Музей в детском саду какие. Создание мини-музея в условиях детского сада

Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной) . Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999) ; социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000) ; оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000) .

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями» . Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Динамичность.

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе) .

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей) .

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй) .

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации) .

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Результативность реализации технологии музейной педагогики

в условиях ДОУ заключается в следующем:

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку» .

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.

Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

  • учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • вызывать уважение к другим культурам;
  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

  • родительские собрания
  • консультации
  • индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

  • оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм
  • наличие детской мебели для проведения игр, занятий
  • соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея

  • Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.) .
  • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок- ребенок» .
  • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
  • Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Особенности месторасположения мини-музеев

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок» , спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования) . Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

Тематика мини-музеев

Может быть разнообразной:

  • «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
  • «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора» , развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
  • «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок) , о роли собак в жизни человека;
  • Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
  • «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ) ;
  • «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
  • «Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
  • «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей) , сочинение сценариев, сказок;
  • Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
  • Картинная галерея;
  • Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос) , перья;
  • «Воинской доблести и славы» и др.

При определении содержания необходимо:

  1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.) . В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках» .
  2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены» : что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
  3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
  4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному предмету объекту природы или явлению способствует использованию системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход вполне доступен дошкольникам.

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек. Этот объект называется «Система» (1)

  • Любой объект (система) является частью чего-либо или находится в каком-то специальном месте (дерево в лесу, конструктор на полке и т.д.) . Это место называется «Надсистема» (2) .
  • Объект (система) состоит из каких-либо частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т.д.) . Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3) .

Таким образом, рассмотрев центральный столбец, можно получить некоторые сведения об объекте. Далее необходимо рассмотреть центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.

  • Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлся объект (система) в прошлом. (Чем была елочка до того, как стала елочкой?) . «Прошлое системы» .
  • Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим объектом? «Будущее системы» .

Таким образом получаем об объекте разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.

  • Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у нее есть и собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 – надсистема системы в прошлом) . А такой предмет, как книга, можно рассматривать с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.
  • Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.
  • Точно также рассматривается и система в будущем – ее надсистема и подсистема (8, 9) . Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем?

Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:

  • Антисистема – условно говоря, враги нашего объекта.
  • Нейтральная система – то, что никак не реагирует на наш объект, равно как к объекту все равно, существует нейтральная система или нет. Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф.

Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии) . И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Хорькова Елена Юрьевна

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе,

МБДОУ Детский сад № 8 «Теремок» общеразвивающего вида, г.Салехард, ЯНАО

МИНИ – МУЗЕИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Музей – особое, специально организованное пространство ДОУ,

Способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого,

Повышению образованности, воспитанности,

Приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма

Вот уже в течение нескольких лет коллектив нашего сада успешно разрабатывает и внедряет в деятельность ДОУ различные образовательные технологии. В частности, успешно используем метод проектов. Один из наших проектов называется «Мини-музеи в детском саду».

Почему мы создали мини-музеи.

Как пришла идея создания? Наш город Салехард – небольшой. В нем нет изобилия музеев и выставочных комплексов, но и как часто наши дети посещают их? Мы провели небольшой соцопрос и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музее в кабинетах специалистов, заведующего, спортивном зале и галерею «Звезд».

Что такое мини-музей.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини – » в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для ТВ, для администрации ДОУ, для гостей и родителей. Пополняют экспозиции рисунками и поделками. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Размещение мини – музеев.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу и т.д.

Возраст детей.

Мини – музее постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду».

В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно поделить на три этапа.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини - музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения, мини – музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию.

Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал собственный под – проект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж – схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.

Методическая служба детского сада разработала критерии конкурса на лучший мини – музей, которые были обсуждены с коллективом после защиты проектов. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные выставки, музеи (в летний период) и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п.

2.ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА):

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини – музеи в группах.

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини – музеях. Желающие становились экскурсоводами.

3.ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ - МУЗЕЙ.

На этом этапе дошкольники или воспитатели проводили для ребят других групп, для родителей, для телевидения ознакомительные экскурсии. Для каждого мини-музея воспитатели составили визитки, в которых содержалось краткое описание экспозиции и приглашение посетить её. Приветствовались оригинальность оформления и изложения материала. Требования конкурса были объявлены в самом начале работы. Оценивались прежде всего оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. Была разработана карта члена жюри, которая ускорила обобщение результатов. такие карты были заранее розданы каждому члену жюри, в состав которого вошли родители и независимые эксперты.

Члены жюри заранее обсудили критерии оценки, сравнили свое понимание этих критериев и после знакомства с экспозициями заполнили «Карты оценки». Требуемые характеристики оценивались по 5 и 10 – ти балльной системе.

Особо понравившиеся экспозиции можно было дополнительно отметить восклицательным знаком, а свои сомнения по поводу оценки выразить в виде знака «минус». Эти дополнения учитывались на заключительном этапе подсчетов. Например, если две группы набирали одинаковое количество баллов, жюри обращало внимание на наличие дополнительных отметок.

Кроме того, некоторые мини – музеи были отмечены по отдельным «номинациям» - за оригинальность оформления, активное участие родителей и т.п. При обобщении материалов сначала суммировались данные по каждой характеристике, затем подсчитывалась сумма баллов по всем критериям для каждого мини – музея. Т. о. в карте каждого члена жюри выводилась общая оценка для каждого мини-музея, И, наконец, для определения победителей суммировались баллы всех членов жюри по данному мини – музею. По результатам подсчетов составлялся «рейтинг» мини – музеев. Победителями, соответственно, стали те, кто набрал наибольшее количество баллов по всем критериям у большинства членов жюри.

ОПИСАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музей книги

Создан под руководством Т.А. Бикбавлеевой, Н.А. Куренгиной.

Расположение. Занимает угол стены спальни, экспонаты размещены на подвесных полках, сделанных одним из пап.

Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести и т.д. Отдельно выделены произведения о природе. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей, Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого и др. особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки, Юные таланты при желании могут попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера, например. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью палочки могут написать свои собственные послания.

Цели и задачи: Знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

Темы экскурсий: «Старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», «Книги о природе» - и др.

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ.

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать свое слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Любой предмет мини - музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, вопросы ребят о куклах, выставленных в кабинете заведующего (мини – музей «Кукол»), побудило воспитателей старших групп провести цикл занятий об истории создания различных кукол.

На базе мини – музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс - выставками». Большой интерес у взрослых и детей вызвала экспозиция «Береза» (мини – музей «Береста»).

Ее основу составили различные предметы, связующим звеном которых стали предметы, принесенные из различных мест, причем участие в ее создании приняли не только родители, но и сами воспитатели.

Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытались в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те или иные предметы.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители заинтересовались нашим проектом и по мере возможности посещали и собираются в летний период посетить с детьми «настоящие» музеи. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.


Многие с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, – сказала мне сестра» . А что делать, если нет возможности пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях их нет. Наши дошкольники долгое время и не знали, что такое музей, для чего он нужен…
Именно поэтому в одном из МБДОУ города Заволжье решено было создать в каждой группе собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения.
В создании музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.
Долгие годы в музеях запрещалось посетителям даже прикасаться к экспонатам. Мини-музей нашей группе содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка – это что – то своё, родное, т. к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесённые из дому экспонаты и рассказывают о них.

При организации музея мы поставили перед собой цель: познакомить дошкольников с разнообразием глиняной посуды, способами изготовления этой посуды, её назначением, свойствами посуды сделанной из глины.
Разработали задачи по внедрению музейной педагогики в практическую деятельность: формировать знания детей о назначении музеев, кто там работает. Познакомить с мини – музеем группы. Через словесную игру «Хорошо – плохо» учить детей рассуждать о положительных и отрицательных свойствах различных материалов (камень, дерево, глина).
Знакомить с правилами поведения в музее. Расширять кругозор детей о музеях, их назначение. Вызвать желание принять участие в пополнении композиции музея. Воспитывать интерес к профессии — экскурсовод. Вызвать желание попробовать самостоятельно изготовить кукольную глиняную посуду, игрушки из глины. Развивать творческое воображение, мышление, желание мастерить из глины. Воспитывать уважение к труду гончара, бережное отношение к продуктам его труда.
Экспонаты нашего музея «Глиняная посуда» привлекают внимание детей любого возраста. Все экспонаты: посуда, сувениры изготовлены из глины. Некоторые из них изготовлены самими детьми. В коллекции музея представлена посуда разного назначения (кувшины, кринки, горшочки, чайники, кружки, чашки…). Есть в музее подборка детской литературы: потешки, загадки, стихотворения; методические разработки для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, а так же дидактические игры, направленные на расширение кругозора старших дошкольников. Для самостоятельной деятельности детей с глиной есть ручное кружало. Здесь любой желающий может приобщиться к труду гончара.
В нашем музее есть разделы : «Сами своими руками» , где кукольная посуда выполнена руками детей и воспитателей. Посуда может быть использована детьми в ролевых и режиссерских играх… В разделе «Библиотека» , находится подборка стихотворений, загадок, пословиц, сказок о глине и глиняных изделиях. Раздел «Сделай сам» , это уголок ручного труда с набором необходимого оборудования и материалов (кружало, глина, стеки, салфетки, фартуки, схемы и др.).
Для привлечения внимания детей к музею есть у нас яркие мотивационные знаки, так раскрытые ладошки «говорят» детям потрогай нас, знак – на лице большое «говорит» детям – сначала послушай, крупные глаза на лице напоминают детям — будь внимателен, посмотри… Раздел «Игротека» , представлен подборкой дидактических игр: «Мы лепим посуду», «Следы», «Печем куличики», «Спрячь, и найди игрушки»… В разделе «Галерея» находится выставка детского художественного творчества по теме: «Глиняная посуда», «Глиняные игрушки», «Дымковская Барыня» . Детское художественное творчество является неотъемлемой частью познавательной деятельности детей.

Таким образом, через наш музей мы учим детей видеть и оценивать окружающие вещи с точки зрения развития истории и культуры, пытаемся сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени с памятниками истории и культуры. Через работу со средой мини музея мы развиваем способность к эстетическому созерцанию, желание самостоятельно творить… У детей появляется инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Используя музейную педагогику, ставим перед собой задачи: формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием. Развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Музейная педагогика должна не прийти на смену экскурсиям старого образца, но просто «вырасти» рядом, как новый тип экскурсий, где интересно и увлекательно.
Предметный, наглядный метод обучения предполагает в качестве основного воздействия предмет, который наделяется ролью главного действующего лица. На первый план выдвигается задача помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Молчаливые предметы начинают неторопливый «разговор», в ходе которого дети делают для себя неожиданные открытия. Оказывается, обычные предметы: чашка, чайник, кувшин… умеют «говорить» и могут рассказать о себе много интересного, о людях, событиях своего времени. Надо только уметь прислушаться, всмотреться, услышать и понять их «тихую жизнь».

Неслучаен девиз нашего музея:
Я слышу – и забываю.

Я вижу – и вспоминаю.
Я делаю – и постигаю.
(Конфуций)

Очень активное осваивание музейной информации осуществляется в процессе игровой деятельности, когда полученные знания дети применяют в ролевых и режиссерских играх («Гончарная мастерская», «Магазин посуды и сувениров», «Семья» ), в самостоятельной художественной, творческой деятельности.
С помощью музейной педагогики можно вовремя воспитать в ребенке потребность в самостоятельном выборе настоящей культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур.

Консультация для воспитателей: «Особенности организации мини- музея в детском саду»

Подготовила: старший воспитатель Скандакова О.Г.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Рыжовой Н.А., Логиновой А.И.). Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Важная особенность мини-музеев в развивающей среде — участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Динамичность.

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.

Заключается в следующем:

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем - организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

Родительские собрания;

Консультации

Индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

Оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

Наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

Соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея

  • Принцип интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип деятельности и интерактивности - мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
  • Принцип природосообразности - мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Принцип научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип гуманизации и партнерства - мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый - ребенок», «ребенок- ребенок».
  • Принцип культуросообразности - мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности - экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
  • Принцип разнообразия - наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во - вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиля;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

Тематика мини-музеев.

Может быть разнообразной:

  • «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
  • «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
  • «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
  • Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
  • «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
  • «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
  • «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
  • «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
  • Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
  • Картинная галерея ;
  • Мини-музей природы - здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
  • «Воинской доблести и славы» и др.

При определении содержания необходимо:
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала - ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Приложение 1

Схема описания экспонатов в каталоге .

Рисунок (фотография) экспоната
Название:
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)
Где собран:
(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.)
Кем собран:
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)
Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)
Как использовать в работе с детьми:
(При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
Дополнительная литература:
(Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.)

Список литературы:

  1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» Справочник старшего воспитателя. - 2013. - № 2. - С. 32-37.
  2. Малюшова, Н. «Здравствуй, музей!» Журнал « Дошкольное воспитание.» -2009. - N11. - С. 24-29
  3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду.» М: Линка-Пресс, 2008г.
  4. Трунова, М. «Секреты музейной педагогики: из опыта работы» Журнал «Дошкольное воспитание.» - 2006. - N 4. - С. 38-42.
  5. Чумалова, Т. «Музейная педагогика для дошкольников»Журнал «Дошкольное воспитание». - 2007. - N 10. - С. 44-50.
  6. Чумалова, Т. «Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени «Журнал «Дошкольное воспитание.» - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Людмила Прошкина

Проект «Мини-музей в детском саду »

Разработала Прошкина Людмила Викторовна заместитель заведующего по воспитательной работе

Целевая установка реализации проекта «Мини-музей в детском саду » : Создание условий для развития личности ребенка, путем включения ее в многообразную деятельность мини-музея .

Данная цель позволит решить следующие задачи :

Формировать самосознание дошкольников, становление их активной жизненной позиции, умение активно адаптироваться в окружающем мире;

Развивать творческое, логическое и креативное мышление детей, речь, словарный запас дошкольников;

Развивать познавательные способности и познавательную деятельность детей, расширять кругозор дошкольников;

Формировать проектно -исследовательские умения и навыки;

Формировать детско -взрослую совместную деятельность на материалах музейной практики;

Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ.

Актуальность :

В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, радости от собственных открытий, формирования начала личности, развития его индивидуальности.

Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы.

В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение ребенка - дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии .

Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском , далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Участники проекта : педагоги, родители воспитанников, дети.

Сроки проведения проекта : (долгосрочный)

Краткое описание содержания материала :

Этапы проекта «Мини-музей в детском саду »

В процессе создания мини-музеев сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников и роли музееведов. Всю работу можно разделить на три этапа.

Подготовительный этап.

В начале учебного года педагогический коллектив одобрил предложение методической службы ДОУ о разработке проекта «Мини-музей в детском саду » и проведение конкурса «Лучший мини-музей » . Коллектив каждой группы : дети, воспитатели и родители должны были определить тему и название мини-музея , разработать его модель, выбрать место для размещения.

Методическая служба разработала критерии конкурса на «Лучший мини-музей » , которые были обсуждены с педагогическим коллективом ДОУ.

Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах . Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях . Желающие становились экскурсоводами.

Мини -музеи получились разными по оформлению и по содержанию.

Создавая мини-музеи , мы не забывали о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра. Поэтому в уголке самостоятельной деятельности ребенку предоставляется возможность поиграть в, творческие. дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини -музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции.

Формы работы в организованной совместной деятельности педагога с детьми включали : практические опыты, разработку и изготовление коллективных и индивидуальных работ-экспонатов, выставки, совместные мероприятия с городским музеем.

Каждый мини -музей является частью определенного проекта . Например, создание мини-музея «70 лет Победы» в старшей группе было частью познавательно-исследовательского проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой герой» . Здесь была проведена большая исследовательская работа по поиску данных о своих родственниках – участниках ВОВ. Были организованы экскурсии в музей, поездка по памятным местам, большая исследовательская работа по поиску данных о своих родственниках – участниках ВОВ. Были организованы экскурсии в музей, поездка по памятным местам, а также воспитанники группы вместе со своими родителями приняли участие в параде Победы, в колонне «Бессмертный полк» они прошли с портретами своих героических родных. Заинтересованность детей и родителей не уменьшается, созданный мини -музей продолжает пополняться новыми экспонатами.

Мини -музеи получились разными по оформлению по содержанию, и по тематике :

«Буренушка» , «Лошадки» , «Птицы нашего края» , «Деревянная игрушка» , «Удивительная ракушка» , «Цветы России» и другие.



Определение места размещения мини-музея .

Для расположения мини -музеев использовались различные части групповых комнат, спальных комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев : каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини -музея в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для мини-музея .

Заключительный этап

Проведение конкурса на «Лучший мини-музей » . Оценивались оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. Была разработана карта членов жюри, напечатана и роздана каждому члену комиссии. В состав жюри входили администрация детского сада и родители . По результатам подсчетов были определены победители конкурса «Лучший мини-музей » , которые были награждены грамотами на педагогическом совете.

Создание мини -музеев в ДОУ дает возможность :

Осуществлять нетрадиционный подход в образовании, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

Раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;

Попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

Формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

У дошкольника зарождается интерес, и это находит свое отражение в его мыслях, предполагаемых действиях, что положительно влияет на его эмоциональную психологическую сферу. Все, что интересно ребенку, приобретает для него ценность. В итоге у ребенка повышается мотивация к обучению, уровень и качество приобретаемых знаний и умений.

Литература :

1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду » . М : Линка-Пресс, 2008

2. Чубукина Р. «Музей одного образа» , Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8.

3. Виниченко В. «Ребенок в пространстве музея» , Дошкольное воспитание. -2003. – № 5.

4. Евстропова С. И. «Музей воздуха» , Ребенок в детском саду . -2011. -№ 2

5. Евтушенко С. Г. «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников», Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2.

6. Байдина Е. А. «Мини -музей в ДОУ как средство патриотического воспитания», Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 3.