Бородинская панорама. Государственный Бородинский военно-исторический музей. Виртуальная экскурсия Павильон на Чистых прудах

Музе́й-панора́ма «Бороди́нская би́тва» - исторический музей в Москве , посвящённый Отечественной войне 1812 года . Собрание музея включает панораму Бородинского сражения работы художника Франца Рубо , коллекции живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и редкой книги, нумизматическую коллекцию и предметы снаряжения и вооружения.

История

Павильон на Чистых прудах

Панорама Бородинского сражения была написана в 1911-1912 годах художником Францем Рубо , для которого стала третьей батальной панорамной картиной. Первая, «Штурм аула Ахулько», была завершена в 1890 году и принесла ему почётное звание профессора Баварской академии художеств, баварский орден Святого Михаила и французский орден Почётного легиона. Вторую, получившую название «Оборона Севастополя» , художник выполнил в 1904-1905 годах. В конце 1909 года художник предложил создать новую панораму, посвящённую Отечественной войне 1812 года, к столетию которой начинали готовиться в России. Эта идея получила поддержку, а художник - заказ от императорского двора. Над масштабным полотном Рубо работал в Мюнхене при участии Ивана Мясоедова , генерал-лейтенанта Бориса Колюбакина , художника-баталиста К. Беккера, пейзажиста М. Цено-Димера, а также художников П. Мюллера, К. Фроша и своего брата - Ж. Рубо. Картина размером 15×115 метров, представлявшая один из решающих моментов Бородинского сражения , и предметный план были завершены в мае 1912 года .

Несколько дней работа экспонировалась на благотворительной выставке в Мюнхене и была отправлена в Москву на специальных железнодорожных платформах, Рубо выехал вслед за ней в сопровождении 4 помощников и 3 рабочих . Специально для представления панорамы на Чистых прудах (на месте современного дома №12А по Чистопрудному бульвару) в мае-июле 1912 года был возведён деревянный павильон по проекту архитектора и военного инженера Павла Воронцова-Веньяминова с ажурным куполом, разработанным инженером Е. Израиловичем . Строительство шло в спешке, поскольку место для павильона было определено только в январе 1912, а само сооружение было задумано как временное - на 1 сезон. Капитальное деревянное строительство в этой части города было запрещено, и в перспективе павильон планировалось перестроить в камне. Размещение огромной картины и установка предметного плана заняли около месяца, и в конце августа на улицах Москвы появились рекламные афиши, анонсирующие скорое открытие панорамы «Бородино» .

Торжественная церемония прошла 29 августа (11 сентября) 1912 года в присутствии императора Николая II , семьи Романовых и представителей дворянства, а 31 августа павильон был открыт для всеобщего обозрения. Дальнейшая судьба панорамы складывалась нелегко. Крыша временного здания протекала во время дождей, из-за чего промокали и разрушались холщовый зонт над площадкой и предметный план, а на картине оставались грязные следы потоков. В 1914 году павильон временно прекращал работу по дипломатическим соображениям из-за начала Первой мировой войны , в которой Третья французская республика стала ближайшим союзником Российской империи . После Октябрьской революции здание вместе с картиной Рубо, предметным планом панорамы и всем остальным имуществом было передано электротехнической школе, использовалось для проведения пролетарских новогодних ёлок и размещения литературно-художественного кружка. В начале 1918 года павильон был вновь закрыт, а к весне постройка пришла в негодность и была снесена. 115-метровая картина была навёрнута на деревянный вал и много лет хранилась в неприспособленных помещениях: под сценической площадкой Нескучного сада , в подвале собора на Миусской площади , в саду Аквариум , на театральном складе сада Эрмитаж и т. д .

Из-за неудовлетворительных условий хранения значительная часть картины фактически сгнила (из 1725 м² были утеряны 900 м²), и комиссия под руководством Игоря Грабаря , осмотревшая холст в 1939 году, пришла к выводу о невозможности восстановления. После Великой Отечественной войны было проведено повторное обследование, для которого панораму перевезли в авиационный ангар и раскатали на треть длины. Из-за удручающего состояния картины, некоторые участники комиссии предлагали оставить только наиболее сохранные участки, а остальную панораму написать заново, но группа реставраторов под руководством Павла Корина предприняла попытку спасти работу Рубо. За 1,5 года полотно было восстановлена, однако Корин внёс в оригинальную работу ряд изменений, увеличив фигуру Михаила Кутузова и впервые введя на картину раненого Петра Багратиона . После реставрации картины оказалось, что в Москве нет места для её размещения, и панорама вновь отправилась на хранение - на этот раз в запасники ГМИИ имени Пушкина .

Здание на Кутузовском проспекте

Проектирование нового здания началось на волне послевоенного патриотического подъёма, и первоначальные его проекты имели характерные классические элементы: колонны, фронтоны, аркады. Саму постройку тогда планировалось разместить на берегу реки в Нескучном саду. Позднее стройка была перенесена на Кутузовский проспект на территорию бывшего села Фили , где 1 (13) сентября 1812 год в избе крестьянина Михаила Фролова состоялся военный совет , на котором Михаил Кутузов принял решение оставить Москву без боя. Здание было возведено в 1961-1962 годах по проекту, подготовленному архитекторами Александром Корабельниковым и Сергеем Кучановым и инженером Юрием Аврутиным, и получило нехарактерное для советских мемориалов архитектурное решение. Основой композиции стал 23-метровый цилиндрический объём, главным образом, облицованный стеклом. По бокам от него были возведены 2 железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона» по эскизам Бориса Тальберга, и высеченными на боковых стенах именами героев Отечественной войны 1812 года .

По окончании строительства картина прошла очередную реставрацию, выполненную бригадой художников под руководством Михаила Иванова-Чуронова. Музей-панорама был открыт 18 октября 1962 года к 150-летию победы в Отечественной войне. 27 июня 1967 года сторонники Культурной революции в Китае облили панораму самовоспламеняющейся жидкостью и подожгли, в пожаре погибло около 60% картины. Восстановлением утерянного полотна занимались художники-баталисты из Студии военных художников имени Митрофана Грекова , ученика Франца Рубо. Несмотря на то что здание на Кутузовском проспекте проектировалось под единственный экспонат, за последовавшие годы коллективу музея удалось собрать около 40 тысяч предметов эпохи Наполеоновских войн , включая художественное произведения, вооружение и обмундирование и снаряжение воевавших сторон. После реставрации 2011-2012 годов собрание музея было представлено в постоянной экспозиции. Осенью 2017 года начался капитальный ремонт здания музея-панорамы, окончание которого запланировано на лето 2018 года .

Видео по теме

Историко-мемориальный комплекс

Здание музея-панорамы является центральной частью историко-мемориального комплекса в память Отечественной войны 1812 года. С 1962 года в структуру музея в качестве отдела входит Кутузовская изба - место проведения «Совета в Филях» . Оригинальная изба погибла в пожаре в 1868 году вместе с обстановкой, имевшейся во время военного совета. В 1883 году офицеры Гренадёрского корпуса установили на её месте верстовой столб со Смоленской дороги . В 1887 году изба была восстановлена по проекту инженера Михаила Литвинова и архитектора Николая Струкова , основанному на этюде Алексея Саврасова 1866-1867 годов . В 2006-2007 годах в структуру музея-панорамы вошёл Музей героев Советского Союза и России, собрание которого включает предметы быта, произведения искусства и документы, принадлежавшие обладателем званий Героя России , Героя Советского Союза , Героя Социалистического труда и «Мать-героиня» и полным кавалерам Ордена Славы .

Кроме музея-панорамы и его отделов в мемориальный комплекс входят Храм-часовня Архангела Михаила при Кутузовской избе 1912 года постройки (архитектор Николай Струков); обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении, перенесённый в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища ; бронзовый бюст Кутузова работы скульптора Николая Томского , установленный в 1958 году; возведённая в 1968 году копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове (оригинальная арка находилась на площади Тверской заставы , утеряна); памятник Кутузову, установленный в 1973 году .

Деятельность музея-панорамы

Собрание музея включает 37973 единиц хранения, в том числе 28579 предметов основного фонда. Музей имеет постоянную экспозицию площадью 1404,6 м², около 300 м² площадей для временных выставок и 200 м² хранилищ. В музее работает 88 человек, включая 33 научных сотрудников, ведущих исследовательскую деятельность по темам «Отечественная война 1812 года», «Жизнь и творчество художника-баталиста Франца Алексеевича Рубо», «Военный совет в Филях», «М.И. Кутузов. Жизнь и деятельность», «Крестьянский быт первой четверти XIX в.», работает научная библиотека .

Собрание

Собрание музея включает фонд редкой книги (более 9,5 тысяч книг по военной истории России и Франции конца XVIII - начала XIX века), фонд графики (более 14 тысяч произведений XIX - начала XX века, посвящённых Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии, включая исполненные по натурным рисункам участников и свидетелей войны), нумизматическую коллекцию (собрание орденских знаков, наградных, памятных и юбилейных медалей, нагрудных знаков, жетонов и монет, орденских лент, денежных ассигнаций и печатей середины XVIII - начала XXI века), коллекцию живописи (портреты участников Отечественной войны, батальные полотна русских и европейских художников XIX-XX веков), коллекцию оружия (образцы холодного и огнестрельного оружия и стволов артиллерийских орудий XVIII - начала XIX веков). С 1970-х годов музей собирает коллекцию рисунков художников-фронтовиков .

Издания

  • Отечественная война 1812 года в коллекциях Музея-панорамы «Бородинская битва». Альбом-каталог/ Составитель С.В. Львов. М.: Кучково поле, 2011. - 320 с.
  • «Гроза Двенадцатого года». Методические материалы. М.: Кучково поле, 2011. - 141 с.
  • Митрошенкова Л.В. Год русской славы. М.: Кучково поле, 2011. - 352 с.
  • Митрошенкова Л.В. Город храмов и палат. Архитектурные памятники Москвы - свидетели событий 1812 года. М.: Кучково поле, 2011. - 200 с.
  • Ивченко Л.Л. Недаром помнит вся Россия. Рассказ свитского прапорщика. М.: Кучково поле, 2011. - 64 с.
  • «Время сражаться». Путеводитель по основной экспозиции Музея-панорамы «Бородинская битва». М.: Кучково поле, 2012.
  • Путеводитель по панораме «Бородино». М.: Кучково поле, 2012.
  • Монахов А.Л. «Любимцы Марса». Путеводитель по вводному залу экспозиции Музея-панорамы «Бородинская битва». М.: Кучково поле, 2013.

На Кутузовском проспекте теперь можно заглянуть на 200 лет назад. Музей «Бородинская панорама» после полугодового ремонта снова принимает посетителей.

У перил толпятся курсанты лет двенадцати. Один аж перегнулся через ограждение: «Я хочу туда залезть!» Куда «туда»? На окраину села Бородина 1812 года. Там все натуралистично и страшно. Из окопа торчат кивера и штыки русских солдат. В канаве - половина лошади, разорванной пушечным ядром. Позади догорают избы. И эта трехмерная инсталляция незаметно переходит в огромное - 15 на 115 метров - закольцованное живописное полотно. Пространство раздвигается, становясь беспредельным. Голова чуть кружится. Кажется, мы попали в провал во времени, перенеслись в прошлое, прямо на поле битвы.

Бесконечное полотно написал с помощниками Франц Рубо по заказу Николая II в 1909-1912 годах. Как и сейчас, панораму расположили в круглом музее, который открыли к 100-летию Бородинской битвы. После революции это здание снесли, длинный холст свернули в рулон и хранили где попало: из Нескучного сада его таскали в Донской монастырь, из Миусского собора в сад «Эрмитаж».

В 1960-х панораму отреставрировали и опять, к радости школьных экскурсий, развернули по стенам нового музея, специально построенного на Кутузовском проспекте. Но за прошедшие годы живопись потемнела, а первый план из реальных предметов зарос пылью и обветшал. На 200-летие Бородинской битвы ленту батального полотна привели в порядок, а в прилагающийся к ней музей добавили экспонатов и интерактивности.

В круглом зале с панорамой теперь установлены специальные экраны, на которых можно рассмотреть фрагменты картины и почитать пояснения. С потолка - который ощущается больше как безбрежное небо - звучат марши, грохот пушек и голос комментатора.

Помимо главного круглого пространства в музее есть и другие залы. В них тоже музыка, голоса… В одном показывают 3D-фильм. В помещении с иллюстрациями на тему пожара Москвы по стенам мечутся языки пламени, кажется, слышен треск. На стенах висят картины и раскрашенные гравюры: надменный Наполеон въезжает в древнюю столицу на белом коне, а кругом пожарище. Французские солдаты хлещут вино из горла, сзади «Василий Блаженный» в красном мареве…

Прежде, чем подняться в зал с круговой панорамой, проходишь залы в традиционном музейном духе. Новых экспонатов много - музей подчеркивает, что за последнюю пару лет он обогатился почти на полтысячи экспонатов. Портреты молодых генералов. Скульптуры мраморные и статуэтки фарфоровые. Пули с поля битвы. Пушки. Личные вещи Кутузова…

Вот набор хирургических инструментов с устрашающей пилой, которой ампутировали раненым руки и ноги прямо на поле боя, конечно, без наркоза. Медали за взятие Москвы, которыми Наполеон награждал своих воинов. А рядом - граненый хрустальный штоф и стопка с горделивой надписью золотом «Париж взят 19 марта 1814 года». Водка из такой посуды, наверно, была особенно сладка.

Снаружи, рядом с советским зданием панорамы стоит легендарная «Кутузовская изба». Реконструкция того самого дома, в котором Кутузов держал Военный совет в Филях. В 1995 году этот филиал музея ограбили, и его пришлось закрыть на ремонт - как оказалось, более чем на двадцать лет. Теперь тут совершенно новая экспозиция, причем тоже со звуковыми и световыми эффектами.

Музейный комплекс реконструировали долго, потратили на это много средств (за два года - 115 млн. руб.). В итоге получился идеальный семейный аттракцион. Скажем спасибо и Николаю II - ведь он лично утверждал эскизы Франца Рубо.

Музей-панорама «Бородинская битва» демонстрирует наиболее наглядное произведение искусства, посвященное главному сражению Отечественной войны 1812 года. Величественную картину Бородинской панорамы расположили по окружности зала на протяжении более чем 100 метров, обеспечив иллюзию нахождения в центре боевых действий. Под размеры живописного полотна проектировалось специальное здание на проспекте, символически носящем имя великого полководца М.И. Кутузова. Эмоциональное воздействие художественного произведения дополняется изучением многочисленных экспонатов, связанных с эпохой наполеоновских войн.

Величественная конная статуя Михаила Илларионовича Кутузова, установленная на высоком постаменте подле музейного комплекса, отдает дань народного уважения одному из величайших полководцев в российской истории. Сбоку пьедестала – изваяния героев Отечественной войны 1812 года, многие из которых совершали ратные подвиги на Бородинском поле – справа известные полководцы, слева солдаты, партизаны и ополченцы. Бронза фигур мемориала победно возносится над захваченными у неприятеля бронзовыми артиллерийскими орудиями, установленными возле музейного комплекса. На фронтоне здания музея размещены мозаичные картины на сюжеты борьбы с Наполеоном и его изгнания.

Возле колоннады на входе в Бородинскую панораму посетителей встречают фигуры представителей различных сословий московского населения, терпевших лишения и потерю родного города во имя окончательной победы над захватчиками.

Все население города способствовало снабжению кутузовской армии, многие воевали в составе народного ополчения. Центральной является фигура российского солдата в обмундировании и с оружием образца 1812 года. Панорама московских улиц и площадей за спинами представителей народа объединяет население столицы с русской армией, символизируя единство общества в борьбе с иноземными захватчиками.

Музейные залы

Бородинская панорама – не единственный экспонат музея, в его залах собрано множество экспонатов, связанных с описываемыми на картине событиями. Гравюры и картины эпизодов сражений, письменные и печатные произведения об Отечественной войне 1812 года и самой Бородинской битве соседствует в витринах с образцами холодного и огнестрельного оружия противоборствующих армий. Внимание привлекает огромный круглый медальон с портретом Наполеона Бонапарта, окруженного небольшими портретами его многочисленных родственников.

Кроме личных вещей известных российских военачальников и рядовых солдат, выставлены трофейные вещи воинов и полководцев наполеоновской Великой армии. Манекены, исполненные в полный рост человека, одеты в форму разных родов войск как русского, так и французского воинства. Мундиры, обувь и головные уборы воссозданы с исторической достоверностью, вооружение соответствует действительно используемому пехотой, кавалерией и артиллерией тех времен. Сходство покроев обмундирования обеих армий чисто внешнее, а вот оружие использовалось почти идентичное, поэтому часто пользовались трофейным.