Какие обязанности у помощника режиссера. Должностная инструкция помощника главного режиссера. Каким должен быть настоящий профессионал

Ассистент режиссера по актёрам — это правая рука режиссера в подборе актёров на фильм. В международном кинематографе эта профессия носит название кастинг-директора. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Кастинг — процесс подбора актеров в кинофильм, который состоит из 3 этапов:

  • предварительный отбор;
  • собственно кастинг;
  • кинопробы.

Кастинг актёров — важнейший этап в создании фильма. Если, как говорят в кинопроизводстве, отличный сценарий составляет 50% успеха, то правильный подбор актёров — все 80%. Поэтому ассистент режиссёра по актерам работает в тесном сотрудничестве с режиссёром и решающее слово остаётся за последним. Ведь только режиссёр изначально знает — как выглядит внешне главный герой его фильма, как двигается, разговаривает и т. д. Замысел нового фильма рождается в голове режиссера и все герои уже существуют в его воображении.

Ассистент режиссёра по актёрам (или кастинг-директор) собирает информацию об актерах в так называемой актерской базе или агентствах Москвы и Петербурга либо ищет новые лица в учебных заведениях в соответствии с идеей сценариста и режиссера. Настоящие профи хорошо ориентируются в этой среде, всегда в курсе того — какие актеры насколько и где заняты, как ведут себя во время съёмок. У опытных ассистентов есть своя актёрская база, постоянно обновляемая, которая состоит не только из фотографий, но и видеоматериалов.

Чтобы безошибочно подобрать варианты кандидатов, ассистент должен чувствовать и знать потребности режиссера. А в голове надо постоянно держать «фотобанк» - целую галерею лиц и фамилий актёров. После утверждения актёров на роли и начала съёмок ассистент режиссёра остаётся на связи с актёрами, составляя графики их съёмочных дней.

Особенности профессии

Профессиональные обязанности ассистента режиссёра зависят от периода съёмок. В первые дни после прочтения сценария ассистент мысленно подбирает актёров, которые бы могли соответствовать типажу и характеру героев.

В подготовительный период он занимается:

  • поиском кандидатур актеров на роли в фильме и статистов для массовок;
  • составлением актерского ансамбля, учитывая как будут выглядеть на экране герои в сочетании друг с другом;
  • согласованием актёров — кандидатов на роли с режиссёром-постановщиком;
  • составлением графика проб;
  • подготовкой к кастингу и актёрским пробам: оповещение актёров и вызов их на пробы;
  • в случае необходимости — поисками непрофессиональных исполнителей (студентов, школьников, детей);
  • после утверждении актёров на роли ассистент собирает и предоставляет необходимую информацию для заключения договоров с ними, а также ведёт и контролирует реестр договоров.

Во время съёмочного периода в задачи ассистента входит:

  • вызов актёров на съёмки;
  • уведомление о съёмочном графике;
  • контроль за своевременным их прибытием;
  • участие в проведении репетиций с актёрами и массовкой;
  • сопровождение актёров в течение всего съёмочного процесса.

Но даже если ассистент режиссёра не участвует в каком-либо проекте, он постоянно работает над обновлением и совершенствованием своей актерской базы, посещает театры, учебные студенческие спектакли, дипломные работы выпускников, общается с кастинг-директорами других фильмов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Минусы

  • Непостоянная занятость, возможны периоды простоев
  • Нерегулярный заработок
  • При съёмках продюсерского кино, как правило, актёры на главные роли утверждены заранее, ассистенту по актёрам остаётся подбор кандидатов на вторые и эпизодические роли
  • Несовпадение мнений по поводу того или иного актера, необходимость доказывать свою правоту

Место работы

Киностудии

Важные качества

  • Умение разбираться в людях (знание психологии и физиогномики)
  • Хорошая память на лица
  • Коммуникабельность
  • Дипломатический склад характера
  • Ответственность
  • Организованность
  • Внимательность
  • Умение слушать и понимать
  • Трудоспособность

Где учиться на ассистента режиссера по актёрам

Специальность киноработника среднего звена, к которому относятся и ассистенты режиссера разных подразделений (по актерам, реквизиту, костюмам, декорациям, монтажу) можно получить на краткосрочных курсах при киностудиях - «Мосфильме», «Ленфильме». В наше время получение конкретной профессии с практическими навыками за очень короткий срок с последующим трудоустройством на этих же киностудиях — это синица в руке и реальная основа для последующего профессионального роста.

На «Мосфильме» регулярно проводится набор на «Курсы по подготовке специалистов». На специальность «Ассистент режиссера по актёрам» набор производится 1 раз в 2 года. Обучение бесплатное. Кроме того, здесь можно получить следующие профессии: второй режиссер, редактор фильмов и сценариев, ассистент режиссера по реквизиту, художник-декоратор, ассистент художника по костюмам, механик по обслуживанию съемочной техники, ассистент кинооператора и второй оператор, видеоинженер, реквизитор и костюмер, администратор съемочной группы, ассистент монтажера.

На «Ленфильме» существуют подобные курсы, выпускники которых трудоустраиваются на этой же киностудии.

Международный Центр Кинопрофессий в Санкт-Петербурге. 4-месячные курсы «Ассистент режиссера по актерам».

Есть и другой путь получения этой профессии : многие выпускники неактерских факультетов нижеперечисленных учебных заведений начинают свою карьеру с должности ассистентов режиссера разных подразделений:

  • Российский университет театрального искусства (ГИТИС).
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ).
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.
  • Театральный институт им. Б. Щукина.

Оплата труда

Заработная плата ассистента режиссера по актерам зависит от бюджета фильма и исчисляется по количеству рабочих дней.

Оплата за 1 рабочий 12-часовой день - от 2000 до 3000 рублей. В целом за месяц зарплата может составить 60 000 - 90 000 рублей.

Ступеньки карьеры и перспективы

Выпускники ВУЗов, как правило, начинают свою карьеру с должности ассистента режиссера. Этот начальный этап даёт хороший старт для развития будущей карьеры: приобретается бесценный опыт и важные связи, оттачиваются профессиональные навыки. В перспективе все мечтают стать известными режиссерами. При наличии определенных способностей и упорстве возможно всё. Другое возможное направление — продюсирование или работа над собственным проектом. Здесь в большей степени важны предпринимательские качества.

Известные современные кастинг-директоры

Карина Романова, у которой 2 актерские базы. В одной — около 3 тысяч актеров, с которыми она лично знакома, во второй 10 тысяч, с которыми она незнакома.

Фирменный стиль работы К.Романовой - сломать привычное амплуа актёра, разнообразить список его ролей. Актерам, игравшим положительных героев, она предлагает отрицательные роли и наоборот.

6 - 9 разряды

Должностные обязанности. Принимает участие в подготовке телевизионных передач, выполняет творческие и организационные задания режиссера, участвует в разработке режиссерского сценария (экспликации), отборе изобразительного материала и компонентов передачи. Сдает заявки на технические средства и следит за своевременным их выполнением. Подбирает кино- и видеоматериалы. Организует проведение киносъемок и контролирует осуществление проявки и печати киноматериалов. Осуществляет совместно с режиссером киномонтаж, подготавливает киноматериал для переписи на магнитную ленту. Организует проведение внестудийных видеозаписей и перезапись видеоматериалов на стандартную магнитную ленту. Обеспечивает перезапись фонограмм для последующей расшифровки. Проверяет готовность художественно-декорационного оформления: декораций, костюмов, грима, реквизита, а также иллюстративного материала. Расписывает совместно с режиссером экземпляры сценария и составляет схему работы камер. Проводит за видеопультом трактовые репетиции и видеозапись. Участвует в составлении монтажного листа, выполняет вспомогательные работы на монтаже передачи. Обеспечивает просмотр видеоматериалов, перезапись техдублей и сдачу передачи службе технического контроля. Оформляет документацию для сдачи передачи в Главную дирекцию программ (редакцию программ или отдел выпуска). Проводит передачи за видеопультом в прямом эфире. После прохождения передачи в эфир оформляет документацию для сдачи передачи в Телерадиофонд (видеотеку), возвращает использованные кино- и видеоматериалы в соответствующие службы и другие организации. Осуществляет учет видеорулонов со всеми выходными данными завершенных и текущих работ (эфирные, техдубли, исходные). Подготавливает необходимые данные о качестве и объеме выполненных технических услуг, фиксирует простои. Подготавливает и проводит самостоятельно в качестве режиссера несложные передачи.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню телевизионных (радио-) передач; общественно-политические события; творческий процесс и технологию создания телевизионных (радио-) передач; технические средства телевидения; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по регламентации деятельности творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

6 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, участие в съемках сложных передач;

9 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, подготовка и проведение несложных программ (передач) в качестве режиссера.


АССИСТЕНТ КИНОРЕЖИССЕРА

6 - 9 разряды

Должностные обязанности. Принимает участие в подготовке киносъемок, выполняет творческие и организационно-производственные задания кинорежиссера - постановщика и кинорежиссера фильма. Подбирает необходимый в процессе создания фильма литературный, иллюстративный и музыкальный материал, проверяет готовность художественно-декорационного оформления: декораций, костюмов, грима, реквизита. Содействует подбору актерского состава в соответствии с замыслом кинорежиссера - постановщика. Организует своевременный вызов на съемку и пробы актеров. Обеспечивает качественное обслуживание съемок. Сдает заявки на технические средства и необходимые материалы и следит за своевременным их выполнением. Участвует в составлении монтажных листов, проводит под руководством кинорежиссера вспомогательные работы по монтажу фильмов. Оформляет документацию для сдачи кинофильмов.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования к уровню киноматериалов; творческий процесс и технологию создания кино- и видеопродукции; технические средства для проведения киносъемок; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и маркетинга; нормативные акты и методические рекомендации по регламентации деятельности творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

6 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы, владение основами профессионального мастерства;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента кинорежиссера не менее 3 лет;

9 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента кинорежиссера не менее 5 лет, подготовка и проведение несложных съемок в качестве кинорежиссера.


АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА РАДИОВЕЩАНИЯ

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в подготовке радиопрограмм (передач), выполняет творческие и организационные задания режиссера. Сдает заявки на технические средства и следит за своевременным их выполнением. Принимает участие в подборе участников и исполнителей, обеспечивает их явку на репетиции и запись, заказывает транспорт и пропуска. Организует и контролирует обеспечение студии необходимыми постановочными средствами. Выполняет вспомогательные работы на репетициях и записи радиопередач, ведет учет занятости участников и исполнителей передач. Составляет и подписывает совместно с режиссером репетиционно-явочные листы. Участвует в монтаже передач, организует прослушивание радиопередач. Оформляет производственный отчет, документацию на оплату труда участников и исполнителей передач. Организует подготовку и сдачу радиопередач и спектаклей в Телерадиофонд (фонотеку). Подготавливает и проводит самостоятельно в качестве режиссера несложные передачи.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню радиопередач; общественно-политические события; творческий процесс и технологию создания радиопередач; технические средства радиовещания; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка;

6 - 7 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, осуществление подготовительных работ по организации сложных радиопрограмм (передач);

8 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, осуществление подготовительных работ по организации радиопрограмм (передач) всех видов и жанров, подготовка и проведение несложных программ (передач) в качестве режиссера.


АССИСТЕНТ ЗВУКОРЕЖИССЕРА

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в подготовке и создании телевизионных программ. Выполняет творческие и организационные задания звукорежиссера. Подготавливает акустические средства к репетиции, съемке (записи) студийных и внестудийных программ, а также для программ, идущих в прямом эфире. Совместно с режиссером и звукорежиссером определяет места нахождения участников программ в студии и на внестудийном объекте. Расставляет микрофоны, обеспечивает правильное перемещение их в процессе работы. Выполняет творческие и технические задания звукорежиссера. Совместно со звукорежиссером проводит телевизионные программы (передачи). Самостоятельно проводит несложные программы, а также проводит работы по несложным речевым, музыкальным и шумовым записям и их монтажу.

Должен знать: распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к повышению уровня телерадиовещания; звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, применяемую на телевидении; технологию создания телевизионных программ; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 - 6 разряды: среднее профессиональное (музыкальное) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и стаж работы в должности оператора звукозаписи не менее 2 лет;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента звукорежиссера не менее 3 лет, проведение несложных телерадиопередач в качестве звукорежиссера.


АССИСТЕНТ ТЕЛЕОПЕРАТОРА

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в творческо - производственном процессе создания телевизионных программ (передач) и видеофильмов всех видов и жанров, выполняет творческие и организационные задания телеоператора. Участвует в разработке плана подготовки и создания передач. Обеспечивает расстановку камер и необходимую технику для проведения трактовой репетиции, съемки и прямого эфира. Осуществляет совместно с бригадой осветителей установку специального освещения, производит смену оптики на камерах. Следит за правильной эксплуатацией используемых телевизионных технических средств. При необходимости самостоятельно готовит и проводит съемку несложных телевизионных передач.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню телевизионных передач; технические средства и технологию создания телевизионных передач; творческие методы построения и организации кадра; организацию операторского освещения; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 - 6 разряды: среднее профессиональное образование и специальная подготовка без предъявления требований к стажу работы;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента телеоператора не менее 3 лет, проведение съемок несложных телевизионных передач в качестве телеоператора.

Должностная инструкция положена для каждой профессии. Не будет тут исключением и помощник режиссера. Помреж в творческой среде. Мы с вами разберем профессию с "технической" точки зрения - должностные обязанности, требования к специалисту. А в заключение познакомимся с мнением о своей работе уже состоявшихся помрежей.

Две категории деятельности

Помощник режиссера - специалист, трудовую творческую деятельность которого разделяют на две категории, каждая из которых имеет определенные требования, особенности:

  • Помреж второй категории. Специалист должен иметь профессиональное высшее образование в сфере искусства и культуры. В этом случае не предъявляется требований к наличию опыта работы. Второй вариант - среднее профессиональное образование в сфере искусства и культуры. Тут необходим опыт работы (конечно, в схожей структуре) не менее трех лет.
  • Помреж первой категории. На должность специалисты как принимаются, так и переводятся с вышеобозначенной категории. Если у соискателя есть высшее профессиональное образование по направлению "культура" или "искусство", то необходим опыт работы по специальности не менее трех лет. Если же профессиональное среднее образование, то опыт работы должен рассчитывать не менее чем 5-летний срок.

Во время отсутствия помощника режиссера на рабочем месте (больничный, отпуск и проч.) его обязанности переходят к сотруднику, назначенному по установленному порядку. Данный работник берет на себя обязанности помрежа, временно перенимает его права. Во время замещения он несет полную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих временных обязанностей.

Помощник режиссера в театре или кино - квалификационная профессиональная группа "Должности работников искусства, кинематографии, культуры среднего звена". Нормируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 570 (31 августа 2007 года).

Требования к соискателю

Хоть помощник режиссера - творческая деятельность, требования к специалисту достаточно конкретные и четкие. Помреж обязательно должен знать:

  • Законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность учреждение исполнительских искусств.
  • Структуру организации, на вакансию которой гражданин откликнулся.
  • Особенности творческого и организационного процесса в учреждении работодателя.
  • Основы актерского мастерства, режиссуры, музыкальной грамоты, вокального, хореографического, хорового искусства, а также сценического и музыкального сопровождения постановок.
  • Оборудование сцены, ее общее устройство.
  • Основы сценических технологий, управления и экономики - касаемо области исполнительских искусств.
  • Организацию технического и материального обеспечения относительно творческого процесса.
  • Главные правила управления персоналом.
  • Основы трудового законодательства.
  • Правила рабочего внутреннего распорядка в организации, куда устраивается соискатель.
  • Нормы и правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии и проч.

Главные обязанности и задачи

Вакансия "помощник режиссера" определяет три основные функции специалиста:

  • Непосредственное участие в организации и планировании постановок.
  • Составление планов репетиций, расписаний, что подразумевает также и вызов для участия требуемых специалистов. Сюда входит не только организация, но и учет творческой деятельности.
  • Обеспечение как репетиций, так и постановок всеми требуемыми материалами и реквизитом.

Должностные обязанности

Должностные обязанности помощника режиссера - это следующие трудовые функции:

  • Непосредственное участие в организации и планировании как новых постановок, так ранее представленных.
  • Выполнение поручений режиссера-постановщика касаемо подготовительного периода организации постановки.
  • Участие в составлении репетиционных планов, графиков, расписаний новой постановки.
  • Обеспечение всеми необходимыми материалами репетиций.
  • Обеспечение репетиций всем требуемым реквизитом - мебелью, декорациями, музыкальными инструментами, элементами фонового шумового оформления, фонограммами.
  • Вызов артистов, суфлера и иных специалистов на репетиции.
  • Во время проведения репетиций - ассистент режиссера-постановщика.
  • По графику, установленному в данном учреждении исполнительского искусства, дежурство на репетициях, спектаклях, представлениях и концертах.
  • Проведение отдельных репетиций, поиск новых исполнителей по поручению режиссера-постановщика.
  • Учет представлений, репетиций, концертов и постановок, а также прочей творческой деятельности артистического и художественного персонала.
  • Выполнение заданий режиссера-постановщика касаемо организации, планирования и учета творческой деятельности.

Права специалиста

Помощник режиссера в Москве и других городах будет иметь одинаковые права:

  • Участие в совещаниях, проводящихся по организационным вопросам.
  • Запрос и получение от структурных подразделений необходимых для трудовой деятельности документов и материалов.
  • Участие в обсуждении вопросов, непосредственно влияющих на его профессиональную творческую работу.
  • Требование от руководства организации исполнительских искусств оказания содействия в следовании обязанностям и реализации трудовых прав.

Ответственность специалиста

Режиссера" предполагает наличие следующей ответственности специалиста:

  • За неисполнение или ненадлежащее или неполное исполнение своих рабочих обязанностей (которые предусматривает должностная инструкция специалиста) в том порядке, что диктует российское трудовое законодательство.
  • За правонарушения, что были совершены во время трудовой деятельности. Ответственность диктуется административным, уголовным и гражданским законодательством России.
  • За причинение ущерба организации, являющейся работодателем помрежа. В том порядке, что устанавливает актуальное российское трудовое законодательство.

О профессии

Вакансия "помощник режиссера" в Москве и иных городах нередко бывает открытой. Давайте посмотрим, как отзываются о ней те люди, которым уже удалось побывать помрежем.

Неизменный атрибут помощника режиссера - так называемая хлопушка. Это доска с бруском на шарнире, на которой пишется основная информация о процессе съемки - название произведения, режиссер, оператор, дата съемки, дубль, кадр. Хлопок этим устройством помогает затем совместить звуковую и видеодорожку.

На площадке помощник режиссера никогда не сидит без дела. Ему нужно в определенный момент появиться в кадре со свой "хлопушкой". Искусство это делать правильно приходит с опытом. Пометки на "хлопушке" и в монтажном листе, комментарии режиссера, отметка лучших дублей и уже снятых кадров - непосредственные обязанности помрежа.

Особенности труда

Работа помощника режиссера на относится к разряду объемных, но малозаметных для окружающих. Времени отдохнуть у помрежа нет. Приготовить и принести кофе режиссеру - тоже его обязанность. Трудовая смена - 12 часов. Притом съемки проходят не только в павильоне, но и на природе - в лесу или на болоте, в знойный день, метель или под дождем, в условиях города и на горных высотах. Помреж сопровождает съемочный процесс всегда, при любых условиях. Отсюда крепкий иммунитет обязателен.

Помрежи - обычно студенты творческих вузов или недавние выпускники. Их привлекает возможность набраться опыта, поработать с мастерами своего дела. Кого-то - вероятность стать со временем вторым режиссером.

Специалисты говорят, что важны для помрежа прежде всего коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение выступать "третейским судьей". Во время съемок вся творческая группа становится одной большой семьей, однако нередки тут и недопонимания. Задача помрежа - остановить конфликт в начале развития.

На биржах труда, надо сказать, подобная вакансия появляется редко. В творческой среде более актуально сарафанное радио.

Плюсы работы

В своих отзывах о любимой работе помрежи выставляют такие плюсы профессии:

  • Передача опыта от режиссера. Помреж видит, как он организует съемочный процесс, общается с актерами, сотрудничает с оператором. Этих знаний порой достаточно для съемки уже собственного фильма. Немало режиссеров "выросло" из помрежей.
  • Общение с творческими людьми. Мало того что вращение в творческом коллективе вдохновляет, так это постоянно одаряет новым опытом и идеями. Помреж также "обрастает" нужными деловыми связями.
  • Возможность состояться в роли руководителя, организатора, развить навыки работы с коллективом.

Помощник режиссера - рядовая, но довольно интересная творческая специальность. Мы разобрали ее со всех сторон - технической, официальной. И посмотрели на нее, так сказать, изнутри.

Должностная инструкция помощника главного режиссера [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Помощник главного режиссера относится к художественному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Помощник главного режиссера назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность помощника главного режиссера принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

1.4. Помощник главного режиссера должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;

Основы режиссуры и актерского мастерства, сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства;

Историю отечественного и мирового театрального, музыкального, других видов искусства, литературы;

Современные проблемы отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств;

Современную и классическую драматургию;

Основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства, авторского права;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила санитарной, личной гигиены;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На помощника главного режиссера возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление организационного руководства творческо-производственной деятельностью труппы.

2.2. Анализ состояния артистического состава и внесение предложений главному режиссеру по составу и пополнению труппы, приглашению исполнителей для разового участия в спектаклях, вводам новых исполнителей в спектакли текущего репертуара.

2.3. Участие в распределении ролей в новых и капитально возобновляемых постановках, назначении составов исполнителей в текущем репертуаре, обеспечивая рациональную загрузку артистов труппы в новом и текущем репертуаре.

2.4. Организационное обеспечение составления репетиционных планов и расписания репетиций, планов-графиков подготовки новых постановок, ведения учета репетиций и спектаклей (концертов, представлений), творческой работы художественного и артистического персонала.

2.5. Участие в планировании текущего репертуара.

2.6. Рассмотрение и представление руководству организации заявлений артистов о разовой работе за пределами своей организации.

2.7. Участие в организации работы по повышению квалификации артистического персонала.

2.8. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Помощник главного режиссера имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Помощник главного режиссера несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Режиссер - это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съемочным процессом или репетициями, если речь идет о театре. Если точнее, режиссеров на съемочной площадке несколько : главный режиссер называется режиссером-постановщиком , его ближайшие помощники - просто режиссерами . И в том, и в другом случае, основу его работы составляет .

Сегодня многие мечтают стать режиссерами, ведь профессия становится все более и более престижной. Известные мастера своего дела получают награды и премии, выходят на красную ковровую дорожку, дают интервью, общаются с лучшими актерами и актрисами. Однако, работа режиссера не всегда была таковой. В начале, на этапе зарождения профессии, режиссер занимался разработкой сценария, проводил работу с актерами, руководил съемочным процессом. Но времена изменялись и накладывали все новые и новые обязанности, которые делают профессию интересной и сложной одновременно.

Чем занимается режиссер

Теперь, чтобы стать успешным в своем деле, режиссер, должен отличаться тонким чутьем на качественные идеи, на потрясающие сценарии, время выхода картины, потребности публики. Он ищет средства, интересует инвесторов и продюсеров, подбирает актеров и съемочную группу, руководит процессом создания и монтажа фильма. Для постепенно становится все меньше и меньше преград и ограничений, поскольку спектр обязанностей режиссера растет.

Отечественные специалисты во многом отличаются от западных, поскольку голливудские режиссеры не признают тех, кто ставит себя выше остальных. Поэтому они выполняют максимум работы, прикладывают все свои усилия для того, чтобы картина была качественной и успешной.

Отечественные режиссеры нередко после первого же успеха становятся заносчивыми, отказываются выполнять некоторые обязанности, вследствие чего быстро теряют популярность. Лишь избранные трудоголики и истинные таланты по-прежнему интересны зрителям.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает , подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обязанностей хорошего управляющего, а режиссура как профессия подразумевает соответствующее мышление и отличные организаторские способности.

Замысел и реализация

Замысел и реализация – вот два кита, на которых стоит современная режиссура. Многие режиссеры очень подробно описывают свои задумки, некоторые напротив, считают, что импровизация – это главный козырь практической режиссуры. Конечно, глупо недооценивать важность подготовительного этапа, однако история режиссуры говорит, что наиболее важные рабочие моменты все же проходят на площадке. Это может быть театральная сцена или съемочный павильон. Несомненно, без актеров реализовать все богатство режиссерской фантазии было бы невозможно.

К основным функциям режиссера относят и работу с актерами. Конечно, в идеале творческое понимание режиссера и актеров должно полностью совпадать. Однако на практике чаще можно наблюдать ситуацию, когда они либо стремятся навстречу друг к другу, либо то, что делает режиссер нельзя назвать иначе, чем активное насаждение единственное правильной точки зрения.

Порой даже именитые мастера не считают нужным слышать мнение исполнителя своей «светлейшей» воли. Но то, чем занимается режиссер – это и сотворение персонажей. Оно не может осуществляться, минуя душу и творческий потенциал актера.

В соответствии с классическими принципами режиссуры выделяют следующие составляющие замысла (основы режиссуры):

  • творческая интерпретация сценария;
  • описание персонажей;
  • определение особенностей актерской игры;
  • ритмы и темпы во временном аспекте произведения;
  • пространственное решение (т. н. пространство режиссуры);
  • декоративное и звуковое оформление.

В заключение нужно отметить, что своевременное и тщательное выполнение обязанностей режиссера сделает настоящего мастера из старательного новичка.