Зураб Соткилава: биография, болезнь. Две любви зураба соткилавы Оперный певец зураб соткилава биография

Оперный певец, лирико-драматический тенор, солист Большого театра России, народный артист СССР и Грузинской ССР Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми (ныне Сухум, Республика Абхазия). Его отец, Лаврентий Соткилава, был историком, мать, Ксения Карчава, работала врачом.

С детства Зураб увлекался футболом. В 16 лет он вошел в состав команды юниоров сборной Грузии, затем стал ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, и Соткилаву приняли в основной состав тбилисского "Динамо".

Вокалом Зураб с профессором тбилисской консерватории Николаем Бокучава. Занятия проходили в промежутке между футбольными тренировками и играми. После травмы, полученной в 1959 году, Соткилава не мог уже продолжать играть в футбол и решил посвятить себя оперному пению.

В 1960 году, после окончания горного факультета Грузинского политехнического института, он был принят в Тбилисскую государственную консерваторию имени В. Сараджишвили. Сначала его голос определили как баритон, но, учась на третьем курсе, Соткилава попал в класс Давида Андгуладзе, который открыл у студента лирико-драматический тенор, что обусловило дальнейшие достижения молодого певца.

В 1965 году Зураб Соткилава окончил Тбилисскую консерваторию, в 1972 году — аспирантуру при Тбилисской консерватории.

После окончания консерватории он был принят в Тбилисский театр оперы и балета имени З. Палиашвили. Он успешно дебютировал, исполняя ведущие партии в различных операх, среди которых "Тоска" и "Богема" Джакомо Пуччини, "Риголетто" Джузеппе Верди, национальные оперы "Абесалом и Этери" Захария Палиашвили, "Миндия" Отара Тактакишвили и другие.

В 1966-1968 годах Зураб Соткилава стажировался в театре "Ла Скала" под руководством Дженнаро Барра и Энрико Пьяцца, где подготовил партии герцога в опере "Риголетто" Джузеппе Верди, Хозе в "Кармен" Жоржа Бизе, Турриду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.

В 1973 году Соткилава дебютировал в Большом театре в партии Хозе в опере "Кармен".

В 1974 году певец был приглашен в оперную труппу Большого театра.

В Большом в разные годы он исполнял партии Манрико в опере "Трубадур", Радамеса в "Аиде", Ричарда в "Бале-маскараде", Измаила в "Набукко" и Отелло в одноименной опере Джузеппе Верди, Марио Каварадосси в "Тоске" Джакомо Пуччини, Туридду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. В репертуаре певца были российские оперы "Иоланта" Петра Чайковского, "Садко" Николая Римского-Корсакова, "Борис Годунов" и "Хованщина" Модеста Мусоргского. Зураб Соткилава был первым исполнителем партий барона Каллоандро в "Прекрасной мельничихе" Джованни Паизиелло и Арзакана в "Похищении луны" Отара Тактакишвили.

В 1995 году певец участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы "Хованщина" в редакции Дмитрия Шостаковича, исполнив партию Голицына. Также исполнил эту партию в постановке "Хованщины" в Большом театре в 2002 году.

Соткилава неоднократно выступал на сценах лучших оперных театров мира: Ла Скала, Лондонской королевской оперы, Баварской Штатс-оперы, Дрезденской оперы, Норвежской оперы, Болонского театра Коммунале, оперных театров Лисео в Барселоне и Ля Фениче в Венеции. В 1970-1990 годах тенор совершал большие концертные турне по городам Европы, Великобритании, США и Японии.

В последние годы сольные выступления певца проходили в концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, городах России и ближнего зарубежья. В репертуаре концертов были не только оперные арии, но и романсы Чайковского, Рахманинова, циклы немецких композиторов Штрауса и Вольфа, грузинские и русские народные песни, итальянские и испанские песни.

Зураб Соткилава вел преподавательскую деятельность. В 1976-1988 годах он работал в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского на кафедре сольного пения, с 1987 года был профессором кафедры. В 2002 году Соткилава возобновил преподавательскую деятельность в консерватории. Среди учеников мастера — Владимир Богачев, Владимир Редькин, Александр Федин и многие другие.

Творчество Зураба Соткилавы было отмечено многими премиями и наградами. В 1973 году певец был удостоен звания народного артиста Грузинской ССР, в 1983 году ему было присвоено звание народный артист СССР.

В 1968 году Зурабу Соткилаве была присуждена первая премия и вручен приз "Золотой Орфей" на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. В 1970 году он получил II премию и серебряную медаль на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, Гран-при и первую премию Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне.

За трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала Зураба Соткилаву своим почетным членом.

В 1983 году он стал лауреатом Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, в 1998 году получил Государственную премию Республики Грузия имени Ш. Руставели.

Биография
Имя певца известно сегодня всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где он гастролирует с неизменным успехом. Их захватывают красота и сила голоса, благородная манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональная самоотдача, которая сопровождает каждое выступление артиста и на театральной сцене, и на концертной эстраде.
Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, - говорит Соткилава. - Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».
И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!
В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с московским «Динамо».
«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, - вспоминает Соткилава. - Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции... На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.
Это, кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили...
...В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное будущее!
Но и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в июле 60 го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Надаром Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»
В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».
Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.
В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года - новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов - имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.
После нового триумфа, в 1970 году, - Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне - Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава - одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера - это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».
30 декабря 1973 года Соткилава дебютировал на сцене Большого театра в партии Хозе.
«На первый взгляд, - вспоминает он, - может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.
Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы - откровением.
«Работа над партией Отелло, - рассказывал Соткилава, - открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло - это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для этого нужны большие задачи, которые интересно решать...»
Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» - веристская опера, опера высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное - позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».
Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.
«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы - блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из сердца».
Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба - последовали многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...
В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой - званием народного артиста СССР.
«Зураб Соткилава - обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, - пишет С. Саванко. - Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а также в грузинских операх - Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.
«Соткилава - классический герой-любовник итальянской оперы, - считает Э. Дорожкин. - Все «Дж.» - заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако, и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, - делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.
Последним этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца - самого русского из всех русских персонажей русской оперы - Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка, - а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.
Соткилава - человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.
Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».
С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много приятных минут.

Имя певца известно сегодня всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где он гастролирует с неизменным успехом. Их захватывают красота и сила голоса, благородная манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональная самоотдача, которая сопровождает каждое выступление артиста и на театральной сцене, и на концертной эстраде.


Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, - говорит Соткилава. - Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».

И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!

В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с московским «Динамо».

«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, - вспоминает Соткилава. - Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции... На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.

Это, кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили...

В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное будущее!

Но и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в июле 60 го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Надаром Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»

В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».

Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.

В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года - новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов - имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.

После нового триумфа, в 1970 году, - Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне - Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава - одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера - это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».

«На первый взгляд, - вспоминает он, - может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.

Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы - откровением.

«Работа над партией Отелло, - рассказывал Соткилава, - открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло - это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для этого нужны большие задачи, которые интересно решать...»

Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» - веристская опера, опера высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное - позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».

Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.

«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы - блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из сердца».

Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба - последовали многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...

В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой - званием народного артиста СССР.

«Зураб Соткилава - обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, - пишет С. Саванко. - Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а также в грузинских операх - Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.

«Соткилава - классический герой-любовник итальянской оперы, - считает Э. Дорожкин. - Все «Дж.» - заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако, и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, - делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.

Последним этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца - самого русского из всех русских персонажей русской оперы - Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка, - а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.

Соткилава - человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.

Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».

С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много приятных минут.


Он всегда умел добиваться своего. Если он играл в футбол, то до полной самоотдачи, если пел, то лучше всех, если встретил женщину, которая затмила собой всех, то должен был непременно жениться на ней. Зураба Соткилаву и Элисо Турманидзе объединила музыка, но едва не разъединило происхождение. Но любовь оказалась сильнее. Разлучить их сумела только смерть. 18 сентября 2017 года Зураба Лаврентьевича не стало.

Любовь и музыка



С детства Зураб Соткилава мечтал совсем не о музыке, а о блестящей карьере футболиста. Он был капитаном юниорской сборной Грузии по футболу и играл в основном составе тбилисского «Динамо». Но в перерывах между тренировками и матчами он занимался пением с Николаем Бокучава. Но даже в то время, когда окружающие говорили о вокальном таланте Зураба, он поступил в политехнический институт, чтоб получить диплом инженера–маркшейдера.

Однако сразу же после окончания института он поступает в Тбилисскую консерваторию. В тот момент он еще не знал, что станет в будущем звездой мировой величины, а своей музыкальной альма-матер будет обязан и личным счастьем.


Сцена из оперы Жоржа Бизе "Кармен". Хозе - народный артист СССР Зураб Соткилава. / Фото: www.sputnik-georgia.ru

Он увидел ее в самый первый день занятий и твердо решил, что эта юная хрупкая девушка с огромными выразительными глазами непременно станет его супругой. Зураб спешил рассказать о своих чувствах едва ли не каждому, с кем общался. Спустя короткое время о его симпатии знала уже вся консерватория. Не догадывалась только сама Элисо, что ее судьба уже предопределена. Она училась по классу фортепиано на втором курсе и, казалось бы, даже не замечала стараний Зураба обратить на себя ее внимание. Он же никак не решался подойти к гордой независимой красавице. Она подошла к нему сама.

До Элисо случайно дошли слухи о футболисте из «Динамо», который обладает невероятным голосом. Она решила прийти на экзамен по вокалу, чтоб услышать юное дарование. А после экзамена подошла к Зурабу, чтобы высказать свое одобрение. Она похвалила вокалиста и вручила ему конфетку. Наконец-то они были официально знакомы! С этого момента Зураб и Элисо стали часто проводить время вместе. Им никогда не было скучно, чем бы они вместе ни занимались: смотрели новый фильм или премьерный спектакль, посещали выставку или просто гуляли в парке.


Когда Элисо решила познакомить избранника со своей семьей, произошло небольшое недоразумение. Тетя Элисо гордо носила свою княжескую фамилию Багратиони, а простую фамилию Зураба в момент знакомства несколько раз исковеркала. Студент не смог долго терпеть насмешки, он ушел с обещанием прославить свою фамилию. Впрочем, эта самая тетушка вскоре нежно полюбила певца и даже стала его верной поклонницей.

Семья – это навсегда



Они хотели узако
нить свои отношения, когда Зураб учился на пятом курсе, но его педагог Давид Андгуладзе неожиданно воспротивился женитьбе талантливого ученика. Он боялся, что в заботах о семье и детях Зураб не сможет полностью отдаваться опере. Он должен был сначала окончить консерваторию и выучить оперу «Тоска». Уважение к учителю не позволило Соткилаве ослушаться. Свадьба была отложена, но чувства и трепетное отношение между Зурабом и Элисо никуда не делись.



После свадьбы молодожёны какое-то время работали вместе, Зураб пел, а Элисо аккомпанировала ему. Но вскоре молодая семья пополнилась: вначале родилась Теа, потом Кэтеван. Да и сам певец постоянно требовал внимания. Подающая надежды пианистка решила посвятить себя семье.



Однако она осталась для вокалиста не только супругой, она стала его верным другом и самым суровым критиком. Наверное, она единственная решалась указать божественному Соткилаве на его ошибки. Впрочем, он и сам их прекрасно видел.

Влюбленный тенор



Зураб Лаврентьевич неизменно признается, что без любви невозможно достичь высот в оперном искусстве. Каждая ария, каждый выход на сцену – это чувства и страсть, которые невозможно бездушно сыграть. И он влюблялся каждый раз в своих партнерш – Дездемону, Кармен, Иоланту, тем более, что их партии исполнялись настоящими оперными дивами.

И певец честно признается, что мог всерьез увлечься любой из них. Если бы его сердце давным-давно не было отдано самой красивой девушке – Элисо Турманидзе. Зураб Соткилава искренне не понимает, как можно бросить ту, с которой прошел весь нелегкий жизненный путь.



Сегодня великий оперный певец гордится не только своими званиями и наградами, которых у него великое множество. Источником радости, тепла и вдохновения для него является его большая и дружная семья: супруга, дочери с мужьями, внуки.

Когда у Зураба Соткилавы диагностировали онкологию летом 2015 года, он боялся не за себя, а за своих родных. Но удержаться на плаву ему помогли две его любви: любовь к музыке и любовь к семье. В октябре 2015 он снова вышел на сцену, чтобы петь.

Зураб Соткилава дружил с с которым познакомился во время своей стажировки в Италии.

Соткилава Зураб Лаврентьевич - выдающийся современный солист оперы и педагог. Его жизнь - пример целеустремленности и невероятной силы воли.

Юность. Восходящая звезда футбола СССР

Зураб Соткилава появился на свет в марте 1937 года в городе Сухуми (сейчас - Сухум), который тогда входил в Грузинскую Советскую Социалистическую республику.

Певец вспоминает, что его мама и бабушка очень хорошо пели и играли на гитаре. Иногда садились около дома и начинали петь старые песни и грузинские романсы, а будущий солист оперы им подпевал.

Зураб Соткилава, спорт в жизни которого сыграл тоже важную роль, в детстве и юности не думал о музыкальной стезе. Он увлекался футболом и сумел неплохо себя проявить. Молодой человек попал в команду города Сухуми «Динамо». Зураб Соткилава играл в нем на позиции крайнего защитника, но часто поддерживал атаки на ворота противника. В 1956 году молодой спортсмен стал капитаном юношеской сборной Грузинской ССР. В том же году грузинские футболисты выиграли чемпионат страны. А в 1958 году Зураба пригласили играть в команду «Динамо» из Тбилиси.

Родители не разделяли увлечения сына футболом и пытались направить его на путь музыки. Однажды семье Соткилава подарили скрипку, и родители нашли для ребенка учителя. Зураб месяц пытался учиться игре на этом инструменте. Потом в доме появилось пианино, но учиться игре на нем в 12 лет было поздно. Родители хотели определить Зураба в музыкальную школу по классу виолончели, но он вновь отказался. Его приняли туда в класс пения, но подросток учился не очень прилежно и любил убегать с учебы на стадион.

Самой памятной встречей для Зураба стал его последний матч за «Динамо», в котором его команда сцепилась с «Динамо» из Москвы. В том матче ворота москвичей охранял легендарный Лев Яшин, а одним из нападающих был Валерий Урин. Этот матч команда Тбилиси проиграла со счетом 1:3. Со Львом Яшином Зураб Соткилава по-настоящему познакомился уже позже, когда стал солистом оперы. Молодой футболист получил травму во время игры в Югославии, а в 1959 году еще одна травма положила конец его карьере в спорте.

Начало пути в театре

В 1958 году футболист тбилисской команды «Динамо» Зураб Соткилава ненадолго приехал навестить родных в Сухуми. В это время в гости к ним зашла пианистка Валерия Разумовская, всегда считавшая, что юноша может стать талантливым певцом. Она убедила его сходить на прослушивание к профессору Тбилисской консерватории, который как раз был в Сухуми.

Сначала голос Зураба профессора не впечатлил. Но вмешался случай. Профессор любил футбол, а достать билеты на матчи «Динамо» было сложно, и Зураб стал их ему добывать. В качестве платы музыкант согласился давать ему уроки. Всего после нескольких уроков профессор сказал Зурабу, что у него есть будущее в опере. Сначала молодой человек не воспринял это всерьез, но после второй травмы задумался о музыке.

В 1960 году Зураб Соткилава окончил Тбилисский политехнический институт, горный факультет, и через день после защиты диплома сдал вступительные экзамены в консерваторию столицы Грузии.

Грузинский театр оперы и балета

Соткилава вспоминал, что однажды до занятий музыкой услышал по радио трансляцию выступления Марио дель Монако в опере «Кармен», которое потрясло его. В консерватории Зураб Соткилава начинал петь баритоном. Но профессор Давид Ясонович Андзуладзе исправил эту ошибку. Молодой человек стал тенором. В 1965 году певец Зураб Соткилава дебютировал на сцене крупнейшего театра его республики - Грузинского театра оперы и балета. В произведении «Тоска» Джакомо Пуччини он спел партию Каварадосси. Певец входил в состав труппы этого театра до 1974 года.

Динаро Барра

Через год после дебюта он отправился на стажировку в Миланский театр La Scala, которая заняла два года. В то время на миланской сцене пели многие выдающиеся артисты, среди них уже начинал свой творческий путь Паваротти. Учителем грузинского певца был маэстро Динаро Барра.

После стажировки Зураб с триумфом выступил и занял первое место на болгарском конкурсе молодых певцов «Золотой Орфей». В 1970 году стал вторым на московском конкурсе имени П. И. Чайковского и победителем в Испании. Певец получил признание на родине - в 1970 году ему вручили звание заслуженного артиста Грузинской ССР, а через три года - народного артиста.

Мировое признание

Впервые в 1972 году Зураб Лаврентьевич оказался на сцене Большого театра на концерте, посвященном столетию выдающегося солиста оперы Леонида Сабинова. В конце 1973 года Зураб Соткилава вновь выступил на сцене Большого театра, где спел партию Хосе в опере «Кармен». После спектакля к артисту подошел директор театра Кирилл Молчанов и предложил войти в постоянный состав.

В следующем году Зураб стал постоянным артистом Большого театра. Он вспоминает, что в этом ему помогла поддержка коллег из Москвы. В 1974 году в Москве состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Отелло», где певец исполнил главную роль. Следом за ней - «Сельская честь» Пьетро Масканьи, где Зураб Соткилава пел партию Туридду.

Европа и США

В 1970-е годы грузинский оперный певец стал фигурой, которую узнали любители оперы всего мира. Он пел в театрах Парижа, Милана, городов США. В прессе Соединенных Штатов о нем писали восторженные отзывы. В 1979 году певец Зураб Соткилава получил звание В эти годы маэстро пел партии Радамеса из «Аиды» Верди, Хосе из «Кармен», Манрико из «Трубадура», Водемона из «Иоланты», Самозванца из «Бориса Годунова». Не забывает он и о своих корнях: на сцене театра в Тбилиси он пел в операх «Абессалом и Этери» Захария Палиашвили и «Похищение луны» Отара Тактакишвили.

Педагог

В середине 1970-х годов Зураб Соткилава начал преподавать. С 1976 по 1988 г. он читал оперное пение в Московской консерватории и стал профессором в 1987 году. В 2002 году он новь вернулся к преподаванию в консерватории. Среди учеников маэстро - тенор Владимир Богачев, который сотрудничает с La Scala и другими театрами мирового уровня. Другой ученик, баритон Владимир Редькин, уже тридцать лет выступает на сцене Большого театра. Среди более молодых учеников Зураба Лаврентьевича - тенор Большого театра Алексей Долгов.

Болезнь и преодоление

Зураб Соткилава, биография которого включает много трудных страниц, в начале 2015 года узнал о страшном диагнозе - раке поджелудочной железы. Чуть раньше маэстро заметил, что начал резко терять вес. 19 января он вынужден был отменить концерт, а 20-го диагноз получил подтверждение. Певца прооперировали в Германии 30 января, а затем он прошел курс химиотерапии в Москве. Певец и члены его семьи (с Элисо Турманидзе они поженились в 1965 году и родили двух дочерей - Тею и Кети) долгое время не хотели говорить о болезни, и достоянием общественности это стало уже весной 2015 года.

Зураб Соткилава тренировал голос, чтобы вернуть прежние вокальные данные. Возобновил занятия со студентами в консерватории. В 2015 году он вновь вышел на сцену. В конце октября 2015-го Зураб Лаврентьевич выступил на концерте, посвященном ему, который прошел в Московском В начале 2016 года Зураб Лаврентьевич выступил на концерте памяти Елены Образцовой, певицы, с которой его связывала многолетняя дружба и совместные выступления.

Наш герой говорит о себе, что осуществил все свои мечты. При этом он продолжает выступать и отмечает, что, когда поет, счастливее человека на всем свете не найти. Своим вторым домом считает сцену Большого театра.