Пикассо испанец. Музеи пабло пикассо в испании. Душевные расстройства Пикассо

Родился Пабло на юге Испании, в Малаге. Спустя годы семья переехала в северную часть страны, в город Ла-Корунья. Там отец будущего художника Хосе Руис Бласко, происходивший из знатного но обедневшего рода, стал преподавать рисование в Институто да Гуарда. Он был первым человеком, познакомившим сына с основами живописи. Необыкновенная художественная одаренность Пабло приносила дону Хосе бесконечную радость, вселяя надежду, что в будущем сын сможет обеспечить себя, занимаясь, как и он сам, преподаванием. Прошло совсем немного времени, и отец понял, что по своей художественной силе и самобытности дарование сына значительно превосходит его собственное. Увидев однажды очередные карандашные наброски, сделанные Пабло, он вручил ему свою палитру и кисти, сказав: “Сын мой, больше я ничему не могу научить тебя” .

Многие исследователи стремятся объяснить стилистическое непостоянство художника его генами, приписывая его матери еврейское происхождение; но семья Пикассо была самой что ни есть испанской и даже андалузской и принадлежала к среде провинциальной мелкой буржуазии. Отец художника, Хосе Руис Бласко, был живописцем средней руки и преподавал в художественной школе в Малаге, затем в лицее в Ла Корунье, куда он переехал со своей семьей в 1891, и, наконец, в Художественной школе в Барселоне, где в сентябре 1895 к нему присоединился и его сын. Художественная атмосфера Барселоны, в которой преобладала неординарная личность архитектора Гауди (мастерская начинающего художника находилась прямо перед домом, построенным Гауди), была весьма подвержена внешним воздействиям: Ар Нуво, искусства Бердсли, Мунка и северного экспрессионизма в целом, и в гораздо меньшей степени - импрессионизма и французской живописи, за исключением Стейнлена и Тулуз-Лотрека. Каталонские художники, с которыми художник знакомится в кафе "Четыре кота", заново открывают Эль Греко, Сурбарана, средневековую каталонскую скульптуру, Испанию, более непосредственную и страстную, чем это допускалось официальным обучением. Эта провинциальная и романтическая интеллигенция была глубоко пронизана социальными интересами и отличалась настоящей необузданностью анархических кругов.
В этой среде зарождался гений Пабло Руис Пикассо (1881—1973).

Наука и милосердие

В 1900 Пикассо впервые побывал в Париже, куда он периодически приезжает за тем в течении трех последующих лет. В 1904 году он поселяется там окончательно, Но вплоть до 1907 года его творчество носит сугубо испанский характер. Талантливый молодой живописец в одиночестве занимается в Париже изучением интернациональной живописи и вбирает в себя и с поразительной легкостью усваивает самые разные влияния: Тулуз-Лотрека, Гогена, Каррьера, Пюви де Шаванна, набидов, а также греческого искусства и некоторых испанских традиций. Это время так называемого "голубого" периода творчества Пикассо, названного так из-за преобладания голубых тонов. Вплоть до 1906 живопись Пикассо носит спонтанный характер, остается безразличной к чисто пластическим проблемам, и художник, кажется, почти не проявляет интереса к поискам современной живописи. С 1905, и, вероятно, уже под влиянием Сезанна, он стремится придать формам больше простоты и значительности, в меньшей степени, однако, отразившейся на его первых скульптурных работах, нежели в произведениях эллинизирующего периода. Но отказ от декоративной вычурности раннего творчества происходит во время поездки летом 1906 в Андорру, в Госоль, где он впервые обратился к "примитивизму", чувственному и формальному, который он будет разрабатывать на протяжении всей своей последующей творческой карьеры. Так рождается новый стиль в живописи, основным идейным вдохновителем которого стал Пабло Пикассо.

В 1907-1914 Пикассо работает в таком тесном сотрудничестве с Браком, что не всегда возможно установить его вклад на разных этапах кубистической революции. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго, он уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, увеличивает и ломает объемы, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины. Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности, и хотя первоначальная цель кубизма состояла в том. чтобы более убедительно, чем с помощью традиционных приемов, воспроизвести ощущение пространства и тяжести масс, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Брак вводят в свои картины типографский штрифт, элементы "обманок" и грубые материалы - обои, куски газет, спичечные коробки. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости, расположенные на поверхности и, на первый взгляд, почти произвольно, или передает в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910-1913. Собственно кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны, разделившей его с Браком. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921.

Любовники

В 1917 Жан Кокто уговаривает Пикассо поехать с ним в Рим для исполнения декораций к балету "Парад" на музыку Эрика Сати для Сергея Дягилева. Сотрудничество Пикассо с Русскими балетами воскрешает в нем интерес к декоративизму и возвращает его к персонажам своих ранних работ. "Пассеистический по замыслу", как говорил Лев Бакст, занавес для "Парада" отмечает возникший еще в 1915 году возврат к реалистическому искусству, к изящному и тщательному рисунку, часто "энгристскому", к монументальности форм, навеянной античным искусством. Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на буржуазной Ольге Хохловой, успех художника в обществе - все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты. Личная жизнь Пабло Пикассо - это вообще отдельная тема для разговора, частично мы ее коснемся чуть ниже. В работах этого периода впервые обнаруживается настроение, которое проявилось с особой силой уже позже и которое было присуще многим художникам, и в частности Стравинскому, в период между двумя войнами: интерес к стилям прошлого, ставшим культурным "архивом", и необыкновенная виртуозность в их переложении на современный язык.

В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После эпикурейского изящества 1920-х мы попадаем в атмосферу конвульсий и истерии, в ирреальный мир галллюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов, влиянием несомненным и сознательным, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935, и театральной пьесе, созданной во время войны. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ, орущих, раздутых до абсурда и бесформенных или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы. Это период контактов с сюрриолизмом. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, потому, что сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой, или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932, вдохновляла его на откровенную чувственность. Она стала также моделью для нескольких безмятежных и величественных скульптурных бюстов, исполненных в 1932 в замке Буажелу, который он приобрел в 1930. В 1930-1934 именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса, животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма и особенно металлические конструкции, имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов, которые он создает с помощью своего друга, испанского скульптора Хулио Гонсалеса. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к "Метаморфозам" Овидия и к произведениям Аристофана свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.

Тема быков возникает в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр, исполненных в 1935 году. Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему "Герники", самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького басского городка и которое знаменует начало его политической деятельности. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил это прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность, сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Среди них - Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами. Никогда еще женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточенностью; увенчанные нелепыми шляпами, лица, изображенные в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассеченные потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы. Немецкая оккупация не могла, понятно, испугать Пикассо, который оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Она также нисколько не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры, скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи.

Героника

Картина "Бойня" - последнее трагическое произведение Пикассо. Осенью 1944 года он публично заявляет о своем вступлении в коммунистическую партию, но кажется, не проникается ее идеями настолько, чтобы выражать их в своих крупных исторических произведениях, чего, вероятно, ждали от него его политические товарищи. Голубь, изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949 год), оказался, вероятно, наиболее действенным проявлением политических убеждений художника. Кроме того, эта работа способствовала тому, что он стал легендарной, всемирно известной личностью.

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с молодой Франсуазой Жило, с которой познакомился в 1945 и которая подарит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных семейных картин, мощных и очаровательных. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо. Но особенно сильны в этот период отказ от декоративного пыла и поиски новых выразительных средств. Все это проявилось в многочисленных литографиях, плакатах, ксилографиях и линогравюрах, керамике и скульптуре. Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике "Мадура" в Валлорисе; увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных, иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия.

Женщины, бегущие по берегу

В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Это было для художника началом тяжелого морального кризиса, который эхом отдается в замечательной серии рисунков, исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954; в них Пикассо, по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи. В 1954 он встречается с Жаклин Рок, которая в 1958 станет его женой и вдохновит его на серию очень красивых портретов. Вообще то ни у одного из великих художников не было столько романов и возлюбленных, сколько у Пабло Пикассо. Однажды он сказал: «К несчастью, а может, и к счастью, я смотрю на вещи через призму любви». Женщины были нужны ему как воздух, они поддерживали огонь его таланта. А потом, как поленья, сами сгорали до угольков, становясь жертвами гения.

Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения и элементы тауромахии, выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968).

Музей Пикассо был открыт в Барселоне, благодаря самому художнику, который в 1970 преподнес в дар городу свои работы. В 1985 музей Пикассо был открыт и в Париже (отель Сале); сюда вошли работы, переданные наследниками художника, - более 200 картин, 158 скульптур, коллажи и тысячи рисунков, эстампов и документов, а также личная коллекция Пикассо. Новые дары наследников (1990) обогатили парижский музей Пикассо, Городской музей современного искусства в Париже и несколько провинциальных музеев (картины, рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии).

Творческое наследие Пабло Пикассо насчитывает более 1500 художественных работ и пока нет возможности собрать их все воедино.

1 - First Communion

2 - Автопортрет

3 - Трагедия

4 - Жизнь

5 - Женщина с вороном

Основоположник кубизма, самый дорогой художник в мире, лучший художник прошлого века, самый «похищаемый» художник – все это Пабло Пикассо. На его родине хранится большая часть его работ. О том, где их увидеть, пойдет речь в статье.

Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо – так звучит полное имя мастера. Пабло Пикассо – испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер . По опросу, проведенному журналом Times в 2009 году, Пикассо назван лучшим художником, жившим за последние 100 лет. Возможно, поэтому он остается самым «похищаемым» художником. Коллекции его картин разбросаны по всему миру, но самые многочисленные находятся на родине, в Испании .

Museo Сasa natal de Pablo Picasso (Малага)




Художник родился в 1881 году в Малаге , где сейчас расположены посвященный ему музей и фонд. Музей Casa natal de Pablo Picasso – «Дом, где родился Пикассо» на Plaza de la Merced, 15 в Малаге – был объявлен историческим памятником в 1983 году. Изначально в качестве музея был открыт только первый этаж, но постепенно весь дом переделали под выставочные залы и торжественно открыли в 1998 году.

Casa natal de Pablo Picasso – это в первую очередь фонд изучения и продвижения творческого наследия художника. Большой интерес для поклонников представляет первый этаж, где сохранены интерьеры комнат с XIX века, когда в нем жила семья Руис-Пикассо.

В музее фонда собраны картины более 200 художников, помимо мастера. Из самых ценных экспонатов – грубые наброски Пабло Пикассо к его картине «Авиньонские девицы», выполненные в 1907 году. Коллекция литографий содержит 238 работ, созданных в период с 1930 по 1960 год, это вторая в мире по величине коллекция этого рода. Также здесь выставлено более 50 книг, иллюстрированных художником вместе с Шагалом, Миро и другими мастерами. Фонд может похвастать 34 керамическими работами, выполненными с 1940 по 1946 год. Также фонд выставляет уникальную коллекцию фото, изображающих художника в последние годы его жизни.

До 5 июня 2016 года открыта выставка «После Пикассо» – работы художников, работающих в его манере и вариации на тему самых известных произведений художника. С февраля работает выставка «Пикассо: решающие моменты» – это 18 работ художника, включая эскизы к «Авиньонским девицам» и к «Гернике» и полотна из переходного периода от голубого к розовому этапу.

Открыто с 9:30 до 20:00. Постоянная выставка, дом-музей, временная выставка и аудиогид стоят 4 евро.

Адрес: Plaza de la Merced, 15, Málaga.

Museo Picasso (Малага)



Музей Пикассо в Малаге возник по желанию самого художника. Идея создания родилась в 1953 году, но реализовалась только в 1992 году, когда жена его покойного сына Кристина Руис-Пикассо устроила выставку своего свекра в Малаге. В 2003 году, спустя 50 лет после задуманного, музей был торжественно открыт королем Хуаном Карлосом и королевой Софией.

Museu Picasso (Барселона)



В 1960 году близкий друг и секретарь Пикассо Хайме Сабартес принял решение пожертвовать свою коллекцию картин художника и организовать музей в Барселоне . В 1963 году в готическом дворце Беренгера д"Агилара открылся музей , названный «Коллекция Сабартеса». Сегодня он известен как Музей Пикассо и занимает уже 5 особняков, потому что после смерти Сабартеса сам Пикассо пожертвовал в музей значительную долю своих творений. На сегодняшний день в фонде музея хранится более 4 тысяч его работ, это самая большая коллекция Пикассо в мире.

Преимущественно это ранние работы с 1895 по 1904 год, расположены они в строго хронологическом порядке – от карандашных детских набросков до зрелых произведений. Здесь же можно увидеть и картины знаменитого голубого и частично розового периода, созданные до переезда в Париж. Из самых ранних произведений наиболее значимые – «Наука и милосердие», среди поздних выделяют серию «Менины» 1957 года – вариации на тему известного полотна Веласкеса, а также серию «Голуби», созданную в том же году в Каннах. Важна и собранная здесь коллекция керамики, переданная в музей вдовой художника Жаклин Роке, с которой он, кстати, познакомился в керамической лавке.

Работает с 9:00 до 19:00, кроме понедельника (в четверг – до 21:30). Полный билет, включая основную и временную выставки, стоит 14 евро. Обычно у входа большие очереди, нужно запастись терпением и прийти пораньше.

Адрес: Carrer Montcada, 15-23, Barcelona.

Fundació Palau (Барселона)


Фонд Палау, где хранится около 50 произведений мастера, – второй по числу выставленных работ музей Пикассо в Каталонии . Фонд был создан в 2003 году для сохранения работ художника, подаренных основателю выставки литератору Хосепу Палау-и-Фабре самим Пикассо, с которым тот поддерживал тесные отношения в течение 25 лет. Здесь есть малоизвестный автопортрет Пикассо, кукольный театр , созданный художником для своей дочери Майи. Вход – 5 евро.

Адрес: Carrer Riera, 54, Caldes d’Estrac, Barcelona.

Pueblo Español (Барселона)


В архитектурном музее Pueblo Español, или «Испанская деревня», в Барселоне выставлена достаточно большая коллекция керамики Пикассо, в которую входят созданные в 60-е годы прошлого столетия подносы, тарелки, чашки, вазы с изображением животных и сцен из испанской жизни. Также в коллекции музея хранятся несколько гравюр художника.

Адрес: Posada de las Ánimas, 62, Carrer Andalusia, Barcelona.

Casa Museo Picasso (Ла-Корунья)


Дом-музей Пикассо в Ла-Корунье открыт с 2002 года. В этом типичном галисийском особняке семья художника жила с 1891 по 1895 год. Здесь собрано 33 работы, из которых 4 – рисунки отца художника, профессора, преподавателя изящных искусств. Все создано во время жизни в Ла-Корунье, когда юный художник уже публиковал свои рисунки и карикатуры в местных газетах. Интерьеры особняка бережно восстановлены и сохранены в неприкосновенности. Вход в музей бесплатный.

Адрес: Calle Payo Gómez, 14, La Coruña.

Центр искусств королевы Софии (Мадрид)


В коллекции Пикассо в Музее королевы Софии в основном хранятся работы 30-х годов. Самая ранняя – это «Женщина в голубом», 1901 год, самые поздние – это три картины из серии «Модель и живописец» 1963 года. Всего в коллекции – 292 работы, это картины и скульптуры.

Но жемчужина коллекции – это, без сомнения, «Герника». Здесь выставлена сама картина, а также подготовительные эскизы и фотографии художника за работой, созданные Дорой Маар. Полотно в 1981 году вернулось в Испанию из Музея современного искусства в Нью-Йорке. Эту картину о разрушении фашистами города Герника Пикассо создал по заказу правительства Второй республики для украшения испанского павильона на Международной парижской выставке 1937 года.

Адрес: Calle de Santa Isabel, 52, Madrid.

Museo Picasso (Буитраго-дель-Лосоя, Мадрид)


Основа этого музея , открытого в 1985 году, – коллекция парикмахера и друга художника Эухенио Ариаса. Свое собрание Ариас перевез в дар из Франции в 1982 году, а место для открытия музея было его условием – он хотел сделать подарок родному городу.

Коллекция состоит из 65 работ: это рисунки, литографии, плакаты и керамика. Здесь есть единственная работа Пикассо в техники пирографии, или выжигания. Также в музее хранится много фотографий и артефактов, касающихся жизни Пикассо, его дружбы с Ариасом и другими соотечественниками.

Адрес: Plaza de Picasso, 1, Buitrago del Lozoya, Madrid.

В 1892-1895 годах учился в Школе изящных искусств в Ла-Корунье, в 1895-1897 годах — в Школе изящных искусств в Барселоне, где получил золотую медаль за картину "Наука и благотворительность" (1897).

В 1950 году Пикассо был избран во Всемирный совет мира.

В 1950-е годы художник писал множество вариаций на тему известных мастеров прошлого, прибегая к кубистической манере письма: "Алжирские женщины. По Делакруа" (1955), "Завтрак на траве. По Мане" (1960), "Девушки на берегу Сены. По Курбе" (1950), "Менины. По Веласкесу" (1957).

В 1958 году Пикассо создал композицию "Падение Икара" для парижского здания ЮНЕСКО.

В 1960-е годы Пикассо создал монументальную скульптурную композицию высотой 15 метров для общественного центра в Чикаго.

— один из самых "дорогих" художников мира — эстимейт (предпродажная оценка стоимости) его работ превышает сотни миллионов долларов.

Пабло Пикассо был дважды женат. В 1918 году он венчался с балериной Дягилевской труппы Ольгой Хохловой (1891-1955). В этом браке у художника родился сын Поль (1921-1975). После смерти Ольги в 1961 году художник женился на Жаклин Рок (1927-1986). У Пикассо также были внебрачные дети — дочь Майя от Мари-Терез Вальтер, сын Клод и дочь Палома от художницы Франсуазы Жило.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Самый известный и влиятельный художник XX века, пионер жанра кубизма и испанский экспатриант Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года.

Родители Пикассо

Пожалуй, самый известный художник, чье до нелепого длинное имя стало нарицательным, родился в октябре 1881 года в городе Малага, Испания. В семье было три ребенка — мальчик Пабло и его сестры Лола и Консепсьон. Отец Пабло, Хосе Руиз Бласко, работал профессором в школе изящных искусств. Про мать Пикассо известно очень мало: донна Мария была простой женщиной. Однако сам Пикассо часто упоминал про нее в своих интервью. Например, он вспоминал, что мать, обнаружив его неординарный талант к вязанию, произнесла слова, которые он запомнил на всю жизнь: "Сынок, если ты пойдешь в солдаты, ты станешь генералом. Если ты уйдешь в монастырь, ты вернешься оттуда Папой". Тем не менее, как иронично отмечал художник, "я решил пойти в художники и стал Пабло Пикассо".

© Sputnik / Сергей Пятаков

Репродукция картины "Девочка на шаре" работы Пабло Пикассо

Детство Пикассо

Несмотря на то, что школьная успеваемость Пикассо оставляла желать лучшего, он демонстрировал уникальные навыки в рисовании, и в 13 лет уже мог соревноваться с отцом. Хосе часто запирал его в комнате с белыми стенами и решетками в качестве наказания за плохую учебу. Со свойственной ему иронией, Пикассо позже рассказывал, что сидеть в клетке ему доставляло огромное удовольствие: "В камеру я всегда проносил тетрадь и карандаш. Я сидел на скамье и рисовал. Я бы мог там сидеть вечно, сидеть и рисовать."

Начало творческого пути

Будущая легенда художественного искусства впервые заявила о своей претензии на гениальность, когда семья Пикассо перебралась в Барселону. В 16 лет он поступил в Королевскую Академию Святого Фернанда. Экзаменаторы были потрясены, когда Пабло за сутки прошел вступительные испытания, рассчитанные на целый месяц. Но вскоре подросток разочаровался в местной системе образования, которая, на его взгляд, "была слишком зациклена на классике". Пикассо начал прогуливать занятия и бродить по улицам Барселоны, попутно делая наброски зданий. В свободное время он знакомился с богемой Барселоны. В то время все известные деятели искусства собирались в кафе "Четыре Кота", где Пикассо стал завсегдатаем. Его неподражаемая харизма заработала ему широкий круг связей, и уже в 1901 году он организовал первую выставку своих картин.

© Sputnik / В. Громов

Репродукция картины П. Пикассо "Бутылка перно (столик в кафе)"

Кубизм, синий и розовый периоды Пикассо

Отрезок между 1901 и 1904 годами известен как синий период Пикассо. В работах Пабло Пикассо тех времен доминировали мрачные синие тона, и меланхоличные темы, точно отражавшие его душевное состояние — художник пребывал в тяжелой депрессии, которая подписывала его творческие порывы. Этот период ознаменовался двумя выдающимися картинами Старый Гитарист (1903) и Жизнь (1903).

Репродукция картины Пабло Пикассо "Нищий с мальчиком"

Во второй половине 1904 года происходит радикальная смена парадигмы его творчества. Полотна розового периода исполнены розовых и красных красок, а цвета в целом гораздо нежнее, тоньше и деликатнее. Архетип розового периода — картина La famille de saltimbanques (1905).

В жанре кубизма Пикассо работал с 1907 года. Это направление отличается использованием геометрических форм, которые дробят реальные объекты на примитивные фигуры. "Авиньонские девицы" — первая значительная работа кубического периода Пикассо. На этом полотне лица изображенных людей видны одновременно в профиль и в анфас. В дальнейшем Пикассо придерживался именно такого подхода, продолжая дробить окружающий мир на отдельные атомы.

© Sputnik / А. Свердлов

Картина "Три женщины" художника П. Пикассо

Пикассо и женщины

Пикассо был не только выдающимся художником, но и довольно известным донжуаном. Он был женат дважды, но имел бессчетное количество связей с женщинами самого разного уровня и нравственности. Сам Пикассо резюмировал свое отношение к женскому полу следующим образом: "Женщины — это машины для страдания. Я делю женщин на два вида: любовницы и тряпки для вытирания ног". Неизвестно, связано ли открытое презрение Пикассо к прекрасному полу с тем, что две из семи самых важных женщин художника покончили с собой, а третья умерла на четвертый год совместной жизни.

Неоспоримым фактом остается то, что Пикассо не был привязан ни к одной из десятков или, возможно, сотен любовниц и жен, но активно использовал их, в том числе и финансово. Среди его законных жен была амбициозная советская танцовщица Ольга Хохлова. Брак с влиятельной женщиной не помешал ему заводить отношения на стороне. Так, с молодой любовницей Дорой Маар Пикассо познакомился в баре, когда та искромсала свои пальцы в кровавое месиво, пытаясь ножом попадать в промежутки между пальцев. Это глубоко впечатлило Пикассо, и он прожил с Дорой еще несколько лет втайне от Хохловой.

© Sputnik / Алексей Свердлов

Репродукция картины Пабло Пикассо "Свидание"

Душевные расстройства Пикассо

На протяжении его жизни и даже после смерти, Пикассо приписывали целый букет психических заболеваний. Впрочем, для этого не обязательно быть психиатром. Чрезмерно завышенная самооценка Пикассо, чувство абсолютного превосходства и уникальности, и крайний эгоцентризм соответствуют критериям нарциссического расстройства личности, описанного в Международной Классификации Болезней (МКБ) четвертого издания. Шизофренический статус Пикассо подвергается серьезным сомнениями со стороны медицинского сообщества, так как не представляется возможным диагностировать по картинам настолько сложное заболевание, но достоверно известно, что Пикассо страдал тяжелой формой дислексии — нарушение способности читать и писать при сохранении нормального интеллекта.

Картина Пикассо "Алжирские Женщины" — самая дорогая картина, когда-либо сошедшая с аукциона. В 2015-м ее приобрели за 179 миллионов долларов.

Пикассо ненавидел водить из страха повредить свои руки. Его роскошным лимузином Hispano-Suiza всегда управлял личный водитель.

У Пикассо был роман с Коко Шанель. Как вспоминала мадемуазель Шанель, "Пикассо был единственный мужчина во втором тысячелетии, который меня возбуждал." Однако сам Пикассо опасался ее, и часто жаловался, что Коко была слишком известная и непокорная.

Про самовлюбленность и астрономическую самооценку Пикассо ходят легенды. Впрочем, некоторые слухи вовсе таковыми и не являются. Легендарный художник однажды сказал другу : "Бог — это тоже художник… как и я. Я — Бог".

Пикассо, родившийся в 23 часа 15 минут 25 октября 1881 года в городе Малага, явился на свет мертворожденным. Он не дышал. И не кричал. Акушерка, сообразив, что он безнадежен, перенесла все внимание на мать. Если бы при этом не присутствовал его дядя, доктор Сальвадор Руне, дитя никогда не вступило бы в жизнь. Однако дон Сальвадор склонился над младенцем и выдохнул ему в ноздри сигарный дым. Пикассо зашевелился. Пикассо завопил. В мир пришел гений. Его первый вздох, сделанный под натиском дыма, опалил ему горло, обжег легкие и пропитался возбуждением от никотина. Было бы несправедливым считать, что дух табака не выполнил свою работу.

Поскольку семейные предания бывают склонны к преувеличениям, то, возможно, дядя не так резко вернул новорожденного к жизни, и все же такое могло произойти. И это вполне объяснимо. Например, испанские хирурги не любят давать обезболивающие лекарства, когда обрабатывают раны пострадавших toreros . Они уверены в том, что чем больнее, тем быстрее пойдет заживление; для испанцев очень типично считать, что естественность - самое главное в курсе лечения. Дон Сальвадор, должно быть, полагал, что струя дыма подействует так же, как если бы он сказал: «Проснись, малыш! Жизнь в этой стране редко пахнет лучше, чем дым от сигары».

Поскольку недостаточно дать лишь беглое описание фактов, возможно, следует рассказать о родственниках, окружавших младенца. Отец Пикассо, Хосе Руне Бласко, был предпоследним сыном в большой семье, которая с гордостью прослеживала свое родство с аристократическими предками. «Хуан де Альмогера, родившийся в Кордове в 1605 году, стал и архиепископом, и вице-королем, и генерал-капитаном Перу и прославился беспощадным преследованием коррупции, имевшей место в монастырях». В 1850 году семья принадлежала всего лишь к среднему классу. Дедушку Пикассо по отцовской линии привлекала коммерция, он производил перчатки. Семеро его сыновей стали преуспевающими профессионалами: среди них были доктор, дипломат невысокого ранга, каноник в соборе. Отец Пикассо называл себя художником и в молодости не особенно утруждался, но был известен в городе. Друзья иногда называли его «англичанином», он был высоким, элегантным, голубоглазым и самым избалованным членом семьи. Он даже устроился так, что, будучи холостяком, несколько лет жил на ренту от старшего брата Пабло, каноника, заслужив тем временем репутацию славного малого. (Он был завсегдатаем публичного дома высокого класса, который держала Лола Л а Чата. Там проститутки должны были дожидаться гостей в «обычной гостиной, почти так же, как если бы они были дочками добропорядочных буржуа», где мизансцена предусматривала вязание, вышивание и чтение.)

Только к тридцати семи годам Хосе Руис был вынужден начать работать. Он стал преподавателем живописи в Школе изящных искусств Малаги и пять лет спустя женился на Марии Пикассо Лопес, которой тогда было двадцать пять лет.

Точнее, его женили. Невеста была «маленькой и подвижной, черноглазой и черноволосой», но бесприданницей. В Малаге семья Пикассо была неровня семейству Руис. Зато Мария могла предложить неистощимый запас энергии и привычку к экономии, что было весьма ценным вкладом при незначительных доходах ее мужа от двух малооплачиваемых должностей. Он также служил смотрителем в местном музее.

Жена притащила за собой в дом всех женщин своего семейства: мать-вдову, незамужних сестер, Эладию и Элеонору, и прислугу. Таким образом, ребенок Хосе Руиса и Марии Пикассо провел несколько следующих лет в окружении пяти женщин, всегда кидающихся помочь ему и готовых восхищаться любым его движением. Они были его первой королевской свитой.

При крещении он получил имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Пауло Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано Сантисима Тринидад Руис-и-Пикассо, или, если покороче, Пабло Руис. Примером тогдашнего отношения к нему может служить высказывание его матери: «Он был красив и как ангел, и как дьявол. От него нельзя было отвести глаз». Она же утверждала, что ему предрекали: «Если ты будешь солдатом, то станешь генералом. Если ты будешь священником, то в конце концов станешь папой».

В 1900 году, перед тем как он в девятнадцать лет впервые отправился в Париж, Пикассо сделал автопортрет (ныне утерянный), который он назвал «Yo - el Rey» и трижды подписал, подчеркивая: «Я - король, я - король, я - король». Это дает нам понять уровень его самомнения, которое культивировалось в маленьком мальчике обожавшими его женщинами. Несомненно, он был королем только внутри мирка служивших ему тетушек и оказался совершенно беззащитным, как только переступил за его границы.

Его сестра Лола родилась спустя три года после рождения Пабло и как раз через три дня после землетрясения, которое разрушило Малагу. Семейство Руисов покинуло свою квартиру на Пласа-де-ла-Мерсед и провело несколько ночей в студии самого престижного друга дона Хосе (и его работодателя) - Муньоса Дегрена, студия эта была построена на высокой скале. Тогда в жизнь трехлетнего мальчика вошли и оказались крепко связанными друг с другом два огромных события. Как раз за семьдесят два часа перед тем, как в его жизни появилась маленькая сестра, что нанесло урон его королевскому существованию, земля стала уходить из-под ног. Малыша закутали в одеяло и отнесли в дом, который его родители посчитали безопасным местом на время катаклизмов. Немаловажно и то, что место это принадлежало человеку, дружба с которым имела большое значение для родителей Пабло. Муньос Дегрен был не только директором Школы изящных искусств, но и самым признанным художником в Малаге. Мальчик должен был понять, что лучшую защиту от землетрясения предоставляет дом лучшего художника города.



Несомненно, в его сознании возникло и еще одно уравнение - поскольку маленькая сестра Лола появилась на свет так быстро после землетрясения, то для трехлетнего ребенка ее рождение стало результатом бедствия. А не являются ли женщины с большими животами предзнаменованием рождения и землетрясения? Интересно отметить огромных, деформированных женщин, которых он написал в 1920 году. Кстати, его бабушка по материнской линии, которая жила вместе с ними, была очень полной дамой и обладала в доме большой властью.

К 50-м и 60-м годам, когда Пикассо в свои семьдесят-восемьдесят лет стал пользоваться огромной популярностью у прессы, в его интервью часто стала появляться одна тема: когда он рисует - что-то происходит. Он не одинок. Процесс рисования, независимо от него самого, пробивается сквозь него. Как в дзен-буддизме. Оно совершает работу: «Одна линия притягивает к себе другую, в точке максимального притяжения линии изгибаются по направлению к пункту тяготения и форма изменяется». В 1964 году, в возрасте восьмидесяти трех лет, он снова делает замечание, странное для коммуниста и давнишнего атеиста. Объясняя способ нанесения краски на холст, он сказал Элен Пармелен: «В этом есть что-то священное. Стоит пользоваться именно этим словом, но люди употребляют его неправильно. Вы должны видеть в живописи то, чем она является, с ее способностью волновать нас потому, что к ней как бы прикоснулся Бог... вот что ближе всего к правде».

Давайте порассуждаем о том, как после землетрясения 1884 года трехлетний мальчик увидел рождение и катаклизм землетрясения звеньями одной и той же силы. Эта сила, существующая вдали от предсказуемой каждодневной жизни, была тем, что многие называют Богом. Если бедствия были ясным выражением присутствия Бога, то при этом существовало и нечто положительное - рисунки, неожиданно возникающие из-под руки мальчика. Следовательно, в сердце Вселенной разрушительная сила находилась совсем рядом с этим загадочным актом рисования. Семейная легенда, по утверждению Палау, который ссылается на Пенроуза, гласит, что первым словом Пикассо было слово «piz», то есть lápiz , карандаш. Ему давали карандаш, и он начинал поразительно хорошо действовать им, при этом с трудом подыскивая свои первые слова. Можно не обращать внимания на восторг, который вызывало столь раннее проявление таланта у любимца пяти придворных дам, но следует оценить глубину эмоций его отца. Академичный художник, который рабски добивался реалистического эффекта, к этому времени стал в Малаге признанным живописцем, рисующим голубей. Голуби не только были его любимой натурой, но стали также и его коммерческим знаком. Если бы вам случилось жить в Малаге и вы искали бы картины с изображением голубей, чтобы повесить их у себя в гостиной, то вы купили бы изделия дона Хосе.



Загнанный в ловушку собственной заурядности, дон Хосе должен был испытывать те же чувства, что испытывает бывший спортсмен, не отягощенный славой, когда его сын демонстрирует исключительные способности в его, отца, виде спорта. Теперь у отца появилось будущее. Он обязан был направлять огромный талант. В 1966 году Пикассо сказал фотографу Брассаю: «Мои первые рисунки никогда не могли бы быть выставлены на выставке детских рисунков. В них почти отсутствовала непосредственность и наивность детства... Их точность, их аккуратность пугают меня... Мой отец был профессором рисования, и, возможно, именно он подтолкнул меня в этом направлении».

С другой стороны, мальчик, которому было уже почти шесть лет, испытывал затруднения с чтением, письмом и абсолютно не понимал арифметики. Когда ему нужно было идти в школу, он впадал в оцепенение. Жауме Сабартес, посвятивший свою жизнь созданию мемуаров, пишет: «Каждое утро, когда горничная тащила мальчика в класс, он впадал в истерику».

Сидя за партой, ребенок не мог сосредоточиться. Он не обращал внимания на требования учителя и предавался рисованию. Иногда он вставал из-за парты, подходил к окну и стучал по стеклу проходившим по улице людям. При этом он, должно быть, чувствовал себя принцем, брошенным в камеру окружной тюрьмы. Контраст между его господством дома и унизительным существованием в комнате, полной мальчиков его возраста, вероятно, создал в нем тот страх перед обществом, который не покидал его до конца жизни. Он испытывал такой ужас, что отец перевел его в небольшое частное учебное заведение - колледж Святого Рафаэля, который возглавлял друг семьи. Новый учитель, оценивший уникальные творческие возможности мальчика, разрешил ему выходить из класса и сидеть на кухне вместе с женой преподавателя, которая готовила еду. Там мальчик мог рисовать, пока не приходил отец, чтобы забрать его домой.

У мальчика не было математических способностей, и на это была серьезная причина: он не воспринимал цифры как понятие, он видел их глазами, они для него были формой. Позже он говорил, что цифра семь казалась ему перевернутым носом. Жауме Сабартес приводит воспоминания Пикассо о чувствах, которые он испытывал, возвращаясь из школы домой: «Я им покажу, что я могу делать! Они увидят, как я могу сосредоточиться. Я не упущу ни малейшей подробности... Маленький глаз голубя круглый, как 0. Под нулем - грудь в виде 6, под ней - 3. Глаза, так же как и крылья, равны 2...»

Можно предположить, что если 0 - это глаз, то 1 может обозначать человека, видимого на расстоянии, а 2 может быть мужчиной или женщиной, преклонившими колени в молитве. Если перевернуть 3, то цифра становится грудью или ягодицами - как весело ребенку! Да разве мог он сосредоточиться на уроках! Цифра 4 могла казаться парусным кораблем на Средиземном море, 5 - фаллосом и яичками, 6 - бурдюком, из которого мужчины пьют вино во время боя быков, 7 - носом друга, а 8 - возможно, головой на теле его толстой бабушки, в то время как 9 могла быть цветком на изогнутом стебле.

Это - произвольные примеры. Что бы он ни видел в цифрах, с уверенностью можно заключить, что они жили в нем в виде формы, и, следовательно, он не мог их осознавать в качестве цифр. Но так или иначе, он все время рисовал. Мы должны понять, каким чудом в эти ранние годы казались ему линии на листе бумаги. Лицо, возникающее из-под карандаша, могло связать его с внешним миром. Это было равноценно тому, что другой ребенок испытывает удивление, когда способность говорить вознаграждается пищей и комфортом; поскольку формы, созданные карандашом Пабло, были для него так же реальны, как слова, то, естественно, стало понятно - картинки просто и спокойно приводят к тому же результату, что и разговорная речь: и то и другое - волшебство, которое достигает такого эффекта! Отсюда делался вывод: если рисовать, то можно управлять силами, способными произвести землетрясение. Под защитой своих рисунков он чувствовал себя в относительной безопасности. Пятьдесят лет спустя Пикассо расскажет Роланду Пенроузу, что среди первых его рисунков было много спиралей. В Испании продаются churros , спиралевидные оладьи. За нарисованную спираль он получал от мамы или от тетушек churro . Маленький волшебник!

Когда Пабло было шесть лет, родилась вторая сестра, Консепсьон (Конча). Семья по экономическим соображениям должна была переехать в Ла-Корунью, на северный берег Испании. Муниципальный музей Малаги был закрыт, а там дон Хосе получал большую часть своих доходов.

Впрочем, в Ла-Корунье мальчик, который впадал в ступор при одной мысли о школе, несколько возмужал, по крайней мере, если верить одному его интервью, которое не публиковалась до 1982 года. Пикассо рассказывал о том, что стал главарем банды. Вполне возможно. Вот одна из загадок отрочества - мальчик перерастает страх, который прежде испытывал постоянно. То ли он действительно охотился с дробовиком на котов, как он это утверждал, то ли пародировал маэстро в бое быков перед одиннадцатилетними сверстниками. Все это сомнительно. Более правдоподобно то, что у банды вызывала восхищение его способность к рисованию. Пабло в Ла-Корунье процветал, чего нельзя было сказать о его родителях, которые лишились Малаги, где прошла вся их жизнь. В новом городе они вскоре впали в депрессию.




Один из этих рисунков (вверху) сделан за десять дней до того, как 19 января 1895 года от дифтерии умерла его младшая сестра, ей было семь лет. Набросок головы Кончиты Пабло, возможно, сделал предыдущей весной.

Так в тринадцать лет Пабло пережил травму, которая в значительной степени составила основу его одержимости. Утаивая от маленькой девочки опасность ее состояния, семья, как обычно, праздновала Рождество, но все знали: Кончита смертельно больна. Ее тринадцатилетний брат - мы можем только догадываться о его состоянии и благородном решении - дал обет ни больше ни меньше как Богу: если Кончита выживет, он должен будет оставить все мысли о рисовании.

Мы знаем от Джона Ричардсона, что спустя шестьдесят лет Пикассо говорил об этом обете Жаклин Роке, его второй и последней жене. Несколькими годами раньше он подробно описывал Франсуазе Жило свои мучения, когда видел страдания Кончиты:

«...он разрывался между желанием уберечь сестру и желанием ее смерти, так как тогда дар его будет спасен. Когда она умерла, он решил, что Бог - злобен, а судьба - враждебна. В то же время он был убежден, что именно из-за двойственности его чувств Бог убил Кончиту. Его вина была огромна. Но, с другой стороны, он уверовал в свое громадное, могущественное влияние на окружающий мир. И это смешалось в нем с примитивным, почти магическим убеждением в том, что смерть сестры открывает ему путь в искусство и он должен следовать призыву силы, которая ему дана, каковы бы ни были последствия этого».

Арианна Стассинопулос Хаффингтон иначе оценивает значительность влияния этого инцидента: даже гению рановато решать в тринадцать лет, что Бог - это зло, но в том случае, если Пикассо был правдив с Жило и Жаклин Роке, то он дал невероятный обет. Только святой мог не задумываться о цене жертвы во имя таланта, и только особенно добродетельный ребенок не должен был схитрить, ускользнув обратно в рисование, даже если Кончита не оправдала бы ожиданий.

Мы знаем лишь, что Пикассо оберегал эту историю почти шестьдесят лет. И это говорит о том, что он дал слово и не сдержал бы его. Как он мог не почувствовать вины, когда она умерла? Бог был не только повелителем, но и, несомненно, судьей, который вел счет нарушенным обетам.

Отец тяжело переживал смерть Кончиты. Три с половиной года, прожитые в Ла-Корунье, он постоянно находился в депрессии. Каждый день дон Хосе должен был идти преподавать в школу. Вернувшись из школы домой, он подолгу стоял у окна, уставившись на дождь. В теплой Малаге у него был круг друзей и родственников, в здешнем холоде у него не было никакой компании. Он слонялся по зимнему морскому порту. Не было даже случайных клиентов, которые купили бы у него голубей. В Малаге он получал удовольствие, взяв сына с собой на бой быков, и «однажды, - как говорит Хаффингтон, - маленький мальчик был так поражен ярким костюмом матадора, что не переставал плакать, пока не потрогал его». По словам других интервьюеров, мальчик сидел на коленях torero, «ошеломленно глядя на него».

Да, костюм матадора мог вызвать первобытный восторг, и это удовольствие доставил мальчику дон Хосе. Здесь, в Корунье, дон Хосе жил рядом с маленькой смуглой женой, с маленьким смуглым сыном и с маленькой смуглой дочерью. Он потерял Кончиту, которая обещала вырасти высокой и светловолосой. Дон Хосе горевал. Легенда Пикассо, которая творилась не без помощи Сабартеса, заставляет нас поверить в то, что дон Хосе бросил живопись и подарил свои кисти сыну, чей талант демонстрировал уже больше, нежели только обещания, по словам Пьера Кабанна и Мануэля Пальяреса, которые скоро, в Барселоне, станут лучшими друзьями Пикассо, эта история выдумана, и к тому же есть картины дона Хосе, датированные позже этого периода. Эту историю, как сорок лет спустя Пикассо говорил Сабартесу, лучше рассматривать в подтексте. Возможно, мальчик тогда решил, что ему больше нечего взять из отцовских наставлений по умению рисовать.


Однако скучная жизнь скоро закончилась. Преподаватель из Школы изящных искусств Ла Ллотья в Барселоне хотел поменять свое место на место в Корунье. Поэтому семейство Руис смогло переехать в Барселону. Они осознавали, что эта перемена, переезд из провинциального города в центр искусств, не только благотворна для всей семьи, но и очень важна для сына, обладающего необыкновенными способностями. Поражает портрет тети Пепы, сделанный им во время остановки в Малаге по пути в Барселону. При таком свидетельстве о таланте мальчика можно понять, почему никакие обеты не остановили бы его.