Пример 8 задания по литературе

В ЕГЭ по литературе эти задания предполагают создание небольшого связного текста на поставленные вопросы.

Прямой ответ – прямой вопрос, ничего лишнего. И в этом их огромное преимущество перед заданием 17, которое все же несколько «размыто».

Боле того, в этих заданиях перед вами текст, и это значительно упрощает вашу задачу. Даже если вы НИЧЕГО не знаете ни о проблеме, ни о теме произведения, то из текста все равно хоть что-то можно вытянуть, если уметь немного думать над прочитанным.

Задания 8 и 15: говорю, что вижу

8 и 15 задания проверяют степень владения навыком анализа текста эпических, драматических и лирических произведений.

Напомню, что анализ – это метод комплексной работы с художественным текстом, конечной целью которого является глубокое понимание авторской позиции. Причем чем глубже, тем лучше.

В эпическом и драматическом произведении это сделать сложнее, сложнее, чем в лирике, потому в задании 8 вопрос сформулирован предельно четко и на него надо ответить так же.

Что я имею в виду? А вот следующее.

  • Сначала прочитайте внимательно вопрос и найдите ключевые слова. Обычно это вопрос КАК ? Это значит, что вы должны ответить на вопрос, каким путем идет автор и что при этом использует. Вопросы КАК проявляется…, КАК показывается … предполагают то же самое.
  • Что может изображаться или показываться? А вот тут авторы КИМов поступили очень умно. И вот что я имею в виду. В демоверсии задание сформулировано так: КАК НАМЕЧАЕТСЯ и дальше ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ… Тут авторам можно только поаплодировать. Почему? Да потому, что они предусмотрели еще один вариант проверки: надо, как минимум, знать, КАКОЙ основной конфликт в романе «Отцы и дети».

Конечно, понятно, что конфликт между отцами и детьми, а если будет роман с не столь очевидным названием?

Поэтому совет: перед экзаменом повторите основные проблемы, конфликты, вспомните системы образов, идеи основных произведений. Сойдет любое пособие по литературе для подготовки к экзаменам. Лучше всего в таблично-схематичном виде (чувствую, как в мою сторону летят тапки коллег!).

  • Обратите внимание на глагол-сказуемое в задании. Если НАМЕЧАЕТСЯ, то вы должны искать именно начало конфликта, причем во всем.

Если ИЗОБРАЖАЕТСЯ, то больше говорите о средствах автора (и не только о метафорах, эпитетах, а и о других: диалогах, описаниях и так дальше – словом, обо всем, где так или иначе проявляется, выражается позиция автора).

После того как вы это для себя определили, вспомнили проблематику, конфликт, героев и идеи, приступайте к анализу отрывка и созданию текста. Он должен быть коротким, состоять из 10-15 предложений. В этом заключена определенная трудность, так как писать кратко сложнее, чем «длинно».

А теперь попробуйте передать содержание этих предложений. Правда, сложно для понимания?

Ваш ответ должен состоять из 10-15 предложений , потому надо писать лаконично и точно.

Вот к этому вы и должны стремиться.

Как этого добиться?

Не надо писать текст, как акын в степи, подряд и все. Надо продумать его структуру.

Структура вашего ответа

  • На черновике напишем вопрос-задание.
  • Найдем в тексте ответ(ы).
  • Запишем их в черновике в виде структурированного списка.
  • Сделаем связки между предложениями.
  • Запишем вывод.
  • Проверим, соответствует ли вывод вопросу.

Так текст приобретет структуру и четкость, как следствие.

Разберем это на примере демоверсии ЕГЭ по литературе 2015

Задание № 8.

  1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается конфликт произведения? (Проблема-вопрос).
  2. Идея: конфликт намечается с первых страниц романа, причем проявляется не только в разговорах, а и в другом: манерах, портрете, поведении героев.
  3. Доказательства: в портрете Павла и даже Прокофьича подчеркнута аккуратность, изящество, щегольство (Павел), одежда Базарова подчеркнуто демократична («балахон», который брезгливо принимает Прокофьич).
  4. Павел не подает руки Базарову, а с племянником расцеловался, но сначала подал руку, подчеркнув тем самым «чужеродность» гостя в его среде. В нем говорит дворянский снобизм, в Базарове же грубоватые манеры и абсолютное пренебрежение и к аристократизму, и к его носителям. Они непременно сойдутся в непримиримой схватке, что мы увидим в дальнейшем.

Вот после такой работы приступите к созданию связного текста, перенеся идею в конец.

Теперь о лирике

Лирика – это род литературы, в котором выражаются эмоции и чувства автора, и их совокупность в конкретном произведении называется лирическим героем.

Чаще всего вас и просят раскрыть особенности лирического героя или рассказать о чувствах.

Они могут выражаться напрямую («ЛЮБЛЮ грозу вначале мая…», «И СКУЧНО, и ГРУСТНО…», «Я НЕ ЛЮБЛЮ, когда мне лезут в душу, тем более, когда в нее плюют…»).

Второй способ – через лирические средства, употребленные автором: характер эпитетов, например, или метафоры: «Гой ты, Русь моя РОДНАЯ!» — эпитет. «В заветных ладанках не носим на груди, о ней навзрыд стихи не сочиняем…» — помимо всего еще и синтаксический параллелизм. Использование определенной лексики (высокой или просторечной): «Се вид Отечества, лубок…», «Борис у Глеба в морду просит…».

Вот и ищите это в стихотворении, определив его тему. У нас в демоверсии – все известная «Россия» А.Блока.

  • Прямое выражение чувства: «Слезы первые любви», «Тебя жалеть я не умею, но крест свой бережно несу».
  • «Непрямое» выражение: уверенность в будущем Родины («не пропадешь, не сгинешь ты»), восхищение («прекрасные черты»), сопоставление с прекрасной женщиной («да плат узорный до бровей»), пронзительность картин России («когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика»).
  • Автор не просто любит свою Россию, но готов разделить с ней крестный путь, который, он уверен, далеко еще не закончен.

И последнее…

Сравните:

«Василиса Прекрасная была замечательной хозяйкой, умной, красивой, доброй. Она помогала Ивану Царевичу во всем. Это один из самых привлекательных образов в русском фольклоре».

«В Василисе Прекрасной, одном из самых привлекательных образов русских сказок, воплощены те черты, которые народ высоко ценил в женщине: трудолюбие, сметливость, доброту, любовь к семье и дому, верность и преданность».

Есть разница?

Это называется уровень изложения и уровень обобщения, и в критериях этого нет, но!… старайтесь делать обобщения на высоком уровне, вам ведь есть что сказать миру?

Это задание просто отличное: оно проверяет и знание литературных произведений в целом, и знание культурного контекста, и вашу эрудицию.

Вам понадобиться не только умение определять проблемы, идеи, но и видеть разницу авторов в подходах к изображаемому.

В целом к этому заданию можно готовиться по книжкам, которые содержат таблично-схематичное изложение литературных произведений и краткий их анализ. Круг проблем в литературе, особенно в лирике, ограничен, что значительно упрощает вашу задачу.

Можно потренироваться. Например, в лирике:

  • тема любви;
  • тема Родины;
  • тема поэта и поэзии;
  • тема природы;
  • круг проблем философской лирики: жизнь и смерть, временное и вечное, жизнь духа, добро и зло и т.д.

А потом посмотрите, у каких поэтов встречаются эти темы и кратко уложите в голове их идеи. Как? Не знаю, но все же попробуйте. Потом определите разницу.

То же самое можно проделать и с эпосом.

Сколько произведений нужно привести? Два. Причем одно из них может быть того же автора.

Структура ответа

Автор … утверждает, что…, а … говорит то же (или не то же, в зависимости от решения проблемы). Помните, что здесь НЕ НАДО доказывать ничего, сосредоточьтесь на самой проблеме-идее, иначе ваш ответ будет бесконечным.

В заключение хочу сказать, что к проблеме …. Обращались многие авторы, но каждый находил свое решение и писал о том, что ближе ему как поэту и человеку.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Среднее общее образование

Литература

Задание №8 ЕГЭ по литературе

Предлагаем вашему вниманию разбор 8 задания по литературе к ЕГЭ-2019 с комментариями.

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ-2019 по литературе

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Задание 8

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

При ответе на вопрос необходимо показать место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Памятка учащимся

При составлении письменных ответов на вопросы не забывайте главное:

  1. Отвечайте на заданный вопрос, а не пишите все, что вы знаете о данном произведении.
  2. Не забывайте, что в основе вашего анализа должен быть предложенный фрагмент произведения.
  3. Уточните все понятия, составляющие данный вопрос. Например, «основной конфликт». (основной конфликт – конфликт отцов и детей, представителей разных поколений). Как, каким образом он проявляется? (конфликт может проявляться в диалогах, в действиях, в явном столкновении конфликтующих сторон).

Исходя из анализа критериев оценки задания 8, можно сформулировать требования к его выполнению.

  1. Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла).
  2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла).
  3. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).

Максимальная оценка – 6 баллов.

Примерный образец ответа

В данной сцене конфликт между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым только намечается и проявляется это прежде всего в поведении Павла Петровича Кирсанова, который не подал руки Базарову, а спрятал ее в карман, демонстрируя тем самым, что ему неприятно, что Аркадий привёз с собой гостя. Эта подробность привлекает к себе внимание читателя, так как сценой раньше Николай Петрович Кирсанов, брат Павла Петровича, первым протянул руку Базарову в знак гостеприимства.

В портрете Павла Петровича Тургенев подчеркивает его породу, благородное происхождение. Представление о Базарове, которое мы получаем из этого фрагмента, прямо противоположное. «Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку», – говорит он Николаю Петровичу. Базаров не придает никакого значения своему внешнему виду. О своих вещах говорит шутливо-уничижительно.

Анализируя приведенный фрагмент, можно предположить, что при знакомстве герои почувствовали личную неприязнь друг к другу, граничащую с презрением. Впоследствии конфликт ещё более усугубится и выйдет за рамки личного недовольства друг другом.

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Книга адресована учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по литературе. Издание содержит: задания разных типов по всем темам ЕГЭ; тренировочные варианты ЕГЭ; методические рекомендации; ответы ко всем заданиям. Пособие будет полезно учителям литературы, так как дает возможность эффективно организовать подготовку учащихся к ЕГЭ

Вариант № 473435

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние Ф. М. До­сто­ев­ско­го «Преступление и наказание».


Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт>

Ответ:

Укажите фа­ми­лию героя, о ко­то­ром по­вест­ву­ет автор в приведённом фрагменте.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ответ:

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, не­су­щая в ху­до­же­ствен­ном тек­сте определённую смыс­ло­вую на­груз­ку (каморка героя, по­хо­жая на шкаф)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Преступления и наказания», име­ю­щи­ми определённое от­но­ше­ние к глав­но­му герою, и их крат­кой характеристикой. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ответ:

Фрагмент за­вер­ша­ет раз­вер­ну­тое внут­рен­нее вы­ска­зы­ва­ние героя. Каким тер­ми­ном оно обозначается?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ответ:

Укажите на­зва­ние города, в ко­то­ром раз­во­ра­чи­ва­ет­ся дей­ствие «Преступления и наказания».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ответ:

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, ко­то­рое до­стиг­ло рас­цве­та во 2-й по­ло­ви­не XIX века и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё во­пло­ще­ние в «Преступлении и наказании».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры зву­чит тема пре­ступ­ле­ния и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Преступлением и наказанием» Ф. М. Достоевского?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение К. Симонова «Жди меня».


«Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(Константин Симонов. 1941 г. )

Ответ:

Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует сравнение.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 8–12, 15, 16.

«Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(Константин Симонов. 1941 г. )

Ответ:

Укажите изобразительно-выразительное средство, основанное на повторении одинаковых согласных звуков, к которому прибегает автор в строках:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 8–12, 15, 16.

«Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Как известно, все задания ЕГЭ по литературе делятся на три группы - с кратким ответом (1 слово или словосочетание), с развернутым ответом (5-10 предложений) и сочинение (минимум 200 слов).

Задание № 8 КИМ ЕГЭ по литературе относится ко второй группе. На это задание нужно дать развернутый ответ в размере 5-10 предложений на основе приведенного текста.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки . Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы...» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.

Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»

Да вот пошел семнадцатый годок , — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще...

«Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни ».

Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого .

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

Задание
8. Как в данном эпизоде повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» намечается характер главного героя?

Разбор вопроса и пример развернутого ответа вы можете посмотреть на видео.

Как правильно ответить?

Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо хорошенько проанализировать данный фрагмент.

У нас спрашивают характер героя, поэтому нужно выписать из текста все характеристики нашего героя (я выделил их красным в тексте) и разделить их на положительные и отрицательные.

Эти характеристики станут вашими аргументами к выдвигаемым тезисам. А ваши тезисы - это ответ на поставленный вопрос.

Мы определяем развернутый ответ как мини-сочинение. А как у любого сочинения, пусть даже «мини», должен быть план. Строить план мы будет, ориентируясь на те требования, которые нам даны в критериях оценивания:

ПЛАН

1. Дать прямой ответ на поставленный вопрос;

3. Высказать тезисы (2-3) и подкрепить их материалом из приведенного текста.

Первый пункт

Даём прямой ответ на вопрос: «В данном эпизоде повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин показывает героя подростком, который, несмотря на то, что ему уже 16 лет, ещё не приобрел достаточно навыков для взрослой жизни» .

Имейте в виду, что на начальном этапе работы прямой ответ будет приблизительным и его по ходу анализа придется уточнять или переформулировать.

Второй пункт

Конечно, чтобы ответ был ёмким по смыслу, стоит обратиться ко всему произведению и сформулировать авторскую позицию, или попутаться разгадать авторский замысел.

Третий пункт

Первый тезис : «Герой, несмотря на возраст, все ещё мальчишка: гоняет «голубей и играет в чехарду с дворовыми мальчишками», лакомится «кипучими пенками» на медовом варенье» .

Второй тезис : «Жизнь героя беззаботна, к тому же он любимец матери, у которой «слезы потекли» от мысли о скорой разлуке с сыном».

Третий тезис : «Отец прекратил его баловать и отправил служить в гвардию: «…пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…»

(Четвертый пункт)

Вообще, вывод писать в данном задании не нужно, но мы считаем, так будет лучше, а ответ от этого только выиграет.

Объединяем!

В данном эпизоде повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин показывает героя подростком, который, несмотря на то, что ему уже 16 лет, ещё не приобрел достаточно навыков для взрослой жизни.

В своей повести А. С. Пушкин показал Петра Гринева в развитии - как из обычного мальчика - «недоросля» герой превращается в благородного и честного офицера.

Герой, несмотря на возраст, все ещё мальчишка: гоняет «голубей и играет в чехарду с дворовыми мальчишками», лакомится «кипучими пенками» на медовом варенье.

Жизнь героя беззаботна, к тому же он любимец матери, у которой «слезы потекли» от мысли о скорой разлуке с сыном.

Отец прекратил его баловать и отправил служить в гвардию: «…пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…».

Редактируем!

Объединяем ответ, позицию и тезисы по смыслу. Избавляемся от повторов. Добавляем смысловые связки. По сути, делаем из разрозненных частей - цельное высказывание с выводом.

В своей повести А.С. Пушкин изобразил Петра Гринева в развитии - как из обычного мальчика-недоросля герой становится благородным и честным офицером. А приведенный эпизод показывает главного героя на начальном этапе становления его характера.

Гринев, как и положено «недорослю» шестнадцати лет, гоняет «голубей и играет в чехарду с дворовыми мальчишками», лакомится «кипучими пенками» на медовом варенье и идеализирует службу в армии как «верх благополучия человеческого». Петруша абсолютно беззаботен и не имеет ни малейшего представления о жизни.Он любимец матери, у которой «слезы потекли» от мысли о скорой разлуке с сыном, но в то же время отец воспитывал его в строгости:«…пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни…»

В итоге, в начале жизненного пути А. С. Пушкин показал Петрушу как обычного «недоросля» екатерининской эпохи.

Вконтакте

Как выполнить задание № 8 на ЕГЭ по литературе? Об этом пойдёт речь в данной статье.

Хочу сделать некоторое отступление.

Любой развёрнутый ответ имеет две стороны: содержание и форму.

Форма ответа – это внешнее оформление ответа, то, как выпускник отвечает на вопрос, его стиль, языковое оформление. Она может быть самой различной.

Я уверена, ребята, что вам учителя не раз говорили о том, какой должна быть эта форма. Я предлагаю свой ВАРИАНТ оформления ответа. Если он вам понравится, можете его использовать.

Задание № 8. Каково оно?

Задание № 8 – это вопрос по тексту, который дан в самом начале теста. Это отрывок из произведения русской классической литературы. Может быт предложена проза, драматургия или дано произведение поэзии таких жанров, как роман (например, роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин») или поэма (например, поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

Катерина и Варвара.Катерина. <…> Знаешь, мне что в голову пришло?Варвара. Что?Катерина. Отчего люди не летают!Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю . Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много . Потом пойдём с маменькой в церковь , все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи . И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились , Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные , и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно , а как на образах пишутся. А то будто я летаю , так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Примечание: подчёркнуты фразы, которые помогут дать полный ответ на вопрос.

Задание.

  • Внимательно прочитайте вопрос. Выделите в нём ключевые слова : «особенности внутреннего мира», «рассказы о себе».
  • Вы должны отвечать именно на данный вопрос . НЕЛЬЗЯ заменять его характеристикой Катерины по всей пьесе, приводить в пример эпизоды из неё, которых нет в данном отрывке . Помните : вы даёте ответ только по данному отрывку из текста .
  • Вступление.

    При его написании используйте фразу вопроса.

Пример.

В данном эпизоде Катерина рассказывает о себе, раскрывая свой внутренний мир. Каков он?

  • Основная часть.

    Используя текс т, показываете, каким был внутренний мир героини: что она любила, о чём мечтала?

Пример.

Катерина с нежностью вспоминает годы жизни в родительском доме, в котором её любили, наряжали, ни к чему не принуждали, где она почувствовала, что такое свобода.(«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю» .) Это восторженная девушка, восхищающаяся красотой всего,что её окружает, что она видит и слышит: красотой природы («…все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много») , церковного убранства и песнопения. Не случайно ей чудились в церкви ангелы как олицетворение всего доброго, светлого, радостного.

Дополняю образ Катерины её сны, яркие, красочные. Вроде бы она видит всё то же, что её окружает в жизни — горы, деревья, сады, но они в её снах «необыкновенные », словно героиня тянется к этой красоте, чему-то необычному. Ей хочется летать, как это она делает во сне, чтобы почувствовать себя свободной. Жить в неволе она не хочет и не может, а именно такой она видит жизнь в доме Кабановых («… здесь все как будто из-под неволи» .)

  • Вывод . Его вы тоже пишите. Используя фразы вопроса.

Таким образом, через рассказ Катерины о себе автор смог показать богатство внутреннего мира героини, её стремление жить в красоте, быть свободной, желание любить и быть любимой.

Итого: 10 предложений (без цитат), мы уложились в примерный объём ответа.

Вспомним ещё раз КРИТЕРИИ оценивания данного ответа.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
  1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена 2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0
  1. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют 2
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка 1
Суждения не аргументированы текстом произведения,И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки 0
  1. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) - суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 6

Запомните главные требования к ответу задания № 8.

  • Необходимо показать понимание приведённого фрагмента текста .
  • Нельзя искажать позицию автора (не нужно домысливать, писать о том, что было бы, если… Анализируйте только конкретный текст).
  • Необходимо приводить в пример фрагменты, образы, детали и т.д. из текста , но НЕ пересказывая их , а именно анализируя, показывая, как они раскрывают ответ на вопрос. Цитату можно приводить в скобках после своих суждений.
  • Не допускайте фактических ошибок : не искажайте имена и фамилии героев, не пишите о том, чего нет в тексте, не искажайте смысл произведения.
  • Следите за правильностью оформления речи, не допускайте логических и речевых ошибок .

Желаю хорошо подготовиться к ЕГЭ!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.