Капитанская дочка. "Капитанская дочка" - это роман или повесть? Жанр произведения

Контрольная работа

по литературе (тест)

Вариант 1.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

1.Жанр произведения «Капитанская дочка».

А. Роман

Б. Историческая хроника

В. Историческая повесть

2.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?

А. В 17 веке В. В 16 веке

Б. В 18 веке Г. В начале 19 века

3.Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург Г. Белогорская крепость

Б. Татищевая крепость Д. Оренбург

В. Казань Е. Симбирск

4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв?

А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV

5.Произведение « Капитанская дочка » написано в форме.

А. Рассказа Петра Гринёва автору

Б. Мемуаров Петра Гринёва

В. Рассказа Марьи Ивановны

6. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей

произведения: Василиса Андреевич

Мария Кузьмич

Иван Егоровна

Пётр Ивановна

Алексей Игнатьевич

Иванович

7.Назвать узловые моменты повести. А. Детство Гринёва

Б. Буран

В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва

Г. Разговоры Гринёва и Савельича Д. Встреча Маши и императрицы

8.Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.

А. Капитан Миронов Б. Пугачёв В. Гринев

9.Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А. Антитезы

Б. Сопоставления

В. Взаимодополнения

10. « Невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» - это портрет:

А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина

11. Какую главу предваряет эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково.

А. «Суд» Б. «Арест» В. «Приступ» Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»

12. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. А. Эпиграф предваряет появление героя

Б. Эпиграф раскрывает содержание главы В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы

1. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка». А. Проблема любви Б. Проблема чести, долга, милосердия В. Проблема роли народа в развитии общества Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства .

2.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.

1) Ум, сметливость А) Освобождение Гринёва

2) Широта натуры Б) Буран

3) Чувство благодарности В) Сцена суда Пугачёва

4) Смелость, отвага Г) Освобождение Маши Мироновой

5) Наивность, слабость к лести Д) Сказка старой калмычки

6) Свободолюбие Е) Взятие Белогорской крепости

7) Жестокость Ж) Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в

мятежной слободе

3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.

А. Екатерина – Маша Миронова

Б. Швабрин – Гринёв

В. Пугачёв – Гринёв

4. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет. А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике Б. Фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки) В. Сцена на военном совете

5.Сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву, - это :

А. Ирония Б. Иносказание В. Сатира

6. Каким показан в произведении Савельич? А. Забитым, безгласным крепостным Б. Послушным, рабски преданным своим господам В. Глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком. 7.

7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов. А. Они помогают раскрыть характеры героев

Б. Они предопределяют участь героев

В. Они придают занимательность сюжету

Г. Они стилизуют повесть под документ 18 века

Контрольная работа

по литературе (тест)

Вариант 2.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

1. Отметить верное суждение.

А. « Капитанская дочка » - историческая повесть

Б. « Капитанская дочка » - мемуары

В. « Капитанская дочка » - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары

2. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»?

А. В начале 18 века В. В середине 19 века

Б. В середине 18 века Г. В конце 18 века

3. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка».

А. «Стрелялись мы»

Б. «Береги честь смолоду»

В. «Незваный гость хуже татарина»

4. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург

Б. Бердская слобода

В Белогорская крепость

Г. Симбирская губерния

Д. Оренбургская губерния

5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.

Б. Петра Андреевича Гринёва Г. Нескольких персонажей

6.Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести.

А. Пугачев В. князь Голицын Д. Екатерина I

Б. граф Миних Г. Григорий Орлов Е. Екатерина II

7.Отметить воинское звание Петра Гринёва.

А. Корнет В. Прапорщик

Б. Поручик Г. Сержант

8.В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению

культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей.

А. Семья Петра Гринёва

Б. Семья капитана Миронова

В. Швабрин

9. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. А) «Сержант гвардии» В) «Пугачёвщина» Б) «Незваный гость» Г) «Вожатый»

10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт,бессмысленный и беспощадный...»? А) Автору В) Савельичу Б) Екатерине II Г) Петру Гринёву

11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

А. Маши Мироновой Б. Василисы Егоровны В. Екатерины II Г.Анны Власьевны

12 . « Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы обстрижены в кружок » - это портрет:

А. Гринёва Б. Пугачёва В. Швабрина

Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

1. В чём заключается смысл названия «Капитанская дочка»? Маша Миронова - это А. Единственный женский персонаж произведения Б. Идейный и художественный центр произведения В. Возлюбленная Петра Гринёва Г. Дочь погибшего русского офицера

2.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым

А. Гринёв Б. Швабрин

1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь

3.Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.

А. Пугачёв – Гринёв

Б. Гринёв – Швабрин

В. Гринёв – Савельич

4. Отметить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».

А. Да коли успеешь, надень на Машу сарафан.

Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее.

В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку.

5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

А) экспозиция

1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) завязка

2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

В) кульминация

3) детство Петруши в родовом имении

Г) развязка

4) знакомство Гринёва с главной героиней романа

6. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачёва? А. Ум, сметливость В. Удальство, широта натуры Б. Лень, бездеятельность Г. Память на добро, благодарность

7. С какой целью в роман вводится сон Петруши? А. Характеризует Гринёва Б. Предвещает развитие отношений двух персонажей

В. Характеризует Пугачёва Г. Подчёркивает кровожадность Пугачёва.

Правильные ответы

Вариант 1.

Уровень 1.

1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

2 . Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

3. Верные ответы: А, В, Г, Д, Е Оценка – 1 балл

4. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

6. Верные соотношения: Оценка – 1 балл

Василиса Егоровна

Мария Ивановна

Иван Иванович

Иван Кузьмич

Иван Игнатьевич

Пётр Андреевич

Алексей Иванович

7. Верные ответы: Б, В, Д Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: А Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: Д Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла

2. Верные соотношения: Оценка – 3 балла

1. Б (за 6-7 правильных сочетаний)

2. Г Оценка – 2 балла

3. А (за 4-5 правильных сочетаний)

4. Е Оценка – 1 балл

5. Ж (за 2-3 правильных сочетания)

6. Д

7. В

3. Верные ответы: А, В Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 5.Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 6. Верный ответ: Г Оценка – 2 балла 7. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 8. Пушкину важно было раскрыть характер Пугачева как художественный образ, что требовало другого подхода к историческим событиям. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов

Вариант 2.

Уровень 1. 1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 2 . Верный ответ: Г Оценка – 1 балл3. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 4. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 6. Верные ответы: А, Б, В, Е Оценка – 1 балл 7. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 2. Верные соотношения: Оценка – 2 балла

А: 3, 6, 7

Б: 1, 2, 4, 5

3. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: В Оценка - 2 балла 5.Верные соотношения: Оценка – 4 балла

1. В (по 1 баллу за каждое правильное сочетание)

2. Г

3. А

4. Б 6. Верные ответы: А, В, Г Оценка – 2 балла

7. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 8. Жанры устного народного творчества, используемые в повести А.С.Пушкина: сказка, песни, пословицы и поговорки. Сказка демонстрирует ум, свободолюбие Пугачева, выражает авторскую позицию. Песни воссоздают историческую обстановку. Поговорки и пословицы служат для речевой характеристики персонажей. 2 »)

От 15 до 20 баллов

Тема усвоена удовлетворительно (« 3 »)

От 21 до 26 баллов

Тема усвоена хорошо (« 4 »)

От 27 до 30 баллов

Тема усвоена полностью (« 5 »)

Максимальный балл - 30 баллов

Тема усвоена отлично (« 5 »)

Пушкин был непревзойденным мастером лаконичного, емкого слова. Его многозначительные фразы несут порой больше информации, чем целые газетные статьи. До сих пор литературоведы спорят и рассуждают о том, что такое « Капитанская дочка»: повесть, или роман.

В русском литературоведении принято называть романом крупные многоплановые произведения, в которых изображаются значимые исторические события, охватываются эпохи. С основной сюжетной линией переплетаются дополнительные.

К жанру повести — относится прозаическое произведение с основным главным героем, ограниченным количеством сюжетных линий временными рамками, объемом произведения.

Капитанская дочка – небольшая книжка средней толщины. Сам Пушкин определил жанр этого произведения как повесть. Но современные литературоведы склоняются больше к жанру исторического романа. И правда, на фоне Толстовских романов «Война и Мир» Анна Каренина или «Идиота» Достоевского, «роман» Пушкина выглядит более чем скромно.

В этом произведении в сжатой форме описываются довольно значимые события, вымысел переплетается с исторической правдой, реальными историческими героями. Хотя, если вспомнить, что Пушкин выезжал в Оренбургскую губернию собирать материал о Пугачевском бунте, не исключено, что рассказ о событиях, произошедших в Белогорской крепости, он привез оттуда.

В одну главу помещается взросление и обучение – дворянского недоросля, который воспитывался вначале , а затем ему выписали из Москвы французского гувернера, не очень утруждавшего себя воспитанием юного дворянина.

В 17 лет Петра Гринева отец отправил на службу. Но не в Петербург, который, по мнению отца, развратит молодого человека, а подальше, в Оренбург, под начало бывшего сослуживца.

В последующих главах описывается знакомство , пугачевский бунт и гибель капитана Миронова, его жены, пленение их дочери . Образ Швабрина, его поступки – это отдельная сюжетная линия в произведении Пушкина.

В прослеживается несколько сюжетных линий. О некоторых из них здесь упомянуто. Стоит добавить осаду Оренбурга, участие Гринева в боевых действиях против пугачевщины под командованием Зурина, арест Гринева и встреча Маши с императрицей. Все это позволяет причислить «Капитанскую дочку» к жанру романа.

Все произведение написано в краткой, тезисной форме мемуаров. Эта краткость позволяет читателю домысливать сюжеты, размышлять над поступками и характерами героев, дорисовывать скупо очерченные образы.

Можно ли причислить «Капитанскую дочку» к жанру романа? Литературоведы отвечают на этот вопрос утвердительно. Мы же можем согласиться с ними либо принять мнение самого Александра Сергеевича Пушкина.

Раньше у школьников не возникало вопросов относительно того, к какому прозаическому жанру относится "Капитанская дочка". Это роман или повесть? "Конечно же, второе!" - так ответил бы любой подросток лет десять назад. Ведь в старых учебниках по литературе жанр "Капитанской дочки" (повесть или роман) не подвергался сомнению.

В современном литературоведении

Сегодня большинство исследователей полагает, что история о капитане Гриневе - это роман. Но в чем отличие этих двух жанров? "Капитанская дочка" - повесть или роман? Почему сам Пушкин назвал свое произведение повестью, а современные исследователи опровергли его утверждение? Для того чтобы ответить на эти вопросы, следует, прежде всего, разобраться в особенностях как повести, так и романа. Начнем с самой большой формы, которую может иметь прозаическое произведение.

Роман

Сегодня этот жанр является самым распространенным видом эпической литературы. Роман описывает существенный период из жизни героев. Персонажей в нем немало. Причем нередко в сюжете возникают совершенно неожиданные образы и, казалось бы, никакого влияния не оказывающие на общий ход событий. В действительности в настоящей литературе ничего лишнего быть не может. И довольно грубую ошибку совершает тот, кто читает "Войну и мир" и "Тихий Дон", пропуская главы, посвященные войне. Но вернемся к произведению "Капитанская дочка".
Это роман или повесть? Такой вопрос возникает часто, и не только когда речь идет о "Капитанской дочке". Дело в том, что не существует четких жанровых границ. Но есть особенности, наличие которых указывает на принадлежность к тому или иному виду прозы. Вспомним сюжет произведения Пушкина. Немалый отрезок времени охватывает "Капитанская дочка". "Это роман или повесть?" - отвечая на такой вопрос, следует вспомнить о том, каким главный герой предстал перед читателями в начале произведения.

История из жизни офицера

Помещик Петр Гринев вспоминает свои младые годы. В юности он был наивен и даже несколько легкомыслен. Но события, которые ему пришлось пережить, - встреча с разбойником Пугачевым, знакомство с Машей Мироновой и ее родителями, предательство Швабрина - изменили его. О том, что честь нужно смолоду беречь, он знал. Но истинную цену этим словам понял лишь в конце своих злоключений. Личность главного героя претерпела значительные изменения. Перед нами - характерная особенность романа. Но почему же тогда так долго относили к другому жанру произведение "Капитанская дочка"?

Повесть или роман?

Отличий между этими жанрами не так много. Повесть - это своего рода промежуточное звено между романом и рассказом. В произведении малой прозы присутствует несколько персонажей, события охватывают небольшой временной отрезок. В повести персонажей больше, встречаются и второстепенные, которые не играют важной роли в основной сюжетной линии. В таком произведении автор не показывает героя в разные периоды его жизни (в детстве, отрочестве, юности). Итак, "Капитанская дочка" - это роман или повесть"? Пожалуй, второе.
Повествование ведется от имени главного героя, который находится уже в преклонном возрасте. Но о жизни помещика Петра Андреевича почти ничего не сказано (лишь то, что он овдовел). Главный герой - юный офицер, но не тот немолодой дворянин, выступающий в роли рассказчика.
События в произведении охватывают всего несколько лет. Стало быть, это повесть? Отнюдь. Как уже сказано выше, характерной чертой романа является развитие личности главного героя. А это в "Капитанской дочке" не просто присутствует. Это является главной темой. Ведь неслучайно мудрую русскую поговорку использовал в качестве эпиграфа Пушкин.

"Капитанская дочка - это роман или повесть? Чтобы дать на этот вопрос наиболее точный ответ, следует знать основные факты из истории написания этого произведения.

Книга о Пугачеве

В тридцатые годы 19-го столетия большой популярностью в России пользовались романы Вальтера Скотта. Вдохновившись творчеством английского писателя, Пушкин задумал написать произведение, которое отражало бы события из истории России. Тема бунтарства давно привлекала Александра Сергеевича, о чем свидетельствует повесть "Дубровский". Однако история Пугачева - совершенно иное дело.
Пушкин создал противоречивый образ. Пугачев в его книге не только самозванец и преступник, но и человек, не лишенный благородства. Однажды он встречает молодого офицера, и тот ему преподносит тулуп. Дело, конечно, не в подарке, а в отношении к Емельяну отпрыска благородного рода. Петр Гринев не выказал высокомерия, свойственного представителям его сословия. А затем, при захвате крепости, поступил как истинный дворянин.

Как это нередко бывает у писателей, в процессе работы над произведением Пушкин несколько отошел от первоначального замысла. Изначально он планировал сделать главным героем Пугачева. Затем - офицера, перешедшего на сторону самозванца. Писатель скрупулезно собирал сведения о пугачевской эпохе. Он ездил на Южный Урал, где происходили основные события этого периода, и беседовал с очевидцами. Но позже писатель решил придать своему сочинению мемуарную форму, а в качестве главного героя ввел образ благородного молодого дворянина. Так родилось произведение "Капитанская дочка".

Историческая повесть или исторический роман?

Так все-таки, к какому жанру относится произведение Пушкина? В девятнадцатом веке повестью называли то, что сегодня принято называть рассказом. Понятие "роман" к тому времени, конечно, было известно русским литераторам. Но Пушкин все же назвал свое сочинение повестью. Если не анализировать произведение "Капитанская дочка", его, действительно, сложно назвать романом. Ведь этот жанр ассоциируется для многих со знаменитыми книгами Толстого, Достоевского. А все, что по объему меньше романов "Война и мир", "Идиот", "Анна Каренина", согласно общепринятому мнению, - повесть или рассказ.

Но стоит сказать еще об одной особенности романа. В произведении этого жанра повествование не может быть сосредоточено на одном герое. В "Капитанской дочке" автор большое внимание уделил Пугачеву. Кроме того, ввел в сюжет и другую историческую личность - императрицу Екатерину II. А значит, "Капитанская дочка" - это исторический роман.

При определении жанра «Капитанской дочки» (1836) исследователи сталкиваются с некоторыми трудностями. Дело в том, что «Капитанской дочке» присущи жанровые особенности и повести, и романа, а сам Пушкин называл своё произведение то повестью, то романом. Поэтому не будет принципиальной ошибкой назвать «Капитанскую дочку» романом. Жанровое своеобразие пушкинского романа в том, что, с одной стороны, он представляет собой хронику дворянской семьи Гринёвых, а с другой - историческое произведение. Иначе говоря, "Капитанская дочка" — социально-исторический роман.

В романе описывается история любви Петра Гринёва и Маши Мироновой, вначале она тесно переплелась с событиями Пугачёвского восстания (1773 — 1775). Пушкин придал произведению форму мемуаров, или «семейственных записок» (X), сочинённых Петром Андреевичем Гринёвым в зрелом возрасте для внуков. В семейной хронике Пушкина интересуют не бытовые подробности, а проблема нравственного выбора молодых людей в критические моменты их жизни. В романе даны портреты двух семей: Гринёвых (включая Савельича) и Мироновых (включая Палашку). Быт обоих семейств рисуется явно с оглядкой на фонвизинского «Недоросля», что подчёркивает и эпиграф к третьей главе — реплика госпожи Простаковой: «Старинные люди, мой батюшка».Однако острая сатира, свойственная Д.И.Фонвизину при обрисовке «плохих помещиков», у Пушкина смягчена: быт двух провинциальных семейств изображается в связи с лучшими традициями передовой дворянской культуры XVIII века — сбережением своего человеческого достоинства, неукоснительным следованием законам долга и чести.

В этих героях Пушкин показал «простое величие простых людей» (Н.В.Гоголь «В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность» 1846): они, при всех недостатках, которых автор не скрывает, живут по совести, в семейном ладу, верны традициям, а поэтому могут стоически и даже героически преодолеть самые серьёзные жизненные испытания. Яркий пример тому —спасение Маши, в котором принимают участие: попадья Акулина Памфиловна (прячет девушку во время штурма Белогорской крепости), бойкая служанка Палашка (не покидает свою барышню, когда та живёт в домашней тюрьме под властью Швабрина), Гринёв (отправляется с риском для жизни в лагерь бунтовщиков просить помощи у Пугачёва). Простодушные, чистосердечные, нравственные герои противопоставлены Швабрину, который в своём эгоистическом самоутверждении не останавливается ни перед подлостью (намеренно клевещет на Машу; на дуэли ранит Гринёва в тот момент, когда тот отворачивается), ни перед предательством (переходит на сторону бунтовщиков из корыстных соображений).

Исторические события — эпизоды крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачёва — привлекают внимание писателя не сами по себе (три года назад Пушкин уже написал «Историю Пугачёва»), а в связи с раздумьями о ситуации в современном русском обществе, точнее в связи с вопросом о взаимоотношениях между дворянством, к которому принадлежал сам Пушкин, и народом. Социальная идея «Капитанской дочки» может быть сформулирована следующим образом: в рамках одной нации дворянство и простой народ разошлись так далеко, что их представители перестали понимать друг друга. Данная идея давно занимала Пушкина. В частности, она нашла отражение в неоконченной повести «Дубровский» (1833).

Главный герой этой повести, Владимир Дубровский, чтобы отомстить за смерть отца и своё разорение, собирает разбойничью шайку из крепостных крестьян. Дубровский наказывает своих обидчиков (судебных заседателей, лжесвидетелей), но в пушкинской истории о благородном разбойнике (произведения подобного рода были очень популярны в европейской литературе начала XIX века) важное место занимает проблема об отношениях дворянина и его крестьян. Она проясняется в заключительной сцене повести: Дубровский, понимая, что его шайка будет разгромлена правительственными войсками, собирает в последний раз всех разбойников и объявляет им, что распускает банду. Он советует им переменить образ жизни: «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдалённую губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и изобилии. Но все вы мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло» (XIX). Эта фраза показывает, что Дубровский совершенно не понимал своих крестьян: по его мнению, они вступили в шайку только для того, чтобы освободиться от тяжёлой крестьянской работы и иметь лёгкую наживу от разбоя. Пушкин же, изображая крестьян, показывает, что их поступками двигали совсем другие мотивы. Они присоединились к молодому барину, потому что так хотели выразить свой протест против несправедливости, которую учинил Кирила Петрович Троекуров над помещиками Дубровскими. Следовательно, Пушкин подчёркивает непонимание, которое разделяет дворянина и его крестьян.

Эту же идею автор раскрывает в «Капитанской дочке». Она подтверждается не только фактом крестьянской войны против дворянского государства, но и историей личных взаимоотношений двух главных героев романа. Дворянская честь, важнейшая нравственная основа для Гринёва, не позволяет ему служить в пугачёвском войске, хотя Пугачёв как человек вызывает в молодом дворянине искреннюю симпатию.

В романе Пушкин описывает самый успешный период крестьянской войны, когда пугачёвское войско пыталось овладеть Оренбургом. В произведении присутствуют как исторические персонажи (Пугачёв, Екатерина II, бездарные оренбургские генералы, соратники Пугачёва), так и вымышленные герои (семья Гринёвых, Швабрин, семья Мироновых). Для Пушкина интересно было изобразить критический момент в истории России, в котором наиболее полно проявились характеры русских людей.

Показать Пугачёва как историческую личность — вот одна из важных задач автора в романе. Создавая образ народного вождя, Пушкин использует разные способы изображения: портрет, речь, поступки героя, сравнение с императрицей Екатериной, сложное восприятие другим персонажем — Петром Гринёвым. Гринёв, как и должно порядочному «природному дворянину» XVIII века, презрительно называет Пугачёва «злодеем» (VIII, X, XII), «мошенником» (VIII, IX), «самозванцем» (VII, X), «пьяницей» (VIII), «извергом» (XII), но на всём протяжении романа Пугачёв ведёт себя по отношению к молодому герою очень великодушно. Самозванец и бунтовщик в отношениях с Гринёвым предстаёт как памятливый на добро человек. Несколько раз, решая, как поступить с Гринёвым, самозванец произносит свою любимую поговорку: казнить так казнить, жаловать так жаловать (VIII, XII) — и каждый раз помогает молодому офицеру. Фактически великодушным поступкам Пугачёва Гринёв и Маша обязаны своим счастьем. Пушкинский образ «крестьянского царя» нарушал литературную традицию, когда самозванец изображался «мрачным злодеем», «бешеным псом», «извергом естества» (А. П. Сумароков).

По «Капитанской дочке» можно судить о взглядах Пушкина-историка на народную войну под предводительством Пугачёва. Писатель признаёт серьёзность причин восстания (в первую очередь крепостное право, доведшее крестьян до отчаяния, и неразумное управление казацкими областями), но называет восстание «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (XIII).

Подводя итог, следует отметить, что роман «Капитанская дочка», как всегда бывает у Пушкина, отличается глубоким содержанием. В нём тесно переплетены и одинаково важны семейные и исторические проблемы, поэтому было бы неправильно сводить его содержание только к семейной хронике или только к историческому повествованию. В романе историческое содержание является «обширнейшей рамой» (А.С.Пушкин «Сочинение г. М.Н.Загоскина "Юрий Милославский"») для вымышленной семейной истории.

Автор в своём социально-историческом произведении на первый план выдвигает образы вымышленных героев (частных людей), волею судьбы втянутых в водоворот исторических событий. Именно в них Пушкин видит истинное величие: простота их жизни, искренность отношений, незыблемость моральных принципов делают их, с точки зрения автора, положительными героями. Так в романе ставятся и решаются философские нравственные вопросы о целях и смысле человеческой жизни.

Положительные герои романа, будучи цельными людьми, не разделяют в себе общественное (государственную службу) и частное (семейный долг, честь и отношения к людям). Порядок службы в Бело-горской крепости, по остроумным наблюдениям Гринёва, имеет признаки семейного быта: распоряжение об аресте Гринёва и Швабрина за несостоявшуюся дуэль отдаёт Василиса Егоровна, Палашка уносит шпаги в чулан; перед штурмом капитан Миронов, обращаясь к солдатам, говорит: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню» (VII). Даже образ Пугачёва представлен в произведении, так сказать, «по-домашнему». Если в «Истории Пугачёва» Пушкин изображает предводителя народного восстания как исторического деятеля, то в «Капитанской дочке» — как частного человека, проявляющего по отношению к молодому Гринёву милосердие в ответ на его доброту (дворянский недоросль подарил в начале романа будущему самозванцу заячий тулуп да назвал «братом»). Стремление, может быть даже неосознанное, «семейных» героев к порядку, гармонии в собственной жизни и вокруг себя Пушкин противопоставляет безграничному эгоизму отдельных персонажей (Швабрин) и жестокости окружающего мира вообще.

Исторические же персоны (вождь крестьянской войны Пугачёв, императрица Екатерина) включаются в исторический фон — события, в которых главные герои проявляют свои характеры. Изображение исторических событий в романе даёт возможность Пушкину выразить своё понимание ключевых проблем философии истории: роли личности в историческом событии, целесообразности насильственных (революционных) действий в историческом процессе, справедливого устройства государства и т.д.

Жанр произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» сложно определить однозначно: отдельные исследователи полагают, что это повесть, другие, напротив, определяют его как роман. Сам автор считал, что «Капитанская дочка» - это описание исторической эпохи в вымышленном повествовании. Однако указания на конкретный жанр такое определение не дает.

Итак, попробуем ответить на вопрос о том, «Капитанская дочка» - это роман или повесть.

Синтез жанров

Как известно, А. С. Пушкин работал в разных жанрах. Однако в этом произведении уровень его мастерства выходит за пределы нашего понимания. Мы не можем однозначно ответить на вопрос о том, «Капитанская дочка» - это роман или повесть.

Мнения исследователей творчества писателя противоречат друг другу. Достаточно сложно понять, что же такое «Капитанская дочка» - роман или повесть. Определив жанр произведения, мы встанем перед вопросом о его характере. Ведь роман и повесть могут быть любовными, историческими или семейными.

Итак, попробуем рассмотреть, как в этой книге проявляются признаки различных жанров.

«Капитанская дочка» - это повесть?

Большинство исследователей, которые определяют произведение как повесть, опираются в первую очередь на то, что оно очень небольшое по объему, и его события охватывают непродолжительный временной период. Те, кто разделяют данную точку зрения, также указывают на заурядность личности Петра Гринева и его окружения: такие персонажи не могут быть героями романа.

Действительно, данное произведение намного короче, чем привычные романы, написанные классиками. Однако перед нами снова встает вопрос о том, каков его характер, да и небольшой объем повествования все же не может исключать того, что это роман. Рассмотрим все возможные определения жанра.

Исторический характер произведения

Несомненно, «Капитанская дочка» - это роман или повесть исторической направленности. Пушкин рассказывает нам о периоде правления Екатерины Великой, а именно о событиях бунта во главе с Для написания «Капитанской дочки» автор проделал огромную работу: ознакомился с историческими документами, побеседовал с оставшимися в живых свидетелями того времени. Очень кропотливо писал Александр Сергеевич Пушкин повесть «Капитанская дочка». Краткое содержание произведения редко передает то, насколько точен автор при описании быта мелкопоместного дворянства, как выразительна речь Емельяна Пугачева, полная поговорок, иносказаний, характерных для казачества.

Однако, определив, что это произведение имеет историческую направленность, мы не можем ответить однозначно на вопрос о том, «Капитанская дочка» - все же повесть или роман.

Произведение воспитательного характера

Безусловно, «Капитанская дочка» имеет признаки произведения воспитательного характера.

В начале повествования молодой дворянин Гринев предстает перед нами этаким недорослем, дворянским сыночком, обласканным родителями. В конце книги перед ними - настоящий мужчина, который пережил многое и сильно изменился за короткий период времени. Он научился преодолевать опасности и с достоинством выходить из сложных ситуаций. Большую часть произведения Петр Гринев находится в дороге, что очень характерно для произведения воспитательного характера.

Итак, «Капитанская дочка» - роман или повесть воспитательной направленности?

«Капитанская дочка» - произведение о любви

Нельзя не отметить, что любовная линия, безусловно, присутствует в сюжете книги. Главный герой влюбляется в Машу Миронову, у него есть соперник - Швабрин. Однако тема любви не является главной, взаимоотношения Петра Гринева и Марии, скорее, служат фоном, на котором автор показывает, как меняется личность главного героя.

Психологическая составляющая произведения

Огромное значение А. С. Пушкин придает внутреннему миру главного персонажа, его переживаниям, чувствам, эмоциям. Именно Петра Гринева помогают нам понять причины тех или иных его поступков, оценить изменения его личности.

Мемуарная форма изложения отлично способствует тому, чтобы помочь читателю оценить, насколько меняется мировоззрение главного героя к концу произведения.

Итак, здесь можно сделать вывод, что данная книга описывает определенные исторические события, показывает главного героя, при этом повествование очень психологично и рассказывает нам трогательную историю любви.

Однако мы не ответили на главный вопрос: "Капитанская дочка" - это роман или повесть?"

Надо сказать, что, как и в случае с выяснением характера этого повествования, так и при определении его жанра нельзя сделать однозначный вывод. С одной стороны, «Капитанская дочка» - это в большей степени сосредоточение на довольно непродолжительном периоде жизни главного героя, что характеризует произведение как повесть. Однако судьбы героев этой книги связаны с историческими событиями, что характерно для романа. Кроме того, известно, что Пушкин написал «Капитанскую дочку» под впечатлением событий настоящего времени и попытался увидеть проблемы, объединявшие недавнее прошлое и настоящее, что также позволяет определить произведение как роман.