Новгородский областной театр драмы. Новгородский академический театр драмы. Девять белых хризантем

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

«Спектакль похож на блюдо в дорогом ресторане, где горькое искусство уравновешивается сладким, а кислоту перебивают пряности. Неизменно интеллигентное (что бы он ни придумывал, а тут он ничего особенного и не придумывает) оформление Олега Шейнциса урезонивает громкий хор сенных девушек и дворовых юношей, который не замолкает, кажется, не на минуту, откровенно эстрадные номера в исполнении незадачливых женихов соседствуют с мистической игрой зеркалами, откуда то смотрят те же женихи, пугая невесту, то вываливается Кочкарев в неотразимом исполнении Михаила Филиппова. Художественная эклектика спектакля напоминает модный стиль «фьюжн», сочетающий несочетаемое, что делает его важной составляющей не столько театральной, сколько светской жизни.



Актерам режиссер не просто доверился, но дал порезвиться вволю.



Окончательно превратиться в водевиль спектаклю мешает Игорь Костолевский. Именно у него сквозь шум и гам постановки неудержимо проступает что-то гоголевское, загадочное, непростое, даже трагическое - его Подколесин не просто сбегает со свадьбы, но олицетворяет вечную нерешительность и неспособность к счастью «русского человека на рандеву», нерешительность, касающуюся не только и не столько матримониальных обстоятельств его жизни. Вечный лирический герой, Костолевский обнаруживает совершенно неожиданные грани своего таланта – за его героем хочется наблюдать, его хочется слушать, и даже обидно становится, что Подколесина другие женихи выталкивают со сцены. А финальные сцены артиста с Евгенией Симоновой по-настоящему трогательны».




« В спектакле этом нелепые, несчастливые и, в сущности, славные люди, каждый на свой манер, ищут родственную душу – и не могут найти. И мучительная надежда, и последнее отчаяние – слова здесь вполне уместные, ибо именно этими чувствами живут герои в высокие моменты спектакля. Из текста Гоголя Арцибашев извлек мощную энергетику, ее подхватили артисты и выплеснули в благодарный зрительный зал. Таких финальных аплодисментов я не слышал уже давно. А мощная энергетика? Применительно к этой сцене, помнится, не раз говорилось нечто подобное. Еще можно сказать: отточенная ярость формы, торжествующая театральность. Совершенно своя, арцибашевская «Женитьба» окликает спектакли Гончарова».






«Спектакль похож на блюдо в дорогом ресторане, где горькое искусство уравновешивается сладким, а кислоту перебивают пряности. Неизменно интеллигентное (что бы он ни придумывал, а тут он ничего особенного и не придумывает) оформление Олега Шейнциса урезонивает громкий хор сенных девушек и дворовых юношей, который не замолкает, кажется, не на минуту, откровенно эстрадные номера в исполнении незадачливых женихов соседствуют с мистической игрой зеркалами, откуда то смотрят те же женихи, пугая невесту, то вываливается Кочкарев в неотразимом исполнении Михаила Филиппова.

Художественная эклектика спектакля напоминает модный стиль «фьюжн», сочетающий несочетаемое, что делает его важной составляющей не столько театральной, сколько светской жизни.

Актерам режиссер не просто доверился, но дал порезвиться вволю.

Окончательно превратиться в водевиль спектаклю мешает Игорь Костолевский. Именно у него сквозь шум и гам постановки неудержимо проступает что-то гоголевское, загадочное, непростое, даже трагическое — его Подколесин не просто сбегает со свадьбы, но олицетворяет вечную нерешительность и неспособность к счастью «русского человека на рандеву», нерешительность, касающуюся не только и не столько матримониальных обстоятельств его жизни. Вечный лирический герой, Костолевский обнаруживает совершенно неожиданные грани своего таланта – за его героем хочется наблюдать, его хочется слушать, и даже обидно становится, что Подколесина другие женихи выталкивают со сцены. А финальные сцены артиста с Евгенией Симоновой по-настоящему трогательны».

« В спектакле этом нелепые, несчастливые и, в сущности, славные люди, каждый на свой манер, ищут родственную душу – и не могут найти. И мучительная надежда, и последнее отчаяние – слова здесь вполне уместные, ибо именно этими чувствами живут герои в высокие моменты спектакля. Из текста Гоголя Арцибашев извлек мощную энергетику, ее подхватили артисты и выплеснули в благодарный зрительный зал. Таких финальных аплодисментов я не слышал уже давно. А мощная энергетика? Применительно к этой сцене, помнится, не раз говорилось нечто подобное. Еще можно сказать: отточенная ярость формы, торжествующая театральность. Совершенно своя, арцибашевская «Женитьба» окликает спектакли Гончарова».

Даты ближайших спектаклей:

Московский Академический театр им.Вл.Маяковского

Спектакль идет 3 часа.

Жанр: Совершенно невероятное событие в 2-х действиях

Постановка: Сергей Арцибашев

Создатели спектакля: Художник / Олег Шейнцис, Музыкальное оформление / Павел Герасимов, Заведующая музыкальной частью / Виолетта Негруца, Балетмейстер-репетитор / Ирина Орлик, Художник по свету / Геннадий Бирюшов

В спектакле играют:

  • Агафья Тихоновна ,
    купеческая дочь Галина Беляева
    Зоя Кайдановская
  • Арина Пантелеймоновна ,
    тетка Галина Анисимова
    Любовь Руденко
  • Фекла Ивановна ,
    сваха Светлана Немоляева
    Евгения Симонова
    Елена Мольченко
  • Подколесин ,
    служащий, надворный советник Игорь Костолевский
    Алексей Дякин
  • Кочкарев ,
    его друг Михаил Филиппов
    Алексей Фатеев
  • Яичница ,
    экзекутор Игорь Охлупин
    Дмитрий Прокофьев
  • Анучкин ,
    отставной пехотный офицер Евгений Парамонов
    Константин Константинов
  • Жевакин ,
    моряк Игорь Марычев
    Расми Джабраилов
  • Дуняшка ,
    девочка в доме Оксана Киселева
    Мария Фортунатова
  • Стариков ,
    гостинодворец Виктор Довженко
  • Степан ,
    слуга Подколесина Андрей Гусев
  • Хор Мария Болтнева
    Всеволод Макаров
    Макар Запорожский
    Игорь Евтушенко
    Ольга Ергина
    Валерия Забегаева
    Константин Константинов
    Наталья Палагушкина
    Юлия Самойленко
    Дарья Хорошилова
    Анастасия Цветанович
    Владимир Гуськов
    Анастасия Мишина

Мы посетили Великий Новгород ещё в августе и вплоть до этого момента фотографии пылились у нас на жёстком диске. Пора рассказать об одном из самых неоднозначных зданий, увиденных нами на просторах России, - о новгородском театре Драмы.

Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского
Архитектор: Владимир Сомов
Проектная организация: Гипротеатр
Адрес: Великий Новгород, улица Великая, 14
Годы проектирования и строительства: 1977 - 1987

1. Первое, что бросается в глаза, - это явное несоответствие масштаба театра масштабу самого города. Театру такой величину впору находится в городе-миллионнике, но никак в небольшом по российским меркам историческом городе. От театра до Кремля - менее километра, что вызывало и до сих пор вызывает огромное негодование у градозащитников и им сочувствующих. Однако, театр уже давно построен, так что стоит воспринимать его как полноценного архитектурного игрока, формирующего современный образ Великого Новгорода.

2. Театр был запроектирован такой величины благодаря вездесущей советской плановой экономике и плановому развитию, так сказать "на вырост". По расчётам, к дате постройки (1987) постоянное население Новгорода должно было достигнуть 300 тыс. человек без учёта многочисленных прибывающе-убывающих туристов. Однако, с момента постройки прошло уже 28 лет, но население города достигло лишь (согласно вики) ~220 тыс. человек, а многочисленные туристы до театра не доходят, так как о его существовании (опять же, если верить источникам в интернете) стараются не упоминать. Хотя, на наш взгляд, осмотр этого здания стоит включать в список обязательных туристических мероприятий наравне с посещением Кремля и поездкой в Витославлицы.

Главный фасад театра обращён к реке.

3. Это здание - каноничный пример самого что ни на есть совмода, сошедшего со страниц фотоальбома Фредерика Шобена, обязательный фигурант списков "коммунистическо-космической архитектуры" на всевозможных интернет-порталах.

Театр проектировался не только как сугубо театр, но как и главный культурно-общественный центр города для проведения праздников, фестивалей и даже партийных съездов. Поэтому для строительства был выделен огромный участок с полноценной городской площадью, выходящей на речную пристань; в комплексе со зданием также была возведена летняя эстрада. Сам театр окружен фонтанами, снабжёнными собственными водонапорными башнями (!), которые так и ни разу не были введены в строй. О самой архитектуре театра сказать ничего не получится, так как словами такое необузданное формотворчество описать тяжело.

4. Интересный факт. Для строительства были разработаны уникальные типовые элементы, самым популярным из которых стал полукруглый элемент с отверстиями. Этих элементов наштамповали такое огромное количество, что в итоге было принято решение замостить ими часть площади (выходящей в город). В итоге та стала не самой удобной для передвижения, зато в отверстиях в/между элементами проросла растительность и площадь стала зелёной.

5. Рядом со зданием стояла возведённая из тех же самых элементов 42-метровая ажурная стелла, которая получила в народе название "Колонна Макаревича", по слухам, спроектированная тогда ещё архитектором Андреем Макаревичем (проверить легенду не удалось). Особую популярность эта стелла получила у новгородских суицидников, из-за чего в 2008-ом году она была демонтирована.

Справа на фотографии - архитектор Владимир Сомов.

Взято отсюда

6. В наши дни состояние здания удручает. Главной причиной упадка является размер здания и стоимость его обслуживания, что усугубляется не самыми продуманными технологическими решениями. Большой для города зал редко бывает заполнен, а выходящая на Волхов площадь стала любимым местом для дрифтинга. Часть покрытия площади разрушена и представляет из себя месиво из бетона и грунта с проросшей растительностью. Фонтаны так и ни разу не запустились. Благодаря своей сложносочиненной конфигурации и обилию укромных уголков здание облюбовала молодёжь.

"Контрфорс" слева и есть водонапорная башня, созданная для функционирования фонтана. С другой стороны такая же.

7. Составленные из сборных элементов полусферы поддерживают пандусы.

8. Вблизи они выглядят несколько нелепо.

9. Недействующая летняя эстрада. По ней очень здорово бегать.

11. Так выглядит плита перекрытия, нависающая над центральным входом.

13. К водонапорным башням ведут платформы в стиле Марио.

18. Городской фасад.

В целом, здание производит впечатление необычного и брутального артефакта, очень лихо вклинившегося в городское пространство. И, несмотря на все свои качества, театр драмы уже успел стать неотъемлемой частью Великого Новгорода. Главной проблемой остаётся вопрос возвращения театра и площади обратно в общественную среду, придание ему новых качеств посредством серьёзной реновации и сохранение всех его архитектурных особенностей.

Отдельного упоминания стоит мнение бывшего главного архитектора Великого Новгорода Евгения Андреева. Взято отсюда.

"Евгений Андреев даже затрудняется назвать стиль, в котором выполнен театр-монстр:

Я обычно говорю, что это модерн, но я в этом сам не уверен. Знаете, архитекторы, между нами, такие чокнутые люди - они придумывают совершенно сдвинутые проекты. Это я вам говорю как бывший главный архитектор Новгорода и бывший мэр города. Не о том думают, чтобы здание было красивым, вписывалось в окружающую застройку, было удобным в эксплуатации - нет, они выпендриться хотят. Случай с нашим театром - из этого же ряда. Хотели гипротеатровцы, чтобы их имя в века вошло. Вот и вошло - только с крайне негативным оттенком. К сожалению, ждать, как надеется Назаров, что здание само рухнет и избавит нас всех от проблем, с ним связанных, не приходится - запас прочности каркаса здесь как у бомбоубежища. А все бетонные детали просто будут осыпаться на наши головы еще много лет. По-моему, надо этот несчастный театр ободрать от наружного слоя, убрать все лишнее, а чтобы глаза не мозолил - обсадить елками. И показывать туристам как памятник эпохи умирающего социализма.
И это - почти самое дешевое решение вопроса. Самое дешевое - делать вид, что этого здания вообще не существует и уводить туристов подальше. Так что ничего не светит директору театра и его подчиненным, которые мечтают о небольшом театре мест на триста, где было бы уютно всем, где спектакли проходили бы в наполненном зале. Такой зал был у них в Кремле, где нынче располагается областная филармония, и откуда их насильно переселили в огромное, холодное, страхолюдное здание между улицей Великой и набережной Волхова. А пока театр впору переименовывать - имя Достоевского ну никак не ассоциируется с этим бетонным ужасом. Может, Франц Кафка лучше подойдет?"

Новгородский академический театр драмы им. Ф.М.Достоевского имеет древнейшую, многовековую историю.

На всю Русь гремело творчество новгородских народных лицедеев – скоморохов, получившее широкий размах в XVI веке. Литургическая драма «Пещное действо», которое проходило в Софийском соборе перед Рождеством, упоминается в «Историческом вестнике» за 1899 год. Широкое распространение имели и школьные действа.

С 1825 года открылся первоначальный стационарный театр, содержателем которого был некто Лотоцкий. С 1853 года театр в Новгороде стал постоянным, благодаря известному в те годы антрепренеру Николаю Ивановичу Иванову. В одном из купеческих домов, в переоборудованном под театр помещении на протяжении всего сезона шли регулярные платные спектакли. Самые известные актеры провинции стекались в труппу, а зачастую и столичные «звезды» участвовали в этих спектаклях.

Следующий значительный этап в развитии театрального дела в Новгороде - Первый общедоступный театр Октябрьской революции, который был организован в 1918 году при секции искусства ГубОНО. В репертуаре театра шли «Идиот» Ф.М.Достоевского, «Павел I» Д. Мережковского, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Смерть Иоанна Грозного» А.Толстого, «Принцесса Турандот» К.Гоцци.

В 1934 году Новгородский театр был реорганизован в Ленинградский областной Малый драматический театр. В сезоне 1934/1935 гг., наряду с произведениями Гоголя и Островского, Мольера и Шиллера появляются и современные пьесы – «Дорога цветов» В.Катаева, «Поднятая целина» по роману М.Шолохова. На сцене Новгородского театра Октябрьской революции побывали многие известные актеры России: Н. Непокойчицкий, М. Модестова, Б. Френдлих, получивший звание «Заслуженный артист РСФСР» за исполнение роли Павки Корчагина в спектакле «Как закалялась сталь».

Июнь 1941 года застал театр на гастролях в Старой Руссе. Нападение фашистских захватчиков и временная оккупация города не прервали творческой деятельности театра. Но теперь это были творческие фронтовые бригады с отрывками и монологами из спектаклей для подразделений Ленинградского и Волховского фронтов. С 1 сентября 1944 года, театр был преобразован в Новгородский областной театр в ведении областного управления по делам искусств, а с июня 1953 года – областного управления культуры. С этого времени можно считать законченной бурную эпоху смен хозяев, антрепренеров, устроителей и организаторов Новгородского театра. И в течение этих ста лет, он сохранял преемственность труппы, репертуара и творческих традиций.

Впервые в истории советского театра Новгородский театр драмы осуществил постановку инсценировки романа А.И.Герцена «Кто виноват?», написанного во время ссылки в Новгороде в 1841 году. Наряду с этим продолжали свою жизнь на новгородской сцене бессмертные образы Шекспира («Ричард III»), Гольдони («Трактирщица»), Чехова («Иванов»), Горького («Старик»), Ануя («Медея»), Мольера («Дон Жуан») и других великих драматургов.

В 1977 году, впервые в истории русского театра, главным режиссером театра А.Л.Кошелевым была осуществлена постановка трагедии Я.Княжнина «Вадим Новгородский», отдавая дань истории древней земли Новгородской.

В 1987 году коллектив переехал в новое здание, построенное архитектором Сомовым по проекту ГИПРОТЕАТРа, которое уже более 20 лет является родным домом сегодняшнего Новгородского театра драмы.

С 1997 года Новгородский театр драмы носит имя Федора Михайловича Достоевского. Это связано не только с пребыванием великого русского писателя на земле Новгородской, но и с обращением театра к творческому наследию этого автора, который вызывает живой интерес и у актеров, и у зрителей по сей день. В этих местах Достоевский работал над «Бесами», «Подростком», «Братьями Карамазовыми». Имя писателя не исчезает из репертуара театра: 1965 г. – «Преступление и наказание» (реж. Г.Литвинов); 1990 г. – «Бесы» (реж. А.Кошелев); 1997 г. – «Пассаж в пассаже» (реж. В.Ветрогонов); 1998 г. – «Снился мне сон…» (по повести «Дядюшкин сон») (реж. А. Говорухо); 2004 г. – «Вертеп» (реж. Е. Чернышов).

С 1999 года Новгородскому театру драмы им. Ф. М. Достоевского присвоено звание «Академический». Театр, имея огромный творческий актерский и режиссерский потенциал, высокий уровень технической оснащенности, ставит перед собой серьезные творческие задачи. Более широкому раскрытию возможностей театра способствует формирование репертуара театра на драматургии русской и зарубежной классики.

В 2003 г., в Международный день театра, были обнародованы архивные сведения, свидетельствующие о том, что историю театра можно вести с 1853 года. Оказывается, шел уже 150-й, юбилейный сезон.

Театр принимает активное участие в Международном фестивале камерных работ по произведениям Ф.М.Достоевского, проводимого в Старой Руссе, в усадьбе писателя: «Снился мне сон…» (1999 г.); «Сон смешного человека» инсценировка и постановка А. Говорухо (2001 г.); «Бобок» инсценировка и постановка Е. Чернышова (2002 г.). Последняя работа вместе с другими малыми произведениями Ф. М. Достоевского вошла в спектакль «Вертеп» (2004 г.), представленный Е. Чернышовым на очередном фестивале. Год 2006 - юбилейный для X фестиваля. Россия отметила 500-летие рода Достоевских, 185 лет со дня рождения писателя и 125-летие со дня его смерти. Новгородский театр представил спектакль по пьесе Е. Белодубровского и С. Белова «Я счастлива, счастлива, счастлива!..» в постановке С. Морозова. Народная артистка России Любовь Лушечкина, исполнительница роли Анны Григорьевны Достоевской, стала лауреатом фестиваля в номинации «Лучшая женская роль». В этом спектакле одно действующее лицо – жена писателя. Однако проблему извлечения внутренних конфликтов наружу режиссер Сергей Морозов решил органично и просто, добавив в спектакль в качестве оппонента еще одно действующее лицо. Точнее – исполнителя. В программке так и сказано: «исполнители – народная артистка России Любовь Лушечкина, Анатолий Устинов». При таком раздвоении личности главной героини не обошлось и без казуса. Так, внутритеатральную премию в номинации «лучшая мужская роль второго плана» актер Устинов получил за исполнение женской роли.

В 1993 г. Новгородский театр драмы стал лауреатом в Международном фестивале исторических пьес «Голоса истории» в Вологде, со спектаклем «Марфа Посадница» В. Левашова, историческая драма по мотивам русских летописей и исторических произведений Н.Карамзина.

Коллектив театра также стал дважды лауреатом конкурса «Окно в Россию» среди провинциальных театров Российской Федерации, объявленного и проводимого газетой «Культура» в номинации «Театр года». Летом 1998 года театр стал лауреатом самого знаменитого в мире Авиньонского фестиваля.

Высокую оценку московской критики получил спектакль в постановке А. Говорухо «Красавец мужчина» на 5 Всероссийском театральном фестивале 2002 года «Островский в доме Островского». Спектакль с огромным успехом прошел на сцене Государственного Академического Малого театра.

В 2005 году театр стал лауреатом фестиваля «Звезды Победы» (г. Рязань). В 2007 году - лауреатом фестиваля «Арбатские встречи» (г. Москва), показав спектакль по пьесе Е. Белодубровского и С.Белова «Я счастлива, счастлива, счастлива!..». Спектакль был назван критиками жемчужиной в репертуаре театра. В 2008 году работа принимает участие в X Международном фестивале театрального искусства «Славянские театральные встречи» в г. Гомель (Республика Беларусь).

Спектакль «Шут Балакирев или шуты всея Руси» по пьесе Г. Горина в постановке засл.деятеля искусств С. Верхградского принял участие в VIII Международном театральном фестивале «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны…» в Ярославле (2007 г.).

Постановка комедии А. Н. Островского «Последняя жертва» (реж. С. Морозов) в 2008 году становится лауреатом II театрального фестиваля имени Н. Х. Рыбакова (г. Тамбов). Актриса театра Людмила Бояринова получает премию «Признание» за исполнение роли Юлии Тугиной. В этом же году спектакль приглашен на VII Международный театральный фестиваль «Русская классика. Отцы и дети» (г. Орел).

Директор театра, заслуженный работник культуры Виктор Евгеньевич Назаров, в 1981 году окончил Ленинградский ордена Дружбы народов Государственный институт культуры им. Н.К.Крупской, в 1999 году – Новгородский Государственный университет по специальности «Менеджер в социальной сфере». Обладает многолетним опытом работы в культуре и глубоким знанием специфики театра.

С июня 2007 года главным режиссером театра утвержден Сергей Анатольевич Морозов. В 1999 году окончил СПбГАТИ (бывший ЛГИТМиК) по специальности «режиссура драмы» в мастерской н.а.РФ С.Я.Спивака. За годы после окончания Академии им поставлено около 30 спектаклей в театрах Костромы, Тольятти, Белгорода, Калининграда, Орла. Сергей Морозов – член режиссерской лаборатории п/р н.а. РФ Л.А.Додина, г. Санкт-Петербург, 2005/2006 г., принимал участие в работе многих семинаров и конференций. Впервые в Великом Новгороде работает режиссер, являющийся членом совета Гильдии режиссеров России, обладатель Всероссийской литературно-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова».