Танеев творческий портрет. Биография. О ранних произведениях Танеева

Танеев Сергей Иванович (1856-1915) - русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Сын магистра словесности, музыканта-любителя И. И.Танеева. В 1875 окончил Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепьяно) и П. И. Чайковского (композиция). Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист (в 1876 совершил концертное турне совместно с Л. С. Ауэром по городам Центральной и Южной России, впоследствии играл с Г. Венявским, А. В. Вержбиловичем. с «Чешским квартетом», в фортепьянных дуэтах с А. И. Зилоти, П. А. Пабстом и др.). Первый исполнитель многих фортепьянных произведений Чайковского, участвовал в исполнении собственных сочинений (в России и за рубежом). В 1878-1905 деятельность Танеева была неразрывно связана с Московской консерваторией (с 1881 профессор), где он вёл классы гармонии, инструментовки, а также фортепьяно (1881-1888), свободного сочинения (композиции, 1883-1888), контрапункта и фуги (полифонии), музыкальной формы (с 1897), в 1885-1889 директор. В 1905, в знак протеста против консервативных методов руководства и реакционного произвола дирекции, Танеев демонстративно покинул консерваторию, куда, несмотря на просьбы профессоров и студентов, больше не возвратился. Однако Танеев продолжал заниматься с учениками (безвозмездно, частным образом). Он оставался видной фигурой в музыкальной жизни Москвы: был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906), одним из учредителей и активных членов общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908), участвовал в работе Пречистенских курсов для рабочих, ряда концертных организаций. Большое внимание уделял Танеев изучению музыкального фольклора. В 1880-х гг. записал от А. А. Гатцука и обработал 27 украинских песен, позднее гармонизовал 8 малорусских песен из собрания Н. А. Янчука, во время путешествия по Сванетии (1885) записал много песен и инструментальных наигрышей народов Северного Кавказа. Ему принадлежит первое историко-теоретическое исследование фольклора народов Кавказа ([О музыке горских татар], «Вестник Европы», 1886, кн. 1, с. 94-98).

Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства 20 века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. Полифония приобрела особое значение в произведениях Танеева, однако увлечение сложными полифоническими приёмами приводило порой к рационализму, рассудочности. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, напремер, его единственная опера-трилогия «Орестея» (по Эсхилу, 1894) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Особое значение в творчестве Танеева приобрели камерно-инструментальные произведения (его трио, квартеты, квинтеты принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке). Он явился одним из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Он возродил популярный в отечественной музыке 17-18 вв. жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал Танеев интонационному единству цикла. Этот музыкально-драматургический принцип в значительной мере связан с монотематизмом и воплощён прежде всего в 4-й симфонии, а также в ряде камерно-инструментальных ансамблей.

Велик вклад Танеева - учёного в развитие музыкальной теории. Он создал уникальный труд - «Подвижный контрапункт строгого письма» (1889-1906) и его продолжение - «Учение о каноне» (конец 1890-х гг. - 1915).

Большое историческое значение имела педагогическая деятельность Танеева (А. К. Глазунов назвал его «мировым учителем»). Он боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Танеев создал композиторскую школу, а также воспитал много музыковедов, дирижёров, пианистов (в фортепьянной педагогике Танеев явился продолжателем традиций Н. Г. Рубинштейна). Среди учеников: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Р. М. Глиэр, К. Н. Игумнов, Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский.

Серге́й Ива́нович Тане́ев (25 ноября 1856, Владимир - 19 июня 1915, Дютьково под Звенигородом) - русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель из дворянского рода Танеевых. Младший брат писателя В. И. Танеева.

Родился в городе Владимире в 1856 году. Его отец увлекался литературой, писал пьесы, был эрудированным человеком, также являлся магистром словесности и музыкантом-любителем. Мать играла на фортепиано, неплохо рисовала. В семье Танееевых было шестеро детей, трое из которых умерли. Сергей был младших ребенком из тех, что остались. Танеевы жилы скромно, но старались изо всех сил дать детям достойное образование и хорошо их воспитать. К ним нередко захаживали известные деятели искусства.

В 1866 году Танеевы перебрались в Москву. Сергей поступил там в гимназию, а заодно и в Московскую консерваторию. Девять лет Сергей учился в консерватории, где сначала посещал класс фортепиано, изучал теорию музыки у Э. Лангера. Рубинштейн высоко отзывался о юном Танееве. Сергей закончил консерваторию с золотой медалью. После этого он отправился в Париж. 4-5 часов в день он посвящал игре на фортепиано, а всё остальное время гулял по городу. Бывал он часто в гостях у Полины Виардо, там же он познакомился с Тургеневым, с писателем Флобером, композитором Гуно. Был в гостях он и у Сен-Санса, где исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского. Кстати, в Париже Танеев продолжал переписываться с самим Чайковским. Во французской столице юный музыкант провел восемь месяцев.

В 1878 году он начал преподавать в Московской консерватории. Преподавательская деятельность очень увлекла Сергея. Он работал в консерватории вплоть до 1905 года. С 1881 года он стал профессором консерватории, а пост директора этого заведения занял в 1885 году и пробыл на нем до 1889 г. Танеев сдружился со Львом Толстым. Их роднила любовь к шахматам. После смерти же Чайковского Танеев счел возможным завершить его вокальный концерт «Ромео и Джульетта», фортепианный концерт, пьесу «Экспромт» и некоторые другие сочинения.

В 1905 году Танеев ушел из консерватории, протестуя против их методов руководства. Несмотря на то, что студенты и профессора просили его вернуться, он ушел навсегда. Однако Танеев продолжал обучать учеников частным образом. Концерт приносили Танееву неплохие гонорары, а потому он не брал плату с учеников за занятия. Его жена Пелагея вела абсолютно всё хозяйство. И называла она своего супруга «малым дитям».

Танеев являлся одним из основателей и преподавателей «Народной консерватории». Сергея также знали как энтузиаста-фольклориста. Он сделал обработки 27-ми украинских песен, гармонизовал несколько малорусских песен. В 1883 году он путешествовал по Грузии, после чего написал исследование «О музыке горских татар». Танеев развивал много музыкальных теорий, он создал поистине уникальный труд «Подвижный контрапункт строгого письма». Продолжением работы было «Учение о каноне». К концу своей жизни он продолжал интенсивно работать. В 1915 году, после похода на похороны А. Скрябина, Танеев сильно заболел. Болезнь дала осложнение на сердце, поэтому врач порекомендовал Сергею уехать в более спокойное место. Пианист перебрался в деревню Дютьково, где умер 6 июня 1915 года, не оправившись от простуды.

Сергей Иванович Танеев родился 25 ноября 1856 года во Владимире-на-Клязьме. Детство Сергея прошло в высококультурной среде богатая домашняя библиотека, обычай изъясняться с родными на трех языках, литературные и музыкальные домашние вечера. Очень рано проявилась у него музыкальная одаренность; безукоризненный слух, память, не по-детски устойчивое влечение к музыке. Все эти качества выделяли его и в Московской консерватории. Н. Г. Рубинштейн, став учителем Танеева, высказался о нем так «Танеев принадлежит к числу весьма немногих избранных, - он будет великолепный пианист и прекрасный композитор».

Самую блестящую будущность предсказал юному музыканту и другой его педагог, по композиции - П. И. Чайковский. В рецензии на первое его выступление он писал «Танеев блестящим образом оправдал ожидания воспитавшей его консерватории... »

Творческая дружба учителя и ученика продолжалась и после окончания Танеевым консерватории. Петр Ильич высоко ценил суждения своего талантливого ученика, всегда спокойного, рассудительного, обладавшего тонким художественным вкусом. «Не знаю никого, кто бы в моем мнении и сердечном отношении стоял выше Танеева», - признавался он.

Современников привлекали к Танееву не только музыкальный талант, пытливый ум, но и душевная чистота, прекрасное сочетание прямоты высказываний и деликатности, мягкости обращения, строгой принципиальности, бескомпромиссности и неподдельной доброты, сердечности.

Удивительно ли, что Рубинштейн, дом которого был средоточием культурной жизни Москвы, приглашал к себе и юного Танеева, где он наравне с профессорами консерватории был неизменным исполнителем-солистом и участником ансамблей. Биография Танеева небогата событиями - ни поворотов судьбы, круто меняющих течение жизни, ни «романтических» происшествий. Ученик Московской консерватории первого набора, он был связан с родным учебным заведением на протяжении почти четырех десятилетий и покинул его стены в 1905 году, солидаризируясь со своими петербургскими коллегами и друзьями - Римским-Корсаковым и Глазуновым. Деятельность Танеева в основном связана с Россией. Достаточно подолгу он жил в Париже во второй половине 1870-х и в 1880 году, но в дальнейшем - в 1900-е годы - выезжал лишь на короткое время в Германию и Чехию для участия в концертах. В 1913 году Сергей Иванович побывал в Зальцбурге, где работал над материалами моцартовского архива.

Итак, в 1875 году, после блестящего окончания консерватории по двум специальностям - фортепиано и композиции, - молодой музыкант, с большим успехом выступив в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, уезжает в Париж, где проведет около года. Концертные выступления, посещение лекций в Сорбонне, общение с известными музыкантами, художниками, в общество которых он был принят как равный, делали жизнь юноши интересной, значительной.

Но постепенно все это, и прежде всего, лавры пианиста-исполнителя, перестало приносить удовлетворение, все больше увлекала композиция, желание сосредоточиться на творческой работе.

По возвращении из-за границы Танеев в короткое время создал такие глубокие, интересные произведения, как кантата «Иоанн Дамаскин», Симфония ре минор, симфоническая увертюра «Орестея» (на этот сюжет он впоследствии написал оперу), несколько камерных ансамблей.

Особенно большое впечатление производит музыка кантаты «Иоанн Дамаскин» (на поэтический текст А. Толстого). Посвященная памяти Николая Рубинштейна, незадолго до того скончавшегося в Париже, кантата выражает глубокие философские раздумья о ценности человеческой жизни, о неизбежном конце ее и проникнута глубоким состраданием.

В 1880-е годы Танеев увлеченно изучал русский музыкальный фольклор. Он записал и обработал около тридцати украинских и русских песен. Летом 1885 года он совершил путешествие на Северный Кавказ и в Сванетию, где записал песни и инструментальные наигрыши народов Северного Кавказа. Высокообразованный музыкант в совершенстве постиг и все разнообразие русской народной полифонии, которая не имеет аналогов в мировой музыкальной культуре. Пристрастие к народному творчеству Танеев сохранил почти на всю жизнь. «Русские мелодии должны быть положены в основу музыкального образования, - считал он. - Думаю, что придет время, когда в консерваториях не станут слепо учить тому, чему учат в Лейпциге или Берлине, а поймут, что у нас иные задачи, чем у немцев и у французов, что нельзя забывать о существовании русских песен, что надо применяться к тем обстоятельствам, среди которых находишься».

Преподавательская работа, а также руководство консерваторией занимали большое место в жизни Танеева. Педагогом он был выдающимся. Свои огромные познания в различных областях музыкальной науки Танеев отдавал с большой охотой и с исключительной методичностью, будучи образцом добросовестности и самодисциплины. Он был большим другом студентов, ибо видел в них будущее русской музыки.

Из многочисленных учеников Танеева следует выделить тех, кто составил гордость русской музыки и много сделал для ее развития в дальнейшем С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, С. Ляпунов, Р. Глиэр... Этот список можно было бы продолжить. Сколько раз Танеев хлопотал перед Беляевым, рекомендуя для издания то или иное сочинение начинающего композитора! Скольким он помог, занимаясь дополнительно и никогда не беря платы. И это несмотря на то, что «... его денежные средства, - по словам Модеста Ильича Чайковского, - в общем, были на самой грани безбедного существования и нужды. И бывали периоды, когда эта грань нарушалась в сторону последней».

Огромная энергия и эрудиция, а также ум, такт позволили Танееву сделать много полезного для своих учеников и для консерватории в целом. Но, несмотря на большую занятость исполнительской, педагогической, научно-исследовательской работой, Танеев продолжал много времени и сил отдавать композиции.

Среди лучших произведений композитора опера «Орестея», завершенная в 1895 году и явившая собой новую и интересную страницу в истории оперного искусства. Три сюжетно связанные между собой трагедии древнегреческого драматурга Эсхила - «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды» - послужили литературной основой либретто для трех актов с теми же названиями и одним общим - «Орестея». Благодаря такой самостоятельности трех актов эту оперу нередко называют музыкальной трилогией. В этом сюжете композитора привлекли общечеловеческие идеи победы светлого, мудрого начала над мрачными законами кровавой мести, зла. Музыкальный стиль «Орестеи» - сложный сплав, ассимиляция разных традиций. Этот художественный опыт Танеева привлек внимание многих музыкантов - не только в России - и повлиял на творчество композиторов следующих поколений.

В 1896-1898 годы он пишет Четвертую симфонию, ознаменовавшую его творческую зрелость. Высоко оценили симфонию Глазунов, Лядов, Римский-Корсаков. Последний писал автору после выхода в свет партитуры «Считаю Вашу симфонию прекраснейшим современным произведением благородный стиль, прекрасная форма и чудесная разработка музыкальных мыслей».

Значительное место в творчестве Танеева занимали романсы, в которых отражаются интимные лирические переживания человека. Но если в романсах 1870-1880-х годов («Люди спят», «В дымке-невидимке», «Бьется сердце беспокойное») заметно влияние Чайковского, то созданные позднее, в начале века, носят печать символистской поэзии недосказанность, неопределенность некоторых образов обусловлена поэтическим содержанием стихов («Когда, кружась, осенние листы», «Сталактиты», «Рождение арфы»).

Одной из вершин квартетного творчества композитора является Шестой квартет си-бемоль мажор, завершенный Танеевым в 1905 году. Асафьев назвал его «сжатой энциклопедией танеевского мастерства».

Во всем своем творчестве Танеев предстает художником необычайно цельным и глубоко человечным. Таким было и одно из лучших его произведений и, к сожалению, последнее - кантата «По прочтении псалма». Кантата - монументальное полифоническое сочинение, содержание которого определили этические представления о человеческой личности, о высоком предназначении человека, о неисчерпаемых возможностях его души, ума... И одновременно - утверждение мысли о созидательном труде, единении с природой - символом вечной, непреходящей красоты, жизни.

1. в хозяйстве все сгодится

Хозяйство композитора Сергея Ивановича Танеева вела няня, деревенская женщина. Однажды старушка сказала Танееву:
- Вы бы, Сергей Иванович, снова концерт дали, а то лавровый лист кончается.
Оказалось, что лавровые венки, которые композитор получал от своих поклонников, старушка сушила, а листья потом употребляла для супа.

2. не в этом дело

Вы знаете, он хороший музыкант, но часто болеет... - сказали как-то раз Танееву об одном пианисте, имея в виду, что тот выпивает.
- Что часто болеет, это ладно, - отозвался Танеев. - А вот выздоравливает ли он вовремя...

3. что такое пьянство

Танеев вообще довольно терпимо относился к знаменитому российскому пороку.
- Пьянство, - говаривал Танеев, - это не недостаток, это скорее излишество...

4. адажио для коньяка с лимоном

Некоторые московские композиторы получали от винных и коньячных торговцев оригинальные музыкальные заказы: написать мелодичную красивую музыку к присланным куплетам, восхваляющим различные сорта вин, коньяка и шампанского... Гонорар при этом предлагался весьма и весьма крупный, и многие композиторы втайне брались за подобные заказы.
Однажды к Танееву зашел один приятель и, заметив, как тот быстро прячет в стол нотные листы, спросил, что же это такое он сочиняет, неужели нечто малопристойное?
- Если честно признаться, вы почти угадали, - с усмешкой отозвался композитор, - сочиняю музыку для весьма посредственного коньяка... И мне кажется, что мой "музыкальный коньяк" пожалуй во много раз приятнее подлинного...

Родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 в дворянской семье (его дядя Александр Сергеевич Танеев был камергером двора и композитором-любителем; брат Владимир Иванович – известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра – фрейлина двора Анна Вырубова). В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 с золотой медалью по классам фортепиано Н.Г.Рубинштейна и композиции П.И.Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано; в 1885–1888 по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905, в знак солидарности с Н.А.Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева – композиторы С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, С.М.Ляпунов, Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л.Н.Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая часть его Дневников).

После смерти Н.Г.Рубинштейна и П.И.Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни – как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности. В период после 1905 он был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т.д. С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование Подвижной контрапункт строгого письма (1889–1906; издано в 1909) и незаконченное и изданное посмертно Учение о каноне.

Как композитор Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо влияние Чайковского (особенно в ранних произведениях), а также опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен).

Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера (Орестея, первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895), и симфония (четыре симфонии, среди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева – поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев – автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты Иоанн Дамаскин на стихи А.К.Толстого (1884) и монументального полотна По прочтении псалма на стихи А.С.Хомякова (1915), а также превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на стихи русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же можно сказать о его многочисленных ансамблях (около 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики.

Послушайте "Иоанна Дамаскина"!
Орт 17.02.2006 07:42:54

В конце прошлого года в Киевской национальной филармонии знаменитую кантату С.Танеева "Иоанн Дамаскин" исполнял симфонический оркестр нац. филармонии и Национальная хоровая капелла "Думка".
Оказывается, это произведение известно как одно из наиболее сложных и его не так уж часто исполняют. Кантата просто ошеломительна: мощное звучание, сбалансированная гармония, широкая гамма передаваемых эмоций,созвучие хора и оркестра - нужно это слышать. Если будет возможность - послушайте это замечательное произведение великого композитора!

Россия, Московская копозиторская школа / Композитор,пианист-виртуоз, дирижёр / Поздний романтизм, символизм, неоклассицистские черты / Главные жанры: кантата, хоры a cappella, вокальная миниатюра, камерно-инструментальные ансамбли

"Он был образцом во всем, в каждом деянии своём, ведь, что бы он ни делал, он делал только хорошо ".

Так говорил Сергей Рахманинов о своём дорогом учителе, русском композиторе Сергее Ивановиче Танееве. Он был человеком редких нравственных достоинств, за что его даже прозвали "совестью музыкальной Москвы". Многие выдающиеся деятели того времени почитали за честь общаться с ним. Он был любимым учеником Чайковского и его ближайшим другом, автором огромного количества язвительных афоризмов о музыке своего времени и настоящим профессионалом своего дела.

Сергей Иванович стал первым в России крупным учёным-музыковедом, а его выступления как пианиста вызывали широкий общественный резонанс. Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени. Стать его учеником - было верхом блаженства для молодого музыканта. Вся свою жизнь он посвятил Московской консерватории. Ему удалось воспитать яркую плеяду настоящих звёзд академической музыки. Его учениками были Рахманинов, Скрябин, Метнер, Глиэр, Игумнов, Яворский, Гречанинов.

Современники часто сравнивали Танеева с Сократом. Оба они оставили после себя многочисленных учеников, не написав при этом серьёзных сочинений. Однако время всё расставило по своим местам. Произведения Танеева, казавшиеся современникам сухими, учёными, устаревшими, сегодня воспринимаются как самобытное явление Серебряного века с его склонностью к ретроспективности. Если тогда интерес Танеева к старым мастерам, к Баху, Моцарту казался странным и несвоевременным, то теперь можно с уверенностью говорить о Танееве, как о предтече неоклассицизма, который расцвёл в искусстве первой трети XX века.

В далёком 1866 году произошло эпохальное для русской культуры событие: Николай Рубинштейн основал Московскую консерваторию. До этого момента в стране с исконно богатыми музыкальными традициями серьёзно не воспринимали ни занятия музыкой, ни профессиональных музыкантов. С появлением же консерватории музыкант становился по-настоящему уважаемым человеком. В том же памятном году на первый курс был зачислен Серёжа Танеев. Ему было всего девять лет! Он уже тогда поражал окружающих феноменальной музыкальностью. На церемонии открытия Московской консерватории маленькому Танееву особенно запали в память слова Чайковского, который пожелал, чтобы воспитанники консерватории «выходили из заведения людьми, для которых существует один интерес — интерес искусства, которые добиваются одной славы — славы честного художника ».

Педагогом Танеева по классу фортепиано стал сам Николай Григорьевич Рубинштейн. Вот как он, обычно скупой на похвалы, лестно отзывался о молодом Танееве: «Танеев,— говорил он,— принадлежит к числу весьма немногих избранных, он будет великолепный пианист и прекрасный композитор ». Собственно композицией Серёжа занимался под руководством Петра Ильича Чайковского. В это время и зародилась их трогательная дружба, продлившаяся вплоть до смерти Чайковского. В первых же сочинениях юного композитора слышится восторженное увлечение выразительным стилем любимого учителя. Серёжа Танеев закончил консерваторию с блеском. Он стал первым золотым медалистом в истории Московской консерватории. Его имя было высечено на мемориальной доске, которая и по сей день висит перед входом в партер Малого зала консерватории.

В 1875 году Сергей Танеев, как и было заведено среди творческой интеллигенции того времени, отправился в Париж, чтобы познакомиться с тамошним искусством. Каждый четверг Танеев бывал в гостях у Полины Виардо, где познакомился с Тургеневым, композитором Гуно, писателем Флобером. Бывал Танеев дома и у Сен-Санса, где исполнял Первый фортепианный концерт Чайковского. В день отъезда, в своей записной книжке Танеев оставил замечание: «Когда я поеду в следующий раз за границу, я хочу тогда быть: а) пианистом, б) композитором, с) образованным человеком ». Тогда ему только-только исполнилось двадцать лет.

В Москве Сергей Танеев поселился в уютном доме на Пречистинке по адресу Малый Власовский переулок, дом 2, где провёл большую часть своей жизни с няней Пелагеей Васильевной Чижовой. Эта простая женщина вела все его хозяйство и постоянно сетовала на то, что Сергей Иванович в быту «словно дитя малое ». Только она могла найти нужные страницы партитур. С этой женщиной связаны курьёзные ситуации. Так, когда в хозяйстве кончался лавровый лист, она говорила Сергею Ивановичу, который был первоклассным пианистом. Публика буквально задаривала его букетами и лавровыми венками. Пелагея Васильевна говаривала: «Вы бы в концерте поиграли, а то лавровый лист подходит к концу ».

В 1878 году началась многолетняя работа Танеева в Московской консерватории. Его уговорил Чайковский, сам изрядно уставший от преподавательской деятельности. Танеев вынужден отодвинуть в сторону свои композиторские опыты и полностью посвятить себя новому делу - преподаванию теоретических дисциплин. Он подошёл к новому дела весьма креативно, но учил, что нет навсегда застывших правил и догм, что неприемлемо в одном стиле, вполне подойдёт в другом. Его ученики вспоминали, что объяснял он монотонно и сложно, но всегда очень точно и педантично. Он не терпел опозданий. Проверял задания Танеев с немыслимой скоростью, при этом тут же делая поправки. В консерватории помимо гармонии, инструментовки, композиции, фортепиано и анализа музыкальных форм, маэстро вёл интереснейший курс, им самим и разработанный - контрапункт. Материалы лекций позднее стали отправной точкой для глубочайшего исследования, предпринятого Танеевым, которое вылилось в фундаментальный научный труд под названием "Подвижной контрапункт строго стиля". Музыковеды часто сравнивают по универсальности теорию Танеева с таблицей Менделеева, настолько она математически выверена и просчитана.

Чайковский часто интересовался у своего друга, как протекает жизнь в консерватории и именно он настоял на том, чтобы в 28 лет Танеев занял пост директора Московской консерватории. В эти же годы Танеев становится первым исполнителем всех крупных фортепианных произведений Чайковского, а после его смерти он завершал и оркестровал ряд произведений.

В 1884 году появилось сочинение, благодаря которому Танеев стал знаменит и как композитор. Речь идёт о кантате "Иоанн Дамаскин" на текст Алексея Толстого, отрывок из которой мы только что прослушали. Именно этому произведению композитор решился присвоить первый порядковый номер в своей творческой биографии. Буквально влюблённый в баховские кантаты, Танеев давно мечтал создать русскую, православную кантату. Подготовкой к ней стал замысел кантаты в честь открытия Храма Христа Спасителя, однако по ряду причин воплотить его в жизнь не удалось. Зато на свет появилось глубоко философское масштабное сочинение, в основу которого было положено житие знаменитого христианского церковного писателя и гимнографа, жившего на рубеже VII и VIII веков - Иоанна из Дамаска.

С этих пор хоровая музыка станет важной сферой творчества маэстро. Монументальность замыслов, глубина обобщений подчёркивают грандиозность картины мира. Творческий путь Танеева символично обрамляют две кантаты - "Иоанн Дамаскин" и "По прочтении псалма", вершинное произведение композитора.

Единственной оперой Танеева стала трилогия "Орестея" по Эсхилу, которая явила собой пример перевода античного сюжета на русскую музыку. Эта работа уникальна, десять лет Танеев потратил на это сочинение. Такая кропотливость была продиктована небывалой требовательностью по отношению к своему продукту творчества. Однако "Орестея" была буквально обречена на непонимание из-за несвоевременности своего появления.

В 1889 году свои обязанности директора консерватории Танеев передаёт своему преемнику Василию Сафонову, а в революционном 1905 году и вовсе покидает родные пенаты. Он был крайне не согласен с решением об отчислении студентов, принимавших участие в забастовках. К середине девяностых годов Танеев успел сдружиться с музыкантами петербургской школы и когда до Николая Римского-Корсакова дошло известие об уходе Танеева из консерватории, тот прислал ему трогательную сочувственную телеграмму. После ухода Танеев продолжал заниматься с учениками безвозмездно, частным образом. Он никогда не брал денег за свои занятия, потому что считал, что оплата мешает строгому отбору учеников.

Ещё в конце девяностых годов Танеев подружился со Львом Толстым. Он часто бывал в Ясной Поляне, где жил и работал в специально отведенном для него флигеле. Кроме страсти ко взаимному общению, Танеева и Толстого роднило увлечение шахматами. Условия поединков были такими: если проигрывал композитор, он должен был что-то исполнить на рояле, если Лев Толстой — он читал вслух какое-нибудь свое произведение. Однако именно Танеев стал причиной разлада в семье великого писателя. К нему стала испытывать нежные чувства Софья Андреевна, жена Толстого, надломленная безвременной кончиной сына. Вот, что она пишет в своём дневнике: «Я осталась жива и обязана этим странному средству - музыке. Лучше всех действовала музыка Танеева. Иногда мне стоило только встретить Сергея Ивановича, послушать его бесстрастный, спокойный голос, и я успокаивалась. Личность Танеева была почти ни при чем. Он внешне был мало интересен, всегда ровный, скрытный... ».

Она была первым и благодарным слушателем симфоний Танеева. Его музыка была нужна ей, как воздух. Толстой не мог не заметить перемен, случившихся в его жене, в своей "Крейцеровой сонате" он изобличает такую привязанность. Не замечал происходящего только Танеев, искренне витающий в своих фантазиях и поисках идеальной музыкальной красоты.

Однако не надо думать, что Сергей Иванович был бесчувственной и холодной натурой. Он был человеком волевым и решительным, с тонким чувством юмора. Забавный факт, Сергей Иванович Танеев был одним из композиторов в России, кто написал несколько романсов на языке эсперанто, на нём же он вёл свой дневник. Луначарский в одной из своих речей о Танееве говорил: "Танеев по образу своей жизни и облику своему — русский барин, с внешней стороны как будто даже с какими–то обломовскими чертами; любил жить тихо, любил спокойное захолустье дальнего уголка Москвы ".

Однако в его жизни была большая любовь. Она была замужем за художником Бенуа и имела четырёх детей. По тогдашним жестоким законам в случае развода дети оставались с отцом. Танеев решает забыть всё, на это понадобилось несколько мучительных лет.

Одной из вершин русской инструментальной музыки стала симфония Танеева до минор. Он посвятил её Глазунову, под управлением которого прошла премьера. Эта симфония была создана вскоре после знаменитой Шестой симфонии Чайковского, в ней заключены истоки многих черт "философского симфонизма", так ярко воплощённых впоследствии в творчестве Шостаковича. Лирический герой симфонии стремится преодолеть трагизм и хаос бытия. В этом смысле это произведение можно поставить в один ряд с Пятой симфонией Бетховена и Четвёртой Брамса.

Уйдя из консеравтории, Танеев продолжал оставаться в центре музыкальной Москвы. Он много концертирует. В 1910 году Сергей Иванович оказал поддержку начинающему композитору Сергею Прокофьеву. В своем письме к издателю Юргенсону Танеев обратились с просьбой опубликовать произведения Прокофьева, после чего Юргенсон ответил согласием.

Весной 1915 года скончался один из любимых учеников Танеева - Александр Скрябин. На дворе стояла промозглая, сырая погода, не редкая для Москвы этого времени года. Танеев пришел на похороны легко одетым. Он сильно простудился, а всего через несколько недель его не стало. В последний путь "русского Баха" провожала вся Москва.