«Работа над художественным образом музыкального произведения. Методическая разработка урока "работа над художественным образом в музыкальном произведении кантиленного характера"

Тарасова Дина Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №19"
Населённый пункт: Астраханска область, с. Сасыколи
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях"
Дата публикации: 12.05.2016
Раздел: дополнительное образование

Открытый урок в классе фортепиано

Тема: «Работа над художественным образом в программных фортепианных

произведениях»

Преподаватель музыкального отделения Тарасова Д.В.

уч. Кунашева Амина- 4 класс

Тема урока:
«Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».
Цель

урока:
Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.
Задачи урока:
 Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;  Работать над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.  Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.  Работать над достижением уровня образной завершенности интерпретации.
Тип урока:
традиционный.
Вид урока:
урок обобщения и систематизации изученного.
Использованная литература:
1. Сборник Джазовых пьес для фортепиано. Н. Мордасов. Издание второе. Ростов н/Д: Феникс, 2001 2. Скороговорки для фортепиано. 50 упражнений для развития беглости пальцев. Т.Симонова. Санкт-Петербург: «Композитор», 2004. 3. Интернет ресурсы. 1

Ход урока:
На данном уроке будет показана работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях. Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщенно, но систематизировано. Амина, сегодня на уроке мы с тобой поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие «художественный образ»? - Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению. Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности. Работа над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ, как мы уже сказали, с помощью выразительных средств. Хорошо, сегодня на уроке мы на примере твоих произведений проследим становление, выражение музыкального образа.
Начнём мы с яркой, образной пьесы «Танец дикарей».
Прежде чем начать работу, Амина поиграет подготовительные упражнения, чтобы разогреть ручки и настроиться на урок. Упр.6 из сборника «Скороговорки для фортепиано» На чередование рук, отработку стаккато и широких интервалов. Упр.10 полезно для развития координации движений, для быстрого ритмичного чередования рук. Мы отрабатываем динамические оттенки, постепенное нарастание и затихание (крещендо и диминуэндо) звучности. Такие же оттенки встретятся в пьесе «Танец дикарей» Упр.49 направлено на отработку двойных нот и аккордов. Необходимо следить за одновременным взятием двух и трёх звуков. Произведение «Танец дикарей» написал известный композитор современной Японии Ёсинао Накада, о котором в нашей стране мало кто знает. Основа его композиторского творчества - вокальная музыка, его любимый музыкальный инструмент - фортепиано. Накада отдавал много сил и энергии фортепианной педагогике. Ряд сборников фортепианных пьес для детей - 1955, 1977 гг. - он специально сочиняет для педагогических целей. В настоящее время эти работы с успехом используются в педагогическом репертуаре музыкальных учебных заведений. 2
Творческое наследие композитора велико. Он писал фортепианные, камерно- инструментальные произведения, музыку для радио и телевидения, детские песни. Значительный раздел творчества Ё. Накада - это хоровые и вокальные произведения Особый смысл и значение в этой деятельности композитора имел японский жанр DOYO (дойо). Это были песни, которые мог петь каждый. Многие из этих песен стали сегодня неотъемлемой частью японской культуры. Давай сразу сыграем эту пьесу, а потом поговорим. Скажи, пожалуйста, какой художественный образ автор показал в своём сочинении?
Ответ:
- Музыка точно изображает образы дикарей, точнее их танец. Давай мы подробно рассмотрим, с помощью, каких средств музыкальной выразительности достигается художественный образ в нашей пьесе. Во-первых, обратим внимание на форму произведения. В нём 3 части, причём 1 и 3 части практически одинаковые. Что же происходит в
1 части
? Какие средства выразительности использует автор? (отрывистая мелодия, минорный лад, но благодаря большому количеству случайных диезов, звучит мажорно, острый ритм, наличие множества акцентов, разнообразная динамика.
2

часть
– кульминация, динамика усиливается (FF), наличие синкоп, кварты, придающие остроту и резкость звучанию. Стремительный темп, быстрое чередование и переносы рук, упругое, активное стаккато, четкая ритмическая пульсация. Исполняется такая музыка очень активными, упругими пальцами. Штрих у нас стаккато, упругое, отпрыгивающее. Звук сильный, яркий.
3 часть
– характер повторяет
1 часть
, концовка: станцевав свой танец, дикари постепенно удаляются Вот мы рассмотрели средства выразительности, которые помогают раскрытию художественного образа. А теперь ты, Амина, сыграй пьесу и попробуй донести до нас, слушателей, образы, о которых мы только что говорили. Такая у нас получилась интересная пьеса. Амина, ты молодец. Видно, что пьеса тебе нравится. Играешь её уверенно, ярко, красочно. Дома обязательно проигрывай в разных темпах, чередуя быстрый-медленный, следи за ровностью (поиграй на «та-та»)
Следующее произведение называется «Старый мотив»
3
Амина, пьеса ещё немного не доучена, поэтому смотри в ноты. Постарайся вспомнить и выполнить всё, о чём мы говорили на уроках. Николай Мордасов – российский педагог, композитор 20 века; автор многих детских джазовых пьес, теоретик по образованию, автор джазовых аранжировок- стилизаций и огромнейшего количества композиций, авторство которых безвозвратно потеряно: страдая патологической застенчивостью, педагог считал свои пьесы "производственной необходимостью" и подпись не ставил. Музыкальные учебные заведения до сих пор используют методические рекомендации Н.В. Мордасова по ритмике, развитию творческих навыков музицирования и функционального слуха. А в 1999 году у Николая Васильевича Мордасова, наконец, вышли два сборника детских джазовых пьес для фортепиано и ансамбля "в четыре руки". Джаз начал писать "много" лишь потому, что этого потребовала педагогическая работа. Н. Мордасов не только джазовый музыкант, но и прежде всего - педагог, и все его творческие наработки актуализируются в педагогической практике. Амина играет пьесу
«Старый

мотив
» из сборника «Джазовые пьесы для фортепиано» Н. Мордасова. . Также в этот сборник вошли интересные пьесы «Давным-давно», «Синяя даль», «Дорога домой», «Увидимся завтра» и др. То есть, все пьесы имеют названия, в которых и кроется художественный образ.
«Старый

мотив»
– яркая, интересная пьеса. Давай мы рассмотрим наше произведение, разберемся со средствами выразительности для раскрытия образа. Сколько частей и кого автор в них изображает? (одночастное) Давай пофантазируем. (Летний вечер, городской парк. Где-то вдали звучит знакомый старый мотив. Пожилая пара, сидящая на скамейке возле пруда, глядя на молодёжь, вспоминает свои молодые годы). Темп мелодии умеренный. Мажорный лад предаёт ясность и светлость. Аккордовое сопровождение в левой руке упругое, Акценты и синкопы в мелодии придают схожесть с танго (
Та́

нго
(исп.
tango
) - аргентинский народный танец; парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом). Динамика Mf, cохраняющаяся на протяжении всего произведения дают звучанию некую ровность. 4
Мелодия состоит из коротких мотивов, в каждом из которых имеются различного вида акценты (исполняются по-разному). Множество залигованных нот образуют синкопы. Это требует повышенного ритмического внимания. В связи с этим, играть мы будем очень выразительно, но в тоже время – нежно. В правой руке – мелодия, в левой – аккомпанемент. Мелодическую линию мы будем играть короткими фразами. Прикосновение к клавишам глубокое, цепляемся за каждый звук. Работа над выразительностью мотивов и коротких фраз: Попросить пропеть про себя (интервал, ход), а потом, то же самое, «пропеть» на инструменте. Дома поучи пьесу как на уроке. Выполняй упражнения для работы над звуком. Доучивай пьесу. Высшая цель музыканта-исполнителя – достоверное, убедительное воплощение композиторского замысла, т.е. создание художественного образа произведения. Мы сегодня с тобой убедились, что на характер музыкального произведения, на его образ самым непосредственным образом влияют средства музыкальной выразительности. В заключение урока хочется поблагодарить Амину за ёё работу, за внимание и отзывчивость. Я думаю, ты представляешь, проживаешь, музыкальные образы и с радостью играешь эти произведения. 5

Кузьминых Надежда Валерьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Работа над художественным образом в программных произведениях младших классов в классе фортепиано"
Дата публикации: 23.04.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы»

План- конспект открытого урока по теме:

«Работа над художественным образом в программных произведениях

Подготовила: преподаватель по классу

фортепиано Кузминых Н.В.

Йошкар-Ола,2016 г.

Время проведения урока: 10.00-10.40

Место проведения: Малый зал Марийского республиканского колледжа

Учебный предмет: «Специальность и чтение с листа» (фортепиано)

Образовательная

программа:

дополнительная

предпрофессиональная

общеобразовательная

программа

музыкального

искусства

«Фортепиано»

Сведения об ученице: Гудина Ксения

класс: третий класс, срок обучения -8(9) лет.

Продолжительность урока (по учебному плану) - 40 мин.

Форма проведения урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Методы ведения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Проблемно – поисковый;

Объяснительно – иллюстративный;

Методы показа и подражания, сравнительного анализа.

Технические средства : фортепиано, подставки, ноты, рабочая тетрадь

ученика, наглядные пособия, музыкальный центр.

Тема урока:

художественным

программных

произведениях

младших классов в классе фортепиано»

Цель урока:

Развитие комплекса исполнительских навыков, способствующих целостному,

художественному исполнению произведения.

Задачи урока:

Обучающие:

Стилистически верное и содержательное исполнение;

Осознание логики построения музыкальных фраз и структуры формы

произведения;

Работа над выразительностью музыкального языка, преодолением

исполнительских трудностей;

Стабилизация чувства ритма;

Выразительное исполнение мелодической линии;

Развитие фразировочного мышления;

Формирование способности к точному штриховому исполнению;

Развивающие:

Развитие творческого воображения

Развитие внимания, умения слушать и слышать музыку;

Развитие навыка выразительного исполнения;

Воспитательные:

воспитание интонационно-образного мышления;

воспитание положительной мотивации в изучении программных

произведений в классе фортепиано;

воспитание уважения к классическому музыкальному наследию.

Здоровьсберегающие:

Правильная посадка, положение корпуса, рук.

Использование педагогических технологий:

Технология

проблемного

обучения.

Создание

проблемных

ситуаций.

Проблемные

составляются

деятельно сти:

фортепиано,

во сприятии

м уз ык и,

интеллектуальных заданий.

Технология

развивающего

обучения.

последовательности

освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в

современном

развитию

Обязательным

условием

эффективного

обучения

развивающего

обучения можно разделить на 3 группы: логическое осмысление получаемого

учебного

материала,

практическое

освоение

музыкальной

информации,

творческое оперирование с учебным материалом.

Технология

формирования

мотивации

деятельности.

разработке

планов, при подборе материала к урокам учитель должен всегда учитывать

характер

потребностей

учащихся.

учебного

материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и

опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал

должен быть достаточно сложным и трудным.

4.Здоровьесберегающая технология. Стиль общения педагога с учениками

влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний

интересен

мотивирован,

усвоение

материала

перегрузки.

Применение

технологий

комплексе

приемами

методами

организации

укрепляет

мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.

План урока:

1. Характеристика творчества Р.Яхина

2. Стилевые особенности фортепианных пьес Р. Яхина.

3. Пьеса «На елке у Гюзель»

характер и основной замысел пьесы;

анализ формы в целом и характеристика основных разделов; тональный

фразировка; фактурные, ритмические, тактовые

особенности; динамика;

мотивно-тематическое единство между разделами;

4. подробная работа над основными трудностями:

ведение звуковой линии;

ритмические особенности;

выявление общей линии развития, кульминация;

тональный и образный контраст между разделами;

Ход занятия.

Время

Этапы

Организационный:

Задачи:

Представление

девочки присутствующим

преподавателям.

В в е д е н и е

Создание

позитивного

психологического настроя

на занятии.

Здравствуйте. Сегодня на открытом уроке ученица 3-

го класса Гудина Ксения. Тема нашего занятия: «Работа

художественным

программных

п р о и з в е д е н и я х

м л а д ш и х

к л а с с о в

к л а с с е

фортепиано»Мы

обратились

пьес» Рустема Яхина «На елке у Гюзель» Слайд 2 .

Знакомство с творчеством композитора.

м Мухаметхазе́

хин (1921-1993) - татарский

композитор, пианист, народный артист СССР (1986).

Работал во всех жанрах классической музыки

Дипломной работой Яхина по окончании Московской

консерватории

фортепианный

концерт-первый

инструментальный

написанный

татарским

композитором. Он также известен как первый татарский

пианист-солист,

занимавшийся

концертно-

исполнительской деятельностью.

Яхиным Р. М. написано 400 песен и романсов, из них 13

отмечены

дипломами

премиями

всевозможных

конкурсах.

Сочинения для фортепиано:

Концерт для фортепиано с оркестром, Соната, Сюита (4

части), пьесы (более 20).

Новый строй чувств, своеобразие интонации, глубокая

народность музыки композитора явились причиной ее

огромной популярности не только в нашей республике,

но и далеко за ее пределами.Слайд 3

Краткое описание цикла

В целом цикл состоит из трех разнохарактерных пьес:

«На елке у Гюзель»

Дед Мороз и мишка танцуют русский танец.

Вальс (Гюзель играет вальс для своих гостей)

Беседа

с од е р ж а н и и.

Задачи:

Д о н е с т и

т о н к а я

ж и в о п и с н а я

зарисовка,

о к р а ш е н н а я

с в е т л ы м,

в о л ш е б н ы м,

радостным

настроением.

д е т ь м и

празднике- Новый год - это

счастье..

Новый год-самый чудесный, волшебный праздник. Мы

загадываем

обязательно

исполнятся.

Название нас настраивает на восприятие музыкального

Правильно…мы

представить

нарядную

украшенную

разноцветными

гирляндой,

друзей на новогоднем празднике.

Из имеющихся слов на слайде в презентации выбрать,

характеризуют

Гюзель».Слайд №5

В о л ш е б н о,

п о л ё т н о,

взволнованно,воодушевленно,

трепетно,

окрылено. Поэзия и музыка могут быть взаимосвязаны

между собой, часто дополняют друг друга. Русский поэт

Агния Львовна Барто написал такое:

Что такое Новый год?

Снег и прелести погод,

Путешествия по Сказке,

Приключений хоровод!

Это явь и волшебство!

Заговоры, колдовство!

Просто чудо превращенья,

Доброй феи торжество!

Посмотри на слайд. Новый год самый чудесный

праздник.

Основная часть.

Из этого цикла Р.Яхина вашему вниманию будет

представлена

исполняет произведение, в имеющемся варианте.

Характер и основной замысел пьесы, анализ формы в

целом и характеристика отдельных частей.

Следующий

включает

подробное

изучение текста. Учитель объясняет, что важную роль в

осознании художественного образа произведения играет

программность.

программа

заключена

названии пьесы.

Мы рассматриваем форму пьесы. Ученица отвечает, что

характеристику,

музыкальное

обозначение

характ ера

(Аnimatoleggiero – воодушевленно, оживленно и легко).

Делаем вывод вместе, что I часть – воодушевленная, в

ней сочетается и некая неторопливость и движение.

существует определенный контраст с первой частью,

присутствует

легкости,

воздушности.

Стремительность, легкость- вот характер II части. III

часть – это возвращение к настроению I части.

Итак, основной замысел композитора, давайте озвучим

вышесказанного:пьеса

Гюзель» написана в трёхчастной форме и построена на

сопоставлении

представляет

законченное

произведение,

благодаря

мотивно-тематическому единству между разделами.

Более подробно сейчас остановимся и поработаем над I

ученицам.

касается

тактовых

особенностей I части:

Посмотри и скажи - сколько тактов содержится в I

музыкальном предложении? Ученица отвечает на

Тема первой части танца (которая содержит 8 тактов)

состоит из одного повторяющегося элемента сначала в

одной октаве, затем в другой. Работаем над элементом.

Основные исполнительские трудности первого раздела

первой части: ритмическая точность; хорошее озвучание

звуковой

динамика.

Ведется работа над этими трудностями.

Затем ученица исполняет 1 часть, первые восемь тактов.

мелодией.

Обращается

внимание ученицы на развитие мелодической линии. В

ней присутствуют – смешанный ритм (шестнадцатые,

восьмые);

артикуляции

пальцев вести общую линию на легато.

Добиваемся

воодушевленное настроение, и музыка была проникнута

своеобразнойдобротой и изяществом.

не столько о нежности, сколько о мягкости звучания.

Здесь появляется также и акцент, для выделения ноты

«ре» и «ля» (2,4,6 такты). Работая над 2 фразой, ведем

мелодическую

обратить внимание на динамическую линию (Делаем

крещендо

на mp).Изящество

продолжает

присутствовать

акцент придает мелодии некую яркость.Важно обратить

внимание и на левую руку, там появляется аккордовая

фактура, разложенные аккорды с акцентом на первую

Добиваться

единства

исполнения

динамики.

Работаем

рисунком

отдельно,

проигрываем

аккордами,

задумано

артикуляция

Проигрываем всю отдельно левую руку, выполняя все

т о ч н ы е

ш т р и х и.

нежность

плавность

фрагменте.

Добиваемся

хорошего

звучания,

вкладывая

Помогают

ощущению

хорошего

песенного

начала.Обращая внимание на динамические оттенки, на

отклонения от темпа проигрываем 3 части целиком.

Педаль. Стараться использовать бесшумное нажатие на

педаль, не утяжелять, а облегчать исполнение мотивов,

при этом все четко проигрывая.

Заключительный:

П о д в е д е н и е

и т о г о в

з а н я т и я.

Д о м а ш н е е

задание.

В конце урока перечисляемаспекты, которые были

изучены вовремя урока и помогли нам раскрыть

художественный образ произведения.

3. Эпоха создания произведения;

4. Программность;

5. Форма произведения, определение главной

кульминации;

6. Владение ритмом;

7. Интерпретация – звуковая реализация нотного текста,

где нотный текст – план здания, зафиксированный на

бумаге. Выучив произведение наизусть,мы ставим как

бы каркас, и лишь исполнив произведение на концерте

Заключение.

В нотном тексте важно четко проинтонировать фразы,

мотивы. В музыке есть свои знаки препинания – начала

интонаций,

соблюдение помогает организовать и упорядочить наши

музыкальные

произведение,

добиться

максимальных

художественных

результатов

Анализурока:

Результат урока показал, что задачи, поставленные

преподавателем, были

всесторонне раскрыты:

Четкость и ясность поставленных задач.9

Музыкальный материал, способствует развитию

творческих способностей ребенка.

Создание образного ряда (образные сравнения,

ассоциации).

Активизация слухового контроля.

Развитие мышления.

Подача теоретических понятий в контексте

музыкального образа.

Самоанализ учащимся исполняемых произведений.

Домашнее задание: работа над выразительностью

звучания и стилистической точностью исполнения.

План открытого урока

Предмет: фортепиано

Ф.И.О. преподавателя: Александра Анатольевна Попова

Ф.И. учащейся: Наташа Моисей

Год обучения-5 класс возраст 11 лет

Тема урока: «Работа над пьесой русского композитора 19-го века»

Донести до ребёнка художественные особенности образа «Песни

жаворонка»

соч. 39 П.И Чайковского, путём сравнительного анализа с пьесой

«Жаворонок»

М.И. Глинки.

Устранять технические погрешности путём работы над сложными местами

«Песня жаворонка»П.И. Чайковского.План открытого урока

Характеристика учащейся.

Гудина Ксения - учащаяся 3-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной

подготовки.

отличные

музыкальные

устойчивое,

развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно

обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память.

Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура.

Серьезна, самокритична.

Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью.

предметам

музыкальной

успевает

«хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе.

доброжелательна

контактна.

занятиям

относится

серьезно,

работает

инструментом

увлеченно,

Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на

сцене, хорошо

справляется

эстрадным

волнением.

усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для

игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая

обусловлено

слабостью

ладонных

добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над

постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели

и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Список использованной литературы

Алексеев

Методика

обучения

фортепиано.

Музыка, 1978.

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – М.: ЕЕ медиа,

Баренбойм

фортепианной

педагогики

исполнительства. – Л., 1969.

Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. –М. –

Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением: Метод,

очерк. – 2-е изд. – М., 1960.

Гофман И. Фортепианная игра Ответы на вопросы о фортепианной

игре. – М.: Классика XXI, 2007.

Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на

фортепиано: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Г.М.Цыпина – М.:

Владос, 2001.

Коган Г. У врат мастерства. М.: Классика XXI, 2004

Корто А. О фортепианном искусстве. - М.: Классика XXI, 2005.

10.Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк.

11.Маккинон Л. Игра наизусть. – М.: Классика XXI, 2006

12.Медушевский

закономерно стях

с р е д с т в а х

художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 2010.

Повседневная

пианиста

композитора:

Страницы из записной книжки. – 2-е изд. – М., 1979.

14.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 7-е, испр. и

доп. – М.: Дека-ВС, 2007. 15. Николаев А.А. Очерки по истории

фортепианной педагогики и теории пианизма. – М., 1980.

15.Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М., 1980.

16.Савшинский

пианиста

музыкальным

произведением. - М.: Классика XXI, 2004.

17.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984

18.Шуман Р. О музыке и музыкантах. - М., 1979. - Т. 2-Б.

нерешенные

Ильин //Вопр. психологии. 1986. - С. 138- 147.

Марышева Оксана Александровна
Должность:
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснохолмская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Красный Холм, Тверская обл.
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях"
Дата публикации: 05.10.2017
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОХОЛМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Открытый урок по фортепиано

Тема: «Работа над художественным образом в программных

фортепианных произведениях»

Марышева О.А.

преподаватель по классу фортепиано

муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Краснохолмская детская школа искусств»

Открытый урок по классу фортепиано

Тема

урока: «Работа

художественным

программных

фортепианных

произведениях».

Цель

урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального

произведения.

Задачи урока:

развивать творческие способности детей;

активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся;

работать

выразительностью

музыкального

преодолением

исполнительских трудностей;

закрепление навыка грамотной педализации;

достижение уровня образной завершенности произведения;

способствовать формированию у учащихся положительной мотивации, интереса к

процессу обучения.

Оборудование и материалы:

инструмент фортепиано;

мультимедийное сопровождение урока: телевизор, DVD;

репродукции.

Тип урока : комбинированный.

План урока :

Вступительная часть

Основная часть: работа над произведением

Заключительная часть

Вступление

обучения

дальнейшем

педагогу

необходимо

развивать

совершенствовать не только технические навыки владения инструментом своих учеников.

интенсивно

«погружать»

исполняемую

«заражать»

Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение. Уже с исполнения

первых мелодий в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл

выразительно, с пониманием характера.

художественным

эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Если музыка захватила ученика,

эмоциональное

состояние

положительно

прилежание,

способствовать

целенаправленной

настойчивой

нюансами, игровыми приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно

прозвучало ярко, осмысленно, выразительно.

Программная музыка - род инструментальной музыки; музыкальные произведения,

имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в

программной

применяются

музыкальная

изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

Простейший вид программной музыки - картинная программность (музыкальной

картины природы, народных празднеств, битв и т.п.).

На данном уроке будет показана работа над художественным образом фортепианного

произведения Ю. Щуровского «Утро» из пионерской сюиты «Зима».

Основная часть урока

Многие художники, поэты, композиторы обращались к теме утро.

репродукций

художников:

сосновом

«Туманное утро», А. Адамов «Раннее утро»), поэты: Я.Полонский «Утро», А. Пушкин

«Зимнее утро», композиторы: П.Чайковский «Зимнее утро», С.Прокофьев «Утро», Э.Григ

«Утро» и др.

Вот и мы попробуем сегодня раскрыть и выразить в исполнении музыкальную

картину зимнего утра. Для того чтобы окунуться в атмосферу зимнего утра преподаватель

предлагает посмотреть картины зимнего утра на музыку П.И. Чайковского «Зимнее утро».

Показ слайдов.

Вместе с ученицей проводится подробный разбор произведения по предложениям.

К каждому предложению ученица нарисовала рисунок. Проводится работа над каждым

предложением. Ученица сначала рассказывает, какой образ она хочет показать в данном

предложении, затем пытается выразить свой замысел в исполнении на фортепиано.

Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением,

разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера

музыкального

произведения.

Обращается

внимание

исполнительские

трудности,

которые отрабатываются отдельно.

Преподаватель вместе с ученицей проводит разбор динамического плана, штрихов,

В пьесе «Утро» важна роль педали как красочного средства. Звучанию придаются

не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль

помогает

раскрыть

выразительные

художественные

возможности

педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные

элементы фактуры. В этом произведении педаль запаздывающая, игра с запаздывающей

педалью, обычно, вызывает трудность у детей, поэтому надо провести специальную

работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней,

а постоянно её ощущала мягким касанием при постоянном слуховом контроле за чистотой

звучания.

Для самостоятельной работы ученице было дано домашнее задание подобрать

стихотворение про утро. Ученица читает стихотворение С. Смусенко «Утро»:

Солнце встало поутру

Раньше первой птички,

Заплетая на ветру

Лучики в косички.

Солнцу хочется успеть

Ранним утром этим

Приласкать и обогреть

Все на белом свете.

Как же рады все вокруг

Звери, птицы, рыбки,

Речка, поле, сад и луг

Солнечной улыбке!

После проведённой работы на уроке ученицей исполняется произведение «Утро»,

в котором она попыталась выразить художественный образ картины зимнего утра.

В заключение урока преподаватель предлагает послушать и посмотреть слайды на

произведение Э.Грига «Утро».

Заключение

проигрыванием

учеником

напоминать

необходимости постоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, стараться

правильно,

выразительно,

эмоционально,

замечать

недостатки, чтобы потом их исправить.

Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа можно лишь

непрерывно

развивая

музыкальность

интеллект,

эмоциональную

отзывчивость

совершенствуя

звукоизвлечения.

образами

настойчиво

работает,

совершенствует пианистическую технику, стремясь ярче передать в своём исполнении

художественный образ произведения.

Важно на уроке использовать различные методические приёмы для активизации

творческого мышления ученика, для активного включения в работу, чтобы урок был

интересным и не скучным.

Для работы дома можно дать задание продолжить работу, начатую в классе, над

исполнением

аккомпанемента,

динамическими

оттенками,

употреблением

педали, работу над художественным образом пьесы.

Одним из главных требований Г.Нейгауза для достижения художественной красоты

исполнения является требование простоты и естественности выражения. Вся работа,

протекающая в его классе, была посильной работой над музыкой и её воплощением в

фортепианной игре, другими словами – над «художественным образом» и фортепианной

техникой. Никуда не годится тот педагог, будь он хоть о семи пядей во лбу, который

удовлетворяется рассказами об «образе», о «содержании», о «настроении», об «идее», о

«поэзии»

добивается

конкретнейшего,

материального

воплощения

высказываний

внушений

нюансировке,

совершенной

фортепианной

технике. Так же никуда не годится педагог, который видит ясно одну лишь фортепианную

игру, фортепианную «технику», а о музыке, о её смысле и закономерностях имеет лишь

смутное представление.

Опираясь

возможности

развитие,

добиваться,

исполняемая

«говорила»

пониманием

настроения,

характера

произведения

основных

художественных

начинается

изучение

произведения.

Используемая музыка:

П.И. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома»

Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: « Работа над выразительными средствами и художественным образом в музыкальных произведениях»

Муз. инструмент (аккордеон)

преп. Ильина А.В.

Введение

Работа над выразительными средствами в классе аккордеона является необходимым условием восприятия и воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Она характеризуется тем, что основана на образном материале. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые представления, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека.

Известно, что художественное содержание музыкального произведения выражается посредством мелодии, ритма, темпа, динамики, штрихов, движения меха, что в общем и представляет собой специфический язык музыки. Подготовка учеников к эмоциональному восприятию музыки осуществляется разными методами и приемами. На уроке я выстраиваю работу с учеником над произведением для проявления эмоционального отклика в музыке и подвожу его к осознанию содержания произведения, с помощью выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Передавая в своём исполнении замысел композитора, учащийся должен научиться выражать своё отношение к исполняемому, выявлять своё понимание произведения.

Бесспорно, это понимание основывается на тексте – его выразительных элементах и авторских указаниях. Помогать “вживаться” в произведение, вчитываться в текст, вслушиваться в сыгранное, конечно, буду я, педагог. Только преподаватель может увидеть, что в каждом конкретном случае требует большего внимания ученика, что надо подчеркнуть, “произнести” более выразительно. Время занимаемое разбором и уровень музыкального произведения будут самыми разными для учащихся различной степени музыкального развития и одарённости.

Методическое сообщение построено на поэтапной работе над музыкальной выразительностью на уроках специальности в классе аккордеона. Музыкальные примеры, использованные в сообщении - из репертуарного плана моих учеников.

Работа над выразительными средствами является необходимым условием восприятия и воспроизведения художественного содержания музыкального произведения. Она характеризуется тем, что основана на образном материале. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные звуковые представления, содержанием которых являются чувства, эмоции и переживания человека. Мир музыкальных образов чрезвычайно обширен: каждое художественно – полноценное произведение имеет неповторимое содержание, раскрывает свой круг образов – от простейших до поражающих своей глубиной и значительностью. Что бы ни играл учащийся – народные песни, танцы, пьесы современных композиторов или классическую музыку – ему необходимо понимать это произведение, осознавая выразительное значение каждой детали, и уметь исполнить его, т.е. передать в своей игре художественное содержание.

По мнению выдающегося отечественного пианиста и педагога Г. Нейгауза нужно одновременно с первоначальным обучением игре на инструменте и усвоением нотной грамоты начинать учить ребѐнка понимать музыкальную речь с еѐ закономерностями и составными частями. Работа над музыкальным произведением включает в себя «вживание» в образный мир произведения, постепенное формирование конкретного исполнительского замысла с учѐтом программных названий, образных и эмоциональных ремарок, а также собственных ассоциаций и конкретных образов, возникающих у ученика. Перед всеми педагогами- музыкантами стоит сложная задача: воспитание навыков качественной игры и законченности воплощения художественного замысла у учащихся. Одним из залогов плодотворности преподавательской деятельности является тесный контакт педагога с учеником. Их взаимопонимание основано на творческих интересах к познанию музыки, когда ученик не формально воспроизводит и воспринимает произведение, а вносит что- то своѐ, опираясь на уже имеющийся собственный музыкальный опыт. Художественный образ музыкального произведения- это его неотъемлемая часть. Композитор, сочиняя музыку, всегда видит перед собой тот или иной образ, и всеми допустимыми средствами пытается его изобразить. Путь создания и воплощения художественного образа в музыкальном исполнительстве обычно представляют как цепочку: композитор- исполнитель- слушатель. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь начинающему музыканту увидеть художественный образ произведения, почувствовать характер музыкального произведения, раскрыть его содержание. Для этого уже с первых шагов обучения необходимо прививать учащимся необходимые практические навыки, и учить ребѐнка не только слушать музыку, а также чувствовать и «видеть» еѐ. Репертуар на начальном этапе обучения, как правило, очень прост. Несложные пьесы с названием (например- «Веселые гуси», « Две тетери», « Лошадка» и т.д.) позволяют быстро представить художественный образ произведения. Механическое нажатие нужных клавиш не раскрывает музыкальный образ произведения, а делает игру сухой и бесчувственной. Но естественно, полное овладение всеми средствами музыки, которые необходимы для создания художественного образа произведения, происходит не сразу, а в систематическом процессе обучения.

Подготовка учеников к эмоциональному восприятию музыки осуществляется разными методами и приемами. На уроке выстраивать работу с учеником над произведением для проявления эмоционального отклика в музыке и подводить его к осознанию содержания произведения, с помощью выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Передавая в своём исполнении замысел композитора, учащийся должен научиться выражать своё отношение к исполняемому, выявлять своё понимание произведения.

Бесспорно, это понимание основывается на тексте – его выразительных элементах и авторских указаниях. Помогать “вживаться” в произведение, вчитываться в текст, вслушиваться в сыгранное, конечно, будет педагог. Только преподаватель может увидеть, что в каждом конкретном случае требует большего внимания ученика, что надо подчеркнуть, “произнести” более выразительно. Время занимаемое разбором и уровень музыкального произведения будут самыми разными для учащихся различной степени музыкального развития и одарённости. При разборе музыкального произведения необходимо погрузить сознание ребёнка в ту атмосферу, в которой было написано это произведение, детально разобрать его строение, сделать тональный план, определить кульминацию, определить, при помощи каких средств выразительности и технических приёмов будет показана основная тема. Прежде всего, следует рассказать ученику о создателе произведения (будь то композитор или народ); об эпохе, в которую оно возникло; о стиле и требуемой манере исполнения; о его содержании, характере, сюжете; основных темпах; о форме, структуре, Знакомство с текстом начинается со зрительного охвата нотной партитуры. Сначала я проигрываю мелодию по нотам, привлекаю слуховое внимание ученика к ритмическому рисунку мелодии, характеру. Далее ученик, глядя в ноты, называет длительности нот (если младшие классы) просчитывает наиболее сложные места, а также можно простучать этот ритмический рисунок. Наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хорошую, наиболее подходящую для ученикааппликатуру. Об этом необходимо проявлять заботу именно на раннем этапе работы, так как удачно найденная аппликатура способствует лучшему решению требуемых художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движений. Но главное – аппликатура должна способствовать свободному исполнению. Прежде чем окончательно установить аппликатуру для данного ученика, можно предварительно испробовать с ним различные варианты. Ни один музыкант не может достичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения фразировки. Необходимо, чтобы учащийся с самого начала обязательно обращал внимание на фразировку, воспринимал каждую фразу в развитии и мог исполнить её музыкально. Фразировка является средством выражения музыкального образа произведения, она включает в себя средства звукоизвлечения, синтезирует штрихи, динамику, мех и т.д., и всегда индивидуальна. В результате первоначального знакомства с произведением учащийся должен как можно больше узнать о нём, понимать предстоящие технические и художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы. Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства. Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель. Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков. Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

Слайд1 Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д. Мелодия – одно из главных средств муз. выразительности. Может быть самое главное.

    В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

    Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Темп очень сильно меняет характер музыки, даже если остальные средства выразительности очень похожи. Когда уч-ся задают по специальности пьесы в быстром темпе, сначала нужно учить их медленно. И часто от этого музыка кажется скучной. И уч-ся хочет сразу попробовать сыграть в темпе. А это вредно. Необходимо играть медленно, но с помощью фантазии представить, как такая пьеса должна звучать в настоящем темпе. Ведь фантазия, которая так необходима музыканту, как ни странно, тоже нуждается в постоянной тренировке. Темп может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте). Слайд 4

    Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Мы знаем,что мажор и минор могут передавать определённые настроения: мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

Динамика –сила звука, динамические оттенки (нюансы)- оттенки силы звука. Выразительность музыкальной динамики сродни динамике речевой. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды и призывы - громко. Как и человеческий голос, музыка может и «кричать», и «шептать». Обычно композиторы обозначают в нотах нюансы, но часто о нужном динамическом оттенке можно догадаться, исходя из характера музыки. Динамические оттенки могут даже создавать впечатление передвижения звука в пространстве. Например, если песня начинается очень тихо, еле слышно, а потом становится всё громче и громче, то кажется, что сначала её поют очень далеко, а потом постепенно приближаются. Этот приём часто используют в операх, когда на маленькой сцене нужно создать впечатление большого пространства. Слайд 6

    Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Мы знаем, что мажор и минор могут передавать определённые настроения: мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

    Регистр – это часть звукоряда, имеющая определённую звуковую краску. Выделяют три регистра: верхний, средний и нижний.

    Жанр – род музыки, муз. произведений, отличающихся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками (песня, танец, марш). Слайд 9

    Особое место в работе над произведением следует уделять штрихам . Штрихи это способ извлечения звуков. От способа звукоизвлечения во многом зависит характер музыки, а значит и те образы которые она создаёт. В определении штрихов необходимо исходить, прежде всего, из их музыкально – выразительного значения и технической сущности. Legato -♫ - связная игра. Пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их высоко нет никакой необходимости. При игре legato не следует с излишней силой давить на клавишу. Non legato - ♫ - не связно Этот штрих приобретает ровность в том случае, если звучащая часть тона будет равна искусственной паузе, возникающей между звуками мелодической линии. Staccato - ♪♪ - острое, отрывистое звучание. Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном ведении меха. В зависимости от музыкального содержания этот штрих может быть более или менее острым, но в любом случае реальная длительность звучания не должна превышать половины ноты, указанной в тексте. Пальцы лёгкие и собранные.

Слайд10 К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести форму –это построение муз. произведения. Простейшие формы муз. пр-ний одночастная, двухчастная, трехчастная. Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Заключение Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание художественного образа музыкального произведения посредством своего инструмента – аккордеона. Концертное исполнение – это итог и кульминационный момент всей проделанной работы ученика над музыкальным произведением в классе. Для того чтобы концерт прошёл успешно нужно, чтобы в результате знакомства с произведением учащийся как можно больше смог узнать о нём, понимать и выполнять предстоящие технические и эмоционально-художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы. Эмоционально-образное восприятие музыкального произведения способствует более глубокому проникновению в его содержание и осмыслению его идеи. Каждый ученик по-своему воспринимает музыкальное произведение. При этом восприятие музыкального образа зависит от его музыкальных и творческих индивидуальных способностей.

Приложение П.И.Чайковский «Старнная француская песенка»

Петр Ильич Чайковский(1840-1893) - великий русский композитор. За свою жизнь Чайковский написал большое количество произведений почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Самым любимым для него жанром была опера: «Воевода», «Ундина», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др., а так же он писал балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и вместе с тем важное место в жизни композитора занимает симфоническая музыка: 6 симфоний, оркестровые сюиты, концерты, кантаты. Чайковский сочинил так же много фортепианных пьес и романсов, разнообразные инструментальные ансамбли (прослушивание отрывков из некоторых произведений).Он писал много разной взрослой, серьезной музыки. Но у него есть один уникальный сборник пьес специально для детей. Детский альбом, был написан П.И. Чайковским 1878г. и посвящен своему любимому племяннику Володе Давыдову. В альбом входят 24 маленькие пьесы, которые рисуют один день из жизни ребенка: его игра, прогулки, переживания, сказки, мечты, а так же картины русской природы. это меланхолическая, задушевная песенка, словно память о далеком былом в Одно из этих произведений «Старинная французская песенка» (мелодия этой пьесы используется композитором также в опере «Орлеанская дева»).
«Старинная французская песенка» ней оживает грустный, иск­ренний, простой народный напев. Она похожа на песню - за­душевную, задумчивую, мечтательную, печальную. Темп – спокойный, неторопливый. Характер – грустный. Очень выразительная мелодия. Аккомпанемент мягкий. В пьесе три части. Основная тональность пьесы-ля минор. Мелодия пьесы поручена правой руке, поэтому партия должна звучать особенно певуче, мягко и глубоко, штрих певучее легато. I и III часть - грустное повествование, плавные, напевные по характеру. Затактовое начало мотива ("тихий вздох”), плавное движение восьмых длительностей к длинной (четвертная с точкой) "стонущей” интонационной вершине. Троекратное окончание мотивов на V ступени – передаёт безысходность, щемящую душевную боль. В первой части, поступенное движение мелодии вверх, передают спокойное течение рассказа.
II часть –драматическое событие. Характер второй части – взволнованный. Герой заново переживает воспоминания прошлого. Во второй части, мелодия приходит к кульминации (такты 21-23) Какими средствами добивается композитор изменения характера музыки? Почему нам здесь слышится воспоминание о "драматическом событии”?
Выводы: Изменился характер аккомпанемента. Длинные лиги сменились короткими ("прерывистое дыхание”). Мелодия утратила плавное движение восьмых длительностей в четвертную с точкой в конце мотива, появились четвертные, пунктирный ритм. Для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности.

Работа над художественным образом в произведении

Ю.Н.Калашникова,

Преподаватель МБУ ДО ДШИ №6…..

В процессе ознакомления с художественным произведением, в процессе его изучения огромное значение имеет пояснение содержания этого произведения педагогом. Здесь слово, язык приходит на помощь музыке, на помощь осознанию и прочувствованию ее учащимся.

Если понимать программность как творческий принцип, то всякое реалистическое музыкальное произведение в известном смысле программно, потому что оно содержательно, идейно.

П.И.Чайковский писал: «Так как мы с вами не признаем музыки, которая состояла бы из бесцельной игры в звуки, то с нашей широкой точки зрения всякая музыка программная»

Но если программа произведения не объявлена композитором, то слушателю (и исполнителю) предоставляется известная свобода домысла такой программы., которая не совпадая с замыслом композитора в частностях, деталях и конкретных представлениях, обязательно отвечала бы общей, основной идее произведения и, во всяком случае, не противоречила бы ей.

Здесь ответственность педагога очень важна. Его пояснение содержания пьесы может сыграть большую роль в формировании у учащегося правильных представлений об основных художественных образах изучаемого произведения. И хотя не все в музыкальном произведении может быть выражено в слове (это обусловлено самой спецификой искусства как формы познания в образах).

«Свойство инструментальной музыки именно и есть то, что она поддается подробному анализу» П.И.Чайковский.

Педагог не в коем случае не должен отказываться от этого могучего средства, которое при умелом использовании оказывает существенную помощь в процессе изучения художественного произведения, в процессе формирования живой и правдивой, осмысленной и прочувствованной, а потому и выразительной ею трактовки. Попытаемся на примере пьесы П.И.Чайковского «Грустная песенка» сочинение 40 №2 показать некоторые моменты в процессе ее изучения (в приложении для домры).

Предлагая эту пьесу ученику, педагог должен хотя бы в общих чертах ознакомить его с великим чтением русской классической музыки П.И.Чайковского. В доступной для понимания форме данному ученику, педагог рассказывает о правдивости, искренности, задушевности и русской напевности его творчества, он называет некоторые другие сочинения П.И.Чайковского, выясняет, что из них знакомо ученику, наигрывает некоторые произведения великого композитора или отдельные их темы (напоминает о вероятно слышанных учеником контиленных вариациях из широко известных «Вариаций на тему рококо») педагог может рассказать ученику, что «Грустная песенка» написана в 1878 году – в год создания оперы «Евгений Онегин», «Детского альбома для фортепиано».

Сыграв пьесу, педагог обращает внимание ученика на общее настроение пьесы, отраженное в ее программном заголовке – «Грустная песенка».

В пьесе подчеркивается настроение не «безысходной тоски», а скорее «светлой грусти». Настроение этой пьесы, написанной композитором во время его заграничной поездки (Италия), по видимому, связано с мыслями о любимой родине. В это время П.И.Чайковский писал: «Об России я думаю с величайшим удовольствием…рад буду очутиться в родной стороне…сильно хочется видеть родной город (Москву)..»

В пьесе слышатся теплые, задушевные интонации русской песни. Примерно в этот же период П.И.Чайковский так высказывался о русском характере своей музыки, о ее родстве с народной песней… «Мне нередко случалось прямо приступать к сочинению, имев в виду разработку той или другой понравившейся мне народной песни…Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит в следствии того, что я вырос в глуши…проникая неисчислимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до старости люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова».

Рассматриваемое сочинение представляет собой лирическую песню-рассказ, повествующую в теплых, мягких тонах о грустном, но отнюдь не трагическом воспоминании. Также понимание пьесы особенно подтверждается ее средним эпизодом (такты 21-40), который дан на основе светлого мажорного лада и мягко контролирует с минорным ладом начального и заключительного эпизодов.

Попутно ученику поясняется 3-хчастное построение пьесы, раскрывается совершенство ее формы, отвечающей содержанию музыки. Третья часть (реприза) является повторением первой, а средняя, как уже было сказано, отличается светлым, радостным настроением, более оживленным характером и более яркими динамическими красками. Здесь от грусти не остается и следа. Слышится радостное жизнеутверждающее пение.

Пьесу замыкает 8-тактовое заключение. Песня удаляется, ее интонации как бы тают и замирают в отдалении.

Песенность пронизывает все произведения, она характеризует его содержание и обуславливает задачи исполнителя. Выразительное и задушевное «пение на инструменте» должно лежать в основе раскрытия художественных образов данного произведения.

Общий темп пьесы – Allegro non troppo , т.е. не слишком скоро. Следует предостеречь ученика от торопливого движения, которое исказило бы содержание пьесы, отразилось бы на плавности исполнения и внесло бы чуждый этой музыке элемент суеты. Здесь художественный образ песни диктует и соответствующий ему темп исполнения.

Литература:

1. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» - М.: Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2012

2. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» - М.: Просвещение, 1980