Экскурсия легенды праги. Истории и легенды старой Праги

Черная магия и необъяснимая мистика издавна привлекали людей. Они завладевали их вниманием, а также драгоценным временем. Именно таким способом загадочная Прага действует на туристов.

Гости города жадно слушают рассказы о странных событиях прошлых веков, с интересом рассматривают объекты исторического наследия. Но больший восторг на их лицах можно увидеть при повествовании или местного жителя Праги средневековой легенды о Големе .

Несмотря на то, что данный город обладает бесчисленным собранием мифов и легенд явным фаворитом считается рассказ о необычном существе.

По легенде, «нечеловека» создал еврейский ученый Иегуда бен Бецалель (около 1525-1609). В повседневной жизни он был известен как раввин Лев (Магараль). Он был поистине мудрым мыслителем того времени; его советы как никогда помогали найти выход из сложных ситуаций. Поэтому в знак уважения и вечной памяти после смерти еврейского раввина запрещалось кому-либо занимать его бывшее кресло на правой стороне .

2009 год ознаменовался четырехсотлетним юбилеем Магарала, символа пражского Средневековья. На была проведена реставрация надгробий всей семьи раввина Лева, которые стали самыми посещаемыми объектами некропольного туризма в Праге.

Естественно, памятник раввину больше почитается религиозными паломниками. Они верят, что Магарал до сих пор может спасти их от неправильных поступков. Поэтому паломники, не стесняясь, прицепляют свои послания с желаниями к надгробию раввина, а после для закрепления эффекта — приносят заговоренную свечку. Такое слегка странное почетание лишний раз подчеркивает, что память о раввине еще живет в сердцах людей! А это значит, что Прагу они воспринимают как свой второй дом, где живет их отец, наставник…

Можно безумолку рассказывать о заслугах Магарала перед народом; но зачем слушать, когда можно все своим глазами увидеть?! Именно для этого была создана выставка в () . Ее основными экспонатами являются одни их первых опубликованных произведений философа Лева, среди которых и рассказ о Големе.

Мысль создать искусственное существо прочно «поселилась» в головах ученых Средневековья. Поэтому, совсем неудивительно, что на городских обсуждениях постоянно всплывала эта тема. Некоторые ученые даже выдвигали идеи, описывая их в своих трактатах. Вот, к примеру, алхимик Парацельс подробно расшифровал «биохимический» процесс создания своего гомункула. В собственном труде «De generatione rerum naturalium» врач утверждал, что если мужское семя поместить в плотно закрытую стеклянную емкость, предварительно опущенную в конский навоз, то обязательно появятся признаки зарождающей жизни. Но только спустя сорок дней, после полного разложения, в емкости вырастет бесцветная человеческая форма без тела. Затем на протяжении сорока недель ее необходимо будет подпитывать частицами из человеческой крови, при температуре, приближенной к температуре материнского тела. Результатом такой сложной последовательности станет появление миниатюрного человеческого дитя. Неизвестно, была ли данная концепция опробована в действительности, пока в мире существует лишь один создатель Голема и имя его раввин Лев.

Голем (гомункул) — это магическое сочетание четырех камней мира, основополагающих элементов, т.е. слияние воды, огня, земли и воздуха. Именно так раввин отвечал на вопросы своих помощников о материалах для своего «будущего сына».

Твердая оболочка тела Голема была создана из глины, а для ее оживления были использованы оставшиеся элементы (вода, воздух, огонь). Под ними подразумевались сам раввин и его помощники, которые произносили магические формулы.

Существует и другая версия вдохновения жизни в Голема: в его уста и лоб раввин вложил пергамент с молитвой Шма Исраэль. А после облачения гомункула в одеяния, он стал похож на тридцатилетнего мужчину.

Мистическое течение Каббала отмечает великую роль «Шма» в оживлении существа. Так как их представители считают, что только правильная комбинация букв в обозначении Б-га способна сотворить человеческое существо.

Цели создания

Когда обычному народу недостаточно своих физических сил или интеллекта, тогда возникает единогласное желание — это просить помощи у Богов, ученых, магов, чтобы они создали того, кто решит их проблемы.

Голем был не единственным, кого искусственно сотворили. Еще в древние времена ходили слухи о Пандоре, созданной по милости Богов; великий титан «Прометей» пытался «размножить» людей с помощью кусочков глины, из которых ранее были созданы их предшественники и т.д.

Причины оживить Голема были, скорее всего, социально-политической направленности. Поскольку раввин поприветствовал свое существо словами, которые полностью передали его главную цель создания. Он сказал Голему, что теперь «он защита еврейского народа». И с того дня Голем преданно служил своему раввину, ну и конечно, своему государству.

Процесс создания

Однажды ночью Магарала разбудил таинственный голос, который настойчиво требовал сотворить защитника еврейского народа от гнета. Несмотря на то, что во времена правление Рудольфа II евреи в Праге, в шестнадцатом веке не чувствовали особых притеснений, но королевские заговорщики хотели лишить город спокойствия. Поэтому необходим был тот, кто сможет избавить Прагу от предателей.

У Голема отсутствовали человеческие эмоции, ему чуждо было чувство сострадания к другим. Он был верным бойцом для своего народа. А его нескончаемая сила не раз помогала в быту и самому раввину.

Голем никогда не жаловался на усталость, он просто ее не чувствовал. И чтобы хоть как-то сохранить его энергию, каждую пятницу раввин вытаскивал «Шма» из головы Голема.

Но в жизни всему приходит конец, вот и приключения Голема среди еврейского народа были окончены. Нерасторопный слуга надоел раввину, поэтому он решил его усыпить навечно.

Магараль навсегда вытащил «Шма» из уст Голема и с помощью своих учеников тщательно спрятал его на чердаке пражской Староновой синагоги.

И как бы не пытались, любопытные репортеры под предводительством Эгона Эрвина Киша отыскать бездушное существо, все было напрасно.

История о безграничных способностях Голема и мере их использования навсегда стала примером человеческой халатности по отношению к своим созданиям.

Источник вдохновения

К сожалению, насколько бы не была красива легенда о мистическом чудовище, реальность того времени сильно от нее отличалась. И свободу пражским евреем подарил не глиняный защитник, а просвещенный император. Даже увлекательная тема о создании Голема принадлежит не раввину. В древних еврейских сказаниях ранее уже встречались подобные эпизоды.

Однако, это абсолютно не влияет на популярность легенды о раввине и Големе . Кроме того, она постоянно воплощается в произведениях литературы, изобразительного искусства, кино.

Юдита Розенбергова, Густав Майринк, Хорхе Боргес — это авторы, которые сумели оживить Голема в своих литературных шедеврах, а Пауль Вегенер и Мартин Фрич — режиссеры, которые показали мистическое существо в телеэкранах.

Привет, друзья!

Осенние вечера располагают к чтению.

Не знаю как вас, а меня в преддверии Хеллоуина так и тянет на мистику и легенды.

Чтение на чешском все ещё гимнастика для моего ума, поэтому, параллельно с чешским вариантом в удовольствие читаю легенды на русском языке.

В сентябре я познакомилась с Галиной Пунтусовой – автором книги “Легенд и историй старой Праги”.

Сегодня с удовольствием предлагаю Вам интервью с ней.

Увлекательного чтения Вам!

Настя: Галина, Ваша профессия не связана с чешским языком, насколько мне известно, Вы инженер. Расскажите, пожалуйста, как возникла Ваша любовь к Праге, Чехии, чешской культуре и истории? Вы до сих пор посещаете Прагу ежегодно с 2006 года?

Галина: Она в 2006 году и возникла. Во время приезда в Прагу по приглашению чеха мне для вечернего чтения дали книгу – сборник пражских легенд. И с чехом я старалась разговаривать на чешском.

Сначала, наверно, для него это было мучение. Много лет назад я с одним знакомым переводила короткие статьи для музыкального клуба. И вот вспомнилось. Сейчас я говорю, думаю и читаю на чешском почти так же, как на русском, только иногда с ошибками и с акцентом.

Как не любить Чехию, как не любить Прагу?

Чехи такие приветливые, душевные люди.

Что Чехия и Прага – сердце Европы – не просто красивые слова. Так и есть.

Настя: Как Вы учили чешский язык и как достигли такого уровня, что стали автором 3 книг-бестселлеров: Пражских легенд и двух томов “Тайны старой Праги”?

Галина: И чешский, и английский учить мне было лень, поэтому обучение происходило само по мере чтения книг, с минимальным заглядыванием в словарь.

Так и порядок слов в предложении усваивается лучше, чем из учебника, и незнакомые слова постепенно обретают конкретное значение, и никакого перенапряжения, одно удовольствие.

Я – переводчик статей, которые я помещаю на своем сайте “Прага. Тени минувшего”. Лично моих статей там немного.

А книги мои, написаны с использованием материалов из старых книг и исследований современных чешских “загадологов”.

Возможно, я стану переводчиком на русский язык книги одного чешского исследователя. Но этот вопрос пока в стадии решения – сначала ему нужно определиться с изданием.

Настя: Вы состоите в обществе братьев Чапеков в Петербурге, какие проекты реализуете в настоящее время? Какие уже реализовали?

Галина: Русско-чешское Общество им. братьев Чапеков занимается вопросами культуры, как современной, так и прошлых веков.

Я сделала несколько докладов. Мой декабрьский доклад был о Карлштейне.

Настя: Расскажите, пожалуйста, как у Вас появилась идея создания своего сайта. Вы сами делали фотографии и выбрали дизайн блога?

Галина: Сайты я начала делать в 1999 году, уделяя основное внимание их содержанию.

Потом в 2003 году вместе со знакомым гатчинцем мы сделали сайт о Гатчине, потом разделили его, и у каждого из нас свой сайт со своим содержанием. У меня “Гатчина сквозь столетия”.

Сайт о Праге (прим.ред. “Прага.Тени минувшего. Легенды старой Праги ”) сначала появился как просто выставленные в интернете переводы нескольких пражских легенд – не в Word-документах же их рассылать знакомым для чтения, когда мне привычнее оформить как сайт.

По мере сбора и перевода легенд он уже обрел форму полноценного сайта, а не ссылки для чтения. За легендами последовали другие темы.

Но все они касаются старой Праги, исчезнувшей Праги, мистической Праги.


Легенды старой Праги

Настя: Как пришла идея перевода легенд с чешского на русский язык? Почему Вас привлекают именно легенды? В чем сила этого литературного жанра на Ваш взгляд?

Галина : Как я уже ответила выше – случайность. Мне дали книгу. Во время прогулок по Праге я представляла себе персонажей легенд.

Позже по историческим хроникам я уточнила адреса, где происходили события, описанные в легендах. И это был шок!

Привидения обрели конкретное место пребывания, история была привязана не к какому-то неизвестному дому в улице, а к конкретному, в котором, например, я еще вчера дегустировала вино.

Чтение дистанционное отличается от восприятия легенд на их конкретном месте. Поэтому некоторые воспринимают легенды как сборник сказок. Не удивлюсь, если кому-то кажется, что я выдумала эти легенды (“Могла бы и поинтереснее и что-нибудь новенькое”).

Суть легенд в том, что эти случаи действительно произошли, и в конкретном месте.

Потом их пересказывали, добавляя свои детали для более интересного сюжета. И со временем у некоторых легенд этот сюжет стал неузнаваем.

Как например, возгорание в алхимической лаборатории – огонь после взрыва распространился по подземному коридору, выбиваясь через его свод и между камнями мощения над ним, благодаря увлеченным рассказчикам превратился в повозку огненных козлов. далеко не у всех легенд удается добраться до случая, породившего эту легенду.


Герои пражских легенд и автор книги

Галина: Я не думала над этим. Я собирала информацию, которая меня заинтересовала, переводила и помещала ее на сайт, который,по сути, является библиотекой статей о Праге, объединенных одной темой

Настя: Как попасть к Вам на экскурсию в Праге?

Галина: Экскурсии я проводила по одному разу. Мне было интересно и самой почувствовать, и группе слушателей рассказать информацию, которая мне дорога и интересна, чтобы мы с любовью к старой Праге погрузились в прошлые века.

Чтобы максимально представить,что и как было, забыв, что мы стоим на уже давно снесенной и перепланированной территории.

В моей голове это было как бы оживление прошлого. Но можно заранее договориться, и когда я приеду в Прагу, то проведу экскурсию.

Почему бы еще раз не побывать в минувших столетиях? 🙂

Настя: Какие трассы и какие места в Праге Ваши самые любимые? Почему?

Галина: Там, где сохранились старые дома и где мало людей.

Там у меня возникает душевный контакт со старой Прагой – мне хорошо, спокойно, самое подходящее слово – v pohodě.

Настя: Какие произведения чешской литературы нашли отклик в Вашей душе (кроме легенд?) и почему? Что бы Вы рекомендовали прочитать?

Галина: Если интересует тема старой Праги, то книги Алеша Чесала, Ивана Мацкерле, Богумила Вурма, Яна Антонина Новака – это на современном чешском языке.

Мне нравятся книги Зикмунда Винтера и других авторов конца 19 – начала 20 века.

Там более старый чешский язык, и именно такая манера, старый чешский, как говорят чехи, гладит мне душу, успокаивает и переносит в те далекие времена.

Настя: Чему стоит поучиться у чехов и Чехии?

Галина: Душевности, доброте. Хотя Вам виднее – вы тут живете, а я приезжаю в отпуск.

Настя: Какая она Ваша Прага? Какое слово для Вас характеризует Прагу?

Прага — один из наиболее мистических городов Европы, а возможно, и всего мира. Г. Майрипк, писатель и финансист (по слухам, использовавший в борьбе с конкурентами запрещенные оккультные приемы), дает свое определение уникальности Праги: "Другие города, какими бы древними они ни были, кажутся мне невольниками тех, кто в них обитает; они как будто дезинфицированы какой-то сильной стерилизующей кислотой — Прага же управляет своими жителями как марионетками: дергает их за ниточки с первого до последнего вздоха"... Магическая сущность города лучше всего проявляется в низкий сезон, когда осенние или весенние туманы, вступающие в Прагу от реки Влтавы — Мольдау, возвращают призракам разных веков и эпох полноценные права гражданства.

Современную столицу Чехии составили четыре города: Градчаны (выросший вокруг королевской крепости — Града), торговый и университетский Старый Город (Старе Место), заложенный для немецких колонистов королем Пржемыслом Отакаром II квартал Мала Страна и, наконец, возведенный императором Карлом IV Новый Город (Нове Место). Каждый из этих городов имел свои законы, права и привилегии. В единую административную систему они слились только в 1784 году. Если прибавить сюда древний рыцарственный Вышеград и Старый Еврейский город, объединенный с Прагой лишь в 1850 году, то пражских городов получится уже шесть.

Древнеславянский город был основан в IX веке княгиней-пророчицей Либуше близ городка Мелник, где у слияния вод Влтавы и Лабы разошлись пути Чеха, Леха и Руса.

Легенда о Големе

На территории Чехии евреи появились еще во времена правления римлян. Правители благодушно относились ко вновь прибывающим еврейским купцам. Вскоре их и вовсе стали называть «слугами королевской знати». Однако в 2580 году священнослужитель Тадеуш решил нарушить установившийся мир. Когда заговор против евреев был раскрыт, Егуда Лев бен Бецалель взмолился небесам, и во сне ему раскрылась истина. Голос приказал ему создать Голема из глины. Это создание должно было уничтожить подло мыслящих людей. Когда фигура мужчины была слеплена, ее одели и назвали Йозефом. Голем был послушным слугой, выполняя все приказания хозяина. Через 13 лет все враги были уничтожены, и рабби решил избавиться от Йозефа. На чердаке Староновой синагоги был проведен обряд, который превратил Голема в ком глины. Теперь же существует поверье, согласно которому по еврейской части города бродит призрак Голема. Люди даже нашли комнату без входа, в которой прячется это мистическое существо. Однако проникнуть в нее никому не удавалось, т.к. все люди разбивались насмерть.

О воеводе Чехе

Хорватская земля с давних времен славилась наличием большого количества племен со своими нравами и традициями. Однако в один момент началась вражда между этими народами и стали они истреблять друг друга. Но два брата Чех и Лех не захотели участвовать в этой резне и покинули родные земли, чтобы найти себе новую родину. В скором времени обзавелись они новым племенем, помолились богам и отправились в дорогу. Дошли они до горного края, в котором жили незнакомые им роды, говорившие на неведомых языках. Чех и Лех убили всех этих людей, и пошли дальше. Когда показалась третья большая река Влтава, народ Чеха и Леха начал роптать, жаловаться на усталость. Тогда братья указали им на гору Ржип, у подножия которой и было решено разбить поселение. Спустя трое суток Чех предложил своему народу выбрать название своей земле. И все старейшины в один голос заявили: «Твоим именем пусть зовется она!» С тех пор начали распахивать поля, вырубать леса и выкорчевывать пни. Построили жилища, вокруг которых высаживали прекрасные сады. Ежегодно увеличивалось число жителей этого поселения, земля плодила все обильнее. У каждого было свое дело, свое занятие: женщины пряли, мужчины охотились. Однако ровно в полдень замолкало все живое: полуденницы вылетали на свет, носились над городом, высматривая детей; колдуньи с разноцветными глазами повергали всех людей в слезы. Чехи трепетали перед ними, страшась своей гибели. Но самым страшным оставался Перун, который метал гром и молнии и демоны, заполняющие тело человека. Для того чтобы их умилостивить, люди приносили жертвы: черных кур и голубей. Спокойнее всего было внутри селения, ведь здесь чехов защищали духи предков, домовые и различные обереги. До того хорошо жили люди у подножия горы Ржип, что вскоре не хватало места всем желающим поселиться здесь. Потому вырастали новые поселения рядом со старыми, ширясь во все стороны света. Вскоре Лех решил взять группу людей и повести их подальше на восток. Прощаясь, Лех сказал, что не уйдет он далеко, а поселится в трех днях пути, чтобы в случае опасности прийти на помощь брату и своему народу. Городище, построенное одним из братьев, получило название «Коуржим». Вскоре Чех умер и горевал весь народ, оплакивая любимого воеводу. Похоронили его со всеми почестями, собрав пепел и кости его в одну урну, над которой насыпали холм. И поныне приходят люди на этот курган, чтобы преклонить колено перед воеводой, который спас свой народ от неминуемой гибели.

Тайна дома «У семи чертей»

Еще одна легенда рассказывает о доме, расположенном на Мальтезской площади в столице Чехии - Праге. Сегодня это здание зовется Дворцом Страковых из Недабылиц и стоит всего в нескольких шагах от Карлова моста. Загадочная история этого дома началась в 1821 году, когда пражский адвокат Вацлав Немцов стал отцом маленькой Алоизы. Шли годы, и девушка становилась все краше. В конечном итоге, появился мужчина, попросивший у Вацлава руки его дочери. Однако свадьбе не суждено было состояться, т.к. жених просто напросто не явился к алтарю. Как выяснилось впоследствии, злой разлучницей молодых стала лучшая подруга Алоизы. В скором времени отец молодой девушки скончался, а сама она, так и не обретя семейного счастья, отправилась в здание на Мальтезской площади. Дом был слишком большой для одной женщины, поэтому Алоиза сдавала комнаты желающим. Единственное условие, которое она ставила перед ними - не прислонять мебель к стенам. Это многих пугало, так что вскоре не осталось ни одного постояльца. А так как Алоиза практически не выходила из своих комнат, по городу поползли различные слухи. Среди прочих вещей, поговаривали, что в этом доме собирается нечистая сила. Один оскорбленный художник даже решился на жестокую шутку: на шести колоннах, подпирающих здание, он нарисовал чертей, а на входе подписал «Дом у семи чертей». Как вы, наверное, догадались, под седьмым чертом подразумевалась хозяйка. Все стали сторониться этого дома. Однако когда Алоиза умерла, в комнатах «Дома у семи чертей» под верхним покрытием были обнаружены старые фрески, принадлежащие руке известного швейцарского художника Яна Рудольфа Бисе. Оказалось, что Немцова лишь пыталась сохранить эти произведения нетронутыми.

Белая дама

В 1429 году в семье Рожмберков, которые были знамениты на всю Чехию, родилась чудесная девочка, которую назвали Перхтой. Однако судьба была к ней не очень благосклонна и в двадцатилетнем возрасте ее насильно выдают замуж за настоящего тирана. Страдая от побоев, девушка решила искать защиту в доме отца. Однако тот даже не пустил свою дочь на порог дома. Больше 20 лет все это терпела Перхта и даже перед смертью Яна (мужа) не простила его за жестокое обращение. Тогда тот проклял молодую женщину, пожелав ей отсутствие покоя даже в гробу. Спустя какое-то время умерла и сама Перхта, а еще через три года поползли слухи о Белой Даме, которая появляется в замке рода Рожмберк. Хочется отметить, что наличие приведений в Чешских замках вообще не является чем-то удивительным, а скорее даже обыденным. Экскурсоводы поддерживают интерес к достопримечательностям своей страны с огромным рвением и завидным упорством. Так вот, возвращаясь к имению рода Рожмберк, недавно с подвыпившими студентами приключилась удивительная история. Когда один из парней позволил себе фривольно высказаться в отношении Белой Дамы, пообещав ей жаркие объятия и признания в любви, то она не замедлила явиться. В конечном итоге, насмерть перепуганным студентами пришлось выносить из замка своего друга, упавшего в обморок.

Легенда о Святой Барборе

День Святой Барборы считается в Чехии национальным праздником. Его отмечают 4 декабря. Однако на сегодняшний день историки до сих пор не пришли к единому мнению, как же возникла данная традиция. Согласно легенде, жизнь мученицы Барборы была прервана рукой ее же отца, который, будучи язычником, не мог принять любви своей дочери к христианству. Ходят слухи, что как только голова скатилась с плеч Барбары, ее отца поразила молния и испепелила его в один миг.

Вместе на тот свет

Эта легенда берет свое начало в 1984 году в семье Отто Туричека. На протяжении долгих месяцев отец этого молодого человека страдал от болей в желудке. Ему даже сделали операцию, но бороться с раком было бесполезно. Он медленно угасал. Однажды отец попросил воды и отправил сына домой, пробормотав при этом о каком-то друге, который ждет его. Отто решил узнать у старика об этом друге. Оказалось, что отец говорил о соседе, пане Швестаке, дружба с которым длилась на протяжении 30 лет. Отец Отто шептал, что он уже умер и теперь ждет меня, чтобы мы вместе ушли туда… Молодой человек не придал значения словам старика, приняв их за простую галлюцинацию. Через час отец скончался. Когда же Отто вспомнил о соседе, пришлось выломать дверь его квартиры, т.к. никто ее не открывал. Пан Швестак лежал на полу мертвый. Вот так вот два друга стали неразлучными навсегда.

Легенда о Бланике

Считается, что эта старинная чешская легенда была рассказана императору слепым странствующим сказителем, который обладал даром ясновидения. Есть рядом с чешским городом Бехыне местечко Луневице, в котором возвышается гора Бланик. Внизу горы, там, где из-под земли бьют холодные ручьи, находится отверстие, напоминающее готические ворота. Ворота эти являются входом в огромную подземную пещеру, представляющую собой большой зал с массивными сводчатыми потолками, как во дворце, и множеством колонн, украшенных старинным оружием.

Внутри горы спят рыцари, когда-то убитые на войне, лежа на земле и каменных скамьях; при одних лежат доспехи, другие держат в руках мечи или сидят на лошадях, склонившись на их гривы. Вода ключа, который находится рядом с горой, струями течет между оседланными лошадьми. Эти рыцари — спящее войско Святого Вацлава, которое должно проснуться в тот день, когда настанут наиболее трудные для Чехии времена и в страну вторгнутся захватчики, чьи силы будут намного превосходить численность чешского войска. Тогда Святой Вацлав очнется от смертного сна и придет к горе Бланик, чтобы созвать своих воинов. Слепой сказитель поведал Карлу IV о тех знаках, по которым можно будет определить, что день пробуждения рыцарей Бланика уже близок. Сначала высохнут верхушки деревьев, растущих на горе. После этого старый сухой бук возле близлежащего озера пустит свежие молодые побеги. В конце концов, вода переполнит горный ключ и побежит ручьем вниз, — тогда раскроется Бланик и из него выйдут все славные чешские рыцари, чтобы в окончательном бою сразить врагов отечества.

Битва у горы Бланик будет такой долгой и жестокой, что воды озера окрасятся в ярко-алый цвет от крови падших воинов. Только после того, как немало слез будет пролито и не один кровавый поединок состоится между двумя войсками, приедет на своем белом коне сам святой Вацлав. В руках он будет держать меч легендарного чешского воина Брунцвика. Увидев Вацлава, враги обратятся в бегство и попытаются укрыться в Праге, где и состоится последнее, решающее сражение, в котором чешские воины одержат решительную победу.

«А когда все это закончится, — сказал слепой сказитель Карлу IV, — настанет в чешской земле золотой век: все будут жить в мире и согласии друг с другом, не будет ни убийств, ни воровства, ни предательства». Говорят, что каждый год в день Ивана Купалы гора Бланик открывает свои недра, и рыцари едут к ключу поить своих коней. А во время полнолуний они устраивают турниры, после которых на земле остаются следы от копыт.

С рыцарями из горы Бланик связана еще одна интересная легенда.

Проходил однажды мимо горы кузнец из Луневице, как вдруг его окликнул таинственного вида рыцарь, одетый во все черное. Он позвал кузнеца в подземную пещеру горы Бланик и попросил его подковать всех стоявших там лошадей. Кузнец сделал все так, как его попросили, а когда уже собирался уходить, рыцари сказали, что в качестве вознаграждения за свой труд он может взять немного… конского навоза.

Кузнец был сильно обескуражен таким обхождением, но ослушаться грозного вида рыцарей не смог, взял свой старый холщовый мешок, положил туда навоз и ушел восвояси. К несчастью, он не знал о чудесных свойствах, которыми обладал навоз из пещеры Бланик, поэтому, оказавшись снаружи, тут же выкинул из мешка зловонное вознаграждение. Когда кузнец пришел домой, к нему подбежали все члены семьи, взволнованно спрашивая, где это он пропадал так долго.

— Долго? — изумился в свою очередь кузнец. — Почему долго? Я провел всего лишь один вечер, подковывая лошадей для рыцарей из горы Бланик.

— Один вечер?! — вскричали его домочадцы. — Господи, тебя не было дома целый год!

Тогда кузнец рассказал о своем приключении от начала до конца и показал свой мешок из-под навоза. Однако как только он начал трясти им перед изумленными глазами членов своей семьи, оттуда неожиданно высыпалось несколько золотых монет. Тут-то кузнец и догадался об удивительных свойствах своего вознаграждения и тут же побежал искать то место, где выкинул навоз, но там уже не было никаких золотых монет.

Распятие из монастыря крестоносцев

В нескольких шагах от Карлова моста находится старый монастырь крестоносцев. В былые времена он принадлежал ордену монахов-францисканцев, знаком которого был сначала красный крест, а позже шестиконечная звезда. Так вот, в коридоре этого монастыря висит большое распятие, выражение лица которого настолько реалистично, что при взгляде на него многих охватывает ужас. О создании этого странного распятия существует легенда.

В маленьком обветшавшем от старости домике недалеко от монастыря жил молодой резчик. Работой он был одержим и мечтал вырезать такие вещи, чтобы все останавливались перед ними в изумлении. Однако никто о резчике не знал, поэтому заказы ему выпадали весьма редко, а если и выпадали, то он старался сделать все по-своему, не считаясь с мнением заказчика, отчего большинство его переговоров заканчивались ссорой. И вот как-то раз в дом к этому резчику пришел крестоносец с красной звездой и сказал: «Мы слышали, что ты хорошо работаешь с деревом и хотим сделать тебе заказ. После шведского нападения наш монастырь потерял почти все свои ценности и украшения. Мы хотим вернуть ему былое величие, поэтому нам нужен хороший резчик. Был у нас красивый крест, но когда мы его переносили, он рассыпался в прах, изъеденный червями. Если ты сделаешь такой же красивый крест, остальная работа — твоя!»

Нетрудно догадаться, с каким воодушевлением резчик принялся за порученную ему работу, ведь от этого заказа зависела его дальнейшая судьба! Купив дерево и глину для создания предварительной модели, он принялся искать подходящего натурщика. Однако это оказалось делом не из легких: долго ходил резчик по Старому городу в поисках человека, соответствующего его образу, пока не вспомнил об одном знакомом нищем с Карлова моста. Больной, худой, с неизгладимыми следами голода и нищеты, этот человек как нельзя лучше подходил в качестве натурщика.

Начиная с того дня резчик ежедневно приводил бедняка к себе домой и с нетерпением приступал к работе: привязывал руки нищего к бревну и тщательно ловил каждую деталь больного, измученного и исхудалого тела. Работа продвигалась хорошо до тех пор, пока резчик не начал изображать лицо. Бедняк был счастлив своей подработке, благодаря которой он теперь каждый день ел горячую еду, поэтому постепенно выражение его лица приобрело весьма и весьма довольный вид, совсем не соответствующий образу. Резчику работа не удавалась, ведь ему нужно было измученное выражение лица умирающего распятого. Как ни просил и ни уговаривал резчик бедняка сделать нужное выражение лица, последнему никак это не удавалось. Наконец резчик разозлился, потому что видел, что его работа может не получиться, если выражение лица не будет таким впечатляющим, каким он его себе представлял. Он понимал, что может упустить свою последнюю возможность и вновь впасть в нищету. Охваченный злостью и отчаянием, резчик ударил нищего ножом — с такой силой, что попал ему в сердце. Нищий умер. Сначала резчик испугался, но затем увидел в лице умершего как раз то выражение, которое ему было нужно. Снова принялся за работу и, когда закончил ее, закопал нищего в подвале собственного дома. Работа шла быстро, и вскоре резчик отнес готовый крест в монастырь. Приор и монахи застыли в изумлении и ужасе перед распятием — настолько реалистично было изображено лицо Христа. Они похвалили резчика за работу, хорошо ему заплатили и сделали новый заказ.

Между тем, нищие с Карлова моста заметили, что их товарищ куда-то пропал. Спросили о нем резчика, но тот отвечал, что не знает, куда исчез бедняк и сам давно его не видел. Однако несмотря на то, что резчик так долго ждал новую работу, теперь дерево в его доме лежало нетронутым. Несколько раз приходили к нему монахи узнать о том, как идут дела. Резчик не отвечал и вел себя странно. Перемены в его поведении заметили соседи, начали распространяться слухи, что он сошел с ума. Проведали об этом и представители власти, и вскоре в дом к резчику пришли из ратуши. Во время осмотра мастерской был найден нож со следами крови, резчику пришлось сознаться в убийстве нищего и показать место, где он закопал труп.

Всадник без головы

Эта жуткая история началась во времена Раннего Средневековья. Когда-то в Старом Городке отец со своими двумя сыновьями занимались продажей зерна. Поскольку в то время зерно было в дефиците, отец смог заработать своей семье отличное состояние. Однажды он должен был ехать в другой город, но в это день неважно себя чувствовал. Он решил отправить на дело своих наследников. Сыновья купца поехали на телеге, запряженной двумя лошадьми. И вот по дороге старший сын вдруг вывалился из телеги и попал прямо под колеса. Младший брат не захотел ему помочь, и спокойно наблюдал за медленной и мучительной кончиной родственника. Дело в том, что во времена Средневековья основная доля наследства доставалась старшему ребенку, из-за чего младший сын купца всю жизнь завидовал своему старшему брату. Узнав о смерти сына, отцово сердце не выдержало, и купец также скоропостижно скончался. Поскольку других наследников в семье не было, все имущество перешло младшему брату. Но, вопреки его ожиданиям, богатство не принесло юноше счастья, напротив, оно лишило его разума. И вот, обезумев, младший сын купца оседлал лошадь и примчался на перекресток города, чтобы повеситься. Лишь только утром местные жители обнаружили бездыханное тело молодого человека. Поскольку в то время считалось, что самоубийцы превращаются в вампиров, перед похоронами им отрезали голову. И по сей день, пражане уверяют, что в ночное время на старинных улицах Праги можно услышать стук копыт, а затем увидеть полупрозрачный силуэт Всадника без головы.

Самые древние призраки окружают две пражские твердыни, выступавшие в истории антиполами,— имперскую резиденцию Град и опальный Вышеград, с которым, однако, связаны первые события чешской истории. Мудрая и прекрасная княжна-пророчица Либуше, основательница Вышеградской крепости на скале над Влтавой, приказала привести к себе богатыря Пржемысла прямо от плуга, чтобы сделать его своим супругом. От их брака произошла династия чешских королей. После смерти Либуше ее подруги попытались отстоять матриархатные порядки в знаменитой войне дев, но потерпели поражение.

Считается, что Либуше и после смерти не сложила с себя бремя забот о своем народе. Ее посланник — безголовый рыцарь — появляется под стенами Вышеграда. Ему поручено разузнать, каково живется чехам на чешских землях, и сообщить об этом своей госпоже. (Народное поверье в своем поэтичном видении не считает отсутствие головы препятствием для этой задачи). Если Либуше получит известие, что чехи нуждаются в ее помощи, она может вступиться за свой народ. Рассказывают, что под утесом, на котором возведен Вышеградский замок, вот уже более тысячи лет спят рыцари Либуше, готовые пробудиться по слову своей повелительницы.

Легенда повествует, что Либуше в сопровождении юных дев часто ходила в купальню под стенами Вышеграда. Считается, что когда сумерки ниспадают на Прагу, красавицы из прошлого тысячелетия появляются на месте, где они служили своей госпоже, и до припозднившегося путника может донестись их чарующее пение. В действительности же романтичная купальня Либуше с южной стороны крепости представляет собой руины сторожевой башни XV века: речные суда подвозили сюда продовольствие и по ложбине в скале его поднимали наверх.

Мрачные духи языческих времен клубятся, собираясь близ Града. Они происходят из той эпохи, когда древние боги славян отчаянно сопротивлялись пришествию новой веры. Основатель Града, князь Боривой (850-895 гг.), вместе со своей супругой Людмилой был обращен в христианство создателем славянской азбуки Мефодием. У Боривоя был сын Воротислав. Сам он был добрым христианином, но его супруга Драгомира, хотя и была крещена, следовала языческим обычаям. После смерти Воротислава Драгомира стала правительницей-регентшей при своем юном сыне Вячеславе. Язычница не только по вере, но и по характеру, Драгомира отличалась неуемным нравом. Окружив себя единомышленниками, она старалась повернуть историю Чехии вспять, возродив дохристианские порядки. Людмила постаралась сделать так, чтобы Драгомира была отстранена от дел правления. Но коварная княгиня жестоко отомстила своей свекрови. Подосланные убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась, и задушили ее. Произошло это в 927 году. Народное предание повествует о страшном конце Драгомиры.

Однажды она выехала из пражского Града, чтобы совершить жертвоприношение языческим божествам. По пути Драгомира выкрикивала проклятия христианству. Ее богохульства не остались безнаказанными — внезапно земля разверзлась, серное пламя полыхнуло из расселины, и колесница с княгиней была поглощена адской бездной. Пражане знают, что Драгомира может появляться и в наше время на объятой адским огнем карете без кучера. В темные и бурные ночи, среди отблесков молний и завываний ветра, адские кони несут ее по улицам Градчан. Другое предание говорит, что не получившая упокоения душа княгини раз в год появляется в образе огненной собаки у костела св. Микулаша.

Современный собор св. Вита (XIV в.) включает древнюю капеллу, посвященную покровителю чешских земель, святому страстотерпцу Вячеславу (Вацлаву), сыну Воротислава и Драгомиры, убитому в сентябре 935 года. В роскошно украшенную часовню ведет дверь с ручкой в форме львиной головы — именно за нее схватился князь-мученик, падая под смертельными ударами. Из часовни св. Вацлава есть проход в сокровищницу, где хранятся королевские регалии — их показывают публике только по особому поводу. В этой кладовой хранится и корона св. Вацлава. Легенда утверждает, что каждый, кто осмелится примерить венец святого князя, умрет страшной смертью. Последним, кто возложил на себя корону, был германский протектор Богемии и Моравии Гейдрих. Вскоре после этого его автомобиль был подорван чехословацкими диверсантами.

Карлов мост, построенный мастером Петром Парлержем по заданию короля Карла IV из Люксембургской династии, соединяет не только Малу Страну со Старым Городом — этот мост словно переброшен через столетия. В эпоху крестовых походов здесь располагалась важнейшая стратегическая переправа на пути, который должен был завершиться в Иерусалиме. Имеются сведения, что Карлов мост был возведен в соответствии с астрологическими и нумерологическими предписаниями. Его скульптурная галерея хранит память о сакральных рубежах чешской истории. По легендам, место, где стоит известный пражский рыцарь, в древности было отмечено языческим капищем, а идол, свергнутый отсюда, до сих пор лежит на дне реки. Перекрываемый мостом остров Кампа отделен от Малой Страны протокой под названием Чертовка. Имя это возникло не случайно — здесь издревле стояли мельницы (а мельники, как известно, знаются с нечистой силой). Один из домов остался в пражской истории под названием «У семи чертей».

Но на мосту присутствует и дух святости. Между шестым и седьмым пролетами находится статуя святого епископа Яна Непомуцкого (Непомука). С этого самого места в 1393 году пражский архиепископ был сброшен в реку. Предание гласит, что король Вацлав IV обрек его на смерть за отказ выдать тайну исповеди королевы. Сегодня не слишком, в общем-то, религиозные чехи, приходят к статуе, чтобы доверить Яну Непомуку свои самые сокровенные тайны и загадать желания (которые, как верят, будут исполнены).

На Вратиславовой улице появляется серебряный всадник — король Пржемысл Отакар II; на Целетной, близ университета Каролинум, можно встретить призраков проститутки и священника (когда-то разгневанный служитель Божий убил здесь блудницу и сам внезапно скончался от удара); в пивной «У Рибара» (а говорят, что и во многих других пивных тоже) припозднившийся посетитель не застрахован от встречи с тоскливым магистром Палехом, который когда-то предал на смерть Яна Гуса. Большое количество привидений связано со средневековым сообществом алхимиков и с еврейской диаспорой.

Высказывалось мнение, что обилие в Праге привидений объясняется каким-то природным феноменом, например, наличием в земле радиоактивных порол. Но и сама Прага, с ее архитектурным ландшафтом, остается сильнейшим фактором воздействия на сознание человека. Г. Майринк, не устававший удивляться городу на Влтаве, признавался: «Эта фантастическая готика с ее скульптурами, словно отлитыми из запекшийся крови! Сколько бы я ни смотрел на нее, она не перестает волновать мою душу».

Для тех, кто дочитал - бонус: Музей пыток в Праге. Одно из самых жутких, но вместе с тем популярных мест Европы.

Прага - волшебный и загадочный город, чем больше ты там бываешь, тем больше историй и легенд узнаешь, и не перестаешь удивляться, а только хочется узнать еще больше! Возвращаясь из Праги я каждый раз обнаруживаю, что еще многое не увидела и снова хочется туда вернуться!
А сейчас немного из истории Праги.
Само основание Праги связано с легендой о княжне Либуше. Обычно слово «Praha» связывают с чешским словом «prah» (порог). Об этом и легенда.

Портрет Либуше кисти В. К. Мазека (1893)
"На скале, впереди всех, стояла Либуше, не замечая ни мужа, ни окружающих. Лицо ее светилось внутренним светом, глаза сияли.Воздев руки в сторону синеющих вдали лесов и устремив на них сверкающий взор, Либуше вещала:

Вижу великий город, слава которого достигнет звезд небесных.
Место для него в излучине Влтавы,тридцать гонов до него отсюда.
На полночь граничит оно с потоком Бруснице,
что бежит в глубоком овраге,
на полдень от нее скалистая гора
возле леса Страгова.
Там, среди леса, найдете вы человека,делающего порог для своего дома.
И город, который вы выстроите, назовете Прагою.
Как князья и воеводы перед порогом дома склоняют головы, так будет весь мир кланяться тому городу. "


Может быть таким было видение княгини Либуше!)


Все исторические места Праги имеют свои легенды и истории!
Например, Пражский Орлой, хоть и находится всегда на виду у сотен прохожих хранит тайны, которые до сих пор занимают умы историков и обычных людей.


Уже само их появление окутано легендами, их создание приписывают разным мастерам, в их оформлении участвовали разные люди, и в том числе художник Йозеф Манес, который тяжело заболел, когда закончил свою работу!
На берегу Влтавы в сквере возле Пражской филармонии ему установлен памятник.


В их создании участвовали и астрономы, и маги, и оккультисты.
Предание говорит, что часы тесно связаны с судьбой народа, и если часы остановятся, то жди беды!
Сами по себе часы остановились в 2001 году, а в 2002 в Праге случилось катастрофическое наводнение!
Вот и не верь после этого легендам!
Кстати, наводнение 2002 года помогло пражанам обнаружить в центре города еще одну алхимическую лабораторию, коих было немало в правление Рудольфа II, одного из самых образованных людей своего времени!


По старым эскизам был восстановлен кабинет алхимика, алхимическая печь, стеклянные лабораторные колбы, и теперь здесь музей, который мне удалось посетить!)


Известно из исторических источников о том, что император, чешский король Рудольф II, увлекался алхимией. Он часто уединялся со своими помощниками и пытался найти рецептуру для эликсира молодости. Найдены старинные записи о рецепте эликсира молодости. Этот эликсир в то время продавали очень богатым и влиятельным особам в Европе. По данным из разных источников эликсир молодости Рудольфа II делался на основе алкоголя, который настаивался на корнях хрена, меде и лечебных травах в соответствующих пропорциях и с разным временем выдержки.
Этим эликсиром лечили много заболеваний и таким образом продлевали молодость.
Некоторые исследователи склоняются к тому, что этот эликсир имел и свойства современной «виагры». В то время про эликсир Рудольфа II говорили:
«Исполняет женские желания, увеличивает мужские возможности!»
И хотя Рудольф II не был женат, но в незаконных женах у него была дочь его придворного аптекаря, которая родила ему 6 детей: 3 сыновей и 3 дочерей, но так как они были незаконнорожденными, то не могли претендовать на престол, по этой причине наследников у него не осталось!
И сейчас в музее можно купить настойки, сделанные якобы по древним рецептам: для продолжения жизни- очищающая настойка, выводит токсины и прочие вредные вещества из организма, "Эрос" - типа современной "Виагры" и Мнемоник - для улучшения памяти, на основе растения Гинго Билоба. Так что ничего волшебного, все на травах!)

А самое известное место Праги - Карлов мост через реку Влтава, соединяет районы Праги Малая Страна, и Старе Место. Построен в эпоху Средневековья. На мосту расположены 30 скульптур. Длина моста 520 м, ширина - 9,5 м. Мост опирается на 16 мощных арок, облицованных тёсаными квадратами из песчаника.

На сегодняшний день является единственным в своём роде произведением средневекового искусства. Первый камень в основание моста был заложен Карлом IV 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минут. Таким образом момент основания моста образует палиндром 1-3-5-7-9-7-5-3-1.


Одна из легенд Карлова моста связана с одним из самых почитаемых святых Чехии Яном Непомуцким. Самая старая и самая популярная из скульптур Карлова Моста. Вокруг головы святого пять звёзд, по преданию появившихся над водой в том месте, где его утопили. И если прикоснуться рукой к скульптуре Яна Непомуцкого и загадать желание, то оно непременно исполнится. Единственное условие - желание должно быть реальным.
И очередь не иссякает!)
Очень интересна 10 скульптура на Карловом мосту!


Святой Иуда Фаддей считается заступником в безнадёжных делах, к нему обращают молитвы люди, находящиеся в крайней нужде и тяжелых ситуациях.
Святой Иуда – один из 12 апостолов (не путать с Искариотом), автор последнего Послания в Новом Завете. Согласно традиции, он являлся братом св. Иакова Младшего, и предполагалось, что они оба были родственниками Девы Марии. По преданию, первое имя его было Иуда, имя Фаддей он получил, приняв крещение от Иоанна Крестителя, а имя Леввей получил, вступив в лик 12 апостолов. После смерти Христа он вместе со св. Симоном Зилотом путешествовал по Сирии, проповедовал Евангелие и был замучен за веру в Персии.

А если спуститься с Карлова моста и пройтись по окрестностям, то и здесь можно найти много интересного!
Например, музей Карела Земана.


Корифей чешского кинематографа, работы которого известны во всем мире. Родившийся в 1910 году, Карел с детства увлекался куклами. Позднее став мультипликатором, он стал основателем чешской кукольной мультипликации. Его работы разнообразны и неповторимы. Он придумал множество приемов давших развитие современной мультипликации. Приемы, применяемые мастером, были новшествами для того времени и используются до сих пор.

Ресторан «Чертовка» (Čertovka) находится в основании легендарного Карлова моста. С террасы заведения открывается великолепный вид на Влтаву, Старый город и Карлов мост.

А вообще, ресторан интересен не только своим видом на Карлов мост, но и своей маленькой улочкой, ведущей в ресторан.

Если красный свет на светофоре,значит по лестнице кто-то спускается! Улочка настолько узенькая, что в некоторых местах двоим просто не разойтись, вот и придумали светофор!)

А еще гуляя под мостом, можно полюбоваться уточками и лебедями!


Здесь же находится пристань, с которой отправляются в плавание по Влтаве,заметьте, в любую погоду!)

А еще мы случайно наткнулись на стену Леннона.
В столице Чехии, на Велкопржеворской площади, которая находится в Малой Стране есть стена, посвященная Джону Леннону. Стена имеет интересное расположение, ведь прямо напротив стены находится французское посольство. .


Ходят слухи, что надписи на мемориальной стене начали появляться сразу после смерти известного Джона Леннона. Так же здесь верят и в то, что настоящий фанат Леннона найдет среди тысячи надписей автограф самого Леннона.)


В интернете есть информация, что власти города всеми силами пытались прекратить художества фанатов, но сделать это не получилось. После каждого окрашивания, на стене появлялись новые записи. Говорят, решил проблему французский посол, настоятельно попросив прекратить подобные надругательства во избежание манифестаций возмущенных пражских битломанов! Стена постоянно видоизменяется, поэтому в следующий раз, возможно, она будет выглядеть не так, как на моих фотографиях!)
Вот немного о Праге, но это еще не все! Еще очень много фотографий, которые понемногу разбираю и собираю информацию, потому что бродили по Праге много и фотографировали то, что попадало на глаза интересного и необычного! А необычное в Праге на каждом шагу!)))

Пытаться рассказывать о достопримечательностях Праги на сайте - дело неблагодарное. Слишком много ресурсов посвящено этому замечательному чешскому городу, заслуженно пользующемуся небывалой популярностью у туристов. Как правило, люди, один раз попавшие в Прагу, навсегда влюбляются в этот сказочный европейский город и стараются еще не раз возвратиться туда. Поэтому на своем сайте я решил лишь ограничиться перечислением достопримечательностей столицы Чешской республики Праги, зато больше внимания уделить пражским легендам - таинственным и загадочным.

ПРАЖСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

Легенда об основании Праги

У прародителя Чеха, приведшего свое племя на нынешние чешские земли, было три дочери. И после его смерти, нераод чешский выбрал своей предводительницей младшую, Либушу, поскольку отличалась она необыкновенной рассудительностью и обладала даром предвидеть будущее. Долго и мудро правила Либуша чешским народом, замуж вышла она за земледельца Пршемысла, от них и пошла первая королевская чешская династи Пршемысловичей.

Вот раз как-тоЛибуша с мужем и свитой прогуливалась в густых лесах, окружавших Влтаву и вдруг на мгновение остановила она коня, глаза ее закрылись, но вскоре княгиня молвила: "Вижу город на берегу реки, город большой и славный, многие века будут жить здесь наши потомки." И по знаку Либуши свита поскакала за ней на место, указанное княгиней. И на берегу увидели они крестьянина, тесавшего порог у своей избы. Так от чешского слова "prah" ("праг"- порог) и было дано название основанному городу, ставшему с X века столицей Чешского государства и одним из красивейших городов в мире - Праге .

Легенда о Пражских Курантах

Одной из самых известных достопримечательностей Праги является Пражский Орлой (лучше всего переводится на русский язык словом "куранты") - расположенные на одной из башен ратуши на Староместской площади средневековые астрономические часы, с уникальным механизмом, показывающее время, ход луны, солнца и звезд и каждый час устравивающие захватывающее предстваление "Ход апостолов", когда по очереди выезжающие 12 фигурок благословляют Прагу и ее жителей.

Интересна история создания Пражского Орлоя. По легенде соорудил эти часы легендарный средневековый мастер Гануш. Городские власти хорошо заплатили ему, но Гануш продолжал дни и ночи просиживать в своей мастерской, обдумывая очередное гениальное творение.

А тем временем люди со всей Еропы приезжали в Прагу и восхищались чудесными часами, равных которым не было во всем мире. И тогда озаботился пражский бургомистр тем, как бы не повторил гениальный мастер свой шедевр в каком-либо другом европейском городе, уж очень хотелось сохранить ему славу Пражского Орлоя. И пришла ему в голову недобрая мысль.

Однажды вечером, когда на улицах уже не было прохожих, мастер Гануш сидел как обычно в своей мастерской над чертежами. Как вдруг ворвались в мастерскую двое сильных людей в масках и темных плащах, схватили Гануша и ослепили его. Лишь наутро нашли ученики чуть живого мастера Гануша.

Долго болел мастер, а когда выздоровел, то не мог уже ни о чем другом думать, как о том, кто так жестоко обошелся с ним. И наконец, понял. И тогда встал он, взял кое-какие инструменты и попросил самого верного из оставшихся с ним учеников отвести его в башню ратуши, на которой находились, созданные им прекрасные куранты. А когда привели мастера Гануша к часам, засунул он руку в механизм, что-то там сделал, и часы остановились. А сам мастер Гануш упал замертво рядом со своим шедевральным творением. И долгих сто лет после этого не могли починить Пражский Орлой.

Башня Карлова Моста

Много преданий и удивительных историй посвящены мостовой башне, завершающей Карлов Мост со стороны Старого Места. А началось все с того, как казнили двенадцать вождей очередного восстания чешской знати против короля Иржи Подебрадского и повесили их головы для устрашения отсальным на башню в металлических корзинах. И лишь по прошествии десяти лет дал король родственникам разрешение снять корзины с головами и похоронить их в секретном месте у Тынского храма на Староместсткой площади. Но еще долго после этого видели ночные прохожие темные фигуры, двигающиеся по лестницам башни, и слышали доносящееся сверху печальное пение. Бывает, что глухой ночью со стороны Малой Страны едет по Карлову Мосту черная карета с огненной упряжкой, которая несет Праге ужасы и лишения, но тогда из башни выходят двенадцать темных фигур и не пускают фигура проехать под Мостовой башней, тем самым спасая Прагу от несчастий. А упряжка с каретой проваливается в реку.

С левой стороны свода башни есть фигура рыцаря, а рядом женщина в платке. Но пражские старожилы утверждают, что это вовсе не рыцарь, а Мартин Лютер в рыцарской одежде, а женщина рядом с ним - монашка, на которой он женился. Другие же рассказывают, что это не Мартин Лютер и не рыцарь, а монах, который нехорошо обошелся с монашкой, приходившейся сестрой Яну Жижке, за что тот впоследствии жестоко мстил всем монахам. Ну а третья версия гласит, что женщина в платке - это Зузанна, помогавшая королю Вацлаву бежать из плена.

На фото - виды Карлова Моста, посередине - Мостовая башня.

Железный человек

В незапамятные времена нынешняя Платнерская улица выглядела совсем по-другому, чем сегодня. Тогда здесь находились мастерские оружейников, ковавших доспехи и щиты для чешских рыцарей. Именно в те времена на один из домов поставили работники железного человека в рыцарских доспехах. В дальнейшем, место это стали так и называть: "У железного человека".

В те времена чешский король часто оставлял свои чешские замки, собирал войско и отправлялся в походы. Время после возвращения короля из этих походов всегда было смутным и тревожным для пражских жителей, поскольку с королевской дружиной приезжали целые толпы чужестранцев, ищущих приключений. Это были люди, не привыкшие считаться с законом, которые пили в трактирах до утра, часто затевали драки и устраивали беспорядки. Но самым драчливым среди них был иноземный рыцарь, везде ходивший в черных доспехах. Где бы он ни появлялся - тут же начинались драки и текла кровь.

Но вот после одной из таких драк понадобилось Черному рыцарю починить доспехи. Отправился он в квартал оружейников, на Платнерскую улицу. На беду, когда рыцарь был в мастерской, к мастеру забежала с каким-то поручением его дочь, прекрасная и невинная девушка. Увидев ее, Черный рыцарь забыл обо всем и стал наведываться в мастерскую каждый день. Девушке сначала тоже понравился молодой черноволосый чежеземец, но чем больше уна узнавал его, тем больше начинала бояться - рыцарь был ревнив до безумия, упрекал девушку за каждый шаг, каждый взгляд, который она бросала на любого из других своих поклонников. Испугалась дочь оружейника и стала избегать Черного рыцаря, но это не помогло, он подкараулил ее и в порыве ревности пронзил ее грудь своим длинным мечом. Упала на землю прекрасная девушка и в последний миг перед смертью только и успела произнести проклятье: станет рыцарь после смерти железным и бедет мучаться вечно, пока не найдется невинная девушка, которая пожелает освободить его. Но возможно это только раз в сто лет, в тот же день и час, когда загубил он в порыве гнева невинную жизнь.

Опечалился тогда Черный рыцарь, перестал бесчинствовать вместе с прежними друзьями, все больше сидел один в задумчивости, а вскоре и умер. И в тот же час, как и предсказала девушка, превратился в железного рыцаря. Родители несчастной погибшей девушки поставили железного человека на фасад дома, под крышей которого убил он их единственную дочь. Шли годы, и ровно через сто лет сошел железный рыцарь со своего постамента и стал ждать появления девушки, которая могла бы его спасти. Но улица была пуста, никто так и не появился. И, тяжело вздохнув, вернулся рыцарь на свой пьедестал, чтобы ждать еще сто лет.

Говорят, однажды ему повезло - неподалеку поселилась вдова с красивой дочерью, подошел он к окошку, у которого сидела девушка и рассказал ей свою печальную историю. Девушка страшно перепугалась, и когда мать узнала обо всем, то спрятала ее в кладовой, а сама села у окна, и когда Железный рыцарь появился, чтобы просить о прощении, то нигде не нашел он девушки. Тяжело вздохнул, произнес лишь: "Еще сто лет" и вернулся на свое место. Так и стоял Железный человек, пока не снесли старые дома и не перестроили Платнерскую улицу заново. А фигуру железного рыцаря перенесли на здание новой ратуши. Рядом же изобразили девушку, то ли ту самую дочь оружейника, то ли ту, которая придет и избавить рыцаря от проклятья...

Так что, прогуливаясь мимо Железного рыцаря, будьте осторожны - может, как раз в это время и подойдут к концу очередные сто лет его заточения, и он отправится на поиски своей освободительницы...

Лики Праги:

Более полную информацию о Праге Вы сможете найти на сайте "www.allprague.cz "