персонажем пьесы Александра Островского? Как складывалась ее судьба до 1873 года? И, пожалуй, самый главный вопрос - кто родители Снегурочки?

Попробуем раскрыть эту тайну через Интернет. Интересно, какие версии есть у пользователей Сети.

Итак, кто настоящие родители Снегурочки?

У нее родители пропали в лесу, нам говорили об этом еще в детском саду. Дедушка старенький ее приютил. Он ей не родной дед.

Я думаю, у нее нет родителей. Снегурочка во время снегопада упала с неба. Это был подарок Деду Морозу на Новый Год.

Скорее всего, родители Снегурочки куда - то уехали и оставили ее Деду Морозу на воспитание. А может быть они снеговики или снежные люди, которые с приходом весны просто растаяли...

Жена Деда Мороза - Зима. У них было три сына: Декабрь, Январь и Февраль. Жила девушка по имени Вьюга. Она встречалась с сыновьями, после чего родилась девочка, которую назвали Снегурочкой. Вопрос о том, кто именно приходится отцом Снегурочке, считаю некорректным, но можно предположить, что это - Декабрь, ведь Снегурочка и Дед Мороз приезжают именно в декабре.

Ну, наверное, Дед Мороз сам ее для себя придумал. А почему внучка, а не дочка? Так это все из жизни взято. Внуков - то больше любят, детям в молодости не получается столько времени уделять. Причем дедушки лучше сходятся по характеру и взаимопониманию с внучками, а бабушки больше внуков любят. Вот дедушка Мороз и вылепил себе снежную внучку.

Примечательно то, что проблема биографии Снегурочки не дает покоя очень многим нашим соотечественникам, о чем свидетельствует учет посетителей сайтов по данной теме.

Но вернемся к нашему вопросу.

Образ ожившей снежно - ледяной девочки довольно часто встречается в северных русских сказках. По всей вероятности, история о Снегурочке явилась миру примерно в XVII - XVIII веках, а после эта чудесная сказка интерпретировалась в творчестве разных рассказчиков.

Так оно или нет - сказать сложно. Да и зачем, собственно, во всем этом так уж дотошно разбираться. Главное, Снегурочка - есть, Дед Мороз - есть, подарки - будут. И Новый Год уже очень скоро!

Уже трудно представить Новый год без Снегурочки. Этот сказочный персонаж – воплощение красоты, молодости, веселья. С самого детства мы привыкли видеть ее в обществе Деда Мороза, но скорее всего, мало кто задумывался, а где же родители девушки? Давайте попробуем в этом разобраться.

Кто такая Снегурочка?

С давних пор в русском фольклоре упоминаются три сказочных персонажа – Дед Мороз, Снегурочка и Снеговик. Конечно, у доброго старика существуют множество прототипов в других странах, а вот, у юной красавицы подобного прообраза нет ни в легендах, ни в сказках. Снегурочка – это исконно русский образ, который может с легкостью уговорить даже самого застенчивого ребенка не бояться бородатого Деда Мороза. Существует всего несколько версий, откуда на самом деле произошла Снегурочка. Одна из них связана с обрядом похорон ритуального персонажа, который читался символом плодородия, Костромы. По другой версии, истоки появления Снегурочки прячутся в языческих поверьях о мифологическом боге и ночного неба – Варуне, который в ряде легенд выступает прообразом Деда Мороза. Предполагается, что юная красавица появилась из скованных льдом речных вод, в которых таится наступление теплых весенних денечков.

Кто родители Снегурочки?

О Снегурочке знали еще в языческие времена, но впервые ее образ сформировался во второй половине XIX века. Именно тогда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, которую вылепили из снега. Согласно рассказу, в одной русской деревне жили крестьяне Иван и Мария, которые прожили вместе до самой старости, но детьми так и не обзавелись. В одну из зим выпало столько снега, что они вышли во двор и решили вылепить снежную куклу. Неожиданно она пошевелилась, Иван и Мария восприняли это, как благословение Божие. Однако сказка имела печальный конец: Снегурка растаяла, когда прыгала с подружками через костер. Со времен ее образ укоренился и стал активно использоваться в сценариях для новогодних праздников. Конечно, Иван и Мария были обычными людьми, а значит, уже умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

В 1869 году Александр Афанасьев в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» впервые записал сказку о Снегурочке, где представлен языческий вариант возникновения красавицы. Автор рассказал, что зимняя героиня – это снежная нимфа, которая образуется из снега в начале зимы, а весной испаряется с первым солнышком. Уже в 1873 году впечатленный рассказами Афанасьева Александр Островский поставил пьесу «Снегурочка». Девушка была представлена, как бледнолицая особа со светлыми волосами, одетая в шубку, шапку и рукавички. Она в пьесе считалась дочкой Деда Мороза и Весны-Красны. Именно от матери девушка взяла ум, красоту, соблазнительность. Однако девушка растаяла от яркого солнечного света, который навел на нее Ярило, бог плодородия. Изначально пьеса не имела успеха у публики. Только в 1882 году уже Н. А. Римский-Корсаков поставил одноименное произведение, которое имело ошеломляющий успех.

К созданию образа Снегурочки приложили руку и другие не менее известные люди. В 1898 году М. А. Врубель создал панно в доме А.В. Морозова. Девушка была одета в белую, сотканную из снега и пуха одежду, которая была подбита горностаевым воротником. Уже в 1912 году Н.К. Рерих презентовал свое видение Снегурочки, которую нарядил в меховую шубку. Образ был задействован в драматической постановке в Петербурге.

Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Несмотря на то, что в пьесе Островского Снегурочка Деду Морозу дочка, с 1935 года юную красавицу стали воспринимать, как внучку. Однако кто первый предложил распределить таким образом семейное родство, неизвестно. Впоследствии, Снегурочка стала главным помощником Деда Мороза и посредником между ним и малышами. В 1937 году юная красавица вместе со своим дедушкой появились на новогодней елке в Московском Доме Союзов. Однако в более ранних изображениях Снегурочка воспринималась больше как девочка, в виде девушки ее стали считать позднее, почему – неизвестно.

В военный период о Снегурочке забыли. Появилась она только 1950-х годах. Возродили юную красавицу детские классики Лев Василя и Сергей Михалков. После этого Дед Мороз и Снегурочка стали неотъемлемыми атрибутами Нового года. В России зимняя красавица наделена некоторыми обязанностями, с которыми за рубежом успешно справляется один Санта Клаус.

Дальние родственницы или просто знакомые?

Однако самые упертые считают, что у Снегурочки все же есть аналоги в мире. Предполагается, что у юной красавицы существует нечто общее со святой Люсией, которая в Германии и странах Скандинавии выступала в качестве дарительницы подарков в период запрета культа святых. Существует еще и итальянская Бефана, которая в ночь на Богоявление подкладывает послушным детям в заранее приготовленные носки подарки.

Место рождения Снегурочки

По легенде считается, что Снегурочка родилась в деревне Берендеевка Костромской области. А вот резиденция Деда Мороза находится в Великом Устюге Вологодской области, однако внучка с ним не живет, а точного адреса ее нет. Возможно, юная красавица опасается назойливого внимания журналистов, поэтому предпочитает скрывать свой точный адрес.

История о зимней девушке настолько прочно «впилась» в нашу жизнь, что мы уже не представляем новогодней елки без Снегурочки. Она, как и Дед Мороз, стала неотъемлемым атрибутом праздников. Снегурочка помогает своему деду проводить конкурсы, водить хороводы, петь песни с малышами, раздавать подарки.

Иванна Науменко

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно. По этой причине редакция SuperCook.ru провела свои собственные фундаментальные научно-исторические исследования, наконец-то прояснившие эту великую древнюю тайну.

Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут…

Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.

В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!

Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.

Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто. Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере. А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

История Снегурочки. Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией "исследователя", и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была "найдена" костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

Заметим, что якобы "древний" обряд, связанный с образом Костромы, был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из "древнего" славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь.

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки уже известны: Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке и Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников.

А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем тоже очень нравится.

Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: Куда: Север Кому: Деду Морозу (индекса не надо - этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен)

Или ты можешь написать на письме полный почтовый адрес Дедушки Мороза: Россия, 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу

Маринка Картинка 31.12.2012

Публичная слава главного новогоднего волшебника – Деда Мороза – не нуждается в комментариях и подтверждении. Репутация его главной помощницы – Снегурочки – также не вызывает сомнений. Но вот, что касается родственных связей этих двух сказочных персонажей, то информационные данные начинают вступать друг с другом в противоречия. По одним, Снегурочка – внучка, по другим – самостоятельная волшебная единица. Кто кому и кем приходится – доподлинно не известно. Архивных данных на этот счёт нет.

Впрочем, на людской любви и детской вере в новогодние чудеса этот пробел с личными данными известных новогодних персонажей никак не сказывается. Что думают россияне о Снегурочке? Кем её считают? Верят ли в то, что она приходится родственницей Деду Морозу? Подобные вопросы задавал москвичам ведущий информационный интернет ресурс www.4banket.ru . И вот, что из этого получилось.

Кто родители Снегурочки: 6 народных версий

  • Версия о снежной внучке.

Марина Аркадьевна Егорова: Кто папа и мама Снегурочки? Забавный вопрос. А и в самом деле, кто? Ведь должны же у неё быть родители! Может, ничего не известно на этот счёт, потому что Дед Мороз удочерил сиротку? Или сам слепил себе из снега помощницу. Может же он себе такое позволить, ведь он — волшебник! Слепил именно девочку, потому что замечено, что дедушки лучше ладят с внучками, а бабушки – с внуками. И потом, зачем деду конкурентов лепить? Ему помощница нужна.

  • Версия о заблудившейся девочке.

Алина, ученица 8 класса : — Мне кажется, что Снегурочка может быть заблудившейся в лесу девочкой, которую нашёл Дед Мороз, приютил, вырастил и стал потом брать на свои волшебные дела и новогодние ёлки. Или, может быть, как в сказке «Морозко», злая мачеха прогнала падчерицу зимой за хворостом в лес…

В общем, эта версия мне кажется весьма вероятной. А чтобы Снегурочка оставалась всегда красивой и не старела, Дед Мороз поколдовал немного, типа заморозил её, превратил в вечно молодую ледяную девочку.

  • Версия отсутствия присутствия Снегурочки.

Дамир Муратович : — Я читал, что в старину восточные славяне поклонялись божеству зимы и холода – Трескуну или Студенцу. Был этот бог строгим, но справедливым. Тех, кто порядки его соблюдал, мог и наградить, а иных своим волшебным посохом заморозить. В общем, опасный был старикан.

В языческую бытность, был ещё Карачун. Он тоже мог лечь в основу образа Деда Мороза. Только Карачун описывается в народных сказах, как маленький, сухенький старичок, а Дед Мороз статный и высокий. В общем, Морозко или Мороз Иванович – прототип нынешнего Деда Мороза появился гораздо позже и с праздником Новый год не был связан. Он отвечал за погодные зимние явления, и никакой Снегурочки у него не было.

  • Версия о подарочной девочке.

Наталья, многодетная мама : — Ой, какой интересный вопрос! Моё воображение мне подсказывает, что Снегурочка упала Деду Морозу с неба, в качестве новогоднего подарка от Зимушки. Одиноко было старику в лесу куковать, вот его и решила Матушка Зима порадовать.

  • Версия о дочке Снежной королевы и Снеговика.

Алена, дочка Натальи : — А мне кажется, что у Снегурочки есть родители. Мама – Снежная королева, а папа – Снеговик. Она поэтому такая красивая и добрая. Снежная королева была недовольна характером своей дочери и после того, как отец-Снеговик растаял очередной весной, мать отдала дочку на воспитание деду – Морозу.

  • Версия Костромская, народная.

Клавдия Михайловна : — Читала, что образ Снегурочки — прототип фольклорного персонажа по имени Морена, чьё чучело сжигали с наступлением весны в Костромской губернии. Вроде, как Морена – богиня зимы и, чтобы её прогнать, совершали такой обряд. Сегодня так делают на Масленицу.

Только факты

4Банкет, выслушав народные версии происхождения Снегурочки, провёл собственное расследование и вот, что ему удалось выяснить.

  • Впервые Снегурочка появилась на людях в компании Деда Мороза ровно через 33 года после того, как он сам обозначился в новогодней жизни россиян. 33 года он поздравлял детишек в одиночку, и лишь в середине прошлого века пришёл на кремлёвскую ёлку с молодой и симпатичной помощницей. Обращался он к ней ласково — «внученька». А она звала его «дедушкой». Так все решили, что Снегурочка – родная внучка Деда Мороза.
  • У Снегурочки литературные корни. Её литературный крёстный – Александр Островский, создавший образ прекрасной снежной девушки в одноимённой пьесе. Было это в 1873 году.
  • Островский подарил Снегурочке не только дату рождения – 7 апреля 1873 года, родителей – Дед Мороз и Весна-Красна, но и точный адрес проживания – деревня Берендеевка Костромской области. Официальная городская резиденция Снегурочки находится в Костроме, в деревянном резном тереме.
  • Вдохновил Островского на написание сказки про Снегурочку другой русский писатель – А.Афанасьев, увлекающийся сбором народного фольклора и сделавший литературную обработку сказа северных поморов о ледовой девочке, которая таяла с первыми лучами весеннего солнца, унося на небо чаяния простых людей.
  • Внешний облик сказочного персонажа детализировали художники – Врубель, Васнецов и Рерих. Это благодаря их усилиям, в гардеробе помощницы Деда Мороза появились симпатичная голубая шубка, отороченная белым мехом и светлый нарядный сарафан.
  • Было время, когда и Дед Мороз, и Снегурочка были под государственным запретом. Репрессии новой советской власти подверглась и новогодняя ёлка, как символ религиозного праздника – Рождества. Забвение прошлось на 20-30-ые годы прошлого века.
  • Возрождению Снегурочки способствовали классики детской советской литературы – Лев Кассиль и Сергей Михалков. Они писали сценарии для кремлёвских новогодних ёлок и внесли в них персонаж Снегурочки, отведя ей роль помощницы Деда Мороза и его праздничной спутницы.
  • Сегодня Снегурочка – медийный персонаж, обладающий рядом прав и полномочий. Она взяла на себя связь с общественностью, всю корреспонденцию Деда Мороза, став его ответственным секретарём. Есть у неё и своя страничка в соцсетях «ВКонтакте», где она выкладывает информацию о важных событиях, происходящих в жизни главного новогоднего волшебника, делится графиком его праздничных поездок и впечатлениями от встреч, на которых неизменно сама присутствует. Она много времени проводит в его главной резиденции в Великом Устюге, поддерживает дружественные связи с другими сказочными персонажами. Известно, что Снегурочке удалось наладить добрососедские отношения с Бабой Ягой и Кикиморой Вятской, несмотря на их непростой характер. А всё потому, что у внучки Деда Мороза сказочной доброты характер, ангельское терпение и весёлый нрав. А иначе и быть не могло, с такой то волшебной репутацией!

Несомненно, что самые любимые персонажи новогоднего праздника - это Дед Мороз и Снегурочка. Образ Деда Мороза в русском фольклоре складывался на протяжении многих веков. Историки склонны считать, что прототипом нашего Деда Мороза был восточнославянский дух холода Трескун, или, как его еще называли, Студенец. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях - Мороз Иванович, Мороз Елкич. Это Дух Зимы - строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом. К 1880-м годам в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки. Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед. В литературной обработке Мороз Иванович появился в 1840 году в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. Этот добрый седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет», а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В поэме же Некрасова «Мороз Красный нос» главный герой злой, любящий «кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить». В детской поэзии конца XIX века Дед Мороз - добрый волшебник. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков окончательно закрепился. Традиционно Дед Мороз одет в длинную, по щиколотки, красную шубу, отороченную белым мехом. Сначала шуба его была синей (указывая на северное, холодное происхождение персонажа), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме. Шапка его полуовальная в тон шубы. На руках у любимца ребятишек варежки. В одной руке он держит посох, а в другой - мешок с подарками.

Образ Снегурочки также оформился в XIX веке. В 1860 году Г.П.Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке. Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда А.Н.Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы», затем появилась опера, музыку к которой написал Н.А.Римский-Корсаков. Интересно, что при первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не вдохновила композитора. Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков «снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем...». Первое представление «Снегурочки» состоялось 29 января 1882 года в Мариинском театре в бенефис хора русской оперы. Вскоре «Снегурочка» была поставлена в Москве, в Русской частной опере С.И.Мамонтова, а в 1893 году - в Большом театре. Опера имела громадный успех.

Образ Снегурочки и как дочки, и как внучки Мороза разрабатывался в детской и взрослой литературе, в изобразительном искусстве. Но именно благодаря красивой сказке Островского Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам: Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку. До революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей.

В двадцатые годы прошлого века страна вступила на путь борьбы с «религиозными предрассудками». С 1929 года были отменены все церковные праздники. Рождественский выходной день стал рабочим, но «тайные» елки иногда устраивались. Дед Мороз стал «продуктом антинародной деятельности капиталистов» и «религиозным хламом». Праздник елки вновь был разрешен лишь под новый 1936 год, после того как Сталин произнес знаменательную фразу: «Жить стало хорошо, товарищи. Жить стало веселее». Новогодняя елка, лишившись религиозного контекста, стала символом праздника счастливого детства в нашей стране. С этого времени Дед Мороз был полностью восстановлен в правах. Советский Дед Мороз приносил в мешке пакеты с одинаковыми подарками для всех детей. В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов. Снегурочка стала бессменной спутницей Деда Мороза, помогающей ему во всем (традицию нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт). Так потом и повелось: девушка, то постарше, то помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в шапочке, иногда в окружении зверюшек, иногда поющая, иногда танцующая. Она задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки. Вот уже много лет Дед Мороз и Снегурочка украшают любой новогодний праздник, будь то корпоративная вечеринка или детский утренник. Эти сказочные герои являются неотъемлемой частью Нового Года, точно такой же, как красиво наряженная елка и подарки.