Матисс стиль в живописи как. Анри Матисс Matisse, Henri

Анри́ Эмиль Бенуа Мати́сс (фр. Henri Émile Benoît Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) - 3 ноября 1954, Ницца, Франция) - французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Биография и творчество

Детство и юность

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.

В 1872 году родился его младший брат, Эмиль Огюст. По воле отца, старший сын должен был унаследовать семейное дело, но Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.

В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного.

Творческое становление

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашённых студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена, им были сделаны копии четырёх его картин. Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894-1982).

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.

Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. В 1897 году он снова посетил его.

Джон Питер Рассел познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение десяти лет, и даже подарил Анри два его рисунка. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника, и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета.

В 1896 году пять картин Анри были выставлены в Салоне Национального общества изящных искусств, две из которых были приобретены государством, в том числе его Читающая , написанная в 1894 году и приобретенная для резиденции президента Франции в Рамбуйе. После выставки, по предложению Пьера Пюви-де-Шавана Анри Матисс стал членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств.

Зрелые годы

10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amélie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899-1976) и Пьера (1900-1989). Его незаконнорождённая дочь Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

По совету Камиля Писсарро в свой медовый месяц он отправился с женой в Лондон исследовать картины Уильяма Тёрнера. Затем супруги предприняли путешествие по Корсике, во время которого побывали также в Тулузе и Генуе. В феврале 1899 года они вернулись в Париж.

Со смертью Гюстава Моро в 1899 году у Анри возникли разногласия с его преемником, Фернаном Кормоном, и он ушёл из Школы изящных искусств. После очередного краткого обучения в Академии Жюлиана, художник поступил на курсы Эжена Каррьера. Здесь Анри познакомился с Андре Дереном, Жаном Пюи, Жюлем Фландреном и Морисом де Вламинком.

Его первой пробой в скульптуре была копия работы Антуана-Луи Бари, сделанная им в 1899 году.В 1900 году, наряду с работой над картинами, Анри начал посещать вечерние курсы Антуана Бурделя в Академии де ля Гранд-Шомьер. По утрам вместе с Альбером Марке он рисовал в Люксембургском саду, а по вечерам посещал занятия скульптурой.

Рост семьи, отсутствие постоянного дохода и потеря шляпного магазинчика, которым, вместе с партнером, владела его жена, стали причиной того, что детям пришлось переехать к родителям Анри. Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Импрессионистский период

С 1890 по 1902 год Матисс ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Таковы натюрморты Бутылка схидама (1896), Десерт (1897), Фрукты и кофейник (1898), Посуда и фрукты (1901). Два его ранних пейзажа, Булонский лес (1902) и Люксембургский сад (1902), свидетельствуют о попытках художника найти свой путь в искусстве.

1901-1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Матисс погрузился в исследования произведений других художников, и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался. На одном из написанных им в то время полотен, изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем.

В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма, используя раздельные точечные мазки. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр - Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов.

Фовистский период

Лето 1905 года Матисс провёл с Андре Дереном и Морисом де Вламинком в Кольюре, рыбацкой деревне на Средиземном море. Это время ознаменовало значительный поворот в творческой деятельности художника. Вместе с Андре Дереном, Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. Его картинам того периода характерны плоские формы, чёткие линии и менее строгий пуантилизм.

Фовизм, как направление в искусстве, появился в 1900 году на уровне экспериментов и был актуален до 1910 года, само же движение длилось всего несколько лет, с 1904 по 1908 год, и имело три выставки. Движение фовизма получило своё название от небольшой группы единомышленников, художников Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса де Вламинка.

Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном. Каждый из них имел своих последователей. Другими значительными художниками в движении были Жорж Брак, Рауль Дюфи, Кеес ван Донген и Морис де Вламинк. Все они (кроме Кееса ван Донгена) были учениками Гюстава Моро, подтолкнувшего учеников думать вне формальных рамок и следовать своему видению.

Снижение роли фовизма после 1906 года и распад группы в 1907 году никоем образом не повлияли на творческий рост самого Матисса. Многие из его лучших работ были созданы им в период между 1906 и 1917 годами.

Когда осенью 1905 года будущие фовисты впервые представили широкой публике свои работы на Осеннем салоне в Париже, их резкие, энергичные краски буквально потрясли зрителей и вызвали негодование у критиков. Камиль Моклер сравнил выставку с горшком краски, брошенным в лицо общественности. Другой критик, Луи Воксель, в рецензии Донателло среди дикарей! (фр. Donatello parmi les fauves!), опубликованной 17 октября 1905 года в газете Жиль Блаз , дал художникам ироничное прозвище «фовистов», то есть «дикарей» (фр. fauves).

Матисс представил на выставке две работы, Открытое окно и Женщина в зелёной шляпе . Критика Луи Вокселя была направлена прежде всего на картину Женщина в зелёной шляпе . Коллекционер из США Лео Стайн, брат известных коллекционеров, Майкла Стайна и Гертруды Стайн, купил у художника эту картину за 500 франков. Скандальный успех повысил рыночную стоимость работ Матисса, что позволило ему продолжить занятия живописью.

После выставки в начале 1906 года в галерее Берней-Жён, 20 марта 1906 года в Салоне Независимых художник представил свою новую картину Радость жизни , в сюжете которой сочетались мотивы пасторали и вакханалии. Реакция критиков и академических кругов на произведение была крайне раздражительной. Среди критиков оказался и Поль Синьяк, вице-президент «независимых». Пост-импрессионисты отошли от Матисса. Однако, Лео Стайн приобрел и эту картину, увидев в ней важный образ современности.

В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества, и взаимного уважения. Гертруда Стайн, вместе с друзьям из Балтимора в США, сёстрами Кларабель и Эттой Коэнами, были меценатами и коллекционерами Анри Матисса и Пабло Пикассо. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе.

В мае 1906 года Матисс приехал в Алжир и побывал в оазисе Бискра. Во время поездки он не рисовал. Сразу по возвращении во Францию им была написана картина Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры) и создана скульптура Лежащая обнажённая I (Аврора). Из двухнедельной поездки, он привёз керамику и ткани, которые затем часто использовал в качестве фона для своих картин.

Под впечатлением поездки Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок. В его графике арабеск сочетался с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В это время он открыл для себя скульптуру народов Африки, стал интересоваться примитивизмом и классической японской ксилографией. Тогда же появились первые литографии художника, гравюры на дереве и керамика.

В 1907 году Матисс отправился в путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену.

Академия Матисса

По совету и при поддержке Майкла, Сары, Гертруды и Лео Стайнов, Ганса Пуррмана, Мардж и Оскара Моллов и других меценатов, он основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В ней он преподавал с января 1908 по 1911 год. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев. Ганс Пуррман и Сара Стайн были назначены ответственными за организацию и управление академией.

Студии разместились сначала в бывшем монастыре на улице де Севр в Париже. Это помещение Матисс снял ещё в 1905 году в дополнение к своей студии на набережной Сен-Мишель. После основания частной академии было арендовано ещё одно помещение бывшего монастыря. Тем не менее, через несколько недель школа переехала в бывший монастырь на углу улицы Рю де Вавилон и бульвара Инвалидов.

Обучение в академии носило некоммерческий характер. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой.

В 1908 году Матисс совершил свою первую поездку в Германию. Там он познакомился с художниками из группы Мост. 25 декабря 1908 года в Гран Ревю были опубликованы его «Заметки живописца» (фр. Notes d’un Peintre), в которых он сформулировал свои художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средств.

Русские коллекционеры

Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание, или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии - воздух, огонь и землю. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.

В связи с установкой картин, по приглашению Сергея Ивановича Щукина, в 1911 году Анри Матисс лично посетил Санкт-Петербург и Москву, где ему был оказан восторженный и тёплый прием. Отвечая на вопросы журналистов о своих впечатлениях о стране, он сказал:

«Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию. Я жду многое от русского искусства, потому что чувствую в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ ещё молод. Он не успел ещё растратить жара своей души ».

На деньги, заработанные от продажи своих картин русским предпринимателям и коллекционерам Сергею Ивановичу Щукину и Ивану Абрамовичу Морозову, художник смог, наконец, окончательно преодолеть материальные затруднения.

Переезд в Исси-ле-Мулино

В 1909 году Матисс оставил резиденцию на набережной Сен-Мишель в Париже и переехал в Исси-ле-Мулино, где купил дом и построил студию. В течение длительного времени члены его семьи служили для него моделями и исполняли все просьбы художника, например, дети должны были молчать во время еды, чтобы не нарушать концентрированности отца.

После посещения большой выставки исламского искусства в Мюнхене, во время его второго путешествия в Германию в 1910 году, Матисс провел два месяца в Севилье, на юге Испании, изучая мавританское искусство. В 1911 году он отошёл от педагогической деятельности и полностью посвятил себя творчеству.

В 1912 году состоялась первая выставка Матисса в США, организованная Альфредом Штиглицом в Галерее 291 , в Нью-Йорке. Уже в следующем году несколько картин Матисса попали на выставку Армори Шоу в Нью-Йорке, и вызвали бурю негодования у консервативной американской публики. Тем не менее, произведения художника продолжали выставляться в США Уолтером Пачем, казначеем Армори Шоу, с 1914 по 1926 год.

Примерно в это же время, некоторые композиции Матисса, по мнению многих критиков, были созданы художником под влиянием кубизма. Это связывали с его дружбой с Пабло Пикассо. Матисс говорил, что оба художника, во время их встреч и бесед, много дали друг другу. При этом Пабло Пикассо брал на себя роль «адвоката дьявола», выискивая в произведениях Матисса слабые стороны.

С 1911 по 1913 год художник дважды побывал в Марокко. Результатом этих путешествий, последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастировали друг с другом, как, например, в картинах Бербер (1913) и Арабская кофейня (1913).

Летом 1914 года Матисс в третий раз посетил Германию, на этот раз Берлин. В том же году с началом Первой мировой войны немолодой художник обратился с просьбой принять его добровольцем в действующую армию, но ему отказали по состоянию здоровья. Мать осталась на оккупированных противником территориях, брат попал в плен, сыновья и друзья воевали на фронтах. Только жена и дочь остались возле художника.

Переезд в Ниццу

В 1916 году Матисс по совету врачей из-за обострений последствий бронхита некоторое время провёл в Ментоне, а зиму 1916-1917 года в Симье, пригороде Ниццы, в номере отеля Бо-Риваж, откуда переехал в отель Медитерран. В 1921 году он поселился в двухэтажной квартире на площади Шарль-Феликс в Симье. С мая по сентябрь художник регулярно возвращался в Исси-ле-Мулино, где работал в своей мастерской.

В 1918 году в галерее Гийом прошла совместная выставка Матисса и Пикассо. В Ницце он познакомился с Огюстом Ренуаром и Пьером Боннаром.

Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски . В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.

В 1920 году по просьбе Сергея Павловича Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Фёдоровича Стравинского в хорегографии Леонида Фёдоровича Мясина. Позднее, в 1937 году им также были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в хореографии всё того же Леонида Мясина.

В 1920-е годы имя художника приобрело всемирную известность. Его выставки прошли во многих городах Европы и Америки. В июле 1925 года Матисс получил звание кавалера ордена Почетного легиона. В 1927 году его сын, Пьер Матисс, ставший галеристом, организовал выставку отца в Нью-Йорке, и в том же году художник получил премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину Компотница и цветы .

В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками, и работал не только с европейцами - французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. Он вернулся к занятию скульптурой, которое оставил в предыдущие годы.

В 1930 году Альберт Барнс, коллекционер из США, заказал Матиссу настенную декорацию для своего частного музея. В том же году художник приехал на Таити, где работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнса. При создании панно Танец II (1932) Матисс впервые применил цветную бумагу, из которой вырезал нужные формы.

На обратном пути с Таити в сентябре 1930 года, он посетил Альберта Барнса в Мерионе, пригороде Филадельфии, в США и принял его заказ на создание триптиха Танец II (1932-1934). В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса.

Во время масштабной работы по росписи фонда Барнса Матисс нанял в секретари молодую русскую эмигрантку, Лидию Николаевну Делекторскую (1910-1998), служившую для него также моделью. Но жена художника настояла на её увольнении, и она была уволена. Однако супруга всё равно подала на развод. Матисс остался один и попросил Лидию Делекторскую вернуться к обязанностям секретаря.

С началом Второй мировой войны родственники пытались убедить Матисса эмигрировать в США или Бразилию. Но он остался во Франции, в Ницце, которую не покидал уже до самой смерти.

1930-е годы стали временем, когда художник попытался подвести итог своим открытиям. Для усиления впечатления, он перенёс в монументальную живопись приемы графики, как например, в картинах Розовая обнаженная (1935) и Натюрморт с устрицами (1940). В его работах того периода всё меньше экзотики и больше асимметрии. В них женские фигуры изображены в праздничных платьях, сидящими в креслах на фоне ковров, цветов и ваз.

В эти годы им были созданы эскизы для гобеленов, книжные иллюстрации. Матисс написал сцены из Одиссеи для романа «Улисс» Джеймса Джойса. В октябре 1931 года была издана первая книга с иллюстрациями художника. Им стал сборник поэзии Стефана Малларме.

В своих многочисленных работах того периода Матисс раздвигал границы картин, формы уходили в пространство за рамкой. Примером тому могут служить его картины Музыка II (1939) и Румынская блуза (1940).

Последние годы

В 1941 году Матисс перенёс тяжёлую операцию на кишечнике. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемые Papiers decoupes ), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. В 1943 году он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). В 1944 году его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления.

В период 1946-1948 годов краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.

  • Последняя работа Матисса (1954) - витраж церкви, построенной Рокфеллером в 1921 году, в штате Нью-Йорк. Union Church of Pocantico Hills, New York.

Остальные девять витражей расписаны Марком Шагалом.

Капелла Чёток

В 1947 году Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Матисс сам нашёл решение её художественного оформления. В начале декабря 1947 года Матисс определил план работы, в согласии с доминиканскими монахами, братом Рейссинье, и с отцом Кутюрье.

«Не я выбрал эту работу, судьба определила мне её в конце моего пути, моих поисков, и в Капелле я смог объединить и воплотить их», «работа над Капеллой потребовала от меня четырёх лет исключительно усидчивого труда, и она - результат всей моей сознательной жизни. Несмотря на все её недостатки, я считаю её своим лучшим произведением. Пусть будущее подтвердит это суждение возрастающим интересом к этому памятнику, не зависящим от его высшего назначения». Анри Матисс

Так Матисс обозначил значение своей работы над витражами и фресками для Капеллы Чёток (Капеллы Розария) в Вансе.

Матисс в культуре

  • В честь Матисса назван кратер на Меркурии.
  • Оперативный псевдоним одного из персонажей фильмов о Джеймсе Бонде («Казино „Рояль“» и «Квант милосердия»), а равно и романа Себастьяна Фолкса «Дьявол не любит ждать» Рене Матисса взят в честь художника.
  • Герой Анри Матисса эпизодически появлялся в таких фильмах как: «Полночь в Париже», «Прожить жизнь с Пикассо» и «Модильяни».
  • Одна из картин Матисса - «Les coucous, tapis bleu et rose» - в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 году.

Матисс прожил долгую жизнь, за которую он создал множество живописных полотен, графических работ, скульптурных композиций из керамики и панно, в том числе в технике декупаж. Его творчество было по достоинству оценено современниками во всем мире, хотя нередко его новаторские приемы становились причиной ожесточенных споров.

Юность

Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Любовь к искусству он унаследовал от матери, которая увлекалась художественной росписью керамики. Хотя, согласно традиции, именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. В 1888 году Матисс получил диплом юриста и, вернувшись в родной город, стал работать клерком у местного присяжного поверенного.

Первые шаги в искусстве

Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца Чтобы развлечь сына, мадам Матисс подарила ему акварельные краски, и он стал коротать время, копируя цветные открытки. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. Несмотря на сопротивление отца, Анри записался в школу рисунка в городе Тур, где готовили чертежников для работы в сфере текстильной промышленности. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.

Учеба в Париже

В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. С этой целью он вновь отправляется в Париж и поступает в Академию Жюлиана, где учится сначала у А. Бугро, а затем — в Школе изящных искусств у Последний предрекает ему блестящее будущее и одним из первых отмечает новаторство молодого художника, выражающееся в смелых сочетаниях разных цветов. В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве.

Импрессионистский период

С 1896 года картины Матисса начинают выставляться в знаменитых салонах Парижа, и он приобретает определенную известность среди парижских любителей живописи. В этот период художник находится под сильным влиянием импрессионистов и их последователей. Более того, очень часто, рассказывая о творениях постимпрессионистов, специалисты приводят в пример и некоторые произведения, которые создал Матисс: натюрморты “Бутылка схидама”, “Фрукты и кофейник”, “Десерт”, “Посуда и фрукты”.

В последующие несколько лет художник начинает также заниматься скульптурой и работать в технике дивизионизма, предполагающей использование раздельных точечных мазков. В 1905-м большие споры вызывает манера письма картины Матисса ”Роскошь, покой и сладострастие”, в которой он сочетает декоративизм модерна с пуантилизмом.

Фовизм

Рассматривая творчество Матисса, нельзя не упомянуть о новом направлении живописи, родоначальником которого стал этот художник. Речь идет о фовизме. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно “Женщина в зеленой шляпе”. Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией, и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы. Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма.

"Академия Матисса"

В 1908 году в Париже художник основал живописи. Она получила название "Академия Матисса", и за время, когда он там преподавал, ее успели окончить 100 студентов из Франции и других стран Европы. Обучение в школе было бесплатным, так как художник не преследовал коммерческих целей и желал только передать свое видение искусства молодому поколению.

Параллельно с преподавательской деятельностью Матисс писал картины. Так, он создал три для московского дома известного российского коллекционера С. И. Щукина. В частности, его произведение “Танец”, которое сегодня можно увидеть в Эрмитаже, считается одной из самых знаменитых работ живописца.

Творчество между двумя мировыми войнами

В 1920 году художник создает эскизы костюмов и декораций для балета “Соловей” И. Стравинского и пишет цикл “Одалиски” в подражание Ренуару. Картины Матисса этого периода, в частности “Компотница и цветы”, приносят ему известность в кругу американских любителей живописи. Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно, изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии. В процессе работы над эскизами для этого монументального произведения он нередко использует технику декупаж. Тогда же он знакомится со своей главной музой — Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс. Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира, их можно увидеть и в России.

Жизнь в годы оккупации

Вторая мировая война стала тяжким испытанием для Матисса. Волей судьбы он остается в Ницце совсем один, вдали от детей, и его единственным утешением является Лидия Делекторская. К счастью, освобождение Франции союзниками спасает от гибели дочь и бывшую супругу художника, которые были задержаны гестапо за антифашистскую деятельность.

“Капелла четок”

В 1948-1953 гг. художник работает над оформлением интерьера часовни Розер в Вансе. Она сегодня известна как “Капелла четок”. В этой своей последней работе мастер синтезировал все лучшее, что было в его творчестве в предыдущие годы.

Стены часовни покрыты глазурованными плитами белого цвета, на которых изображены святой Доминик в виде фигуры без лица высотой 4,5 м и Святая Дева с младенцем Иисусом. Также можно увидеть сцены Страшного суда, выполненные одной только черной краской, а венчает капеллу изображение неба, над которым парит ажурный крест.

Особенности творчества

Картины Матисса обычно писались сериями, так как художник, стремясь к совершенству, создавал сразу несколько вариантов одного и того же произведения. Основными темами работ являются танцы, пасторали, музыкальные инструменты, красивые вазы с сочными плодами, экзотические сосуды, ковры и пестрые ткани, а также виды из окна.

Передать наслаждение от цвета и красоты внешних форм — вот главная цель, которую преследует Матисс. Картины, с названиями которых вы уже знакомы, сегодня являются украшениями частных коллекций и музеев по всему миру, а также бьют ценовые рекорды на аукционах.

Произведения, выставленные в музеях нашей страны

Вас интересует техника, в которой писал Матисс? Картины (с названиями, естественно) можно увидеть и в России. В частности, несколько полотен этого художника, такие как “Синий горшок и лимон”, “Посуда на столе”, “Вид Коллиура” и др., выставляются в Эрмитаже. Кроме того, в Музее им. Пушкина хранятся такие произведения, как “Красные рыбы” и “Синий кувшин”.

Франция подарила миру огромную плеяду выдающихся художников, одним из которых является крупнейший и самый яркий представитель художественного течения фовизм, Анри Матисс. Его карьера началась в 1892 году, когда будущий художник успешно сдал экзамены в Парижскую Академию Жюлиана. Там он привлёк внимание Гюстава Моро, предсказавшего Матиссу яркую карьеру на художественном поприще.

С начала 20 века Матисс начинает поиск себя. Он проходит через напряжённые годы копирования и заимствования, пишет множество копий известных картин из Лувра, пытаясь отыскать свой собственный стиль. Господствовавшее тогда увлечение импрессионизмом подарило Матиссу возможность отработать манеру передачи формы и цветовую палитру.

Художественные критики тех лет отмечали, что Матисс обладает своеобразной подачей цвета в своих полотнах, выполненных в импрессионистическом стиле. Художнику было свойственно использование ярких, сильных, немного дугообразных мазков при преобладании исключительно яркого, насыщенного цвета.

Подобно знаменитому мастеру импрессионизма Полю Синьяку, Матисс увлекается пуантилизмом – видом импрессионизма, использующем для передачи изображения многочисленные распадающиеся точки. Именно этот стиль помог художнику окончательно остановить свой выбор на фовизме как на самом подходящем для него способе отразить окружающую действительность.

По сути, Матисс и явился фактическим основоположником фовизма. Французский перевод этого термина – «дикий». Это слово соотносится с понятием – «свободный», то есть, не подчиняющийся общепринятым правилам.

Началом триумфа Матисса можно считать его картину «Женщина в зелёной шляпе», выставленную художником в 1904 году. На полотне зритель увидел практически плоское изображение женщины с лицом, разделённым зелёной полосой. Таким образом Матисс максимально упростил изображение, позволив доминировать одному лишь цвету.

Именно превалирование цвета над формой и содержанием стало основным принципом фовизма. На суть этого стиля сильно повлияло увлечение Матисса экзотическими видами искусства. Художник много путешествовал, в том числе и на Африканский континент. Примитивное, но своеобразное искусство племён впечатлило его и дало толчок к дальнейшему упрощению изображения на картинах.

Сочность цветов на полотнах Матисса были позаимствованы из ярких восточных арабесок. Оттуда же потянулось увлечение художниками одалисками – арабскими наложницами-танцовщицами, образы которых он отображал на своих картинах до последних лет жизни. Также известно, что после знакомства с российским меценатом Сергеем Щукиным Матисс увлёкся древнерусской иконописью.

По приглашению Щукина Матисс приезжает в Россию, а после пишет по его заказу самое знаменитое своё полотно – «Танец». Своеобразным «близнецом» этой картины выступает «Музыка». Оба полотна отражают суть фовизма – естественность человеческих чувств, чистота передачи эмоций, искренность персонажей, яркость цвета. Художник практически не использует перспективу, отдавая предпочтение ярким красным и оранжевым оттенкам.

Матисс пережил две мировых войны, но несмотря на испытанные им невзгоды не потерял искренности, которую он стремился воплотить в своих картинах. Именно за детскую непосредственность, откровенность и восторженную яркость его полотен художник до сих пор любим ценителями живописи.

Анри Матисс - французский художник, чертёжник, скульптор, гравёр - известен, в первую очередь, за особую технику использования цвета. Его работы, наряду с работами Пабло Пикассо и Марселя Дюшана, послужили основой для возникновения современного пластического искусства. В возрасте 18 лет Матисс начал изучение права, заняв место администратора в суде. Через некоторое время он перенес операцию на аппендицит и в период восстановления мать подарила ему мольберт и краски, чтобы избавить сына от скуки. Он начал рисовать и, вскоре покинул юридическую школу, чтобы начать свою художественную карьеру, вызвав этим крайнее разочарование у отца.
Ему довелось познакомиться с произведениями Ван Гога, практически безызвестным в то время в 1897-98 годы. В то время он гостил у своего друга художника Питера Рассела на остров Бель Иль, и это коренным образом изменило его живописный стиль. Являясь поклонником всех видов искусства, он до глубокой степени интересовался работами знакомых художников и постоянно залезал в долги, чтобы их приобретать. Наравне с этими произведениями Матисс черпал вдохновение из таких разнообразных источников, как Японское искусство, Импрессионизм, Пост-импрессионизм, Пуантилизм.
Его стиль, получивший название "фовизм" или дикий, часто сопровождался грубой критикой со стороны общества, что не позволяло ему нормально обеспечивать жену и ребенка. Доведенное до крайности неприятие его творчества, обернулось тем, что его "Голубая Обнажённая" была сожжена на Международной выставке современного искусства в Чикаго в 1913 году. Хотя у него были ярые ненавистники, но были также и приверженцы, в том числе, Гертруда Стайн и ее семья. На протяжении 1907-1911 годов его друзья организовали и профинансировали художественную школу, Академию Матисса, в которой тот мог обучать молодых художников.
В последние годы своей жизни Матисс, частично прикованный к инвалидной коляске, продолжил реализовывать свои амбициозные проекты, принявшись за создание коллажей из бумаги и работая в качестве графического художника. В 1947 году он также опубликовал цикл печатных текстов и работ, выполненных в технике аппликаций, под названием "Джаз". Незадолго до смерти от сердечного удара, Матисс основал музей, включающий его собственные произведения, подтвердивший правомерность его признания в качестве ведущей фигуры современного искусства.

Анри́ Эмиль Бенуа Мати́сс (фр. Henri Émile Benoît Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) - 3 ноября 1954, Ницца, Франция) - французский художник и скульптор, лидер течения фовистов . Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.

В 1872 году родился его младший брат, Эмиль Огюст. По воле отца, старший сын должен был унаследовать семейное дело, но Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.

В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного.

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана . Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ.)русск. (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке . В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро , у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашённых студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо , Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена, им были сделаны копии четырёх его картин. Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894-1982).

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.

Здесь Анри познакомился с художником из Австралии,

В то время как авангардисты стремились лишить зрителя спокойствия, разбудить его, оторвать от созерцания салонных слащавых херувимчиков и вывести в неприукрашенную действительность, французский художник Анри Матисс заявил: «Я просто хочу, чтобы усталый человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой» . Неужели кому-то еще есть дело до человека, честно говоря, отчаянно уставшего от этого« прекрасного и яростного мира»? И неужто кто-то захочет подарить ему« роскошь, покой и наслаждение », не скатываясь в банальные заигрывания в духе салонной живописи? Да, кое-кто захочет и сделает это так, как, пожалуй, не удавалось никому ни до ни после. Анри Матисс.

«Он упростит живопись!»

Сыну торговца зерном и модистки прочили карьеру юриста. Мало ли, что ему рисовать нравится — всем что-нибудь да нравится, а заниматься следует делом, от которого толк будет. Такова позиция отца, и Анри нечего было ей противопоставить. Случай вмешался в виде… аппендицита, который Матиссу удалили в 21 год. Операцию он перенес не очень хорошо, долго восстанавливался. Чтобы развлечь сына, мать принесла ему коробку красок и альбом. «Когда я начал рисовать, мне казалось, что я попал в какой-то рай» , — вспоминал позже Матисс. Да и отец неожиданно смягчился — кто-то подсказал ему, что сына можно отдать учиться к самому Бугро !

Салонный живописец казался Эмилю Матиссу олимпийским небожителем, поэтому он снабдил отпрыска средствами для переезда в Париж, где Анри должен был готовиться к поступлению в Школу изящных искусств в мастерской Вильяма Бугро. «Жирным бордосцем, розовым, как поросенок» называет Бугро Раймон Эсколье, автор монографии об Анри Матиссе. У Бугро с Матиссом с первой же встречи возникла взаимная антипатия. К великому разочарования папеньки Анри ушел из мастерской и продолжил подготовку в Школе декоративных искусств. Впрочем, в святая святых, Школу изящных искусств, его не приняли, зато Анри обрел первого настоящего учителя — Гюстава Моро . Тот отправлял своих учеников в Лувр — копировать классиков, нарабатывать технику, говорил: «о цвете нужно мечтать», и предсказывал Матиссу, что тот« упростит живопись».

В 1898 году в жизни художника произошло сразу несколько знаменательных событий. Умер его учитель Гюстав Морро — Матисс сразу же ушел из Школы. Он женился на красавице Амели Парейр и отправился в свадебное путешествие в Лондон. Почему Лондон? Ну как же, чтобы смотреть Тёрнера ! В Лувре Матисс знакомился с классиками, теперь пришла пора поближе узнать того, кто стал мостом между классикой и импрессионизмом.

Импрессионизм(скорее, неоимпрессионизм) — важный этап становления мастера. Он осваивает цвет, пробует технику пуантилизма . Но в этом направлении Матисс надолго не задержится. Ему предстоит дать цвету абсолютную свободу, вывести его на главную роль, отбросив детали. Это произойдет в 1905 году, поворотная картина Анри Матисса, наделавшая много шума и знаменовавшая рождения искусства« диких» — «Женщина в шляпе ».

«Дикими»(фр. fauve) работы молодых французских художников назвал критик Луи Воксель и вошел в историю как автор названия« фовизм» для арт-течения, ставящего цвет и декоративность изображения во главу угла. Вместе с Матиссом на том Осеннем салоне выставлялись Дерен и Вламинк .

Путешествия Матисса

Известность Матисс приобрел быстро, а вот его финансовое положение оставалось стесненным. И только знакомство с русскими меценатами и коллекционерами Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым позволит ему выйти из бедности — уже навсегда.

В 1908 году тонкий ценитель искусства Сергей Щукин заказал ему два панно, которыми намеревался украсить свой московский особняк. Именно тогда появилась первая картина с названием« Танец » Анри Матисса. Щукин пригласил французского художника в Россию, где мастер был совершенно потрясен русскими иконами.

Одалиски, арабески и другие восточные мотивы — результат проведенных в Марокко зим 1911−1913 годов. Одалиски Матисса сопоставимы с одалисками Энгра . На Востоке художник превзошел рамки фовизма, хотя приверженцем основных его положений остался навсегда. Но теперь картины Анри Матисса стали менее кричащими и демонстративными, взамен пришла глубина и тонкость.

В конце 1917 года мастер приезжает в Ниццу. Многим ли удается изобразить лики счастья посредством хоть какого искусства, при этом не скатываясь в слащавость? А Матисс сумел. Ницца, любовь к которой французский художник сохранит на всю жизнь, увековечена сияющим цветом и светом, синевой бездонного неба и бесконечными и знаменитыми« открытыми окнами ».

По следам Гогена Матисс отправляется в Океанию. Он хочет тоже отыскать таитянский рай… Безуспешно. В Океании он проведет три месяца, насыщаясь экваториальным светом(«Он совсем золотой, а у нас он серебряный…» ) и понимая, что писать здесь невозможно, Таити и работа — антонимы. Анри Матисс приходит к выводу, что рай на земле может создать только художник на своих картинах.

После Океании он отправился в США. Доктор Альбер Барнс, известный коллекционер, заказал для своего центра в Мерионе огромное панно. Выбор тематики он предоставил самому художнику. Матисс остался верен себе и снова пожелал изобразить танец. В работе над 13-метровым панно он впервые применил технику декупажа — вырезанные из цветной бумаги фигуры перемещал по холсту до тех пор, пока не возникало ощущение завершенности.

Об отдыхе для усталого человека

Матисс был далек от снобизма, свойственного как академикам, так и многим авангардистам. Он не из тех, кто предъявляет потенциальному зрителю длинный перечень, в котором каждое предложение начинается словом« должен». Он считал, что это как раз искусство« должно» быть понятно и доступно любому человеку.
Редкое отношение художника к потенциальному зрителю, не так ли? «Искусство не должно беспокоить и смущать. У меня нет никакой теории» . Подарить отдохновение усталому человеку — вот достойная задача. Тот, кто умел писать счастье и изображал его в каждой своей картине, имел право так говорить: таким художником был Анри Матисс.

Кстати, о счастье в жизни французского художника

Брак мастера был заключен по большой любви. И его можно описать словами« Амели очень старалась». У Матиссов было двое сыновей. Кроме того, внебрачная дочь французского художника Маргарет, которую до встречи с Амели родила одна из его натурщиц, тоже жила в семье. Амели мечтала помогать мужу во всем, быть с ним рядом, она хотела, чтобы и в творчестве Анри Матисса, и в их доме звучало« мы». Но если в начале их брака так и было, то со временем она поняла, что не сможет занять в сердце мужа место хотя бы такое же, какое занимает живопись. А уж если у него что-то не ладилось в работе, то мало не показывалось никому… Увлечения Матисса« одалисками» тоже брак не укрепляли.

Когда в 1932 году порог их дома переступила претендентка на роль помощницы и секретаря, русская эмигрантка Лидия Делекторская, мадам Матисс оставалась совершенно спокойна — светловолосая голубоглазая Лидия совсем не в его вкусе. Художник всегда предпочитал брюнеток, такой была и сама Амели, и многочисленные« одалиски». Когда через некоторое время мадам Матисс понадобилась компаньонка и сиделка, она сама вспомнила об этой русской. Лидия за ней ухаживала, а Амели жаловалась на разлад отношений с мужем. Однажды Матисс зашел в комнату жены, что-то говорил, о чем-то спрашивал, взгляд его привычно скользнул по Лидии, и вдруг… «Не двигайтесь!» Вышел за альбомом и начал рисовать. Он словно впервые увидел ее, а мадам Матисс — впервые ощутила опасность от присутствия этой голубоглазой красавицы.

…Жена художника долго, очень долго молча смотрела на портрет Лидии . Затем тихо сказала: «Или я, или она». Анри Матисс выбрал семью. Лидия ушла. А художник обнаружил, что без нее уже не может. Лидия вернулась, и тогда ушла Амели. В 1940 году они развелись. Лидия была рядом до последнего его дня. Она вспоминала: «На протяжении 20 лет я была светом его очей, а он — смыслом моей жизни…» . На момент их знакомства Лидии исполнилось 22 года, Матиссу — 62.

Капелла Четок и что ей предшествовало
Передавая на картинах исключительно радость, в жизни французский художник Анри Матисс сталкивался с болью и физической, и душевной. Во время Второй мировой войны его дочь Маргарита как участница французского Сопротивления были угнана в концентрационный лагерь в Германию, мадам Матисс за печать листовок приговорена к шести месяцам тюрьмы. Сам Анри во время войны жил в Вансе и сходил с ума от беспокойства за родных. Все они остались живы.

В 1941 году французский художник перенес тяжелейшую операцию, у него обнаружился рак кишечника. Как выяснилось после — шансов на удачный исход было крайне мало. Матисс просил доктора подарить ему еще года 3−4 — столько планов хотелось реализовать! Он прожил еще 13 лет. Во время болезни за ним ухаживала монахиня, которая и попросила подправить ее эскизы витражей для монастырской Капеллы Четок в Вансе. Матисс увидел в этом предзнаменование и разработал полностью оформление капеллы. «Верю ли я в бога? Да, когда работаю!» , — заявил он. Когда состояние здоровья более не позволило вставать к холсту, он прикреплял уголь к палке и работал таким образом. Оформление капеллы он считал своим главным достижением и сбывшейся мечтой.

1 ноября 1954 года у французского художника случился микроинсульт. А на следующий, предпоследний день его жизни, Лидия Делекторская, свет очей его, пришла к нему в высоком тюрбане и, глядя на осунувшегося Матисса, с грустью и бесконечной нежностью пошутила: «В другой день вы бы сказали: давайте карандаш и бумагу». Мастер улыбнулся и велел: «Давайте карандаш и бумагу» .