Тургенев роза филологический анализ. Функции образа розы в литературе, живописи. Семейная деревенская жизнь

Савельев Владимир Сергеевич
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Козловской СОШ Барабинского района Новосибирской области
Конспект открытого урока по литературе 9­м классе на тему
"Лингвистический анализ текста (на примере стихотворения в прозе И.С.
Тургенева
"Как хороши, как свежи были розы…"
Цели урока:

углублять знания учащихся о структуре текста и взаимосвязи его
элементов на примере лингвистического анализа стихотворения в прозе И.С.
Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»;

рассмотреть проблему экспрессивности в тексте, какие средства языка
помогают создать автору впечатление эмоциональности, напряженного,
глубокого лиризма;

развивать мыслительные способности учащихся, их познавательную
активность;

воспитывать интерес к родному языку.
Методы и приемы: эвристическая беседа, комментированное письмо,
лингвистический анализ текста, самостоятельная работа
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, текст стихотворения в прозе «Как
хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, живые розы в
хрустальной вазе.
Ход урока
I.
Организационный момент.
: Здравствуйте, садитесь. Тексты, которые лежат у вас на партах,
Учитель

пусть лежат пока перевернутые, в тетрадях мы сегодня писать будем, но
немного, мы больше будем с вами разговаривать.

Сообщение темы и целей урока.
II.
: Итак, тема урока на доске «Лингвистический анализ текста»,
Учитель

возможно, вы этого еще в полной мере не понимаете. Эпиграф дан в виде одной
из цитат, которые мы разбираем к сочинению при подготовке к ГИА –
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его
речевую ткань». Что такое эпиграф?
Ученики

: это цитата, в которой содержится главная мысль.
Учитель
: что ж получается, если я даю эту цитату в качестве эпиграфа к

уроку, значит это и есть главная мысль урока, тогда нужно еще раз ее
прочитать и понять, чем мы собираемся с вами сегодня заниматься. «Читатель
проникает в мир образов художественного произведения через его речевую
ткань». С чего начнем?
Ученики

: «читатель проникает» ­ значит «читатель понимает», «речевая
ткань» ­ текст, слова в тексте, предложения, которые сплетаются между собой,
выразительны, красивы и так далее.
Учитель

:
проанализировать какие­то приемы, образы и так далее. Теперь к теме урока –
значит, чтобы понять смысл текста, читатель должен
: это наука о языке.
: итак, лингвистический анализ текста, значит, что мы будем
лингвистический анализ текста, ЛИНГВИСТИКА – это что такое?
Ученики

анализировать?
Ученики

языковые приемы.
: итак мы работаем с вами сегодня с текстом, переверните листы.
Учитель

Перед вами стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Как хороши,
как свежи были розы…», посмотрите, название дается в кавычках, обычно
: языковой анализ текста, языковые единицы, слова, предложения,
этого не происходит, значит, что у нас в названии?
Ученики: цитата

Учитель: цитата, очевидно, известная, на самом деле, для того, чтобы понять,
откуда эта цитата, Тургенев пишет первый абзац, читаем его (имя ученика)
(Ученик читает первый абзац)

Учитель: итак, значит, откуда у нас взята цитата?
Ученики: из стихотворения.
Учитель: верно, действительно, где­то когда­то давным­давно, был
малоизвестный поэт 19 века Евгений Мятлев, который написал это
стихотворение, потом на стихотворение положили музыку, оно стало
романсом. Мы сейчас послушаем этот романс, и вы скажете, какое настроение
у романса, у стихотворения, и соответственно, какое настроение будет у
текста.
(прослушивание романса)
Учитель: какое настроение у стихотворения?
Ученики: грустное.
Учитель: о чем оно, что в нем происходит?
Ученики: рассказывается о девушке, она умирает.
Учитель: верно, грусть в том, что в конце девушка умирает «в погосте белый
камень, на камне роз моих увянувший венок». Представьте, ребята, как­будто
вы помните это стихотворение, то на какие мысли вас натолкнуло название?
Ученики: юность, грусть, смерть.
Учитель: свои стихотворения в прозе Тургенев писал уже в старости, они так
и назывались «старческие», и в них очень много грустных размышлений о
жизни, о смерти, то есть настроение текста задается сразу названием. Теперь
обратимся к тексту. Я нашел запись этого текста, какая у нас задача, не просто
посмотреть текст, а посмотреть, какие главные приемы в нем есть, как они
организуют данный текст.
(прослушивание текста)

Учитель: ребята, вы, когда слушали, вам не хотелось, чтобы читали чуть
быстрее? (ответы) Я, прежде чем выбрать эту запись, прослушал еще массу
разных записей, были записи и за 3 минуты, и за 2 с половиной, компактно,
быстро, для урока просто идеально, но все же я остановился на этом варианте,
как вы думаете – почему??
Ученики: именно эта запись подчеркивает настроение текста.
Учитель: кто произносит это стихотворение? (автор). Кто лирический герой?
Какой он? Как он будет говорить? (медленно, хрипло) потому что это не
юность молодая, когда хочется, чтобы все было быстро, на самом деле
интонация передает настроение текста.
Учитель: когда вы читали, слушали текст, вы заметили, что в тексте есть
очень яркие языковые приемы, какие, самый яркий, вы должны были его
заметить.
Ученики: повтор одной и той же строчки «Как хороши, как свежи были
розы…»
Учитель: как называется у нас такой прием? (лексический повтор). Нам
важно не просто увидеть прием, а понять, для чего он, что он делает?
Ученики: показывает разные оттенки, делит текст на смысловые части, как в
песни припев делит песню на куплеты.
Учитель: сколько частей у нас получается? (ответ – 6) скажите, первая часть,
та, что мы уже прочитали, она будет относиться к основному содержанию,
передавать какие факты, относиться к биографии, к жизни героя? (ответ – нет),
тогда у нас получится 1 часть и еще 5 главных частей, с которыми мы и будем с
вами работать. То есть, мы скажем, что лексический повтор делит наш текст на
какие­то смысловые отрезки, сколько раз повторилось строка? (ответ – 7). 7 –
такое сакральное, священное число определенную гармонию в текст тоже
приносит. Хорошо, другой прием, увидели еще?
Ученики: синтаксис, многоточие и так далее.

Учитель: (навести на мысль о противопоставлении частей) Прочитайте начало
2й части «…теперь зима…», а 3­я часть, ­ зима меняется на лето, далее, снова
зима, потом снова лето, потом последняя часть снова зима. Итак, что
получается, части текста в каких отношениях (ответ – противоположных).
Получается, второй и очень важный прием для этого текста –
противопоставление. (записываю на доске). Противопоставление как еще по­
другому называется? (ответ – антитеза).
(перехожу к доске для записей – составление таблицы)
Учитель: что мы с вами выписали, какие слова – противоположные – антонимы.
Противопоставление всегда основано на антонимах, хорошо, если смотреть на
внешние признаки нашей таблицы, что у нас получилось – (ответ – лесенка),
когда я что­то делаю лесенкой, как называется такой прием? (ответ –
градация). Верно, градация тоже является одним из ключевых приемов в этом
тексте. И сейчас, вы в своих тетрадях поработаете самостоятельно. Для того,
чтобы найти градацию, вам нужны только те части, в которых описывается
настоящее – это какие части? (ответ – 1,3,5). Переходим к таблице.
Настоящее время
холод
звуки
Темнота и свет
(цветопись)

­
1часть
одиночество
3 часть – старость
5 часть ­ смерть
(Таблицу открыть на слайде)
(Для экономии времени предлагаю работать по рядам. Во время работы
наталкиваю детей на мысль о замене образа света на образ свечи)
Учитель: итак, напоминаю, что градация – это такой прием, где наблюдается
какое­то движение, вверх или вниз, от большего к меньшему или наоборот).
Итак, посмотрим, что у вас получилось, 1й ряд. Как меняется образ мороза,
холода от части к части – что происходит? (ответы)
На слайде – 1 часть ­ «Мороз запушил стекла окон» ­ все красиво, хорошо.

3 часть – «мороз скрипит и злится» ­ появляется жестокость.
5 часть – «мне холодно…я зябну…они умерли…» ­ смерть
Учитель: зима какой несет в себе образ – смерти, старости – как и времена
года, весна – это рождение да, и так далее.
Теперь 2 ряд – 1 часть – «в комнате горит одна свеча…»
3 часть – «все темней да темней… нагоревшая свеча трещит…»
5 часть – «свеча меркнет и гаснет…»
Теперь 3 ряд – 1 часть «звенит и звенит…»
3 часть – «скучный, старческий шепот…»
5 часть – «кашляет хрипло и глухо…» ­ обратите внимание на
звуки – как называется такой прием – аллитерация.
Учитель: хорошо, вы увидели градацию, что происходит в тексте? Человек
постепенно умирает да?
Мы с вами анализировали не смысл, а мы анализировали тут самую речевую
ткань, разные приемы, мы вышли на понимание идеи? (ответ – да). Самое
главное, когда мы работаем с текстом, мы должны объяснять, для чего нужен
тот или иной прием.
Итак, если у нас есть еще время – мы с вами пробежимся по некоторым
художественным приемам
На слайде – «Мороз скрипит и злится» – олицетворение
«летний вечер тихо тает» ­ метафора
«простодушно­вдохновенны задумчивые глаза» ­ эпитет
«мороз запушил стекла окон» ­ олицетворение
«воркотня самовара» ­ олицетворение
Учитель: ребята, а что такое резеда, кто знает? Кто­нибудь когда­нибудь
встречал такое растение? (показать на слайде иллюстрацию).
III. Рефлексия

Ребята, наш урок подходит к концу, я предлагаю вам еще раз вспомнить все,
что было на уроке, и дописать предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
Самым интересным для меня было…
Для себя я возьму…
(Предложения зачитывают 2­3 ученика)
Выставление оценок

«РОЗА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ТУРГЕНЕВА» Автор: Щербань Юлия Игоревна муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа 10 х.Куликовского муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края 11 класс Научный руководитель: Анисимова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы 10 х.Куликовского муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края




1. Доказать важность роли художественной детали в произведениях. 2. Определить символическое значение розы в литературе. 3. Исследовать предназначение розы как художественной детали в произведениях И.С. Тургенева. 4. Доказать, что роза - это не случайная аллегория в творчестве поэта.




Роза Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, богиней красоты и любви, и поначалу был он белым, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Этот цветок, как орден, вручали за проявленное геройство. В Древней Греции розами украшали невесту, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны; их посвящали богам, и многие храмы были окружены прекрасными садами роз.


Роза По преданию, Лакшми, самая красивая женщина в мире, родилась из раскрывшегося бутона розы. Прародитель вселенной Вишну, поцеловав девушку, разбудил ее, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза - символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов. Есть и другая легенда - индуистская, согласно которой божества поспорили, какой цветок лучше, роза или лотос. И конечно, победу одержала роза, что привело к создании прекрасной женщины, из лепестков этого цветка.


Иван Сергеевич Тургенев () великий русский писатель XIX века










Роман «Отцы и дети» Фенечка Базарову: "Какую вам, красную или белую?" Ответ очевиден, он не мог бы быть другим: "Красную, и не слишком большую".


«Стихотворения в прозе» были написаны Тургеневым между 1877-м и 1882 годами, в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название, придуманное Тургеневым – «Senilia» («Старческое»). О публикации стихотворений первым заговорил общественный деятель, профессор всеобщей истории и публицист М. М. Стасюлевич. Ему очень понравились прочитанные Тургеневым стихотворения, и он убедил писателя отдать их в печать. Название « Senilia» он заменил другим, оставшимся навсегда- « Стихотворения в прозе».


«Как хороши, как свежи были розы…» Стихотворение написано в сентябре 1879 года. Имеется в виду широко известное в ту пору стихотворение Ивана Мятлева «Розы», начинающиеся строфой: «Как хороши, как свежи были розы…» «Где-то, когда-то, давным-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною…» По всей вероятности, это литературный прием: большой знаток русской поэзии, сам прекрасный поэт, Тургенев вряд ли мог позабыть стихотворение, которое всегда было хрестоматийным и находилось у всех на устах. Оно о прошедших годах писателя. Тургенев оборачивается назад, вспоминая о тех годах, когда он еще был молод, о тех людях, которые окружали его тогда. Но возвращается в реальность и понимает, что эти годы прошли безвозвратно и их уже не вернуть. Дорогие для него люди давно уже умерли, единственное существо, оставшееся с ним- это старый пес.





Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисуется Тургеневым в стихотворении «Роза». Любящим существом выступает здесь женщина, которой автор не дает ни имени, ни биографии. Он называет ее просто Она, придавая тем самым всему стихотворению обобщенный смысл.


Глубину и сложность переживаний человека, оказавшегося во власти любви, передает Тургенев с помощью двух образов природы: внезапного порывистого ливня, промчавшегося над широкой равниной, и молодой, чуть распустившейся, но уже с измятыми и запачканными лепестками розы, брошенной в горящий камин.

1. Роза как художественная деталь в произведениях И.С. Тургенева – это не случайная аллегория, а образ, символизирующий и поэтическое творчество, и красоту женщины, и радость, и молодость, и счастье, а также разлуку и смерть. 2.Художественная деталь в произведениях говорят нам о том, о чем автор не пишет напрямую, но хочет донести до читателя, таким образом, деталь может сказать о большем, чем сказано открыто.


Роза как художественная деталь служит И.Тургеневу не только для создания лаконичных и емких художественных образов, которые точно и ярко характеризуют уходящую эпоху и идейную борьбу х годов XIX в., но и помогает в раскрытии характеров героев.

Родословная розы уходит в глубокую древность. Самые первые сведения о ней встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной «королевы цветов» считается Персия. Персы любят цветы, и самой популярной темой их поэзии является красота весны и любовь соловья и розы Если розу срывают, соловей вскрикивает. Тема эта нашла широкое отражение в персидской литературе, самым ярким представителем которой был Омар Хайям.

Но не только Хайям отдавал дань розе. «Бустан» - цветочный сад и «Гюлистан» - розовый сад – известные сочинения Саади. А поэма Низами «О любви Лейли и Меджнун» дает нам представление о персидских садах двенадцатого века. Низами описывает сад, в который приходит Лейли. Упоминает красные тюльпаны, желтые розы, нарциссы: где «листья дикой розы купаются в серебристых фонтанах жасмина, и ирис поднимает свою голову. На чинарах воркуют голуби. На самой верхней ветке сидит соловей и вздыхает, как Меджнун, а внизу роза, как Лейли, подняла свою голову и смотрит на птицу».

Из книги «Мифы народов мира» мы узнаем, что Брахма, споривший с Вишну о цветах, сначала отдал предпочтение лотосу, но, увидев розу, извинился перед Вишну и признал первенство за розой. По преданию, Лакшми, самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы.

По одной из античных легенд, роза покраснела от того, что на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков АдонисаПривезенная из восточных стран в Древнюю Грецию, роза посвящается богине красоты Афродите. Венками из роз греки украшали невест, а розовыми лепестками усыпали покои новобрачных. Но венки на голове и груди древних греков являлись также и знаком траура и символом кратковременности жизни. О силе их любви к цветам можно судить хотя бы по тому, что первая знаменитая вязальщица розовых венков Синиона из Глицера была увековечена греческим живописцем Паузиасом. Впоследствии за копию с этого портрета римский полководец Лукулл заплатил золотом.

Во времена христианства святые отцы начинают называть розу «райским цветком» и посвящают ее богородице. Возникают легенды: святой Доминикий, желая быть угодным Богу, раздирает грудь терниями, которые превращаются в розы

Упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков – от снежно-белых и голубовато-сиреневых до густо-лиловых. И каждый цветок – словно строка из поэмы, нота из волшебной мелодии.

«Благоухая, розы рассказывают сказки», - писал Гейне. «Живая молния!» - воскликнул А. А. Блок, когда увидел среди кустов пунцовую розу. «Как луч зари»,- назвал М. Ю. Лермонтов раскрывшийся на заре алый бутон. «Расцвела роза в роще, и с ее появлением все цветы получили новую жизнь» - замечал А. С. Грибоедов. «Ярко-радостными» показались молодому В. Я. Брюсову цветы после майской грозы. «Пусть роза сорвана, она еще цветет» - это Надсон.

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил осенние морозы

Не трогать их холодною рукой! так писал в середине XIX века русский поэт И. П. Мятлев. Позднее эта элегия обрела вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы» И. С. Тургенева, в котором с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости. Затем оно вдохновило скульптора В. Беклемишева на создание мраморной статуи молодой девушки с увядшими цветами в руках.

Из выдающихся поэтов XIX столетия особенно любил и увлекался розами величайший поэт В. Гюго. Он всегда говорил, что ничего так не желал бы, как умереть в эпоху цветения роз. И желание его исполнилось. Он умер как раз в конце мая, когда они в полном расцвете; гроб его буквально утопал в розах.

Из ранних стихотворений Пушкина лицейской поры, вероятно, лишь одно небольшое стихотворение «Роза» давно уже вызывает различные недоуменные вопросы, догадки, несогласия и споры, хотя на первый взгляд оно кажется прозрачным и ясным. Напомним прежде всего весь его текст:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилею

Нам укажи.

В академическом издании «Сочинений» Пушкина 1900 г. Л. Н. Майков снабдил этот текст довольно подробным комментарием, в котором проследил эмблематическое значение лилии и розы в различные периоды словесного искусства, от античности и средних веков вплоть до нового времени. Однако вывод, к которому пришел этот опытный исследователь, был неопределенным и неясным: в стихотворении Пушкина, по его словам, «противоположение между двумя цветками проведено так осторожно и тонко, без всякого намерения вызвать нравоучительное заключение, что пиеса не представляет никакой печати искусственности и является подобием наивной народной песни». Несколько неожиданной, но правдоподобной долгое время казалась догадка о «Розе» Ю. Г. Оксмана, высказанная в начале 20-х годов нашего века. Так, например, в «Сочинениях» Пушкина (в изд. «Academia») 1936 г. говорилось: «В последних четырех стихах своего стихотворения Пушкин образу розы противополагает образ лилеи, символизирующий неувядаемую красоту и жизненную силу. Последний образ, возможно, заимствован Пушкиным из тридцать четвертого письма „Писем русского путешественника“ Карамзина». «Правдоподобность» этой догадки отмечал также Б. П. Городецкий и другие.

В недавнее время поиски нового истолкования «Розы» возобновились в связи с появлением публикаций статей о нем зарубежных исследователей. В 1966 г. профессор Гамбургского университета Дитрих Герхардт напечатал весьма интересное сообщение «Первый немецкий перевод стихотворения Пушкина». Ему удалось обнаружить, что произведения русского поэта впервые появились на немецком языке не в 1823 г. , как это считалось доныне, а несколько ранее, - в 1821 г. , когда в малоизвестном издании «Муза» было напечатано стихотворение «Роза» в вольном переводе Христофа-Августа Тидге. Но последнее, третье четверостишие в интерпретации Тидге теряет всю свою загадочность и приобретает заурядный бытовой смысл: поэт предлагает читателю не думать об увядшей розе и взглянуть на «свежую лилию». При таком истолковании стихотворения весь скрытый смысл противопоставления лилии - розе пропадает; в передаче Тидге увядшей розе без всякого ущерба могла быть противопоставлена вместо лилии «свежая» или расцветающая роза: как будто переводчик не почувствовал, что у Пушкина роза и лилия, несомненно, играют роль не реальных цветов, а являются лишь цветочными символами. Повинен ли в этом сам Тидге или автор немецкого подстрочника пушкинского стихотворения, которое Тидге перелагал в немецкие стихи, мы сказать не можем, не располагая никакими данными по этому поводу. Д. Герхардт, однако, отмечает, что цветочная символика не была чужда поэзии самого Тидге, в чем убеждают такие его стихотворения, как «Утренняя роза» («Die Morgenrose») или «Блеск лилии невинности» («Lilienglanz der Unschuld»). Поэтому нельзя не признать вполне своевременной попытку еще раз обратиться к истолкованию «Розы», предпринятую Уолтером Викери в статье «К вопросу о замысле „Розы“ Пушкина».

В самом деле, как мы уже видели, замысел этого стихотворения, ключ к которому одно время казался утерянным, все еще представляется зыбким, неясным, интригующим; хотя известен ряд опытов его объяснения, большинство их относится к давнему времени, а результаты их не могут считаться ни бесспорными, ни даже правдоподобными.

Свою статью У. Викери начал с полемики против упомянутой выше гипотезы, что замысел «Розы» возник из рассуждения Гердера, приведенного в «Письмах русского путешественника» Карамзина. Эту старую догадку, долго державшуюся в пушкинской литературе, У. Викери счел неправдоподобной и нуждающейся в пересмотре. Он писал: «При истолковании „Розы“ надо иметь в виду не только автора, но и адресата. Вполне правдоподобным нам кажется предположение М. А. Цявловского, что „Роза“ Пушкина является откликом на стихи Вяземского „К друзьям“ - о символе молодости - розе, которая „утром гордится красой“, а к ночи увядает». У Чайковского есть романс «Если розы тихо осыпаются» (на слова Д. С. Мережковского). Это одно из лучших творений гениального композитора.

Любовь – это горькое счастье,

Она средь шипов цветет.

И кто в это счастье поверит,

Тот сердце свое разобьет

Стихи эти написал в юности Ю. Фучик. Их нашли в бумагах писателя-борца уже после казни его в фашистском застенке. А помните легенду или быль о гениальном грузинском художнике-самоучке Нико Пиросманашвили? Влюбившись в звезду кафе-шантана, он продал свое нехитрое имущество и на все деньги купил для нее миллион алых роз.

Проникновенные строки посвятил розе и французский поэт Теофил Готье. В стихотворение «Видение розы» он рассказывает о девушке, вернувшейся с первого в жизни бала. Бережно прижимает она к груди алый розовый цветок, который сопутствовал ей целый вечер, и, отдаваясь воспоминаниям, утомленная и взволнованная засыпает. Девушке кажется, что в окне появляется призрак розы, который приглашает ее танцевать. В 1911 году талантливый балетмейстер Михаил Фокин поставил на музыку Вебера хореографическую миниатюру «Видение розы». В 1967 году Большой театр возродил этот балет.

Роза, как известно, связана с образом богини весны Флоры.

У Э. М. Фальконе Флора – это сидящая молодая девушка, у ног которой лежат розы и наполненный ими колчан. Ритмичные контуры стройного тела, мягкие почти детские черты ее юного лица, изящное движение опущенных рук придают ее облику благородную простоту.

У К. Коровина в натюрморте с портретом Перцевой великолепные розы в антикварных вазах красуются на первом плане, тогда как нежная и хрупкая модель скромно «прячется» на втором плане, как колористически необходимый, но не главный элемент композиции.

Художник же начала XIX века В. А. Тропинин сравнивает свою модель московскую купчиху Е. И. Корзинкину, изображенную в русском костюме, с этим нежным цветком. В этюде почти с одинаковым отношением написаны и фигура, и костюм, и красочный интерьер.

Художник изменяет масштабные соотношения между изображением и интерьером. В результате фигура композиционно приобретает доминирующее значение на плоскости картины, а сам образ Корзинкиной получает большую психологическую убедительность. Молодая женщина в богатой одежде лишь внешне кажется живущей благополучной жизнью – глаза ее смотрят грустно, улыбка неуверенна.

Основное в характере модели – женственность и душевное обаяние – передано художником через нежные, хрупкие розовые лепестки.

Неоднократно обращались к образу этого цветка и чувашские поэты, художники.

Картина Р. Ф. Федорова «Розы Нарспи» густо насыщена символами, но это не набор абстрактных знаков и схем, которые он призывает нас разгадать. Одна из особенностей творческой манеры художника - смешение жанров: элементы портрета, пейзажа или натюрморта объединяются в одном произведении.

Этот стилистический приём даёт наглядное представление о гармонии всего мироздания.

Творчество еще одного нашего земляка, художника А. В. Данилова основано на принципах сохранения и развития традиций реалистического направления в искусстве. Его профессиональное кредо - утверждение красоты и гармонии во взаимоотношениях природы и человека. Одна из характерных особенностей палитры художника - обращение к тёплой гамме красок, вызывающей ассоциации с солнечным светом, воздухом, наполненным сочным запахом трав, нежностью и благоуханием цветов. Это позволяет ему наиболее правдиво и искренно выразить чувства любви к природе.

Через века и страны гордо и властно шествует царица цветов. Французский поэт П. Гамарра сказал, что она распространяет дыхание будущего. Художники и поэты всех времен и народов не устают воспевать ее, потому как «нет в мире ничего нежней и краше, чем этот сверток алых лепестков, раскрывшийся благоуханной чашей». Это – С. Я. Маршак. Они, розы, «гордятся своим телом, которое нежнее, чем грудь девушки». Это – Метерлинк. И они символ не только любви, но и беззаветной сыновней верности родной земле. Недаром говорил К. Кулиев:

Родную землю просьбой беспокою.

Я говорю ей тихо: «Не забудь,

Когда умру, ты мне своей рукою

Клинок и розу положи на грудь»

Если хотите порадовать любимого друга, открыть перед ним сердце – подарите ему розу!

В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь», помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети». Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза». Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале

«Вестник Европы».

Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной».

Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза,

Еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо». Душа отдана огню любви.

Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари», «порывистый ливень», «потоп дождя» – символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое».

«Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний...
  2. Произведение «Эгоист» было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора «Стихотворения в прозе», который...
  3. Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств. Большинство произведений цикла...
  4. Дмитрий Павлович Санин (помещик пятидесяти двух лет) перебирает в столе старые письма. Неожиданно он находит футляр с гранатовым крестиком и...

Учитель литературы: , учитель биологии:

Цели урока:

1. расширить представление учащихся о творчестве поэтов и писателей, пишущих о природе, цветах, в частности о розах; Учится видеть за строками лирики и прозы чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.

2. развивать навыки анализа литературного произведения;

3 .обогатить знания учащихся о литературе, искусстве, вызнать интерес к слову лирического и художественного произведения;

Оборудование урока: видеопроектор, презентация;

Ход урока :

Организационный момент

Учитель : О ней поют поэты всех веков.

Раскрывшийся благоуханной чашей

Как он прекрасен, холоден и чист,-

Глубокий кубок, полный аромата.

Как дружен с ним простой и скромный лист,

Темно - зеленый по краям зубчатый.

Итак, тема нашего урока « Роза в русской литературе».

Запишите тему урока в тетрадь.

Посмотрите на тему урока и скажите, о чем мы сегодня будем говорить? (О произведениях русских поэтов и писателей, которые посвящены розе).

Учитель : а еще мы должны почувствовать ответственность за ту хрупкую красоту природы, которая окружает нас.

Учитель: Роза - царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. О ней сложено много легенд. Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат.

В трудах ученых описаны находки, которые доказывают, что история розы началась около 25 миллионов лет назад, когда на земле не было признаков человека. Наиболее древние письменные данные о розах найдены в царских гробницах Халдеи в городе Уру около 5000 лет назад. Впервые в России роза появилась как украшение садов при Петре Первом.

Именно поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Ее упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых до голубовато - сиреневых. И каждый цветок есть волшебная, божественная мелодия.

Ребята, со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (звучит флейта, фортепиано, скрипка.

Ребята, вы проделали дома большую творческую работу, попробовали сочинить свои стихотворения о РОЗЕ. Давайте мы с ними познакомимся (дети читают свои стихи.)

Читают дети: Под моим окошком летом

Роза алая растет

Распустилась нежным цветом

Запахом своим влечет.

Не рви ты роз, не надо!

Их нежный аромат

Наполнил воздух сада,

Они так красят сад.

Темной ночью белых роз

Сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой

Обвевает их.

Розы в руки не даются

Только все кусаются,

А девчонкам во дворе

Эти розы нравятся

Когда выпадет снег и ударит мороз

Душу согреет букет белых роз

Он любовь и нежность принесет

А ссоры и обиды унесет

Ведь царица всех цветов – это роза

Не сравниться с ней ни астра, ни мимоза.

Когда шумят в июле грозы,

В саду чудесно пахнут розы,

Порхают бабочки, стрекозы

И оживает старый сад.

Шумят зеленые березы

И капельки росы, как слезы

На лепестках цветов блестят.

Учитель : Однажды в одном классе лицеистам предложили выполнить подобное задание. Молодой человек 16 лет по имени Саша написал такие строки:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилию

Нам укажи.

Этот юноша впоследствии стал поэтом. Как его имя? (Пушкин)

В каком году было написано стихотворение, если поэту было16 лет? (1815)

Учитель биологии : Стихи, как и цветы,украшают нашу жизнь, приносят радость. Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто пройдет неторопливо по саду, цветнику оранжерее и внимательно приглядится к окружающему миру. Роза относится к семейству розоцветных, их насчитывается около 2000 видов. Роза произошла от дикорастущего шиповника. Образует род розы, семейство розоцветных, относится к классу двудольных, отделу цветковых и царству растений.

Вспомните и запишите в тетрадь классификацию розы. (дети записывают и затем зачитывают;)

Учитель биологии : Вспомните органы растений, строение цветка.

Ученик : органы розы - это корень, стебель, листья, цветок; цветок состоит из цветоножки, чашелистиков, венчика, лепестков, тычинок и пестика. (демонстрируется таблица).

Учитель биологии : В июне - июле в лесах и близ дорог часто встречается кустарник шиповник или дикая роза с крупными, или белыми цветками и сильным приятным запахом. Это шиповник кустарник до 2 м. высоты, с тонкими ветвями, покрытыми коричнево - красной корой с изогнутыми книзу шипами, расположенными попарно у основания листовых черешков. Листья, очередные, опущенные. Непарноперистые из 5-7 листочков, цветки крупные, на гладких цветоножках. Цветет в июне. Плоды шаровидные, гладкие, красные - называются ложная ягода внутри орешки, созревают в августе.

Шиповник майский встречается во всех районах Алтайского края. В плодах шиповника содержатся витамины С, В, К, Р, Е. В народе плоды шиповника применяют как противоцинготное, желчегонное и поливитаминное средство. Чай из плодов шиповника повышает иммунитет.

Среди розоцветных есть и травянистые растения, кустарники, деревья.

На ваших столах лежат гербарии растений. Узнаете ли вы их?

Рассмотрите и назовите эти растения. (ученики называют растения).

Какое значение имеют растения семейства розоцветных в природе и жизни человека? Запишите ответ в тетрадях. Теперь поработайте в парах, обменяйтесь информацией. Спикер каждой группы зачитает ответ.

В это время один из учащихся вызывается к доске и получает задание на карточке. Его задание: назовите главные части цветка, выбрать из корзины плоды растений семейства розоцветных.

(Учитель биологии проводит физминутку).

Учитель : Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными, черствыми сердцами. Вот и УНТ есть загадка:

Стоит дерево, дерево ханское,

Платье панское,

Цветы ангельские,

Кости дьявольские.

О чем эта загадка? (о розе)

Как вы понимаете слова: «цветы ангельские», «кости дьявольские» ?

Ребята, а знаете ли вы стихотворения русских поэтов, посвященные этому царственному цветку? (дети читают стихотворения русских поэтов)

Державин:

Юная роза

Лишь развернула

Алый шипок;

Вдруг от мороза

В лоне уснула,

Свянул цветок

Гроза прошла и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

Еще трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело

Дохнул сентябрь и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня

И. Бунин: Розы

Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

Две розы под окном раскрылись-

Две чаши полные огня.

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зеленый знойный сад,

И сена душная истома

Струила сладкий аромат.

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.

Вывод : Вы подобрали замечательные стихотворения!

Учитель : Кроме поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают об этом цветке… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

Какой художественный прием использован автором в названии произведения?

Какие средства художественной выразительности использует автор для описания этого цветка? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их.

(Жаба: мерзкая, грязоно - серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.

Учитель: Этот прием в литературе называется АЛЛЕГОРИЕЙ, запишите его в тетрадь. (греч. Allegoria)- иносказание, выражение чего-либо отвлеченного, какой-либо мысли, идеи в конкретном образе.

Какова главная мысль произведения? (Красота спасет мир. Добро победит зло.)

О чем вы вспомните в следующий раз, взглянув на этот цветок?

Итог: Что нового вы узнали на уроке? Произведения, каких авторов звучали на занятии?

Учитель биологии : Что нового мы узнали на уроке с точки зрения биологии?

Вывод учителя:

Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

Если каждый посадит и вырастить хотя бы один цветок - земля превратиться в сад.

Оценивание учащихся.

Стихотворение: (в оставшееся время)

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры

Начало: У нас сегодня необычный урок: интегрированный, его проводит учитель биологии - и Учитель русского языка и литературы -

Ход урока.

Орг. Момент.

О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

Чему посвящены эти строки? (Розе)

Итак, тема нашего урока: «Роза в русской литературе», запишите ее в тетрадь.

Посмотрите на тему и скажите, о чем мы будем говорить? (о произведениях поэтов и писателей, которые посвящены розе)

А еще мы должны почувствовать ответственность за ту хрупкую красоту природы, которая окружает нас.

Слово учителя: Роза. Ей любовались, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат.

Именно поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей всех цветов. Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно - белых до голубовато - сиреневых. И каждый из них есть волшебная, божественная мелодия.

Учитель: Ребята, со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (флейта, фортепиано, скрипка).

Учитель: Я думаю, что столь же мелодичны будут ваши поэтические творения, которые вы посвятили этому цветку. Давайте их послушаем. (дети читают свои стихи)

Учитель: Однажды, как вам сегодня, в одном классе лицеистам предложили выполнить подобное задание. Юноша по имени Саша написал такие строки:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость.

Не говори:

Вот жизни радость.

Цветку скажи:

Прости, жалею

И на лилию нам укажи.

Этот юноша стал поэтом. Как его имя? (Пушкин)

(Рассказывает учитель биологии.)

Учитель: Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы растут на страницах книг, и эти страницы побуждают в нашей душе чувства красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными черствыми сердцами. Вот и УНТ есть загадка:

Стоит дерево, дерево ханское,

Платье панское, цветы ангельские,

Кости дьявольские. – О чем эта загадка? (о розе)

Учитель: Многие поэты, восхищаясь красотой этого царственного цветка, посвящали ему свои творения. Некоторые ребята по моему заданию приготовили выразительное чтение стихотворений о розе. Давайте их послушаем. (дети читают произведения поэтов).

Учитель: Кроме поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают о красоте розы… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

Вывод учителя:

Домашнее задание: написать историю о розе.

Стихотворение:

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают о красоте розы… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

Какой художественный прием использован автором в названии произведения антитеза)

Какие средства художественной выразительности использует автор для описания розы? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их. (работают по рядам)

1 ряд: метафору, 2 ряд: олицетворение, 3 ряд: эпитеты и сравнения.

С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

(Жаба: мерзкая, грязоно - серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.)

Учитель: Все в мире познается в сравнении. Наверное, чтобы осознать прекрасное, нам нужно увидеть уродливое, мерзкое.

Какие еще образы есть в произведении, кроме жабы и розы? (мальчик и его сестра).

Что есть общего между розой и мальчиком?

Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни»?

Какова главная мысль произведения? (Красота спасет мир. Добро победит зло.) на занятии?

Вывод учителя:

П. С. _ Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок - земля превратиться в сад

Учитель: Итог:Что нового вы узнали на уроке? Произведения каких авторов звучали на занятии?.

Домашнее задание: написать историю о розе.

Стихотворение:

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры