Картины русского музея и третьяковской галереи. Музей за час: Третьяковская галерея

Один из самых известных, популярных и востребованных музеев среди москвичей и гостей города - это Государственная Третьяковская Галерея. Основана она была в далеком 1856 г. Павлом Третьяковым. Именно в честь этого купца учреждение и получило свое название. На настоящий момент - это крупное культурное учреждение государственного уровня. Оно объединяет сразу несколько отдельных составляющих, крупных и мелких объектов. Но центральным среди них остается крупнейший корпус, который находится в Лаврушинском переулке столицы.

Здания галереи

На сегодняшний день Государственная Третьяковская Галерея и ее основные произведения находятся в доме купцов Третьяковых, а также ряде мелких построек, которые находятся в непосредственной близости от него.

В начале ХХ века музей получил новый фасад, который украшает его и по сей день. Эскизы для него были созданы небезызвестным художником Васнецовым. Чтобы сделать акцент на том, что в музее представлены преимущественно произведения русского искусства, был выбран особый неорусский стиль. Так, украшает фасад здания.

В рамках единого комплекса собраны изображения Георгия Победоносца, керамический фриз, а также оригинальная надпись, сделанная вязью. Именно она доносит до каждого из посетителей Московской Государственной Третьяковской Галереи, кто выступил первоначальными дарителями для музея, то есть, Сергея и Петра.

Уже в 1930-х годах правее основного строения возвели ещё одно помещение по проекту Щусова. Левее от него находится дополнительный инженерный корпус.

Роль купца Третьякова в создании галереи

Дом Государственной Третьяковской Галереи, где и сейчас хранятся многие произведения, первоначально принадлежал семье Третьяковых.

Сам был не только купцом, он и меценатом, который изначально собирал собственную коллекцию. Среди её экспонатов присутствовали только произведения, созданные русскими художниками. Собирать её он начал с далекого 1856 г. Уже к концу столетия все свои уникальные экспонаты купец передал в собственность города. На тот момент в его составе уже присутствовало 518 графических образцов наряду с 1287 живописной категории, а также 8 рисунков, созданных мастерами европейской школы, и 75 картин от зарубежных авторов. Помимо этого, в коллекцию входило несколько ценных икон и скульптур.

Первоначально собрание государственной Третьяковской Галереи обязано именно безупречному вкусу купца. Собранные им экспонаты даже в настоящее время входят в золотой фонд искусства всей страны.

История Галереи

Третьяков начал собирать произведения, которые в дальнейшем стали основой государственной Третьяковской галереи, еще в начале 50-х гг. XIX века. Но за официальную дату основания музея принят 1856 г., когда он приобрел для своей коллекции небезызвестные творения Худякова и Шильдера.

В последующие годы по мере расширения коллекции купца, к ней всё возрастало внимание со стороны общественности.

Павел владел огромным домом, неподалеку от которого располагался ряд дополнительных построек. Но в их стенах разместить все имеющиеся у него произведения искусства не представлялось возможным. Уже в ХХ веке все комнаты некогда жилого дома были переделаны мастерами под отдельные залы просторной галереи. Но и это решило проблему лишь на некоторое время.

Всё новые произведения поступали в Государственную Третьяковскую Галерею, поэтому через несколько десятилетий было принято решение переместить часть экспонатов в строение, расположенное на При этом в первоначальном доме остались все произведения, датированные периодом до 1910 года. Более современные экспонаты переехали в новый корпус.

Коллекции галереи

Современная Государственная Третьяковская Галерея, коллекции которой известны во всём мире, располагает сотней тысяч собственных экспонатов. Помимо постоянных произведений в её стенах регулярно проводятся и временные выставки. В последние годы музей продолжает активно развиваться, предлагая своим гостям всё новые направления, в том числе и в виде творческих студий для детей и других.

Предметы искусства, которые датированы XI-началом ХХ века, находятся в первоначальном здании государственной Третьяковской галереи. Собрание включает в себя работы ряда мастеров с мировыми именами, а также малоизвестных творцов. В стенах галереи представлены творения Рублева и Феофана Грека, а также Дионисия.

Отдельно выделены в музее залы с произведениями XVIII-XIX вв. Здесь расположились картины таких именитых мастеров, как Левицкий и Рокотов, Брюллов, Боровиковский и многих других.

Особое внимание уделено реалистичному направлению русского искусства, которое получило особое развитие к концу XIX века. К этой категории относятся картины руки Репина и Шишкина, Левитана и Крамского, Сурикова и иных более и менее известных авторов.

Также в музее создана выставка, охватывающая творчество, пришедшееся на рубеж столетий и начало ХХ века. Преимущественно здесь представлены Серов, Врубель, мастера из Союза Русских Художников и прочие.

На сегодняшний день в стенах Государственной Третьяковской Галереи представлены не только картины. Одна из наиболее ярких и запоминающихся частей в рамках действующей экспозиции - это «Сокровищница». Тут можно увидеть всевозможные художественные изделия, созданные в XII-XX вв. Для их изготовления применялись как драгоценные камни, так и благородные металлы, а также прочие материалы.

Графика, которая нуждается в создании особых условий хранения, вынесена в музее в отдельный раздел. В залах, где находятся такие произведения, создано специальное мягкое освещение.

Известные картины галереи

Сегодня выставки Государственной Третьяковской Галереи располагаются в огромном количестве залов. Причем в каждом из них обнаруживаются настоящие шедевры своего времени. Особое место сам Павел Третьяков отводил для творений Петрова, поэтому в стенах музея хранятся его лучшие картины - «Тройка» и многие другие.

С другой стороны, первоначальный хозяин коллекции всегда увлекался пейзажами. По сей день в галерее по картинам прослеживается история России. Соседствуют с такими собраниями портретные залы, в которых представлены самые известные художники, писатели и композиторы различных времен - это Даль, Тургенев, Островский, Некрасов и многие другие лица.

Популярные произведения русских художников

Первоначально Третьяков оказывал активную поддержку товариществу, организовывавшему художественные выставки передвижного типа. Именно на них он сам часто приобретал очередные шедевры для своей коллекции. Из числа наиболее известных в таких условиях были куплены картины «Грачи прилетели», «Сосновый бор» и многие другие, названия которых не менее известны, чем сами творцы.

С течением времени в коллекции купца оказались произведения, написанные рукой Репина и Сурикова, Шишкина и прочих.

Собрание музея

Перечислять действующие экспонаты данного музея можно очень долго ввиду их огромной численности. Гордостью галереи были и остаются произведения, классифицирующиеся как лучшие картины в рамках золотого века живописи российских художников.

Помимо этого, здесь выставлено творчество художников-передвижников. Это и Нестерова, Бенуа, Рериха, Серова и Врубеля.

Позднее, после свершения революции, число экспонатов музея продолжало расти. Во многом этому способствовала национализация собранных коллекций, а также активное творчество художников в те годы. В залах музея можно проследить развитие и основные направления, характерные для искусства советского периода.

Современность

На сегодняшний день в залах музея представлены направления графики и русской живописи, объекты декоративно-прикладного искусства, созданные в период с XI по XXI вв., а также ряд старинных икон и творения именитых художников России.

Каждый год галерею посещают миллионы гостей. Помимо этого, из её стен выезжают сотни выставок различной направленности во всевозможные уголки большой страны.

Ч то можно увидеть в одном из главных музеев Москвы, имея в распоряжении всего лишь час? Краткий путеводитель по залам Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

В Третьяковской галерее у картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Правильная локация

Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея - крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме - Инженерном корпусе - проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.

Первый этаж

Второй этаж

Правильное время

Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо - в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова » можно не бояться.

Запастись картой

Поскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея или использовать технологию виртуального музея .

В Третьяковской галерее. Перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Запастись списком шедевров

Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.

Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.

Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)

Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня - Владимирская икона Божией Матери - находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах , которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.

Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)

Знаменитый портрет кисти Серова выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже - залы Левитана , Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.

Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)

Шедевр Александра Иванова висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.

Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)

Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина . Не пропустите – полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.

Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)

Картина Репина находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.

Будто затейливые терема из русской сказки стоят в Замоскворечье здания Третьяковской галереи , главный фасад которой оформлен в 1901-1902 годах по проекту художника В. Васнецова. Надпись у входа, выполненная старинной вязью, гласит: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар г. Москве совместно с завешанным городу собранием С. М. Третьякова».

Очень трудно поверить в то, что такой огромный музей мирового значения начал существовать благодаря усилиям всего лишь одного человека – П.М. Третьякова.

Русская жанровая живопись началась с работ художника П. Федотова, которые и подтолкнули Третьякова к мысли о создании музея. Картины просто поразили его, своей многогранностью, и, в тоже время, простотой. И вот в 1856 году был сделан первый шаг - купил у известного в ту пору академика живописи Н. Шильдера картину «Искушение ». Через некоторое время в коллекцию добавилась еще одна необычайная картина «Стычка с финляндскими контрабандистами », которую написал В. Худяков. Именно с этих двух картин можно считать, что началось собирательство Третьякова. В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда и пополнялась постепенно коллекция.

Третьяков начал заводить знакомства с художниками, и мог уже купить картину, которая еще даже не была готова, которая только зачиналась в мастерской художника. Третьяков верил, что российское искусство имеет будущее, и нужно уделять этому вопросу большое количество времени. В письме Третьякова есть такие строки: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства, уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей... Я иного мнения, иначе... не собирал бы коллекцию русских картин...».

Судьба была благосклонна к Третьякову. Он женился на племяннице С. Мамонтова, который был меценатом искусств. Третьяков часто бывал у него в гостях в Абрамцеве. Именно здесь, в то время, жили и работали многие выдающиеся русские живописцы - члены знаменитого Абрамцевского художественного кружка.

В 1871 году Третьяков познакомился с Репиным . Способствовала этому первая в мире передвижная выставка. Третьяков хотел донести всю безграничную красоту картин в массы, и был очень увлечен этой идеей.

Непрерывные покупки картин привели Третьякова к тому, что его особняк уже не мог вместить всех произведений собрания. И тогда он решил сделать большую пристройку с фасадом на Лаврушинский переулок (ныне главное здание музея). В 1874 году работы были закончены. Развесив картины в залах, Третьяков объявил об открытии галереи для посетителей. Это была его давняя мечта, и она сбылась!

Но Третьяков не остановился на этом. В 1892 году он передал собрание своих картин и завешанную ему коллекцию брата (в нее входили полотна европейских мастеров, которые позже влились в экспозицию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в дар Москве. Более 3 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, собранные им, стали основой прославленной художественной галереи. Третьяковская галерея - крупнейший музей национального изобразительного искусства .

Галерея была дополнена ее работниками. Теперь там можно найти шедевры таких известных живописцев как Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека и многих других. Из частных коллекций в галерею добавилось более 400 произведений, написанных еще в 18 веке. Мало того, до сих пор пополняется отдел советского искусства. На данный момент более 57 тысяч произведений национального изобразительного искусства входят в бесценную коллекцию Третьяковской галереи.

Ежегодно по ее залам проходят свыше полутора миллионов посетителей. Почти 100 передвижных выставок каждый год отправляются из Лаврушинского переулка по городам страны. Так выполняется ленинский декрет, возложивший на Третьяковскую галерею «общегосударственные просветительные функции» - широко приобщать к искусству народные массы.

Москвичи по праву гордятся своим знаменитым музеем. М. Горький писал: «Третьяковская галерея - это так же хорошо и значительно, как Художественный театр, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве».

Братья Третьяковы происходили из старинного, но не очень богатого купеческого рода. Их отец, Михаил Захарович, дал им хорошее домашнее воспитание. С юности они занялись семейным делом, сначала торговым, а затем и промышленным. Братья создали знаменитую Большую Костромскую мануфактуру льняных изделий, много занимались благотворительностью и общественной деятельностью. Оба брата были коллекционерами, но Сергей Михайлович занимался этим как любитель, а вот для Павла Михайловича это стало делом всей его жизни, в котором он видел свою миссию.

Павел Михайлович Третьяков – не первый собиратель русского искусства. Известными коллекционерами были Кокорев, Солдатенков и Прянишников, в свое время существовала галерея Свиньина. Но именно Третьякова отличало не только художественное чутье, но и демократические убеждения, глубокий истинный патриотизм, ответственность за родную культуру. Важно то, что он был и коллекционером, и меценатом художников, а порой и вдохновителем, моральным соавтором их творчества. Ему мы обязаны великолепной портретной галереей выдающихся деятелей культуры и общественной жизни. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания.

Первые картины русских художников были приобретены Третьяковым еще в 1856 году (эта дата и считается годом основанием галереи). С тех пор коллекция постоянно пополнялась. Располагалась она в принадлежащем семье доме в Замоскворечье, в Лаврушинском переулке. Это здание является основным корпусом музея. Оно постоянно расширялось и перестраивалось для нужд экспозиции, а в начале ХХ века приобрело знакомый нам вид. Фасад его был выполнен в русском стиле по проекту художника Виктора Васнецова.

С момента основания галереи Павел Третьяков решил передать ее городу и уже в завещании от 1861 года оговорил условия этой передачи, выделив большие суммы на ее содержание. 31 августа 1892 года в своем заявлении в Московскую городскую думу о передаче Москве его галереи и галереи покойного брата он писал, что делает это, «желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию». Городская дума с благодарностью приняла этот дар, постановив выделять ежегодно пять тысяч рублей на приобретение новых экспонатов коллекции. В 1893 году галерея была официально открыта для публики.

Павел Третьяков был очень скромным человеком, не любившим шумихи вокруг своего имени. Он хотел тихого открытия и, когда были организованы торжества, уехал за границу. Он отказался от дворянства, которое было пожаловано ему императором. «Я родился купцом и умру купцом», – объяснил свой отказ Третьяков. Однако он с благодарностью принял звание почетного гражданина Москвы. Это звание было присвоено ему городской думой как знак высокого отличия и благодарности за его высокие заслуги в деле сохранения русской художественной культуры.

История музея

Важной вехой в истории Третьяковской галереи было назначение в 1913 году на пост ее попечителя Игоря Грабаря, художника, искусствоведа, архитектора и историка искусств. Под его началом Третьяковка стала музеем европейского уровня. Первые годы советской власти Грабарь оставался директором музея, которому декретом Совнаркома в 1918 году был присвоен статус национального достояния.

Алексей Щусев, ставший директором галереи в 1926 году, продолжил расширение музея. Третьяковская галерея получила соседнее здание, в котором расположилась администрация, рукописный и другие отделы. После закрытия церкви Святителя Николая в Толмачах ее переоборудовали для запасников музея, а в 1936 году появился и новый корпус, называемый «Щусевским», который сначала использовался как выставочный, но затем в нем также разместилась основная экспозиция.

В конце 1970-х годов открылся новый корпус музея на Крымском Валу. Здесь постоянно проходят масштабные художественные выставки, а также хранится коллекция отечественного искусства XX века.

Филиалами Третьяковской галереи также являются Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира его брата – А. М. Васнецова, Музей-квартира скульптора А. С. Голубкиной, Дом-музей П. Д. Корина, а также храм-музей Святителя Николая в Толмачах, в котором с 1993 года возобновлены богослужения.

Собрание музея

Наиболее полной является коллекция искусства второй половины ХIХ века, равных ей нет. Павел Михайлович Третьяков был, пожалуй, главным покупателем работ передвижников с самой первой их выставки. Картины Перова, Крамского, Поленова, Ге, Саврасова, Куинджи, Васильева, Васнецова, Сурикова, Репина, приобретенные еще самим основателем Третьяковской галереи, – гордость музея. Здесь собраны поистине лучшие образцы золотого века русской живописи.

Прекрасно представлено и искусство художников, не принадлежащих к передвижникам. Работы Нестерова, Серова, Левитана, Малявина, Коровина, а также Александра Бенуа, Врубеля, Сомова, Рериха заняли почетное место в экспозиции. После Октября 1917-го коллекция музея пополнялась как за счет национализированных коллекций, так и благодаря работам современных художников. Их холсты дают представление о развитии советского искусства, его официальных течений и подпольного авангарда.

Третьяковская галерея продолжает пополнять свои фонды. С начала ХХI века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, скульптуры, есть ценный архив рукописей. Богатая коллекция древнерусского искусства, икон – одна из лучших в мире. Начало ее было положено еще Третьяковым. После его смерти она составляла около 60 предметов, а в данный момент насчитывает около 4000 единиц.

Название «Третьяковская галерея» знакомо многим людям в нашей стране и далеко за ее пределами. Что можно увидеть в Третьяковской галерее? Обычно при упоминании сразу вспоминают картины . Однако в собрании представлены не только они. Здесь находятся также скульптуры, графика, экспонаты прикладного искусства, иконы и др. В Государственной Третьяковской галерее в помещена одна из крупнейших коллекций отечественного искусства.

История создания Третьяковской галереи

Основателем является Павел Михайлович Третьяков - купец и меценат, любивший искусство. Годом создания считается 1856, хотя собирать первые экспонаты он начал чуть ранее. Особенно выделял Павел Михайлович произведения художников-передвижников . Это было современное для тех лет направление. В доме мецената собралась гигантская коллекция таких картин, многие из которых принадлежали кисти известных живописцев. Неудивительно, ведь многих из них он знал лично и поддерживал дружеские отношения.

В 1867 году Третьяков сделал галерею публичной, а в 1892 году подарил ее Москве. Тогда же в нее была включена коллекция его брата Сергея Михайловича, состоящая из картин западноевропейских школ. Всего в галерее было представлено:

В следующем году состоялось официальное открытие. Галерея носила имя обоих братьев. С тех пор коллекция постоянно пополнялась:

  • во время национализации в 1918 году в ней было 4 000 работ;
  • в 1970 - 55 000;
  • в настоящее время она достигла рекордных 170 000 экспонатов.

Где находится Третьяковская галерея? В Лаврушинском переулке, дом 10. Это строение Третьяковы купили еще в 1851 году. Еще при жизни Павла Михайловича площадь под галерею расширялась. Это было связано как с увеличением числа экспонатов, так и с количеством посетителей. В дальнейшем музейный комплекс постепенно включал все новые здания, например, на Крымском валу. В 1986–1995 годах большая его часть закрылась на реконструкцию. Продолжало работать только здание «Третьяковки» на Крымском Валу. Ранее здесь располагалась государственная галерея, которая в 1985 году вошла в комплекс. Вместе с картинами и зданием на Крымском валу музей получил современное название. В следующем году должно также войти новое строение на Кадашевской набережной.

Краткий обзор коллекции

В Государственной Третьяковской галерее можно найти огромное количество образцов древней живописи . В начале прошлого века собрание включило ряд других уникальных коллекций. Многие шедевры Третьяковской галереи датируются XII–XVII веками. В их числе более 50 икон, которые составляли основу галереи при Павле Михайловиче.

Самые древние из них были написаны в XII–XIII веках. Они были получены из Успенского собора, в котором хранились до этого в числе других. Для столичного храма отбирались со всей страны только самые старые и известные образы, например, «Богоматерь Владимирская» (чудотворная). Много работ принадлежит прославленному Андрею Рублеву .

Более поздние произведения, относящиеся к XVIII веку, также собирались Павлом Михайловичем. Хотя большая часть экспонатов, относящихся к этому периоду, поступила сюда уже после него. Одной из самых известных картин здесь является «Портрет М. И. Лопухиной», написанная Владимиром Боровиковским .

В галерее можно найти работы множества известных творцов XVIII. В их числе - Иван Никитин , считающийся первым профессиональным художником, прошедшим обучение в Европе. В музее находится его работа «Портрет графа Г. И. Головкина». На ней изображен первый из российских канцлеров.

Век XIX также представлен большим количеством выдающихся работ различных художников. В это время возникло романтическое направление, и многие произведения выполнены в соответствии с его правилами. Российская живопись известна своими портретами. На этот период приходится расцвет подобных картин. К числу лучших из них относится «Портрет А. С. Пушкина», автор - Орест Кипренский .

Романтическое направление представлено также пейзажами, изображением жизни крестьян и других. В Третьяковской галерее можно увидеть одну из нашумевших картин - «Явление Христа народу» Александра Иванова . Ее название давно стало известным и иногда используется в быту в качестве шутки. Произведение также относится к XIX веку, первой половине. Любопытно, что художнику для того, чтобы отразить в нужной мере нравственное, духовное восприятие мира, потребовалось более 20 лет. Именно столько писалась картина, причем не на Родине, а в Италии.

В свое время при Третьякове галерею называли «домом передвижников» и это неслучайно. Здесь можно найти произведения многих из них в большом количестве. Эти художники обычно касались острых, волнующих общество тем. Их работы относят к демократическому направлению в живописи. Павел Михайлович поддерживал с ними тесные отношения и иногда заказывал портреты «лучших сынов» страны. Сюда относится, например, работа Василия Перова «Портрет Ф. М. Достоевского».

Изображение пейзажей во второй половине XIX не отличается какими-то твердыми правилами. У многих художников - свой подход. В Третьяковской галерее можно увидеть «Грачи прилетели». Картина, принадлежащая кисти Алексея Саврасова , очень известна. На выставке передвижников, проходившей в 1871 году, ее назвали «душой русского народа».








В «Третьяковке» можно найти картины «трех богатырей русской живописи» - Васнецова, Сурикова, Репина. Известна, например, работа последнего «Не ждали».

На рубеже XX века в произведениях появляются новые тенденции. Молодые художники начинают придерживаться национального романтического направления. С ним связан интерес к древним русским памятникам, отечественному искусству. Как классический пример можно привести экспонат «Царевна Лебедь» Михаила Врубеля .

С тридцатых годов прошлого века развивается социалистический реализм. С ним связаны имена Павла Корина, Юрия Пименова и других художников Третьяковской галереи. Со второй половины века до настоящего момента в работах прослеживается повышенное стремление к свободе творчества. Такие работы тоже можно увидеть в залах музея.

Помимо живописи, в государственной галерее представлено много шедевров, представляющих другие направления искусства. Например, мозаика «Дмитрий Солунский» . Киевский монастырь, в котором она находилась, был разрушен в тридцатые годы, однако, произведение было спасено.

История некоторых картин

Шедевр Репина

Многие из известных произведений имеют интересную судьбу. Так, шедевр Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» в 1913 году был сильно изрезан. Это сделал один из иконописцев, страдавший психическим расстройством. Неудивительно, картина производит на многих гнетущее впечатление. События кажутся реальными. Это один из признаков настоящего искусства.

Лица пришлось писать еще раз. Хотя этим занялся сам автор, новый кусок немного отличался по цвету. В дальнейшем прежнее состояние удалось вернуть с помощью реставраторов.

«Грачи прилетели»

Саврасов написал свой шедевр в один из самых тяжелых периодов жизни. В тот момент он потерял дочь (новорожденную), страдала от болезней жена. Видимо, настроение как-то повлияло на выразительность произведения, потому что позже автор не смог создать ничего подобного. Художник не раз пытался повторить картину, но результат не оправдывал ожиданий. Дошло до того, что он начал расписывать стены забегаловок копиями произведения. В награду он получал только выпивку и еду.

Портрет Чехова

Для того чтобы создать портрет Чехова, его автор, Осип Браз, специально посылался Третьяковым во Францию к писателю. Несмотря на серьезную подготовку, сам Чехов работой остался недоволен. По его мнению, на портрете у него такое выражение, «точно он хрену нанюхался».

«Три медведя»

Многим известна картина «Утро в сосновом бору». В простонародье ее называют «Три медведя», хотя можно отчетливо увидеть на полотне четыре зверя. Все дело в том, что большинству она известна по обертке от не менее знаменитой советской конфеты. На репродукции действительно три животных.

Авторство обычно приписывают Шишкину, хотя это не совсем точно. Почти всю картину написал он, но медведей - Савицкий. Вторую подпись снял уже Третьяков, так как посчитал, что произведение выполнено полностью в стиле Шишкина.

«Неравный брак»

«Неравный брак» Пукирева - автобиографичное произведение. На нем - настоящая невеста художника. Она вышла замуж из соображений выгоды, но расчет не оправдался. На полотне хорошо заметна разница в возрасте. Лучшие годы девушки прошли без радости, и она умерла в нищете. Интересно, что после написания картины, в тот же год (1862), были запрещены браки с большой разницей в возрасте.

«Третьяковка» - один из самых больших музеев мира. Здесь собраны работы многих направлений отечественной живописи и других видов искусства. Этот просветительский центр интересно посещать не только знатокам и ценителям, но и обычным людям.