Сценарий праздничной программы, посвященной Дню Победы «Музыка фронтового письма». Проводился в сельском ДК. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Письма с фронта

Методическая разработка мероприятия

Тема: «Фронтовые письма или о любви и о войне»

Цели:

Развивающие:

Развитие интереса к литературе и музыке;
- формирование положительного отношения, уважения к людям старшего поколения, ветеранам ВОВ, одноклассницам;
- сплочение групп.

Познавательная:

Расширить знания воспитанниц о Великой отечественной войне
- изучить историю своей семьи
- изучить стихи, музыку военных лет.

Воспитательная:

Воспитание у воспитанниц любви к его героическому прошлому, любви к Родине;
- воспитание высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне, как явлению
- развитие творческого воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, способности к самовыражению;

Задачами мероприятия являются :

Закрепить и расширить представление учащихся о любви - вечной теме искусства в произведениях мировой художественной культуры
- Укрепить в сознании участников мероприятия значимость Великой Победы Советской Армии и советского народа.
- Закрепить и расширить у воспитанниц любовь к героическому прошлому своей семьи, народа, любви к Родине.
- Расширить знаний воспитанниц о Великой отечественной войне.
- Привлечь ветеранов, общественность к решению проблем духовно- нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи
- Создать условия и научить передавать собственные чувства, развивать умение, понимать чувство других.

Время мероприятия : 45 минут
Оформление : …. обстановка, затемненные окна, погашенный свет, маленький столик для …., высказывания о любви.
Место проведения : актовый зал
Средства :

Мультимедийная презентация;

Свечи;
- стихи;
- высказывания поэтов о любви.

Предварительная подготовка:

Поиск стихотворений, посвященных любви.
- Подбор музыкального сопровождения.
- Подборка книг.
- Создание презентации

Основой сценария являются письма, стихи и песни участников Великой Отечественной войны, многие из которых не дожили до Победы.

Литературно-музыкальная композиция о любви и о войне.

1. Пока люди рассаживаются по своим местам, звучит музыка.

2. Звучит музыка (минус) «Фронтовые письма» (Непоседы)

1 куплет:

Сколько писем солдатских с той последней войны.

До сих пор адресатам так и не вручены.

Может нет адресата и писавшего нет..

Так кого же он ищет треугольный конверт.

Припев:

Треугольная повесть, повесть в несколько строк

"Мол,воюю на совесть. Слушай мамку,сынок.."

2 куплет:

Желтым пеплом покрыла треугольники осень

Строчки ливнями смыты, словно вдовьей слезой

И слова уже стали неразборчивы очень

Но до боли понятен смысл тех писем простой

Припев:

Треугольная небыль, невозможная быль

В три погибели неба, пуль шальная кадриль

Треугольная радость, треугольная грусть.

Уцелевших три слова: "Я Маруся,вернусь.."

3 куплет:

Мы хотим,чтобы знали люди нашей страны

Эти письма писали нам солдаты с войны

Это так завещали все сполна любить

Что они защищали и смогли защитить

Припев:

Треугольная небыль невозможная быль

В три погибели неба пуль шальная кадриль

Треугольник бумажный есть мечты и держись

Промелькнуло однажды, "побеждаем, кажись!"

3. Взрослые ведущие:

2- й ведущий

Вы когда-нибудь писали письма родным, друзьям, любимым… Они всегда рады вашим посланиям. Письма актуальны в любые времена. Читая письмо, мы получаем частичку душевной теплоты.

1-й ведущий.
Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!
2-й ведущий.
Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время.
1-й ведущий.
Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.
2-й ведущий.
Это написанная кровью, храбрых история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие ее в том, что проходит она через сердце человека.
1-й ведущий.
Это история, написанная бойцами в окопах и землянках, которая дает конечную, победную формулу всей войны. Она символ и залог будущей победы, которую надо еще добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако победа эта уже прочитывается в сердце героя, в его твердости и непобедимости.
2-й ведущий

В каждом письме с фронта нет не только печати обреченности, нет и тени неизбежности перед лицом близкой смерти. Солдатские письма - бесценны, как их ждут матери, жены, подруги… А письма близких помогали бойцам выжить на фронте.

Начало мероприятия

Танцевальная площадка. Звучит вальс.

Танцуют пары. Девочки в сарафанах, мальчики в форме. Шутки. Смех. Резко прерывается музыка. Все пары застывают.

Звучат 1-й куплет и припев песни "Священная война". Дальше картинки замедленного немого кино. В свете мерцающего фонаря пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам. Гаснет свет.

Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.

Через зал натянуты нити, по которых висят солдатские письма (треугольники). На сцене появляются девушки и юноши. Девушки снимают письма и начинают читать их, голос писавшего юноши подхватывает и продолжает письмо. (В этот момент освещаются только эти два человека).

1. Письмо (Маруся) (звуковое)

2. Письмо «Здравствуй Тася» (звуковое)

Чтец.

Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.

Еще косится автомат
На окон черные подвалы,
Еще "цивильные" дрожат
И не выходят из подвалов.

И, тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.

3.Письмо «Родные мои» (звуковое)

Одновременно с чтением женщины выходят родные и читают вместе с ней письмо, радуются.

Гаснет свет и выходят на сцену девушки. Танец «Маруся»

На последние аккорды выходит солдат, садится

На сцену выходит девушка-почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой и устало садится на краю сцены. Мужской голос поет вопросы (две первые строки куплета ("Почтальонка". Слова Д. А. Сухорева Музыка С. Никитина), а почтальонка отвечает.

Песня: - Почтальонка! Почтальонка!
Тяжела ль тебе сума?
Все газеты да газеты.
Тяжела моя сума!

Почтальонка! Почтальонка!
Далеко ль тебе тащить?
- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума.
Все журналы да журналы.
Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума!

Почтальонка! Почтальонка!
Обошла ли все дома?
- Обошла я все дома. Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Тяжела моя сума!
Обошла я все дома.
Тяжела моя сума!

Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!
- Не могу снимать суму! Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать, кому. Не могу читать, кому.
Похоронка! Похоронка!
Серый камень на груди. Серый камень на груди.

Выходят на сцену трое подруг. Одна берет похоронку, читает, другие ее утешают

Стопудовый на груди Стопудовый на груди.
Говорила баба Настя:
"В почтальонки не ходи!"
Почтальонка! Почтальонка!

Он не писал с передовой,
она - совсем подросток -
звалась соломенной вдовой,
сперва - соломенной вдовой,
потом - вдовою просто.

Под скрип сапог, под стук колес
война ее водила,
и было как-то не до слез,
не до раздумий было.

Лежит в шкатулке медальон
убитого солдата.
Давно в гражданке батальон,
где он служил когда-то.

Но так устроено уже:
не сохнет лист весенний,
не верят вдовы в смерть мужей
и ждут их возвращений.

Не то чтоб вдаль, дорог глядят
с надеждою на чудо,
что, мол, вернется он назад,
что вот придет домой солдат
неведомо откуда.

А просто, бед приняв сполна,
их взгляду нет границы,
и в нем такая глубина,
что голова кружится

Как будто им глаза даны,
чтобы глазами теми
всем не вернувшимся с войны
глядеть на мир весенний.

Первая сцена гашения "бомб - зажигалок", под рокот самолетов, взрывов и воздушной тревоги. После налета возвращается домой, снимает пальто и засыпает ни стуле. Под пальто - белый халат.
Вторая сцена. Тюрьма, девушка пишет письмо и начинает читать его вслух:
"Боря, нас ночью убьют; поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмет. Боря, ты меня прости, что я тебя огорчила. Знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется, а я тебя так люблю, так люблю, что не умею сказать. Боря, я сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно, пусть ведут. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла: "Боренька", а им ничего не сказала - не хочу, чтобы они слышали твое имя. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за все".
"Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено - ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя. Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай.
Твоя Паша".

Третья сцена. Освещаются на табуретке медицинская сумка, пилотка, пачка писем, стакан, накрытый куском черного хлеба.

Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.

Но вот в сто первый раз,
в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой...
Склонился шелк знамен
в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто…

Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.

Спокойная улыбка на ее
Губах, изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытье,
Беседу оборвав на полуслове.

Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый...
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.

Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.

Звучит песня «Облака»

Над землей бушуют травы
Облака плывут, как павы
А одно, вон то, что справа-
Это я, это я, это я,
и мне не надо славы.

Ничего уже не надо
Мне и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить- и вся награда
Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить,
а мы плывем по небу.

Мимо слез, улыбок мимо,
облака плывут над миром.
Войско их не поредело.
Облака, облака, облака...
И нету им предела.

Эта боль не убывает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает?
Ах, зачем? Ах, зачем? Ах, зачем?
Зачем нас убивают?
А дымок над отчей крышей
всё бледней, бледней и выше.
Мама, мама ты услышишь
Голос мой, голос мой, голос мой.
Всё дальше он и тише.

Кадры из к/ф с войны + Письмо «Весна»

Мы победим. Мои - слова,
Моя - над миром синева,
Мои - деревья и кусты,
Мои - сомненья и мечты.

Пусть на дыбы встает земля,
Вопит, и злобствует, и гонит -
Меня к своим ногам не склонит,
Как в бурю - мачты корабля.

Я буду жить, как я хочу:
Свободной птицею взлечу,
Глазам открою высоту,
В ногах травою прорасту,

В пустынях разольюсь водой,
В морях затрепещу звездой,
В горах дорогой пробегу.
Я - человек, я - все смогу!

В это время выходят девушки зажигают множество свечей. Застывают и слушают - Звучит сводка от Советского Информбюро об окончании войны.

Выходят 4 человека в военной форме и начинают танцевать вальс.

Cтихотворение В. Мавродиева «Мать».

Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной,

Она прошла мимо березок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

Не вскрикнула она. Не разрыдалась

И даже не сказала ничего -

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

Потом цветы на мрамор положила,

Еще взглянула и еще прочла,

Кулек конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя, и к выходу, усталая, пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Еще минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…

Песня «Старые люди» ( Группа Р)


С далёкой Второй Мировой,
Я память и прошлое не продаю,
Я вижу, как смотрят с тоской

Как трудно, пройдя столько зим и невзгод,
Опять не увидеть тепла!
Он был, или не был, ваш солнечный год:
Октябрь, коммунисты, война?

Вам обещали светлые дали,
Вы ж защищали царство печали...
Верили свято в лучшие годы,
Шли по этапу в царство свободы...

Вы стали слабей, и всё чаще болеть,
Мы стали умней и хитрей,
Мы многое сможем узнать и успеть,
Но сможем ли быть чуть добрей?

Я покойного деда медали храню
С далёкой Второй Мировой,
Я память и прошлое не продаю!..
Старые люди! Строгие судьи -
Кто вас помянет, кто вас забудет?
Жизнь догорает, но боль не стареет,
Время проверит, кто что умеет!

Итоговый слайд


Сценарий праздничной программы, посвященной Дню Победы «Музыка фронтового письма».

Марш детей, упражнения с флажками.

Сцена оформлена в виде солдатского привала (дерево, пеньки, костер, котелок, каска, винтовка).

Видео «Письмо с фронта»

Ведущая:
На дорогах России звенят ковыли,
Словно колокол памяти бьется вдали,
И играет заря поутру в небесах
Снова мир и война у людей на весах
Много лет промелькнуло с той грозной войны
Не вернулись домой дорогие сыны,
Но мы помним о них и доныне скорбим
Фотографии старые дома храним.
В каждой нашей семье есть, кого вспоминать,
Кто навеки остался в степях воевать
Ну, а те, кто вернулся и выжил тогда
Стали в жизни опорой для нас навсегда.
На дорогах России звенят ковыли…
Про печальную дату напомнят они.

Добрый день! 9 мая – День Победы! И, конечно же, сегодняшняя программа посвящена солдатам, не жалевшим самого дорогого – своих жизней! Лишь бы она пришла…Победа. И о тех, кто любил, верно ждал и отчаянно трудился, только чтобы она приблизилась…Победа.
И они писали письма друг другу, такие живые, такие трогательные. Как приятно видеть светящиеся глаза солдата, получившего весточку из дома. Маленькие солдатские треугольники способны в одну минуту победить усталость, снять боль, поднять настроение и придать сил для дальнейшей борьбы, борьбы за победу.

(Выходят 3 солдата, размещаются на привале и пишут письма)

Ведущий. Шли солдаты на запад

По дорогам войны.

Выпадал среди залпов,

Может, час тишины.

И тогда на привале,

Опустившись в окоп,

Люди письма писали

Тем, кто был так далек.

На сцене вокруг костра сидят солдаты, тихо поют песню «В землянке» (муз. К. Листова, стихи А. Суркова).

Солдат. Что, ребята, носы повесили? Смотрите, почта идет!

(Входит почтальон.)

Почтальон. Здравствуйте, товарищи бойцы! Это я на третью батарею попал? Да? В таком случае для вас здесь ворох писем и груда телеграмм. От сестер, братьев, невест и мам. Сколько их! Из самых разных мест.

Вам от друга телеграмма,

Вам письмо прислала мама,

Вам от брата, вам от деда,

Вам открытка от соседа.

Это вам. А это вам.

Почтальон (подсаживается к костру).

Боец. А помните, друзья, какое нежное русское имя дали солдаты грозному оружию войны – «Катюша».

Солдат 1: Здравствуй, моя Варя!
Солдат 2: Дорогая, Маша!
Солдат 3: Любимая Сонечка!
Солдат 1: Я счастлив, что у меня есть ты, Варя.
Солдат 2: Ты поддерживала меня всегда…
Солдат 3: ….и здесь. Спасибо тебе, моя родная!…

(Появляются 3 девушки с развернутыми письмами в руках)

Девушка 1: Спасибо тебе, родная! Человек старит, а небо вечно молодое…
Девушка 2: …как твои глаза, в которые можно долго смотреть…
Девушка 3: … и любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Солдат 1: Пройдет время, люди залечат свои раны…
Солдат 2: …построят новые города…
Солдат 3: … вырастят новые сады, другие песни будут петь…
Девушка 1: …другие песни будут петь. У нас вырастут красивые дети..
Девушка 2: …мы будем любить друг друга…
Девушка 3: …и жить счастливо. Жди меня!
Солдат 1: Твой Иван.
Солдат 2: Целую. Шурик.
Солдат 3: Алешка.

(С письмами уходят)

Ведущий: За них, любимых и родных шли в бой русские солдаты и офицеры. Свет и тепло родного дома бережно хранили в памяти. А песни тех лет о любви и верности мы поем до сих пор.

Исполняется песня:
Слова Я. Галицкий, музыка Г. Петербургский «Синий платочек
»

Солдат: братцы, смотрите-ка к нам артисты приехали!

Концерт для солдат: дети исполняют..

Ведущий: Солдат России! Ты насмерть стоял на рубежах нашей Родины, вез хлеб в блокадный Ленинград, погибал, спасая миллионы жизней. Сквозь время говорят с нами те, кто уже не вернется, никогда не обнимет своих родных и близких, любимых, детей и внуков. Никогда. Как это страшно!:

Слова И. Шаферана, музыка М. Минков «Мой милый, если б не было войны»зкучит в записи…

На сцену выходит Солдат, усаживается на полянке, чтобы написать письмо матери. Одновременно к столику перед сценой выходит Мать и садится за стол. Разворачивает солдатский треугольник, читает:

В фоновом сопровождении песни «Молитва матери»

Презентация «Молитва матери»

Солдат: Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры-
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

Мать: В холодной ночи под неласковым небом
И вместе с тобою к далеким победам
Солдатской дорогой незримо пройду.

Солдат: и чем бы в пути мне война не грозила
Ты знай: я не сдамся, по куда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Мать: Я вместе с тобою к далеким победам
Солдатской дорогой незримо пройду
В холодной ночи под неласковым небом,
Склонившись к тебе, я песню спою.

Солдат: Мама, пускай ты не сражалась на войне,
Но я могу сказать без колебания,
Что кровь детей, пролитая в огне,
Дает навеки воинское званье!
Ведь нам, в ту пору молодым бойцам,
Быть может, даже до конца не снилось,
Как трудно было из-за нас отцам,
И что в сердцах у матерей творилось.

Ведущая: Казалось бы, все тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…Тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале,в бою…

Попурри на тему военных песен

Выходят дети.

1-й: Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел
Только б смех наш веселый звенел.

2-й: Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились,
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

3-й: Вы нам оставили ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу и ласковый хлеб на столе,
Вы нам оставили самое главное в жизни-
Радость учебы на мирной, счастливой земле.

Дети исполняют песню….с шарами

Ведущий:
Отгремела война солнечным днем сорок пятого
И победный салют засиял над огромной страной
Всех, кто бил беспощадно фашиста проклятого
Породнил День Победы той счастливой весной.
Слезы, радости, смех, поцелуи, объятия…
Все слилось воедино в том восторге любви!
Люди были пьяны от великого счастья,
Что от рабства родную страну сберегли.
Сколько мирных весен с тех пор отзвенело,
Но никто не забыт, кто убит в той жестокой войне
И глядят с фотографий открыто и смело
Те, кого с нами нет уж на нашей земле.
Слава вечная вам, и живущим, и павшим
Не жалевшим себя ради нас в жесточайших боях
Свои жизни за нашу свободу отдавшим,
За свой дом, что в недолгих вам виделся снах.

Сегодня мы вновь прикоснулись сердцем к истории нашей страны, к ее прошлому, и может быть нам удалось почувствовать, каким оно было….фронтовое письмо.

Песня «Письмо с фронта» исполняют педагоги …

(в руках зажженные свечи) на последнем припеве все одетые в солдатскую форму тихо уходят на задний план), свечи оставляют на полу…

Минута молчания…

звучит песня:
Слова В. Харитонов, музыка Д. Тухманов «День Победы»

Ведущий: С праздником вас всех! С Победой! Добра вам, благополучия, здоровья и, конечно же, мирного неба над головой! Приглашаем наших гостей, по фронтовому обычаю, отведать на нашем импровизированном привале солдатской каши!

Ирина Панфиленко

Цель : создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Задачи : Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Формировать нравственно-патриотические качества : храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Действующие лица взрослые : солдат, жена с грудным ребенком (кукла) в тылу, женщина нашего времени, 2 ведущих.

Декорации : Сцена поделена на 3 части : в правом дальнем углу имитации комнаты дома ВОВ :, стол, керосиновая лампа, фотография мужа, кувшин с водой, металлическая кружка, черная шаль. В левом дальнем углу : блиндаж; в левом ближнем углу сундук в котором лежит старый пиджак.

Материал : фонарик, треугольные письма 2 , видео презентация фотографий военных лет, планшет для солдата в котором лежит бумага, карандаш, кисет, ТСО (нарезка песен о войне музыка для чтения стихов, минусовка песни «Фронтовое письмо » ,

Картина № 1 Звучит фонограмма, появляется солдат, садится и пишет письмо домой , достает кисет и делает самокрутку. Закуривает и дописывает письмо .

Картина № 2 Звучит песня «Любовь порой не возвращается» . Молодая женщина подходит к столу, зажигает керосиновую лампу, закачивает младенца, достает письмо , читает. На припеве женщина бежит на встречу к солдату, но не могут они встретиться. Она надевает черный платок и возвращается в дом.


Картина № 3. Выходит молодая женщина с фонариком в руке (осматривает чердак, подходит к сундуку. Достает из него старый пиджак с кармана, которого выглядывает письмо . Достает письмо треугольник , садится на сундук и читает его. В это время демонстрируется видео с фотографиями военных лет.

Картина № 4. По окончанию показа слайдов все герои встают.


Современость : Что в память о войне осталось нам ,

О той Великой и Священной? –

Тела да прах погибших, пополам

В могилах братских погребенных;

Рассказы, фильмы, хроника, стихи

Людей простых и знаменитых

Про подвиги солдат и про грехи

Иуд, что кровью их умыты.

Ещё остались письма с той войны ,

Что испытал народ когда-то ….

Вдова : .Фронтовое письмо , не молчи, расскажи

О жестокой войне и о времени том ,

Как сражался солдат, как в окопах он жил,

Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.

Солдат : Когда ты в месте незнакомом,

Воюешь на передовой,

Так хочется связаться с домом,

Письмо отправить , что живой.

Современность : И в перерывах между боем,

От зноя спрятавшись в блиндаж,

Писал солдат, что стал героем,

В руке сжимая карандаш.

К ним выходят двое ведущих, читают письма :

ВЕД 1 : …Мой дед на фронте тоже воевал,

И, раненный на поле боя,

В 42-ом любовь он повстречал,

Спасённый юной медсестрою.

Потом санбат. И снова воевал…

Уже влюблённый и любимый

Анюте с фронта в письмах он писал ,

Что наш народ – непобедимый!

Он ей писал о том, как долго ждал

Заветный жёлтенький листочек,

Как в трудную минуту согревал

Её знакомый милый почерк.

Он ей писал :

«Я жив! Я не убит!

Я знаю : мы пройдём, прорвёмся!

Я твёрдо верю : будет враг разбит,

И мы с победою вернёмся!

Ты только жди, надейся и поверь,

Что, у меня пока есть силы,

Не сосчитает враг своих потерь! –

Я буду гадам рыть могилы …

Но если выйдет так, что не вернусь,

А упаду на бранном поле, -

Пред смертью помолюсь … перекрещусь …

Шепну : «На всё Господня воля …»

Прости меня, родная, и смахни

С красивых глаз слезу живую.

Мне снова в бой … Рассветные огни …

Люблю. Скучаю. Жди. Целую».

…Ну, вот и всё. Окончен этот бой,

И звоном тишина застыла.

А дед мой в том бою обрёл покой

И там же – вечную могилу.

И долго строчки этого письма

Меня до боли будут ранить,

Как Жизнь и Смерть, как траурная тьма,

С войны оставшись мне на память.

Вед. 2 : А я читаю письмо , что уже пожелтело с годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Это дед мой писал жене своей Анне

Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.

Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,

Знай, что вас от беды я всегда сберегу».

Я читаю письмо , и как будто все ближе и ближе

Тот тревожный рассвет тяжесть тех навалившихся бед.

Я читаю письмо , и сквозь годы отчетливо слышу

Я сейчас те слова, что сказал перед боем мой дед.

Я читаю письмо , а за окнами солнце смеется,

Новостройки растут, и сердца продолжают любить.

Я читаю письмо и уверена , если придется,

Все, что сделал мой дед, я сумею всегда повторить.

Все герои и ведущие выстраиваются в одну линию исполняют песню "Треугольный конверт".


1.–А Сколько писем солдатских

С той последней войны

До сих пор адресатам

Так и не вручены

2. Может, нет адресата

И писавшего нет.

Так кого же он ищет

Треугольный конверт

2. Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольная повесть

Повесть в несколько строк

"Мол, воюю на совесть.

Слушай мамку, сынок. "

3. Желтым пеплом покрыла

Треугольники осень

Строчки ливнями смыты

Словно вдовьей слезой

И слова уже стали

Неразборчивы очень

Но до боли понятен

Смысл тех писем простой

Поет :

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольная радость

Треугольная грусть

Уцелевших три слова

"Я Маруся, вернусь. "

Мы хотим, чтобы знали

Люди нашей страны

Эти письма писали

Нам солдаты с войны

Это так завещали

Все сполна любить

Что они защищали

И смогли защитить

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольник бумажный

Есть мечты и держись

Промелькнуло однажды

"ПОБЕЖДАЕМ. кажись!"

Промелькнуло однажды

"ПОБЕЖДАЕМ. кажись!"

" Промелькнуло однажды

"ПОБЕЖДАЕМ. !

.Вед :. Кто был на фронте, верно, испытали,

Что означают письма для бойца ,

Как эти письма биться заставляли

В сраженьях огрубевшие сердца.

Как их с волненьем люди ожидали,

От них порою увлажнялся взгляд.

Настанет день – придумают медали

Песни фронтовых дорог


Лекция-концерт


Каждую весну все миролюбивое человечество живет в преддверии светлого праздника – дня Великой Победы. Неимоверно сложно досталась она нашему народу. Этот день мы приближали, как могли и на фронте, и в тылу. И все это время в строю была песня.
Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость...
Сохранился черновик неопубликованной статьи композитора Александра Александрова "Как вошла в мою жизнь война". Александр Васильевич писал: "Внезапное нападение вероломного врага на нашу советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева... С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею,- песни..."

Впервые песня "Священная война" была исполнена 26 июня 1941 года на белорусском вокзале для бойцов, уезжавших на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародились сомнения: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио.
Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня "Священная война", тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них тоже слезы на глазах...
Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль "Священную войну".

Звучит песня «Священная война».


Самая знаменитая песня Суркова родилась неожиданно. Собственно, Сурков не писал песню. Он написал письмо в стихах жене. В ноябре 41-го. Написал в землянке, в районе наблюдательного пункта западного фронта, на 2-ом километре Минского шоссе. Слова стали известны его товарищам по перу и по боям. Переписывались от руки, переходили из рук в руки, из уст в уста. Когда, уже вначале 1942-го, в Москве проездом на флот находился композитор Константин Листов, он написал на эти стихи мелодию.

Песня «В землянке».


Иногда во время привалов, когда не было военный действий и бойцы отдыхали, они пели-шутили весёлую песню под гармонь…
Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, "Катюша" была создана в предвоенное время и впервые зазвучала в исполнении Валентины Батищевой 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого.
А начиналось всё с нескольких строк стихов, написанных М.В. Исаковским, автором популярных в то время песен: "И кто его знает", "Прощание", "Зелеными просторами", "Любушка" и ряда других. Поэт, по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с Катюшей до тех пор, пока судьба не свела его с композитором М.И. Блантером. Композитора настолько поразили "причудливая игра ударений" в стихах Исаковского, что он попросил поэта оставить ему написанные строки, и, как позже вспоминал сам Блантер, с тех пор он "буквально не находил себе места". Всё его воображение было занято "Катюшей” без остатка.В результате поэт провёл не одну бессонную ночь в работе над музыкальным решением композиции, результатом чего стало рождение бессмертной мелодии. Но текста песни ещё не было, поскольку стихотворение не было завершено. В дальнейшем поэт совместно с композитором стали искать дальнейшее песенное решение. Окончательный сюжет песни был определён военной обстановкой того времени: участием советских добровольцев в Гражданской войне в Испании, операцией Красной Армии у озера Хасан и предчувствием надвигающейся бури...
Новое звучание "Катюше" придала Великая Отечественная война: в солдатской среде было сложено множество новых вариантов композиции. Катюша выступала и бойцом с автоматом наперевес, и солдатской подругой, и медсестрой, и даже партизанкой, ходившей "по лесам и сёлам партизанской узкою тропой" с "песенкой веселой, что когда-то пела над рекой".
Именем "Катюша" солдаты прозвали новые реактивные минометы, "песни" которых приводили в ужас фашистов.

Песня «Катюша».


Счастливая судьба у песни «Синий платочек». Эту песню пели многие известные певцы и певицы: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин. Очень много вариантов этой песни гуляло по дорогам войны – но на слуху у всех остался один вариант. Первые слова «Синего платочка» были написаны поэтом и драматургом Яковом Марковичем Галицким на одну из мелодических импровизаций польского композитора и пианиста джаз-оркестра «Голубой джаз» Ежи Петербургского, гастролирующего в 1939 году в Советском Союзе. Этот вариант получил самую широкую известность и распространение в годы войны, а исполнительницей его стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. Время написания стихов этого фронтового варианта «Синего платочка» - 9 апреля 1942 года. Их автор – литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-ой армии Болховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов (1907-1985г.) В ноябре 1942 года на экране страны вышел фильм режиссера Ю.Слуцкого «Концерт-фронту» и именно в нем прозвучал впервые максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К.И. Шульженко.

Песня «Синий платочек».


В 1943 году родилась знаменитая "Темная ночь" В. Агатова и Н. Богословского, прозвучавшая в фильме "Два бойца", тотчас ставшая популярной.

Песня «Темная ночь».


Иногда песней становились какие-то эпизоды, встречи, воспоминания фронтовиков. Таков "Случайный вальс" написанный Е. Долматовским и композитором Марком Фрадкиным.

«Случайный вальс».


В минуты передышки меж боями, тогда когда части отводились на переформирование, на солнечной поляне играла фронтовая гармонь, звучала песня " В лесу прифронтовом " М. Исаковского М. Блантера.

Песня «В лесу прифронтовом».


Песня "Огонек". Чем объяснить всеобщую известность этой песни? Прежде всего замечательными стихами Михаила Васильевича Исаковского. Казалось бы, в песне идет разговор о сугубо личных переживаниях молодого паренька, а какая большая патриотическая тема поднимается поэтом!

Все, что было загадано,
В свой исполнится срок,-
Не погаснет без времени
Золотой огонек.

Стихи Исаковского, строки "Огонька" были опубликованы в газете "Правда" 23 апреля 1943 года и словно сами просились в песню. И действительно, многие композиторы сочинили музыку на этот текст. Но случилось так, что "Огонек" получил распространение на музыку неизвестного автора.
В годы войны песню "На позиции девушка..." знали и любили все - и на фронте и в тылу. В своей статье "Советская культура в годы Великой Отечественной войны" Алексей Суриков писал: "Мы не можем забывать, что написанные замечательным поэтом Михаилом Исаковским песни "Ой, туманы мои, растуманы", "В лесу прифронтовом" и особенно "Огонек" в равной мере были близки и солдатам фронта, и партизанам, сражавшимся с врагом по ту сторону фронта, и работникам тыла".

Песня «Огонек».


В 1940 году Политуправление Киевского Особого военного округа заказало ряд музыкальных произведений для своего ансамбля песни и пляски, в результате чего Шведовым и Новиковым была написана сюита в честь Г. И. Котовского, в которую входило 7 песен, одной из которых и была ставшая позже знаменитой "Смуглянка".

Песня «Смуглянка».


Песня "Москвичи" была написана композитором Андреем Эшпаем на стихи Евгения Винокурова в послевоенном десятилетии.
"... Когда я писал стихи, вспоминает поэт, мне больше всего представлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившего в одном из переулков Арбата. Мне хотелось создать поэтический памятник моим сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом. Многие из них не вернулись домой, а другие покалечены войной..."
Стихи поразили композитора Андрея Эшпая: они удивительно совпадали с тем, что пришлось пережить. Ведь ему также привелось воевать на берегах Вислы. Там погибли близкие его фронтовые друзья, погиб на фронте и старший брат. И уже совсем поразительное совпадение - жили мы на Бронной...
Песня "Москвичи" стала советской классикой. Такая простая и такая глубокая.

Песня «Москвичи».


Осенью 1962 года в Болгарию приехал советский композитор Эдуард Савельевич Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила и имя солдата - ласковое, певучее русское имя Алеша. С розами он и увековечен в камне.
Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал в Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным, давним своим соавтором, показал ему фотографию памятника советским воинам - «Алеши».
«Стихи родились очень быстро, на едином дыхании, - вспоминает поэт. - Тема ведь родная, близкая. Я прошел войну, воевал в Венгрии, в Австрии, в Чехословакии, потерял много боевых друзей, товарищей по оружию, мог погибнуть и сам. Если написано о том, что выстрадано и дорого, это находит отзвук в сердцах людей. А тема войны для нас всегда кровоточаща.
До 1971 года мне не удавалось побывать в Болгарии, хотя и очень хотелось. А когда я впервые туда приехал и увидел «Алешу», когда увидел его громадные сапоги из камня, гимнастерку… я чувствовал себя так, будто встретился со старым и близким другом…»
Песня "Алеша” - это раздумье о подвиге советского воина, баллада, в которой гражданственность сочетается с лирической интонацией.

Песня «Алеша».


В 1968 году стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале «Новый мир» и начиналось словами: «Мне кажется порою, что джигиты, с кровавых не пришедшие полей…». Стихотворение «Журавли», напечатанное в журнале, попалось на глаза певцу Марку Бернесу. Сам Бернес в войну никогда не участвовал в боях, но он ездил выступать с концертами на передовую. И особенно ему удавались песни, посвященные войне. Очевидно, что война тоже была его личной темой. Прочитав стихотворение «Журавли», возбуждённый, Бернес позвонил поэту-переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню. По телефону, сразу же, обсудили некоторые изменения в тексте будущей песни, и Гребнев заменил в том числе слово «джигиты» на «солдаты». Расул Гамзатов: «Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца справедливыми, и вместо „джигиты" написали „солдаты". Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание». Со стихами, включающими изменения для будущей песни, певец обратился к Яну Френкелю, с которым до этого много сотрудничал, и попросил сочинить музыку. Сочинить музыку удалось далеко не сразу. Только два месяца спустя, когда композитор написал вступительный вокализ, работа пошла легче. Позднее Ян Френкель вспоминал: «Я тут же позвонил Бернесу. Он сразу же приехал, послушал песню и… расплакался. Он не был человеком сентиментальным, но нередко случалось, что он плакал, когда ему что-либо нравилось».
Звучит песня «Журавли».

«Прощай», «До свидания» - этими словами начиналась долгая дорога войны. На этой дороге взрывались мины, пылали огнём мосты, над нею кружились вражеские самолёты. Шли солдаты в летний зной и зимнюю стужу. Шли на встречу пулям и огню. До самой победы. И про эти дороги Анатолий Новиков и Лев Ошанин написали в 1945 году песню «Эх, дороги». Композитора и поэта волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня могла быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне. И она была написана.

Песня «Дороги».


Вот что рассказывал об обстоятельствах создания песни «Ехал я из Берлина» автор ее слов, поэт Лев Ошанин. «Однажды утром, – рассказывал лев Иванович, – я услышал, что наши части находятся на подступах к Берлину. И ощущение Победы, большой, долгожданной Победы, стало зримым, вошло в душу, отодвинуло все беды и печали войны. И я представил себе нашего парня, еще почти мальчишку, но уже зрелого солдата, человека, спасшего родную землю, и человека, у которого все впереди. И я увидел этого парня в его счастливом звонком полете домой. И сама собой пришла емкая и гордая строчка – «Ехал я из Берлина».
Эту строчку я носил с собой всюду, никому не рассказывал о ней. А песню не писал, не имел права, пока Победа не стала свершившимся фактом. И когда она пришла, я сразу легко начисто написал песню. Мне показалось, что по характеру «Ехал я из Берлина» наиболее близка солнечной палитре Дунаевского. Мы с ним давно собирались что-нибудь написать. И я отнес песню ему…» Прочитав их, композитор тут же сел за рояль и начал импровизировать. Мелодия родилась сразу, как говорят, «с ходу», и все строки легли, как литые, не пришлось ничего переделывать. Но Дунаевскому потребовался припев, которого у Ошанина не было. Продолжая импровизировать, он проиграл поэту мелодию, которая могла бы им стать.
– По-моему, надо так… Попробуйте на эту мелодию написать слова, – предложил он Ошанину…
Припев написали тут же.

Песня «Ехал я из Берлина».


Песня "День Победы" впервые прозвучала на праздничном "Огоньке", посвященном 30-летию Победы над фашистской Германией. Через несколько дней на телевидение стали приходить письма. Слушатели благодарили за песню.
Газета "Правда" в статье о "Дне Победы" писала:
"Давид Тухманов и Владимир Харитонов создали замечательную песню, песню- поэму о прошлом, которая зовет вперед в будущее. Песню, которая трогает до слез ветеранов и заставляет учащенно биться сердце молодых".
"День Победы" – это песня человечности, это песня подлинной гуманности.

Песня «День победы».


В своих воспоминаниях- мемуарах маршал Советского Союза И.Х. Баграмян отмечал:
У народа слабого духом не могли родится такие песни: песни – призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира.
...и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей.

Песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» Муз. В.Соловьева-Седого, сл. Фатьянова.


Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Сегодня мы лишь приоткрыли страницы большой книги песен о Великой Отечественной.
И нам, очень приятно, что благодаря этим песням мы воочию увидели связь поколений.
И пусть накануне праздника Дня Победы - Песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.

Великая Отечественная война изменила судьбы миллионов людей. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Ушли на фронт защитники родной земли, а домой полетели фронтовые треугольники, которые незримо соединяли фронт и тыл. Письма… Как много они могут рассказать о войне.

Сегодня, когда кажется, что о Великой Отечественной войне сказано и написано практически все, нелегко найти тот пласт, который еще не изучен.

Возможно, таким пластом смогут стать письма участников войны, со стенографической точностью запечатлевшие не только годы и дни героической эпохи, но даже ее часы и минуты.

Данная литературно-музыкальная композиция способствует формированию у школьников представлений об истории военной переписки, учит видеть красоту человеческих отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

литературно-музыкальной композиции «Фронтовые письма»

Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Савина Зинфира Фаиловна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературы , Внеклассная работа

Цели:

  • расширить знания о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины;
  • развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, пробуждать интерес к истории своей семьи, страны;
  • способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа;
  • учить видеть красоту человеческих отношений, формировать культуру общения.

Оборудование:

  • ПК, проектор, экран;
  • запись видеороликов;
  • музыкальное оформление – песени: “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова) в исполнении Е.Мартынова, «Письмо с фронта» (музыка В.Началов) в исполнении Юлии Началовой, «Фронтовые письма» в исполнении Владимира Можаева.
  • компьютерная презентация.

Оформление: импровизированная землянка, свеча в жестяной кружке, солдатская форма, гелевые воздушные шары (к концам веревочек привязаны солдатские треугольники с письмами-обращениями учащихся солдатам, не вернувшимся с войны), на столах гвоздики, Книги Памяти, керосиновая лампа, каска, пилотка .

Ход мероприятия

Слайд 1.

Учитель:

Мы сегодня собрались для того, чтобы вспомнить о людях, которые прошли через ужас войны, отдали жизни во имя победы.

Великая Отечественная война изменила судьбы миллионов людей. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Уходили на войну деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки. А дома, их оставались ждать, любящие жены и матери, сестры, любимые.

Ушли защитники родной земли, а домой полетели фронтовые треугольники, которые незримо соединяли фронт и тыл. За годы войны через почту страны прошло 600 миллиардов солдатских писем. Письма… Как много они могут рассказать о войне.

Сегодня, когда кажется, что о Великой Отечественной войне сказано и написано практически все, нелегко найти тот пласт, который еще не изучен.

Возможно, таким пластом смогут стать письма участников войны, со стенографической точностью запечатлевшие не только годы и дни героической эпохи, но даже ее часы и минуты.

Под пулями не лгут. Под разрывами бомб совсем не думают о том, как написать покрасивее, поумнее. Им гораздо привычнее было держать в руках винтовку, а не карандаш. Именно поэтому большинство писем фронтовиков не блещут красотами литературного стиля и абсолютно бесхитростны, но в то же время предельно искренны и правдивы.

Слайд 2.

1-й чтец: Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рев.

Писали их в окопах, блиндаже,

На бомбами израненной меже,

На улицах сожженных городов.

О, письма фронтовые грозных лет –

Бесценней документов в мире нет!

Е. Кирпонос

Видеоролик «Письма с фронта (письмо 1)».

Ведущий 1. Фронтовые письма! Нет, это не короткие SMS или сообщения в чате. Это – жизнь, человеческая боль и страдание, долгожданная радость и потаенная надежда. Это вера – «Он жив, раз он пишет, значит жив! Ты живи, родной мой, любимый, ты только выживи, вернись домой. Выживи в этой страшной войне! Заклинаю тебя, молю тебя, вернись!».

Слайд 3,4,5.

Ведущий 2 . Как ждали эти письма, как писали их урывками между боями, прямо в окопе или обессиленно припав к огарку свечи в землянке. Или в медсанбате кое-как исхудалой левой рукой, правая искорежена раной. Писали мамам, мужьям и женам, любимым, детям, всем-всем, кто жил этими весточками с фронта. Всем, кто зачитывал их до дыр, снова и снова перечитывая себе, родным, соседям, друзьям.

Слайд 6.

Ведущий 3. А сколько писем так и не дошло до адресата, просто адресата уже не было в живых или письмо так и не было отправлено. Взрыв – и оборвалась человеческая жизнь, жизнь солдата, который только несколько минут назад писал домой, вспоминал родных, мечтал вернуться...

Слайд 7.

Звучит запись песни в исполнении Е. Мартынова «Письмо отца»

На сцену в полумраке выходит юноша и читает стихотворение.

Слайд 8.

2-ой чтец:

На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней – истлевшая бумага,

Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою

Писал, как думал, не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю,

И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»...

Одно осталось... Но упрямо

Горит сквозь всё, что в жизни есть!

Что он «лю-бил»? Отчизну? Маму?

Иль ту, которую...? Бог весть.

Любил, и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне.

Сейчас.

Г. Горбовский

Слайд 9,10,11.

Ведущий 1 . Уж сколько лет гремят победные салюты как отзвуки той войны, которая болью до сих пор живет в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта! Эти маленькие желтые треугольнички были залогом человеческой веры, надежды, мужества. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.

Ведущий 2. Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент жизнь!

Юноша в солдатской форме, сидит у свечи и, читая стихотворение, изображает, что обломком карандаша пишет письмо с фронта домой.

Слайд 12.

3-ий чтец: Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

В. Якуш

Звучит запись песни в исполнении Юлии Началовой «Письмо с фронта».

Слайд 13.

Ведущий 3. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно храпят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало иногда и так, что весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами...

Юноша в солдатской форме и девушка читают стихотворение.

Слайд 14.

Девушка.

Помятый пожелтевший треугольник,

Листок тетрадный в клеточку, простой.

Кривые строки по сердцу - так больно,

Написаны мальчишеской рукой:

Слайд 15.

Юноша (одет в солдатскую форму).

- Везут на Запад. Нас в вагоне много.

Мальчишки все такие же, как я.

Беседуем, чтоб скоротать дорогу.

Здесь все свои, мы как одна семья.

Ты не грусти, маманя, мы ж пехота!

За Родину, за братьев, за отцов

Мы повоюем, верь. А жить охота!

Но за тебя я жизнь отдать готов!

Ну, всё, целую. Станция. Здесь почта.

И снова в путь, чтоб встретиться с врагом.

Храни, Господь! Жаль, некому помочь-то...

Вот я вернусь, и будет всё ладом.

Девушка.

Слайд 16.

Письмо ушло, а поезд под бомбёжку

Попал всего лишь через два часа.

Тела, припасы, котелки и ложки...

И сгустки крови в светлых волосах...

А фронт далёко, здесь не поле боя,

Здесь братская могила... Сотни душ.

И только ветер по погибшим воет,

Да вороньё спешит сорвать свой куш...

Слайд 17.

Помятый пожелтевший треугольник

За образами. Нет ему цены.

Кривые строки по сердцу - так больно...

Как весточка проклятой той войны...

Т. Лаврова

Видеоролик «Письма с фронта (письмо 3)»

Ведущий 1. Это письмо с фронта. Подлинное письмо, написанное солдатом той войны. Бережно сохраненное в семейном архиве как самое ценное, самое дорогое. Солдатский треугольник, фронтовое письмо. Сегодня с экрана звучат подлинные письма. Вслушайтесь в них.

Слайд 18,19.

Юноша в солдатской форме и девушка с белым платочком на плечах читают стихотворение.

Юноша.

В минуты редкой тишины,

Между кровавыми боями,

Пускай к тебе мои мечты

Летят, гонимые ветрами.

Пишу письмо тебе, родная,

Ночной безоблачной порой

И, от разлуки изнывая,

Болею всей своей душой.

Склонилась ива надо мною,

Ветвями нежно обнимая.

Под шелестящею листвою,

Уединение скрывая.

И мне привиделись в ночи

Твои объятия и ласки,

Как будто нет лихой войны,

А мы с тобою в чудной сказке.

Жаль, явь развеет чудеса

С лучами первого рассвета.

Целуй детишек за меня!

Я с нетерпеньем жду ответа!

Слайд 20.

Девушка.

Здравствуй. Иванушка желанный!

Истосковалась без тебя!

Всё остальное не столь важно,

Всё остальное суета!

Детки здоровы, слава богу!

И словно по часам растут.

Втихую бегая к дороге,

Отца порой подолгу ждут.

Как без тебя живем, не знаю!

Нет меры горестным слезам!

Я так обнять тебя желаю,

Припав к твоим родным губам!

В молитве искренней и страстной

Я повторяю вновь слова:

Храни, Господь, наш край прекрасный!

Будь трижды проклята война!..

Видеоролик «Письмо с фронта (письмо7) “ Здравствуй, родная моя... "»

Слайд 21, 22.

Желанные вести с треклятой войны...

Солдатские письма, солдатские письма,

О, как же вас ждали с чужой стороны!

Смотрели с надеждой в глаза почтальонке - Не горькую весть принесла ли в избу?

И вдруг, увидав серый штамп похоронки,

Дрожащей рукой утирали слезу...

В одном доме - радость, в другом доме - горе...

Здесь - выжил, но ранен, там - геройски погиб.

И реки страданий, а горечи - море...

И ждать, вот уж, кажется, больше нег сил.

Солдатские письма, солдатские письма,

Читали всем миром по тысячу раз...

В них боль и надежда, стремление к жизни,

Проклятья врагу, боль и ярость подчас...

Солдатские письма - треугольники жизни.

Посланники верной солдатской любви...

Салютов победных весенние брызги –

Вечная память погибшим в войне!

И. Дмитриева

Слайд 23.

Ведущий 2. Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...

Звучит запись песни «Фронтовые письма» в исполнении В. Можаева.

Слайд 24, 25.

Учитель:

Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Видеоролик «Письмо с фронта (письмо 4)»

Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое.

Благодаря почте, миллионы людей, судеб были связанны чуть ли не единственной возможностью общаться. Вся война в переписке. Каждая весточка с фронта – это и радость и холодящая душу тревога за жизнь дорогого человека.

Слайд 26.

Учащиеся читают строки из подлинных солдатских писем:

«Любимая Варенька! Какое счастье получить твое письмо! Силы сразу прибавилось. Сегодня был жаркий бой. Но мне все бесстрашно, привык к боевой обстановке».

«Дорогая доченька, вчера в газете прочитала стихотворение Юлии Друниной «Зинка». С тех пор тревожные мысли не покидают меня. Береги себя! Защищая Родину и помни о своих близких. Пусть материнская любовь хранит тебя».

«Дорогой мой, Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Очень волнуюсь и скучаю».

«Я с тобой, мой друг. Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, стараюсь сказать тебе что-то теплое, ласковое, но не могу. Любочка! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту перечитал твое последнее письмо и сразу сделалось теплее, даже руки согрелись».

«Дорогая, получил от тебя вчера вечером письмо, но не мог прочитать до сегодняшнего рассвета, так как был в пути. Ехали с боя. Сегодня выдался хороший день. Мы с бойцами вспоминали мирную жизнь. Как же мы счастливы были тогда».

« Дня через два-три я вступаю в бой. Придется остаться живым, значит, через полмесяца напишу вам письмо и сообщу о всем случившимся. Сейчас слушаю артиллерийскую канонаду и думаю разные думы. В бой иду честно, как сын нашей справедливой семьи, и думаю сражаться также честно до тех пор, пока будут силы».

«Война кончится – я приеду, будем жить. Пишите все новости, кого взяли в армию. Мама, никак не привыкну к военной жизни.

Ну, пока, до свидания. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю: быть здоровыми навсегда.

Пишите ответ. Ваш сын Василий».

Учитель:

Слайд 27, 28.

Мы благодарны Вам ветераны Великой Отечественной войны, за победу, за мирную жизнь наших родителей, за радостное детство наших детей.

Мы благодарны всем тем, кто не жалея себя, отдавал все силы борьбе за счастливую жизнь своих потомков.

Пройдет еще 70 лет, а благодарное человечество всегда будет помнить о подвиге героев. Память о минувшей войне никогда не покинет сердца людей.

Участники композиции идут к Памятнику, установленному в память о погибших земляках в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы и выпускают шары (к концам веревочек привязаны солдатские треугольники с письмами-обращениями учащихся к солдатам, не вернувшимся с войны).

В музыкально - литературной композиции использованы:

  1. Песни в исполнении:
  • Е.Мартынова «Письмо отца»;
  • Ю. Началовой «Письмо с фронта»;
  • В. Можаева «Фронтовые письма».
  1. Интернет-ресурсы:

Видеоролики с сайта: URL: http//yandex.ru/video/:

  • «Письмо с фронта 1»;
  • «Письмо с фронта 3»;
  • «Письмо с фронта 4»;
  • «Письмо с фронта 7».
  1. Стихотворения:
  • Е. Кирпоноса «Писали их на смертном рубеже»;
  • Г. Горбовского «На дне окопного оврага»;
  • В. Якуша «Дорогие мои родные!»;
  • Т. Лавровой «Помятый пожелтевший треугольник»;
  • И Дмитриевой «Солдатские письма».