Традиции погребения умерших у цыган. Цыганские похороны

Считаются самыми интересными в мире. Отчасти по той причине, что народ это кочевой, и своих обычаев, связанных со смертью, у него относительно мало. Осёдлые цыгане (а их с каждым годом становится всё больше) заимствуют погребальные обряды у постоянно проживающих в данной области людей и щедро делятся с ними собственными – из тех, что помнят.

Из устоявшихся погребальных традиций у цыган можно назвать две: почитание усопших, доходящее до обожествления с последующим созданием культа – и отвращение к смерти, в целом, восприятие её и всего, что связано с процессом умирания, «грязным». На первый взгляд эти вещи выглядят взаимоисключающими, однако цыгане сочетают их достаточно естественным образом.

Культ предков относится непосредственно к телу покойного. Цыганские похороны всегда пышные, богатые. Нередки случаи, когда родственники умершего специально копят деньги годами для того, чтобы похоронить его достойно: в склепе или гробу, с принадлежавшими ему при жизни предметами, или хотя бы поставить над могилой самое дорогое надгробье не просто с выгравированными датами, а с портретом усопшего во всю плиту. Раньше вещи покойного раздавались нищим, но сравнительно недавно было решено, что таким образом «нечистые предметы» могут вновь попасть в руки кому-нибудь из цыган, поэтому всю одежду и т.д. теперь спускают туда же, под землю. А в процессе умирания больной старается не осквернять своими прикосновениями ни постель, ни родных и близких.

Телу же редко обеспечивают погребение сразу после смерти. Оповещают и дожидаются всех, кто знал покойника при жизни, на что уходят дни, а порой даже недели. Все эти люди прощаются с мертвецом лично, заходя в шатёр с телом, разговаривая с ним, порой – угощая чаркой. По верованиям российских (православных) цыган, в течение 40 дней после смерти человека душа пребывает рядом с его телом, поэтому всё видит, слышит и, конечно же, понимает. Впрочем, у цыган-мусульман этот обычай сейчас если и не утрачен целиком, то сокращён до минимума.

После длительного прощания устраивают, как и полагается, поминки, которые, в свою очередь, продолжаются день или два. На третий день близкие родственники покойного объявляют окончание поминок… Но это не значит, что все могут разъехаться по домам. Напротив, застолье будет идти своим чередом ещё целые сутки, уже больше похожее на обычную цыганскую пирушку с песнями и плясками. Нередко для него выбирают самую роскошную квартиру или дом, для которого и купить люстру подвесную не жалко, настолько он богато обставлен, украшен золотом и похож на какой-нибудь театр или дворец. Кстати, если вас интересует продажа отелей в Болгарии по низким ценам - переходите по ссылке ранее.

Что касается кочевых цыган, они проделывают всё то же самое, но, не имея возможности (часто – средств) хоронить каждого с надлежащей роскошью, зачастую не покупают места на кладбищах, просто выкапывая могилу на том, мимо которого проходят – а то и просто где-нибудь в поле или в лесу.

Цыгане с особым трепетом относятся к усопшим и надгробья оформляют особенно старательно. В Румынии, где концентрация цыган особенно велика, кладбища выглядят очень весело. Украина - не исключение. Предлагаю прогуляться по цыганскому кладбищу в Донецке и посмотреть на могилы как криминальных авторитетов, так и простого народа. Цыганских поселков в Донецке несколько. Но есть места, где обычаи ромов предстают перед нами во всем великолепии. Это цыганские кладбища.

Как и повсюду в мире, места компактного проживания ромов в Донбассе - территории со своими законами и обычаями, куда коренное украинское население старается без особой нужды не заглядывать. Общины цыган, как правило, очень закрыты. Чужакам туда вход заказан.


1. Одно из таких кладбищ расположено на границе Донецка и Макеевки, в поселке завода «Стройдеталь», который является местом компактного проживания ромов. Хоронят на нем не только цыган, но цыганские захоронения составляют значительную часть.

2. Могилы цыган отличаются от славянских захоронений помпезностью и особым стилем. Умершие, как правило, изображены на них в полный рост или за обеденными столами, иногда вместе с автомобилями и на лошадях. Фотографии подписаны не только паспортными фамилиями, но и родовыми прозвищами, которыми цыгане пользуются между собой.

3. Могилы богатых цыган отличаются от могил бедных особым шиком. Портреты на них обычно велики. Они иллюстрируют, как весело и хорошо жилось похороненным при жизни.


5. Тщательно прописываются даже такие детали, как торговые марки спиртных напитков на столе, позволяющие составить представления о кулинарных предпочтениях цыганской элиты.

6. Могилы бедняков мало отличаются от большинства кладбищенских захоронений.
7. Родовые прозвища цыган обычно пишутся рядом с паспортными данными либо на обратной стороне памятника. Иногда они звучат, как фамилии, иногда - как уголовные клички.

15. Традиция писать на лицевой стороне официальные данные, а на обратной - прозвища, весьма любопытна. Она как бы свидетельствует о двух сторонах жизни цыганского народа - официальной и теневой.

17. Бросается в глаза очень большое количество могил, принадлежащих молодым людям. Высокая рождаемость цыган, по всей видимости, компенсируется невысокой продолжительностью их жизни. Мало кто прожил больше 60 лет.

Цыганские обычаи, связанные с похоронами - один из самых интересных в мире. Это кочевой народ, который не имеет общих устоявшихся традиций, связанных с уходом в мир иной. Живя в разных странах, эти люди заимствуют различные, в том числе похоронные, ритуалы.

Традиции, связанные у цыган с похоронами

Отношение у этого народа к смерти своеобразное - это одновременно и боязнь, практически отвращение к «грязному» процессу умирания и при этом крайнее почитание усопших. Казалось бы, это невозможно, но этот народ соединил вместе две этих противоположности.

  • Раньше этот народ просто закапывал своих усопших в степи, но, позже, цыгане решили, что просто так исчезнуть прах их родственников не может, и стали хоронить своих близких в могилах, уложенных кирпичом.
  • Вещи умершего считаются нечистыми, поэтому их спускают под землю вместе с телом покойного. По тому, какие вещи лежат в могиле, судят о богатстве ушедшего в мир иной. Иногда родственники, желая «пустить пыль в глаза» близким, докупают и кладут в могилу новые вещи, которых никогда при жизни у покойника не было, причем они кладутся не просто так, а расставляются, как в комнате, чтобы все видели, как хорошо жил усопший. Это чем-то напоминает погребение древнеегипетских фараонов.
  • Этот народ считает, что, умирая, человек загрязняет дом и постель, поэтому умирающего относят в шатер (бендеры), чтобы он ушел из жизни там. Умереть в своей кровати для них считается плохим знаком, ведь в этом случае постель становится «нечистой».
  • Вскрытие тела у цыган – это табу. Они ни за что не дадут это сделать, даже если врачи или правоохранительные органы настаивают на этом.
  • Отпевают покойного в гробу, а захоранивают по-разному, одни цыгане – в гробу, а другие – обмотанным коврами или дорогой тканью, ковер тогда стелют на дно склепа.

Похороны и поминки

  • Цыганские похороны – процесс длительный, тело покойного могут не предавать земле несколько дней. В это время в шатер, где он умер, приходят и прощаются с усопшим все, кто его знал, иногда это может затянуться на насколько дней.
  • Хоронят ушедшего в мир иной, в самой лучшей его одежде, женщинам надевают множество нарядных цыганских юбок.
  • К кремации одни цыгане относятся отрицательно, другие – соглашаются, а некоторые просят кремировать близкого человека. В этом случае урну с прахом могут не забирать из крематория и не предавать земле довольно долго.
  • Вообще похороны у этого народа довольно веселые, и больше похожи на день рождения ли свадьбу. Гости пляшут, поют и радуются, что покойный ушел в мир без слез, нужды и страданий.
  • Очень часто на погребение родственники приглашают оркестр, но вместо траурных похоронных маршей исполняются народные мелодии.
  • Поминки иногда продолжаются два-три дня и тоже не похожи на какое-то скорбное зрелище – те же песни, пляски и музыка. Иногда родственники остаются еще на четвертый день.
  • Некоторые представители этого народа делают поминки еще и на девятый и сороковой день, а некоторые – нет. Посты большинство цыган не соблюдают.

Так погребают умерших родственников российские цыгане. В других государствах этот народ исповедует иные религии (например, есть цыгане – мусульмане и даже иудеи), и тогда обычаи немного отличаются, но песнями и плясками в мир мертвых покойника провожают практически всегда.

Цыганские мавзолеи клана Оглы в Новосибирске November 3rd, 2015

Шёл я по Заельцовскому кладбищу Новосибирска на могилу Янки и обратил внимание на огромную могилу, напоминающую мавзолей.

Думал, какого-то местного оригинала похоронили. Но всё оказалось значительно интереснее. Потому что на кладбище подобных могил штук, наверное, сорок, а если взять другие кладбища Сибири, то вся сотня наберётся.

Потому что это могилы цыганского клана Оглы, одного из крупнейших в той части России и известного своим участием в нарковойнах 90-х.

На заходном снимке – Михаил Дудэевич Оглы (1965-2002), 37 лет. Его убили в июне 2002 года в уличной разборке. Интересно, что эту могилу после захоронения ограбили – в мавзолее была целая комната – бар с вином и дорогим коньяком, столы, стойка с телевизором, видиком и музцентров, в стеклянном гробу – покойник с «Ролексом», золотой цепью, кольцом с брилллиантом ($15000 по слухам), в руках – 100 000 рублей и $3500 наличными.

Все могилы выдержаны в одном стиле – гранитный мавзолей, а наверху – огромное надгробье одного из трёх типов: баро сидят у стола с яствами, цыгане рангом помладше стоят у стола на природе, отдельные индивидуумы стоят на природе без яств. Часть элементов выделена золотом в обязательном порядке. Вот надгробие Михаила Дудэевича.

Михаил Оглы был одним из крупнейших наркобаронов. Цыгане его боялись, среди своих собратьев у него была репутация беспредельщика. Во время встречи с цыганами из другого клана Михаил неуважительно отозвался об их матери. Его попросили извиниться. Оглы отказался. Тогда его просто исполосовали ножами.

Полумесяц в углу означает, что цыгане относятся к ассирийским цыганам, исповедующим ислам. На втором снимке после захода была мавзолей Добри Татаевича Оглы (1963-1993), 30 лет, одного из цыган, павших в нарковойнах 90-х.

Василий Дудинович Оглы (1958-1997), 39 лет, с конём. Тоже жертва разборок 90-х.

Оглы - это самоназвание цыган, исповедующих ислам. Фамилий как таковых у них не было, поэтому, когда при советской власти цыган начали паспортизировать, просто дали им всем в качестве фамилии название народа. Кланы Оглы есть почти в каждом городе Сибири. Крупный также в Хабаровске.

Тут сразу два мавзолея в одном месте. Справа Маджари Дербишевич Оглы (1972-2002), 30 лет. Слева его брат, Пётр Дербишевич Оглы (1963-2002), 39 лет.

Своим покойникам цыгане строят подземные жилища. Гроб опускают в забетонированную комнату, после чего женщины снимают с себя все золотые украшения и бросают в яму. Таков обычай: чтобы дорогой покойник на том свете не знал нужды. Потом на могилу кладется бетонная плита, заливается бетонным раствором. Украсть замурованное золото невозможно.

Баро («старшему») оказываются совсем другие почести. На тот свет их отправляют в могилах класса «люкс». В бетонные склепы опускают все, что нажито непосильным трудом: видеомагнитофоны, телевизоры, золото, украшения, сотовые телефоны. Вдруг что понадобится.

Роман Петрович Оглы (1974-2001), 27 лет, несмотря на юный возраст, был баро, судя по позе – сидящий у стола с яствами.

Могилы Оглы равномерно раскиданы по всему Заельцовскому кладбищу, они как достопримечательности, их можно искать в рамках квеста. Вот, например, могила на переднем плане, а теперь найдите ещё две на заднем (к ним я не ходил и не снимал, это какие-то, не присутствующие в этом отчёте в подробностях).

К слову, совсем ещё мальчик, Дмитрий Петрович Оглы (1976-1993), 16 лет, но в тех разборках никого не щадили, вырезали целые семьи. Особенно умиляет костюм Adidas – в те годы это было элементом богатсва и престижа.

Обчыно склеп представляет собой кубическую полую конструкцию из строительных плит размером три на три метра, сверху залитую цементным раствором. Внутренние стены склепа покрыты пластиковыми панелями, пол укрыт персидским ковром. Внутри установлены стеклянные столы с хрустальными вазами, полными ювелирных изделий и денег, аппаратура, ящики со спиртным, мешки с одеждой покойного.

Много золота, большой баро, Пётр Смайлович Оглы (1942-1997), 55 лет, почти долгожитель по местным меркам. Видимо, отец Романа и Дмитрия. Роман потому и был баро, что пережил отца на четыре года.

Иногда цыгане докупают умершему личные вещи, чтобы вложить их в склеп и те, кто прийдёт на похороны, видели, какой богатый был покойник (покойница). Той же цели служат изображения машин, украшений, домов на надгробиях.

Могила чуть попроще, без мавзолея, Андрей Джалтырович Оглы (1972-2003), 31 год. Через два дня после дня рождения убили. Костюм на нём, конечно, сидит, мама не горюй.

Вы не думайте, тут есть и женщины, но их мало. Это логично – они в большинстве пока ещё живы, похоронив своих мужей, отцов и сыновей. Екатерина Татаевна Оглы (1960-2011). Могила относительно новая, но стиль тот же – изображение с золотыми элементами.

За мавзолеями ухаживают плоховато. Несколько раз я встретил вот такие бывшие мавзолеи – скорее всего, все помещения их уже давно разграблены, раз даже надгробные камни украли.

Выделяющийся на общем фоне памятник, Дмитрий Боярович Оглы, баро. Надписи на памятнике нет, надгробие давно разломали, нашёл имя покойника в Интернете.

Клан Оглы существовал и в советское время, но могилы были значительно скромнее – тогда даже за деньги нельзя было сделать то, что хочешь. Арзы Саитовна Оглы (1915-1984). Жили тогда подольше.

Януш Иванович Оглы (1969-1984). Хотя не все.

Ещё раньше. Чантук Дербишович Оглы (1914-1975).

Напоследок – сразу три в одном месте. Слева – Роман Геннадьевич Оглы (1963-1997), 34 года. Справа – Тамара Оглы с непроизносимым отчеством и невидными годами жизни, на заднем плане – ещё какой-то Оглы.

О богатстве цыганских баронов ходят легенды. Их огромные замки, роскошные автомобили, золотые украшения, новомодные гаджеты время от времени попадают в поле зрения журналистов и рядовых обывателей. Но как бы ни жили представители цыганской элиты, они тоже умирают. И их хоронят. Правда, провожают в загробный мир влиятельных баронов совсем не так, как простых смертных. Погребальные обряды цыганской элиты навевают мысли о египетских фараонах.

Кто такие бароны?

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в нашей стране насчитывается примерно 220 тысяч цыган. Хотя, по мнению демографов, представителей этого загадочного народа может быть больше: просто некоторые из них по документам записаны молдаванами, румынами, греками... Несмотря на многочисленность и долгие века, в течение которых цыгане живут в России, их обычаи и традиции остаются для нас загадкой.

Например, вопреки устоявшемуся заблуждению, жизнь всех представителей этого народа подчинена жесткой системе управления, а во главе каждого табора стоит не барон (как мы привыкли считать), а уважаемый человек, которого называют «баро». В переводе с цыганского языка это слово означает «важный, солидный». Баронами представителей кочевой элиты стали называть коренные европейцы, очевидно, по причине сходства звучания слова «баро» с аристократическим титулом.

Решение такого руководителя для членов табора непререкаемо. Он рассматривает любые споры, разногласия между цыганами, а также регулирует отношения с органами местной власти. Все люди, находящиеся в подчинении барона, регулярно отдают ему определенную часть своих доходов. В каждом таборе «налоговые» расценки разнятся, но обычно это около 10% прибыли каждой семьи.

Часто доходы цыган носят полукриминальный характер (контрабанда, азартные игры, незаконная торговля и т.п.), поэтому бароны скрывают уровень своего достатка. Об их богатстве можно судить по четырехэтажным особнякам с фонтанами и статуями, внутреннее убранство которых поражает обилием мрамора и позолоты. Тогда как простые цыгане могут жить очень бедно, в настоящих лачугах, их бароны словно соревнуются друг с другом в чрезмерной роскоши. Речь идет об элитных автомобилях, гаджетах последней модели, а вес золотых украшений измеряется килограммами.

По данным молдавской прессы, годовой доход местного цыганского клана, который возглавляет Артур Михайлович Черарь, составляет от 20 до 40 миллионов евро. Какими суммами располагают его российские «коллеги», можно только догадываться.

Похороны у цыган

Когда эти люди кочевали, они хоронили своих покойников в лесных чащах или в степи, подальше от проезжих дорог. Переход к оседлой жизни привел к появлению цыганских кладбищ, которые располагаются на окраинах их поселений.

Погребальные обряды этого народа известны только со слов очевидцев, которым по тем или иным причинам было разрешено находиться на похоронах.

Русские, восточноевропейские и прибалтийские кланы организуют подобные церемонии практически одинаково. Главные особенности похорон:

над усопшим читают особые молитвы, которые люди, незнающие цыганского языка, принимают за магические заговоры;

труп омывают не водой, а травяным отваром, помогающим скрыть запах разложения;

порой похороны длятся намного дольше обычных трех дней, ведь с покойным должны попрощаться все, кто его знал;

тело усопшего до погребения помещают в «бендер» – специальный шатер, который сооружают на улице;

вещи хоронят вместе с владельцем, так как они пригодятся ему в загробном мире, часто в могилу бросают и деньги;

на поминках нельзя тихо скорбеть, надо вести себя шумно: сначала рыдать в голос, демонстрируя отчаяние из-за разлуки с покойным, а затем следует много петь и плясать, радуясь его переходу в «лучший мир»;

все объедки, оставшиеся с поминок, закапывают в землю, ведь согласно поверьям, такая еда содержит энергетику потустороннего мира.

Впрочем, похороны заметно отличаются в зависимости от социального статуса усопшего.

Загробная жизнь элиты

Хотя большинство этнографов придерживаются индийской версии происхождение цыган, погребения представителей элиты данного народа имеют явные параллели с традициями Древнего Египта. Только для фараонов строили пирамиды, а для баронов в земле выкапывают помещения, имитирующие дома. В таких склепах обустраивают по нескольку комнат, обставляют их дорогой мебелью, техникой, предметами быта и тем, что любил покойный: от дорогих вин до компьютеров и плазменных телевизоров.

Подземные «особняки» баронов поражают своей роскошью. Их отделывают мрамором и золотом, используют самые дорогие материалы, стелют старинные ковры. Покойному стараются обеспечить максимальный комфорт в загробной жизни. Часто в склепы не забывают положить: бритву, тапочки, темные очки, посуду, это не говоря о драгоценностях.

Вышеупомянутый цыганский барон Артур Михайлович Черарь в интервью различным журналистам упоминал, что в могилу его отца опустили среди прочего и престижный в советское время автомобиль «Волга».

В России на похороны баронов никто не приглашает представителей власти и прессу, а вот на погребальной церемонии румынского «короля всех цыган» присутствовали местные политики и журналисты. Они были поражены размахом и роскошью мероприятия.

59-летний Флориан Чиоаба умер в августе 2013 года. Проститься с ним в городок Сибиу прибыли делегации из многих стран мира, траурная процессия растянулась на 7 км. Даже гроб покойного представлял собой сложное техническое устройство, оснащенное системой кондиционирования воздуха и другой электроникой. При этом в гробу было установлено окно.

Могилы цыганских баронов

Еще одним источником информации о погребальных традициях цыган служат их надгробные памятники. Они отличаются от могил представителей других народов творческим подходом и художественным разнообразием.

Во-первых, покойного на памятнике изображают стоящим в полный рост, либо верхом на прекрасном скакуне, либо сидящим за столом, который ломится от яств. Цель такого изображения – обеспечить человеку максимально благополучное существование в загробной жизни. Могилы отражают пристрастия усопших, на надгробиях могут быть выгравированы бутылки с дорогим алкоголем, сигареты с указанием торговых марок, рыболовные снасти, автомобили и даже... пока живые родственники покойника.

Во-вторых, обычно с обратной стороны памятника указывают родовое имя или прозвище цыгана. Например, Петр Петрович Петров – с одной стороны, а с другой стороны – Шуко. Или Раиса Васильевна Мухина, но для своих – Рада.

В-третьих, рядом со многими могилами устанавливаются столы со скамейками, ведь покойных принято поминать обильной трапезой.

Но могилы цыганских баронов выглядят совсем не так. Это настоящие произведения архитектурного искусства. Богато украшенные часовни с памятниками, беседки для организации поминок, золотые статуи – каждая могила отражает индивидуальность покоящегося здесь представителя цыганской элиты.

Демонстрация богатства у этого народа не считается делом неприличным. Наоборот, материальный достаток выставляется напоказ, ведь большое количество денег и золота, по мнению цыган, делает честь их владельцу.

Несмотря на роскошные захоронения, могилы цыганских баронов никто не разграбляет. Даже матерые преступники, не имеющие никакого отношения к этому народу, остерегаются так поступать. Ведь считается, что цыганское погребальное золото способно навлечь на того, кто позарился, огромные несчастья.