Учительские университеты. Размышляем о прочитанном учитель русского языка и литературы Трыковской СОШ

Вы прочитали сказку Сент-Экзюпери "Маленький принц". О ком и о чём эта сказка? Кто её герои? Расскажите о каждом из них

Ответы:

В этой сказке рассказывается о встрече двух её персонажей - рассказчика и Маленького принца, об их жизни до этой встречи, их взаимоотношениях с другими людьми и не только с людьми (с розой, например). Рассказчик - уже взрослый мужчина, лётчик, потерпевший аварию над Сахарой. Когда-то он тоже был маленьким мальчиком и чувствовал этот мир так же тонко, как сейчас это делает Маленький принц, но взрослые не понимали его порывов, не поддержали его творческих начинаний, и он уже перестал надеяться на то, что когда- нибудь он встретит человека, который его поймёт. Он стал обычным взрослым с обычными для взрослых интересами и проблемами. Но тут, в пустыне, он встретил Маленького принца - ив нём проснулись те самые его детские чувства, чистота, тонкость восприятия. Маленький принц - житель одной маленькой планеты. Его образ - эго сосредоточение всего лучшего в человеке, особенно отчетливо проявляющегося в душе ребёнка. Он чист, наивен, любознателен, отзывчив. Писатель рассказывает нам всего о двух героях (рассказчике и Маленьком принце), но мы чувствуем, что эта сказка далеко не так проста, как кажется: если вглядеться в неё повнимательнее, то мы понимаем, что эта сказка - вообще о мире и людях, его населяющих, об их взаимоотношениях, чувствах, поступках.

Открытый интегрированный урок литературы и самопознания по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 7-ом классе.
Туртулова Руфия Васильевна - учитель самопознания
Тема: «Ценности, которые не увидишь глазами»
Ключевая цитата урока:
Учебная цель: Познакомить учащихся с личностью Антуана де Сент-Экзюпери, с автобиографической основой сказки. Сформировать представления о круге жизненных проблем, поднятых автором в произведении: взаимоотношения детей и взрослых, истинные и ложные ценности, мудрость природы и законы, которые забывают люди.
Развивающая цель: развивать навыки осмысления художественного текста, навыки самооценки, умения и навыки разбираться в своих чувствах. Учить детей анализировать своё поведение, воспринимать литературное произведение через призму своего сердца, соотносить с собственной жизнью.
Воспитательная цель: подвести уч-ся к более глубокому осмыслению таких нравственных ценностей, как доброта, понимание, ответственность, преданность, забота, дружба. Воспитывать бережное и ответственное отношение к близким, к окружающим людям, к природе.
Креативная цель: развитие творческих способностей уч-ся: художественных, актёрских.
Валеологическая цель: создание психологически благоприятной обстановки для работы на уроке.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Вид урока: урок – практикум, исследование
Форма урока: путешествие.
Оборудование: презентация, фонограмма и запись песни «Маленький принц», живая роза, рисунки уч-ся к сказке, листочки со звёздами, сердечки.
Подготовительная работа к уроку: чтение сказки, знакомство с биографией А. де Сент-Экзюпери, рисунки, монологический ответ о маленьком принце, инсценировки отрывков из сказки «Роза и маленький принц», «Маленький принц и Лис», разучивание песни «Маленький принц»
Ход урока.
1.Круг радости. Звучит фонограмма песни «Маленький принц».
Учитель ставит перед учащимися коробку и предлагает представить, что в ней лежит что-нибудь важное, значимое для них. Это может быть какой-то предмет, что-то принадлежащее дорогому человеку, а может быть, какое-то ценное, жизненно необходимое качество. Уч-ся по очереди называют.- 3 минуты.
Вопрос учителя:
Что помогло вам представить всё то, что вы назвали? (воображение, фантазия, сердце)
Учитель обращает внимание на ключевую цитату урока:
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Учитель достаёт из коробки розу и ставит в вазу, говоря, что роза - символ любви - является эмблемой урока.
2.Вступительное слово учителя. Беседа с уч-ся о личности Сент-Экзюпери и автобиографическом начале в сказке.- 3 минуты
Сегодня мы с вами будем разговаривать об удивительном произведении, фантастической сказке с необычайно мудрым, философским смыслом. Это сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Вместе с принцем мы совершим путешествие по звёздам и к планете Земля, а также в своё сердце.
Вы прочитали сказку, познакомились с биографией Сент-Экзюпери. Скажите, есть ли в сказке автобиографические моменты?
Ответы детей на фоне слайдов.
 Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.
 Он летал над Сахарой, и у него тоже случались поломки самолёта.
 В одном из писем родным Сент-Экзюпери упоминал о своей попытке приручить сахарского лисёнка-фенека.
 Во время второй мировой войны он был военным лётчиком, сражался против фашистов. Погиб, выполняя задание. 31 июля 1944 года его военный самолёт сбил немецкий истребитель
над Средиземным морем.
 Это добрую и мудрую сказку он написал в 1942 году, в самый разгар войны. Неужели военного лётчика не волновала окружающая его действительность? Почему из-под его пера выходит сказка?
(Он пишет сказку, потому что любит людей, пишет о том, чего так остро не хватает людям в это время: любви, доброты, мудрости)
3.Работа над сказкой.
1. Расскажите о Маленьком принце.
Уч-ся даёт монологический ответ.- 1 минута
Единственное развлечение принца – смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Он был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.
2. Инсценировка отрывка «Соловей и роза»- 1 минута.
-Как вы прекрасны!

- Я не трава.
-Простите меня….

3. Беседа. - 2-3 минуты
 Что вы можете сказать о характере розы? (кокетливая, обидчивая, капризная)
 Так ли плоха роза? Что скрывается за её поведением? (она любила принца, но скрывала это, потому что была гордым цветком и не хотела признаваться в своём чувстве).
 Почему же она себя так вела? (хотела привлечь его внимание).
 Скажите, а бывает, что люди ведут себя подобным образом? У вас бывает, что вы плохо себя ведёте, желая обратить на себя внимание? Но значит ли это, что вы плохие люди?
 Когда роза открывает свои подлинные чувства? (когда Маленький принц собирается покинуть планету). Какие выводы мы можем сделать из этой ситуации? (Очень важно уметь говорить о своих чувствах. Надо судить не по словам, а по делам)
 Почему же Принц улетает со своей планеты? (он ещё не умеет любить)
4. Путешествие принца по звёздам. Человеческие пороки. Проблема взаимоотношений детей и взрослых. Истинные и ложные ценности.
 Беседа с учащимися- 1 минута
Какие общие черты имеют все планеты, которые посетил принц до планеты Земля?
 Нет названия.
 Очень маленькие.
 Живёт один человек, и этот человек взрослый.
Случайно ли это? Какую цель преследовал Сент-Экзюпери? Наверное, он хотел обратить наше внимание на качества, преобладающие в каждом жителе планеты. Каждый показывает маленькому принцу одну свою черту, и она явно преувеличена и бросается в глаза. Как называется этот приём в литературе? (гипербола)
Какие же качества мы видим? У вас на столах лежат листочки с изображением планет, которые посетил Маленький принц, и списком качеств. Распределите их по планетам.
Самостоятельная работа по вариантам, проверка, беседа - 3 минуты
Затем уч-ся называют качества.
№ 1 – властолюбие
№ 2 –тщеславие
№ 3- пьянство
№ 4 – жадность
№ 5- фатализм
№ 6- невежество
 Скажите, с какой целью Маленький принц отправился путешествовать? (чтобы найти друзей)
 Хотели бы вы иметь друзей с такими качествами?».
 К какому выводу приходил Маленький принц, покидая все эти планеты?
«Эти взрослые всё-таки очень странные люди»
Да, одна из главных проблем сказки – проблема взаимоотношения детей и взрослых – 1 минута.
Вопрос учителя: скажите, а вы испытываете трудности в общении с взрослыми? Бывает ли так, что взрослые не доверяют вам, не понимают, не интересуются вашими делами? У вас на партах карточки 3-х цветов. Выберите соответствующую карточку, если вы испытываете
 Постоянные проблемы во взаимоотношениях с взрослыми – красная карточка.
 Проблемы время от времени возникают – жёлтая карточка.
 Проблем не существует – зелёная карточка.
Уч-ся показывают карточки.
Почему же так происходит?
Задание: проанализируйте фразы из сказки о детях и взрослых. Какие из этих качеств вы наблюдали у знакомых вам взрослых? Объясните, что утеряли взрослые, почему им трудно понимать детей – 3 минуты
 Все взрослые сначала были детьми, только мало кто помнит об этом.
 Взрослые никогда ничего не понимают сами, а детям очень утомительно им всё объяснять и растолковывать.
 Взрослые очень любят цифры.
 Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном.
 Взрослые не умеют видеть барашка сквозь стенки ящика.
 У людей не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, поэтому люди больше не имеют друзей.
 Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дорога.
Ответы детей.
 Почему маленький принц из всех нарисованных лётчиком барашков выбрал барашка в ящике?
Можно ли на этом рисунке увидеть барашка глазами? А чем его можно увидеть?
Учитель снова обращает внимание уч-ся на ключевую цитату:
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Истинные и ложные ценности. Работа в парах- 5 минут
У вас на партах карточки, на которых написаны человеческие ценности. Распределите их на истинные и ложные. (Ценности написаны на карточках - стикерах, уч-ся приклеивают их на листок)
Дружба, богатство, деньги, любовь, понимание, вещи, забота, власть, карьера, умение радоваться жизни, погоня за славой, гармония с природой.
Истинные ценности Ложные ценности
 Дружба
 Любовь
 Понимание
 Забота
 Умение радоваться жизни
 Гармония с природой
 Деньги
 Вещи
 Богатство
 Власть
 Карьера
 Погоня за славой

Что очень часто является ценностью для взрослых? (Деньги, богатство, вещи, власть) – это ложные ценности.
Истинные ценности – дружба, любовь, понимание, забота, умение радоваться жизни, природе.
Самое страшное в мире, что люди не видят самого главного: красоты природы и бескорыстных человеческих отношений, правды, искренности, дружбы. Человек в погоне за ложными ценностями теряет связь с природой. Он перестаёт радоваться смеху ребёнка, глотку родниковой воды, колосьям пшеницы, звёздному небу)
Ключевая цитата урока:
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». «Глаза слепы- искать надо сердцем»
Кто произносит эти слова в сказке?
Не случайно самые мудрые слова автор вкладывает в уста Лиса - представителя природы.
5. Тема настоящей дружбы, ответственности и любви.
 Инсценировка « Лис и Маленький принц»- 3 минуты
-Здравствуй.
-Здравствуй. Кто ты?
-Я Лис.

-А как это приручить?
-Узы?

- Очень возможно. Живётся мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно светом озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница будет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…… Пожалуйста, приручи меня!

-надо запастить терпением.
 Задание классу: чем ещё нужно запастись, чтобы создать узы, приручить, чтобы возникла настоящая дружба? (нужно запастись временем, ответственностью, добротой, душевными силами, умением видеть в людях хорошее, чувством сопереживания и благодарности)- 2 минуты

-Потому что я отдавал ей все свои дни.
-Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу.
-Я в ответе за свою розу.
 Вопрос классу: почему Маленький принц возвращается на свою планету?
 Задание: подумайте, кого вы приручили, за кого вы несёте настоящую ответственность?
На партах у учащихся листочки с текстом.
Нести ответственность – это
 Всегда выполнять обязанности по отношению к кому-то или чему-то без напоминаний.
 Посвящать много времени.
 Не ждать просьбы о помощи, а помогать самому.
Минута тишины. Уч-ся закрывают глаза и представляют тех, за кого они несут ответственность- 1 минута.
Запишите ответы на сердечках. Но если вы не чувствуете ответственности за кого-либо, то можете ничего не писать.
Уч-ся на сердечках пишут, за кого они несут ответственность, желающие зачитывают свои ответы. - 5 минут.
А если вы ещё не чувствуете ответственности, никого не приручили, то, как вы думаете, что нужно сделать?
Оглянуться вокруг, может быть, кто-то нуждается в вашей помощи, заботе и утешении!
6.Итоги и выводы урока.
Перед тем как улететь, маленький принц «Кое-что подарил» взрослому другу? Что это был за подарок?
«У каждого человека свои звёзды…. А у тебя будут совсем особенные звёзды….. ты посмотришь ночью на небо, а там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь – и ты услышишь, что все звёзды смеются». (Маленький принц оставляет память о себе, осознание, что автор не одинок, он заставил автора задуматься об истинных человеческих ценностях, напомнил, что является важным в человеческих отношениях, в отношениях детей и взрослых)
7. Круг «От сердца к сердцу» - 5 минут
Учитель:
Я вам тоже хочу подарить по звездочке. А на ней прошу написать, какие ценности вы сегодня уносите с урока.
Это рефлексивный момент и начинается со слов «Я понял….., или Я сегодня открыл, что…..» и т.п.
Уч-ся поют песню «Маленький принц»
Учитель предлагает уч-ся в качестве Д\З задание по самопознанию «О чём может рассказать моя звезда» Учебник «Самопознание, 7-ой класс» стр. 110.
По литературе: одно из творческих заданий в учебнике на стр. 341.

Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Единственное развлечение принца – смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.

Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Единственное развлечение принца – смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.
-Здравствуй.
-Здравствуй. Кто ты?
-Я Лис.
-Поиграй со мной. Мне так грустно.
-Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
-А как это приручить?
-Это давно забытое понятие. Оно обозначает создать узы.
-Узы?
-Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете……
- Я начинаю понимать. Есть одна роза…..наверно, она меня приручила.
- Живётся мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно светом озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Видишь, вон там на полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница будет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…… Пожалуйста, приручи меня!
-Я бы рад. Но у меня так мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
-Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
-А что для этого надо делать?
-надо запастить терпением.
-А на прощание - вот мой секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
-Самого главного глазами не увидишь.
-Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей все свои дни.
-Потому что я отдавал её все свои дни.
-Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех кого приручил. Ты в ответе за свою розу.
-Я в ответе за свою розу.
Инсценировка отрывка «Соловей и роза»
-Ах, я насилу проснулась….Прошу извинить…..Я еще совсем растрёпанная……
-Как вы прекрасны!
-Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем. Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…..
- У меня есть шипы. Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!
-На моей планете тигры не водятся. И потом, тигры не едят траву.
- Я не трава.
-Простите меня….
-Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?
-Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета.

На каждой планете, которую посетил Маленький принц, живёт один взрослый. Он показывает Маленькому принцу одну свою черту, и она явно преувеличена и бросается в глаза. Распределите качества, присущие каждому обитателю планеты, по звёздам: властолюбие, невежество, тщеславие, пьянство, фатализм (покорность судьбе, неумение и нежелание что-либо изменить), жадность. Запишите по одному качеству в каждую звезду.

Цель классного часа - пропагандировать любовь к чтению книг,
учить детей анализировать свое поведение, понимать
мотивы своих поступков, воспринимать литературные
произведения в соотнесении с сюжетами собственной
жизни, показать общность гуманистических тенденций
в жизни и литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательное мероприятие

Час классного чтения

Тема: Зорко одно лишь сердце…

По сказке А. де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Подготовила:

Потрубач О.А.

учитель французского языка,

классный руководитель 5 класса

Гимназии г. Лабытнанги,

Ямало – Ненецкий автономный округ

2012 год

Час классного чтения

Тема: «Главного глазами не увидишь.

Зорко одно лишь сердце»

По сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель: пропагандировать любовь к чтению книг,

учить детей анализировать свое поведение, понимать

мотивы своих поступков, воспринимать литературные

произведения в соотнесении с сюжетами собственной

Жизни, показать общность гуманистических тенденций

В жизни и литературе.

Подготовка: Предварительно дети прочитали сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

«Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

слово тебе сотворит добро»

Сергей Островский

Ход:

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о французском писателе Антуан де Сент-Экзюпери. Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит его имя – Антуан де Сент-Экзюпери. Необычна была судьба писателя. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за всё, что происходит в мире.

Он был летчиком. 6500 часов провел Антуан де Сент-Экзюпери в самолетах - 10 месяцев дневного и ночного полета, жизни в небе.

Он говорил:

Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны.

Он поверял это лучшим друзьям, словно самую большую тайну. И, прислушиваясь к тому, как он произносил « Я из моего детства », люди понимали, что этим он объясняет - и самому себе, и всем, кого любит, - почему разумным советам он так часто предпочитает решение, на взгляд многих, почти безрассудные.

Он шел по жизни такими трудными путями вовсе не оттого, что любил риск.

«Суть не в том, чтобы жить среди опасностей. Это всего лишь громкая фраза. Тореадоры мне не по душе. Я не люблю опасностей. Я люблю жизнь...,» - писал он.

В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами. Он писал тогда домой, во Францию:

«Говорят, будто в кочевых племенах брожение. И пилота, который попадает в аварию, убьют кочевники. «Убьют кочевники». Не хочу, чтобы эту фразу бормотала ночь. Ночью все мне кажется таким хрупким. И то, что связывает меня со всеми, кого я люблю, кто спит. Я тревожнее сиделки, когда я бодрствую в постели по ночам».

Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.

- Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал, - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.

Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?

Кто еще решился бы летать так низко в этих горах? - ответил Гийоме.

Сент-Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. 1-я из них произошла во время народного гуляния в Версале, когда он проделывал головоломные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе . «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу» , успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

Как-то ему передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире».

Как близка была ему мудрость этих слов.

Перед концом жизни он вложил их в уста одному из своих любимых героев, вождю берберского племени: «Сердце мое обременено тяжестью всего мира, словно на меня легла забота о нем».

Сент-Экзюпери сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость. Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.

Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.

В Нью-Йорке, куда Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца» - приходилось работать по ночам, чтобы закончить сказку к рождеству, в тот 1942 г. рождественский подарок был особенно необходим людям, - подходил к окну и отсюда, с 15 этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты.

Иногда его подхватывал ветер и уносил вверх, к звездам.

Как-то он вышел погулять вместе со своей женой Консуэло. Впереди шел ребенок и бережно нес вертолет. Антуан сразу узнал творение своих рук.

Собственно, вся его жизнь протекала, как один долгий-долгий полет из старого замка Сен-Морис с круглыми башнями, где он жил ребенком, к той маленькой звездочке, астероиду Б-612, где родился созданный его воображением Маленький принц.

Экзюпери жил недолго и написал не очень много, но он успел сказать людям самое главное…

Учитель читает стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…».

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый дивный миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать…

Беседа с учащимися.

Учитель: Подумайте, какая связь между сказкой А. де Сент-Экзюпери и этим стихотворением современного поэта Евгения Евтушенко.

В стихотворении говорится о том, что каждый человек подобен планете, у него есть свой мир. Уход любого человека - это всегда боль и печаль, даже если это был обычный, ничем не примечательный человек. Главный герой сказки Экзюпери - ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, и он не остаётся равнодушным ни к одному новому факту, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе.

Учитель: Итак, Маленький принц. Откуда он прилетел? Где и при каких обстоятельствах встречался с ним автор?

Ученик: Маленький принц прилетел с маленькой планеты – астероида Б-612. Автор потерпел аварию в пустыне, здесь он и встречался с золотоволосым мальчиком, который просит его нарисовать барашка.

Учитель: Как маленький принц жил на своей планете?

Ученик: Он твердо усвоил правило: «встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету» Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.

Учитель: По словарю вы уточняли значение слова баобаб. Что это такое?

Ученик: Это большое тропическое растение с очень толстым стволом и сильной корневой системой.

Ученик: Маленький принц рассказывает о том, что если баобаб не распознать вовремя, то потом от него уже не избавиться. Он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать ее в клочья. Рассказ этот метафоричен. Экзюпери говорит нам о том, что, если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это потом можно дорого поплатиться. А чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться.

Учитель: Почему Маленький принц просит нарисовать намордник для барашка?

Ученик: На его планете растет Роза, которую он взрастил, взлелеял, берег, и он боится, что барашек может её съесть.

Учитель: Почему он этого боится?

Ученик: Потому что Маленький принц любит Розу. Это был лишь красивый и капризный цветок.

Учитель: Давайте найдем в тексте то место, где появляется Роза. Как описывает её автор?

Ученик: (гл. 8, отрывок, акцентируя внимание на глаголах)

Прихорашивалась, подбирала краски, хотела показаться в блеске своей красоты, лепестки раскрылись.

Диалог Розы и Маленького принца читаем по ролям.

Учитель: Почему же Маленький принц улетает от нее?

Ученик: Он любил Розу, но она ничем не выказывала своей симпатии к нему. Он обиделся и решил улететь.

Учитель: Каждый герой сказки дарит нам свою мудрость. Чему учит нас здесь золотоволосый мальчик?

Ученик читает «Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать!»

Учитель: А в чем мудрость Розы? Чему она учит нас?

Ученик: Нежности и гордости. Оставаясь одна на планете, она ни в чем не упрекнула Маленький принц, гордо указав на четыре шипа, которыми вооружила ее природа, потому что не хотела признаться в своей беззащитности, чтобы не сделать больно любимому.

Прощание их проникнуто грустью и нежностью «И ни слова упрека», «Откуда эта тихая нежность?»

Прощание с Розой читается по ролям (гл. IХ)

Учитель: Что же, по-вашему, подарила Роза на прощание Маленькому принцу?

Ученик: Наверное, самое прекрасное, что может подарить любимая - потребность в тебе, в твоей защите, слова « ты мне нужен », если они не сказаны. Улетев, Маленький принц помнит о Розе, страдает от того, что нет ее рядом, вот и намордник просит нарисовать, заботясь о цветке, даже вдали от него.

Учитель: Где побывал Маленький принц? Чем поучительны его встречи.

Ученик: Посещение короля . «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна»

Посещение честолюбца . Честолюбие – жажда известности стремление к почетному положению - хорошо в разумных пределах.

«Тщеславные люди глухи по всему, кроме похвал»

Посещение пьяницы. Пьяница пьет от того, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно.

Посещение делового человека . Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

Посещение фонарщика. Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка. И в счастье спасения, в мерцании этого далекого огня, может быть, впервые возник фонарщик. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого или простого близкого человека маяком – в этом, наверное, счастье человека

Учитель: И вот какую мудрость дарит он нам?

Ученик: Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили и ты тоже должен приручить. Но помни: ты всегда в ответе за того, кого приручил.

Ученик: Маленький принц понял, что его Роза - совсем не похожа на других, потому что только ей он отдал частицу сердца, он приручил её и теперь за ее в ответе.

Ученик: Лис сказал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» .

Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу.

Учитель: Потом – поиск воды, долгий и трудный, но и вода оказывается волшебной, особенной, потому что «она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота», из усилий человеческих рук. Маленький принц говорит: «Вода бывает нужна и сердцу».

Как вы это понимаете?

Ученик: Все в жизни непростое – роза, звезды, смех... только нужно это видеть сердцем.

Учитель: Как вы понимаете слово – приручить?

Ученик: Надо не только давать живому существу в волю корма, строить удобные жилища, а приблизиться к нему, понять его, сделать так, чтобы оно радовалось тебе, чтобы ты приносил ему счастье; не просто давать то, что необходимо для жизни – это может всякий, - а приручить - это всегда требует таланта, и не обычного, а самого редкого Маленький принц на земле. Какое разочарование постигло его здесь?

Ученик: Он увидел целое поле роз, совсем таких же, как та, которую он оставил на своей планете. «А ведь его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. Он лег на траву и заплакал».

Учитель: Потом Маленький принц встречался с Лисом, который открыл ему самый главный свой секрет.

Чтение по ролям гл. ХХI

Какой секрет открыл Лис,

Таланта сердца.

Учитель: В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях, об отношениях людей. Какие мудрые выражения есть в сказке? (Дети получили предварительное домашнее задание: выписать мудрые выражения.)

Ученики:

Прекрасно, когда человек умеет приручить и быть за это в ответе.

Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Себя судить куда труднее, чем других.
Одни только дети знают, что ищут.
Там хорошо, где нас нет.
Самое главное - то, чего не увидишь глазами…
Вода бывает нужна и сердцу…
У каждого человека свои звёзды.
Единственная настоящая роскошь на Земле - роскошь человеческого общения.
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Власть, прежде всего, должна быть разумной

Учитель: И еще одну мудрость открывает нам писатель. Маленький принц и летчик идут на поиск воды. Какими красками и звуками наполнен этот поиск.

Вслушайтесь, всмотритесь в эти строки, помните – зорко одно лишь сердце, главного глазами не увидишь (краткий анализ отрывка)

Обобщение .

Учитель: «... У каждого человека - свои звезды. Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других - это просто маленькие огоньки», - так говорил Маленький принц, а писатель А. С. Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили. Сказку «Маленький принц» - называют философской сказкой. Философия - это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово "философия" используют как синоним к слову "мудрость". Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц - это не только образ конкретного героя, но и символ ребёнка вообще; роза - это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис - это символ природы, друга; астероид малыша - это символ планеты, а ещё - это далёкий для многих взрослых мир детства...

Мир детства хрупок и чист, дети - это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети - это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства...

Звучит песня М.Таривердиева и Н.Добронравова «Маленький принц».

Учитель: Ребята, подумайте, что бы каждый из вас сказал при встрече Маленькому принцу?


Урок внеклассного чтения по литературе на тему:

«Уроки Маленького Принца»

(философский смысл сказки для учащихся

учитель русского языка и литературы Трыковской СОШ

Карачевского района Брянской области

Анохина Галина Петровна

Карачев

2017 год

Урок внеклассного чтения в 8 классе по творчеству

французского писателя А. де Сент – Экзюпери.

«Уроки Маленького Принца»

(философский смысл сказки)

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с именем А. де Сент-Экзюпери.

2.Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький Принц».

3.Показать ироническое изображение низменных чувств.

4.Подвести детей к тому выводу, что человек несет ответственность за всех,кого приручил.

5.Воспитывать у учащихся бережное отношение не только к любви и дружбе, но и к воспоминаниям об этих чувствах.

Оборудование урока:

1.Оформленная доска (живая роза, планеты-астероиды, мудрые высказывания).

2.Использование технических средств обучения (диски, слайды).

3.Рисунки к сказке.

4.Музыкальное оформление.

Предварительная подготовка к уроку:

1.Чтение сказки «Маленький Принц».

2.Ознакомление с биографией писателя.

3.Словарная работа (выписать из литературного словаря определение слов: СКАЗКА, ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА).

4.Найти и выписать в тетрадь мудрые изречения по сказке.

Ход урока

1.Фон звездного неба с космической музыкой (слайд № 1).

2. Проблемный вопрос урока (уч-ся сами путем анализа определяют тему урока по наводящим вопросам учителя).

Ребята, у нас сегодня пройдёт урок внеклассного чтения по литературе, и я предлагаю вам самим определить тему нашего урока по наводящим вопросам:

Вы прочитали сказку французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Дома вам необходимо было поработать с такими литературными терминами, как СКАЗКА, ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА.

Вы должны были выписать мудрые изречения из этой сказки.

Так как же мы определим тему урока? (Да, философский смысл сказки).

3. Тема урока внеклассного чтения – «Уроки Маленького Принца» (по

одноименной сказке А. де Сент-Экзюпери « Маленький Принц»).

4. Слайд № 2 – портрет французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

5. Объяснение целей урока (см. выше).

- А сейчас вы прослушаете песню в исполнении Т. Дорониной « Опустела без тебя Земля» о знаменитом французском лётчике (звучит песня).

- Как вы думаете, кому она посвящена? Действительно, этому писателю, о котором сегодня на уроке у нас пойдёт речь.

6.Беседа учителя о самом писателе А. де Сент – Экзюпери: он был летчиком и погиб в воздушном бою с фашистами в годы Великой Отечественной войны, защищая свою землю от врагов. Писатель оставил глубокий след в гуманистической литературе 20 века. Навсегда вошли в историю французской литературы его произведения: «Планета людей», «Военный летчик», «Южный почтовой» и, конечно же, философская сказка «Маленький Принц».

«Детство – это огромный край, откуда приходит каждый, - писал Экзюпери. – Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой – нибудь страны» .

В творчестве писателя нет, пожалуй, книги, где бы он не вспомнил о своем детстве. Смотреть глазами ребенка на окружающий мир – это качество было присуще и маленькому мальчику, и писателю Экзюпери.

7. На экране слайд с фотографиями писателя (идет представление писателя учениками).

8.Беседа учителя по сказке «Маленький Принц» .

-«Маленький Принц» - это романтическое повествование о том, как взрослого человека с немалым жизненным опытом в трудную минуту (его самолёт потерпел аварию над пустыней) спасает прибывший с другой планеты маленький мальчик – спасает чистотою своей души, своей добротой и непосредственностью.

А теперь вернёмся немного к Библейским Истинам. Скажите, когда рождается человек, кто его всю жизнь охраняет и опекает? (Ангел- Хранитель)-Как он выглядит на картинках? (с крыльями).

А вы обратили внимание на то, что Экзюпери не даёт конкретного описания Маленького Принца, а просто сказано: «Стоит необыкновенный какой-то мальчик». Или: «Это какое-то необыкновенное явление, да и говорит он тоненьким голоском, точно Ангелочек». И представлен он с крылышками.

Слайд 4. Ангелочек – Маленький Принц.

Сделаем вывод: Маленький Принц – это Ангел – Хранитель лётчика в знойной пустыне, приведший его к живоносному источнику – к колодцу с водой.

И вот Маленький Принц начинает раскрывать истины этому земному человеку.

Вопросник:

Зачем, по – вашему, Маленький Принц отправлен был автором на разные планеты?(С целью найти истину и смысл жизни, а также для того, чтобы мы, читатели, посмотрели на себя глазами чистого, искреннего, доброго друга).

Итак, давайте расскажем о самом Маленьком Принце: кто он, откуда прибыл, какова цель его путешествия (идёт рассказ учеников).

Давайте поработаем с текстом. Найдите то место, когда Маленький Принц познакомился с таинственной гостьей на своей маленькой планете (идет выразительное чтение по ролям).

Как ведет себя роза? (Кокетливо, переводит разговор на себя)

Вывод:

Она вела себя так, чтобы привлечь внимание того, кого она полюбила – Маленького Принца.

Почему она не призналась в любви Маленькому Принцу? (Это очень гордый цветок).

Как реагировал Маленький Принц на ее капризы? (Он привязался к ней, выполнял все её требования, поливал каждый день, на ночь накрывал колпаком).

Почему же он покидает свою планету? (Он ещё не умеет любить. А если человек не способен ответить на любовь, то он просто бежит от неё).

Маленький Принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, которые имеют общие черты. Какие именно? (Нет названия. Они очень маленькие. На каждой из них живёт один человек – взрослый).

Жители этих планет имеют положительные или отрицательные качества? (Отрицательные).

Да, действительно, и каждая черта явно преувеличена.

Как называется литературный прием, очень преувеличивающий различные ситуации? (гипербола).

Давайте назовем эти планеты.(Король, Честолюбивец, Пьяница, Деловой человек Фонарщик, Географ).

Что же увидел наш герой во время своего странствия? Отправимся вместе с ним на соседние планеты.

Слайд № 5.

Астероид № 325. Планета Короля.

Опорные слова: астероид, подданный, искушение, авторитарный

(Идет рассказ учеников о планете, о Короле, который любил властвовать)

Вопросник:

Какая черта определяет характер Короля? (Властолюбие).

Почему Маленький Принц не согласился стать министром на этой планете? (Не стремится к власти).

Почему же он не сразу покинул эту планету? (Ждал, когда Король опомнится и изменится).

Как мы с вами назовем эту планету, где очень любят власть? (Властолюбие).

Какие афоризмы вы выписали в тетрадь? (С каждого надо спрашивать то, что он может; власть прежде всего должна быть разумной; судить себя куда труднее, чем других).

Что они обозначают?

А в нашей жизни им есть место?

Как вы назовете эту планету? (Властолюбие).

Слайд № 6.

Астероид – 326. Планета Честолюбца.

Опорные слова: честолюбец, тщеславие

(Идет беседа по этой планете).

Что Честолюбец делает на своей планете? (Раскланивается перед зеркалом и снимает шляпу).

О чем он в этот момент думает и размышляет? (Я самый лучший и совершенный).

А вам в жизни встречались такие люди? Как их можно назвать? (Эгоисты).

Какие афоризмы вы выписали себе в тетрадь? (Тщеславные люди глухи ко всему).

Как вы назовете его планету? (Честолюбие).

Слайд №7.

Астероид – 327. Планета пьяницы.

Опорные слова: деградация, совесть

(Идет беседа с учениками).

Почему Маленький Принц пожалел пьяницу? (Пьяница не мог найти в себе силы избавиться от пьянства. Он безвольный).

Какие афоризмы вы выписали в свою тетрадь? (Без веры человек не способен сопротивляться плохому ни физически, ни нравственно).

Как вы назовете его планету? (Пьянство).

Слайд 8.

Астероид – 328. Планета Делового человека.

Опорные слова: деловой, делец, польза

Вопросник:

Чем занят Деловой человек? (Он пытается красоту планеты превратить в богатство, не замечает ничего вокруг себя, превращается в дельца).

Что является самым главным в его жизни? (Нажива).

Какие художественные средства здесь использует автор?

(карикатурность, гротеск).

Как мы назовем его планету? (Жадность).

Слайд №9.

Астероид – 329. Планета фонарщика.

Опорные слова: фанатизм

Вопросник:

Что можно сказать о Фонарщике? (Он трудолюбив, но нет никому пользы от его труда, т.е. это бездушный робот).

Есть ли польза от его труда? (Нет).

Но какое качество ему присуще? (Борется с тьмой).

Как вы назовете его планету? (Фанатизм).

Слайд №10.

Астероид – 330. Планета Географа.

Опорные слова: формалист, репутация

Вопросник:

Работа Географа полезна кому – нибудь? (Нет).

Есть ли у него настоящие знания? (У него знания формальные, его не интересует конкретная жизнь).

Как мы назовем его планету? (Невежество).

Беседа учителя – обобщение по Планетам:

Итак, Маленький Принц, путешествуя от планеты к планете, встречал порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Они «нищие духом». Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи. Никто не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, Спасителя.

Путешествие по планете Земля

Странствие Маленького Принца – это поиск праведных людей. И тут он вспоминает о планете Земля. О чем он думает перед последним путешествием на Землю, говоря, что у Земли – неплохая репутация. (С Землёй связана последняя надежда найти правильных людей).

Почему, оказавшись в пустыне, на Земле, он спешит на гору? (Гора – символ спасения. Он говорит: « С такой высокой горы я увижу всю планету и всех людей»).

И вот он увидел единственного человека в пустыне, летчика. Удивительно то, что они узнали друг друга:

- Как, ты упал с неба?

Значит, ты тоже упал с неба?- повторил Маленький Принц. А летчик подумал: «Так вот в чем разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!»

В чем эта разгадка? (Сомнений нет, перед ним тот, кто не оставит человека в страшные минуты).

Похож ли летчик на других героев? (Нет, он общителен, бескорыстен, заботлив. В его душе сохранились доброта, человечность, милосердие).

Услышал ли Маленький принц мольбу о помощи на Земле? (Впервые за своё путешествие Маленький Принц услышал мольбу о помощи и поспешил на зов).

Итак, только на Земле оправдались надежды Маленького Принца. Человек с планеты Земля по-настоящему сомневается, ищет, просит. Его не покинула вера.

Кто на Земле научил мудрости Маленького принца?

Работа с текстом:

Давайте найдем диалог Маленького принца с Лисом.

Итак, каждая встреча на Земле несет Маленькому Принцу что-то новое, но это уже не узнавание порока, а познание мудрости.

Что же узнает Маленький Принц мудрого от животных? (См. записи на доске).

Змея: «Среди людей тоже может быть одиноко».

Цветок: «У людей нет корней».

Лис: «Зорко одно лишь сердце».

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Объясните, как вы поняли мудрость живого мира?

Что означает «любить» для Лиса? (Жить воспоминаниями о Маленьком Принце, в окружающем мире видеть его черты).

А что же, человек не знает этих истин?

Почему Маленький Принц принимает решение уйти с Земли? (Возвращается к Розе, которую приручил первой).

А сейчас зачитаем прощание Маленького Принца с лётчиком (выразительное прочтение текста сказки).

Заключительная часть урока:

1. На фоне звездной музыки читаем о том, как неожиданно ушел Маленький Принц.

2.Ученик читает наизусть стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»

3. Вопросы учителя:

Символом чего в сказке становятся звезды? (Символом надежды, радости, встречи).

Как бы вы назвали планету Земля? (Любовь. С появлением Розы Маленький Принц уже не одинок, он любим. Ощутив в себе это чувство, он возвращается к Любимой. А Землю мы можем назвать планетой МУДРОСТИ).

На какого читателя рассчитана сказка? (Не на детей, на взрослых и подростков. Для тех, кто, как и Маленький Принц, видел в жизни уже пороки, но хочет пронести по жизни свою душу чистой, помня МУДРОСТЬ живой природы).

Итак, в конце урока мы должны сделать вывод по сказке: эта философская сказка нужна нам, людям. Нам нужен Маленький Принц со своими раскрытыми истинами, со своими нравственными уроками. И я надеюсь, ребята, что, когда вы вырастите, вы не забудете заветов мудрого Лиса. Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что не имеющий корней, обречен на гибель. Надеюсь, что, взяв в руки когда-нибудь ещё раз эту замечательную сказку, вы почувствуете грусть и радость, тихую, звенящую бубенчиками звёзд. И если вас когда-нибудь будет терзать какое-то сомнение, дождитесь вечера, выйдите на улицу и вглядитесь в звёздное небо – там вы найдёте ответ…

Последний этап урока

Подведение итогов. Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание : написать мини-сочинение «Чему меня научила сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц».

Использованная литература

1 . Стихотворение В. Маяковского « Послушайте!» заимствовано из книги «Сочинения в двух томах», том первый, редакторы Е. Дворецкая, Т, Лодяная, Москва, издательство « Правда», 1987 г.

2. Материал к уроку из практического пособия «Уроки внеклассного чтения для 5-9 классов», сост. М.И.Картавцева, Воронеж, 2003 г.

3. Журнал «Уроки литературы» №2-2000/ приложение к журналу

«Литература в школе» №6, главный редактор Н.Л.Крупина, учредитель

ООО «Редакция журнала «Уроки литературы», Москва, 2000 г.

Некоторые ответят: «Мы уже не маленькие, чтобы сказки читать». Но эта сказка не для малышей. Эта сказка для детей постарше, которые умеют или ещё учатся думать и чувствовать. И для взрослых, если они помнят или хотят вспомнить, что сначала они тоже были детьми.

Обитатель крохотной планеты - астероида В-612 маленький принц, страдающий от капризного и взбалмошного цветка, покидает отчий дом и странствует по другим планетам. Наконец он оказывается на Земле и знакомится с мудрым лисом. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания цветов. Они подчинились суетности жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбе, любви и человеческом счастье.

Лис открывает Маленькому принцу тайну любви. Любить- значит создать узы или приручить друг друга. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...». И еще один секрет открывает Лис малышу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе.

Эту и другие истины Маленький принц передаёт лётчику, потерпевшему аварию в песках Сахары, и нам, читающим эту философскую сказку - притчу. Эта сказка побеждает душевное равнодушие, которое так сильно ощущается в наше время.
Сказка замечательная, потому, что написал её удивительно светлый человек -Антуан де Сент- Экзюпери. Он родился в 1900 году и провёл счастливое детство в родовом замке. Детьми занималась гувернантка, на домашних праздниках они танцевали, одетые в камзолы XVIII века; их воспитывали в закрытых колледжах - образование Антуан завершил в Швейцарии. Но положение семьи было отчаянным. Граф Жан де Сент-Экзюпери, отец Антуана, скончался, когда сыну не было и четырех лет, состояния он не оставил, а имение приносило все меньший доход. Заботиться о своем будущем Антуану предстояло самому. В большой мир вышел нескладный, застенчивый, нищий, не приспособленный к самостоятельной жизни, исполненный любви и веры юнец, и мир тут же набил ему шишки - взрослый мир, поджидавший его за воротами замка, был холоден и равнодушен.

Антуана де Сент-Экзюпери призвали в армию. Он выбрал авиацию. Армейская служба подошла к концу, и Сент-Экзюпери отправился в Париж. Годы, последовавшие за этим, стали сплошной цепью неудач, разочарований и унижений. Он с треском провалил экзамен в Морскую академию. Бессмысленные и бесплодные занятия архитектурой, нищенская жизнь за счет матери, обеды у знакомых, завтраки в дешевых кафе и ужины на светских раутах удручающе действовали на Антуана. Потомок рыцаря Святого Грааля, в чьем роду были управляющий королевским двором, архиепископы и полководцы, стал коммивояжером, эта работа внушала ему глубокое отвращение. Деньги, которые приходили от матери, и он тратил на частные уроки, которые брал у профессоров Сорбонны.

Лишь в 1925 году Экзюпери нашел свое призвание - стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Через два года его назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби, на самом краю Сахары, и там Антуан обрел то внутреннее спокойствие, какого исполнены его книги. В 1929 году Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе; а в 1931 году вернулся в Европу, снова летал на почтовых линиях, был также и лётчиком-испытателем. Во Францию он вернулся знаменитым писателем. Из авиации он ушел, после того как потерял работу его друг и начальник Дидье Дора.

Сент-Экзюпери приручал всех, кто его окружал. Его обожали дети. Его любили взрослые. Он был необычайно добр: когда у него водились деньги, давал в долг направо и налево, когда они заканчивались - жил за счет друзей. Сент-Экзюпери мог запросто приехать к знакомым в полтретьего ночи, в пять утра позвонить семейным людям и начать читать только что написанную главу. Ему прощали все, ведь он и сам отдал бы другу последнюю рубашку. Возмужав, он стал необычайно привлекателен: чудесные глаза, идеальная фигура: высокий рост, широкие плечи и узкие бедра. Такой мужчина, как он, мог сделать счастливой любую женщину. Но полюбил и женился на Консуэло Гомес Каррило. Сутью этой верткой, слегка безумной девушки были ветреность и непостоянство, зато она могла увидеть в шляпе удава, проглотившего слона. Ее надо было опекать и защищать. Консуэло постоянно жаждала новых приключений и потихоньку сходила с ума. Это еще больше привязывало к ней Сент-Экзюпери: за взрывами беспричинного гнева он видел скрытую нежность, за предательством - слабость, за безумием - ранимую душу. Роза из "Маленького принца" была списана с Консуэло, портрет получился точным, хотя и сильно идеализированным.

К началу Второй мировой войны Экзюпери был уже надломленным человеком: его измотала личная жизнь. Оставить Консуэло Антуан не мог - ее он любил. Уйти он мог только на войну. 31 июля 1944 года Антуан де Сент- Экзюпери отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет - и не вернулся.

Перечитывайте книгу. Не всё сразу откроется вам в этой сказке. Но душа начинает очищаться от эмоциональной глухоты каждый раз, когда мы слышим голос Маленького принца: -Пожалуйста...нарисуй мне барашка!