Рерих николай константинович краткая творчество. Николай рерих


Биография
Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель. Николай Константинович Рерих - отец востоковеда Ю.Н. Рериха (1902-1960) и художника С.Н. Рериха (1904-1991). В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Согласно семейному преданию ее возникновение относится ко временам викингов. Один из старейших представителей рода Рерихов в XIII веке возглавлял рыцарский орден Тамплиеров, среди предков Н.К. Рериха были политики и военачальники.
Николай Константинович Рерих родился 9 октября (по старому стилю - 27 сентября) 1874 в Петербурге, в семье нотариуса Окружного суда Санкт-Петербурга (с 1873). Отец Николая, Константин Федорович Рерих, в 1860 женился на Марии Васильевне Калашниковой и поселился с ней в Санкт-Петербурге - в особняке на Николаевской набережной (ныне Университетская), в котором открыл собственную юридическую контору. Кроме Николая, в семье было еще трое детей: младшие братья Борис и Владимир и старшая сестра Лидия. Вместе с семьей жил и дедушка по линии отца, Федор Иванович (умер в возрасте 105 лет), обладавший коллекцией масонских символов. Летние и зимние каникулы семья Рерихов проводила в загородном поместье Извара, приобретенном Константином Рерихом в 1872 у графа Семена Воронцова (название "Извара" было дано поместью Воронцовым после возвращения из путешествия по Индии; в переводе с санскрита означает "Бог" или "Божественный Дух"). В 1883 Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой легкостью, что фон Май воскликнул: "Будет профессором!". Большинство предметов преподавалось на немецком языке. Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда, охота. Первым учителем рисования был друг отца Николая - художник Михаил Микешин.
В 1893 Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у А.И. Куинджи (окончил в 1897). Одновременно, по условию, высказанному отцом, желавшим сыну более практичного образования, Николай поступил на юридический факультет в Государственный Университет (окончил в 1898); прослушал курс историко-филологического факультета. Одновременно с обучением в Университете Николай Рерих начинает зарабатывать иллюстрированием в журналах "Звезда" и "Всемирная иллюстрация" и иконописью, получив заказы от нескольких церквей. В 1897 Н.К. Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян ("Начало Руси. Славяне"). Древние летописи и книги более основательно стал изучать с 1895, когда познакомился с В.В. Стасовым, заведовавшим художественным отделом в Публичной библиотеке. Еще в годы учебы в университете Рерих вступил в члены Русского Археологического Общества.
По окончании учебы в Академии и в Университете стал помощником главного редактора собственного журнала Стасова "Искусство и художественная промышленность", статьи, печатавшиеся в журнале, подписывал псевдонимом Р. Изгой. При поддержке Стасова стал помощником директора музея Общества поощрения художников. Первая поездка Николая Рериха была совершена на пароходе летом 1899 из Санкт-Петербурга в Новгород по великому водному пути, по которому более тысячи лет назад в ладьях викингов плавали варяги. В 1900 умер Константин Рерих, Мария Рерих продала Извару, и на полученные деньги Николай смог осуществить долгожданную мечту - в сентябре он отправился учиться в Париж, по пути заехав в Берлин, Дрезден и Мюнхен. В мастерской исторического живописца Фернана Кормона Николай Рерих учился до середины 1901, вернувшись летом в Россию. 28 октября 1901 в церкви Императорской Академии Художеств, в б часов после полудни, Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Шапошникова, познакомившиеся летом 1899, стали мужем и женой. Елена Ивановна, племянница княгини Путятиной, была на пять лет младше Николая Рериха. На всю оставшуюся жизнь она станет его "другиней и вдохновительницей", и он назовет ее "Ладой", старинным русским именем, в котором для него звучала "гармония, вдохновение и сила". Чтобы обеспечить семью, в том же 1901 Рерих предложил свою кандидатуру на должность секретаря Общества Поощрения художников и был принят на должность, несмотря на наличие других, более старших и опытных, претендентов. Летом 1903 Рерих с женой путешествовал по России, посетив двадцать семь городов. Целью путешествия было изучение древней архитектуры. Результаты поездки были представлены на Выставке архитектурных этюдов Рериха, открывшейся в Обществе Поощрения художников в январе 1904. Николай II, посетивший выставку, пожелал, чтобы всю серию приобрел музей Александра III (в настоящее время Русский музей), но в день его посещения Россия объявила войну Японии, и дело осталось незавершенным. В том же году семьдесят этюдов и несколько других картин Николая Рериха было отправлено в Америку как часть русской экспозиции на выставку-продажу в город Сант-Луис (в Россию картины вернулись лишь через семьдесят лет).
С 1906 - директор Рисовальной школы при этом обществе (до 1918). С 1909 - действительный член Петербургской академии художеств. В 1910-1919 - председатель объединения "Мир искусства". К революции 1917 Н.К. Рерих отнесся сочувственно; входил в состав Комиссии по делам искусств, созданной в марте 1917 под председательством А.М. Горького. В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, Николай Рерих вынужден был уехать на Карельский перешеек.
С весны 1918 жил за рубежом: в начале 20-х годов в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии. В 1918 году Н.К. Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. В 20-х и 30-х годах совершил две большие экспедиции по Центральной и Восточной Азии (в 1924-1928 совместно с женой Е.И. Рерих и сыном Ю.Н. Рерихом и в 1934-1935). В 1926 посетил Москву, был на Алтае. В 1929, совместно с сыном, основал институт гималайских исследований ("Урусвати") в Нагаре. С 20-х годов Николай Константинович Рерих вел просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Рериха в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). В 1942-1944 являлся почетным президентом Американо-русской культурной ассоциации. Умер Н.К Рерих 13 декабря 1947 в местечке Нагар (долина Кулу, штат Пенджаб, Индия). В 1991 в Москве был создан Международный центр Рерихов (преобразован из Советского фонда Рерихов).
Среди литературных работ Николая Константиновича Рериха - стихи, проза, публицистика: "Правовое положение художников в Древней Руси" (1898; дипломная работа на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета), "Цветы Мории" (1921; сборник стихов), "Пути Благословения" (1924), "Сердце Азии" (1929), "Твердыня Пламенная" (1932), "Нерушимое" (1936), "Врата в будущее" (1936), "Алтай - Гималаи", "Художественная техника в применении к археологии" (курс лекций в Петербургском Археологическом институте), статьи по вопросам искусства и охраны памятников старины
Николай Константинович Рерих - автор более 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии. Среди живописных работ Рериха - монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции, серия из девяноста полотен (памятники древнерусской архитектуры): "Гонец. "Восстал род на род" (из цикла "Славяне. Начало Руси"; картина была представлена Рерихом в качестве дипломной работы по окончанию Академии художеств; 1897; Третьяковская галерея), "Поход" (1899), "Заморские гости" (подзаголовок - "Народная живопись"; 1901; Третьяковская галерея; на выставке в Академии Художеств в 1902 картину приобрел царь Николай II предназначая ее для царскосельского дворца), "Город строят" (1902; Третьяковская галерея), "Небесный бой", "Каменный век" (1910, местонахождение неизвестно), "Человечьи праотцы" (1911, местонахождение неизвестно), "Крик змея" (1913, Псковский музей), "Град обреченный" (1914, местонахождение неизвестно), "Знамение" (1915; Одесский художественный музей), "Гуга Чохан" (1931; Третьяковская галерея), "Знаки Гэсера" (1940; Русский музей), "Гималаи. Нанда-Деви" (1941; Русский музей), "Тибет. Монастырь" (1942; Русский музей), "Помни" (1945; Русский музей). Среди работ в области театрально-декорационной живописи - декорации к опере "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова (1909), драме "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1912), балету "Весна священная" И.Ф. Стравинского (1913), пьесе М. Метерлинка "Сестра Беатриса" (1914), опере "Князь Игорь" А.П. Бородина (1914; Русские сезоны С.П. Дягилева). Среди работ в области монументального искусства - эскизы для церковных росписей и мозаик: церковь святого Духа в Талашкине (1914), майоликовые фризы и живописные панно в частных особняках.С 1906 Н.К. Рерих писал темперой, с 20-х годов - преимущественно синтетическими красками. Через 10 лет после смерти Н.К. Рериха, более 400 произведений, созданных им в Индии, по завещанию Н.К. Рериха было передано в музеи СССР.
__________
Источники информации:
Проект Mystic-world - www.mystic-world.net/Roerich/Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический справочник "Санкт-Петербург", Всемирная энциклопедия классического искусства "Великие мастера", Иллюстрированный энциклопедический словарь)
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru
Биография

Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель. Николай Константинович Рерих - отец востоковеда Ю.Н. Рериха (1902-1960) и художника С.Н. Рериха (1904-1991). В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Согласно семейному преданию ее возникновение относится ко временам викингов. Один из старейших представителей рода Рерихов в XIII веке возглавлял рыцарский орден Тамплиеров, среди предков Н.К. Рериха были политики и военачальники.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября (по старому стилю - 27 сентября) 1874 в Петербурге, в семье нотариуса Окружного суда Санкт-Петербурга (с 1873). Отец Николая, Константин Федорович Рерих, в 1860 женился на Марии Васильевне Калашниковой и поселился с ней в Санкт-Петербурге - в особняке на Николаевской набережной (ныне Университетская), в котором открыл собственную юридическую контору. Кроме Николая, в семье было еще трое детей: младшие братья Борис и Владимир и старшая сестра Лидия. Вместе с семьей жил и дедушка по линии отца, Федор Иванович (умер в возрасте 105 лет), обладавший коллекцией масонских символов. Летние и зимние каникулы семья Рерихов проводила в загородном поместье Извара, приобретенном Константином Рерихом в 1872 у графа Семена Воронцова (название "Извара" было дано поместью Воронцовым после возвращения из путешествия по Индии; в переводе с санскрита означает "Бог" или "Божественный Дух"). В 1883 Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой легкостью, что фон Май воскликнул: "Будет профессором!". Большинство предметов преподавалось на немецком языке. Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда, охота. Первым учителем рисования был друг отца Николая - художник Михаил Микешин.

В 1893 Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у А.И. Куинджи (окончил в 1897). Одновременно, по условию, высказанному отцом, желавшим сыну более практичного образования, Николай поступил на юридический факультет в Государственный Университет (окончил в 1898); прослушал курс историко-филологического факультета. Одновременно с обучением в Университете Николай Рерих начинает зарабатывать иллюстрированием в журналах "Звезда" и "Всемирная иллюстрация" и иконописью, получив заказы от нескольких церквей. В 1897 Н.К. Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян ("Начало Руси. Славяне"). Древние летописи и книги более основательно стал изучать с 1895, когда познакомился с В.В. Стасовым, заведовавшим художественным отделом в Публичной библиотеке. Еще в годы учебы в университете Рерих вступил в члены Русского Археологического Общества.

По окончании учебы в Академии и в Университете стал помощником главного редактора собственного журнала Стасова "Искусство и художественная промышленность", статьи, печатавшиеся в журнале, подписывал псевдонимом Р. Изгой. При поддержке Стасова стал помощником директора музея Общества поощрения художников. Первая поездка Николая Рериха была совершена на пароходе летом 1899 из Санкт-Петербурга в Новгород по великому водному пути, по которому более тысячи лет назад в ладьях викингов плавали варяги. В 1900 умер Константин Рерих, Мария Рерих продала Извару, и на полученные деньги Николай смог осуществить долгожданную мечту - в сентябре он отправился учиться в Париж, по пути заехав в Берлин, Дрезден и Мюнхен. В мастерской исторического живописца Фернана Кормона Николай Рерих учился до середины 1901, вернувшись летом в Россию. 28 октября 1901 в церкви Императорской Академии Художеств, в б часов после полудни, Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Шапошникова, познакомившиеся летом 1899, стали мужем и женой. Елена Ивановна, племянница княгини Путятиной, была на пять лет младше Николая Рериха. На всю оставшуюся жизнь она станет его "другиней и вдохновительницей", и он назовет ее "Ладой", старинным русским именем, в котором для него звучала "гармония, вдохновение и сила". Чтобы обеспечить семью, в том же 1901 Рерих предложил свою кандидатуру на должность секретаря Общества Поощрения художников и был принят на должность, несмотря на наличие других, более старших и опытных, претендентов. Летом 1903 Рерих с женой путешествовал по России, посетив двадцать семь городов. Целью путешествия было изучение древней архитектуры. Результаты поездки были представлены на Выставке архитектурных этюдов Рериха, открывшейся в Обществе Поощрения художников в январе 1904. Николай II, посетивший выставку, пожелал, чтобы всю серию приобрел музей Александра III (в настоящее время Русский музей), но в день его посещения Россия объявила войну Японии, и дело осталось незавершенным. В том же году семьдесят этюдов и несколько других картин Николая Рериха было отправлено в Америку как часть русской экспозиции на выставку-продажу в город Сант-Луис (в Россию картины вернулись лишь через семьдесят лет).

С 1906 - директор Рисовальной школы при этом обществе (до 1918). С 1909 - действительный член Петербургской академии художеств. В 1910-1919 - председатель объединения "Мир искусства". К революции 1917 Н.К. Рерих отнесся сочувственно; входил в состав Комиссии по делам искусств, созданной в марте 1917 под председательством А.М. Горького. В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, Николай Рерих вынужден был уехать на Карельский перешеек.

С весны 1918 жил за рубежом: в начале 20-х годов в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии. В 1918 году Н.К. Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. В 20-х и 30-х годах совершил две большие экспедиции по Центральной и Восточной Азии (в 1924-1928 совместно с женой Е.И. Рерих и сыном Ю.Н. Рерихом и в 1934-1935). В 1926 посетил Москву, был на Алтае. В 1929, совместно с сыном, основал институт гималайских исследований ("Урусвати") в Нагаре. С 20-х годов Николай Константинович Рерих вел просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Рериха в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). В 1942-1944 являлся почетным президентом Американо-русской культурной ассоциации. Умер Н.К Рерих 13 декабря 1947 в местечке Нагар (долина Кулу, штат Пенджаб, Индия). В 1991 в Москве был создан Международный центр Рерихов (преобразован из Советского фонда Рерихов).

Среди литературных работ Николая Константиновича Рериха - стихи, проза, публицистика: "Правовое положение художников в Древней Руси" (1898; дипломная работа на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета), "Цветы Мории" (1921; сборник стихов), "Пути Благословения" (1924), "Сердце Азии" (1929), "Твердыня Пламенная" (1932), "Нерушимое" (1936), "Врата в будущее" (1936), "Алтай - Гималаи", "Художественная техника в применении к археологии" (курс лекций в Петербургском Археологическом институте), статьи по вопросам искусства и охраны памятников старины

Николай Константинович Рерих - автор более 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии. Среди живописных работ Рериха - монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции, серия из девяноста полотен (памятники древнерусской архитектуры): "Гонец. "Восстал род на род" (из цикла "Славяне. Начало Руси"; картина была представлена Рерихом в качестве дипломной работы по окончанию Академии художеств; 1897; Третьяковская галерея), "Поход" (1899), "Заморские гости" (подзаголовок - "Народная живопись"; 1901; Третьяковская галерея; на выставке в Академии Художеств в 1902 картину приобрел царь Николай II предназначая ее для царскосельского дворца), "Город строят" (1902; Третьяковская галерея), "Небесный бой", "Каменный век" (1910, местонахождение неизвестно), "Человечьи праотцы" (1911, местонахождение неизвестно), "Крик змея" (1913, Псковский музей), "Град обреченный" (1914, местонахождение неизвестно), "Знамение" (1915; Одесский художественный музей), "Гуга Чохан" (1931; Третьяковская галерея), "Знаки Гэсера" (1940; Русский музей), "Гималаи. Нанда-Деви" (1941; Русский музей), "Тибет. Монастырь" (1942; Русский музей), "Помни" (1945; Русский музей). Среди работ в области театрально-декорационной живописи - декорации к опере "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова (1909), драме "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1912), балету "Весна священная" И.Ф. Стравинского (1913), пьесе М. Метерлинка "Сестра Беатриса" (1914), опере "Князь Игорь" А.П. Бородина (1914; Русские сезоны С.П. Дягилева). Среди работ в области монументального искусства - эскизы для церковных росписей и мозаик: церковь святого Духа в Талашкине (1914), майоликовые фризы и живописные панно в частных особняках.С 1906 Н.К. Рерих писал темперой, с 20-х годов - преимущественно синтетическими красками. Через 10 лет после смерти Н.К. Рериха, более 400 произведений, созданных им в Индии, по завещанию Н.К. Рериха было передано в музеи СССР.

Источники информации:

  • Проект Mystic-world - mystic-world.net
  • Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический справочник "Санкт-Петербург", Всемирная энциклопедия классического искусства "Великие мастера", Иллюстрированный энциклопедический словарь)
  • Проект "Россия поздравляет!"

Рерих Николай Константинович (1874 – 1947)

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин , рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.

В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.

Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».


Н.К.Рерих с сыновьями. 1914 – 1915

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и путишествиями будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

К этому же периоду относятся и работы художника на тему христианства, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А.П. Бородина, «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку И.Ф. Стравинского.

Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.

В мае 1917 года из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

В двух словах определить его заслуги перед русской и мировой культурами не представляется возможным. Николай Константинович Рерих был больше, чем просто художником, но еще и тонким мыслителем, путешественником, этнографом, историком. Его по-прежнему помнят и чтят. Пожалуй, именно этот человек связал Восток и Запад, Россию и Индию тонкими, но прочными узами.

Биография Николая Рериха

Николай Когстантинович родился 27.09.(9.10.).1874г. Отец будущего художника был нотариусом, и в его жилах текла кровь древних викингов. К истории, литературе и музыке мальчик пристрастился еще дома, а также во время учебы в частной гимназии. Довелось ему принимать участие и в археологических раскопках, где он прикоснулся к древности воочию. Рерих собрал великолепную коллекцию старинных раритетов, включавшую более 30000 экспонатов. Параллельно он учился на юриста в Петербургском университете и в .

В формировании его личности значительную роль сыграли художники А.И.Куинджи и , а также критик и историк искусства В.В.Стасов. Первая серия картин Рериха была посвящена славянской Руси. Это и «Заморские гости», и «Город строят», и «Славяне на Днепре». Одно из полотен приобрел известный меценат . Рерих продолжил обучение в Париже.

В начале ХХ века Рерих с супругой Еленой Ивановной предпринял большое путешествие по старинным российским городам, в результате которого создал множество живописных этюдов. На 1906 год приходится изменение художественной манеры Рериха - он принимает решение отказаться от масляной живописи в пользу темперы. Под кистью Рериха оживают герои мифов, преданий и легенд - вещий Боян из «Слова о полку Игореве», Микула Селянинович и др.

Рериху доводилось работать и на росписях иконостасов и целых церквей. Наиболее известна его Богородица, написанная для церкви в селе Талашкино. Рерих сочетал занятия живописью с преподаванием и руководящими должностями. Так, с 1910 года он возглавлял знаменитое объединение «Мир искусства». С 1918 года художник оказывается вне России, в Финляндии.

Об эмиграции он не думал, и эмигрантом себя не считал. Тем не менее, художник не опустил руки и продолжал интенсивно работать. В течение трех лет он выставляет свои работы в США. Там же в 1923-м году открывается музей его имени и несколько культурных центров. Во второй половине 20-х гг. Рериху удается реализовать давнюю детскую мечту - побывать в Гималаях и Тибете, посетить Китай и Индию. Здесь художник ощутил новый прилив сил, прикоснулся к тайнам бытия и космическим тайнам человеческой жизни.


Уже после первой экспедиции Рерихи поселились в индийской долине Кулу. Она станет их пристанищем почти на два десятилетия, вплоть до кончины Николая Константиновича. Рерих всегда был рыцарем Красоты и много делал для ее сохранения и приумножения. Его Пакт о необходимости охраны культурного наследия был подписан несколькими десятками стран мира. Специально для этого документа Рерихом была разработана особая символика - Знамя Мира. Это окружность, в которую вписаны три красных круга меньшего диаметра. Они могут быть истолкованы в различных аспектах.

Философия Рериха нашла выражение в учении Живой Этики. Соавтором многих книг Рериха выступала супруга. Разумеется, Рерих непредставим без пейзажей, на которых изображены горы. Он рисовал их без устали, в разное время суток, и очень разными. Тема России продолжает звучать в творчестве художника и в 30-е гг. В годы войны Рерихи были полностью на стороне СССР.

Николай Рерих ушел из жизни в 1947 году, ожидая положительного решения о возможности возвращения на Родину, но так и не дождавшись его. Сыновья художника - Святослав и Юрий - достойно продолжили дело отца.

  • Сохранилась уникальная запись голоса Николая Рериха, где он по-английски размышляет о Шамбале и возможности ее существования.

Николай Константинович Рерих - художник, путешественник, философ-гуманист, писатель, великий радетель культуры и просвещения. Член многих организаций, автор около 7000 картин и 30 литературных трудов.

Семья Рерихов

С 1906 по 1918 гг. Рерих был директором Школы Императорского общества поощрения художеств. В этот период его картины постоянно выставлялись в Европе. Знаменитые Лувр и Римский национальный музей приобрели несколько полотен Рериха. Постепенно претерпевает изменения и сам стиль Рериха, художник практически отказался от масляных красок, он стал работать с темперой. Основными источниками вдохновения для него по-прежнему остаются русские исторические и фольклорные герои. Николай Рерих - непревзойдённый мастер яркой, сильной метафоры. В своих картинах он говорил, кричал людям: насилие бессмысленно, есть другой путь - путь добра и любви, он светел…

Художник был популярен и уважаем как на родине, так и за границей. В России до 1918 г. было издано девять его монографий, десятки журналов посвящали свои номера творчеству Николая Рериха. Замечательный писатель Леонид Андреев, горячий поклонник творчества художника, назвал его творчество «Державой Рериха».

Тем временем семейная жизнь Рерихов шла своим чередом. У супругов был свой взгляд на воспитание детей. Они не без оснований считали, что ребёнку необходимо помогать в раскрытии природных талантов. Их первый сын Юрий с детства интересовался историей и философией, Святослав же тяготел к рисованию. Оба мальчика учились в знаменитой гимназии Мая, каждый в соответствии с наметившимися способностями. Елена Ивановна очень много занималась с детьми, читала, обучала иностранным языкам и музыке. У Рерихов был свой домашний театр, где они постоянно ставили семейные спектакли.

В 1915 г. Рерих заболел воспалением лёгких. По совету врачей художник переехал жить в Карелию, в город Сортавала . Несколько лет семья прожила в краю озёр. Карельский климат благотворно сказался на здоровье Николая Константиновича, художник плодотворно работал. В 1919 г. в Стокгольме открылась его персональная выставка. И вновь, как и в России - громогласный успех, в дальнейшем картины Рериха выставлялись на лучших скандинавских вернисажах. В 1919 г. Рерих вместе с семьёй прибыл в Англию. Его старый друг Сергей Дягилев помог Рериху в устройстве выставки в Лондоне. Совместно с Дягилевым в Лондоне Рерих работал над постановкой русских опер. В столице Англии Николай Рерих познакомился с великим индийским писателем Рабиндранатом Тагором, лауреатом Нобелевской премии. Писатель, очень впечатлённый семьёй Рерихов, делает им предложение посетить Индию. Для супругов, с молодости увлечённых восточной философией, предложение Тагора было крайне заманчиво. Индия - страна обетованная для искателей истины.

В Америке

В 1920 г., Рерих, получает заманчивое предложение от Чикагского института искусств. Директор института предложил организовать большое выставочное турне - по 30 городам США. Николай Константинович согласился. В ноябре 1920 г. Рерихи прибыли в Америку. К тому времени в США обосновалось множество переселенцев из России. С их помощью в Нью-Йорке Рерих основал Институт Объединённых искусств, целью его открытия являлось объединение народов земли, созидание общечеловеческих ценностей посредством культуры и искусства. В США Рерих провёл множество выставок, на которых были представлены как уже известные работы, так и картины, написанные в Америке. Помимо выставочной и просветительской деятельности, художник успешно работал над декорациями для постановок в Чикагском оперном театре. В Америке Рерих имел имидж пацифиста и гуманиста, многие считали его провидцем, человеком, познавшим истину. Находясь в Англии и США, Рерихи принимали участие в нескольких спиритических сеансах. Николай Рерих и его жена Елена Рерих заявляли, что посредством спиритического сеанса с ними на связь вышли Учителя Мория и Кут Хуми, которые были представителями «Гималайского братства». Среди последователей Рериха он считался Западным Далай-ламой. Вместе с единомышленниками Рерих основывает корпорацию «Белуха». Это предприятие было создано с целью приобретения концессии, дающей права на горнодобывающую и земельную деятельность в окрестностях горы Белухи, расположенной на Алтае. Рерих любил Алтай, и наряду с Гималаями, он считал Алтай особым местом силы.

Главным устремлением в жизни Рерихов был поиск высших истин. Основная концепция - самосовершенствование как путь к просветлению. Супруги серьёзно увлекались индийской философией. Именно в Индии они надеялись найти то, что так упорно искали.

Отношения с Советами

Николай Рерих никогда не испытывал любви к большевикам. Скорее наоборот, проживая в эмигрантских столицах, он проводил весьма жёсткую линию по отношению к новой Советской власти. Неоднократно с различных трибун он негативно отзывался о том, что произошло и происходит в России. Из-под его пера вышло немало обличительных статей на эту тематику. И тут неожиданное дело, Рерих резко изменяет отношение к Стране Советов и её большевистскому руководству. Николай Константинович абсолютно разочаровался в Белом движении, особенно после разгрома в 1920 г., азиатской дивизии под командованием барона Унгерна, начальником обоза дивизии служил его родной брат - Владимир Константинович Рерих.

В 1923 г. в Берлине Рерих встречается с полпредом СССР Н. Н. Крестинским, а впоследствии с его помощником Г. А. Астаховым. Результатом этих встреч стал визит Рериха в Москву . В чём же причина столь разительной перемены? Есть версия, что Рерих определил для себя буддизм и коммунизм, как одну общую, идеальную религию. Советские представители доложили Г. В. Чичерину, главе МИД СССР, о встрече с интересным полубуддистом-полукоммунистом Рерихом. Чичерин был очень заинтересован, оценив масштаб личности Рериха, он надеялся использовать его как активного пропагандиста советского строя на Западе. Николай Рерих в этой ситуации преследовал свои цели, в его планах было создание идеальный страны на территории Монголии и Сибири. Страны, живущей на основании буддийских ценностей. Разумеется, без большевиков подобный план был не осуществим.

Путешествие по Азии

2 декабря 1923 г. Рерих вместе с семьёй прибыл в Индию. Это было гигантское путешествие, охватывающее различные географические пояса. Маршрут экспедиции: Сикким, Кашмир, Ладак, Китай, Россия, Алтай, Монголия, Тибет. За четыре года странствий собраны бесценные фольклорные и лингвистические материалы, найдено несколько редчайших древних манускриптов, проведены археологические раскопки. Написаны две книги: «Сердце Азии» и «Алтай - Гималаи», созданы серии картин «Гималаи», «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока». На Алтае, в районе горы Белухи, Рерих подбирал место для создания культурного центра. В своей литературе Рерихи проводили параллели между буддистской общиной и коммуной, неоднократно упоминали Ленина . В 1925 г. художник создал полотно под названием «Гора Ленина», на картине чётко виден легко узнаваемый профиль вождя. Рерихи всегда верили в существование Шамбалы (Беловодья) - легендарной страны, где живут Махатмы - просветлённые люди, обладающие всеми знаниями мира и управляющими им. После экспедиции они утверждали, что нашли Шамбалу и лично общались с учителями Махатмами. В 1926 г. наркому Чичерину, было вручено письмо с посланием от Махатм, в нём содержались слова приветствия и одобрения деятельности Советского руководства.

Пакт Рериха

В 1929 г. Рерих совместно с доктором международного права Г. Шклявером создаёт проект Договора о защите культурных ценностей - Пакт Рериха. Также был представлен проект отличительного знака защиты - Знамя Мира. Знамя представляло собой белое полотнище с тремя красными кругами, символизирующими религию, искусство и науку. Идею создания пакта поддержали великие деятели науки и искусства: Альберт Энштейн, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Герберт Уэллс и многие другие. Кандидатура Рериха была выдвинута на Нобелевскую премию мира. 15 апреля 1935 г. состоялось подписание Пакта Рериха, на церемонии лично присутствовал Франклин Рузвельт. Пакт Рериха стал первым документом, декларирующим защиту культурных ценностей. Последующие голоса в защиту культуры зазвучали лишь только после Второй Мировой войны. Рерих стал первым человеком, во всеуслышание заявившим миру о необходимости охраны вечных культурных ценностей, созданных мировой цивилизацией.

Институт Урусвати

Институт «Урусвати» был основан Рерихами в 1928 г. Идея его создания была совместной. Институт находился в Индии в долине Кулу на высоте 1200 метров. Николай и Елена Рерих стали соучредителями института, а их старший сын - Юрий Рерих исполнял должность директора. Цель создания «Урусвати» - научные изыскания, затрагивающие различные области человеческих знаний. Это был некий исследовательский центр, научная станция в Гималаях. В институте ставились самые передовые, а порой даже фантастические задачи. Предполагалось успешно использовать синтез знаний восточной и западной цивилизаций. В дальнейшем на том же месте планировалось построить Ур - город знаний. С тех пор семья Рерихов проживала в долине Кулу.

В 1935 г. при поддержке американского правительства Николай Рерих вместе с сыном Юрием организовывает новую экспедицию, их маршрут пролегал через Хинганский хребет и пустыню Гоби, эти местности находились на территории Монголии и Китая. Во время путешествия проводились археологические раскопки, собирались этнографические материалы, была создана серия этюдов.

Наступил 1941 г., мир запылал в пожаре Второй Мировой. С первых дней войны Николай Константинович Рерих всеми силами и средствами пытался помочь родине. Вместе с младшим сыном Святославом художник устроил аукцион картин, все средства от продажи которых были переведены в фонд Красной Армии. Николай Константинович писал статьи, выступал по радио со словами поддержки советскому народу. Во время войны художник создал несколько блестящих патриотических полотен: «