Старая и новая пинакотеки в мюнхене. Старая пинакотека. Работы старых голландских мастеров

Старая Пинакотека, Мюнхен. ox_eye_maria wrote in October 23rd, 2008

СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА.

МЮНХЕН, ГЕРМАНИЯ.

Konigplatz - одна из центральных площадей города Мюнхена, столицы Баварии. Она и пространство вокруг нее являются местом расположения большинства мюнхенских музеев. Это своеобразный город внутри города (как остров Музеев в Берлине). На самой площади друг против друга находятся великолепнейшие классицистические постройки - два музея с собранием античного искусства. Первый так и называется: «Античные собрания», в котором можно познакомится с античной керамикой (например, там находится известнейший килик «Ладья Диониса» Эфрония). А второй музей - легендарная мюнхенская Глиптотека - музей с богатейшим собранием античной скульптуры. Подлинной ценностью является архаическая скульптура с обоих фронтонов храма Афины Афайи на острове Эгина, а также часть антаблемента храма Эрехтейон Афинского Акрополя.

Рядом с этими двумя музеями расположился еще очень интересный музей Lenbach haus (Дом Ленбахов). В нем представлены работы хозяина дома, живопись немецкого реализма и романтизма. Особый интерес представляет экспозиция произведений объединения немецких художников-экспрессионистов « Blau Reiter» («Синий всадник»). В этом отделе музея Ленбаха самое большое в мире собрание работ Василия Кандинского, Пауля Клее, Франца Марка, Аугуста Маке, Габриэллы Мюнтер. На первом этаже посетитель сможет посмотреть любопытные инсталляции и другие примеры постмодернистского искусства.

По обе стороны от означенных музеев стоят три Пинакотеки - гордости Мюнхена: Старая, Новая и Новейшая. В Новейшей Пинакотеке представлены замечательные примеры дизайнерского искусства, а так же живопись, скульптура после 1960 - го года. Эти три Пинакотеки и Глиптотека создают ансамбль, который предлагает панораму искусства с начала европейской истории до наших дней.

О Старой Пинакотеке я хочу особо заострить свое внимание.

Старая Пинакотека.

Эпитет « alte » «старая» или «старшая» Пинакотека получила лишь после создания Новой Пинакотеки, в которой размещены поле поздние картины XIX - XX веков.

Самый значительный вклад в собирании коллекции внес Людвиг I , король Баварский, он обогатил собрание картин старых итальянских и немецких мастеров, а также ранних голландских художников. В дополнение к коллекциям в Шлейссгеймском замке и галерее Хофгартен в Мюнхене, он имел в своем расоряжении богатое наследство династии Виттельсбахов, и, таким образом, у него уже были в изобилии первоклассные работы.

История Старой Пинакотеки началась еще с 1529 года с приобретения шедевра художника немецкого Возрождения Альбрехта Альтдорфера «Битва Иссуса». Королевская деятельность по собиранию картин первоначально была отражена не в специальных коллекциях, разделенных на категории - так, как это делается в наши дни - а в кабинетах с диковинами, которые предназначались для того, чтобы содержать всё, что было в мире художественного или любопытного.

Здание построено по проекту архитектора Лео фон Кленце в стиле Высокого Возрождения (палаццо Питти»). Нынешний облик Старой Пинакотеки в значительной степени является результатом реконструкции, выполненной под руководством архитектора Ганса Доллгаста после Второй Мировой войны.

Герцог и, в последствии, курфюрст Баварии, правящий с 1597 по 1651 года, Максимилиан I числится в ряду самых ранних коллекционеров работ Альбрехта Дюрера, а также других немецких художников эпохи Ренессанса (Кранах, Гольбейн, Альтдорфер и другие). Действительно, ни в каком другом городе нет такой полноты представления живописного наследия Дюрера. Даже в его родном Нюрнберге живописи великого немца немного, в основном экспонируется графика, а в Мюнхенской Пинакотеке посетитель может насладиться огромными залами с живописью Дюрера.

Однако Максимилиан был также коллекционером современного искусства, заказывая работы у Питера Пауля Рубенса. В музее хранятся известнейшие работы фламандского живописца. Это «Рубенс и Изабелла Брант в беседке из жимолости», «Охота на львов», «Похищение дочерей Люкиппоса», «Пьяный Силен», «Малый судный день», «Резня невинных», «Элен Фоурмент в свадебном платье» и другие. Так же отдел фламандской живописи представляют портреты Антониса ван Дейка, знаменитое полотно Якоба Йорданса «Сатир в крестьянском доме» и множество других интересных картин.

Музей славится и замечательными полотнами старых итальянских мастеров: Джотто, Таддео Гадди, Фра Беато Анжелико, Фра Филиппино Липпи, Антонелло да Мессина, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Тинторетто, работы Тициана (в том числе портрет Карла V), Гвидо Рении, Джованни Батиста Тьеполо, Франческо Гварди, Каналетто. Однако хочется особо отметить тот факт, что в Старой Пинакотеке хранятся несколько работ Рафаэля и даже полотно Леонардо да Винчи, его «мадонна с младенцем» 1473 года.

Пинакотека славится и наличием в огромном количестве полотен голландских художников, начиная с Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха и кончая работами Рембрандта, Франса Хальса, Адриана Ван Остаде, Яна Стена, Габриэля Метсю, Якоба ван Рейсдала.

Испанский отдел живописи представлен известнейшими полотнами Мурильо с его изображениями детей из бедноты, а также полотнами Веласкеса, Эль Греко, Риберы и Сурбарана.

Залы с французской живописью - лакомый кусочек как для любителей утонченного искусства так и для почитателей строгого академического. Никола Пуссен, Клод Лоррен, Николя Ланкре, Ж. Б. Шарден, Франсуа Буше (его известная «Отдыхающая девушка» и сокровищница - «Портрет маркизы де Помпадур»), Ж. О. Фрагонар, Ж. Э. Лиотар - вот неполный список тех, чьи работы восхитят гостя Старой Пинакотеки.

Старая пинакотека — это одна из крупнейших картинных галерей мира. Расположена Старая пинакотека в Мюнхене, столице Баварии, на юге Германии, в районе Максфорштадт (Maxvorstadt). Этот музей изобразительного искусства содержит живописное собрание европейских мастеров от средневековья до XIX века.

Согласно названию, что в переводе означает «собрание картин», в пинакотеке хранятся только произведения живописи.

После потрясений французских революций король Людвиг I Баварский (Ludwig I. von Bayern) решил сделать королевскую коллекцию искусства доступной для общественности. Специально для этой цели Людвиг I решает построить королевскую картинную галерею и поручает создать достойный проект придворному архитектору Лео фон Кленце (Leo von Klenze).

В 1826 году начались строительные работы. К моменту их завершения здание королевской картинной галереи считалось крупнейшим в мире музейным строением и стало впоследствии образцом для музеев по всему миру. Именно Лео фон Кленце выполнил впоследствии здание Нового Эрмитажа в Санкт — Петербурге.

Лео фон Кленце спланировал пинакотеку, свой шедевр архитектурного искусства, одновременно роскошно и функционально. Большие, дополнительно освещенные верхними окнами и стеклянными крышами залы сочетаются с кабинетными комнатами северного крыла здания.

Основу экспозиции картинной галереи составили работы, выполненные специально под заказ еще Вильгельмом IV и, позже, Максимилианом I — Альбрехта Альтдорфа, Петера Поля Рубенса, Альбрехта Дюрера. Внук Максимилиана I, Максимилиан II, будучи губернатором Антверпена, приобрел большое количество картин голландских и фламандских мастеров. После объединения Баварии с Пфальцем коллекция картин пополнилась работами Рафаэля, Рембрандта, Буше и других художников.

Во время строительства здания королевской галереи Людвиг I через своих агентов по искусству активно скупает картины великих мастеров, отдавая предпочтение старым немецким художникам и работам итальянского возрождения. Так в 1827-1828 годах были приобретены коллекции братьев Сублиц, Буиссер, графов Валленштейн, в Италии приобретена работа Рафаэля «Мадонна с занавеской».

В 1836 году пинакотека была открыта, тогда, конечно, без приставки «старая», она была единственная. Это гораздо позже появятся Новая пинакотека и Пинакотека современности .

Само название «пинакотека» было выбрано Людвигом I и означает, в переводе с древнегреческого — «собрание картин».

Во время Второй мировой войны здание пинакотеки серьезно пострадало от бомбежек. Картины, к счастью, были к тому времени эвакуированы. Проект восстановления здания Старой пинакотеки, осуществленный в 1957 году, предполагал нарочитое использование кирпича отличающегося от того, который был использован в основном здании. Такая реставрация вызвала споры общественности, но все же так и осталось здание с пятнами времен войны.

Картины Старой пинакотеки в Мюнхене

Из многотысячного собрания музея в постоянной экспозиции 19 залов и 47 кабинетов на двух этажах представлены 700 полотен.

Немецкая живопись XIV — XVII веков

Одним из главных шедевров Старой пинакотеки является работа Альфреда Дюрера «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500). Необычный ракурс, цвета, а главное, взгляд изображенного мужчины приковывает внимание. Выполненный 28-летним художником на доске, автопортрет напоминает изображение Христа. В собрании музея представлена большая коллекция Альфреда Дюрера, ведь он был родом из Баварии, Нюрнберга.

Работа Альфреда Альтдорфа «Битва Александра» («Alexanderschlacht / Schlacht bei Issus») из исторического цикла, написанная в 1524 году, и сегодня поражает масштабностью изображения и необычностью красок.

Работы старых голландских мастеров

В Старой Пинакотеке собраны работы практически всех «старых голландцев». Наибольшей популярностью пользуется фрагмент работы Иеронима Босха «Страшный суд». Кроме того, здесь представлены полотна Rogier van der Weyden, Dirk Bouts, Hans Memling и других мастеров.

Фламандская живопись XVI — XVII веков

Собрание фламандской живописи музея очень значительно, и включает работы Pieter Brueghel, Jan Brueghel, Antonis van Dyck, Adriaen Brouwer и других мастеров.

Особое место в коллекции Старой Пинакотеки занимает полотно Брейгеля старшего Питера «Страна лентяев». Картина полна иронии и сатиры. Прежде чем попасть в Страну лентяев, нужно проесть гору из каши. В правой части картины изображен новый счастливчик, проваливающийся в страну с молочной рекой, что изображена на горизонте. Повсюду — готовая еда и питье — бегающий жареный поросенок с вилкой в боку, яйцо, уже вскрытое, с ложкой внутри бежит навстречу, на крыше домика — тарелки с пирогами. В центре изображения валяются объевшиеся представители трех сословий — рыцарь, крестьянин, священнослужитель. Брейгель обличает в своей картине смертные грехи.

Старая Пинакотека располагает 72 полотнами Петера Пауля Рубенса. Это самая крупная в мире коллекция работ Рубенса, его работы занимают четыре зала. Многие работы были в свое время выполнены Рубенсом специально на заказ баварских герцогов Виттельсбахов.

Знаменито огромное (6 метров на 4,6 метра) полотно Рубенса «Страшный суд». Оно было выполнено по заказу герцога Вольфганга Вильгельма для алтаря дворцовой церкви в Нойбурге на Дунае. Однако, из-за обилия обнаженных фигур, из церкви картина была удалена.

Еще одним шедевром коллекции Старой пинакотеки считается автопортрет кисти Рубенса. В автопортрете Рубенс изобразил себя со своей первой супругой Изабеллой Брант. Искусствоведы видят в манере, нетипичной для Рубенса, сходство с картиной Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Необычным в портрете было многое — и крупное изображение во весь рост, и непринужденность поз, и равноправное изображение обоих супругов, на одном уровне. Критики называют это полотно «портрет брака».

Голландская живопись XVII века

Центральным пунктом собрания голландской живописи в стиле барокко являются ранние работы Рембрандта «Автопортрет», «Святое семейство», «Снятие с креста».

Итальянская живопись периода c XIV по XVIII век

Экспозиция итальянской живописи начинается с периода итальянской готики. Среди прочих интересных работ здесь размещено знаменитое полотно Джотто «Тайная вечеря».

Из коллекции периода итальянского ренессанса предметом особой гордости музея являются работы Тициана «Мадонна с младенцем на закате», «Земная любовь или Ванитас», Рафаэля Санти «Святое семейство Каниджани», «Мадонна Темпи», Сандро Боттичелли «Оплакивание Христа».

Старая пинакотека обладает единственной картиной Леонардо да Винчи — «Мадонна с гвоздикой». Да Винчи выполнил эту работу, когда ему было 19 лет, еще не выработав собственного стиля, поэтому первоначально, еще при покупке, картину отнесли перу другого мастера.

Испанская живопись XVI — XVII веков

Среди шедевров испанской живописи в коллекции Старой Пинакотеки следует особо отметить работы Эль Греко «Совлечение одежд с Христа» и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса «Портрет молодого человека».

Французская живопись XVII и XVIII веков

Особое место в коллекции французской живописи занимают работы Николя Пуссена «Вакх и Мидас», Жана Батиста Симеона Шардена «Женщина, чистящая репу» и Леопольда фон Боде «Сага о Пипине и Берте».

Режим работы

Все Пинакотеки Мюнхена работают 6 дней в неделю, выходной — в разные дни. В Старой пинакотеке выходной день — понедельник.

  • вторник — с 10.00. до 20.00.
  • среда — воскресенье — с 10.00. до 18.00.
  • понедельник — не работает.

Особый режим работы:

  • В фашингдинстаг, карнавальный вторник (Faschingsdienstag) — последний вторник Великого поста по католическому календарю, 1 мая, 24 и 25 декабря и 1 января — музей закрыт.
  • В остальные праздничные дни Старая пинакотека работает с 10.00 до 18.00 часов.

Стоимость билета

В Старой пинакотеке существует несколько вариантов билетов.

Стандартные билеты:

  • Взрослый — 7 евро,
  • со скидкой — 5 евро,
  • в воскресенье — 1 евро,
  • дети в возрасте до 18 лет — бесплатно.

Комбинированные билеты:

  • билет в пять музеев на 1 день (Старая пинакотека, Новая пинакотека, Пинакотека современности, музей Брандхорст и собрание Шака) — 12 евро,
  • билет в пять музеев на два дня с любым днем посещений (Старая пинакотека, Новая пинакотека, Пинакотека современности, музей Брандхорст и собрание Шака) — 29 евро.

Обратите внимание: Каждое воскресенье билет в Старую пинакотеку стоит всего 1 евро. В предложение не включены временные экспозиции и аудио гид.

На приобретение билета со скидкой имеют право:

  • лица старше 65 лет при предъявлении паспорта,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца,
  • учащиеся на языковых курсах Гёте — института при предъявлении ученического билета,
  • группы от 15 человек.

Как добраться

На общественном транспорте

Старая пинакотека находится в центральной части города, до нее удобно доехать на любом виде общественного транспорта.

  • На трамвае (Tram): маршруты 27, 28 — до остановки Пинакотеки (Pinakotheken)
  • На метро (U-Bahn): линия U2 — до остановки Кёнигсплац (Königsplatz) или Терезиенштрассе (Theresienstraße), линии U3 или U6 — до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz) или Университет (Universität), линии U4 или U5 — до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz)
  • На автобусе: маршрут 100 Музеймслиние (Museumslinie) или маршрут 58 (CityRing) — до остановки Пинакотеки (Pinakotheken).

На автомобиле

Если вы приехали на автомобиле, будьте готовы к тому, что до ближайшей парковки не менее одного километра.

Парковки в районе Старой пинакотеки

Tiefgarage in der Amalienpassage

Подземный гараж в торговом центре «Амалиен пассаж», рассчитан на 250 мест, работает круглосуточно.

Адрес: Türkenstraße 84.

  • каждые полчаса — 1,50 евро,
  • максимальный дневной тариф — 24,00 евро.

Salvator Garage (Сальватор гараже)

Наземная парковка на 365 мест.

Адрес: Salvatorplatz 1.

  • 1 час — 3,00 евро,
  • 2 часа — 6,00 евро,
  • 3 часа — 9,00 евро,
  • 4 часа — 12,00 евро,
  • 5 часов — 15,00 евро,
  • 6 часов — 18,00 евро,
  • 24 часа — 20,00 евро.

От обеих парковок до Старой пинакотеки — примерно 12 минут ходьбы пешком.

На такси

До Старой Пинакотеки удобно доехать на такси Uber или München Taxi.

Адрес: - Старая Пинакотека - Barer Str. 27, München; - Новая Пинакотека - Barer Str. 29, München; - Пинакотека Современности - Barer Str. 40, München. Как добраться Пинакотеки находятся в Музейном квартале - трамвай № 27, автобус № 100, 154 до ост. Pinakotheken, метро линия U 2 (станции "Theresienstraße", "Königsplatz") или линий U3/U6 (станции "Universität", "Odeonsplatz"), от любой из этих станций метро можно дойти пешком минут за десять. Время работы: - Старая Пинакотека: среда - 10:00-20:00, четверг-понедельник - 10:00-18:00, вторник - выходной; - Новая Пинакотека: вторник - 10:00-20:00, среда-воскресенье - 10:00-18:00, понедельник - выходной; - Пинакотека Современности - четверг - 10:00-20:00, остальные дни - 10:00-18:00, понедельник - выходной. Входной билет: - Старая Пинакотека (цены временно снижены до 2018 г. на период усовершенствования системы освещения) - в будни 4 евро, льготный (студентам и пенсионерам) 2 евро, детям до 18 лет бесплатно, в воскресенье 1 евро; - Новая Пинакотека - взрослым 7 евро, льготный 5 евро, детям до 18 лет бесплатно, по воскресеньям 1 евро; - Пинакотека Современности - взрослым 10 евро, льготный 7 евро, детям до 18 лет бесплатно, по воскресеньям 1 евро.

Мелькают секунды, минуты, часы, уносятся с непостижимой скоростью месяцы, годы, века. Размываются в мареве былого лица, события, даты. Нетленным остается лишь отмеченное знаком свыше божественное искусство, донося до потомков застывшую в красках, звуках, камнях сокровенную мысль величайших мастеров о красоте, мире, социуме. Если хотите убедиться воочию - добро пожаловать в столицу Баварии - дождливый и теплый Мюнхен.

Меценаты мюнхенских пинакотек

Принцы старинного аристократического рода Виттельсбахов на протяжении трехсот лет собирали лучшее из художественного наследия края, украшая дворцовые хоромы шедеврами здешних живописцев. Вильгельм IV со своей супругой герцогиней Якобиной Баденской приобрели великолепную картину Альтдорфера "Битва Александра", ставшую ядром будущей коллекции (1529 г.). С ювелирной точностью в ней передано передвижение множества фигурок, людей, животных. Словно океанские волны наваливаются римские воины на полчища персов. В центре на колеснице, запряженной тройкой гнедых лошадей, мчится прочь Дарий, за ним с обнаженной наголо шпагой и пикой - великий полководец. Виртуозности, полета фантазии художника нет предела: даже солнце, освещая небеса, уходя за горизонт, пронзает своими лучами-стрелами проплывающую в облаках луну.
Кажется, и сам творец парит над полем сражения, скрупулезно выписывая миллионы деталей. Не зря эта баталия очень понравилась Наполеону. Нередко, лежа в ванной дворца Сан-Клу, он изучал мельчайшие подробности боя, сравнивая себя с Македонским. Уворованное чудо возвратилось в родные пенаты вместе с 26-ю из 43-х конфискованных Бонапартом произведений (1815 г.).
Альберт V считался истинным коллекционером, собирал под свое покровительство таланты, знатоков живописи, перекупал раритеты (редкие ценные вещи). По его приказу выстроили Антиквариум, обустроив там выставку. Здесь же принимал гостей, проводил разнообразные пышные празднества. Это была наибольшая гражданская постройка, вытянутая в длину, увенчанная сводчатым потолком.
Герцог Максимилиан I выкупил значительное количество творений Дюрера, среди коих - знаменитый "Алтарь Паумгартнеров", созданный для церкви Св. Екатерины Нюрнберга. Триптих повествует о появлении на свет Иисуса. На средней панели - Дева Мария с младенцем. Простенькое, незамысловатое одеяние подчеркивает особенность, величие земной женщины, родившей ребенка-Бога. У ее ног склонился Иосиф, волхвы с дарами, резвящиеся ангелы. На левой створке - Св. Георгий, поражающий жуткое извивающееся чудовище. На правой - Св. Евстигней со знаменем, на котором - голова оленя с крестом между рогами. Лики святых - портреты сыновей заказчика, Стефана и Лукаса Паумгартнеров.
В апреле 1988 г. Ханс-Иохим Больман, душевно больной вандал, пронеся под одеждой бутылку кислоты, плеснул на эксклюзивную доску. Пока охрана среагировала, едкая жидкость разъела поверхность. Сегодня, любуясь алтарной частью, не все знают, какого труда и умения понадобилось реставратору, чтобы скрыть все повреждения, нанесенные новоиспеченным Геростратом.
В ходе 30-летней войны (1618 - 1648 гг.) город был разграблен шведами, немногое вернулось назад. Внук Максимилиана продолжил начатую дедом деятельность, став щедрым благотворителем, любителем роскошных интерьеров. Появились гобелены, украшения, бронза, мебель. Кроме всего прочего - 12 полотен Рубенса, 15 Ван Дейка, холсты Снайдерса, Брейгеля, Мурильо, прославленных итальянцев.
Принц перебрался из столицы в замок Шляйсхайм, амбициозно желая, чтобы эта резиденция затмила Версаль. В 1777 г. отошло в историю правление династии Виттельсбахов, на престол взошел Карл Теодор Зульцбах. Утративший интерес к деяниям предков, он все же построил выставочную галерею, где представлялись обзору около 700 работ. Впервые искусство перестало выполнять функцию декора, приобретя статус культурной ценности.
Просвещенный монарх в отличие от предшественников разрешил публичный просмотр. В течение многих лет после Французской революции сокровищница успешно пополнялась за счет ликвидации близлежащих монастырей. Позднее важным, значимым приобретением стали экспонаты из Дюссельдорфа. Впечатляя, волнуя воображение, засияли творения Рафаэля, Рембрандта и др.
1822 г. принес ценнейшие вливания: обретение собраний из Цвайбрюккена, Мангейма. Остро встал вопрос о необходимости возведения просторного помещения для размещения всего нажитого на протяжении веков.

Старая Пинакотека - памятник славным предкам

Лео фон Кленце, придворный зодчий Людвига I, получил задание спроектировать здание, обширное и светлое, где могли бы обосноваться коллекции дедов, прадедов. Тонкий ценитель прекрасного, коронованный эрудит, не понятый соотечественниками, личность трагической судьбы с неисчерпаемым азартом скупал полотна огромной художественной значимости.
За собственные средства выкуплены утонченным эстетом множественные уникальные собрания, включая голландских, немецких "примитивистов", 219 холстов приобретены у графа Оттингена-Валлерштайна. Жизненный путь правителя, наполненный неслыханной романтической увлеченностью, мечтательностью, жертвенностью, трагизмом, поразил режиссера Лукино Висконти, вдохновив на создание посвященного ему фильма, появившегося на экранах в 1974 г.
10 лет шло строительство, и, наконец, 16 октября 1836 г. музей радушно распахнул свои двери публике. Корпус его, длинный, узкий, по краям завершен крыльями (4 шт.), немного выступающими вперед, освещающимися многочисленными светильниками. Здание оправдало назначение: сохранить произведения Возрождения и Средневековья. Конструкция идеально подходит для проникновенного разглядывания посетителями выставляемых экспонатов. Здесь нет скульптурных композиций, керамики, мебели. Всматриваются друг в друга на интимной аудиенции лишь автор и почитатель красивого, мастер и ученик. Чего стоят только имена: Антонелло да Мессина, Джотто ди Бондоне, Диего Веласкес, Леонардо да Винчи, Ганс Гольбейн Старший.
Неспешно переходя из одного зала в другой, вглядываясь в сцены и образы, пред взором встают сюжеты о появлении на свет, распятии, воскрешении страдавшего за человечество Господа. Маттиас Грюневальд в "Поругании Христа" (1503 г.) запечатлел эпизод, когда евреи, завязав мессии глаза, с остервенением под барабанный стук, визжащие звуки дудки бьют богочеловека. Злобные, искаженные агрессией физиономии персонажей, их судорожные движения, указывают, как отчаявшаяся грешная совесть явно конфликтует с глубочайшей верой во всепрощение. Сюжет заставляет задуматься над тем, как живем, чем дышим, какие расставляем приоритеты.
С нежностью и любовью выписаны члены "Святого семейства" Рафаэля. Материнские чувства понятны, близки, правдивы: можно часами смотреть на руки Богородицы, поддерживающие малыша, обнимающие хрупкое детское тельце. Женственность, грация, присущая материнству, пленяет, надолго удерживая, умиляет.
Хочется сказать еще об одном диве, наполненном уже совершенно иными мыслями и ощущениями, - "Стране изобилия" Питера Брейгеля, известного под прозвищем "Мужицкий", умного, одаренного циника. Он выставил на всеобщее посмеяние людскую тупость, скудость ума, низменные потребности, отсутствие духовности. Основным в композиции является дерево - символ жизни, вверху и внизу коего творятся чудеса. Очевидно, утомленные люди, улеглись под кроной отдохнуть: священник, крестьянин, рыцарь. Бежит прочь выеденное яйцо, жареный цыпленок на тарелке выделывает фортеля. С ножом в боку несется поросенок, обилие тортов - все фантастические элементы напоминают о седьмом смертном грехе - чревоугодии. Казалось бы, обычная сцена отдыха: у одного - псалтырь под головой, другой не выпускает цепь, третий бросил копье - у всех набиты животы, расстегнуты ширинки. Вот она, оголенная человеческая сущность, подмеченная гением: покой, сытная еда, сон - наиболее желаемые грезы некоторых людишек, живущих на планете Земля.
Завораживая, не отпускает от себя реалистическое письмо Шардена, Буше, Яна Стена. В 19-ти помещениях, 49-ти кабинетах царствует его Величество Восторг, приобщение к которому шло достаточно тяжело. Король стремился просветить бюргеров, даровав им бесплатное посещение в воскресный день, а они с превеликим удовольствием устраивали пикники на лужайке рядом - чем не Брейгель в реальности?!
В годы Второй мировой войны постройка чрезвычайно пострадала, восстановили ее только в 1952-1957 гг. После преступления душевнобольного, повредившего во всей стране более 56-ти произведений старых мастеров, наступила необходимость позаботиться о сохранности сокровищ. Каверзная, враждебная выходка безумца имела свои последствия: после очередного ремонта (1988 г.) кураторы настояли на гарантированной защите, безопасности каждого находящегося здесь шедевра.
Сейчас они взяты под стекло, оснащены сигнализацией, оповещающей охрану громко воющей сиреной, если кто-либо приблизится слишком близко. Стеклянная поверхность выдерживает до 17 мощных ударов, однако, ни один "молотобоец" больше не объявился.
Здесь можно передохнуть, перекусить: уютный кафетерий - к вашим услугам. В книжном магазине - буклеты, репродукции, историческая литература о художниках и их творчестве. К 18 часам в подтянутой шеренге вытянется весь персонал, провожая посетителей.

Новая Пинакотека - королевское наследие

В 1841 г. умер незаменимый управляющий столичными баварскими музеями Георг фон Дилис, оставив в завещании просьбу - возвести сооружение для современной живописи. Отдав дань праотцам, монарх с энтузиазмом взялся за строительство. 12 октября 1846 г., закладывая краеугольный камень в фундамент, он сказал, что эта коллекция - нынешнего и следующих столетий. Позднее, отрекшись от престола, признанный безумцем, оклеветанный, оплеванный толпой, продолжил путь простого смертного, оставив после себя 425 бессмертных творений.
На фасаде - удивительные фрески ранее повествовали о добродетели, покровительстве венценосца, охотно пополняющего собрания в основном работами местных талантов. Именно немецкие романтики заняли ведущую позицию. 1931 г. осветил город страшным пожаром, нанесшим невосполнимую потерю фонду. Бомбардировка кровавого 1944 года принесла полное разрушение.
150 млн. марок потратило правительство Германии на возведение музейного строения. Архитектор Александр фон Бранки предоставил проект, вызвавший жесточайшие споры: от беспрекословного одобрения до абсолютного неприятия. Постройка в стиле постмодернизма все-таки завершилась (1981 г.). Внутреннее пространство разместилось вокруг 2-х залов, образуя некую цифру 8, лежащую по диагонали. Благодаря прозрачной крыше неправильной формы освещение стало настоящим дивом, являясь неотъемлемой частью.
В запасниках насчитывается более 3000 холстов, триста скульптур: из них выставлено 400 картин и 50 изваяний, меняющихся постоянно. В главных обширных комнатах разместились фантазии К. Ротмана (23 шт.), явившие человечеству пейзажные изображения Греции, расписанные до мелочей. Дальше - все отражает вкус основателя: творчество Йозефа Коха, Франца Кателя, Диллиса.
Сюжетная композиция на тему мифологии "Аполлон и музы" Петера Гесса возвращает к сказаниям, мифам, седой древности, говоря, как сильно любили создатели человека, очаровываясь изгибами его тела, силой разума, богатством души. Характер выставки с приходом Гюго фон Чуди (другого директора) меняется. Он настаивает на покупке у французов 44-х полотен, 9-ти статуй, более 20-ти рисунков. Так стены оживили импрессионисты, изгнавшие черную тональность со своих палитр. Подглядев, что в природе ее практически не существует, они писали только вне студии, на просторе. Мелкими подвижными мазками передавали трепетание листвы, легкие, едва уловимые порывы ветерка. "Пейзаж Мартиники" Поля Гогена именно таков.
Клод Моне, обратив внимание на звучание цвета, лучезарную прозрачность воздуха, моря, изображает "Мост через Сену в Аржантее". Беглые небрежные штрихи создают ощущение колышущегося под ветром паруса, знойного летнего денька. Яркие, колоритные, радующие "Подсолнухи" Винсента Ван Гога, как и прежде, манят к себе. Разглядывая их, рождается желание подойти и поправить цветы в глиняном горшке, откуда они будто хотят вырваться на волю. Шероховатая поверхность, рельефность делают изображение подлинным, живым.
Статуи XIX начала XX века поражают реалистичностью. "Парис" Антонио Канова восхищает совершенством тела, "Амур и муза" Конрада Эберхарда напоминает о нашей зависимости от божественной воли, барельеф Юлиуса Трошеля "Персей и Андромеда" заставляет призадуматься о силе любви: даже не сняв крылатые сандалии, победитель Горгоны освобождает от уз юную пленницу, влюбившись в нее до безумия.
Изваяния Родена, Матисса, Карье - прекрасны, достойны самых высоких слов, которых подчас не хватает. Удивительно трогательна "Флора" Альбера Беллеза: очаровательная девичья головка, замысловатая прическа, пухлые губы в милой улыбке, выразительный взгляд.
Проницательный взор "Шута" Пабло Пикассо, ироничной усмешкой растянут рот - все говорит о недюжинном уме, умении искусно играть свою роль, виртуозно перевоплощаться. "Венера с бусами" Аристида Майоля кого угодно введет в состояние эйфории: безупречные линии, изысканная прелесть. Не томитесь, не подсчитывайте свои несовершенства, для кого-то и вы - идеал.
Замрите у "Вальса" Камиллы Клодель. Отлитое в металле мгновение танца, поэзия прикосновений, грациозность позы восторгает. Обольстительные фигуры кружатся под неслышную, но ощутимую кожей мелодию, поглощенные танцевальным экстазом. Касание рук, ног, лиц нашептывает о чувственном слиянии музыки и человека.
Морис Дени, Эдвард Мунк, Тулуз-Лотрек притягательны своей дивной символикой. Пройдя 22 большие комнаты, 10 поменьше, закончите осмотр, но приобщение к духовным родникам, посланию небес, непревзойденным талантищам продолжится и в быту, скрашивая серость, унылость будней.

Пинакотека Современности

Оно славится на всю Европу. Бетонный фасад в серо-белых тонах рассекают громадные оконные проемы, стройные колонны подпирают кровлю. Здесь - более 70-ти дизайнерских нововведений, чертежи, оригинальные макеты, авторские зарисовки, графика. Невероятные создания кубистов, сюрреалистов, представителей поп-арта, экспрессионистов, сторонников минимализма, фовизма занимают верховенство. Немцы уверенно лидируют, отбирая первенство у других народов: Эрнст Кирхнер, Эрих Хеккель, превосходный акварелист Франц Марк.
Эмиль Нольде в "Танце вокруг золотого тельца" пытается донести идею разобщенности, недоброжелательства, отторжения личности обществом. В бесноватой безудержной пляске изломаны, искажены образы пляшущих. Полузакрыты веки, сладострастной истомой разверзлись уста. На желтом, коричнево-красном фоне мечутся пряди волос, сбрасываются одежды - все для господствующего звонкого металла. Позабыли о человечности, сострадании, милосердии, гуманности.
Подолгу задерживаются туристы у полотен Пикассо "Мать и дитя", "Мадам Солер", нарисованных пастелью. Сальвадор Дали, предвидя свой уход в вечность, в "Апофеозе Гомера", как бы резцом и скальпелем вырезает самое милое сердцу, своему и великого старца: ослепительную чувственность, совершенные формы возлюбленной Галы, сравнивая ее с Еленой Прекрасной из "Илиады".
Авангардисты, идущие впереди сквозь шипы, преграды, разбрасывают знаки-символы по обеим сторонам пути, не всегда внятно понимаемые теми, кто идет позади. Современники спешат проникнуться мечтаниями Пауля Клее, Анри Матисса, более всего - Йозефа Бойса. Его войлочный костюм, жировой стул, странное фортепиано никогда не бывают без поклонников.
Особую заинтересованность вызывают группа "Мост", отличающаяся своеобразным коллективным стилем, и творческое объединение "Синий всадник", восставшее против окостеневшего академизма. Если первые стремятся передать личностное восприятие через фигуративный экспрессионизм, вторые тяготеют к абстракции, акцентируя внимание на цветовую гамму. Современное творчество, дизайн - не классика. Это интересно, но не всегда понятно. Когда-то наши потомки, так же с любопытством рассматривая изображенный динамичный XXI в., узнают, как мы жили-были, что собой представляли, оценят или осудят, будут завидовать или злословить. Смотрите, изумляйтесь, думайте, делайте выводы, наполняйтесь ярчайшими впечатлениями. "Красота - это проявление тайных законов природы, которые без нее остались бы скрыты навечно".

Старая пинакотека, построенная в Мюнхене в 1836 году, считается одной из старейших художественных галерей в мире. Король Людвиг I Баварский хотел создать крупнейший в мире музей с подобным замку экстерьером. Здесь представлены картины XIV-XVIII веков художников из Испании, Германии, Нидерландов, и многих других стран.

Коллекция Пинакотеки

В Старой пинакотеке находится одна из самых важных художественных коллекций в мире. В галерее собрано более 800 картин, среди которых многочисленные известные шедевры из Европы.

Коллекция ранней голландской живописи, в том числе работы Рожье ван дер Вейдена и Диерика Бута, можно найти в непосредственной близости от раннего немецкого искусства. Старая пинакотека в Мюнхене содержит картины Альбрехта Дюрера «Автопортрет» 1500 года и «Четыре Апостола», а также шедевры Майкла Пачера, Альберта Альтдорфера и Лукаса Кранаха. Объем и качество коллекции фламандской живописи в Мюнхене, в которую входят работы Рубенса, Ван Дейка и Джорданса, делают ее уникальной. В фонды музея также входит «Святое семейство Каниджани» — первый шедевр Рафаэля. Старая пинакотека также может похвастаться картинами Тициана и Тинторетто, Рембрандта и Франса Хальса, Мурильо и Веласкеса, Шардена и Буше.

Ее обширная коллекция позволяет исследовать развитие живописи от Средневековья до конца эпохи рококо. Этот историко-художественный путь продолжается работами XIX века, представленными в Новой пинакотеке, а также шедеврами XX века и нашего времени в Пинакотеке современности.

Особенности музея

Коллекция музея, как и все его галереи, находится под управлением Баварского государственного собрания картин. Более 800 произведений мастеров живописи представлены не только в Старой пинакотеке, но и в других местах Баварии, в том числе в галереях дворцов Шляйссхайма и Нойбурга.

Выставки в 2018 году

Являясь картинной галереей мирового класса, Старая пинакотека — это также место, где выставки морового уровня. Чаще всего они вращаются вокруг тем, взятых из аспектов европейской живописи, начиная со Средневековья до XVIII века. Частью долгой, продолжающейся традиции являются малые студийные выставки, а также презентации произведений из собственной коллекции музея.

Jablonec"68 - Первый международный симпозиум серебренных украшений
Новая Пинакотека
10.03.2018 - 03.06.2018

Ikko Tanaka. Лица. плакаты
Новая Пинакотека
03.03.2018 - 17.06.2018

PAUL KLEE. Строительство тайны
Новая Пинакотека
01.03.2018 - 10.06.2018

Sketchbook. Сказки из собрания Государственной Мюнхенской графической коллекции
Новая Пинакотека
22.02.2018 - 21.05.2018

FRITZ WINTER
Новая Пинакотека
03.02.2018 - 10.06.2018

Страны и люди
Новая пинакотека
17.01.2018 - 09.07.2018

Подробнее на pinakothek.de/en/exhibitions/current

Шедевры Старой пинакотеки Мюнхена

Леонардо да Винчи (1452-1519), возможно, один из самых талантливых инженеров, художников, архитекторов и т. д., которые когда-либо существовали. Эта картина также известна как «Мадонна Литта». В любом случае ясно, что центральным мотивом этого шедевра является Дева Мария. Свет фокусируется на Марии, Иисусе и гвоздике, которую тот держит. Два окна на заднем плане напоминают спокойный, природный ландшафт, который равномерно распределяется посередине.

Самое интересное: детали пальцев — одна из лучших черт да Винчи.
Год: ок. 1478/80

«Святое семейство Каниджани», Рафаэль

Стиль Рафаэля (1483-1520) похож на да Винчи и Микеланджело. Однако эта картина включает в себя некоторые элементы, отличающие Рафаэля от других. Здесь присутствует северный пейзаж и мерцающие цвета. Изображенное утешение также характерно для да Винчи, но благодаря взглядам и языку тела Рафаэль смог создать ощущение покоя. Тихий пейзаж, переливы красок и спокойные фигуры — художник изобразил полную безмятежность.

Самое интересное: взгляды между всеми фигурами.
Год: ок. 1505/6

«Автопортрет в меховом манто», Альбрехт Дюрер

Когда-то автопортрет не создавался одним нажатием кнопки, а требовал долгого процесса смотрения в зеркало и рисования увиденного. Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал один из самых необычных автопортретов в истории искусства.

Смелый взгляд и расположение на картине придают ему подобный Христу вид. Сзади присутствует обычный фон, поэтому Дюрер не дает никаких указаний времени и места. И, поскольку тогда хэштегов не было, чтобы дать более подробную информацию художник использовал надписи.

Самое интересное: надписи.
Год: 1500

«Битва Александра», Альбрехт Альтдорфер

Альбрехт Альтдорфер (1482-1538) изобразил битву между Александром Великим и персидским царем Дарием III. Эта картина была сделана для герцога Баварского, боявшегося вторжения турок в Европу. Он создал это произведение как напоминание о силе и влиянии Александра на захваченной персидской территории.

Включив сразу два светила в свой шедевр, Альтдорфер продемонстрировал, насколько это был долгий и тяжелый бой. Кроме того, огромный ландшафт и тысячи солдат показывают всю значимость той битвы и ее масштаб.

Самое интересное: невероятная детализация каждого солдата.
Год: 1529

«Страна лентяев», Питер Брейгель

На этой картине Питер Брейгель (1525-1569) изображает два из семи смертных грехов: обжорство и лень. Возможно, это критика первого восстания в Бельгии. Кажется, это вымышленная земля лентяев или «Luilekkerland», о которой упоминается в голландской литературе. Там все только и делают, что спят. Вот почему искусствоведы назвали эту картину политической сатирой.

Самое интересное: ноги и нож в свинье.
Год: 1566

«Похищение дочерей Левкиппа», Питер Пауль Рубенс

Эта драматическая картина Питера Пауля Рубенса (1577-1640) изображает изнасилование двух дочерей Левкиппа. Двух женщин вынудили вступить в брак с этими мужчинами.

Все фигуры, включая мужчин, женщин и лошадей, смотрят в разные стороны и на картине создают путаницу тел. Это характеристики барочного искусства, которое картина воплощает в совершенстве.

Самое интересное: женские тела.
Год: 1617/18

«Автопортрет», Рембрандт

Другое историческое «selfie», на сей раз созданное Рембрандтом (1606-1669). Эта картина является первой из многочисленных автопортретов, написанных художником. Версия 1629 года похожа на призрак. Для одежды, волос, лица и фона Рембрандт использовал минимальный диапазон цветов. Сегодня это «селфи» напоминает популярную в инстаграме надпись «проснулся как-то так».

Самое интересное: небольшие пряди рыжих волос.
Год: 1629

«Мальчики с виноградом и дыней», Бартоломе Эстебан Мурильо

Чтобы изобразить этих двух нищенствующих мальчиков, Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682) использовал очень темные цвета. Мрачный фон символизирует бедность, которая в то время была частой в Севилье. Однако картина сочетает в себе нищету бездомных мальчиков и момент радости от еды, возможно, украденной. Виноград и дыня иллюстрированы с такой точностью, что напоминают стиль натюрморта.

Самое интересное: фрукты.
Год: 1650

«Мальчик, ищущий блох», Герард Терборх

Герард Терборх (1617-1681) особенно известен изображением голландского общества среднего класса. Он часто использовал очень тонкие цвета, что также имеет место в этой картине. Цвет стены смешивается с полом, одеждой и другими предметами в комнате. Картина выполнена в реалистичном стиле, благодаря чему предметы выглядят будто на расстоянии вытянутой руки от зрителя.

Самое интересное: детализация старой шляпы.
Год: ок. 1655

«Портрет маркизы де Помпадур», Франсуа Буше

Франсуа Буше (1703-1770) написал множество произведений маркизы Помпадур — любовницы короля Людовика XV. На этом портрете она изображена рядом ​​с книгами и письменным столом, тем самым демонстрируя свой интеллект. Изюминкой этой картины является платье маркизы и тщательная прорисовка всех цветов.

Самое интересное: посчитайте цветы.
Год: 1756

Туристическая информация

Вход: 4 EUR, по воскресеньям — 1 EUR.

Часы работы Старой пинакотеки Мюнхена: понедельник — закрыто, вторник — с 10:00 до 20:00, со среды по воскресенье — с 10:00 до 18:00.

Как добраться

На трамвае:
Линия 27: остановка «Пинакотека».

На метро:
U2|U8: остановка «Theresienstraße».
U3|U6: остановка «Odeonsplatz» или «Universität».

На автобусе:
Линия 154: остановка «Schellingstraße».

Адрес Старой пинакотеки Мюнхена: ул. 27, Мюнхен, Германия.

Парковка не предоставляется.

Удобства и где остановиться

Вход в музей:
Главный вход имеет пандус.

Лифты:
Есть четыре лифта. Обеспечивается доступ ко всем этажам музея.

Стулья и кресла-коляски:
В наличии имеются легкие складные стулья, а также кресла-коляски.

Уборные:
Туалет для инвалидов находится на первом этаже.

Раздевалка:
Гардеробная находится на первом этаже.

Отели рядом со Старой пинакотекой: отель Konigswache (Steinheilstr. 7, 80333 Мюнхен), das Hotel in Munchen (Tuerkenstr. 35, 80799 Мюнхен), Pension Geiger (Steinheilstr. 1 | Maxvorstadt, 80333 Мюнхен).