Часы созданные европейскими мастерами в разные эпохи. История часов. Критерии оценивания письменного рассуждения

Конституция России

Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь её основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделён полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят своё выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон ещё раз, но квалифицированным большинством.

В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность - путём издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ - Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует своё видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьёзное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.

1. Правительство РФ 2. Федеральное собрание РФ

3. Президент РФ 4. Совет безопасности

Какой из названных государственных органов является специализированным внешнеполитическим органом?

1. Совет безопасности РФ

2. Федеральная служба безопасности

3. Министерство иностранных дел РФ

4. Администрация Президента РФ

Какой из названных государственных органов не наделен внешнеполитическими полномочиями?

1. Совет по внешней политике при Президенте РФ

2. Совет безопасности РФ

3. Служба внешней разведки РФ

4. Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ

В какой международной организации не состоит Россия?

1. ООН 2. ОБСЕ 3. Совет Европы 4. Европейский Союз

Как соотносятся внешняя и внутренняя политика?

1. Внешняя политика является продолжением внутренней.

2. Внутренняя политика определяется внешней.

3. Обе сферы политики не зависят друг от друга.

4. Внутренняя и внешняя политика взаимно детерминированны.

Какое направление внешней политики России является приоритетным согласно Концепции внешней политики РФ?

1. ЕС 2. АТР 3. СНГ 4. НАТО

Внешняя политика определяется по мнению Г. Моргентау

1. балансом сил на мировой арене

2. национальными интересами

3. групповыми интересами

4. внешними принуждениями

Какая из названных стран не входит в «Шанхайскую группу»?

1. Россия 2. Китай 3. Казахстан 4. Армения

Какой только международный орган согласно Концепции внешней политики РФ правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру?

1.ОБСЕ 2. Совет Европы

3. ГА ООН 4. Совет Безопасности ООН

Членства в какой международной организации добивалась Россия последние несколько лет?

1. ЮНЕСКО 2. МАГАТЭ 3. ВТО 4. МВФ

В какой организации Россия не состоит?

1. ШОС 2. ЕврАзЭС

3. Совет Европы 4. МЕРКОСУР

Какое обязательство изъято из современной военной доктрины РФ?

1. Сохранение статуса ядерной державы

2. Положение об оборонительном характере военной доктрины

3. Обязательство выполнять международные договоры по СНВ и ПРО

4. Обязательство не применять первой ядерное оружие

13. «Новое политическое мышление» – понятие, введенное в научный оборот:

1. М.С. Горбачевым 2. З. Бжезинским 3. Г. Киссинджером 4. Р. Никсоном.

14. Понятие «глобализация» означает:

1. усиление взаимозависимости различных частей мирового сообщества

2. углубление интеграции между государствами



3. интернационализацию национальных экономик

4. укрепление взаимосвязей между странами

15. Процессы глобализации связаны:

1. с ростом роли ведущих государств на мировой арене

2. с усилением роли ТНК в мировой экономике и мировой политике

3. с ослаблением национальной мощи ведущих держав

4. с демократизацией международных отношений

Какая часть света согласно Концепции внешней политики имеет важное и все возрастающее значение во внешней политике России?

1. Европа 2. Азия 3. Африка 4. Америка

18. Центрами силы Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений эпохи выступали:

1. СССР и США 2. Россия и Австро-Венгрия

3. Испания, Португалия, Нидерланды 4. Франция и Великобритания.

1.Ф. Фукуяма 2. А. Страус 3. А. Бэттлер 4. С. Хантингтон.

Кто из геополитиков разработал десять критериев геополитического могущества?

1. Ф. Ратцель 2. Р. Челлен 3. Г. Моргентау 4. Н. Спайкмен

Какая страна не входит в БРИКС?

1. Индия 2. Китай 3. Россия 4. Иран

Какую страну обозначает «С» в БРИКС?

1. Словакию 2. Словению 3. Южноафриканскую Республику 4. Пакистан

Какая страна не претендует на членство в ШОС?

1. Иран 2. Пакистан 3. Малайзия 4. Индия

Какая организация отвечает за безопасность в СНГ?

1. ОВД 2. ОДКБ 3. ЕврАзЭС 4. ЦАС

Что предшествовало ОДКБ?

1. СЭВ 2. ОВД 3. ДКБ 4. ГУАМ

Какая организация содействует экономическому сотрудничеству в АТР?

1. ШОС 2. АСЕАН 3. АНЗЮС 4. АТЭС

Какая конференция определила картину мира после Второй мировой войны?

1.Московская 2. Ялтинская 3. Потсдамская 4. Тегеранская

Какая страна является главным партнером России в ЕС?

1. Великобритания 2. Германия 3. Италия 4. Франция

Россия является членом



1. Совета Европы 2. Европейского Совета

3. Совета Европейского Союза 4. Европейской комиссии

Он стал первым послом США в России, а потом и 6-ым президентом США.

1. Томас Джефферсон 2. Джон Адамс 3. Джон Куинси Адамс 4. Джеймс Монро

8. Президент РФ:

1. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

2. разрабатывает военную доктрину Российской Федерации;

3. предлагает военную доктрину Российской Федерации;

9. Президент Российской Федерации:

1. осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

2. утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и чрезвычайного положения;

3. организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам.

10. Полномочия Совета Федерации в области обороны:

1. решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ;

2. руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

3. разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете.

11. Государственная Дума:

1. руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

2. рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;

3. определяет основные направления военной политики Российской Федерации.

12. Государственная дума:

1. принимает региональные законы в области обороны;

2. принимает федеральные законы в области обороны;

3. принимает инструкции в области обороны.

13. Правительство Российской Федерации:

1. осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

2. руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

3. рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

14. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны:

1. утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан РФ к военной службе;

15. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны:

1. устанавливает штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск;

2. выполняет мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;

3. обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне.

16. Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1. организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;

2. устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ, в связи с использованием их имущества для нужд обороны;

3. выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОЛГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 7.

ДИСЦИПЛИНЫ «МПЗ». Тема № 4. «Нормативные правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения».

1. Военное положение – это:

1. особый правовой режим, вводимый в случае возникновения чрезвычайной эпидемической или эпизоотической ситуации;

2. особый правовой режим, вводимый в случае агрессии против Российской Федерации;

3. особый правовой режим, вводимый в случае развития опасных природных явлений или стихийных бедствий.

2. Военное положение – это:

1. особый правовой режим, вводимый в случае угрозы агрессии против Российской Федерации;

2. особый правовой режим, вводимый в случае радиационной аварии на одной из АЭС Российской Федерации;

3. особый правовой режим, вводимый в случае угрозы вооруженного мятежа в одном из военных округов Российской Федерации.

3. Чрезвычайное положение – это:

1. особый правовой режим, вводимый в случае угрозы агрессии против Российской Федерации;

2. особый правовой режим, вводимый в случае агрессии против Российской Федерации;

11.01.2017 в 23:25

История происхождения механических часов наглядно демонстрирует начало разработки сложных технических приборов. Когда изобрели часы, они на протяжении нескольких столетий оставались главным техническим изобретением. И до сегодняшнего дня историки не могут сойтись во мнении - кто же на самом деле первым изобрел механические часы, опираясь на исторические факты.

История часов

Еще до революционного открытия - разработки механических часов, первым и простейшим прибором для измерения времени являлись солнечные часы. Уже более 3,5 тысяч лет назад, основанные на корреляции движения Солнца и длиной, положением тени от предметов, солнечные часы были наиболее широко использованным прибором для определения времени. Также в дальнейшем появлялись в истории упоминания о водяных часах, с помощью которых пытались перекрыть недостатки и погрешности солнечного изобретения.

Чуть позже в истории появились упоминания об огневых часах или свечных часах. Данный способ измерения - тонкие свечи, длина которых достигала до метра, с нанесением по всей длине временной шкалой. Иногда дополнительно к боковым сторонам свечи крепили металлические стержни, и когда воск выгорал, боковые крепежи, падая вниз, издавали характерные удары по металлической чаше подсвечника - означая звуковой сигнал определенного периода времени. К тому же свечи помогали не только определять время, но и в ночной период помогали освещать помещения.
Следующим, не маловажным изобретением до механических приборов, стоит выделить песочные часы, которые позволяли измерять лишь небольшие промежутки времени, не более получаса. Но, как и огневый прибор, песочные часы не смогли достичь точности солнечных.
Шаг за шагом с каждым прибором у людей выработалось более четкое представление о времени, непрерывно продолжались поиски совершенного способа его измерения. Уникально новым, революционным прибором стало изобретение первых колесных часов, и с момента его возникновения наступила эра хронометрии.

Создание первых механических часов

Это часы, с помощью которых время измеряется по механическим колебаниям маятника или системы баланс-спираль. К сожалению, точная дата и имена мастеров изобретения первых в истории механических часов остаются неизвестными. И остается лишь обращаться к историческим фактам, свидетельствующих о этапах создания революционного прибора.

Историки определили, что начали использовать механические часы в Европе на рубеже XIII - XIV веков.
Башенные колесные часы стоит назвать первым представителем механического поколения измерения времени. Суть работы была простой - одноприводной механизм состоял из нескольких частей: гладкая деревянная ось и камень, который привязывали канатом к валу, таким образом заработала функция гири. Под действием влияния тяжести камня, канат постепенно разматывался и за собой способствовал вращение оси, определяя ход времени. Главной сложностью такого механизма были колоссальный вес, а также громоздкость элементов (высота башни составляла минимум 10 метров, а масса гири достигал отметки 200 кг), что влекло за собой последствия в виде больших погрешностей во временных показателях. В результате в средневековье пришли к выводу, что работа часов должна зависеть не только от единственного движения гири.
Механизм в дальнейшем дополнили еще несколькими составляющими, которые сумели управлять движением - регулятор «Билянец» (представлял собой металлическую основу, расположенную параллельно поверхности храпового колеса) и спусковой распределитель (сложная составляющая в механизме, с помощью которой осуществляется взаимодействие резуляттора и передаточного механизма). Но, не смотря на все дальнейшие нововведения, башенный механизм продолжал требовать непрерывного наблюдения, оставаясь при этом самым точным прибором измерения времени, даже не глядя на все свои недостатки и большие погрешности.

Кто изобрел механические часы

В конечном итоге со временем механизмы башенных часов превратились в сложную конструкцию со многими автоматически подвижными элементами, разнообразной системой боя, со стрелками и декоративными украшениями. С этого момента часы стали не только практичным изобретением, но и предметом восхищения - изобретение техники и искусства одновременно! Безусловно, стоит выделить некоторые из них.
Из ранних механизмов, таких как башенные часы в Вестминстерском аббатстве в Англии (1288 г.), в храме Кентербери (1292 г.), в Флоренции (1300 г.), к сожалению, ни один не сумел сберечь имена их создателей, оставшись неизвестными.
В 1402 году были сооружены Пражские башенные часы, оснащенные автоматически подвижными фигурками, которые во время каждого боя курант отображали определенный набор движений, олицетворяя историю. Самая древняя часть Орлоя - механические часы и астрономический циферблат, была реконструирована в 1410 году. Каждая составляющая деталь была произведена часовым мастером Микулашем из Кадани по проекту астронома и математика Яна Шинделя.

Например, часовому мастеру Джунелло Турриано понадобилось 1800 колес для изготовления башенных часов, которые демонстрировали дневное движение Сатурна, годовое движение Солнца, перемещение Луны, а также направление всех планет в соответствии с птолемеевской системой мироздания, и ход времени в течение дня.
Все вышеперечисленные часы были изобретены относительно независимо друг от друга и имели высокую погрешность показателей времени.
Первые затрагивания темы об изобретении часов с пружинным двигателем ориентировочно возникли во второй половине XV века. Именно благодаря этому изобретению следующим шагом стало открытие уменьшенных вариаций часов.

Первые карманные часы

Следующим шагом революционных приборов стали первые карманные часы. Новая разработка появилась ориентировочно в 1510 году благодаря механику из немецкого города Нюрберга - Петеру Хенлейну. Главной особенностью прибора стала заводная пружина. Модель показывала время с помощью всего одной стрелки, демонстрируя приблизительный период времени. Корпус был изготовлен из позолоченной латуни в форме овала, в результате получив название «Нюренбергское яйцо». В дальнейшем часовые мастера стремились повторить и усовершенствовать по примеру и подобию первых.

Кто изобрел первые современные механические часы

Если же говорить о современных часах, в 1657 году изобретатель голландец Христиан Гюйгенс впервые применил маятник как регулятор часов, и этим сумел значительно уменьшить погрешность показаний в своем изобретении. В первых часах Гюйгенса суточная погрешность не превышала 10 секунд (для сравнения ранее погрешность колебалась от 15 до 60 минут). Часовой мастер сумел предложить решение - новые регуляторы и для гиревых, и для пружинных часов. Теперь с этого момента механизмы стали значительно совершеннее.
Следует отметить, что во все периоды поиска идеального решения оставались незаменимым предметом восторга, удивления и восхищения. Каждое новое изобретение поражало своей красотой, трудоемкой работой и кропотливыми находками для усовершенствования механизма. И даже сегодня часовые мастера не перестают радовать нас новыми решениями в производстве механических моделей, подчеркивая уникальность и точность каждого своего прибора.

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит определённая работа, которуюлучше организовывать так:

  • внимательно прочитайте задание и посмотрите на предложенные Вамисточники;
  • если Вы не уверены в правильном ответе, не волнуйтесь – в материалезаданий очень часто содержатся важные детали, опираясь на которые Вылогически можете прийти к верному ответу;
  • в аналитических заданиях оценивается умение рассуждать, наблюдать,делать выводы и строить связный текст рассуждения.

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членамижюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 80.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Уважаемые участники!

Задания олимпиады составлены так, что все вопросы касаются одного круга тем. Постепенно подход к выбранной теме будет углубляться, а воссоздаваемый вами в ходе выполнения заданий образ – становиться более многогранным и тонким. Поэтому в работе над заданиями каждой части олимпиады, вам может помочь материал остальных заданий. Если при выполнении заданий вам не хватает места, вы можете попросить дополнительные листы у организатора.

Желаем удачи!

Задание 1

Перед вами несколько изображений средневековых ратуш, крепостей и колоколен, в которые были встроены часы.

Башня с часовым механизмом становилась одновременно пространственной и временной осью площади, города или монастыря – центром общественного пространства. Да и время, которое измеряли такие часы – это время жизни города, общины, братии – время коллективное.

Посмотрите на приведенные в задании примеры средневековых сооружений, в которые встроены часы и постарайтесь определить, в какой стране находится каждое из них (если знаете город, можете указать название города).

Рисунок А, Россия (Великий Новгород)
Рисунок Б, Италия (Тренто)
Рисунок В, Армения, Христианский Кавказ (Агарцин)
Рисунок Г, Швейцария (Берн)
Рисунок Д, Чехия (Прага)

По одному баллу за правильно определенное географическое положение

Всего за задание 1 ‒ максимум 5 баллов.

Задание 2

А) Перед вами часы, созданные европейскими мастерами в разные эпохи.

Определите, в каком стиле выполнено каждое из изделий и впишите название стиля под изображением.





По одному баллу за правильно определенное название стиля

Всего за задание 2а ‒ максимум 4 балла

Б) Расположите номера изображений в хронологическом порядке от более раннего к более позднему стилю.

Хронологический порядок: 2, 4, 1, 3

По одному баллу за правильное место в хронологическом ряду

Всего за задание 2б ‒ максимум 4 балла

В) Напишите небольшой текст-рассуждение о персонажах, которые в каждой из вещей призваны быть «хранителями времени». Кто они, каких мифологических героев напоминают, как обращаются с самими часами и какое пространство создают вокруг них, как меняется поведение скульптурных героев и их отношение ко времени от стиля к стилю. Какое представление о времени формируется у зрителя?

Критерии оценки рассуждения:

Всего за задание 2в ‒ максимум 8 баллов.

Всего за задание 2 ‒ максимум 16 баллов.

Задание 3

Перед вами пять натюрмортов, созданных в разные эпохи.

1. Питер Клас. «Натюрморт с ветчиной, хлебом, солонкой и ремером» (1646)




Посмотрите на два натюрморта XVII века, представленные среди репродукций. Они написаны современниками, жившими в очень разных с точки зрения культурного климата и социального устройства странах.

Антонио Переда жил в монархической, консервативной и религиозной Испании, Питер Класс – в буржуазной, протестантской Голландии.

Напишите небольшой связный текст о том, какими смыслами наделяются часы в каждом натюрморте, какую роль они играют в картине. Как соотносится образ часов со спецификой жанра натюрморт? Подумайте о том, какое название получил этот жанр во французском (nature morte – «мертвая натура») или немецком (Stilleben – «тихая жизнь») языках?

Обратите внимание на то, рядом с какими предметами часы представлены, как взаимодействуют с ними, какую композиционную и колористическую роль выполняют.

Теперь обратитесь к трем картинам XX столетия, представленным в задании. Опираясь на эти примеры, сформулируйте в нескольких предложениях, как изменился образ часов, а соответственно и образ времени, в XX веке (по сравнению с XVII веком)?

Критерии оценки рассуждения:

Всего за задание 3 ‒ максимум 14 баллов.

Задание 4 «Золушка»

В 1944 году композитор Сергей Сергеевич Прокофьев сочинил балет «Золушка». На следующий год балет поставили в Большом театре в Москве.

На протяжении ХХ века разные хореографы и постановщики обращались к этой партитуре, придумывая свои варианты сказочной истории и каждый раз по-новому осваивая музыку Прокофьева.

В этом задании вам предстоит посмотреть фрагменты двух постановок уже XXI века. Это балетные спектакли «Золушка» 2002 года хореографа Алексея Ратманского (Мариинский театр) и «Золушка» 2006 года хореографа Юрия Посохова (Большой театр).

Оба фрагмента – финал сцены бала и бой часов. Это наиболее драматичный и напряженный эпизод в музыкальной ткани балета и в действии спектакля.

Посмотрите фрагменты из обоих балетов, изучите фотографии со спектаклей и опираясь на свои наблюдения и следующие вопросы, напишите небольшое связное рассуждение (170-190 слов 1 ) на тему «Образ времени в сцене бала балета «Золушка» С. Прокофьева».

  • Вспомните сказочный сюжет Шарля Перро. Каким образом бой часов влияет на персонажей истории, на ее пространство и время?
  • Внимательно послушайте музыку этого фрагмента балета. Какими средствами композитор выстраивает тему часов. Проявляется ли в данном отрывке образ времени? Как эмоционально окрашена музыка?
  • Как сценографически выглядят часы на сцене? Какие символические смыслы художники спектакля вкладывали в такое решение сценических объектов.
  • Обратите внимание на персонажей, принимающих участие в этом эпизоде в каждом из спектаклей. Помимо главных героев – Принца и Золушки, придворных на балу, Мачехи и сестер – на сцене есть и другие действующие лица. В постановке Алексея Ратманского – это Фея – старушка-нищенка и четыре персонажа, олицетворяющих времена года; а в спектакле Юрия Посохова – это Сказочник и четыре ворона (его постоянные спутники). Как эти персонажи влияют на восприятие темы времени в каждом из эпизодов?
  • Что приводит в движение бой часов? Как меняется пространство? Как изменяются мизансцены и движения героев? Трансформируется ли мир на сцене?

Критерии оценивания письменного рассуждения

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

B. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность

Шкала оценок: 0–5–10–15.

Всего по критерию В максимум 15 баллов.

C. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Всего за задание 4 – 45 баллов.

Максимум за работу 80 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх – балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.