Каноны египетских скульптур. Развитие живописи в древнем египте. Каноны живописи в Древнем Египте

Художественный канон:

Канон - свод правил, сложившийся в процессе художественной практики и закрепленных традиций. В передачи фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

Египетские рисовальщики не гнались за тем, чтобы запечатлеть увиденное с одной точки зрения, у них была другая задача: изобразить человека в его субстанциональном состоянии. Рисованием с натуры египтяне не занимались. Сдержанной и не пестрой была и раскраска –преобладали сочетания желтых и коричневых с голубым и зеленым.

Все рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы, светотени.

Линейные рисунки раскрашивались цветом, без введения дополнительных тонов и цветовых теней. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.

Размер фигуры человека определялся его социальным положением. Фигура фараона или знатного человека изображалась в несколько раз крупнее приближенных и тем более рабов.

Архитектура:

ЕгиптаЕгиптяне, независимо от своего социального положения, строили свои дома из непрочных материалов - тростника, дерева, глины или кирпича-сырца и никогда не использовали камень.

Стелы и мастабы

Архитектурные сооружения из камня предназначались только для умерших и для поклонения богам. Древнейшие из сохранившихся человеческих захоронений свидетельствуют, что египтяне делали продовольственные запасы для загробной жизни. Усыпальницы времен I и II династий, независимо от того, принадлежали они царям или рядовым общинникам, строили из кирпича-сырца и дерева, хотя некоторые их элементы уже выполнялись в камне. Например, из гробниц фараонов I династии в Хелуанском некрополе известны каменные плиты (стелы), которые вмуровывали лицевой стороной вниз в потолок камеры над погребением. На этих стелах вырезали примитивное выпуклое изображение умершего, его имя и титулы, основные продукты питания, сосуды с напитками и иероглифические подписи к ним. Такой обычай был явно связан с представлением, что весь этот набор сохранится и после того, как истлеют продукты, положенные в могилу, а тело владельца усыпальницы превратится в прах. Увековечивание в нетленном камне рассматривали как магическое средство, обеспечивающее вечное бытие умершему и необходимые ему средства существования. Вскоре каменные стелы стали помещать в стены усыпальниц, они обрели более крупные размеры и более разнообразные формы, постепенно превратившись в <ложные двери> в западной стене гробницы. Считалось, что усопший, изображенный над притолокой, будет выходить через эту дверь из погребальной камеры, чтобы отведать яства, которые будут регулярно приносить в гробницу его родственники, и потому на панели ложной двери были написаны их имена и изображены их фигуры.



В эпоху III и IV династий строили каменные пирамиды для фараонов. Вокруг них рядами размещались гробницы-мастабы, которые правители дарили своим высшим сановникам и приближенным. Мастабы имели многочисленные помещения, при V династии их насчитывалось до сотни. Они были богато украшены рельефами, воспроизводящими прижизненные деяния владельца усыпальницы, в том числе исполнение должностных обязанностей, а также формы проявления царского благоволения.

Пирамиды и храмы

Самые первые пирамиды в древнем Египте построены в виде ступенек. Известна единственная дошедшая до нашего времени ступенчатая пирамида Египта - пирамида Джосера. Состоит она из шести ступенек, а ее высота составляет около 62 метров. Спуск от входа ведет в погребальную камеру. Подземные галереи окружают пирамиду со всех сторон, кроме южной.

Подобно тому как мастаба имела ложную дверь, обращенную на восток, культовая молельня в царских пирамидах располагалась также в восточной части. К эпохе IV династии она превратилась в храм сложной планировки с украшенным колоннами двором, обширным залом, по периметру которого находились статуи фараона, культовыми помещениями и главным святилищем, обращенным к пирамиде. Этот храм при пирамиде соединялся длинным крытым проходом, идущим в восточном направлении вплоть до границы пустыни и возделываемых полей, во время ежегодных разливов Нила покрытых водой. Здесь у самой кромки воды находился нижний, <долинный> храм с культовыми помещениями. Сюда на лодках в половодье доставляли продукты и все необходимое для отправления заупокойного культа фараона. По крытому проходу их относили в храм при пирамиде и предлагали фараону, дух которого (ка) мог покидать саркофаг, чтобы вкушать приготовленные яства.

Долинный храм Хефрена - простое, лишенное украшений, но массивное сооружение из огромных прямоугольных гранитных блоков - до сих пор стоит рядом с великим сфинксом с лицом самого фараона.

Примечательной особенностью этого храма является сложная дренажная система из медных труб протяженностью более 320 м. Она проложена под полом храма и выведена наружу, причем стекала по ней не дождевая вода с крыши (хотя здесь имелось специальное устройство и для этого), а отходы от ритуально нечистых культовых церемоний, которые требовалось удалять за пределы священного пространства.

О великолепных достижениях строителей храмов эпохи Древнего царства можно судить лишь по отдельным фрагментам строений. Архитекторы той поры демонстрируют поразительный уровень владения техническими приемами обработки самых твердых пород камня. Между тем царские зодчие последующих времен предпочитали строить из более мягкого материала и из блоков меньшего размера.

Фивы

Следующим периодом расцвета египетской архитектуры было время правления XII династии, религиозная столица которой находилась в Фивах. Сооружения той эпохи не сохранились в первозданном виде, за исключением храмового комплекса на восточном берегу Нила в Карнаке. Это прежде всего молельня из белого известняка, относящаяся ко времени правления фараона Сесостриса I. Отдельные детали это комплекса были обнаружены в кладке третьего пилона, возведенного Аменхотепом III в эпоху XVIII династии. Этот фараон, используя упомянутую молельню в качестве каменоломни, невольно сохранил для потомства архитектурную жемчужину, своей ценностью намного превосходящую любую из грандиозных построек, воздвигнутых им в стремлении к державному величию.

Поскольку фараоны XVIII династии стали вырубать для себя потайные усыпальницы в Долине царей близ Фив, им пришлось разделить свои заупокойные храмы (соответствующие храмам при пирамидах эпохи Древнего царства) и сами гробницы. В это время в архитектуре сложился новый стиль, и все заупокойные храмы следуют единому типу. Они состоят из пилона - внушительного входного сооружения в виде двух башен с соединяющим их порталом, ведшего в частично открытый двор с колоннадой по северной и южной сторонам. Вход через второй пилон открывал доступ в следующий двор с колоннадой - своего рода зал для празднеств в честь богов, за которым следовало несколько гипостильных залов. Вокруг них по периметру располагались культовые помещения, сокровищницы, лавки для продажи употреблявшихся в ритуалах священных предметов, залы для подготовки жертвоприношений и молельни, в которых помещались изображения богов. Буквально каждый квадратный метр храмовых стен внутри и снаружи был покрыт раскрашенными рельефами, прославляющими войны и иные деяния фараонов, повседневные храмовые ритуалы и крупные религиозные праздники. Иероглифические надписи повествуют о подвигах царей и об их приношениях богам. Заупокойный культ, которому были посвящены такие храмы, имел целью служение находящемуся в удаленной скальной усыпальнице фараону.

Ряд царских заупокойных храмов протянулся с севера на юг вдоль кромки пустыни западнее Фив. Каждый из них был посвящен культу одного из правителей, погребенных в Долине царей. Позади храмов находятся вырубленные в известняке гробницы знати.

В Карнаке на протяжении примерно 2000 лет создавался комплекс сооружений главного государственного храма, посвященного царю богов Амону-Ра. В настоящее время он представляет собой ряды колонн, развалины пилонов, опрокинутые каменные блоки; монументальные обелиски (монолитные каменные столбы) с многочисленными иероглифическими надписями. Некоторые из раскрашенных рельефов очень хорошо сохранились, другие потеряли первоначальный облик, а третьи обратились в прах. Каждый фараон стремился соорудить пилон, колоннаду, портал, зал, обелиск либо оставить иероглифическую надпись со своим именем и титулом во славу великого бога египетской державы, но в первую очередь увековечить самого себя. В эпоху правления Рамсеса II был завершен Большой гипостильный зал со 134 колоннами.

Ансамбль храмов в Карнаке протяженностью более 1 км соединен аллеей сфинксов с храмом в Луксоре с его фантастической колоннадой - созданием Аменхотепа III - и с гигантским пилоном, сооруженным Рамсесом II в память о войнах, которые он вел в Азии.

Значительно выше по течению Нила, в Абу-Симбеле Рамсес II построил невероятных размеров храм. Это оригинальное сооружение вырублено в скале, а его двор и культовые помещения выстроены из песчаника. Снаружи находятся вытесанные из скальных монолитов четыре колоссальные статуи сидящего Рамсеса II.

Скульптура Древнего Египта:

Скульптура Древнего Египта - одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток - от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).

Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями, которым они принадлежали.

Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптордаже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру неотдалённой откаменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры:

Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой - поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле.

цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины;

руки сидящего человека должны лежать на коленях или на груди, с плетью и скипетром;

Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая;

Лица изображались без эмоций: губы плотно сжаты, подбородок выдвинут вперед, глаза смотрят на горизонт, с такой статуей нельзя "встретиться взглядом";

Образцы и типы скульптуры: изображение фараона:

Условно существуют две типологии для изображения персонажей божественного сана: сидящая или стоящая. Руки покоятся на бедрах или скрещены на груди, причем без каких-либо зазоров между руками и туловищем.У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. На голове изображали Клафт (головной платок египетских фараонов, обычно полосатый и с длинными, спускающимися на плечи концами). Урей - принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит - покровительницы Нижнего Египта.

Парадными головными уборами были короны. Были известны следующие виды корон: 1) белая корона Верхнего Египта, напоминающая по форме кеглю или бутылку;

2) красная корона Нижнего Египта, которая представляла собой усечённый перевёрнутый конус с плоским днищем и высокой приподнятой задней частью;

3) двойная корона, сочетавшая в себе две первые и символизировавшая единство страны;

Существовали определенные правила изображения египетских богов:

так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса - с головой шакала.

Рельефы древнего Египта:

При выполнении рельефов и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры:

Ноги и лицо изображались в профиль

Глаз в фас

Плечи и нижняя часть туловища – в трех четвертном развороте.

Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора.

Рельефы Древнего царства развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд так, что его можно было прочитать.

Отражение религии в скульптуре:

Египетская скульптура, так же как архитектура, была постоянно связана с религией.

У всех статуй прямо поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских - в желтый, волосы у всех чёрные, одежды белые.

Являясь воплощением Ка (в религии древних египтян - дух человека, существо высшего порядка, олицетворенная жизненная сила, считавшаяся божественной.), скульптура выражала мировоззренческие и художественные каноны.

Глаза статуи инкрустировались хрусталем, деревом, полудрагоценными камнями, на голову надевали парик из конских или человеческих волос, в уши вставлялись серьги. В таком виде Ка находилось в погребальной камере, охраняя саркофаг с мумией.

Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет):

В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего.

Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и всеприжизненные титулы и заслуги покойника. Из этого выросподробныйизобразительный и/или письменный рассказ о его жизни.композиционные формы, "знаки" постепенно отбирались и канонизировались, становясь "священными".

Со временем уже сам факт изображения чего-либо делал изображенное

предметом сакрального мира, предметом магически увековеченным. Древнемуцарству была свойственна "вера в безусловную реальность художественных образов".

20. памятники египта:

Храм Хатшепсут - храм, возведенный в честь смерти царицы Хатшепсут. Расположенный на Западном Берегу в Луксоре, этот великолепный храм был построен архитектором Сененмутом, в честь единственной женщины, которая правила Египтом как фараон. Храм, со своими великолепными стенами, прекрасными террасами, элегантными колоннами и иероглифическими рисунками также рассказывает историю путешествия Хатшепсут в страну, которой, как полагают, является современная Сомали. Из этого путешествия она привезла такие сокровища как черное дерево, слоновую кость, золото и деревья мирта.

В Луксоре, в "городе мертвых", у крутой скалы стоит хорошо сохранившийся храм царицы Хатшепсут. Царица на протяжении многих лет будила фантазию романистов и загадывала египтологам все новые загадки. После смерти отца - Тутмоса I - она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II. Когда он умер в довольно раннем возрасте, единственным его наследником стал малолетний Тутмос III, сын одной из младших жен фараона. Хатшепсут от его имени правила государством и держалась на троне в течение 22 лет.
До сих пор смерть Хатшепсут остается загадкой. Ее мумия не идентифицирована. Не подтверждена также и версия, будто она была убита своим зятем и племянником Тутмосом III. Но, несомненно, первое, что он предпринял, став правителем, - поспешил удалить изображение Хатшепсут со всех памятников и храмов и заменить его своим.
Сененмут, архитектор и, как полагают некоторые, любовник Хатшепсут, построил у подножия 300-метровой скалы погребальный храм. Комплекс храма расположен на трех террасах. На средней настенные фрески сообщают об известном путешествии царицы в священную страну Пунт (вероятно, нынешнее Сомали). Здесь изображено приветствие представленной в мужском облике царицы тучному царю Пунта, а также обмен товарами и их перевозка. В зале Рождения увековечено божественное происхождение Хатшепсут. Пандус ведет к верхним залам. К сожалению, коптские монахи - в некоторые периоды храм служил христианским монастырем - уничтожили большинство настенных росписей.

Вопрос 21. Культура древнего Китая и ее особенности .

Китайская письменность

Государства и культуры, существовавшие ранее на территории современного Китая, известны более шести тысяч лет. Китайская цивилизация считается одной из самых древних и длительных, известных человеку. Китайская система письменности является одной из старейших форм письменности, используемой и в настоящее время.

Китайские изобретения

Изобретения древних китайцев дали массу преимуществ миру. Как оказалось, бумага стала тем самым великим изобретением человечества. Считается, что бумага в Китае появилась в то время, когда европейцы только начинали развивать собственное производство бумаги. Более того, китайцам также приписывают изобретение компаса, печатной машинки и пороха.

Культура древнего Китая оказала глубокое влияние на соседние страны. Япония, Вьетнам и Корея, в частности, позаимствовали многие элементы древней китайской культуры. Наиболее очевидное влияние оказала китайская письменность, которая была принята этими странами в той или иной степени.

Основу первой древней цивилизации Китая составил человек прямоходящий (лат. Homo erectus) , которого в настоящее время называют синантропом (лат. Sinanthropus pekinensis – «пекинский человек»). Археологические находки в пещере Чжоукоудянь (Zhoukoudian) показали, что эта цивилизация процветала более трехсот тысяч лет. Синантроп («пекинский человек») был хорошо знаком с огнем и знал, как сделать некоторые полезные инструменты.

Существовало большое разнообразие культур среди различных регионов Китая. Тем не менее, обширная территория Китая оставалась единой до китайской гражданской войны, которая разделила страну на Народную Республику Китай и автономные Гонконг и Макао.

Древнейшая в мире китайская цивилизация занимает огромную часть Восточной Азии. Культура древнего Китая таит в себе много интересных и таинственных аспектов. Современный Китай лидирует в мировой экономике, а также обладает большой покупательной способностью на современном рынке.

Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ - ка - обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души "ка".

Другая особенность скульптуры Египта - строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла "распознать" свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица. Отход от правил допускался лишь при изображении людей низкого сословия: чиновников, военных и т. д.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур - также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.


Самая известная египетская скульптура - Большой сфинкс. Мифическое существо с головой фараона Хафра и телом львицы. Монументальная скульптура, стража пирамид выполняла роль охранника покоя царей в долине пирамид. Величественная поза, полный покоя и отрешенности взгляд, мощь и внутренняя сила до сих пор производят неизгладимое впечатление на туристов.

Особого внимания заслуживают храмовые скульптуры фараонов и богов. Выполненные в строгом соответствии с каноном, египетские цари представлены величественными, отлично сложенными и отрешенными. Изображать фараона, живого бога, можно было только вне времени и быта. Все стоящие скульптуры изображают царя делающим шаг вперед (так называемый "шаг в вечность"), символически это обозначает переход повелителя от земной жизни в жизнь вечную.


Необыкновенно интересны скульптурные маски фараонов, которые закрывали лицо фараонов в саркофагах. Мастера использовали для создания масок драгоценные металлы и разноцветные эмали. Самая известная маска - фараона Тутанхамона.

Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других - несомненные шедевры древнего искусства. Чаще всего скульптурные портреты - сохранившиеся части статуй, утерянных в веках.

Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. В это время, когда фараон Эхнатон запретил поклонение многочисленным богам египтян и провозгласил единобожие. В это же время художникам разрешили отходить от канона, изображать людей такими, какие они есть на самом деле. Поэтому статуи и изображения самого мятежного фараона кардинально отличаются от изображений других правителей. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости.

Для своих скульптур мастера Древнего Египта использовали самый разный материал: дерево, алебастр, базальт, кварцит, известняк. Особенности каждого материала брались в расчет, помогая создавать уникальные, особенные, точные и достоверные изображения в рамках строгих канонов.

Лучшие образцы скульптуры Древнего Египта хранятся в музеях

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская - в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

6 октября 2017

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Тест 1.

Рельеф «Львиных ворот» - единственный пример монументальной скульптуры периода Эгейской культуры. Назовите сооружение, где были установлены «Львиные ворота»:

а) дворец в Кноссе; б) «Царская вилла» в Агиа-Триаде; в) крепость в Тиринфе; г) дворец-крепость в Микенах.

Подземные помещения Кносского дворца царя Миноса назывались: 1) Архитрав; 2) Минотавр; 3) Аид; 4) Лабиринт

Тест 3.

Самая известная достопримечательность Кносского дворца: 1) круглая скульптура; 2) колоннада; 3) фресковая живопись ; 4) мозаики пола.

Тест 4.

Керамикой называют изделия из обожженной глины. Укажите, откуда пошло это название:

а) от названия инструмента для изготовления гончарных изделий; б) от названия материала, из которого изготовлялись изделия; в) от названия места, где осуществлялось гончарное производство; г) от имени мастера этого ремесла; д) от названия одного из гончарных изделий.

Тест 5.

Песни в честь Дионисия назывались: 1) теориконом; 2) дионисием; 3) дифирамбом ; 4) кантом

Тест 6.

Свадебная песня у древних греков назвалась: 1) кантата; 2) хорал; 3) эпиталама ; 4) тропарь

Тест 7.

В течение V в. до н.э. создается ансамбль афинского Акрополя, куда вошли: а) Парфенон - храм Афины Девы; б) Пропилеи - парадный вход на Акрополь; в) храм Ники Аптерос (бескрылой Победы); г) храм Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону, и царю Эрехтею. Укажите, какие из этих сооружений были созданы архитекторами Калликратом и Иктином

Тест 8.

Храм Эрехтейон имел три различных портика, один из которых - портик кариатид. Почему этот портик имел такое название? Найдите правильный ответ среди предложенных вам вариантов:

а) в связи с расположением колонн портика в виде каре; б) в связи со скульптурным изображением стоящих женских фигур, которые служили опорой балки портика ; в) в связи с женскими фигурами, украшающими фронтон портика; г) в связи со скульпторами женщин, стоящих перед входом в храм со стороны портика.

Тест 9.

В IV веке до н.э. в Галикарнасе создается сооружение, представляющее собой 24-ступенчатую пирамиду высотой около 50 метров, увенчанную четверкой коней - квадригой. Что это за сооружение? Выберите правильный ответ:



а) алтарь Зевса; б) святилище Афины; в) усыпальница царя Мавсола; г) храм Посейдона.

Тест 10.

В классический период культуры Древней Греции были созданы такие скульптуры, как а) «Дорифор», б) «Афина и Марсий», в) «Зевс Олимпийский», г) «Дискобол», д) «Раненая амазонка», е) «Афина Промахос», ж) «Диадумен», з) «Афина Парфенос», и) «Гера», к) «Афина Лемния». Найдите среди перечисленных работ произведения скульптора Поликлета

Тест 11.

В IV веке до н.э. в греческой скульптуре на смену величавости, ясности и гармонии приходят драматический пафос, лиризм и грациозность. Создаются такие великолепные произведения, как а) «Менада», б) «Отдыхающий сатир», в) «Аполлон Бельведерский», г) «Гермес с младенцем Дионисом», д) «Надгробие юноши», е) «Афродита Книдская», ж) «Апоксиомен», з) «Аполлон, убивающий ящериц».

Укажите, какие работы принадлежат скульптору Праксителю.

Тест 12.

Скульптурный канон первым сформулировал : 1) Мирон; 2) Фидий; 3) Поликлет; 4) Пракситель.

Тест 13.

Родоначальником трагического жанра, "отцом трагедии" считается: 1) Эсхил ; 2) Софокл; 3) Аристофан; 4) Еврипид

Тест 14.

Отцом бытовой комедии является: 1) Эсхил; 2) Ксенофонт; 3) Аристофан; 4) Фукидид

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Тест 1.

В архитектуре этрусков обязательным элементом городского дома был атриум, представлявший собой: а) купольное сооружение из клиновидных балок; б) главный вход в. дом; в) главное помещение дома с отверстием в крыше и бассейном ; г) крытую галерею, соединяющую помещения дома.

Тест 2.

Этруски в VII-VI вв. до н.э. на погребальных урнах и саркофагах делали скульптурные изображения головы или фигуры покойного. Какой из перечисленных материалов употреблялся этрусками для изготовления погребальных урн и саркофагов.

а) мрамор ; б) гранит; в) терракота; г) бронза.

Тест 3.

В период Римской республики получает развитие скульптурный образ типа тогатуса, представлявшего собой: а) рельефное изображение государственных деятелей; б) скульптурное изображение знатных римлян; в) образ облаченного в тогу римлянина; г) скульптурные портреты в духе этрусского культа почитания предков.

Что такое тогатус? Выберите правильный ответ.

Тест 4.

Наукой всех наук в Риме считалась (лось): 1) военное дело; 2) философия ; 3) риторика; 4) юриспруденция

Тест 5.

В 81 году в Риме воздвигается одна из лучших триумфальных арок, представляющая собой двадцатиметровое мраморное сооружение, украшенное бронзовой скульптурной группой, изображающей императора и богиню победы на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Укажите, в честь какого императора была воздвигнута эта арка: а) Веспасиана; б) Августа; в) Тита; г) Тиберия; д) Нерона.

Тест 6.

Среди площадей императорского Рима выделялся грандиозными размерами Форум, построенный в 109-113 гг. На площади Форума была установлена конная статуя императора и возвышалась тридцатиметровая колонна, названная его именем. Укажите, в честь какого императора был создан этот Форум, установлена на нем колонна и конный монумент:

а) Августа; б) Веспасиана; в) Траяна; г) Нерона; д) Калигулы.

Тест 7.

В 211--216 гг. в Риме императором Каракаллой возводится одно из самых крупных сооружений. Что это было за сооружение? Выберите из нижеперечисленных:

а) Пантеон; б) акведук; в) термы; г) базилика.

Тест 8.

По распоряжению императора Адриана в 125 году на Марсовом поле возводят храм всех богов - Пантеон, имеющий оригинальную конструкцию, своеобразные пропорции и решения по освещению интерьера. «Око Пантеона» представляет собой а) вход в здание, б) проем в стене, в) отверстие в купольном перекрытии ; г) систему купольных отверстий.

Около 170 г. создается знаменитая конная статуя римскому императору - «философу на троне», записавшему в своем дневнике: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение - смутно, строение всего тела - бренно, душа - неустойчива, судьба -. загадочна, слава - недостоверна». Какому императору воздвигнут этот конный монумент:

а) Константину; б) Флавию; в) Марку Аврелию ; г) Октавиану Августу?

К произведениям величайших поэтов «золотого века» римской поэзии Вергилия, Горация, Овидия неоднократно обращались в своем творчестве поэты России. Так, А. С. Пушкин в стихотворениях «Баратынскому», «Чаадаеву» упоминает имя одного из этих поэтов, а в первой главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон.

Назовите полное имя великого римского поэта, которого упоминает в своих произведениях А. С. Пушкин.

Публий Овидий Назон

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Существовало несколько видов канонического изображения фараона: идущего - с вытянутой вперед ногой; спокойно сидящего на троне - его руки лежат на коленях; усопшего - в облике бога Осириса со скрещенными на груди руками, которые держат символы власти - жезл и плеть. Атрибутами фараона были клафт - полосатый платок с концами, спускавшимися на плечи; немес - головная повязка; короны - белая, в форме кегли(символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреплялся урей - изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема. В облике властителя портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальность и величием.

Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Одновременно полная устойчивость фигуры, обобщенность ее художественного решения и пластическая точность в передаче сюжета достигались путем заключения фигур сидячих писцов в воображаемый треугольный контур. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска: мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские -- в желтый; волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Помещенные в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их души, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывались в деталях. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.

Главным объектом творчества скульпторов в период Древнего царства был земной владыка или вельможа, реже простолюдин. Образ божества не являлся центральным; обычно богов изображали довольно схематично, часто с головами птиц или животных. Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. Эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали.

Помимо статуй умерших в гробницу помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам - изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Статуи царей были явно связаны с праздником хебсед, так как фараоны изображены в характерном одеянии, которое они носили во время этого праздника. В противоположность статуям богов, царей и вельмож, статуэтки пленных и слуг отличаются разнообразием положений, а часто и лучшей трактовкой. Это вполне понятно, так как здесь скульптор не был связан требованиями канона и перед ним стояли совсем иные задачи. Уже сама необходимость изобразить человека связанным или несущим какой-нибудь предмет заставляла мастеров искать новые положения для фигур, а требование отразить этнические особенности привлекало внимание к их отбору и тщательной передаче. То же самое следует сказать и о статуэтках детей, где вставала задача показа характерных черт детского тела. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

В эпоху Среднего царства ведущие позиции в пластическом искусстве занимает фиванская школа. Если сначала она следует принципам схематизации и идеализации, то затем в ней усиливается реалистическое направление: царская статуя, прославляя могущество фараона, должна в то же время закрепить в сознании народа его конкретный облик. С этой целью скульпторы используют новые приемы - контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица. В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, лодка с гребцами, их отличает непосредственность и правдивость. Царские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти статуи не были уже скрыты в залах заупокойных храмов, посещавшихся крайне ограниченной группой людей. Теперь они являлись памятниками, прославлявшими живых правителей страны. Новое назначение статуй определило и их новые формы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания к индивидуальному образу.

В ранний период Нового царства происходит отход от пластических нововведений предшествующей эпохи: при максимальной идеализации сохраняется только самое общее портретное сходство. Но, начиная с царствования Тутмоса IV, скульпторы отказываются от канонической строгости форм в пользу изысканной декоративности: прежде гладкая поверхность статуи покрывается теперь тонкими струящимися линиями одежды и завитками париков и оживляется игрой светотени. Усиливается стремление к передаче движения и объема; тела обретают мягкость, рисунок лица - большую точность. Тенденция к естественности и реалистичности характерна преимущественно для статуй частных лиц. Эта тенденция достигает своей кульминации при Эхнатоне, когда происходит полный разрыв с каноном; от идеализации отказываются даже при изображении царя и царицы. Скульпторы ставят перед собой задачу передать внутренний мир персонажа, а также добиться реалистического изображения человеческого тела. В пластическом искусстве эпохи XIX-XX династий не сдает своих позиций и реалистическое направление, что проявляется, прежде всего, в царском портрете: здесь нет больше гиперболизованной мускулатуры, неестественно прямой позы, застывшего взгляда, устремленного вдаль; фараон предстает в образе сильного, но обычного воина, не в парадном, а в бытовом одеянии. Утверждается светский образ царя - не бога, а реального земного правителя. Новый стиль введен сразу и имеет явно полемический характер. Царь не желал быть похожим на изображения прежних богов, которые всегда выполнялись по всей строгости древних канонов, как и фигуры царей.

В начальный период Позднего царства пластическое искусство переживает упадок. В XI-IX вв. до н.э. монументальная скульптура уступает место малым формам (небольшие бронзовые статуэтки). В конце IX - начале VIII вв. до н.э. возрождается реалистический скульптурный портрет. В Саисскую и Персидскую эпохи реалистическое направление соперничает с возродившейся традиционалистской тенденцией. Образы, созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и все древнеегипетское искусство, к вечности, поэтому из них изгонялось все случайное, суетное, второстепенное. В процессе обработки металла скульптуры пользуются большей свободой, а фигуры являются полностью обособленными, опирающимися на пьедестал и не имеющими иных точек опоры. Руки отделяются от туловища, а ноги изображаются врозь. Все это придает статуям большую легкость, наделяя их известной грациозностью. Несмотря на идеализацию, портреты передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.