Российский художник миша брусиловский скончался в екатеринбурге. Брусиловский миша шаевич - художник-живописец и график

Брусиловский Миша – российский художник, живописец.

Фото: http://www.itsmycity.ru/blog/post/id/4809

Биография

Образование:

  • Интернат для одаренных детей, Киев.
  • Киевская художественная школа им. Т. Г. Шевченко, 1952 г.
  • Институт живописи, ваяния и зодчества им. И. Е. Репина, факультет «Графики», Ленинград, 1959 г.

Творческий путь

После окончания творческой школы Михаил начал зарабатывать тем, что писал копии картин известных советских художников для дворцов культуры и прочих государственных учреждений.

В 1953 г. переехал в Москву, где работал художником-оформителем на ВДНХ, но вскоре перебрался в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где поступил в Институт живописи, ваяния и зодчества им. И. Е. Репина.

В 1959 г. защитил диплом в Институте искусства в городе Ленинград и по распределению, был направлен в Свердловск (ныне Екатеринбург). В Свердловске Миша Брусиловский начал преподавать рисунок в Художественном училище им. И. Д. Шадра, а также сотрудничать со Средне-Уральским книжным издательством в качестве художника-иллюстратора. Занялся станковыми картинами. Также принимал заказы на монументальные работы.

Потеряв работу в издательстве и став свободным от конъюнктуры, Миша Брусиловский много работал в своей мастерской, которая стала местом паломничества для художников. В своих работах он обращался к теме войны, мифологии, писал картины по мотивам народных сказок.

В советский период творчество художника вызвало много споров, так как стилистика картин не имела отношения к соцреализму, и часто рассматривалась как антисоветская. С наступлением перестройки еще в Советском Союзе отношение к творчеству художника изменилось и в 1986 г «запрет на Брусиловского» был снят.

Страны и выставки, на которых были представлены работы Миши Брусиловского

  • 1989 г. - выставка во Франции, организатор французский коллекционера и галерист Гарик Басмаджян. Выставка имела огромный успех, а французская пресса упоминала имя Брусиловского вместе с именами таких художников из России как Илья Кабаков, Эрик Булатов и Владимир Янкилевский.
  • 1992 г. - Михаил провел в США, где создал около ста картин.

Поездки во Францию и США повлияли на особенности живописной манеры и колорита художника и он начал по-новому переписывать свои любимые сюжеты.

  • 1993 г., - в Москве, в редакции журнала «Наше наследие», состоялась персональная выставка Миши Брусиловского, на которой были представлены работы, выполненные в новой живописной манере.
  • 1993-1997 гг. - Михаил написал ряд миниатюрных произведений для галереи «Автограф».
  • 1995, 1997 и 1999 гг. художник посещает Израиль.
  • 1999 г. - в Свердловской государственной филармонии состоялась выставка живописи Миши Брусиловского «Библейские сюжеты». На выставке были представлены картины, входящие в собрание Евгения Ройзмана.
  • В 2001 г. состоялась персональная выставка картин Михаила в галерее «Маноле» в городе, Айн-Ход, Израиль, передвижная выставка «Русское искусство. 300 лет» в Пекине, Шанхае, Гонконге, Китайе и персональная выставка в Екатеринбургскком музее изобразительных искусств.
  • В 2003 г. галерея-салон «Золотой скорпион» в ряду постоянных экспозиций «Ноев ковчег» представила совместную выставку Миши Брусиловского и скульптора Андрея Антонова.
  • 2004 г. - Брусиловский принимает участие в экспозиции Екатеринбургского музеея изобразительных искусств «Несение Креста».
  • 2008 г. - в центральном Лондоне проходшла выставка живописи Миши Брусиловского в рамках проекта «Арт-7».
  • В 2009 г. - художник принял участие в выставке современного американского и российского искусства «Контакт ветра и огня», организованной при поддержке Отдела Печати и Культуры Генерального консульства США в Екатеринбурге.
  • 16 сентября 2011 года Екатеринбургский музей изобразительных искусств открыл ретроспективную выставку, посвящённую 80-летнему юбилею Миши Брусиловского.

Книги и фильмы о Мише Брусиловском

  • В 2002 г. «Уральский золотой фонд» и издательство журнала «Наше наследие» выпустило книгу «Миша Брусиловский. Мир Художника», автор-составитель Александр Рюмин. Книга посвящена творчеству Миши Брусиловского.
  • 28 апреля 2009 г. состоялась премьера документального фильма Светланы Абакумовой «Воскресенье в мастерской». Фильм посвящён жизни и творчеству Миши Брусиловского.
  • 9 ию ня 2011 года в Доме кино Екатеринбурга прошла премьера документального фильма Бориса Шапиро «Миша и его друзья», снятого на студии «Бо-Ша-фильм». Фильм рассказывает о жизни и творчестве Миши Брусиловского.

Награды Миши Брусиловского

  • В 1991 г, была присуждена премия имени Г. С. Мосина, за вклад в развитие художественного творчества на Урале.
  • В 2002 г. присуждена премия губернат ора Свердл овской области «За выдающиеся достижения в области литерат уры и ис кусства ».
  • В 2011 г. указом Президента Ро ссийской Федерации присвоено звание Заслуженно го художника Российской Федерации .
  • В 2013 г. вручена мантия Почётног о члена Российской академии художеств .
  • В 2016 г. награждён званием Почётного гражданина Свердловской области.

.
Миша Брусиловский родился 7 мая 1931 года в Киеве. С 1944 по 1945 год учился в Киевском художественном интернате для одарённых детей, затем перешёл в Киевскую художественную школу имени Т.Г.Шевченко, где проучился до 1952 года.
В 1953 году Миша Шаевич Брусиловский некоторое время работал художником-оформителем на ВДНХ, а затем поступил в АХ СССР (ИнЖСА).
В 1959 году Шаевич закончил учиться в институте и переехал в Свердловск, начал принимать участие в художественных выставках и начал работать учителем рисунка в Свердловском художественном училище имени И.Д.Шадра.
В 1963 году Брусиловский совместно с художником Геннадием Сидоровичем Мосиным (1930-1982) написал картину "1918-й", изображающую и других политических деятелей того времени (1918-й год) в довольно мрачном виде. По признанию Брусиловского, данная картина была изначально написана с целью "насолить" (1910-1968), бывшему в то время Первым секретарём правления и имевшим собственное видение того, как следует изображать Ленина в искусстве и добивающимся того, чтобы остальные художники придерживались того же видения.
Несмотря на попытки Серова запретить картину ещё на стадии создания, полотно "1918-й" всё таки попало на несколько крупных московских выставок, чему способствовало то, что художникам Мосину и Брусиловскому стала оказывать поддержку скульптор (1906-1971), в то время секретарь , стремящаяся к посту Первого секретаря, но проигравшая Серову.
По сути, художники Г.С.Мосин и М.Ш.Брусиловский стали мелкими инструментами внутренней борьбы руководителей Союза художников, а по итогам "войнушки", Миша Брусиловский был занесен в "чёрный список" художников, с которыми власти страны не сотрудничали. Вообще, сам факт написания картины с целью задеть определённого человека вызывает недоумение, так как по ходу своей жизни Брусиловский неоднократно заявлял: "Мне просто хотелось делать картины. У меня никогда не было амбиций: прославиться или сделаться великим". Если так хотелось быть "просто художником", то зачем надо было лезть в дрязги Союза художников, писать намеренно провокационные картины?..
Удивляет и другой эпизод из жизни Миши Шаевича Брусиловского, о том, как он поступил в Киевский художественный интернат для одарённых детей. Согласно жизнеописанию Брусиловского, через полгода после освобождения Киева от фашистских войск, мальчик вместе с братом и матерью вернулся в город, а спустя некоторое время примкнул к группе привокзальных мальчишек, занимающихся чисткой обуви.
Каждый вечер некий парень по кличке "Кот" забирал у детей большую часть прибыли, якобы он был связан с местными криминальными структурами. Однажды, ко дню рождения "Кота" тринадцатилетний Брусиловский нарисовал цветными карандашами портрет бандита.
"Кот" забрал рисунок себе, а спустя несколько дней привёл к вокзалу другого мальчика, заменившего Мишу Брусиловского. Представитель киевского бандитизма отвёл юного художника к директору Киевского художественного интерната для одарённых детей, которого взяткой и угрозами принудил взять маленького Мишу на обучение.
Наиболее вероятно, что вся эта данная история была выдумана для очернения : дескать, ребёнок был вынужден с раннего детства работать на бандитов. Это вполне укладывается в то, что в период 1960-1990 гг. Брусиловский активно работал в жанре антисоветской живописи и поддерживался западными СМИ. "Мне просто хотелось писать картины", говорил при жизни художник Миша Брусиловский, но забывал уточнить, что ему хотелось писать политически-ангажированные картины.
Миша Шаевич Брусиловский скончался 3 ноября 2016 года в , после затяжной онкологической болезни.

В этом году художнику исполнилось 85 лет, и событие приурочили к этой дате. Сегодня оказалось, что выставка будет не юбилейной - посмертной. И до открытия Миша Шаевич не дожил совсем немного. За 57 лет, что Брусиловский провел в Свердловске-Екатеринбурге, в городе прошло более 10 его выставок, но эта - особенная, говорят организаторы. Почему музей не будет продавать билетов на это мероприятие и почему его стоит посетить даже тем, кто далек от искусства? Разложим по полочкам.

Музей ИЗО выставит 44 картины Миши Брусиловского, и только одна из них - из фонда музея. Но зато какая! Это самая большая по размерам (3×4 метра!) и самая известная картина художника - «1918-й год».

Именно это масштабное полотно принесло славу художнику. Поначалу, правда, не самую хорошую: за нее Мишу и его друга и соавтора картины Геннадия Мосина долго осуждали. Якобы Ленин на ней был изображен не так, как нужно. Позже художественную ценность картины и талант ее создателей признали, и монументальное полотно не раз представляло советское искусство на заграничных выставках. В общем, увидеть «1918-й год» - маст-хэв для любого культурного екатеринбуржца.

Кроме известной во всем мире исторической картины уральского художника, на выставке будет еще много чего интересного. Другие 43 представленных полотна - из мастерской художника. Есть среди них знаковые и широкоизвестные произведения: «Император Николай Второй», «Несение креста», «Благовещение». Но будут и картины, которые не слишком знакомы широкой публике. Этого хотел сам художник, ведь планировать выставку сотрудники музея начинали еще вместе с Мишей Шаевичем.

«Эта выставка будет существенно отличаться от предыдущих проектов по своему наполнению. Если раньше мы проводили в основном ретроспективные выставки, то на этот раз по настоянию художника показываем картины из его мастерской - то, что не хранится в музеях, что многие наверняка еще не видели или видели очень давно. Исключение сделали только для картины «1918-й год» - опять же по желанию Миши», - отмечают в музее ИЗО.

Отлично, а что еще?

Постоянная экспозиция и все ведущие коллекции музея во время работы выставки (с 16 ноября по 11 декабря) также будут открыты для всех желающих. Если вы не в курсе, то в городском изобразительном музее хорошая коллекция западноевропейского искусства, русского искусства и, конечно, исконно уральского. Обратите внимание на произведения камнерезного искусства, собрание уральского художественного литья и знаменитый Каслинский чугунный павильон.

Для тех, кто с изобразительным искусством не особенно знаком, есть иной мотиватор: после похода в музей у вас совершенно точно останутся десятки классных снимков в телефоне. Глядишь, пока будете делать эталонное екатеринбургское селфи на фоне Каслинского чугунного павильона, еще и просветитесь.

Какой в этом профит, если я не ценитель искусства?

Как минимум нашагаете дневную прогулочную норму. Все представленные картины на выставке - большеформатные: самая масштабная - 3×4 м, многие другие не менее метра в высоту или ширину. Чтобы все их разместить, музей выделяет зал площадью около 350 кв. м. А если еще и постоянную экспозицию обойдете - так и вовсе можете сбросить лишние полкило.
Ну а материальный профит еще в том, что все это абсолютно бесплатно.

Как-то подозрительно. Почему бесплатно?

Ничего подозрительного. Просто Екатеринбургский музей ИЗО попал в общероссийский проект, который реализует Сбербанк в честь своего 175-летия. В рамках этого проекта в 26 городах России вход в художественные музеи будет бесплатным на протяжении нескольких недель.

Художник на фоне своих автопортретов:

Открывает выставку Юлия Крутеева, галерея "АРТптица":

Миша Шаевич:"А я 90% работ просто не помню, это было очень давно":

Миша Шаевич:"Я смотрю..Не огорчаюсь. Как хорошо я работал когда-то. Еще такое количество картинок сделал...Это ведь просто удивительно":

Евгений Ройзман: "Миша Шаевич, вопрос у меня, только открытым текстом, по-настоящему, - советская власть плюс была художникам?":

Юлия Крутеева:"Какая первая картина Брусиловского попала тебе в руки и при каких обстоятельствах?":

Евгений Ройзман: "Для специалистов Брусиловский крупнейший русский художник второй половины 20-го века".
Из зала:"Можно добавить? И первой половины 21-го":

Евгений Ройзман: "Как Витя Махотин говорил - Это уж, извини, как получится":

Юлия Крутеева: "Какому внутреннему вопросу подчинено твое собирательство картин?":

Евгений Ройзман:"И я увидел вот эту картинку с гимнастками, это настолько серьезная работа. И вот она мне не давала покоя":

Миша Шаевич: "Хотя это было уже как бы повторением, но, это была во многом импровизация, это другая картина":

Евгений Ройзман: "Общество железных дорог предложило местным купцам сделать железную дорогу до Ирбита. На что местные купцы сказали..":

Миша Шаевич: "Не существует элементарного художественного уровня, и делаются такие выставки, что туда приходишь и думаешь:"Ну ладно, слава Богу, что он нашел спонсора":

Из зала: "А можно Вас попросить - похвалите осторожно наивных художников":

Миша Шаевич: "А собраний тогда было очень много и часто...":

Миша Шаевич: " Мы с Витей уже патриархи, поэтому у нас такая вот ситуация, что мы старше всех..":

Миша Шаевич: "Ну случилось и случилось. Не надо об этом ни жалеть, ни переживать..Надо работать себе спокойно и весело":

Миша Шаевич про вступление в партию:"Я сказал, что подвержен коррупции, поэтому лучше этого не делать":

Евгений Ройзман: "Вы можете перечислить для присутствующих мощных настоящих художников..":

Миша Шаевич:"Мы тогда были как бы молодёжь...":

Юлия Крутеева: "Что побуждает художника рисовать автопортреты?":

Миша Шаевич рисует автографы:

Чудо летящего карандаша.

ЕКАТЕРИНБУРГ, 3 ноября. /ТАСС/. Российский художник, почетный академик Российской академии художеств Миша Брусиловский скончался в четверг в Екатеринбурге после продолжительной болезни в возрасте 85 лет. Об этом корреcпонденту ТАСС сообщила супруга художника Татьяна Набросова-Брусиловская.

"Миша Шаевич скончался сегодня утром", - сказала она.

Художник должен писать с нужной энергией

Одна из последних значимых работ художника - картина "Император Николай II". Замысел картины возник у Брусиловского еще в 1960 году под впечатлением от переданных ему рассказов Петра Ермакова - одного из непосредственных участников расстрела Николая II и его семьи. В те времена у художника родилась идея, что надо написать портрет Николая II. Картина была завершена только к 2014 году, длина полотна составила 1,75 м, высота - 1,4 м, на нем изображен император с сыном Алексеем.

Как рассказал Брусиловский в одном из интервью ТАСС, в последние годы он писал не очень много. "Но даже сейчас я бы многое доделал, подкрасил, это вечная ситуация художника и картины. Художник должен писать картину, как это ни странно, в хорошей форме, с определенной энергией, с определенным возрастом эти качества уходят, и становится сложно", - рассказывал он.

Брусиловский также отмечал, что в России в последние годы спрос на произведения искусства был невероятно низким. "Обо мне есть слухи: "Брусиловский, знаменитый, богатый!". Чепуха это все, в России еще не было такого маленького спроса к художникам и его работам, и спрос на произведения искусства невероятно низкий. Это связано с другим временем", - отмечал художник.

Выставка знаковых работ

С 16 ноября по 11 декабря в Екатеринбургском музее изобразительных искусств покажут знаковые работы мастера, вход на выставку будет бесплатным. Посетители смогут увидеть 44 большеформатные картины, созданные в разные годы - с 1970-х по сегодняшнее время. Среди работ - монументальные полотна "1918-й год" из собрания ЕМИИ, "Император Николай Второй", "Несение креста", "Благовещение" и другие работы художника на библейские и мифологические сюжеты.

"Брусиловский - это фигура, уже вошедшая в историю искусств. Это художник как минимум национального значения, который мог бы получить признание где угодно, за рубежом, за океаном", - отметил директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.

Музей художника планируют открыть в Екатеринбурге

В Екатеринбурге планируют открыть музей Миши Брусиловского, сообщили в октябре в Екатеринбургской городской думе. Один из ритейлеров города выразил готовность предоставить помещение для открытия музея. Общественная организация, реализующая проект создания экспозиции картин Брусиловского, уже вступила в переговоры об условиях аренды объекта площадью около 100 кв. метров на пешеходной зоне улицы Красноармейской в Екатеринбурге. Не исключено, что в ближайшее время общественники объявят о сборе средств на создание музея.

По мнению арт-директора Екатеринбургской галереи современного искусства Елены Шипицыной, молодым художникам и критикам необходимо изучать такие биографии и успевать делать для себя выводы, "чтобы не оказаться на обочине искусства". Личность Миши Шаевича, как отметила Шипицына, - это пример творческой последовательности и нравственной честности в искусстве, что сегодня в дефиците. "Музей - та институция, которая сможет воссоздать целостный образ художника, нашего современника, сумевшего "не прогнуться под изменчивый мир" и стать при этом художником мирового уровня и международной известности", - рассказала арт- директор корр. ТАСС.

Биография художника

Миша Брусиловский родился 7 мая 1931 года в Киеве. Его отец был военным инженером, в 1938 году вся семья была отправлены в длительную командировку на Дальний Восток. В 1941 году семья Брусиловских возвратилась в Киев, но после начала войны Мишу и его брата Севу выслали на Южный Урал в город Троицк с сестрой отца - терапевтом тетей Раей, отец ушел на фронт, мать осталась в Киеве и смогла приехать позже. В 1943 году тетю Раю мобилизовали, и Миша поехал с ней на санитарном поезде, где помогал докторам и раненым.

Через полгода Брусиловский возвратился в освобожденный Киев, где занимался очисткой обуви на привокзальной площади, чтобы заработать на жизнь. В 1944 году Миша Брусиловский приступил к занятиям в киевском интернате для одаренных детей, позднее поступил в Киевскую художественную школу. В 1953 году Брусиловский поехал в Москву, затем учился в Ленинграде, по окончании института был отправлен в Свердловск, где преподавал, работал в издательстве.

В 1962 году в соавторстве с Геннадием Мосиным начал работу над картиной "1918-й", которая принесла авторам всесоюзную известность, хотя первая выставка картины состоялась в Москве, после того, как полотно тайно было вывезено из Свердловска. Картина не была признана председателем Союза живописцев РСФСР Владимиром Серовым, так как Ленин был изображен не так, как это было принято в то время.

В 1991 году Мише Брусиловскому присуждена премия имени Г. С. Мосина за вклад в развитие художественного творчества на Урале. Его произведения находятся во многих крупнейших музеях и галереях РФ, а также в частных коллекциях России, Австрии, Англии, Германии, Израиля, Ирландии, США, Франции и Швейцарии. В 2006 году на старейшем в мире аукционе Sotheby"s его полотно "Футбол" было продано за рекордные на тот момент 108 тыс. фунтов стерлингов. В 2008 году в Екатеринбурге в одном из центральных городских скверов была установлена скульптурная группа "Горожане. Разговор", изображающая трех знаменитых уральских художников - Виталия Воловича, Германа Метелева и Мишу Брусиловского.

Продолжение