Майя плесецкая биография. Биография матери майи плисецкой

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим о знаменитой на весь мир советской и русской балерине – Майе Михайловне Плисецкой. Совсем недавно, а именно 20 ноября, она отмечала свой день рождения. Мы ей желаем здоровья и долгих лет жизни. Майя Плисецкая уже не танцует, но ее запоминающиеся и вдохновенные роли надолго остаются в памяти.

Хорошему настроению способствует не только наше хорошее здоровье, но и положительные эмоции, которые можно получить, наслаждаясь чем-то прекрасным. Дорогие друзья, я приглашаю вас на балет. Хотя кто-то, возможно, и не любит этот вид сценического искусства, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Но кто хоть раз посмотрел балет в театре, тот никогда не останется равнодушным к этому виду искусства.

Майя Михайловна родилась в 1925 году. С 1932 по 1936 годы она вместе с родителями жила на Шпицбергене, ее отец Михаил Эммануилович Плисецкий был руководителем «Артикугля», позднее был генеральным консулом СССР. Мать Майи Михайловны Рахиля Михайловна Мессерер была известной в то время актрисой немого кино. Дядя Асаф Михайлович Мессерер был артистом балета, балетмейстером, народным артистом СССР.

Но так сложились обстоятельства, на отца Майи Михайловны был донос и его в ночь на 1 мая 1938 года арестовали, осудили и через год растеряли, как изменника Родины. Правда, во времена правления Хрущева Плисецкого реабилитировали.

Мать Плисецкой сразу после ареста мужа выслали в Казахстан в Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Девочку, чтобы не забрали в детдом, удочерила тетя по материнской линии Суламифь Мессерер, которая в то время была балериной, солисткой Большого театра. А брата Сашу приютил Асаф Мессерер.

Во время войны с сентября 1941 по сентябрь 1942 г. Майя Михайловна жила в эвакуации в городе Свердловске, нынешнем Екатеринбурге. И хотя здесь не было возможности полноценно заниматься балетом, но именно в этом городе было первое выступление с номером «Умирающий лебедь».

В 1943 году Майя Плисецкая успешно закончила учебу в Московском хореографическом училище и сразу была принята в труппу Большого театра. Вскоре ей стали поручать сольные партии и она утвердилась в статусе прима-балерины.

Муж Майи Плисецкой – Радион Щедрин, известный композитор, с которым она живет до сих пор с 1958 года. Живет супружеская пара сразу на несколько городов: в Москве, Мюнхене и Тракае (Литва).

Майя Плисецкая – ее заслуги и звания

Талантливая балерина, хореограф, педагог, актриса, писатель — это все Майя Плисецкая. Ее заслуги высоко оценило государство, присвоив ей звание героя Социалистического труда (1985г), она лауреат Ленинской премии, полный кавалер ордена « За заслуги перед Отечеством», народная артистка СССР.

К этому можно добавить, что она доктор Сорбонны, почетный гражданин Испании и почетный профессор Московского государственного университета им. Ломоносова.

Майя Плисецкая – ее роли и спектакли

  • Джульетта – «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева
  • Царь-девица – «Конек-Горбунок» Р.К.Щедрина
  • Аврора – «Спящая красавица» П.И.Чайковского
  • Китри – «Дон Кихот» Л.Ф.Минкуса
  • Зарема – «Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева
  • Одетта-Одиллия — «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
  • Раймонда – «Раймонда» А.К.Глазунова
  • Кармен – «Кармен-сюита» Ж.Бизе и Р.К.Щедрина
  • Мехменэ Бану – «Легенда о любви» А.Д. Меликова
  • Хозяйка медной Горы – «Каменный цветок» С.С.Прокофьева
  • Фея Осени – «Золушка» С.С.Прокофьева

Конечно, самая красивая и запоминающаяся ее роль – «Умирающий лебедь».

Майя Плисецкая – ее философия

Ее биография богата различными событиями, которые нарочно не придумать. Возможно, когда-нибудь снимут фильм об этой выдающейся балерине. Сама Майя Михайловна говорит, что она не делает тайны из своей жизни, написав потрясающую по откровению и блистательную по стилю книгу своих мемуаров «Я, Майя Плисецкая».

Это отрывок из ее книги:

«Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель? Что я левша и все делаю левой рукой? Что я всю жизнь страдала бессонницей? Что я всегда была конфликтна? Лезла на рожон попусту? Что во мне сочеталось два полюса - я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей? Что я предпочитала питательные кремы для лица и любила, густо ими, намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы? Что была ярой футбольной болельщицей? Что любила селедку, нежно величая ее «селедой»? Что никогда не курила и не жаловала курящих, что от бокала вина у меня разболевалась голова? За прожитую жизнь я вынесла простую философию. Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. И только так»

Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР - 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) - артистка балета, представительница театральной династии Мессерер - Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948-1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премии (1964) и множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.

Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; написала несколько мемуаров. Была супругой композитора Родиона Щедрина. Считается одной из величайших балерин XX века.

Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Была старшей из троих детей (Александр родился в 1931-м, Азарий - в 1937 году).

С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии - и генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года Михаил Плисецкий был арестован, расстрелян 8 января 1938 года (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать Плисецкой Рахиль была арестована в начале марта 1938 года, вместе с грудным Азарием выслана в Казахстан, в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы девочка не была отдана в детский дом для детей изменников Родины, Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер (её брата Александра забрал к себе дядя, Асаф Мессерер).

Суламифь Мессерер показала своей племяннице Майе балет, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Когда племянница вернулась домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей - балет её заинтересовал. В хореографическое училище её также отвела тетя Суламифь. Майе Плисецкой было 7 лет и 8 месяцев, когда стал проходить очередной набор. По существующим правилам, ребенку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс. Суламифь Мессерер смогла убедить членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду её таланта и природных данных.

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. Суламифь Мессерер старалась сделать номер таким, чтобы Майя Плисецкая показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук. Также тетя Суламифь придумала выход балерины спиной к публике. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.

В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург, также ездила в Литву, где у неё была дача неподалёку от Тракайского замка (Майя Плисецкая имела литовское гражданство - она и Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта).

Умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене, на 90-м году жизни, от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Личная жизнь

В своих мемуарах Майя Михайловна писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923-1953) и Эсфендьяром Кашани. В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу, однако через три месяца они развелись.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было.

В 1999 году Пресненский суд Москвы по иску Плисецкой к газете «Московский комсомолец» по поводу статьи «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой» подтвердил, что дочери у Майи Плисецкой нет, в 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе.

Творчество

Майя Плисецкая - обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием.

Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке».

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. Хотя балерина танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно она встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.

В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина» (режиссёр Александр Зархи) - через несколько лет она выберет «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама выйдет на сцену уже в заглавной роли.

Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры «Прелюдия» (1967, балетмейстер Наталья Касаткина) и «Гибель розы» (1973, балетмейстер Ролан Пети), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж). Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне), «Леда» (1978, партнёр - Хорхе Донн, там же), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр - Патрик Дюпон, Дворец Шайо, Париж) и номер «Ave Maya» (1995); начиная с 1978 года танцевала в его «Болеро». Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (на музыку Альбениса, 1991) и «Мария Стюарт».

Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина, как «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), сама исполняла в них главные женские партии.

По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом она себя не считала, говоря: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».

Майя Плисецкая на площади Киевского вокзала после гастролей,
2000 год.

В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990). В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку классического балета Глазунова (хореография Мариуса Петипа) «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906).

В 1990 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.

Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.

15 мая 2015 года вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале Цауберзее состоялся вечер-посвящение.

20 ноября 2015 года вместо подготовленного юбилейного вечера состоялся концерт-вечер памяти в Большом театре.

Репертуар

Первая исполнительница партии.
- первая исполнительница партии в Большом театре.

Большой театр

  • 21 ноября 1945 - Осень , «Золушка» Ростислава Захарова
  • 29 января 1955 (на сцене филиала) - Сюимбике , «Шурале» Леонида Якобсона (Батыр - Юрий Кондратов)
  • 1960 - Царь-девица , «Конёк-Горбунок» Александра Радунского (Иванушка - Владимир Васильев, Царь - Александр Радунский )
  • 1956 - Лауренсия , «Лауренсия»
  • ? - Вакханка , «Вальпургиева ночь» Леонида Лавровского
  • 1959 - Хозяйка медной горы , «Каменный цветок» Юрия Григоровича (Данила - Николай Фадеечев).
  • 1964 - Жар-птица , «Жар-птица»
  • 30 марта 1965 - Мехменэ Бану , «Легенда о любви» Юрия Григоровича (Ферхад - Марис Лиепа, Визирь - Александр Лавренюк, Ширин - Наталия Бессмертнова)
  • 1967 - «Прелюдия» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Наталия Касаткина
  • 20 апреля 1967 - Кармен , «Кармен-сюита» Альберто Алонсо (Хозе - Николай Фадеечев, Тореро - Сергей Радченко, Рок - Наталия Касаткина)
  • 13 июня 1972 - Анна Каренина , «Анна Каренина», постановка Майи Плисецкой совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, (Вронский - Марис Лиепа, Каренин - Николай Фадеечев)
  • 27 мая 1980 - Чайка, Нина Заречная , «Чайка» (Треплев - Александр Богатырёв)
  • 20 ноября 1985 - Анна Сергеевна , «Дама с собачкой», художник Валерий Левенталь, костюмы для Майи Плисецкой Пьера Кардена (Гуров - Борис Ефимов)

На других сценах

  • 1973 - «Гибель розы», балетмейстер Ролан Пети
  • 28 декабря 1976 - «Айседора», балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
  • 1978 - «Болеро», балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», театр Ла Монне
  • 19 декабря 1978 - «Леда» (партнёр - Хорхе Донн), балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», театр Ла Монне
  • «Пруст, или Перебои сердца», балетмейстер Ролан Пети
  • «Федра» Сержа Лифаря, Балет Нанси
  • 1991 - «Астурия» на музыку Альбениса; «Мария Стюарт», хореография Хосе Гранеро
  • 1992 - «Безумная из Шайо», хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж
  • 1995 - «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер Морис Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр - Патрик Дюпон)

Фильмография

  • 1951 - «Большой концерт»
  • 1953 - «Мастера русского балета», фильм-балет - Зарема , «Бахчисарайский фонтан» (Мария - Галина Уланова, хан Гирей - Пётр Гусев)
  • 1957 - «Лебединое озеро» кинофильм-балет
  • 1959 - «Хованщина», фильм-опера - Персидка
  • 1961 - «Конёк-Горбунок», фильм-балет - Царь-девица
  • 1964 - «Майя Плисецкая», документальный фильм (режиссёр Василий Катанян)
  • 1967 - «Анна Каренина», режиссёр Александр Зархи - Бетси Тверская
  • 1969 - «Чайковский», сценарист и режиссёр Игорь Таланкин - Дезире Арто
  • 1969 - «Новогоднее похищение», фильм-концерт - балерина
  • 1974 - «Анна Каренина», фильм-балет - Анна Каренина
  • 1976 - «Фантазия», режиссёр Анатолий Эфрос - Полозова (Санин - Анатолий Бердышев)
  • 1977 - «Поэзия танца», фильм-балет - «Болеро», «Айседора» Мориса Бежара
  • 1978 - «Кармен-сюита», фильм-балет, режиссёр Феликс Слидовкер - Кармен
  • 1985 - «Leçon de ténèbres», документальный фильм (режиссёр Доминик Делуш)
  • 1987 - «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая», документальный фильм (50 мин, режиссёр Борис Галантер)
  • 2000 - «Maïa», документальный фильм (1 час 30 мин, режиссёр Доминик Делуш)
  • 2005 - «Ave Майя», документальный фильм (52 мин, режиссёр Никита Тихонов)
  • 2005 - «Стихия по имени Майя», документальный фильм (2 части по 39 мин, режиссёр Никита Тихонов)
  • «Прелюдия», хореография Наталии Касаткиной (режиссёр Доминик Делуш)

Мемуары

  • Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. - М.: Новости, 1994. - 496 с. - 50 000 экз.
  • Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. - М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. - 250 с. - 10 000 экз.
  • Плисецкая М. Читая жизнь свою.... - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 752 с. - 5000 экз.

Признание и награды

  • Герой Социалистического Труда (19 ноября 1985) - за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства
  • Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из шести женщин наряду с Ириной Антоновой, Галиной Вишневской, Галиной Волчек, Валентиной Матвиенко и Людмилой Вербицкой)
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) - за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) - за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • Три ордена Ленина (27 октября 1967, 25 мая 1976, 19 ноября 1985)
  • Орден Трудового Красного Знамени (7 августа 1981)
  • Заслуженный артист РСФСР (1951)
  • Народный артист РСФСР (1956)
  • Народный артист СССР (1959)
  • Ленинская премия (1964)
  • Золотая медаль Парижа от мэра города Жака Ширака (1977)
  • Орден Почётного легиона (Франция)
    • кавалерский крест (1986),
    • офицерский крест (2012)
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)
  • ‎Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)
  • Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991)
  • Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
  • Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005)
  • Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)
  • Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)
  • Медаль «Про Финляндия» (1968)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991)
  • Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)
  • Доктор Сорбонны (1985)
  • Почётный профессор Московского государственного университета (1993)
  • 3-е место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000)
  • Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008)
  • Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)
  • Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962)
  • Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)
  • Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)
  • Премия «Триумф» (2000)
  • Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)
  • Премия «Национальная гордость России» (2003)
  • Премия Принца Астурийского (2005, Испания)
  • Международная Императорская премия Японии (2006)
  • Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)
  • Премия журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009)
  • Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
  • Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)
  • Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
  • Почётный гражданин Испании.

Названы в честь Плисецкой

  • Сорт пионов, выведенный в 1963 году.
  • Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин).
  • В октябре 2013 года бразильские художники Эдуардо Кобра (Eduardo Kobra ) и Агналдо Брито (Agnaldo Brito ) посвятили Майе Плисецкой одну из своих работ. Граффити длиной 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д. 16, к. 1.

Память

20 ноября 2015 года, в день 90-летия со дня рождения балерины, имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нём размещена на правой стене дома 16 к. 1 - там же, где находится граффити Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.

Майя Плисецкая уже давно стала для России настоящей легендой, а за свою долголетнюю деятельность была удостоена множества наград, которые своим кропотливым трудом полностью заслужила. Природную гибкость тела и неиссякаемый талант она полностью смогла реализовать в балете, что дается далеко не каждой одаренной девушке. Ведь без трудолюбия и усердия в работе на одном лишь голом таланте далеко не уйдешь! Биография Майи Плисецкой, личная жизнь, фото - все это представлено вашему вниманию в статье.

Родители Плисецкой

Краткая биография балерины Майи Плисецкой содержит информацию о том, что родилась она в столице СССР 25 ноября 1925 года. Родители будущей великой балерины - Мессерер Рахиль и Михаил Плисецкий - вряд ли могли предположить, что их дочке судьбой заготовлено такое большое будущее на сцене. Тем более, что как мать, которая была актрисой и старалась привить Майе любовь к театру, так и отец, занимавший высокие посты при правительстве, далеки были от данного рода деятельности. Хотя деятельность матери во многом способствовала творческому развитию маленькой Майи.

Постепенно приобщаясь к творчеству и осознавая его большую эстетическую силу, воздействующую на широкие массы зрителей, Майя еще в раннем возрасте почувствовала сильную тягу к балетным танцам. И с собой она ее пронесла в течение всей жизни, оставаясь всегда верной себе!

Переезд в Шпицберген и первые шаги на сцене

В 1932 году семья Плисецких перебирается жить в Шпицберген. Такой крутой поворот в их жизни произошел из-за того, что для отца появилась новая должность - его сперва назначили директором «Артикугля», а несколько позже он уже становится консулом СССР.

В Шпицбергене юная Майя, которой на тот момент было 11 лет, исполняет свою первую роль в опере. Ей надлежало сыграть в спектакле «Русалка», с чем она весьма прекрасно справилась. Этот успех укрепил веру Плисецкой в свой талант и придал ей стимул совершенствовать свои задатки в балетном искусстве!

Майе на сцене все давалось очень легко, возможно, этому способствовала ее стройная фигура и великолепная пластика тела. Она отлично улавливала ритм музыки и скользила по сцене, словно снежинка, стараясь воплотить в себе все то прекрасное, что дает своим почитателем балет.

Жизненные испытания

Настоящие жизненные испытания пришлось пережить юной Майе в 1938 году. Именно в этот период ее отца арестовали и приговорили к расстрелу. А мать девочки в срочном порядке сослали в Казахстан. Такое положение дел привело к тому, что Майю Плисецкую удочерила ее родная тетя - Суламифь Мессерер. В противном случае подрастающая балерина могла оказаться в детском доме. Но вряд ли ее прельщала такая печальная участь, поэтому от этой судьбы ее и спасла тетя.

Но, даже несмотря на такие потрясения, которые могли выбить из колеи кого угодно, в 1943 году Плисецкая успешно оканчивает Московское хореографическое училище. Фактически здесь она получила тот фундамент знаний, который очень пригодился ей в балетном деле.

Откровения Плисецкой

В одном своем интервью Майя Плисецкая, биография и фото которой представлены вашему вниманию в статье, призналась, что на балет ее отдали еще совсем маленькой. Ей тогда было всего 8 лет, но главная причина данного шага заключалась в том, что характер у девочки был несколько хулиганистым. И чтобы устранить негативные его проявления в последующем, Майю решили приобщить к прекрасному уже с раннего детства.

Плисецкая также рассказала и о том, что очень хорошо ощущала ритм музыки, а также интуитивно понимала, какую позу лучше всего подобрать в определенный момент. Данные природные задатки во многом стали определяющими для развития ее таланта в балетной сфере деятельности. Возможно, именно они и стали определяющими при выборе будущей профессии!

Майя Плисецкая в кино

В1952 году биография Плисецкой Майи Михайловны обогатилась еще одним событием - девушка впервые приняла участие в киносъемках. Произошло это при подготовке картины «Большой концерт», которую сняла Вера Строева. И этот дебют во многом способствовал успешным постановкам в других фильмах с ее участием, а их было немало. Можно вспомнить такие произведения, как кинофильмы-балеты «Анна Каренина», «Сказка о Коньке-Горбунке», «Лебединое озеро».

Также Майя Плисецкая была приглашена на экранизированные балеты «Чайка», «Асейдора», «Болеро», «Дама с собачкой».

Роль Бетси Майя мастерски исполнила в экранизации романа «Анна Каренина» 1968 года. А звезда балета в фильме «Фантазия» (снят в 1976 году) настолько великолепно была обыграна Плисецкой, что иногда казалось, будто в данной картине она сыграла саму себя.

Немало было у Майи в фильмах и различных ролей с текстами. На память сразу же приходит балет Бежара. Интересна была и роль Дезирев в картине «Чайковский», с которой отлично справилась Плисецкая.

Военные годы

Начало Великой Отечественной войны заставил Плисецкую вместе со своей семьей в срочном порядке эвакуироваться в Свердловск. Конечно, те тяжелые годы не могли не отобразиться на деятельности великой балерины. Ей приходилось значительно меньше выделять времени любимому делу, так как посещать балетную школы в те годы она просто не могла. Из-за этого фактически вся карьера балерины у Майи повисла на волоске.

Но спасла ситуацию великолепно сыгранная Плисецкой роль в спектакле «Умирающий лебедь». Тогда она выполняла все «трюки» балерины, стоя к зрителям спиной. Это так сильно поразило зал, что он после завершения представления еще долго громко аплодировал юной балерине! Фактически данный успех помог Майе в послевоенные годы возобновить свою деятельность и с новой силой трудиться на любимом поприще, проявляя большой энтузиазм в творчестве.

Можно сказать смело, что война так и не смогла сломить волю Майи Плисецкой и заставить ее навсегда забыть о балете. Наоборот, маленькие локальные творческие успехи, происходившие с ней в данный период на сцене, укрепляли ее веру в собственный творческий потенциал, который следовало реализовать на практике.

Творческое кредо

Главным творческим кредо для Майи Плисецкой являлось донести до широкого зрителя все те прекрасные моменты, которыми отличается балет. Чтобы даже самый искушенный зритель, увидев представление с ее участием, мог насладиться его просмотром и получить от этого истинное удовольствие.

Поэтому в каждом своем выступлении Плисецкая старалась выкладываться на полную. В этом ей помогал ее природный талант, а также кропотливый труд, которого Мая никогда не боялась.

Известные изречения Плисецкой

Чтобы понять мировоззрение Майи Плисецкой, следует изучить ее взгляды на многие жизненные вещи. В этом плане могут достаточно неплохо помочь цитаты из ее высказываний. Здесь они приведены не точно, но основные мысли, которые хотела донести ими Майя, переданы по сути.

В одном из своих изречений Плисецкая сетовала на то, что никогда не любила изнуряющие тренировки и репетиции. С ее слов, благодаря этому ей удалось продлить свою сценическую деятельность, так как ноги у балерины были не измученные.

Никогда не любила Майя и лишние слова, а желала все доказывать конкретными поступками.

Плисецкая полагала, что самым важным в искусстве является тот момент, который будет трогать душу зрителя. Если его нет, то деятельность балерины или актрисы бессмысленна.

В мировоззрении Майи не существовало разделения людей на расы и народы. Она лишь считала, что человечество разделяется на добрых и злых людей, причем хорошие личности - это своеобразный подарок с Неба.

Благодаря своим долголетним наблюдениям, Майя сделала четкий вывод, что бездеятельность губительна для человеческой фигуры. Если люди будут постоянно лежать на диване и ничего не делать, то они станут ленивыми и потеряют хорошую форму тела.

Плисецкая понимала, что от естественного процесса старения и образования морщин на лице никуда не деться. Но рекомендовала людям до последнего бороться со старостью и оттягивать данный процесс как можно дольше.

Краткая биография Майи Плисецкой, личная жизнь, дети, муж - это все всегда интересовало ее поклонников. Пришло время поговорить и об этом.

Майя Плисецкая. Биография, личная жизнь, дети

Первый брак Плисецкой оказался неудачным, ведь в замужестве с Марисом Лиепой она прожила всего три месяца, после чего пара вынуждена была расстаться.

Однако в 1958 году Майя выходит замуж во второй раз. Ее спутником по жизни стал композитор Родин Щедрин. Таким образом был создан своеобразный творческий семейный дуэт. Причем Родин был понимающим и любящим супругом, который никогда в жизни не требовал от Майи бросить балет. Он прекрасно понимал, насколько большое значение в жизни занимает ее любимое занятие.

Как признавалась сама Майя, Щедрин был главным ее вдохновителем на творческие свершения, он придавал ей моральные силы для сложных балетных танцев, всегда поддерживал ее добрым словом.

Детей у Майи Плисецкой и Родиона Щедрина никогда не было, так как балерина отвергла идею о потомстве как таковую. Несмотря на то что изначально Родион был не в восторге от этого решения своей супруги, он вынужден был его принять как должное и смириться. Фактически, он никогда не перечил своей жене и всегда старался быть для нее настоящей мужской опорой по жизни.

Книги о выдающейся балерине

О таких известных людях, как Майя Плисецкая, пишут книги и снимают документальные и художественные фильмы. Не стала исключением и выдающаяся балерина СССР.

Среди наиболее популярных книг, которые пользуются огромной славой среди читателей, выделяют литературные труды «Я, Майя Плисецкая», а также «Тринадцать лет спустя».

В книге «Я, Майя Плисецкая», написанной самой балериной в 1994 году, повествует о ее широком творческом пути и обо всех творческих достижениях. Также в ней приведены подробные разъяснения, почему всемирная слава Большого театра России постепенно идет к упадку.

Во второй своей книге «Тринадцать лет спустя» Плисецкая затрагивает события, которые произошли за период с 1993 по 2006 год. Фактически это книга с воспоминаниями от легенды балета. Излагает все события Майя в своей работе весьма четко и интересно для читателя. Весь свой профессиональный опыт и знания она решила оставить для будущих поколений в виде этих двух книг, с которыми обязательно стоит ознакомиться всем поклонникам артистки.

Роль Плисецкой в мировой истории балета

Роль Майи Плисецкой в истории мирового балет очень велика, ведь она стала одной из главных фигур в данной сфере деятельности в ХХ веке. Реализовав свой огромный творческий потенциал, она показала, насколько талантливые люди проживали в ту эпоху, и что даже все жизненные неурядицы не способны помешать человеку со временем достичь тех вершин, к которым он стремится.

На балерину Майю Плисецкую будет равняться еще не одно поколение современных балерин, которые также мечтают о подобной славе. О ней даже при жизни артистки слагались целые легенды, которые стали еще больше значимые после ее смерти, которая выпала на 2 мая 2015 года. Легенде балета в тот момент шел уже 90-й год. Плисецкая прожила интересную и неординарную жизнь, о которой есть что рассказать и вспомнить.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Плисецкой Майи Михайловны

Плисецкая Майя Михайловна – отечественная балерина, балетмейстер, актриса кино.

Призвание

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье артистически-балетной. Мама Ра Мессерер была актрисой немого кино, а тетка и дядя Суламифь и Асаф Мессерер – виртуозный танцовщик и прекрасный педагог, тогдашние звезды Большого балета, любимая балетная пара . Но подражать своим звездным родственникам Плисецкая совсем не хотела. Ей больше нравилась драма. Другая ее тетка Елизавета была драматическая актриса, часто водила ее в театр, и ей это безумно нравилось. К сцене у Плисецкой было призвание: с детства ей было интересно сделать роль. Скорее всего, артистичность – это то, что бывает от природы. Можно выработать шаг, можно выработать технику... А вот артистичность нельзя выработать ни в каком виде искусства.

Колоритная внешность черноволосой Рахили Михайловны, матери Плисецкой, во времена великого немого не могла не привлечь режиссеров, и ее несколько раз снимали в ролях… узбекских женщин. Отец будущей балерины Плисецкий Михаил Эммануилович, далекий от мира искусства, занимал вполне земные администраторские должности: генеральный консул на Шпицбергене, руководящий работник «Арктикугля».

Хореографическое училище

На самодеятельной сцене на суровом острове Шпицбергене состоялся дебют маленькой Майи в опере «Русалка». Крошечная роль была исполнена блестяще и из дома навсегда ушел покой. Юная балеринка ни минуты не сидела на месте, импровизировала, пела, танцевала, исполняя все роли одновременно. И на семейном совете было решено: по возвращении в столицу отдать маленькую непоседу в хореографическое училище. В 1934-м семья Плисецких приехала в отпуск в Москву и Майю определили в школу в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.

Майе было одиннадцать, когда утром 1 мая 1937 года в дом ввалились чекисты и увезли с собой Михаила Плисецкого. Его расстреляли через год после ареста. А мать арестовали прямо в Большом театре во время представления «Спящей красавицы», в которой танцевала Суламифь Мессерер – тетка маленькой Майи. Именно она взяла в свой дом осиротевшую племянницу, а брата Сашу приютил Асаф Мессерер.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Большой театр

21 июня 1941 года накануне войны Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала. Семье Плисецких удалось эвакуироваться в Свердловск. Целый год она прожила без балетного станка. И тогда она решилась на отчаянный поступок: без согласия матери и без пропуска пробралась в Москву и была принята в выпускной класс училища. Наградой за преданность балету стала пятерка на экзамене весной 1943 года и зачисление в труппу Большого театра. Для того, чтобы не терять формы, юная балерина стала участвовать во всех мыслимых и немыслимых концертах. Почти все концертные и клубные сцены обошла Плисецкая, отводя душу в сольных партиях.

С первых шагов на сцене Большого проявилась яркая индивидуальность балерины – необыкновенная выразительность, страстность, динамика танца. Впервые успех пришел к ней в «Шопениане», где она танцевала мазурку. Каждый прыжок Плисецкой, в котором она на мгновение зависала в воздухе, вызывал гром аплодисментов.

Актриса любила только танцевать, а трудиться совсем не хотела. И только позже она стала понимать, каким увлекательным, интересным, творческим может быть упорный ежедневный труд балерины. Ступенька за ступенькой поднималась Плисецкая к своим главным партиям. В балете «Спящая красавица» была феей Сирени, феей Виолант и, наконец, Авророй. В «Дон Кихоте» перетанцевала почти все женские партии, но блистательно исполненная роль Китри стала открытием в исполнительском искусстве.

Кино

Впервые знаменитая балерина снялась в кино в раннем возрасте. В детстве она сыграла роль Джейн в «Мэри Поппинс, до свидания!». А потом, конечно же, были съемки в кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке», «Анна Каренина». Приму Большого театра пригласили в кинофильм-оперу «Хованщина». Балерина принимала активное участие в телеэкранизации балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой». В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра Богатырев снялись для телевидения в номере «Ноктюрн» на музыку из балета «В ночи» выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса.

В экранизации романа «Анна Каренина» режиссера Зархи в 1968 года Майя Плисецкая сыграла роль Бетси. Плисецкая-Бетси – светская дама, которая живет большими глотками. Она уже знает все наперед, ей известны ответы на все вопросы, она скучает. И все-таки ей надо продолжать вести тот образ жизни, к которому она привыкла, потому что лишь на нем держится ее единственная роль в обществе и только так она может реализоваться как личность. Плисецкая блестяще справилась с ролью, хотя и опыта маловато, и специфика кино очень сильно отличается от театральной. Были, правда, у балерины раньше текстовые фрагменты в балетах Бежара. Но все это не то. Бетси – дебют балерины в академической роли в кино. Потом Майя Плисецкая снялась в роли певицы Дезире в киноленте « » режиссера Таланкина. А режиссер Вайткус позвал ее в свою картину «Зодиак», где она сыграла музу Чюрлениса.

В 1976 году режиссер Эфрос пригласил звезду балета в телевизионный фильм «Фантазия» по повести «Вешние воды». Майя Плисецкая блестяще сыграла роль Полозовой. Действие картины «комментировалось» хореографичекими дуэтами в постановке балетмейстера Елизарьева.

Документальное кино

О великой балерине сняты и документальные фильмы. Самые яркие из них: «Майя Плисецкая» Катаняна, «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Галантера. Творчеству Плисецкой также посвящены киноленты «Майя» Сакагуши для японского телевидения, «Майя Плисецкая» Делюша для французского телевидения.

«Майя Плисецкая assoluta» Капниста для французского телевидения, в котором режиссер показал великую балерину в танце, в торжественном танце великой Плисецкой! И только неизменными оставались прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.…

Вообще-то балерина думала, что надо танцевать всем телом. Всё участвует в танце – ноги, корпус, голова, ну и, конечно, руки. Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да-да, у каждой балерины они должны быть свои… «Важно танцевать музыку, а не под музыку» , – считала Майя Плисецкая. Можно «сложить» творческий девиз Плисецкой: никому не подражай и превращай в движение музыку. И действительно, в ее танце не проглядывали наброски, сделанные предшественниками. А что касается музыки, она умела «реагировать» на соло любого музыкального инструмента в оркестре, подчеркивала музыкальные акценты не то что поворотом корпуса или взмахом руки – даже взглядом или движением брови.

Личная жизнь

В 1956 году судьба свела Майю Плисецкую с латвийским артистом балета Марисом Лиепой. Увлеченные общим делом, они страстно влюбились друг в друга и довольно быстро поженились. Однако очень скоро они поняли, что допустили страшную ошибку, и развелись через три месяца после свадьбы.

Второй муж блистательной Майи – композитор . Познакомившись в гостях у , композитор и балерина вроде бы не слишком заинтересовались друг другом. Может, отпугнула разница в возрасте? В данном случае на семь лет старше оказалась Плисецкая, но через три года они стали встречаться, провели вместе отпуск в Карелии. И в октябре 1958 года они поженились. «Он продлил мою творческую жизнь по крайней мере на двадцать пять лет» , – говорила Плисецкая о своем муже. Им никогда не было скучно друг с другом. Несмотря на протесты , Майя Михайловна в свое время не решилась родить ребенка и бросить сцену. Майя забеременела от еще в самом начале их семейной жизни, однако рожать она категорически отказалась и сделала аборт. Балет вновь победил…

«Балет предусматривает, помимо всего прочего, замечательное телосложение и отличную физическую форму , – оправдывал ее . – После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…» .

80-90-е годы

Стиль исполнения Майи Плисецкой стал общепринятым каноном... В 1983 году – неожиданный поворот в судьбе примы: ей предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Бывая в Риме наездами, Майя Плисецкая занимала этот пост в течение полутора лет. За это время осуществила постановку «Раймонды» для открытой сцены в Термах Каракаллы, показала на сцене Римской оперы свою «Айседору», организовала возобновление «Федры».

4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большом театре – «Даму с собачкой». Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы привели к тому, что балерина ушла из Большого театра.

Плисецкая жила на три дома

Дом для Майи Михайловны – это, прежде всего, Москва, ее квартира. Когда она ехала туда, то всегда думала: «Вот я еду домой» . Они с мужем жили также в Мюнхене, где снимали квартиру. Кроме того, пора признаться, никуда не денешься – там отличные врачи. А в Германии – лучшее в мире издательство «Шотт», которое имеет авторские права на произведения , и других композиторов и которое издает произведения . Везде хорошо. А Литва – это родина ее матери: она родилась в Вильнюсе. Они жили в Тракае, в маленькой деревушке, в своем доме много-много лет. И любили эту чудную страну, любили ее людей. И, наверное, они отвечала им взаимностью. В Тракае работается идеально, там столько всего написал...

Плисецкая оставила Россию после распада СССР с тем, чтобы возвращаться сюда на конкурсы своего имени и юбилеи. Майя Плисецкая знала себе цену не меньше, чем цену ей знает мир. Абсолютная женщина и абсолютный талант, гордая и дерзкая, гениальная и неувядающая, она не видела смысла в кокетстве.

Простая философия великой балерины

Наверное, когда-нибудь о выдающейся балерине Майе Плисецкой снимут художественный фильм: биография ее богата такими сюжетами, которые невозможно просто придумать. Сама балерина из своей жизни не делала тайны, написав потрясающую по откровению и блистательную по стилю первую книгу мемуаров «Я, Майя Плисецкая». Чего стоят хотя бы эти строки: «Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель? Что я левша и все делаю левой рукой? Что я всю жизнь страдала бессонницей? Что я всегда была конфликтна? Лезла на рожон попусту? Что во мне сочеталось два полюса – я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей? Что я предпочитала питательные кремы для лица и любила, густо ими намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы? Что была ярой футбольной болельщицей? Что любила селедку, нежно величая ее «селедой»? Что никогда не курила и не жаловала курящих, что от бокала вина у меня разболевалась голова? За прожитую жизнь я вынесла простую философию. Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. И только так» .

… Словно личного врага, Майя Плисецкая ненавидела советскую власть, которая, с одной стороны, воздавала ей почести, а с другой – тиранила, годами не выпускала за границу, шпионила и пыталась ей помешать танцевать то, что хотелось. И в Канаде или в Люксембурге было бы неплохо родиться. Но она родилась в Москве. В царствие

  1. Женщины
  2. Королева Великобритании с 1837 года, последняя из Ганноверской династии. Трудно найти в истории правителя, который продержался бы у власти дольше, чем Александрина Виктория (первое её имя дано в честь русского императора - Александра I). Целых 64 года из 82 лет жизни!…

  3. Коко Шанель - это она освободила женщину XX века от корсетов и создала новый силуэт освободив её тело. Модельер Коко Шанель произвела революцию в облике женщины, она стала новатором и законодателем моды, её новые идеи противоречили старым канонам моды. Будучи из…

  4. Американская киноактриса 1950-х годов популярность которой сохраняется до сих пор. Самые знаменитые фильмы с её участием: "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки"), "Как выйти замуж за миллионера" и "Неприкаянные", а также другие. Имя Мэрилин давно стало нарицательным словом в определении…

  5. Нефертити, жена фараона Аменхотепа IV (или Эхнатона), жившая в конце XV века до нашей эры. Древний мастер Тутмес создал Изящные скульптурные портреты Нефертити, которые хранятся в музеях Египта и германии. Только в прошлом столетии ученые смогли понять, когда смогли расшифровать множество…

  6. (1907-2002) Шведская писательница. Автор повестей для детей "Пеппи - Длинный чулок" (1945-1952), "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" (1955-1968), "Расмус-бродяга" (1956), "Братья Львиное Сердце" (1979), "Роня, дочь разбойника" (1981) и др. Помните, как начинается повесть о Малыше и Карлсоне, который…

  7. Валентина Владимировна достаточно сильно оберегает свою личную жизнь и её близких, поэтому биографам и журналистам трудно писать о ней. Учитывая, что в последние годы она не встречается с журналистами и не участвует в литературных трудах посвященных ей. Видимо, такое отношение к…

  8. Премьер-министр Великобритании в 1979-1990 годах. Лидер Консервативной партии с 1975 по 1990 год. В 1970-1974 годах министр просвещения и науки. Пройдут годы, и образ "железной леди" обретёт новые краски, появятся очертания легенды, исчезнут детали. Маргарет Тэтчер останется в истории XX века…

  9. Жена вождя большевиков В.И. Ленина. Член "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" с 1898 года. Секретарь редакции газет "Искра", "Вперёд", "Пролетарий", "Социал-демократ". Участница революций 1905-1907 годов и Октябрьской революции. С 1917 года член коллегии, с 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР.…

  10. (1889-1966) Настоящая фамилия Горенко. Русская поэтесса. Автор многих поэтических сборников: "Чётки", "Бег времени"; трагического цикла стихов "Реквием" о жертвах репрессий 1930-х годов. Много писала о Пушкине. Кто-то из российских остроумцев, пройдя сквозь горнило войн XX века, сталинских лагерей, шутливо заметил в…

  11. (1896-1984) Советская актриса, народная артистка СССР (1961). В театре служила с 1915 года. В 1949-1955 годах и с 1963 года играла в театре им. Моссовета. Её героини - Васса ("Васса Железнова" М. Горького), Берди ("Лисички" Л. Хелман), Люси Купер ("Дальше тишина"…

  12. (1871-1919) Деятель германского, польского и международного рабочего движения. Один из организаторов "Союза Спартака" и основателей коммунистической партии Германии (1918). В годы Первой мировой войны занимала интернационалистские позиции. Её путь в политику начинался в Варшаве, где революционные настроения были особенно сильны. Польша…

  13. Анна Франк родилась 12 июня 1929 году в еврейской семье, стала известна своим дневником очевидца еврейского геноцида, которая умерла в Берген-Бельзен один из контрационных лагерей смерти Освенцима. В 1933 году, когда в Германии к власти пришли нацисты и начались притеснения еврейского…

  14. (1917-1984)Премьер-министр Индии в 1966-1977 годах и с 1980 года, министр иностранных дел в 1984 году. Дочь Джавахарлала Неру. Участница национально-освободительного движения. Один из лидеров партии Индийский национальный конгресс, а после её раскола в 1978 году - председатель партии сторонников Ганди. Убита…

  15. (1647-1717)Немецкая художница, натуралист, гравер и издатель. Совершила путешествие в Суринам (1699-1701). Первооткрывательница мира насекомых Южной Америки ("Метаморфозы суринамских насекомых", 1705). Ценнейшую часть изданий, коллекций и акварелей Мериан приобрёл Пётр I для музеев и библиотек России. Из XVII века до современников дошло…

  16. Шотландская королева в 1542 (фактически с 1561 года) - 1567 годах, претендовала также на английский престол. Восстание шотландской кальвинистской знати вынудило её отречься от престола и бежать в Англию. По приказу английской королевы Елизаветы I была заключена в тюрьму. Замешанная в…

Майя Михайловна Плисецкая


«Майя Михайловна Плисецкая»

Балерина, народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1985). Поставила балеты, в которых исполнила главные партии: "Анна Каренина" (1972, совместно с другими балетмейстерами), "Чайка" (1980), "Дама с собачкой" (1985).

Наверное, балерины не стареют, или, может быть, они владеют каким-то особенным секретом борьбы со временем. Или этот секрет знают только великие балерины, великие женщины? Как знали его полумифические, полуисторические героини. Секрет "вечной молодости" возносил любую женщину в сонм божественных, недосягаемых, делал её предметом поклонения. И сколько дам отдало бы все сокровища мира, всех любовников, все блага ради одного - никогда не состариться. А сколько дам "полегло" на поле битвы с возрастом, сколько трагедий знает эта борьба, сколько разрушенных судеб, сколько драматического, да и комического в этой, в общем-то, неравной битве, потому что время неумолимо побеждает.

И всё же "наши" иногда прорываются. Взгляните на фотографии Плисецкой последних лет, ей-богу, она всё та же девочка, какой была пятьдесят, сорок, тридцать лет назад, иногда даже кажется, что она хорошеет год от года, появляется какая-то одухотворённая, глубокая красота. И хоть сама Майя Михайловна писала, что в двадцать лет женщина круглые сутки выглядит хорошо, после тридцати - три-четыре часа в сутки, а после пятидесяти - несколько минут, на неё это правило не распространяется. Она уже много лет на сцене и в жизни выглядит восхитительно. И она всё ещё танцует... Абсолютный рекорд в балете... Если в искусстве могут быть рекорды...

Когда Майя Михайловна выходила замуж за Родиона Щедрина, Лиля Юрьевна Брик, близко знавшая Плисецкую, пошутила в адрес жениха: "Ваш выбор мне нравится. Но один изъян у Майи велик. Слишком много родственников по всему белому свету". Действительно, в семье Михаила Борисовича Мессерера - деда Плисецкой по матери, зубного врача, было двенадцать детей, и все они, так или иначе, роднились, а некоторые связали свою жизнь с балетом, например Асаф Мессерер - виртуозный танцовщик и превосходный педагог.

Рахиль Михайловна, мать Плисецкой, тоже была не чужда искусству.


«Майя Михайловна Плисецкая»

Восточная её внешность привлекала режиссёров, и Ра Мессерер снималась ещё в немых сентиментальных фильмах в ролях возрождающихся узбекских женщин. Лишь отец был далёк от изящного ремесла и занимал вполне земные администраторские должности. В 1932 году его назначили генеральным консулом и начальником угольных рудников на Шпицбергене. На этом суровом острове состоялся сценический дебют маленькой Майи в опере Даргомыжского "Русалка", которую смогли осилить обитатели местной русской колонии, коротая бесконечные зимние вечера. Роль Русалочки досталась рыженькой дочке генерального консула.

Трудно сказать, что в большей степени определяет выбор жизненного пути, особенно если дело касается совсем ещё юного создания, однако наша героиня буквально целыми днями изводила родителей просьбами о поступлении в хореографическое училище. Наконец, отцу дали отпуск, и по прибытии в Москву в 1934 году девочку определили в балетную школу в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Ивановны Долинской. Однако первый "танцевальный" год Майи длился недолго, родители должны были возвращаться на Шпицберген, а дочку, несмотря на обилие родни, оставить в Москве было не с кем.

Новая полярная зима на острове длилась для девочки особенно медленно, Майя очень тосковала по, казалось бы, так легко приобретённому любимому занятию и так скоро отнятому. И как только наступила весна, отец, видя томление дочери, решил отправить девочку с первым ледоходом на Большую землю. Майя отстала от своего класса, и новым педагогом её оказалась Елизавета Павловна Гердт - человек славный, незлобивый, ровный - как пишет о ней сама Плисецкая. "Но аналитической мудрости, профессионального ясновиденья природа Гердт не отпустила. Она видела, что это правильно, а это нет, но объяснить, научить, что, как, почему, "выписать рецепт" не могла". Всю свою танцевальную жизнь Майя Михайловна страдала от того, что не получила она полноценного, классического балетного образования, что многие открытия в школе пришлось делать самой ценой проб и ошибок.

Учёба в хореографическом училище шла своим чередом: плие, фондю, большие батманы, стёртые в кровь пальцы.


«Майя Михайловна Плисецкая»

А между тем тридцать седьмой неумолимо приближался, и пришёл он к двенадцатилетней Майе 30 апреля, за несколько часов до первомайской демонстрации, к которой девочка радостно готовилась, пришёл на рассвете, с чугунной тяжестью шагов и внезапным, пугающим звонком. Дальше - зловеще типичная череда событий тех лет. Арест матери, расстрел отца, опечатанная квартира и некуда идти...

Майю приютила тётка Суламифь, артистка балета, отношения с которой складывались непросто. С одной стороны, девочка обязана была своей родственнице многим: что не сдали Майю в сиротский дом, что имела она возможность по-прежнему заниматься любимым делом. С другой стороны, Суламифь "...в расплату за добро каждый день, каждый день больно унижала меня". Семья Плисецких распалась, детство для Майи кончилось. Брат Александр остался жить у дяди Асафа.

Благодаря добрым людям - стрелочнице на станции, которой Рахиль под ноги выбросила из тюремного вагона записку, - удалось Майе узнать о судьбе матери. Бывшую киноактрису, жену бывшего генконсула сослали в Чимкент. О судьбе отца великая балерина Плисецкая узнала только в 1989 году из скупой справочки о реабилитации.

А балет жил своей, красивой, яркой жизнью, далёкой от реальности и ужасов ГУЛАГа. Ученики хореографического участвовали в текущем репертуаре Большого. Майя танцевала фею-крошку в "Спящей красавице" и цветы в "Снегурочке", охотно бегала на репетиции основной труппы и с замиранием сердца следила за отточенностью арабесок гастролёрши из Ленинграда - божественной Улановой. 21 июня 1941 года Майя Плисецкая удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого на сцене филиала с "Экспромтом" Чайковского. "Московская публика приняла номер восторженно. Может быть, это был - смело говорить - пик концерта. Мы кланялись без конца. Мать была в зале, и я сумела разглядеть её счастливые глаза, лучившиеся из ложи бенуара".

Да, перед самой войной судьба неожиданно улыбнулась их семье - из ссылки с маленьким братом, родившимся летом 1937 года, возвратилась Рахиль.


«Майя Михайловна Плисецкая»

После Чимкента она поселилась вместе с Майей у Суламифи. И каждый вечер Рахиль устанавливала раскладушку у самых дверей крохотной комнаты, в которой они жили вчетвером - среднего брата забрать у Асафа не было никакой возможности. Однако настоящие лишения пришли с войной. Благодаря хлопотам Суламифи Плисецким удалось эвакуироваться в Свердловск, где в тесной трехкомнатной квартире скромного инженера набилось 14 человек. Теперь основным родом деятельности Майи стали очереди - с трехзначными номерами на руках, с редкими, но яростными ссорами, с отрешёнными глазами товарок по длинному унылому ряду. И чем медленнее двигались бесчисленные очереди, чем быстрее летело время, тем сильнее Плисецкую охватывала паника. Уже год она жила без тренировки, была без балета. Ещё больнее жалили Майю доходившие до Свердловска сведения, что занятия в родном училище продолжаются.

В отчаянии Плисецкая решилась на безумный по законам военного времени поступок - без пропуска она пробралась в Москву и, несмотря на пропущенный год, была принята в единственный выпускной класс Марии Михайловны Леонтьевой. Наградой за упорство и преданность балету для Плисецкой стала пятёрка на экзамене весной 1943 года и зачисление в труппу Большого театра.

Начинала она с кордебалета, с одной из восьми нимф в опере "Иван Сусанин". Конечно, честолюбивая дебютантша обижалась, переживала, пыталась обратиться к помощи родственников: "Я раньше не танцевала в кордебалете..." Однако дядя Асаф был неумолим и краток: "А теперь будешь".

"Ослушаться я не могла, но протестовать - протестовала. Вставала вместо пальцев на полупальцы, танцевала без грима, перед началом не грелась".

Чтобы поддерживать себя в надлежащей форме Плисецкая охотно участвовала в концертах в клубах Москвы. Тут она отводила душу, танцевала всё, что хотелось: "Умирающего лебедя", "Мелодию" Глюка, "Элегию" Рахманинова. Сцены бывали чаще всего тесными, узкими, холодными, но именно они, безымянные, похожие одна на другую, с тусклым освещением и поспешным одеванием, дали уверенность в себе балерине Плисецкой, да и средства к существованию они приносили немалые.


«Майя Михайловна Плисецкая»

Много лет, уже будучи признанной примой балета, Плисецкая обращалась к этим клубным сценам, когда наступали финансовые затруднения, и неизменно эти "левые" концерты выручали её.

Впервые успех в театре пришёл к Майе Михайловне в "Шопениане". Каждый прыжок молодой балерины, в котором она на мгновение фантастично зависала в воздухе, вызывал гром аплодисментов. Появились первые поклонники, уже некоторые балетоманы приходили "на Плисецкую". Однажды после "Шопенианы" к Майе подошла знаменитая Ваганова. Репетиция с прославленным педагогом преобразила Плисецкую, это был тот трамплин, с которого вознеслась на балетный Олимп наша героиня.

К концу войны, к тому времени, когда в Большой возвратились звезды театра, Плисецкая уже прочно утвердила своё имя в ряду наиболее перспективных артистов.

По-детски счастлива была балерина, когда после премьеры "Раймонды" её фотографии и маленькая заметка о новой танцовщице появилась на страницах "Огонька".

Решающую роль в жизни Плисецкой сыграл балет "Лебединое озеро". На каких только сценах, в каких только городах не танцевала Майя Михайловна свою Одиллию-Одетту. Более восьмисот раз... Тридцать лет - 1947-1977-й... "Я считала и считаю поныне, что "Лебединое" - пробный камень для всякой балерины. В этом балете ни за что не спрячешься, ничего не утаишь. Все на ладони... вся палитра красок и технических испытаний, искусство перевоплощения, драматизм финала. Балет требует выкладки всех душевных и физических сил. Вполноги "Лебединое" не станцуешь. Каждый раз после этого балета я чувствовала себя опустошённой, вывернутой наизнанку. Силы возвращались лишь на второй, третий день".

Мировая известность пришла к Плисецкой ещё в те годы, когда она из-за всесильного советского КГБ считалась "невыездной". Пять лет Майю Михайловну вычёркивали из списков гастролёров, пять лет она ходила по кабинетам чекистских и партийных начальников, пять лет унижений, прошений и - неизменный отказ без объяснения причин.


«Майя Михайловна Плисецкая»

Но Сол Юрок, знаменитый американский импресарио, уже намечает репертуар будущих гастролей, уже всех высокопоставленных иноземных гостей водят "на Плисецкую", уже Арагон, известный французский поэт, в очередной приезд в СССР грозится поговорить о балерине и её злосчастьях с самим Хрущёвым. Но лишь в 1959 году, когда ненавистного руководителя КГБ Серова сменяет более лояльный начальник, Плисецкую наконец включают в семидесятидневный тур по США. Так начиналась всемирная слава русской балерины.

Со своим мужем Родионом Щедриным Плисецкая познакомилась в доме Лили Брик в 1955 году на одном из приёмов, устроенном в честь приезда в Москву Жерара Филипа. Но мимолётная встреча лишь спустя три года переросла в настоящую любовь. После премьеры "Спартака" Щедрин позвонил Майе Михайловне и попросился прийти к ней в класс. Ну а вечером было путешествие по Москве, летом - отдых в Карелии, а к осени - поездка на машине к морю, и с тех пор они не расстаются более сорока лет. В августе 1958 года наша героиня забеременела. Ей предстоял трудный выбор - родить от любимого человека и бросить балет либо продолжать танцевать. Она избрала второй путь.

С именем Щедрина связаны и балеты, которые Плисецкая называет "мои". Когда основательно поднадоел старый, вековой репертуар - "Спящая красавица", "Дон Кихот", "Лебединое озеро" - Майя Михайловна стала задумываться о своих пристрастиях - что бы такое ещё станцевать. "Мысль о Кармен жила во мне постоянно - то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах - образ Кармен являлся первым..."

Поначалу Плисецкая хотела увлечь этой мыслью Шостаковича, но Дмитрий Дмитриевич отказался, мотивируя это тем, что музыка Бизе настолько сильна, что любая новая трактовка знаменитой истории о цыганке будет лишь раздражать. Тогда за дело взялся Родион Щедрин. Он нашёл единственно верный вариант. Памятуя слова Шостаковича, Щедрин максимально сохранил музыку французского композитора, приспособив её к хореографической интерпретации.

Так появилась "Кармен-сюита". Балет, за который Плисецкая долго сражалась с власть предержащими, отстаивая своё право на творчество, был поставлен кубинцем Альберто Алонсо.

Первый опыт повлёк за собой новые. В 1971 году Плисецкая начинает репетиции "Анны Карениной", музыку которой тоже написал Щедрин. Идею этого балета подсказала, как ни странно, Жаклин Кеннеди. Восхитившись Майей Михайловной на гастролях в США, жена американского президента поразилась, насколько великая русская балерина похожа на героиню Толстого. За Толстым последовал Чехов - балеты "Чайка" и "Дама с собачкой".

Светской жизни Майи Плисецкой можно только позавидовать. Она была близкой приятельницей Лили Брик, дружила с сестрой Брик Эльзой Триоле и её мужем Арагоном. Портрет Плисецкой рисовал Шагал, для неё ставил балеты Морис Бежар, её наперебой приглашали на приёмы президенты, премьер-министры и короли. Роберт Кеннеди, узнав, что у Плисецкой день рождения в один с ним день, при жизни, каждый год, где бы в это время ни находилась великая балерина, присылал ей неизменно корзину цветов и подарок. Пьер Карден изготовил Плисецкой собственноручно и бесплатно костюмы для "Анны Карениной" и "Чайки". И за всем этим - любимое дело и любимый человек. Возможно, в этом и заключается секрет вечной молодости Майи Плисецкой.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.